ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПОЛНЕНИЮ ШКОЛЬНИКАМИ ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТА) ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛНКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» ПО ТУРИЗМУ
статья по физкультуре (5, 6, 7 класс)
Актуальность развития детско – юношеского туризма в нашей стране обусловлена следующим моментом: в настоящее время в России возрождается Всероссийский физкультурно – спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». В качестве испытания (теста) по выбору, начиная с III ступени (мальчики и девочки 11 - 12 лет) в «новом Комплексе ГТО», будет проводиться пеший туристский поход с проверкой туристских навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalininskiy_rayon-_kizilyaeva-_statya.docx | 32.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Калининский район
Кизиляева Екатерина Юрьевна
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 98
с углубленным изучением английского языка
Калининского района Санкт-Петербурга
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ВЫПОЛНЕНИЮ ШКОЛЬНИКАМИ ИСПЫТАНИЯ (ТЕСТА) ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛНКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» ПО ТУРИЗМУ
Актуальность развития детско – юношеского туризма в нашей стране обусловлена следующим моментом: в настоящее время в России возрождается Всероссийский физкультурно – спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее – Комплекс ГТО). В качестве испытания (теста) по выбору, начиная с III ступени (мальчики и девочки 11 - 12 лет) в «новом Комплексе ГТО», будет проводиться пеший туристский поход с проверкой туристских навыков (далее – тест по туризму Комплекса ГТО). В таблице 1 рассмотрена протяженность маршрута, которая зависит от возрастной группы.
Таблица 1- протяженность туристский поход с проверкой туристских навыков
№ | Ступень | Возрастная группа, лет | Протяженность, км | Вид туризма |
1 | III | 11 - 12 | 5 | пешеходный |
2 | IV | 13 - 15 | 10 | пешеходный |
3 | V | 16 - 17 | 10 | пешеходный |
4 | VI | 18 - 29 | 15 | пешеходный |
5 | VII | 30 - 39 | 10 | пешеходный |
6 | VIII | 40 - 49 | 5 | пешеходный |
7 | IX | 50 - 59 | 5 | пешеходный |
В походе намечено проверять туристские знания и навыки: ориентирование на местности по карте и компасу, выбор места для установки палатки, разжигание костра, способы преодоления препятствий и др. Как видно из содержания данного испытания для его успешного выполнения школьникам требуется заранее получить всестороннюю туристскую подготовку. В своей работе мы рассмотрим возможность организации и проведения данной подготовки посредствам внеурочной деятельности учителя физической культуры.
С целью разработки программы туристской подготовки школьников и организационно-методических рекомендаций для выполнения теста по туризму Комплекса ГТО нами было проведено исследование.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение научной, учебной, учебно-методической и специальной литературы по проблеме исследования.
2. Экспертная оценка (Приняли участие 67 респондентов, в состав которых вошли: спортсмены-разрядники, занимающиеся спортивным туризмом; преподаватели в области спортивного туризма; тренеры по детско - юношескому туризму).
3. Метод математической статистики.
В результате исследования разработана программа подготовки школьников к сдаче норм по туризму Комплекса ГТО. Определены ее содержание и методика. Некоторые данные приведены в таблицах 2 и 3. Даны организационно-методические рекомендации, соответствующие каждой ступени Комплекса ГТО, содержащей данное испытание, входящей в школьное образование, которыми являются: III, IV и V ступени. Туристская подготовка учащихся образовательных учреждений старше 18 лет в данной работе не рассмотрена. Подготовка к сдаче теста по туризму Комплекса ГТО на наш взгляд должна быть организована с учетом дидактических принципов систематичности и последовательности по следующей схеме: образовательное учреждение - пришкольная территория – городской парк – Ленинградская область. Во время организации и проведения занятий следует уделять особое значение вопросам обеспечения безопасности обучающихся и предупреждению травматизма.
Таблица 2 - Типы, виды и средства туризма, включенные в программу подготовки школьников к выполнению теста по туризму Комплекса ГТО
№ | Наименование | Ступень Комплекса ГТО | ||
III | IV | V | ||
1 | Типы туризма | Рекреационный | Рекреационный спортивный | Рекреационный спортивный |
2 | Виды туризма | Пешеходный Лыжный | Пешеходный Лыжный | Пешеходный Лыжный |
3 | Средства туризма | Однодневные походы выходного дня (далее – ПВД), массовые туристские мероприятия | Однодневные и двухдневные ПВД массовые туристские мероприятия | Однодневные и многодневные ПВД, степенные и категорийные походы, массовые туристские мероприятия |
Таблица 3 - Место проведения и содержание занятий по подготовке школьников к сдаче норм по туризму Комплекса ГТО
№ | Место проведения занятий | Содержание занятий | ||
Ступень Комплекса ГТО | ||||
III | III | III | ||
1 | Учебный класс | Теория. Раздел: Основы туристской подготовки. | Теория. Разделы: Основы туристской подготовки. Топография и ориентирование. | Теория. Разделы: Основы туристской подготовки. Топография и ориентирование. Краеведение. |
2 | Спортивный зал | Теория и практика. Разделы: основы туристской подготовки, ОФП | Теория и практика. Разделы: Основы туристской подготовки. Топография и ориентирование. ОФП | Теория. Разделы: Основы туристской подготовки. Топография и ориентирование. Краеведение. ОФП |
3 | Пришкольная территория | Теория и практика. Разделы: основы туристской подготовки, топография и ориентирование, ОФП | Теория и практика. Разделы: Основы туристской подготовки. Топография и ориентирование. ОФП | Теория и практика. Разделы: Основы туристской подготовки. Топография и ориентирование. ОФП |
4 | Парк | Практика. Разделы: основы туристской подготовки, топография и ориентирование, краеведение. Прохождение личных и командных туристских полос препятствий. | Практика. Разделы: основы туристской подготовки, топография и ориентирование, краеведение. Прохождение личных и командных туристских полос препятствий. | Практика. Разделы: основы туристской подготовки, топография и ориентирование, краеведение. Прохождение личных и командных туристских полос препятствий. |
5 | Ленинградская область | Пеший ПВД. Длина маршрута 5 км. | Пеший однодневный ПВД. Длина маршрута 10 км. Пеший двухдневный ПВД. Длина маршрута 5 км в день. | Пеший однодневный и многодневный ПВД. Длина маршрута 10 км в день. Категорийный поход. |
Подготовка школьников к сдаче теста Комплекса ГТО по туризму. III ступень.
Согласно данным наших исследований в области детско - юношеского туризма подготовку к выполнению теста на данной ступени желательно начинать с младшей школы. Следует отметить, что в связи с возрастными особенностями школьников 7 – 10 лет большинство заданий должно даваться в игровой форме. На данном этапе подготовки актуально применять рекреационный тип туризма.
Основные виды туризма: пешеходный и лыжный. Начинать изучение туризма следует с пешеходного, т.к. множество его спортивно-технических составляющих свойственны и другим видам (лыжному, горному и т.д.). Это самый массовый вид туризма, что обусловлено относительной простотой организации, возрастной и экономической доступностью, широтой охвата географических ландшафтов. Большую часть ПВД составляют пешеходные походы. Это объясняется тем, что их можно совершать круглогодично в любом районе нашей страны. Кроме того, актуальность данного вида определена содержанием теста по туризму Комплекса ГТО. Лыжный туризм является одним из действенных и надежных средств развития выносливости и закаливания организма занимающихся. Первые занятия на лыжах следует проводить на пришкольной территории, затем – в ближайших парках.
На данном этапе актуальны следующие средства туризма: однодневные ПВД, массовые туристские мероприятия для школьников (туристские слеты и соревнования).
Первые занятия начальной туристской подготовкой следует проводить на базе образовательного учреждения в учебном классе, спортивном зале и на пришкольной территории. Актуальны для рассмотрения следующие темы: основы туристской подготовки, топография и ориентирование. После освоения пришкольной территории следует проводить занятия в ближайших парках. Актуальны для рассмотрения следующие темы: основы туристской подготовки, топография и ориентирование, краеведение. Рекомендуется организация туристских полос препятствий. Далее, после получения занимающимися соответствующей подготовки, следует проводить занятия в Ленинградской области. В форме пешего похода выходного дня. Протяженность маршрута должна быть приближена к 5 км.
Подготовка школьников к сдаче теста Комплекса ГТО по туризму. IV ступень.
Подготовку к выполнению теста на данной ступени желательно начинать после сдачи данного теста на предыдущей ступени. Кроме рекреационного рекомендуется применять спортивный тип туризма. Основные виды туризма: пешеходный и лыжный.
Средства туризма: однодневные и двухдневные ПВД, массовые туристские мероприятия для школьников (туристские слеты и соревнования). Для участия в двухдневном ПВД (а так же на следующих этапах подготовки в многодневном, категорийном и степенном походе) занимающийся должен быть обеспечен всем необходимым личным и групповым снаряжением в зависимости от погодных и климатических условий.
Первые занятия, как и на предыдущей ступени, следует проводить на базе образовательного учреждения в спортивном зале и на пришкольной территории. Темы занятий: основы туристской подготовки, топография и ориентирование. После освоения пришкольной территории следует проводить занятия в ближайших парках. Темы для изучения: основы туристской подготовки, топография и ориентирование, краеведение. Следует проводить туристские полосы препятствий: личные и групповые. Примеры станций: стороны горизонта, лекарственные растения, костер, топография, туристские узлы, снаряжение и т.д.
Далее, после получения занимающимися соответствующей подготовки, следует проводить занятия в Ленинградской области. В форме пешего однодневного и двухдневного ПВД. Длина маршрута в однодневном походе должна составлять около 10 км. В двухдневном – по 5 км в день. При соответствующей подготовке школьников возможно участие степенных и категорийных походах. Участие в которых возможно на данном и последующем этапе подготовки только при наличии должной физической и туристской подготовки участников, определенной посредствам тестирования. Рекомендуем занимающимся принимать участие в соревнованиях по технике пешеходного туризма.
Подготовка школьников к сдаче теста Комплекса ГТО по туризму. V ступень.
Подготовку к выполнению теста на данной ступени желательно начинать после сдачи данного теста на предыдущей ступени. Рекомендуемые типы туризма: рекреационный и спортивный. Основные виды туризма: пешеходный и лыжный. Средства туризма: однодневные и многодневные ПВД, степенные и категорийные походы, массовые туристские мероприятия.
Первые занятия, как и на предыдущей ступени, следует проводить на базе образовательного учреждения в спортивном зале и на пришкольной территории, далее в ближайших парках. Темы занятий (основы туристской подготовки, топография и ориентирование, краеведение) изучаются более подробно как в теории, так и на практике. Рекомендуем проводить туристские полосы препятствий: личные и групповые, по содержанию приближенные к соревнованиям по технике пешеходного туризма. А так же соревнования по спортивному ориентированию на дистанцию 2 – 4 км. Занятия в Ленинградской области следует проводить в форме пешего однодневного и многодневного ПВД. Длина маршрута в день должна быть приближена к 10 км.
Выводы:
1. Нами разработана программа начальной туристской подготовки школьников к выполнению теста по туризму Комплекса ГТО. Данная программа рассчитанная на обучающихся не состоящих в туристских объединениях, желающих успешно выполнить данный тест.
2. Разработаны организационно-методических рекомендаций по подготовке к выполнению теста по туризму Комплекса ГТО.
Список литературы:
1. Кизиляева, Е.Ю. Подготовка школьников 7 – 10 лет к сдаче норматива Комплекса «Готов к труду и обороне» по туризму / Е.Ю. Кизиляева // Материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава Национального государственного Университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург за 2014 г. / Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. – СПб.: [б.и.], 2015. – С.13 – 14.
2. Константинов Ю.С. Организация детско - юношеского туризма: Учебник учебник для студентов ВУЗов /Ю.С. Константинова, В.С. Степанов, Ю.Н. Федотов / под ред. Проф. В.А. Таймазова. – СПб., СПБГУФК им, П.Ф. Лесгафта, 2008. – С.20 -22.
3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры .- 4 изд. Стереотип. – М.: Советский спорт,2010. – С. 106 – 189.
4. Микшин А.В., Губаненков С. М. Дополнительная общеобразовательная программа «Спортивный туризм: соревнования спортивных походов и туристское многоборье». ГБОУ ДОД детский оздоровительно-образовательный туристский центр Санкт-Петербурга «Балтийский берег», 2013.
5. Приказ Министерства спорта РФ от 8 июля 2014 г. N 575 "Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)".
6. Туризм и спорт// Коллективная монография, под редакцией: проф. Мутко В.Л., проф. Таймазова В.А., проф. Богданова Е.И., проф. Федотова Ю.Н. и др..; с участием авторов проф. Шеманаев В.К., проф. Платонова Т.В., доц. Благово В.В., ст.преп. Голиков В.И. и др.// СПб.:Из-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2009 - 416с.
7. Солодков А.С. Здоровье детей в Санкт-Петербурге «Ученые записки», № 12(82) – 2011. – С. 165 – 170.
8. Федотов Ю.Н. Детско-юношеский туризм. Учебник /Федотов Ю.Н., Константинов Ю.С. изд. «ООО КОПИ-Р» 2013.-360 стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» В РАМКАХ ФГОС
в статье рассказывается о система подготовке к сдаче комплекса ГТО...
«Рабочая программа по физической культуре для учащихся 5-9 классов» с интеграцией Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» (Готов к труду и обороне)
В рабочую программу по физической кульуре интегрирован Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готтов к труду и обороне" (ГТО)...
Об утверждении государственных требований Всероссийского спортивно-физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» ГТО на 2018-2021 год
Об утверждении государственных требований Всероссийского спортивно-физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» ГТО на 2018-2021 год...
Методические рекомендации по организации и выполнению нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комаплекса "Гтов к труду и обороне"(ГТО))
Методические рекомендации...
Выступление на ШМО тема: "Внедрение Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» в школе."
Указ Президента Российской Федерации "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне"Выполнение нормативов Комплекса ГТО проводится в соревновательной обстан...
Выполнение нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
Выполнение нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)...
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО СПОРТИВНОГО КЛУБА В ПОДГОТОВКЕ ШКОЛЬНИКОВ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» ПО ТУРИЗМУ
Детский и юношеский туризм является эффективным средством воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся, утверждения здорового образа жизни, эффективно...