Методические рекомендации к таблицам "Техника выполнения различных видов резьбы"
методическая разработка (технология, 6,7,8 класс) по теме

А.В.Напалков

Методическое руководство к таблицам

« Резьба по дереву »
« Техника выполнения различных видов резьбы »

Пособие для учителей трудового обучения
 общеобразовательных школ
к курсу профессиональной подготовки
образовательной области
«Технология»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodichka_k_tablicam_po_rezbe.doc66 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_metodichke.ppt1.05 МБ

Предварительный просмотр:

А.В.Напалков

Методическое руководство к таблицам

« Резьба по дереву »

« Техника выполнения различных видов резьбы »

Пособие для учителей трудового обучения

 общеобразовательных школ

к курсу профессиональной подготовки

образовательной области

«Технология»

Предисловие

Комплект учебных таблиц разработан в соответствии с программой профессиональной подготовки для общеобразовательных школ по курсу «Резьба по дереву».

При этом ставится цель познакомить учащихся с технологическими приёмами декоративной отделки изделий. Серия состоит из таблиц, призванных помочь учителю при рассмотрении теоретических, организационных и технико-технологических сведений. Содержание каждой таблицы отражает лишь обязательный минимум сведений по технологии выполнения различных видов резьбы, где изображены технически грамотные приёмы её выполнения.

В зависимости от дидактических целей урока таблицы могут использоваться :

  1. при объяснении новых приёмов работы;
  2. при обобщении ранее изученных сведений;
  3. при закреплении усвоенных технологических приёмов в ходе изготовления изделий.

Показ учителем рабочей позы, способов и приёмов резьбы, сопровождаемый демонстрацией учебных таблиц, способствует закреплению знаний, помогает учащимся самостоятельно, без обращения к учителю, восстановить в памяти показанные рабочие приёмы.

Практически каждая таблица используется многократно, не только непосредственно при изучении данного вопроса, но и потом, в ходе усвоения и последующей отработки рабочих навыков.

Данное наглядное пособие призвано способствовать овладению учащимися специфической терминологией, развитию творчества, кругозора.

Содержание и оформление таблиц удовлетворяет требованиям политехнического принципа и отражает творческую и профориентационную направленность трудового обучения.

Костино

          2 0 0 4 г.

Таблица №1.  КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА

Таблица используется при обучении приёмам выполнения контурной резьбы.

Контурная резьба по технике выполнения является самой простой. Линейный, несколько углубленный рисунок из прямых, извилистых или ломаных линий в виде двухгранных выемок на ровной поверхности древесины, чётко очерчивающий контур изображения, выглядит резким и жестковатым.

Эта техника широко применялась в русской народной резьбе (Ярославские прялки, Мордовские сундучки и др.).

Отсутствие рельефа в контурной резьбе не снижает её художественной выразительности. Контурная резьба, несмотря на простоту, требует навыков свободного владения резчицким инструментом, аккуратности и внимания.

Рассмотрим технику и приёмы выполнения контурной резьбы.

Начинающему резчику лучше выполнять резьбу на древесине мягких пород – липе, осине, а затем, после приобретения навыков, на более твёрдых породах.

Резьба выполняется в два приёма: надрезание и подрезание. Нож-косяк держат лезвием на себя и несколько наклонно, вводя «носок» в древесину и с усилием ведут вдоль линии рисунка, направляя движение резца большим пальцем левой руки. Надрезав линию с одной стороны, приступают к подрезанию: положение резца в руке не меняется, только руку наклоняют в противоположную сторону, и также с усилием делается  подрезка уже надрезанного контура.

При обучении школьников приёмам выполнения контурной резьбы необходимо ознакомить  их с правилами безопасности труда. В ходе выполнения практических работ учащиеся должны овладеть приёмами исполнения контурной резьбы:

  1. составление эскиза композиции;
  2. подготовка основы для резьбы;
  3. выполнение резьбы;
  4. отделка готового изделия.

На вводном занятии целесообразно показать качественно выполненные образцы, подготовленные учителем. Опыт показывает, что наличие таких образцов-эталонов и возможность их зрительного восприятия улучшает качество выполняемых учащимися работ.

Таблица №2,№3. КОНТУРНАЯ РЕЗЬБА

Таблицы используются при изучении темы «Замкнутая композиция и её виды: круг, квадрат, прямоугольник».

Контурная резьба характеризуется тем, что её фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления-выемки, проходящие по всему контуру рисунка. В контурной резьбе используют главным образом изобразительные мотивы: листья, цветы, фигуры животных, птиц и т.д. контуром режут всевозможные прожитки, сетки, детали крупных элементов композиции. Изображение, выполненное контурной резьбой, похоже на гравированный рисунок, линии его резки, жестки, игры светотени почти нет. В некоторых случаях вокруг контура рисунка делают чеканку фона, т.е. фон режут в виде неглубоких линий или хаотических выемок, что придает резьбе весьма живописный вид.

Таблица №4. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА

Таблица используется при изучении темы «Декоративные и технологические особенности геометрической резьбы».

Геометрическая резьба представляет собой всевозможные орнаменты и композиции, составленные из несложных геометрических фигур в разнообразных комбинациях. Относительная простота геометрической резьбы, её декоративность, небольшой набор инструментов, необходимый для её выполнения, сделали этот вид резьбы очень популярным.

Используя таблицу, учитель показывает и называет элементы геометрической резьбы:

  1. двугранные клинорезные выемки разной конфигурации, глубины и ширины;
  2. трёхгранные выемки различной ширины и глубины;
  3. четырёхгранные;
  4. криволинейные выемки в виде скобок.

Различные узоры получают путём повторения прямых или криволинейных выемок, заключённых в какую-либо геометрическую фигуру (круг, квадрат, прямоугольник,…).

Наиболее распространённым элементом геометрической резьбы является трёхгранная выемка (треугольник) различной формы и размеров. Поэтому часто такую резьбу называют трёхгранно-выемчатой. Комбинациями из треугольников можно получить огромное количество вариантов разнообразных узоров для художественного оформления поверхностей.

В геометрической резьбе помимо трёхгранных выемок иногда применяют четырёхгранные (квадрат, ромб, прямоугольник) разной формы.

К разновидностям геометрической резьбы относится и скобчатая резьба, выполняемая полукруглыми стамесками. Простейший элемент скобчатой резьбы (скобка) делается в два приёма, что получается намного быстрее, чем в трёхгранно-выемчатой резьбе. Скобчатая резьба отличается округлыми плавными линиями, мягкими переходами светотеней в желобчатых выемках.

Таблица №5 «АЗБУЧНЫЕ» ЭЛЕМЕНТЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЗЬБЫ,

ПОРЯДОК ИХ РАЗМЕТКИ

Таблица используется при изучении темы «Геометрическая резьба, исходные «азбучные» элементы резьбы».

В начале урока учитель сообщает, что точная, аккуратная разметка с помощью чертёжных инструментов – одно из основных требований при разметке геометрической резьбы. По таблице учитель знакомит школьников с основными элементами геометрической резьбы, их названием и правилами разметки.

КУЛИЧИКИ – разметку начинают с нанесения твёрдым карандашом двух параллельных линий, ограничивающих ширину. Затем размечают треугольники. Линии делят на равные части при помощи линейки или циркуля-делителя.

ТРЕУГОЛЬНИКИ – вначале проводят две параллельные линии, ограничивающие ширину. Затем размечают треугольники, а в них средние линии, пересекающиеся внутри треугольников.

Далее учитель объясняет, как комбинациями из треугольников можно получить различные варианты элементов для художественной отделки поверхности: ВИТЕЙКА, ЗМЕЙКА, ЁЛОЧКА, РОМБЫ, ЦЕПОЧКА. Последовательность разметки этих элементов в геометрической резьбе такая же, как и при разметке треугольников.

ЗВЁЗДОЧКИ – наносят две параллельные линии, ограничивающие ширину звезды. Затем размечают квадраты. После этого проводят диагонали квадрата и в полученных четырёх треугольниках размечают средние линии.

Демонстрируя натуральные образцы, учитель подчёркивает, что комбинациями из наиболее распространённых элементов геометрической резьбы можно получить огромное количество вариантов разнообразных узоров для художественной отделки поверхности. При разметке сложного узора сначала вычерчивают рамку, затем внутренние линии для основного узора. После этого разбиваю внутреннее пространство на геометрические элементы – сначала, как правило, на квадраты (прямоугольники), а затем на треугольники.

При составлении собственной композиции не следует стремиться заполнить резьбой всю поверхность изделия. Необходимо добиваться гармоничного сочетания резного узора с плоскостью фона. Именно этот контраст и создает подлинную красоту резного украшения.

Таблица №6. ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКОЙ РЕЗЬБЫ

 

Таблица используется при обучении приёмам выполнения геометрической резьбы.

Геометрическая резьба легко, быстро и чисто выполняется на древесине мягких пород. Для упражнений в освоении техники выполнения резьбы используют дощечки – заготовки с выстроганной поверхностью.

Учитель акцентирует внимание на том, что по технике выполнения трехгранные выемки могут быть:

  1. равнобедренными с углублением у вершины (куличики);
  2. равносторонними с углублением в центре ( треугольники);
  3. равнобедренными с углублением у основания (сияние).

 Упражнения следует начинать с наиболее простых элементов – куличиков.

Резьба куличиков.

Держа резец вертикально, надрезают стороны треугольника от вершины к основанию. Глубина надреза у вершины должна быть максимальной, а у основания – сходить на нет. Надрезы следует делать строго вертикально и на одинаковую глубину. Сделав надрезы, резец наклоняют и вдоль линии основания треугольника носком, постепенно углубляя его, срезают стружку – подрезают треугольник. Образуется плоский треугольник, заглубленный у вершины на 2 –3 мм, основание которого лежит на поверхности заготовки. Здесь же учителю необходимо отметить, что если куличики расположены под углом к направлению волокон, то направление движения резца при подрезании нужно выбирать таким, чтобы резание было по слою древесины.

Резьба треугольников

Начиная резьбу, ставят носок резца в место пересечения средних линий треугольника так, чтобы пятка  была направлена в одну из его вершин. Держа резец вертикально, делают надрез к вершине треугольника. В каждом треугольнике делают три таких надреза. Затем срезают грани теми же приёмами, какими выполнялась подрезка куличиков. Грани треугольников , расположенные под углом  к волокнам, надо срезать так, чтобы резание было по слою древесины. Грани должны быть плоскими и сходиться по линии вертикального надреза в центре треугольника. Линии, ограничивающие стороны треугольника на поверхности заготовки, должны быть чёткими и прямыми.

Освоив резьбу основных элементов геометрической резьбы, приступают к выполнению узора по собственному замыслу.

Таблица №7. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА

Таблица используется при изучении темы «Замкнутая композиция и её виды: круг, квадрат, прямоугольник…».

Геометрическая резьба проста. Её декоративность сделали этот вид резьбы очень популярным. Простые и предельно чёткие геометрические узоры с богатой игрой светотени при определённом освещении хорошо украшают изделия различные по своему назначению, и дают возможность фантазировать и создавать оригинальные изделия.

Используя таблицу, учитель показывает как,  комбинируя основные элементы геометрической резьбы, можно построить множество орнаментальных композиций в замкнутом заданном пространстве (квадрат, прямоугольник).

Широко распространённым мотивом геометрической резьбы является круг – РОЗЕТКА. Невозможно даже вообразить многочисленность её вариантов. Некоторые, наиболее часто употребляемые, с делением окружности на 4, 6, 8 частей приведены в таблице. В сочетании с треугольниками, квадратами, ромбами, прямыми и ломаными линиями мотив розетки встречается во многих композициях.

В технике геометрической резьбы можно получить также различные орнаменты растительных форм в виде листьев, цветов, плодов и т.п. В этой технике выполняют панно, орнаментальные полосы, всевозможный декор.

Таблица №8. ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА

Таблица используется при изучении темы «Декоративные особенности плоскорельефной резьбы, её разновидности».

Плоскорельефная резьба широко распространена  в домовой резьбе. Получаемое изображение находится на одной плоскости, а рельеф резьбы, различный по рисунку и композиции, выявляется путём выбирания или углубления фона вокруг какого-либо элемента резьбы или орнамента. Такой вид резьбы даёт возможность резчику выполнять различные композиции с растительными орнаментами, изображениями животных, птиц, человека. Однако техника работы довольно трудоёмка, требует определённого мастерства и опыта, наличия разнообразного резчицкого инструмента.

Используя таблицу, учитель отмечает, что плоскорельефная резьба имеет несколько разновидностей по технике выполнения:

  1. с заоваленным контуром;
  2. с подобранным (выбранным) фоном;
  3. с подушечным фоном.

Резьба с заоваленным контуром является наиболее простым видом плоскорельефной резьбы. По технике выполнения она напоминает контурную резьбу, так как рисунок состоит из двугранных выемок, но выемки режутся более глубоким, а их грани закругляются (заоваливаются). Как правило, со стороны форм орнамента выемки режутся и заоваливаются круче, а со стороны фона – более отлого.

Резьба с подобранным фоном выполняется так же, как и резьба с заоваленным контуром. Фон выбирают на определённую глубину и в зависимости от характера рисунка при необходимости придают ему особую декоративность, используя профильные порезки или чеканку фона.

В некоторых случаях фон заоваливают так, что он нигде не остаётся плоским. Такой фон называют подушечным, а резьбу – заоваленной с подушечным фоном.

Далее учителю необходимо отметить, что в развитии плоскорельефной резьбы большую роль сыграл абрамцево-кудринский промысел, который возник в конце XIX века. Для работ характерны растительные мотивы с закругленными листьями, так называемая «пальчатая» резьба, плоский полированный орнамент, почти полностью закрывающий поверхность и матовый тонированный фон с начеканкой  из точек.

Таблица №9. ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛОСКОРЕЛЬЕФНОЙ РЕЗЬБЫ

Таблица используется при обучении приёмам выполнения плоскорельефной резьбы.

Резьба с заоваленным контуром по технике выполнения напоминает контурную.

 Процесс резьбы начинается с надрезания по контуру рисунка резцом или краем отлогой стамески почти вертикально. Затем следует подрезка со стороны фона. После подрезания приступают к заоваливанию грани со стороны элемента орнамента с таким расчётом, чтобы эта грань закруглялась круче, чем подрезка на границе с фоном. Получается рельефное изображение с плавными мягкими заоваленными линиями без резких теней.

Резьба с подобранным фоном.

По контуру рисунка делается надрезание с небольшим наклоном от линии рисунка в сторону фона. Такой наклон дает возможность защитить края орнамента от случайных порезок при выборке фона. В конце работы нужно подрезать его вертикально, только по линии рисунка, а затем уже обработать грань контура  орнамента. После надреза по контуру выполняется подрезка на заданную глубину, одинаковую по всей плоскости орнамента. Затем приступают к выборке фона прямыми, полукруглыми, отлогими стамесками, в зависимости от того, каким задуман фон. При зачистке фона важно учитывать направление слоёв древесины, чтобы не было задиров.

Резьба с подушечным фоном отличается от предыдущих видов тем, что фон нигде не остаётся плоским. Рисунок круто заоваливают со стороны контура и более отлого со стороны фона, который по форме напоминает подушечки.

В заключение, учитель отмечает, что в технике плоскорельефной резьбы подушечный фон делает изображение наиболее насыщенным, живописным, а резьба с заоваленным контуром или подобранным фоном выглядит более строго, графично.

Таблица №10. РЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА

Таблица используется при изучении темы «Художественные и технологические особенности рельефной резьбы».

Рельефная резьба – это резьба с «глухим» фоном, высоким рельефным узором, почти не имеет плоской поверхности. Этот вид резьбы подразделяется на барельефную резьбу – с низким рельефом, и горельефную резьбу – с более высоким рельефом. Рельефная резьба отличается от других видов большей выразительностью, декоративностью, обилием светотени, свободной композицией. Рельефная резьба считается довольно трудоёмкой, поскольку требует мастерства и опыта резьбы по дереву, большого набора инструмента.

Техника выполнения рельефной резьбы следующая. Сначала выполняют рисунок в технике плоскорельефной резьбы с подобранным фоном, а затем продолжают разрабатывать рельеф плоскости орнамента или узора. В рельефной резьбе основную роль играет разработка рельефа на детали, поэтому при проработке рисунка резчик должен уметь ориентироваться в расположении высоких и низких участков, обеспечивающих игру светотени.

Без определённых знаний соразмерности высоты и глубины рельефа невозможно создание рельефного изображения, поэтому, прежде чем приступить к работе, нужно постараться приобрести хотя бы небольшой опыт в лепке объёмных фигур из пластилина или глины. Этот навык поможет во много раз быстрее выполнять рельефные композиции на дереве.

Рельефную резьбу иногда для упрощения делают накладной. Элемент декора опиливают по контуру, делают рельеф и отдельными элементами накладывают на подготовленный фон.

Таблица №11. СКУЛЬПТУРНАЯ РЕЗЬБА

Таблица используется при изучении темы « Скульптурная пластика».

Скульптурная резьба представляет собой объёмную декоративную скульптуру из дерева. Готовое резное изделие просматривается со всех сторон, может иметь очень высокий или совсем низкий рельеф.

В этой технике выполняю и маленькую детскую игрушку, и крупную станковую скульптуру.

Техника выполнения скульптурной резьбы является самой сложной. Приступая к выполнению резьбы, необходимо хорошо овладеть всеми приёмами контурной, геометрической, плоскорельефной и рельефной резьбы, так как присущие скульптуре обработка всей поверхности, круговой обзор требуют тщательной, хорошо продуманной деталировки и применения разнообразной техники.

Резчик должен учитывать размер скульптуры с возможностями её использования, расположения в окружающем пространстве, а также соизмерить его с заготовкой, т.е. скульптура должна максимально уложиться в масштабе заготовки. Приступать к резьбе следует лишь тогда, когда до мельчайших подробностей будет ясен весь замысел: форма, размер, техника обработки.

Для того чтобы во время работы не подстерегла неудача, надёжным приёмом является лепка из пластилина или из глины модели будущей скульптуры. Это дает возможность почувствовать объём, уточнить технику, разработку и деталировку рельефа, определить необходимый инструмент для выполнения резьбы.

Техника скульптурной резьбы. Сначала любую по размеру заготовку для скульптуры надёжно закрепляют так, чтобы можно было свободно подойти к ней с любой стороны. Следующим этапом работы является нанесение основных контуров будущей скульптуры и вырубка грубых форм фигуры. После обруба основных форм приступают к выявлению деталей с помощью стамесок, с последующей деталировкой рельефа более мелкими стамесками. Окончательную обработку производят специальными стамесками, позволяющими передать фактуру древесины. Срезать древесину нужно осторожно, мелкими срезами, обрабатывая заготовку со всех сторон. Работая над скульптурой, надо, кроме выявления формы, объёма, движения, стремиться передать характер образа.

Скульптуру, особенно декоративную, лучше всего вырезать из мягких пород древесины, причём дерево должно быть хорошо просушено, без гнили, так как в процессе резьбы это осложнит работу и скажется на качестве.

Таблица №12. ПРОРЕЗНАЯ РЕЗЬБА

Таблица используется при изучении темы «Прорезная резьба: художественные и технологические особенности, техника выполнения резьбы».

Прорезная резьба называется также сквозной или пропильной, так как при этом способе резьбы удаляется фон. В сочетании с другими видами резьбы получают достаточно выразительный орнамент, создаётся впечатление воздушности изделия.  Приёмы выполнения резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена , особенно в украшении деревянных домов. Более трудоёмкой считается прорезная резьба в сочетании с рельефными формами. Такая резьба называется  сквозной ажурной. Широкое распространение прорезной резьбы объясняется и тем, что по сравнению с другими видами резьбы она менее трудоёмка.

Наиболее простым  и удобным является способ резьбы по трафаретам. Благодаря большому количеству вариантов она незаменима при изготовлении резного декора дома.

Техника выполнения прорезной резьбы.

Она довольно проста. На подготовленной и закреплённой заготовке размечают по трафарету выбранный узор орнамента. Для того чтобы вставить полотно пилы, высверливают отверстия и по контуру узора проводят опиловку. Затем заготовку зачищают шкуркой или стамеской снимают фаски. Резьба выполняется ограниченным набором простого инструмента. Самым производительным инструментом, безусловно, является электролобзик.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации обучающимся по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку

Методические рекомендации направлены на оказание помощи обучающимся при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы по русскому языку...

Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом. Устная часть.Английский язык Учитель иностранного языка МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 12 о.Муром"

ОГЭ по английскому языку в 2016 году. Изменения. Содержание устной части ОГЭ по английскому языку. Обобщенный план демонстрационного варианта экзаменационной работы по английскому языку. Образцы Задан...

Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом

Повышение объективности результатов государственной итоговой аттестации по программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена  во многом определяется...

Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА  ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИМетодические материалы для председателейи членов региональных предметных комиссийпо проверке выполнения заданий с развернутым ответом экз...

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПОЛНЕНИЮ ШКОЛЬНИКАМИ ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТА) ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛНКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» ПО ТУРИЗМУ

Актуальность развития детско – юношеского туризма в нашей стране обусловлена  следующим моментом:  в настоящее время в России возрождается Всероссийский  физкультурно – спор...

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ

Индивидуальный итоговый проект 1 – учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении ...

Методическое сообщение по теме: «Развитие различных видов вокальной техники в детском хоре»

Развитию вокальной техники способствуют поставленная цель, доброжелательная и  творческая обстановка (атмосфера), спокойное состояние учащихся, без которого трудно добиться свободы самоощущения.Д...