Маркетинг
элективный курс по технологии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
СОГЛАСОВАНО
Директор МБОУ «Средняя
Общеобразовательная школа №71»
________________ К. П. Васюченко
ПРОГРАММА КУРСА «ПРИКЛАДНОЙ МАРКЕТИНГ»
класс_______________________________________________________________
учитель_____________________________________________________________
количество часов: в год _____ час.; в неделю _______ час.
ОБСУЖДЕНО ПРИНЯТО
методическим объединением научно-методическим советом
учителей естественно-математич. МБОУ «Средняя общеобразовательная
цикла, технологии, ОБЖ, физ-ры школа№71»
протокол№_1_от_30.08_2011 протокол №_1_ от_31.08_2011
__________________________ _____________________________
Пояснительная записка
В настоящее время в нашей стране осуществляется переход к рыночной экономике. Для того чтобы выдержать конкурентную борьбу и достичь поставленных целей, российским предприятиям и организациям необходимо овладеть современной наукой управления. В основе рыночной концепции управления лежит маркетинг. Маркетинг – это умение определять и делать то, что нужно окружающим людям. Маркетинг является сегодня философией бизнеса. Он заставляет производство делать, а
торговлю продавать то, что желает потребитель. Кроме этого, сегодня маркетинг - это учебная дисциплина и специальность в ВУЗах; практическая деятельность в любых организациях и предприятиях; и, наконец, очень интересная и неплохо оплачиваемая работа, которая ждёт и тех, кто заинтересуется ею в будущем. Так что маркетинг – это ещё и возможность каждому из отдельных людей найти своё место в жизни и быть полезным другим.
Смыслом экономического образования в условиях российской школы является:
1) формирование у подростков ценностей, на основе которых человек способен адекватно решать собственные проблемы и нести ответственность за принятые решения;
2) расширение допрофессионального кругозора;
3) овладение умениями правильного пользования информацией, её анализа с использованием экономических знаний в общественной и частной жизни;
4) выработка определённого экономического мышления, предполагающего развитие функциональных умений и творческих способностей личности.
Умение решать проблемы с использованием основных экономических понятий и методов повышает эффективность экономического поведения и формирует способность прогнозировать последовательность возможных изменений в экономике. Экономические знания помогают правильно ставить вопросы; выбирать методы решения конкретных проблем; определять тип и объём информации для решения проблемы в том или ином случае; понимать и объяснять неожиданные результаты.
Формирование данных знаний и умений через образовательный процесс (бизнес – курс) позволит воспитывать новый тип выпускников, нацеленных на получение специального образования, инициативного человека новой формации и, прежде всего, грамотного гражданина цивилизованной страны. Кроме этого, данный курс востребован необходимостью создания в школе условий по самоопределению учащимися с профилем будущего обучения.
В соответствии с данным пониманием смысла экономического образования и спецификой обучения современного старшеклассника, можно сформулировать цель и задачи курса «Прикладной маркетинг», как одного из разделов экономики.
Цель курса: содействовать профессиональному самоопределению учащихся посредством формирования у них начальных представлений о комплексе маркетинга.
Задачи:
1) рассмотреть значение, историю развития, основные понятия маркетинга; выявить роль сегментирования рынка и позиционирования товара в комплексе маркетинга;
2) создать условия для развития умений предпринимательской деятельности и творческих способностей в области маркетинга.
3) способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности и лидерских качеств.
Программа рассчитана на 12 часов в 1 или 2 полугодии в 9-м классе. Она обеспечивается учебным пособием по элективному курсу «Прикладной маркетинг» для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений: предпрофильная подготовка учащихся. С. Н. Гудырин, А.Н. Гудырина. - М.: Вита – Пресс, 2005.
Изучение элективного курса призвано помочь учащимся в обоснованном выборе профиля обучения в старшей школе, оценив свои образовательные потребности.
Максимальная отдача от работы по программе достигается использованием современных методик обучения: технологий лекционно-практического и проектного обучения.
Содержание программы дополняет основной материал, который изучается на обычных уроках технологии, обществознания, а учащиеся приобретают опыт в анализе конкретных жизненных ситуаций.
Итоговый контроль (зачёт) предполагает публичное выступление (презентацию) при защите проделанной и оформленной исследовательской работы по маркетингу или выставки (проекта).
Тематический план
№п/п | Тема | Вид занятия | Кол-во часов |
1 | Маркетинг: Зачем он нужен? Возникновение и эволюция маркетинга. | Урок - ознакомление | 1 |
2 | Основные понятия маркетинга. Комплекс маркетинга. | Работа в группах. Выбор комплекса маркетинга для открытия перспективного бизнеса. | 2 |
3 | Сегментирование рынка: выбор «своих» потребителей. Позиционирование: создание неповторимого образа товара. | Урок – деловая игра | 1 |
4 | Сбор и анализ маркетинговой информации. Проведение маркетинговых исследований | Практическое задание: Разработать план сбора информации, провести, проанализировать, представить результаты исследования и дать рекомендации. | 2 |
5 | Товар: Что именно предложить потребителю. | Практическое задание Разработать товарную марку для нового потребительского товара. | 1 |
6 | Цена: Как правильно её назначить | Анализируем ситуацию | 1 |
7 | Распространение: Как доставить товар потребителю. | Самостоятельная работа | 2 |
8 | Продвижение: Как заявить о себе рынку. | Составить план участия школы в выставке образовательных учреждений | 2 |
Литература, необходимая для освоения курса
Литература для учащихся:
1.Абчук В. А. Основы предпринимательства. – М.: Вита – Пресс,1995.
2.Автономов Б. С. Экономика для школьников. – М.: Вита – Пресс,1998.
3.Гудырин С. Н., Гудырина А. Н. Маркетинг. – М.: Вита – Пресс, 2005.
4.Гудырин С. Н. Основы маркетинга. – М.: Вита – Пресс, 2005.
5. Лившиц И. В. Экономика. – М.: Вита – Пресс,1996.
Литература для учителя:
1. Бевентер Эдвин фон. Основные знания по рыночной экономике. – М.: Республика, 1993.
2. Гудырин С. Н. Основы маркетинга. – М.: Вита – Пресс, 2005.
3.Гудырин С. Н. Основы маркетинга. – М.: Вита – Пресс, 2005.
4. Мамедов О. Ю. Основы экономики в вопросах и ответах. – Ростов – на – Дону, 1996.
5. Савицкая Е. В., Серёгина С. Ф. Уроки экономики в школе. – М.: Вита – Пресс. 1999.
6. Сакс Д. Рыночная экономика и Россия. – М.: Экономика,1994.
7. Экономическая теория. Хрестоматия. – М.: Высшая школа, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Менеджмент и маркетинг» (рабочая программа элективного курса с применением ИКТ)
Элективный курс посвящён науке и искусству работы в условиях рыночной экономики. Профессия – менеджер, стала одной из популярных профессий в наше время и одной из самых востребованных на рынке труда. ...
Рыночная конкуренция. Маркетинг.
Урок на тему "Рыночная конкуренция. Маркетинг" посвящен изучению основ рыночной экономики, маркетинга, отношениям производителей и потребителей. В ходе используются игровые ситуации, кейс - методы, ин...
Исследовательский проект по экономике "Проблемы и перспективы развития банковского маркетинга"
Маркетинговое исследование удовлетворенности потребителей банковскими услугамиВ данной работе использованы результаты исследований качества обслуживания в ОАО «Альфа-банк», которое было проведено авто...
Урок экономики в 11 классе "Маркетинг"
презентация к уроку экономики в 11 классе "Маркетинг"...
Маркетинг и предпринимательство в сфере физической культуры и спорта
Специфичность сферы физической культуры и спорта делает необходимым рассмотрение и использование маркетинга в самом широком плане, т.е. маркетинга товаров, услуг, организаций, лиц, территорий и идей. ...
Основы маркетинга
методическая презентация к уроку обществознания в 11 классе по теме " Основы маркетинга"...
Менеджмент и маркетинг
что такое маркетинг...