«Декоративно-прикладное искусство Беларуси» для 6-7 классов
календарно-тематическое планирование по технологии (7 класс) по теме

Крутолевич Наталья Николаевна

Содержание программы факультативного занятия включает следующие основные разделы: ткачество, лоскутная техника, ручная вышивка, белорусская кукла, вязание крючком. Изучение факультативного курса завершается разработкой творческого проекта.

По каждой теме, включённой в программу, изучаются необходимые теоретические сведения. Большая часть учебного времени отводится практической деятельности школьников, в процессе которой учащиеся кроме индивидуальных заданий могут выполнить коллективную работу. Это развивает чувство товарищества, взаимопомощи, повышает ответственность за общее дело.

Кроме основных методов трудового обучения, – демонстрация,  тренировочные упражнения, практические работы, которые реализуются в процессе изготовления учащимися конкретных изделий прикладного характера: сувениров, подарков, а также работ выставочного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_dekorativno-prikladnoe_iskusstvo.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

Учебная программа

факультативных занятий

«Декоративно-прикладное искусство Беларуси»

для 6-7 классов

общеобразовательных учреждений

Учитель трудового обучения

высшей категории

ГУО СШ № 31 г. Могилёва

Крутолевич Наталья Николаевна

2010


Учебная программа факультативных занятий «Декоративно-прикладное искусство Беларуси» рассмотрена на заседании Президиума Научно-методического совета при Министерстве образования республики Беларусь по дошкольному, общему среднему и специальному образованию (30.06.2010, пр.№7) и рекомендована к использованию с соответствующим грифом.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Многовековые традиции белорусского народного декоративно-прикладного творчества служат неисчерпаемым источником развития современной культуры молодёжи.

Беларусь богата народными ремёслами, многие из которых ныне переживающие своё второе рождение – то, что так необходимо для воспитания у молодёжи чувства патриотизма, гордости за свою Родину.

Цель факультативного курса: способствовать нравственному и интеллектуальному становлению личности, формированию национального сознания подрастающего поколения, вовлечению учащихся в проектно – исследовательскую деятельность в ходе освоения традиционных видов белорусского декоративно-прикладного искусства.

При изучении данного факультативного занятия решаются следующие задачи:

  1. знакомство с традиционными для Беларуси видами декоративно – прикладного творчества, народными традициями белорусской материально-художественной культуры;
  2. совершенствование и углубление теоретических знаний и практических умений, приобретённых школьниками на уроках трудового обучения;
  3. развитие творческих способностей учащихся, формирование эстетического вкуса обучаемых в процессе включения их в различные виды декоративно-прикладного творчества;
  4. формирование культуры труда, общения и коммуникативных навыков в процессе индивидуальной и групповой трудовой деятельности.

Факультативный курс  предназначен для учащихся 6-7 классов.

Программа курса рассчитана на 70 учебных часов (2 часа в неделю) в течение одного учебного года. Учитывая индивидуальные особенности развития детей, интересы школьников, организационно-педагогические условия обучения допускается изучение факультатива в объёме одного часа в неделю на протяжении одного года обучения или варьирование количества часов, отведённых на изучение отдельных разделов и тем курса, исключение некоторых вопросов и дополнительного включения других, при условии сохранения логики изучения курса в целом.

Содержание программы факультативного занятия включает следующие основные разделы: ткачество, лоскутная техника, ручная вышивка, белорусская кукла, вязание крючком. Изучение факультативного курса завершается разработкой творческого проекта.

По каждой теме, включённой в программу, изучаются необходимые теоретические сведения. Большая часть учебного времени отводится практической деятельности школьников, в процессе которой учащиеся кроме индивидуальных заданий могут выполнить коллективную работу. Это развивает чувство товарищества, взаимопомощи, повышает ответственность за общее дело.

Кроме основных методов трудового обучения, – демонстрация,  тренировочные упражнения, практические работы, которые реализуются в процессе изготовления учащимися конкретных изделий прикладного характера: сувениров, подарков, а также работ выставочного характера - программой предусмотрено использование элементов творческого проектирования с полной или частично-сформированной ориентировочной основой деятельности. Творческий проект учащихся предусматривает проектирование конструкции, изготовление законченного изделия, презентацию и оценку учащимися качества выполненного изделия.

Посещение музеев, выставок, встречи с народными умельцами, организация и участие в мероприятиях, посвященных народным праздникам – важный воспитательный компонент курса.

Перед изучением каждой новой темы необходимо обратить внимание учащихся на правила безопасной работы, а в процессе работы на занятиях - на безопасные приёмы выполнения каждой трудовой операции.

По результатам обучения учащиеся смогут:

следовать правилам: организации рабочего места, безопасной работы при выполнении изделия; бережного отношения к инструментам, экономного расходования материалов, технологической дисциплины;

иметь представление: о видах народных ремёсел, их особенностях характерных для Беларуси; о своеобразии белорусского орнамента (семантике цвета и орнаментальных мотивов), об особенностях использования орнамента в белорусской национальной одежде, культовых и бытовых предметах; о традиционных предметах народного белорусского костюма, региональных особенностях костюмов;

распознавать: виды и свойства  основных и отделочных материалов;

различать: приёмы создания и декора предметов декоративно-прикладного искусства; виды вышивок; виды вязания, способы вязания, виды используемых элементов вязания; способы получения тканого полотна, виды ткацких переплетений; виды лоскутного шитья, способы сборки мозаичных блоков; характеризовать назначение и правила работы с инструментами;

читать и понимать: схемы, условные обозначения на схемах вышивки, вязания; чертежи изделий, технологические и маршрутные карты;

разрабатывать: эскизы и варианты композиции изготовляемых изделий; технологию изготовления  деталей и сборки изделия;

изготавливать изделия по предлагаемым схемам и личным эскизам с использованием элементов различных ремёсел, отвечающие национальным традициям, законам эстетики.

Программа даёт возможность одарённым учащимся реализовать свой творческий потенциал в создании предметов отражающих своеобразие национально-художественной культуры и народные традиции.


Примерный тематический план

 6 класс

п/п

Наименование раздела, темы.

Количество      часов

1

1.1

1.2

2

2.1

2.2

2.3

3

3.1

3.2

3.3

3.4

4

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

5

5.1

5.2

5.3

5.4

6

6.1

6.2

6.3

7

8

Вводное занятие

Основные народные ремёсла Беларуси.

Традиционные белорусские изделия.

Ткачество

История развития ткачества на Беларуси. Способы получения тканого полотна.

Виды ткацких переплетений.

Подготовка к ткачеству. Уравнительная плетёнка.

Изготовление образца полотняного переплетения.

Технология лоскутного шитья

Использование лоскутного шитья у славянских народов.

Материалы, оборудование, приёмы, последовательность выполнения работы.

Технология соединения деталей лоскутной мозаики.

Изготовление изделия в лоскутной технике.

Технология ручной вышивки

Разнообразие  белорусской народной вышивки. Использование вышивки в традиционном белорусском костюме, культовых и обрядовых предметах.

Особенности белорусского вышитого орнамента, семантика цвета и орнаментальных мотивов.

Вышивание счётными швами. Вышивка в технике «набор».

Вышивка простым крестом.

Сквозные швы и их применение. Мережка «кисточка».

Белорусская кукла

Национальные особенности белорусской куклы. Ритуальное значение кукол.

Последовательность и технология изготовления кукол.

Декорирование головы, деталей одежды.

Изготовление утилитарных предметов с использованием народных образов.

Вязание крючком

Особенности вязания крючком на Беларуси. Прошвы, кружева.

Способы выполнения кружева.

Филейное вязание. Основные элементы.

Творческий проект

Изготовление изделий по теме «Белорусский сувенир»

Экскурсия в краеведческий, этнографический музей.

 Итого:

2

8

1

1

2

4

10

1

1

4

4

16

1

1

2

3

5

4

10

2

2

2

4

12

2

4

4

10

2

70

                             

Программа  6 класс (70ч.)

  1. Вводное занятие (2ч)

Цели и задачи курса. Содержание работы в процессе изучения курса.

Внутренний распорядок, общие правила безопасного поведения.

Знакомство с народными ремёслами Беларуси, традиционными изделиями народных промыслов, демонстрация изделий, выполненных учащимися.

Ознакомление с информационным банком: литературой, творческими проектами учащихся,  иллюстрационным материалом, копилкой идей и находок.

  1. Ткачество (8ч)

Ткачество – древнейшее искусство выработки и украшения тканей. Виды ткачества.

Слуцкие пояса, их производство. Функциональное и символическое значение пояса. Геометрический характер тканого узора. Технология изготовления поясов (дёргание, плетение, тканье на дощечках).

Понятие о процессе ткачества на станке. Устройство, принцип работы ткацкого станка. Виды ткачества: закладное, браное, ремизное.

Знакомство с детским ткацким станком. Инструменты, приспособления, материалы. Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования. Принципы изготовления ткани. Строение ткани.

 Подготовка к ткачеству. Виды переплетения при ткачестве. Полотняное, саржевое переплетение, пёстроткань. Способы соединения уточин.

Отделка изделий. Требования к качеству работы.

Практические работы

  1. натягивание основы на рамку;
  2. выполнение уравнительной плетёнки «цепочка»;
  3. освоение приёмов ткачества;
  4. изготовление образцов полотняного переплетения;
  5. выполнение несложного орнамента из цветных полосок;
  6. закрепление и оформление образцов;
  7. сборка отдельных элементов между собой для коллективной работы;
  8. отделка изделия.

Объекты труда: браслет, повязка, пояс, коллаж с использованием тканых образцов и т.д.

  1. Технология лоскутного шитья (10ч)

Использование лоскутной техники в изготовлении одежды и изделий для украшения жилища у славянских народов. Варианты лоскутного шитья: лоскутная мозаика, фестонная техника, аппликация .

Правила выбора и сочетания тканей по фактуре, цвету и рисунку.

Виды композиций. Композиция из геометрических элементов: полос, квадратов и т.д. Композиция в квадрате, круге, полосе.

Инструменты, материалы, оборудование. Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования.

Подготовка материалов, приёмы и последовательность работы с лоскутом.

Шаблоны для раскроя элементов композиции. Правила раскроя геометрических форм.

Ручные и машинные швы, используемые в технике лоскутного шитья. Технология соединения деталей лоскутной мозаики между собой. Сборка мозаичных блоков «Шахматка», «Ёлочка», «Колодец».

Отделка изделий. Требования к качеству работы.

Практические работы

  1. разработка композиции из геометрических элементов в квадрате;
  2. изготовление шаблонов, лекал геометрических элементов;
  3. раскрой деталей узора;
  4. сборка элементов мозаичного полотна;
  5. изготовление изделия в лоскутной технике.

Объект труда: прихватка, подставка под горячее и т.д.

  1. Технология ручной вышивки (16ч)

Ручная вышивка как наиболее популярный и распространённый вид народного творчества Беларуси. Региональные особенности распространения вышивки. Использование орнамента  в национальном костюме, культовых и обрядовых предметах.

 Особенности белорусского вышитого орнамента, семантика цвета и орнаментальных мотивов. Композиция в полосе. Мотивы геометрического орнамента – ромб, крест, розетка-цветок, птицы, животные, человек – знаки - символы реального мира.

Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования.

Материалы, инструменты и приспособления, применяемые для вышивки счётными швами. Технология вышивки в технике «набор», «крест».

Правила подбора полотна и нитей, требования, предъявляемые к ним. Требования к качеству лицевой и изнаночной стороны вышивки.

Сквозные швы и их распространение на территории Беларуси. Виды мережек: кисточки, столбики, раскол, и т.д. Технология выполнения простейших мережек. Обработка края  изделия бахромой.

Особенности стирки и окончательной отделки вышитых изделий, уход за ними. Отделка изделий. Требования к качеству работы.

Практические работы 

  1. изучение и анализ народной вышивки, белорусских орнаментов по иллюстрациям, альбомам, образцам изделий;
  2. выбор схем, подбор материалов, подготовка ткани для вышивки;
  3. вышивка изделия в технике «набор»;
  4. вышивка простого орнамента крестом;
  5. подготовка полос для мережек;
  6. выполнение простейших мережек (кисточка), оформление изделия бахромой;
  7. окончательная отделка изделия, контроль качества лицевой и изнаночной стороны вышивки.

Объект труда: салфетка, дорожка, рушник. 

  1. Белорусская  кукла  (10ч)

Изготовление кукол – один из самых древнейших видов декоративно-прикладного творчества. История развития куклы. Особенности белорусской куклы, ритуальное значение кукол. Кукла – оберег. Материалы, используемые для изготовления кукол: соломка, нитки, ткани, глина и т.д.

Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования.

Последовательность изготовления кукол из тканей, необходимые материалы и инструменты для работы. Изготовление куклы – грелки.

Технология изготовления головы куклы. Декорирование головы.

Белорусский национальный костюм: детали костюма, покрой, отделка.

Отделка изделия. Требования к качеству работы.

Практические работы 

  1. зарисовка эскиза куклы-грелки;
  2. раскрой деталей головы и деталей костюма из ткани, используя готовые шаблоны;
  3. пошив, набивание, декорирование головы (формирование лица, пришивание волос) куклы;
  4. выстёгивание и пошив грелки – основы куклы;
  5. соединение деталей грелки (головы и туловища).
  6. отделка элементов одежды куклы;
  7. оформление куклы, создание образа.

Объект труда: кукла – оберег, грелка на чайник в образе белорусской куклы.

  1. Вязание крючком (12ч)

Вязание крючком как вид декоративно-прикладного искусства. Особенности вязания крючком в Белоруссии. Ассортимент изделий.

Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.

Виды петель, их условное обозначение. Раппорт узора, запись узора, схема. Чтение схем для вязания.

Способы вязания полотна: линейное, круговое, цилиндрическое. Технология вязания линейного полотна.

Филейное вязание. Филейная сетка, пустые и заполненные ячейки.

Практические работы

  1. упражнение в чтении схем вязания крючком;
  2. вязание образцов прямоугольного филейного полотна по схеме;
  3. вязание и отделка прошвы;
  4. обвязывание края изделия: пышный столбик, пико.

Объекты труда: мешочек, повязка, пояс, прошва, подзор.

  1. Творческий проект (10ч)

Структура, последовательность выполнения творческого проекта. Требования к выполнению и оформлению творческих проектов.

Практическая работа. Изготовление изделия по теме «Белорусский сувенир»

         Алгоритм работы над проектом.

  1. Выбор темы, согласование с учителем.
  2. Выбор изделия, обоснование выбора.
  3. Последовательность выполнения творческого проекта.
  4. Сбор и обработка информации по теме.
  5. Эскизный проект изделия.
  6. Подбор необходимых материалов и инструментов, обоснование выбора.
  7. Разработка необходимой конструкторской и технологической документации.
  8. Изготовление изделия.
  9. Защита проекта.

  1. Экскурсия в краеведческий, этнографический музей 2 часа.

Организация и проведение экскурсии.


Тематический план

7 класс

п/п

Наименование раздела, темы.

Кол-во      часов

1

2

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

3

3.1

3.2

3.3

3.4

4

4.1

4.2

4.3

5

5.1

5.2

5.3

5.4

6

6.1

6.2

6.3

7

8

Вводное занятие

Элементы декоративной композиции. Органичность и целостность формы, пропорциональность, ритм, масштабность, пластичность, равновесие. Ассоциации, символика.

Ткачество

История развития ткачества на Беларуси. Современные приёмы ткачества. Виды ткацких переплетений.

Подготовка к ткачеству. Уравнительная плетёнка.

Рельефное решение полотна при помощи различных узлов, косичек, настилов.

Длинноворсовые техники.

Изготовление образца.

Технология лоскутного шитья

Использование лоскутного шитья у славянских народов.

Лоскутная мозаика из прямоугольных треугольников, разработка композиции из геометрических элементов.

Технология сборки мозаичного блока «Мельница», «Звезда», «Квадрат в квадрате».

Соединение деталей в блоки. Сборка изделия.

Технология ручной вышивки

Вышивка и современность. Вышивка «крестом».

Сквозные швы. Виды мережек (столбик, раскол, жучок).

Изготовление сувениров с использованием белорусской вышивки.

Белорусская кукла

Национальные особенности белорусской куклы.

Последовательность и технология изготовления каркасных кукол. Изготовление каркаса для куклы.

Декорирование головы, деталей одежды.

Воплощение национальных образов (Несцерка, Паулінка).

Вязание крючком

Особенности вязания крючком на Беларуси. Прошвы, кружева.

Филейное вязание. Прибавление, убавление ячеек.

Способы выполнения кружева: по краю ткани и на цепочке.

Творческий проект

Изготовление изделий по теме «Белорусский сувенир»

Экскурсия в этнографический музей.

 Итого:

2

8

2

1

1

4

10

2

4

4

16

4

4

8

10

4

4

2

12

2

4

6

10

2

70

Программа 7 класс (70ч.)

  1. Вводное занятие (2ч)

Содержание работы в процессе изучения курса.

Внутренний распорядок, общие правила безопасного поведения, производственной санитарии и личной гигиены.

 Рабочее место и его организация.

Знакомство с народными промыслами Беларуси, с современным декоративно-прикладным искусством Белоруссии, демонстрация изделий, выполненных учащимися.

Ознакомление с информационным банком: литературой, творческими проектами,  иллюстрационным материалом, копилкой идей и находок.

  1. Ткачество (8ч)

История развития шпалерного искусства на Беларуси. Традиции ручного изготовления тканей в Белоруссии. Белорусские узорчатые ткани.  Технология изготовления гобелена. Декоративное панно.

Знакомство с рамкой для ручного изготовления гобеленов. Инструменты, приспособления, материалы. Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования.

Особенности разработки эскиза. Современные приёмы ткачества. Виды переплетения при ткачестве. Полотняное переплетение, плетение «сумах», египетские петли.

Способы соединения уточин на цветовых границах (соединение на одну нить, соединение «килим», соединение «палас»). Рельефное решение полотна при помощи различных узлов, косичек, свободно висячих волокон, настилов нитей. Включение в структуру полотна крупного бисера, бусинок, деревянных, пластмассовых шариков, косточек и т.д. для усиления декоративного эффекта изделия.

Приёмы длинноворсовых техник. Ковровые узлы: двойной, полуторный.

Отделка изделий. Требования к качеству работы.

Практические работы 

  1. выполнение эскиза рисунка;
  2. натягивание основы на рамку;
  3. выполнение уравнительной плетёнки «цепочка»;
  4. выполнение заработки;
  5. освоение приёмов ткачества;
  6. изготовление полотна с использованием различных техник;
  7. снятие изделия с рамы;
  8. закрепление нитей основы снятого образца;
  9. сборка отдельных элементов между собой для коллективной работы;
  10. отделка изделия.

Объекты труда: коврик, мини-гобелен на темы «Времена года», «Рождественская сказка», «Вдохновение», «Весеннее настроение» и т.д.

3. Технология лоскутного шитья (10ч)

Использование лоскутной техники в изготовлении одежды и изделий для украшения жилища в народном стиле. Возможности лоскутного шитья, его связь с направлением современной моды.

Варианты лоскутного шитья: лоскутная мозаика, фестонная техника, аппликация, пэчворк, квиллинг.

Правила выбора и сочетания тканей по фактуре, цвету и рисунку.

Композиция из прямоугольных треугольников в квадрате, полосе.

Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования.

Подготовка материалов к работе. Приёмы и последовательность работы с лоскутом. Шаблоны для раскроя элементов композиции. Правила раскроя геометрических форм.

Технология соединения мозаичных блоков «Мельница», «Звезда», «Квадрат в квадрате». Использование дополнительных материалов (тесьма, шнур, ленты, кружева) для соединения элементов мозаики и для отделки изделия.

Отделка изделий. Требования к качеству работы.

Практические работы 

  1. разработка композиции из прямоугольных треугольников в квадрате;
  2. изготовление шаблонов, лекал геометрических элементов;
  3. раскрой деталей узора;
  4. сборка элементов мозаичного полотна;
  5. изготовление изделия в лоскутной технике.

Объект труда: прихватка, подставка под горячее, диванная подушка, чехол на табурет.

4. Технология ручной вышивки (16ч)

Ручная вышивка как наиболее популярный и распространённый вид народного творчества Беларуси.

Возрождение и развитие ремесла. Вышивка и современность. Использование вышивки в декоративно-прикладном творчестве.

Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования.

Материалы, инструменты и приспособления, применяемые для вышивки счётными швами. Правила подбора полотна и нитей, требования, предъявляемые к ним. Технология вышивки крестом.

Сквозные швы. Виды мережек: кисточки, столбики, раскол, жучки, панка и т.д. Технология выполнения простейших мережек.

Отделка изделий. Требования к качеству лицевой и изнаночной стороны вышивки.  

Практические работы 

  1. изучение и анализ разнообразия современных орнаментов, использование вышивки в оформлении одежды, предметов быта и интерьера по иллюстрациям, альбомам, журналам, образцам изделий;
  2. выбор схем, подбор материалов, подготовка ткани для вышивки;
  3. выполнение простейших мережек (столбики, раскол, жучки);
  4. вышивка крестом изделия по схеме;
  5. окончательная отделка изделия;
  6. контроль качества лицевой и изнаночной стороны вышивки;
  7. оформление готовых работ.

Объект труда: салфетка, дорожка, рушник; панно, картина по теме «Мой родны кут», «Народные обряды и праздники».

5. Белорусская  кукла.  (10ч)

Особенности белорусской куклы. История развития куклы.

Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические требования.

 Последовательность изготовления каркасных кукол из тканей, необходимые материалы и инструменты для работы.

Технология изготовления каркаса. Технология изготовления головы куклы. Декорирование головы.

Белорусский национальный костюм: детали костюма, покрой, отделка.

Отделка изделий. Требования к качеству работы.

Практические работы 

  1. зарисовка эскиза куклы-сувенира;
  2. изготовление выкроек-лекал куклы;
  3. изготовление каркаса из проволоки;
  4. укрепление и отделка каркаса куклы;
  5. раскрой деталей головы и туловища из ткани;
  6. пошив, набивание, оформление головы и туловища куклы;
  7. соединение деталей (головы и туловища);
  8. раскрой деталей костюма, пошив и отделка элементов одежды куклы;
  9. оформление куклы, создание образа.

Объект труда: каркасная кукла в национальном образе (Несцерка, Паулінка, Алеся), авторские куклы.

6. Вязание крючком (12ч)

Особенности вязания крючком в Белоруссии. Ассортимент изделий.

Организация рабочего места. Санитарно-гигиенические правила.

Раппорт узора, запись узора, схема. Чтение схем для вязания.

Способы вязания полотна: линейное, круговое, цилиндрическое.

Филейное вязание. Прибавление, убавление ячеек.

Способы выполнения кружева: по краю ткани и на цепочке.

Практические работы

  1. упражнение в чтении, составлении схем вязания крючком;
  2. вязание образцов филейного кружева по схеме;
  3. обвязывание края изделия: фестон, рачий шаг;
  4. окончательная отделка изделия;
  5. контроль качества лицевой и изнаночной стороны вязания.

Объекты труда: салфетка, кружева, рушник, чехол для мобильника.

7. Творческий проект (10ч)

Структура, последовательность выполнения творческого проекта. Требования к выполнению и оформлению творческих проектов.

Практическая работа. Изготовление изделия по теме «Белорусский сувенир»

         Алгоритм работы над проектом.

  1. Выбор темы, согласование с учителем.
  2. Выбор изделия, обоснование выбора.
  3. Последовательность выполнения творческого проекта.
  4. Сбор и обработка информации по теме.
  5. Эскизный проект изделия, обоснование выбора.
  6. Подбор основных, отделочных материалов; оборудования, инструментов и приспособлений, обоснование выбора.
  7. Разработка необходимой конструкторской и технологической документации.
  8. Изготовление разрабатываемого изделия.
  9. Презентация и защита проекта.

  1. Экскурсия в краеведческий, этнографический музей  2 часа

Организация и проведение экскурсии.


Литература:

  1. Волчек, Н.М. Лоскутное шитьё. Швейная мастерская дома / авт. – сост. Н.М. Волчек. – Мн.: Современный литератор, 2004. – 192с.
  2. Гусева, Н.А. 365 фенечек из бисера / Н.А. Гусева. – М.: Абрис-пресс, 2005. – 208с.
  3. Женские рукоделия / М.: Цитадель, 2000. - 512с.
  4. Журнал «Бурда» 7/94; 10/90.
  5. Журналы «Ксюша» (для любителей рукоделия) 2000-2010.
  6. Журналы «Лена» (рукоделие) 2000-2010.
  7. Косникова, И.Ю. Школа лоскутной техники / И.Ю. Косникова – М.: Культура и традиции, 1997. – 246с.
  8. Литвинец, Э.Н. Учитесь вышивать / Э.Н. Литвинец // Сделай сам. - 1991. - №4. – С. 3-48.
  9. Молотобарова, О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков образоват. шк. и внешк. учреждений. – 2-е изд., дораб. / О.С. Молотобарова – М.: Просвещение, 1983. – 176с.
  10. Основы вышивания крестом / сост. О.И. Наумчик  // Мастер. - 2000. -  №3. – 16с.
  11. Основы вязания крючком / сост. О.И. Наумчик  // Мастер. - 2000. -  №1. – 30с.
  12. Основы техники «Пэчворк» / сост. О.И. Наумчик  // Мастер. - 2000. -  №6. – 26с.
  13. Петровская О.В. Кукла-манекен / О.В.Петровская // Школа и производство. – 2004. - №2. – С.31.
  14. Полная энциклопедия женских рукоделий / сост. Н.В. Будур. В 2-х тт Т.1. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1999. – 592с.
  15. Полная энциклопедия женских рукоделий / сост. Н.В. Будур. В 2-х тт Т.2. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, 1999. – 572с.
  16. Сокол, И.А. Рукоделие / И.А. Сокол. - Харьков, 1999. – 480с.
  17. Соколовская, М.М. Радуга в твоём доме / М.М.Соколовская, Т.И.Ерёменко, М.Г.Черейская и др. -   Мн. Полымя, 1988. – 224с.
  18. Терешкович, Т.А. Рукоделие для дома / Т.А. Терешкович. – Мн.: ОДО «Хэлток», ООО «Хервест», М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 496с.
  19. Терешкович, Т.А. Уроки вышивания (на все руки мастерица) / Т.А. Терешкович. – Мн: ООО «Хэлтон», - 2001. – 192с.
  20. Техника рукоделия. Часть 1 / (Пер. с нем. Т.Н.Дорожкиной) – Мн.: Полымя, 1994. – 312с.
  21. Техника рукоделия. Часть 2 / (Пер. с нем. Т.Н.Дорожкиной) – Мн.: Полымя, 1986. – 319с.
  22. Трибис, Е.Е. Подушки, одеяла, скатерти, покрывала, накидки: Лоскутное шитьё, аппликация, вязание, вышивание / Е.Е. Трибис.  –  М.: Этерна, 2007. – 250с.: ил. – (Красота в руках).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка декоративно – прикладного творчества «Мастерица» Возраст детей 2-5 классы Срок реализации 1 год

          Декоративно-прикладное творчество составляет значительную часть  духовного богатства народа. Оно охватывает широкий спектр художественных ремесел, связан...

Методика проведения урока изо по теме "Декоративное-прикладное искусство в жизни человека".Декоративное искусство Древней Греции.Военные доспехи грека.

В публикуемой методической разработке урока изо рассматривается мужской костюм Древней Греции, а именно военные доспехи грека....

Тема урока: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Витраж», раздел программы Б. М. Неменского: «Декоративное искусство в современном мире», тема по программе Б. М. Неменского: «Витраж в оформлении интерьера».

Наше время ставит перед современными технологами, дизайнерами, инженерами задачи, когда в начале работы уже надо представлять конечный продукт и его свойства. Для решения таких задач нужны практически...

Технологическая карта учебного занятия раздела «Декоративное искусство в современном мире» Тема: «Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж» 5 класс

Учебник   «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева 5 класс. Учебное занятие раздела «Декоративное искусство в современном мире». Тема: «Ты сам – мастер декоративно-пр...

Декоративно-прикладное искусство «Выразительные средства изобразительного искусства – цвет, ритм пятен и линий» создать панно на тему «Декоративный натюрморт».

Я дрессирую карандаш: Пытаюсь рисовать пейзаж. Но он не слушает меня, Выходит страшная мазня. Петляет малый вкривь и вкось, Где нужно вместе, стало врозь. Но я такой - я ...

конспект урока изобразительного искусства на тему "«Современное выставочное декоративно-прикладное искусство. Ты сам –мастер декоративно-прикладного искусства. Витраж»

В ходе урока учащиеся знакомятся с современными формами декоративно-прикладного искусства, с разнообразием матералови техник , учатся понимать отличие современного от искусства традиционного народного...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА «ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО» (КОМПЛЕКСНАЯ) по учебным предметам «БУМАГОПЛАСТИКА» «АППЛИКАЦИЯ» «РАБОТА С МАТЕРИАЛОМ» «ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ТВОРЧЕСТВА»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области декоративно-прикладного искусства,  комплексного учебного предмета «Декоративно-прикладное искусство» разработан...