Элективные курсы
элективный курс по технологии (6 класс) по теме

Животова Елена Владимировна

программы элективных курсов по технологии для 5-7 и 10 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnye_kursy.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования российской Федерации

                          МОУ «Новоеловская средняя общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА

 элективного курса по технологии для 7 класса  

в рамках предпрофильной подготовки

Название:  Домашние обереги в русской культуре. Технологии изготовления

Автор: Животова Е.В.

2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса «Домашние обереги в русской культуре. Технологии изготовления» предназначена для учащихся 7 класса.

Содержание элективного курса относится к предметам художественно-эстетического цикла, включает элементы мировой художественной культуры, истории и нацелено на изучение обрядовых традиций русского народа,  украшать дом оберегами-домовушками.  

Программа курса рассчитана на 68 часов.

Актуальность программы заключается в том, что сейчас во всем мире наблюдается интерес к славянской культуре, в то время как в нашей стране люди часто больше осведомлены о принципах Фэн-шуй, йоги, чем о культурны традициях своего народа.

Данный курс призван развить у учащихся творческие способности, интерес к изучению народных традиций, воспитывать уважительное отношение к  культуре русского народа.

Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность, целостность, интегрированность с предметами удожественно-эстетического цикла, доступность для обучающихся основной школы. Программа содержит основные сведения необходимые для достижения поставленных целей обучения.

Для реализации программы предполагается использование различных методов и форм проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практические работы, творческо-поисковый.

Программа включает теоретическую часть, практическую работу и оценку результатов обучения. Для оценки результатов по каждой теме планируется выполнение творческой работы.

Оборудование и материалы:

- иллюстративные материалы;

- соленое тесто;

- инструменты: стеки, кисточки, нож, ножницы;

- клей, краски;

- семечки, сухие ягоды, цветы, крупы,  колосья, соломка, ивовые прутья;

- картон, бумага, ткань;

- аудиозаписи народной музыки;

- духовой шкаф, мультимедийный проектор, аудиопроигрыватель.

Учащиеся должны знать: основные понятия и термины; традиции и приемы украшения дома; символику оберегов.

Учащиеся должны уметь:  использовать на практике полученные знания, изготавливать обереги своими руками.

ПРОГРАММА  ЭЛЕТИВНОГО  КУРСА «ДОМАШНИЕ ОБЕРЕГИ В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ. ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ»

Раздел 1. Подготовка  к  работе. – 10 ч.

Введение. – 2 ч. Знакомство с русским фольклором: преданиями, поверьями, приметами, традициями украшать дома оберегами. История соленого теста. Виды оберегов.

Материалы и инструменты. Приготовление соленого теста.  – 2 ч. Организация рабочего места. Правила ТБ. Материалы и инструменты для работы. Секреты и способы приготовления соленого теста.

Окрашивание изделий из соленого теста. – 2 ч. Сочетание цветов, их влияние на психику человека. Способы окрашивания. Использование шаблонов. Лакировка. Изготовление изделий золотистого цвета.

Сушка, склейка, хранение изделий из соленого теста. – 2 ч. Сушка: естественная, в духовке. Способы склеивания. Хранение изделий из соленого теста. Уход.

Символика оберегов. – 2 ч. Символическое значение используемы в оберегах материалов.

Раздел 2. Технология изготовления изделий.- 56 ч.

Подков на счастье – 3 ч. Символическое значение. Мотивы украшения. Технология изготовления. Практическая работа.

Венок счастья – 3 ч. Символическое значение. Мотивы украшения. Композиция. Изготовление плетеной косички. Технология изготовления венка. Практическая работа.

Дерево счастья – 3 ч. Символическое значение. Виды сувенира. Мотивы украшения. Изготовление настенного украшения.  Объемная композиция. Практическая работа.

Поделки из соленого теста в сочетание с природными материалами – 2 ч. Сочетание различных материалов. Способы соединения. Старичок-лесовичок.  Новогодний подсвечник с природными материалами. Животные.

Изготовление объемных фигурок – 3 ч. Виды. Особенности изготовления. Изготовление объемных фигурок для оберегов: каравай, цветы, птицы, мельница, кот, фигурки малышей и др.

Оберег-плетень – 6 ч. Символическое значение. Материалы и инструменты. Технология изготовления. Практическая работа.

Коса-домовушка - 4 ч.  Символическое значение. Материалы и инструменты. Предварительная подготовка. Технология изготовления. Практическая работа.

Оберег «Счастливый дом» - 6 ч. Славянские обряды и традиции связанные с новосельем. Символическое значение. Материалы и инструменты. Технология изготовления. Практическая работа.

Семейный оберег – 4 ч. Символическое значение. Материалы и инструменты. Технология изготовления. Практическая работа.

Лапоть. – 6 ч. Славянские обряды и традиции. Символическое значение. Материалы и инструменты. Работа с соломкой. Технология изготовления. Практическая работа.

Батюшка домовой – 6 ч. Домовой в фольклоре различных народов. Русские поверья и обряды. Материалы и инструменты. Технология изготовления. Практическая работа.

Домовенок – 4 ч. Из истории русского фольклора. Материалы и инструменты. Технология изготовления. Практическая работа.

Веничек- оберег – 6 ч. Славянские обряды и традиции связанные с новосельем. Символическое значение. Материалы и инструменты. Технология изготовления. Практическая работа.

Раздел 3. Заключение. – 2 ч.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антипова М.А. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками. – Ростов на Дону: Владис: М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192 с.
  2. Блинов Г.М. Чудо-кони, чудо-птицы. Рассказы о русской народной игрушке.-  М.: изд. «Детская литература», 1977.
  3. Грушко Е.А., Медведев Ю.М.  Русские легенды и обычаи. – М.: Эксмо, 2005.
  4. Казагранда Брижит Поделки из соленого теста. Практическое пособие. – Издательство АРТ-РОДНИК, 2007.
  5. Миловский А.С. Песнь жар-птицы: Рассказы о народных праздниках. – М.: издательство «Детская литература», 1987.
  6. «Цвет в интерьере»/ Составитель С. Хрусталева. – СПб: издательство «ДИЛЯ», 2005.
  7. Шептуля А. Э. Домашние обереги своими руками. – М.: Эксмо, 2006

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Разделы. Темы

Количество часов

теория

практика

Раздел 1. Подготовка  к  работе - 10 ч.

1.

Введение

2

2.

Материалы и инструменты. Приготовление соленого теста

2

3.

Окрашивание изделий из соленого теста

2

4.

Сушка, склейка, хранение изделий из соленого теста

2

5.

Символика оберегов.

2

  Раздел 2. Технология изготовления изделий.- 56 ч.

6.

Подков на счастье

1

2

7.

Венок счастья

1

2

8.

Дерево счастья

1

2

9.

Поделки из соленого теста в сочетание с природными материалами

2

10.

Изготовление объемных фигурок

1

2

11.

Оберег-плетень

2

4

12.

Коса-домовушка

1

3

13.

Оберег «Счастливый дом»

2

4

14.

Семейный оберег

1

3

15.

Лапоть

1

5

16.

Батюшка домовой

2

4

17.

Домовёнок

1

3

18.

Веничек- оберег

2

4

Раздел 3. Заключение

2

Министерство образования российской Федерации

                          МОУ «Новоеловская средняя общеобразовательная школа»

 Рабочая программа

 элективного курса по технологии для 10 класса  

 

Название:  История костюма.

Учитель:  Животова Е.В.

2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса «История костюма» предназначена для учащихся 10 класса. Составлена на основе авторской программы Овчаренко Л.А.

Содержание элективного курса относится к предметам художественно-эстетического цикла, включает элементы мировой художественной культуры, истории, изо и нацелено на изучение истории костюма.

Программа курса рассчитана на 34 часа.

 Цель и задачи программы:

 - познакомить учащихся с основными вопросами теории моды и историей костюма в России и за рубежом;

- дать начальные представления о процессе создания костюма;

- мотивировать творческую деятельность учащихся.

Для достижения цели программы предусмотрены занятия по композиции, теории моды, макетированию, истории костюма и основам народного кроя. Весь курс делится на теоретическую и практическую части и рассчитан на занятия по 1 часу в неделю. Как правило,   практическим работам предшествуют лекции, а некоторые из них проводятся в процессе практических работ.

В процессе занятий учащиеся занимаются выполнением эскизов, макетированием, исследовательской деятельностью, подготовкой творческих проектов.

Обучение осуществляется на основе дидактических методов: репродуктивного, прежде всего,  объяснительно-иллюстративного, продуктивного, активно-проблемного, частично-поискового (эвристического), а также исследовательского.

Виды выполнений итоговой работы.

Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога проводится в целях привития им навыков исследовательского характера в самостоятельном изыскании новых решений проблемных вопросов теории изучаемых дисциплин, закрепления и углубления теоретических знаний, умений и навыков работы с литературой. Самостоятельная работа учащихся осуществляется по заданию и под руководством педагога с последующим представлением письменно выполненной работы на заданную тему.

Реферат выполняется в целях расширения и закрепления теоретических знаний учащихся по теме курса. Ещё одним видом отчётности является выполнение эскизов по выбранной тематике.

Учащиеся самостоятельно выбирают вид отчётности, тематику для итоговой работы.

Работа принимается при условии, что она выполнена в предложенном объёме, использовано не менее 2-х тем; работа представлена в установленный срок, в предложенной педагогом форме, с соблюдением стандартных требований к её оформлению.

Итоговая форма отчётности - просмотр проектов учащихся с их защитой, рефераты, макеты изделий.

Учащиеся должны знать: основы теории моды; основные моменты истории костюма; основные понятия и термины, использующиеся в художественном проектировании; категории, свойства и средства композиции; этапы проектирования.

Учащиеся должны уметь: использовать знания средств и свойств композиции на практике; разработать несложный проект.

Оборудование и материалы:

- иллюстративные материалы: журналы, спец. литература, презентации.

- картон, бумага

- клей, краски, ножницы;

- ткань;

- швейная машина;

- утюг;

- мультимедийный проектор;

          Основные понятия курса:  одежда, костюм, аксессуары, ансамбль, комплект, мода, стиль, кафтан, барокко, рококо, эпоха Возрождения, модерн, симметрия, эскиз, коллекция, форма, композиция, силуэт, композиционный центр, контраст, подобие, нюанс, пропорции, масштабность, ритм,  фактура.

Изменения в авторской программе:

Сокращено количество часов на изучение курса, поскольку учебным планом на 2011-2012 учебный год в 10 классе предусматривается по 1 ч. в неделю, всего 34 ч.   В связи с этим, на рассмотрение большинства тем,  количество часов сокращено до одного часа. Часть тем  рассматривается обзорно в составе  других тем: тема «Мужчины и женщины – взаимопроникновение мужского и женского костюмов»  включена в занятие «История стилей»;  темы «Как мы видим форму» и «Как создать образ?» объединены в одну; форма костюма изучается при рассмотрении темы «Пропорции фигуры человека»; объединены темы «Цвет в одежде» и «Цвет и люди», «Декор в костюме» и «Макетирование костюма». Тема «Что такое проект?» исключена из курса так как учащиеся 10 класса уже знакомы с этим понятием.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  ЭЛЕТИВНОГО  КУРСА «ИСТОРИЯ  КОСТЮМА»

Вводное занятие.- 1 ч.  Роль одежды в жизни человека. Значение профессии художника-проектировщика. Основные понятия: одежда, костюм, обувь, аксессуары.

Раздел 1. Теория моды. – 3 ч.

Что такое мода. – 1 ч. Понятие «мода». Законы развития моды. Цикл моды. Антимода. Функции моды. Казусы моды.

Стиль в костюме. -1 ч. Понятие стиля. Классический стиль. Стиль «фэнтази». Спортивный стиль. «Шанель». Этнографический стиль.

Как появилась одежда? – 1 ч. История развития одежды. Обувь. Аксессуары.

Раздел 2. История костюма. – 20 ч.

Костюм древнего мира. Древний Египет. – 2 ч. Костюм Древнего Египта. Мужской костюм. Женский костюм. Египетский костюм в период Древнего царства. Среднее царство. Эпоха нового царства – расцвет древнеегипетского костюма.

Костюм Древней Греции. – 2 ч. Эстетическая основа древнегреческого костюма. Хитон. Верхняя одежда. Цвет в одежде. Женская одежда. Искусство прически.

Костюм средневековья. Романский стиль. – 2 ч. Мужская одежда. Женский костюм. Эстетические идеалы средневековья. Зарождение кроильного искусства.

Костюм средневековья. Готика. – 2 ч. Особенности костюма готического стиля. Особенности обуви. Цвет в костюме. Модные излишества готического костюма.

Костюм эпохи Возрождения. – 2 ч. История костюма эпохи Возрождения. Итальянское Возрождение. Костюм Флоренции раннего Возрождения. Прическа.

От барокко до рококо. – 2 ч. Барокко. Рококо. Особенности мужского костюм. Женский костюм.

Мода Французской революции. – 2 ч. Особенности костюма конца 18 – начала 19 века. Костюм санкюлота. Фрак. Карманьола.  «Нагая мода». Неоклассицизм. Платье-шемиз.

Русский костюм. – 4 ч. Древнерусская одежда до монгольского нашествия. Костюм Московской Руси XV – XVII веков. Европейская одежда в России XVIII века. Костюм в России XIX века.

Модерн – 1 ч. Особенности стиля «модерн» в костюме. Обувь стиля модерн. Цветовая гамма.

Основные этапы высокой моды во Франции. – 1 ч. Высокая мода. Основные этапы становления высокой моды. Мода от «кутюр».

Раздел 3. Основы проектирования. – 10 ч.

История стилей. – 1ч. Классический стиль. Спортивный стиль. Основные признаки. История развития.

Как создать образ? – 1 ч. Образ. Пластичность. Линии в костюме. Формы одежды.

Природные и искусственные формы. – 2ч. Декоративная переработка растительных форм. Разработка внутрисилуэтного очертания.

Пропорции фигуры человека. – 1  ч. Форма костюма. Пропорции тела. Типы фигур. Силуэт.

Композиция в костюме. – 1 ч. Понятие о композиции. Композиционное решение. Законы композиции. Тектоника.  Выполнение силуэтной заливки  изображений фигуры человека.

Свойства композиции. – 1 ч. Симметрия. Целостность формы. Контраст. Нюанс. Подобие. Композиционный центр. Статичные и динамичные формы.

Цвет в одежде.- 1 ч. Понятие цвета. Свойства цвета. Цвет как средство композиции. Цветовой тон. Светлота цвета. Насыщенность. Контраст. Родственные, родственно-контрастные и контрастные цвета. Цвета и люди.

Декор в костюме – 2 ч. Фактура. Декорирование костюма. Макетирование костюма. Наколка.

Итоговое занятие – 1 ч.

Литература

  1. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности. – 3-е изд., доп. – М.: РИПОЛ классик, 2007
  2. Криксунова И. Создай свой имидж. – С.- П., 1997
  3. Коммисаржевский Ф. История костюма. – Минск, 1998
  4. Пармон Ф. Композиция костюма. – М., 1985

Учебно-тематический план

занятия

Разделы. Темы

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие

1

Теория моды

2

Что такое мода?

1

3

Стиль в костюме

1

4

Как появилась одежда?

1

 

История костюма

5-6

Костюм Древнего мира. Древний Египет

1

1

7-8

Костюм Древней Греции

1

1

9-10

Костюм средневековья. Романский стиль

1

1

11-12

Костюм средневековья. Готика

1

1

13-14

Костюм эпохи Возрождения.

1

1

15-16

От барокко до рококо

1

1

17-18

Мода Французской революции

1

1

19-21

Русский костюм

1

2

22

Модерн

1

23

Основные этапы высокой моды во Франции

1

Основы проектирования

24

История стилей

1

25

Как создать образ?

1

26-27

  Природные и искусственные формы

2

28

Пропорции фигуры человека

1

29.

Композиция в костюме

1

30.

Свойства композиции

1

31

Цвет в одежде

1

32-33

Декор в костюме

1

1

34

Итоговое занятие

1

Министерство образования российской Федерации

                          МОУ «Новоеловская средняя общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА

 элективного курса по технологии для 5 класса  

в рамках предпрофильной подготовки

Название:  Работа с бумагой. Квиллинг.

Автор: Животова Е.В.

2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие :

- Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

- Обучать различным приемам работы с бумагой.

- Формировать умения следовать устным инструкциям.

- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

· Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитательные:

· Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Программа “Работа с бумагой. Квиллинг ” рассчитана на 68 часов -  2 ч. в неднлю .

В процессе реализации программы используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции.

Методы организации занятия:

 объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский;

 фронтальный,  индивидуально, групповой,  индивидуальный;

Ожидаемые результаты.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

Формы подведения итогов реализации
дополнительной образовательной программы

• Составление альбома лучших работ.

• Проведение выставок работ учащихся:

Содержание программы

Вводный блок.- 4 ч.

1 .  Инструменты и материалы: шило, пинцет, ножницы, клей, циркуль, линейка, карандаш, трафарет с окружностями разного диаметра. Знакомство с правилами техники безопасности.

2. Как родилась бумага? История возникновения бумаги.

           3. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.

Конструирование.- 18 ч.

            4. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. Разметка.

            5. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.

            6. Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

Техника изготовления. Применение формы в композициях.

            7. Основные формы. “Спирали”. Конструирование из основных форм квиллинга. Технология изготовления. Применение формы в композициях.

            8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.

Изготовление цветов в технике квиллинга.- 14 ч.

            9. Изготовление простых, несложных цветов.  Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.

           10. Изготовление бахромчатых цветов.Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками.

           11. Коллективная работа «Цветочная композиция»

Изготовление животных в технике квиллинга. – 14 ч.

           12. Базовые формы. Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.

           13. Гофрированный картон. Занимательные игрушки.Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга.

            14. Коллективная работа «В мире животных»

Мастер-классы по квиллингу – 22 ч.

            15. Квиллинг-фоторамка. Подготовка материалов. Выполнение эскизов. Выполнение заготовок. Составление композиции. Оформление фото.

            16. Открытка. Выполнение эскиза. Подготовка материалов. Выполнение заготовок. Составление композиции.

            17. Попугай. Подготовка материалов. Выполнение заготовок. Наклейка заготовок на основу.

            18. Выполнение зачетной творческой работы. Животные, насекомые, зоопарк”, “Цветы в вазе”, «Цветочная поляна» и т.д.

            19.Презентация работ.

Литература

1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.

2. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.

3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.

4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.

Учебно-тематическое планирование

занятия

Разделы. Темы

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

Вводный блок

4 ч.

1-2.

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности.

2

2

3.

Как родилась бумага. Сколько у бумаги родственников.

1

1

4.

Волшебные свойства бумаги. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

1

1

Конструирование

18 ч.

5-7.

Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

1

2

3

8-12.

Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга.

2

3

5

13-15.

Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга.

1

2

3

16-18.

Основные формы. “Спирали”. Конструирование из основных форм квиллинга.

1

2

3

Коллективная работа. Композиция из основных форм.

1

3

4

Изготовление цветов в технике квиллинга.

 

 

 

14 ч.

19-21.

Изготовление простых цветов.

1

2

3

22-25.

Изготовление бахромчатых цветов.

1

3

4

26-32.

Коллективная работа «Цветочная композиция»

1

6

7

Изготовление животных в технике квиллинга

 

 

 

14. ч.

33-36.

Базовые формы.

2

2

4

37-40.

Гофрированный картон. Занимательные игрушки.

2

2

4

41-46.

Коллективная работа «В мире животных»

1

5

6

Мастер-классы по квиллингу

22 ч.

47-50.

Квиллинг - фоторамка

1

3

4

51-54.

Открытка

1

3

4

55-60.

Попугай

2

4

6

61-66.

Выполнение зачетной творческой работы

1

5

6

67-68.

Презентация работ

2

2

Министерство образования российской Федерации

                          МОУ «Новоеловская средняя общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА

 элективного курса по технологии для 6 класса  

в рамках предпрофильной подготовки

Название:  Лоскутная мозаика

Автор: Животова Е.В.

2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса «Лоскутная мозаика» предназначена для учащихся 6 класса.

Содержание элективного курса относится к предметам художественно-эстетического цикла, включает элементы мировой художественной культуры, истории и нацелено на изучение технологий изготовления изделий в технике пэчворк; знакомство с историей развития лоскутного шитья у разных народов.

Программа курса рассчитана на 68 часов.

Актуальность программы заключается в том, что этот вид рукоделия сейчас довольно популярен, но на уроках технологии ему не уделяется должного внимания. К тому же лоскутное шитье позволяет развивать творческие способности учащихся даже при использовании готовых схем.  

Общими принципами отбора содержания материала программы являются: системность, целостность, интегрированность с предметами удожественно-эстетического цикла, доступность для обучающихся основной школы. Программа содержит основные сведения необходимые для достижения поставленных целей обучения.

Для реализации программы предполагается использование различных методов и форм проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практические работы, творческие работы.

Программа включает теоретическую часть, практическую работу и оценку результатов обучения. Для оценки результатов по каждой теме планируется выполнение творческой работы.

Оборудование и материалы:

- иллюстративные материалы;

- инструменты: линейка, булавки, иглы, швейная машина, утюг, ножницы;

- клей, краски;

- картон, бумага, калька, нитки, пряжа, фурнитура, отделочные материалы, ткань;

- мультимедийный проектор.

Учащиеся должны знать: основные понятия и термины; способы соединения частей;   технологии лоскутного шитья.

Учащиеся должны уметь:  использовать на практике полученные знания; пользоваться шаблонами; самостоятельно выполнять изделия в лоскутной технике.

Литература:

  1.  В. Привалова. Пэчворк. Ростов на /Д.: Феникс, 2002.
  2. Максимова М., Кузьмина М., Кузьмина Н. Лоскутная мозаика. М.: изд. Эксмо, 2007.
  3. Дроздова О.Е. Пэчворк. Орнаменты и изделия. М,: «Мода и рукоделие», 2001.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ЛОСКУТНАЯ МОЗАИКА»

Раздел I. Основы лоскутной техники – 8 ч.

Введение. История пэчворка. – 2 ч. Цели и задачи изучения курса. Понятие «пэчворк». Виды лоскутного шитья. История развития.

Фурнитура  и материалы. – 1 ч. Ткань. Инструменты. Дополнительные материалы. Фурнитура. Шблоны.

Советы по подбору тканей. – 1 ч. Виды тканей для работы. Рисунок на такни.  

Килтинг  - 1 ч. Понятие «колтинг». Историческая справка. Узоры. Килтинг на швейной машине и вручную. Технология выполнения.

Чтение схем. – 1 ч. Виды схем. Узор из квадратов. Схемы составленные из различных геометрических фигур. Радиальные схемы.

Советы опытных мастеров. – 2 ч.  Раскрой полосок. Стачивание полосок. Сметывание булавками. Стачивание полосок в блоки. Стачивание квадратиков. Стачивание треугольников. Сборка треугольников на основе.  Соединительные уголки.  Отлетные уголки. Рамка из ткани.

Раздел II. Изделия в технике лоскутного шитья

Бабочки из лоскутков. – 4 ч. Виды бабочек. Рассмотрение схем. Подготовка материалов. Подкрой деталей. Соединение частей. Обработка края тесьмой «вьюнок».

Цветочная поляна. – 6 ч.  Блок узора из 25 квадратов. Блок узора из 16 квадратов. Узор из 20 квадратов. Блок узора из 64 квадратов. Тюльпан. Цветок с лепестками из шестигранников. Схема узора «роза». Шаблоны. Виды изделий. Способы сборки.

Необычные корзинки. -6 ч. Виды изделий. Блок узора из 10 деталей. Узор из 6 деталей. Сборка блока узора.

Деревья  и листья. – 7 ч. Узор «ели». Блок узора из 7 деталей. Туя – дерево жизни. «Кленовый лист».  «Листопад» - блок узора из 16 квадратов.  Сборка и отделка узора.

«Звездная россыпь». – 8 ч. Узор звезда. Блок узора из 17 деталей.  Блок узора – 36 квадратов. Блок узора – 25 квадратов. Блок узора – 16 квадратов. Способы сборки. Виды изделий. Обработка края руликом. Кант.

«Сердечные» узоры. - 2 ч. Блок узора – 36 квадрата. Блок узора – 7 деталей. Виды изделий. Способы сборки. Изготовление оборок.

Морские мотивы. – 4 ч. Блок узора – 8 деталей. Узор «парусник». Обработка края косой бейкой. Узор из 16 деталей. Узор «бригантина».

Детский уголок. – 4 ч. Узор «домик». Блок узора «девочка». Узор «девочка с шариками». Способы соединения. Отделка изделия.

Котята из лоскутков – 4 ч. Блок узора – 8 деталей. Блок узора – 6 деталей. Блок узора – 13 деталей. Глаза.  Отделка. Способы соединения.

Собачка из лоскутков.- 4 ч. Материалы. Шаблоны. Раскрой. Соединение. Окончательная отделка.

Раздел III. Изготовление зачетной работы в лоскутной технике. – 10 ч. Выбор изделия. Разработка шаблонов. Подбор материала. Изготовление изделия. Защита проектной работы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия

Разделы. Темы.

Количество часов

Литература

теория

практика

Раздел I. Основы лоскутной техники.

7

1

1-2.

Введение. История пэчворка.

2

3

3.

Фурнитура и материалы.

1

1; 3

4.

Советы по подбору тканей

1

1, 3

5.

Килтинг

1

1, 3

6.

Как читать схемы

1

2

7-8.

Советы опытных мастеров

1

1

2

Раздел II. Изделия в технике лоскутного шитья.

17

33

9-12.

Крылатые лоскутки

1

3

2

13-18.

Цветочная поляна

2

4

2

 

19-25.

Необычные корзинки

2

5

2, 3

26-32.

Деревья и листья

3

4

2, 3

33-40.

Звездная россыпь

4

4

2, 3

41-42.

«Сердечные» узоры

1

1

2

43-46.

Морские мотивы

1

3

2

47-50.

Детский уголок

1

3

2

51-54.

Котята из лоскутков

1

3

2

55-58.

Собачка из лоскутков

1

3

1

59-68

Раздел III. Изготовление зачетной работы в лоскутной технике

2

8

Министерство образования российской Федерации

                          МОУ «Новоеловская средняя общеобразовательная школа»

ПРОГРАММА

 элективного курса по технологии для 11 класса  

 

Название:  Текстильный дизайн интерьера

Учитель: Животова Е.В.

2011

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Текстильный дизайн интерьера» предназначена для учащихся 11 класса, разработана на основе авторской программы О.В. Павловой.

Программа рассчитана на 34 часа.

Курс  «Текстильный дизайн  интерьера»  предназначен для знакомства учащихся с основами текстильного дизайна интерь еров  помещений  разного  назначения,   профессией дизайнера, выработки навыков по изготовлению различных элементов дизайна. Курс   носит прикладной характер. В данном курсе даются первичные знания об основах текстильного дизайна интерьеров, различных элементах декора.   Объем полученных знаний и умений позволит уча щимся благоустроить свои дома, организовать свой досуг или же стать первой ступенью к частному предпринимательству, так как этот вид деятельности в связи с ростом благосостояния сей час востребован и развивается быстрыми темпами. А современ ный рынок труда требует таких специалистов, которые умеют творчески решать поставленные задачи, самостоятельно нахо дить оригинальные решения и реализовывать их на практике.

Цели курса: приобретение знаний и умений по тек стильному дизайну интерьеров.

Задачи:

1) ознакомление с основами текстильного дизайна интерье ров помещений различного назначения;

2) формирование первичных навыков дизайнерского искус ства;

3) систематизация знаний о разных видах рукоделия;

4) выработка навыков по изготовлению различных элемен тов декора;

5) формирование художественного вкуса.

Для реализации программы предполагается использование различных методов и форм проведения занятий: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практические работы, творческие работы.

Программа включает теоретическую часть, практическую работу и оценку результатов обучения. Для оценки результатов по каждой теме планируется выполнение творческой работы.

Оборудование и материалы:

- образцы тканей, тесьмы, шнуров, ленты, кистей;

- инструменты: ножницы, спицы вязальные, крючки, иглы, ли нейки, треугольник, лекала, булавки;

- принадлежно сти: наперсток, копировальный ролик, портновский мел;

- фото графии, слайды, макеты с образцами оформления комнат;

- оборудование: швейные машины, утюг, гладильная доска.

Планируемый результат: приобретение учащимися навыков принятия дизайнерских решений с учетом особенно стей того или иного помещения, умение изготавливать различ ные элементы дизайна интерьера самостоятельно.

Программа элективного курса «Текстильный дизайн интерьера»

Введение в курс. – 1 ч. Цели, задачи курса, историческая справка по теме, материально-техническое обеспечение занятий; правила ТБ;

Раздел I. Ткани и отделочные материалы. – 4 ч.

Выбор ткани и отделочных материалов. – 2 ч. виды тканей и отделочных материалов; свойства тканей; факторы, влияющие  на выбор ткани.

Цвет и его свойства. – 1 ч. Основы цветоведения; влияние цвета на человека; традиции цвета в культуре разных народов; понятие гармонии и дисгармонии;  выбор цветовой гаммы для оформления помещений

Цвет в интерьере – 1 ч. факторы, влияющие на выбор цветовой гаммы для оформления различных помещений; колорит; свойства цвета; цветовые сочетания;

Раздел II. Швейные работы – 5 ч.

Ручные швы – 1 ч. виды ручных швов, используемых при пошиве штор, портьер, подушек и других элементов дизайна; выбор шва в зависимости от вида ткани; выполнение ручных швов.

Машинные швы – 1 ч.  Виды машинных швов, используемых при пошиве штор, портьер, подушек и других элементов дизайна; выбор шва в зависимости от вида ткани; выполнение машинных швов.

Изготовление дополнительных и декоративных деталей – 2 ч. виды отделки; изготовление подхватов, завязок, пуговиц; прикрепление отделки к изделию; выбор типа отделки, декоративных деталей в зависимости от стилевого решения помещения.

Обработка срезов и углов – 1 ч. Способы обработки различных срезов и углов штор, занавесок; способ выбора обработки в зависимости от вида ткани и фасона штор.

Раздел III. Декорирование окон – 9 ч.

Виды штор и правила расчета ткани на них – 1 ч. виды штор: гардины, шторы без подкладки, шторы на подкладке, шторы с прокладкой, подъемные шторы, рулонные шторы, французские шторы, римские шторы; расчет расхода ткани; припуски.

Виды обработки верха штор – 2 ч. складки; сборка; буфы; петли и завязки;

Раздвижные шторы и портьеры – 2 ч. раздвижные шторы и ткани для них; оформление верха раздвижных штор; технологическая последовательность изготовления раздвижных штор; портьеры.

Ламбрекены – 2 ч. понятие «ламбрекен»; основные виды ламбрекенов; технология изготовления; плоский ламбрекен; ламбрекен со сборками; драпирующийся;

Подъемные шторы – 2 ч. виды и назначение; французские шторы; австрийские шторы; римские шторы; рулонные шторы. 

Раздел IV. Элементы декора интерьера – 5 ч.

Вышивка как один из видов отделки элементов текстильного дизайна – 1 ч. из  истории вышивки; различные техники вышивки: белая гладь, ажурная вышивка, мережка, вышивка шелковыми лентами.

Подушка как элемент дизайна интерьера – 2 ч. виды подушек, их роль и назначение в дизайне интерьера; размеры подушек; материалы; чехлы для подушек; застежки для чехлов.

Покрывала и другие элементы текстильного дизайна – 2 ч. покрывало; чехлы для стульев и кресел; абажуры; панно; коврики.

Раздел V. Изготовление элементов декора в разных техниках – 4 ч.

Изготовление элементов дизайна интерьера в технике макраме и вязания спицами и крючком – 2 ч. история макраме и его возможности в декорировании интерьера; основные узлы и узоры макраме; из истории вязания; виды изделий для оформления интерьера,  выполненные крючком и на спицах.

Изготовление элементов дизайна интерьера в лоскутной технике – 2 ч. история лоскутного шитья; виды лоскутного шитья: пэчворк, квилт,  текстильная мозаика, текстильный коллаж; выбор материалов; инструменты и другие принадлежности; организация рабочего места; раскрой деталей; изготовление модулей; техника соединения; изделия, выполненные в технике лоскутного шитья.

Раздел VI. Декоративное оформление интерьеров помещений разного назначения – 6 ч.

Декоративное оформление кухни и столовой – 2 ч. факторы, влияющие на дизайн кухни и столовой; роль карнизов; декоративное оформление окна; элементы дизайна в кухне и столовой.

Декоративное оформление детской и спальной комнат – 3 ч. детская комната и особенности текстильного дизайна в ней; занавески для детской комнаты; изменение интерьера детской комнаты в зависимости от возраста ребенка; текстильный дизайн интерьера спальной комнаты;

Итоговое занятие – 1 ч. конкурс знатоков.

                        

Тематическое планирование

№ урока

Разделы, темы

Кол-во часов

теория

практика

1.

Введение в курс

1

Ткани и отделочные материалы

4 ч.

2-3.

Выбор ткани и отделочных материалов

1

1

4.

Цвет и его свойства

1

5.

Цвет в интерьере

1

Швейные работы

5 ч.

6.

Ручные швы

1

7.

Машинные швы

1

8-9.

Изготовление дополнительных и декоративных деталей

1

1

10.

Обработка срезов и углов

1

Декорирование окон

9 ч.

11.

Виды штор и правила расчета ткани на них

1

12-13.

Виды обработки верха штор

1,5

0,5

14-15.

Раздвижные шторы и портьеры

1

1

16-17.

Ламбрекены

1

1

18-19.

Подъемные шторы

1

1

Элементы декора интерьера

5 ч.

20.

Вышивка как один из видов отделки элементов текстильного дизайна

1

21-22.

Подушка как элемент дизайна интерьера

1

1

23-24.

Покрывала и другие элементы текстильного дизайна

1

1

Изготовление элементов декора в разных техниках

4 ч.

25-26.

Изготовление элементов дизайна интерьера в технике макраме и вязания спицами и крючком

1

1

27-28.

Изготовление элементов дизайна интерьера в лоскутной технике

1

1

Декоративное оформление интерьеров помещений разного назначения

6 ч.

29-30.

Декоративное оформление кухни и столовой

1

1

31-33

Декоративное оформление детской и спальной комнат

1

2

34.

Итоговое занятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...