Образовательная программа "Художественная обработка металла"
рабочая программа по технологии (8,9,10,11 класс) по теме
Образовательная программа "Художественная обработка металла" адресуется педагогам дополнительного образования и учителям технологии, ведущим кружковую работу по данной тематике. Программа расчитана на работу с учащимися в возрасте 14 - 17 лет. Программа реализуется в течение 2-х лет, в обеме 360 часов (1 год обучения - 144 часа, 2 год - 216). Основные формы проведения занятий: сообщение информации, показ образцов изделий, эскизов, практическая работа, обсуждение художественных достоинств изделий и разрабатываемых проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная программа "Художественная обработка металла"la_otekrrektirovannaya.doc | 174.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского и юношеского творчества Красносельского района
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ДДЮТ
______________________
Альбицкая Т. А.
ОСНОВАНИЕ
Решение педсовета ДДЮТ
от ____________________
Протокол № ___________
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА"
Возраст учащихся: 14 - 17 лет
Срок реализации: 2 года обучения
Объем программы: 360 учебных часов (I год обучения - 144 часа
II год - 216 часов
Автор-составитель: педагог дополнительного образования
Воронов Константин Викторович
Программа создана в 2008 году
Санкт-Петербург
2008 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Художественная обработка металла – увлекательный вид творческой деятельности. С полным основанием можно утверждать, что история художественной обработки металла имеет тот же возраст, что и сама история металлообработки. Один из ярчайших персонажей греческой мифологии бог-кузнец Гефест не только ковал мечи, но и в совершенстве владел техникой выколотки, чеканки, виртуозно инкрустировал бронзовые изделия золотом, оловом, серебром. Древние верили, что кузнецу под силу выковать не только меч и подкову, но и слово, голос, песню. Конечно, такому представлению о кузнеце способствовала некоторая таинственность его профессии, постоянная связь с огнем и водой – с двумя почитаемыми стихиями. И действительно, талант, и искусство художника-кузнеца в соединении с этими стихиями рождали из обычного металла истинные произведения декоративно-прикладного искусства, которые можно сравнить с прекрасной звонкой песней. И эти, застывшие в металле песни, пришедшие к нам из глубин веков, украшают теперь многие музеи мира. И каждый современный художник-кузнец мечтает выковать свою песню.
Актуальность программы «Художественная обработка металла» заключена в создании условий для формирования творческой личности, развития художественного вкуса учащихся и воплощение его в предметах декоративно-прикладного назначения, сделанных из металла.
Программа относится к научно-технической направленности дополнительного образования детей и предполагает общекультурный уровень освоения.
Исходя из изложенного, можно сформировать основную цель программы – это развитие творческого потенциала ребенка. Конечная цель программы – способствовать становлению творческой личности.
Задачи программы:
Обучающие:
1. Познакомить учащихся с историей зарождения и становления художественной обработки металла.
2. Изложить основные сведения о металле, познакомить учащихся с диаграммой железо – углерод, с основными закономерностями термической обработки металлов.
3. Познакомить учащихся с основными видами художественной обработки металла - просечным металлом, чеканкой, художественным литьем, художественной ковкой.
4. Обучить воспитанников основным операциям при кузнечных работах, познакомить учащихся с основными инструментами и оборудованием, используемыми при кузнечных работах и правильными и безопасными приёмами работы.
5. Обучить технологии выполнения отдельных кузнечных операций, ковкой отдельных элементов и всего изделия от составления эскизов до отделки готового изделия.
6. Научить самостоятельно создавать и изготавливать изделия из металла декоративно - прикладного назначения.
Развивающие:
1. Пробуждение творческих возможностей учащихся. Формирование устойчивого интереса к художественной обработке металла.
2. Освоение детьми эталонов творчества в сфере художественной обработки металла.
3. Формирование художественного вкуса и творческого мышления.
4. Организация творческой высокохудожественной среды, стимулирующей проявление и развитие у детей внутренних возможностей к творчеству.
5. Разработка детьми индивидуального творческого процесса в области художественной обработки металла.
Воспитательные:
1. Формирование и развитие следующих личностных характеристик:
- ответственность и независимость;
- самостоятельность в наблюдениях, разработках, чувствах, обобщениях, выводах;
- открытость ума (готовность поверить своим и чужим фантазиям.);
- восприимчивость к новому и необычному;
- эстетическое чувство, чувство прекрасного, чувство гармонии, стремление к красоте, стремление украсить и гармонизировать окружающий мир.
2. Воспитание у ребёнка осознания ценности творческих черт своей личности.
3. Воспитание у ребёнка внимательности ко всем свойствам окружающей среды.
На основании учебно-тематического плана программы строится образовательный процесс. Все темы в плане расположены так, чтобы была обеспечена взаимосвязь между ними, а практическая деятельность учащихся опиралась на знания, полученные в школе на уроках художественно-эстетического и естественно-научного циклов и на предыдущих занятиях. Особое внимание уделяется формированию и развитию художественно - эстетического вкуса учащихся, развитию художественных способностей.
Образовательная программа рассчитана на учащихся старших (9-11) классов средней школы. Программа рассчитана на два года обучения. Первый год обучения (144 ч) – для детей в возрасте 14-15 лет в группе 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 учебных часа.
Второй год обучения (216 ч) – для детей в возрасте 15-17 лет в группе 12 человек. Занятия - 2 раза в неделю по 3 учебных часа.
Основные формы проведения занятий: сообщение информации, показ образцов изделий, эскизов, практическая работа, обсуждение художественных достоинств разрабатываемых проектов.
Способы проверки результативности освоения учащимися программы:
- экспресс-диагностика после прохождения каждой темы;
- тестовые задания по остаточным знаниям;
- мини выставки внутри коллектива;
- анализ выполненных работ.
Основные формы подведения итогов реализации программы:
- отчетная школьная выставка работ учащихся;
- отчетная районная выставка с демонстрацией лучших творческих работ учащихся.
.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
№ | Название темы | Количество часов на занятия | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2 | Основы безопасности труда. | 1 | 1 | 2 |
3 | Основные сведения о металле. | 4 | 2 | 6 |
4 | Основные виды художественной обработки металла. | 4 | 2 | 6 |
5 | Просечной металл. | 4 | 28 | 32 |
6 | Чеканка. | 4 | 26 | 30 |
7 | Художественное литье. | 4 | 24 | 28 |
8 | Художественная ковка. | 6 | 8 | 14 |
9 | Кузнечные инструменты и оборудование, используемые при художественной ковке. | 6 | 18 | 24 |
Итого | 35 | 109 | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
1. Вводное занятие.
История возникновения и развития художественной обработки металла, использование его в быту, в интерьере, в городском и ландшафтном дизайне, оформлении фасадов зданий, балконов, решеток и т. д. Показ наглядных пособий (фотографий), готовых изделий, выполненных руководителем и учащимися, просмотр слайдов, альбомов. Знакомство учащихся с мастерской и её оборудованием.
2. Основы безопасности труда.
Основные инструменты (слесарные, кузнечные), используемые при художественной обработке металла. Примеры правильной и безопасной работы этим инструментом. Назначение, устройство станков и техника безопасности при работе на этих станках (по мере прохождения соответствующих разделов программы). Специальные технологические приспособления и безопасные приемы работ, связанные с их использованием.
Практика: действия при возникновении травмы и оказание первой медицинской помощи пострадавшему.
3. Основные сведения о металлах.
Класс химических элементов - «металлы», их физические и декоративные свойства. Выделение из всего многообразия металлов тех, которые широко применяются в художественной обработке. Виды сортового металла, такие как жесть, лист, пруток и т. д. Сведения о получении металлов и приобретении сортового металла. Демонстрация образцов металлов и декоративно-прикладных изделий из различных металлов.
Практика: лабораторная работа по изучению физических и декоративных свойств образцов металлов и сплавов (сталь, алюминий, медь, латунь, бронза).
4. Основные виды художественные обработки металла.
Основные виды художественной обработки металла, такие как: просечной металл, чеканка, художественное литьё, художественная ковка
Практика: знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства, выполненными в технике просечного металла, чеканки, художественного литья, художественной ковки.
5 Просечной металл.
Материалы и инструменты, используемые для техники просечного металла и технология просечных работ.
Практика: изготовление учащимися изделий из просечного металла: подставки для утюга, подсвечника, просечного декора фонаря, флюгера.
6. Чеканка.
Материалы и инструменты, используемые при выполнении чеканки, технология выполнения чеканки и правильные и безопасные приёмы работы.
Практика: выполнение учащимися учебных и декоративных изделий, украшенных чеканкой – панно, тарелок, сосудов и т. п.
7. Художественное литье.
Материалы, применяемые для художественного литья, инструменты, оборудование и технология литейного дела. Технике безопасности при работе с электронагревательными приборами (муфельными печами), работе с расплавленным металлом.
Практика: изготовление учащимися литых изделий – сувениров.
8. Художественная ковка.
Материалы, применяемые для художественной ковки, их физико–механические свойства. Закономерности, происходящие в железоуглеродистых сплавах в результате их термической обработки, диаграмма состояния железо-углерод, основные операции, используемые при термической обработке сталей (закалка, отпуск).
Практика: проведение лабораторной работы по термической обработке инструментальной стали с испытанием механических характеристик образца, выполнение учащимися простейших кузнечных операций - осадки, изгиба, кручения.
9. Кузнечные инструменты и оборудование, используемые при кузнечных работах.
Рабочее место кузнеца, оборудование, основные инструменты и приспособления. Устройство стационарного и походного горнов, наковальни, оснащение кузнецы. Оборудование, применяемое для локального разогрева металла: муфельные печи, газовые горелки, паяльные лампы. Техника безопасности при работе с раскаленным металлом и нагретым кузнечным оборудованием. Кузнечные инструменты и технологические приспособления. Правильные и безопасные приемы работы этими инструментами. Изготовление кузнечных инструментов.
Практика: лабораторная работа по разогреву металла в муфельной печи, опытное знакомство с изменениями физико-механических характеристик металла, происходящих в результате нагрева, выполнение отдельных операций по пластической деформации разогретого металла.
ожидаемые РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
По итогам освоения программы 1-го года обучения учащиеся:
Приобретут знания:
- по истории зарождения и развития художественной обработки металла и о перспективах ее применения для художественного преобразования окружающей среды;
- об основных направлениях в художественной обработке металла;
- об оборудовании, инструменте и приспособлениях, применяемых в основных направлениях художественной обработки металла;
- о кузнечных инструментах, приспособлениях и оборудовании, применяемых при кузнечных работах;
об основных материалах, применяемых для художественной обработки металлов и их свойствах;
- об основных положениях техники безопасности при художественной обработки металлов.
Научатся:
- приемам правильной и безопасной работы с различным инструментом;
- работать на сверлильном, токарном и заточном станках;
-технологическим приемам художественной обработки металла по направлениям: просечной металл, чеканка, художественное литье;
- выполнять эскизы художественных изделий из металла;
- изготавливать художественные изделия в технике пройденных разделов (просечной металл, чеканка, художественное литье);
- приемам работы ручным кузнечным инструментом.
должны овладеть терминологией, иметь представление обо всем многообразии ручного кузнечного инструмента, уметь правильно определять вид и назначение каждого инструмента, и приемы работы с этим инструментом.
Приобретут опыт творчества:
- при прохождении разделов программы у ребят формируется и развивается художественный вкус, возникает необходимость художественного преобразования действительности, стремление к совершенству и самосовершенству;
- при проведении практических работ у ребят формируется и развивается самостоятельность, мастерство, творческая индивидуальность.
Приобретут опыт эмоционально ценностных отношений:
- возникновение интереса к творческой деятельности;
- поддержание его устойчивости и широты;
- периодическое испытание чувства удивления и восхищения;
- проявление радости от использования своих возможностей;
- развитие художественного вкуса, стремление к красоте и гармонии;
- открытие новых впечатлений.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ | Название темы | Количество часов на занятия | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
2 | Основы безопасности труда. | 1 | 1 | 2 |
3 | Основные кузнечные операции, правильные и безопасные приемы работы. | 4 | 28 | 32 |
4 | Эскизирование кованых изделий, эскизирование отдельных элементов, создание рабочих чертежей. | 4 | 20 | 24 |
5 | Кованые элементы, их классификация, терминология. | 4 | 14 | 18 |
6 | Технология ковки и предварительная обработка отдельных элементов. | 6 | 30 | 36 |
7 | Технология соединения отдельных элементов. | 4 | 8 | 12 |
8 | Электродуговая сварка, сварочное оборудование, технология сварки при кузнечных работах. | 4 | 18 | 22 |
9 | Технология ковки сложного изделия. | 2 | 6 | 8 |
10 | Технология предварительной и окончательной отделки кованых изделий. | 6 | 36 | 42 |
11 | Использование возможностей Интернет для поиска информации по художественной обработке металла, знакомства с лучшими образцами декоративно- прикладного искусства, создания эскизов и рабочих чертежей. | 2 | 5 | 7 |
12 | Организация и проведение выставок работ учащихся. | 2 | 7 | 9 |
13 | Заключительное занятие. | 2 | 2 | |
Итого | 43 | 173 | 216 |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
1.Вводное занятие.
Достижения в области художественной обработки металла, перспективы развития данного направления декоративно-прикладного творчества. Показ образцов, фотографий, рисунков, альбомов. Демонстрация изделий, выполненных в предыдущие годы как учащимися, так и опытными мастерами.
2. Основы безопасности труда.
Инструменты, используемые при художественной ковке. Приемы правильной и безопасной работы этими инструментами. Назначение и устройство металлообрабатывающих станков, правильные и безопасные приемы работы на станках и с нагревательными приборами (при прохождении соответствующих разделов программы).
Практика: действия при возникновении травмы и оказание первой медицинской помощи пострадавшему.
3. Основные кузнечные операции.
Основные кузнечные операции, такие, как разделительные операции (обрубка, разрубка, вырубка, просечка), осадка, протяжка, пробивка и прошивка, гибка, скручивание (свивание и закрутка), сварка (кузнечная сварка, электродуговая сварка).
Практика: разогрев стальных заготовок в муфельной печи и выполнение учащимися основных кузнечных операций.
4. Эскизирование кованых изделий, эскизирование отдельных элементов, создание рабочих чертежей.
Рисование эскизов кованых изделий (на основе знаний и навыков, полученных учащимися в школе на предметах художественно-эстетического цикла). Прорисовка эскизов кованых изделий в целом и отдельных их элементов. Далее, на основе эскизов, создание рабочих чертежей в натуральную величину всего изделия и отдельных его элементов.
Практика: рисование эскизов кованого изделия и отдельных его элементов, создание рабочих чертежей в натуральную величину.
5. Кованые элементы - классификация и терминология.
Общепринятая классификация кованых элементов и их терминология. Применение кованых (в том числе стандартных) элементов в различных изделиях.
Практика: разбивка кованого изделия на отдельные элементы, выделение стандартных элементов.
6. Технология ковки и предварительная обработка отдельных элементов.
Технология ковки отдельных элементов, выбор инструмента и приспособлений для данного вида работ, практическая ковка и предварительная обработка отдельных элементов для сложного изделия.
Практика: разогрев стальных заготовок из малоуглеродистой стали в муфельной печи, ковка отдельных элементов (изгибов, закруглений, волют и т.п.), предварительная обработка отдельных элементов.
7. Технология соединения отдельных элементов.
Способы соединения отдельных элементов в сложном изделии – замковые соединения, заклепочные, сварные и технология получения этих соединений, показ образцов сложных кованых изделий с различными способами соединения отдельных элементов.
Практика: соединение отдельных элементов замковым соединением, заклепочным соединением и с помощью электросварки.
8. Электродуговая сварка, сварочное оборудование, технология сварки при кузнечных работах.
Теория электродуговой сварки, назначение и устройство сварочного оборудования и техника безопасности при производстве сварочных работ. Технология выполнения сварочных работ, применяемых при сборке кованого изделия из отдельных элементов. Приемы работы специальными приспособлениями для правильного соединения и фиксации отдельных элементов.
Практика: подготовка сварочного оборудования к работе, организация рабочего места к выполнению сварочных работ, проведение мероприятий по обеспечению правил техники безопасности и пожарной безопасности при проведении сварочных работ, выполнение горизонтальных и вертикальных швов, сварка элементов кованого изделия, соединение и фиксация отдельных элементов изделия с помощью струбцин и специальных приспособлений.
9. Технология ковки сложного изделия.
Технология ковки сложного изделия, начиная с выбора (создания) эскиза будущего изделия, заканчивая окончательной его отделкой.
Практика: анализ учащимися образца готового сложного изделия и самостоятельное составление подробной технологии его изготовления с указанием необходимых материалов, кузнечных инструментов, приспособлений и оборудования, расчленение учащимися сложного изделия на отдельные элементы, определение способа изготовления каждого из элементов и способа их соединения в сложном изделии, определение учащимися операций предварительной отделки необходимых на отдельных этапах работы, самостоятельное изготовление сложного (желательно авторского) кованого изделия без окончательной его отделки.
10. Технология предварительной и окончательной отделки кованых изделий.
Технология предварительной и окончательной отделки кованых изделий, инструменты и оборудование, применяемые для этих целей. Механические способы отделки (огранка, набивка, крацевание, шлифование, полирование) и химические способы декоративной отделки поверхности изделия (оксидирование, воронение омеднение).
Практика: овладение учащимися инструментами для предварительной и окончательной отделки кованых изделий, отделка кованых изделий механическими способами, отделка поверхности изделий омеднением.
11. Использование возможностей Интернет для поиска информации по художественной обработке металла и знакомства с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства.
Основные направления по применению компьютера в художественной обработке металла:
-информационно - справочное;
-применение компьютерной графики для эскизирования изделий и построения рабочих чертежей.
Практика: отработка учащимися практических навыков на компьютере с использованием возможностей Интернет компьютера в художественной обработке металла.
12. Организация и проведение выставок работ учащихся.
Участие в школьных, районных и городских выставках декоративно- прикладного и технического творчества учащихся. Участие в подготовке выставочного оборудования и помещений для проведения выставок.
13. Заключительное занятие.
Анализ наиболее удачных работ учащихся, рекомендации по самостоятельной работе. Обсуждение перспективных планов, эскизов и проектов на следующий учебный год. Проведение конкурсного тестирования учащихся.
ожидаемые РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
По итогам освоения программы 2-го года обучения учащиеся:
Приобретут знания:
- о современном состоянии и тенденциях в области художественной обработки металла;
- об основных кузнечных операциях;
- о технологии ковки отдельных элементов сложного изделия;
- об электродуговой сварке и технологии выполнения сварочных работ в художественной ковке;
- о способах предварительной и окончательной отделки кованых изделий и технологиях их выполнения;
- по применению компьютера в процессе изготовления изделий декоративно- прикладного искусства.
Освоят следующие умение и навыки:
- использовать справочную литературу, компьютерные технологии;
- рисовать эскизы будущих изделий, создавать рабочие чертежи;
- правильно подбирать материалы;
- применять традиционные и новаторские технологии в художественной обработке металлов и создании высокохудожественных кованых изделий;
- творчески преобразовывать окружающую среду, подчинять ее законам гармонии и совершенства.
Приобретут опыт творчества:
- возможность раскрыть и реализовать свой творческий потенциал в области художественной обработки металла;
- освоение разнообразных технологий и способов творческой деятельности;
- решение всевозможных эстетических задач разными способами художественной выразительности;
- постижение гармонии окружающего мира , постижение чувства прекрасного;
- применение накопленных знаний и умений в новых творческих разработках.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГРУППЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
№ | Тема или раздел программы
| Форма занятия | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал и техническое обеспечение | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Рассказ. | Беседа. | Альбомы, рисунки, фото, изделия. | |
2 | Основы безопасности труда. | Рассказ, практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи. | Выполнение заданий «делай как я». | Инструкции по Т/Б, аптечка, средства пожаротушения. | зачет |
3 | Основные сведения о металле. | Рассказ, демонстрация образцов. | Лабораторная работа. | Образцы различных металлов, диаграмма состояния железо-углерод. | зачет |
4 | Основные виды художественной обработки металла | Рассказ, показ рисунков, альбомов, готовых изделий, выполнение эскизов | Демонстрация образцов, альбомов, зарисовка эскизов. | Рисунки, фото, альбомы, образцы готовых изделий. | тестирование |
5 | Просечной металл. | Рассказ, выполнение эскизов, практическая работа. | Выполнение заданий по образцу, разработка и выполнение творческого проекта. | Эскизы, изделия, ручной инструмент для работы с просечным металлом, листовой металл. | зачет, выставки |
6 | Чеканка. | Рассказ, выполнение эскизов, практическая работа. | Выполнение заданий по образцу, разработка и выполнение творческого проекта. | Эскизы, изделия, ручной инструмент для выполнения чеканки, листовой металл. | зачет, выставки |
7 | Художественное литье. | Рассказ, выполнение эскизов, моделей, практическая работа. | Выполнение заданий по образцу, разработка и выполнение творческого проекта. | Эскизы, изделия, пластилин, глина, гипс, литейные формы, муфельная печь, металл (силумин, олово, бронза). | зачет, выставки |
8 | Художественная ковка. | Рассказ, показ рисунков, готовых изделий. | Зарисовка эскизов, показ способов деятельности. | Эскизы, фото, кованые изделия. | зачет |
9 | Кузнечные инструменты и оборудование. | Рассказ, показ инструментов, приемов работы. Практическая работа с инструментами. | Показ способов деятельности. | Ручной кузнечный инструмент и приспособления, слесарный инструмент, переносной горн, муфельная печь. | зачет |
10 | Основные кузнечные операции, приемы работы. | Рассказ, практическая работа по освоению основных кузнечных операций. | Выполнение заданий «делай как я». | Ручной кузнечный инструмент и оборудование, слесарный инструмент, переносной горн, муфельная печь. | зачет |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ГРУППЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
№ | Тема или раздел программы | Форма занятия | Приемы и методы организации учебного процесса | Дидактический материал и техническое обеспечение | Формы подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Рассказ. | Беседа. | Альбомы, рисунки, фото, изделия. | Обсуждение |
2 | Основы безопасности труда. | Рассказ, практическое занятие по оказанию первой медицинской помощи. | Выполнение заданий «делай как я». | Инструкции по Т/Б, аптечка, средства пожаротушения. | Зачет |
3 | Основные кузнеч- ные операции, приемы работы. | Практич. занятия по углублению навыков выполнения основных кузнечных операций. | Выполнение заданий по образцу, анализ выполненной работы. Выполнение заданий по образцу, проектирование. | Кузнечный инструмент и оборудование, слесарный инструмент. | Зачет |
4 | Эскизирование кованых изделий и отдельных элементов, создание рабочих чертежей. | Рассказ, демонстрация эскизов и изделий, рисование эскизов и рабочих чертежей. | Демонстрация, зарисовка эскизов. | Бумага ватман, копировальная бумага, чертежный инструмент и лекала. | Зачет, тестирование |
5 | Кованые элементы их классификация терминология. | Рассказ, демонстрация эскизов и кованых элементов. | Выполнение заданий «делай как я», выполнение заданий по образцу. | Эскизы, кованые элементы. | Зачет |
6 | Технология ковки и предварительная обработка отдельных элементов. | Рассказ, показ изделий, практические занятия по соединению отдельных элементов. | Выполнение заданий по образцу. | Кузнечный инструмент и оборудование, металл для ковки (пруток, квадрат, полоса). | Зачет |
7 | Технология соединения отдельных элементов. | Демонстрация, выполнение заданий «делай как я». | Кузнечный и слесарный инструмент, соединяемые элементы, металл для ковки. | Зачет | |
8 | Электродуговая сварка, сварочное оборудование, технология сварки при кузнечных работах. | Рассказ, изучение оборудования, практические занятия по освоению технологии электродуговой сварки. | Проектирование, разработка и исполнение творческого проекта. | Электросварочное оборудование, электроды, свариваемые элементы. | Анализ экспериментов |
9 | Технология ковки сложного изделия. | Рассказ, показ образцов, практические занятия по освоению ковки сложного изделия. | Выполнение заданий по образцу, выполнение заданий «делай как я». | Кузнечное и слесарное оборудование, металл для ковки. | Зачет |
10 | Технология предварительной и окончательной отделки кованых изделий. | Рассказ, практические занятия по технологии предварительной и окончательной отделки кованых изделий. | Показ способов деятельности, исследовательская работа. | Оборудование для предварительной и окончательной отделки кованых изделий. | Зачет, выставка, конкурс |
11 | Использование возможностей Интернет для поиска информации по художественной обработке металла и знакомства с лучшими образцами декоративно-прикладного искусства. | Рассказ, практическое занятие. | Показ готовых работ. | Компьютер, программное обеспечение, принтер, ксерокс. | Зачет, анализ результатов расчета, конкурс |
12 | Организация и проведение выставок работ учащихся. | Сообщение, демонстрация, рассказ, обсуждение | Дискуссия, анализ выполненной работы. | Эскизы, готовые изделия, выполненные учащимися и опытными мастерами | Выставка, тестирование |
13 | Заключительное занятие. | Беседа, просмотр изготовленных работ | Собеседование, демонстрация, показ работ. | Образцы работ, видеоматериалы | Анализ итогов работ |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Станки:
- металлообрабатывающие (токарный, сверлильный, фрезерный, заточной, отрезной).
Оборудование и инструменты:
- нагревательные приборы (муфельная печь, переносной горн);
- сварочный аппарат;
- электроинструмент (ручная дрель, отрезная машина, бормашина);
- слесарный верстак;
- набор слесарного инструмента;
- набор кузнечного инструмента и приспособлений;
- покрасочное (кисти, компрессор, аэрограф, шланги).
Мультимедийное оборудование:
- компьютер, принтер, ксерокс;
- видеомагнитофон, телевизор;
- программное обеспечение по темам занятий;
- фото - и видеоархив.
Кузнечное оборудование и материалы:
- наковальня;
- кузнечные вилки;
- ручной кузнечный инструмент;
- заготовки из малоуглеродистой стали (круг, пруток, полоса);
- листовой металл (жесть, листовая медь, листовая латунь);
- бронза в слитках;
- силумин, Амг - сплавы в слитках;
- бумага, копировальная бумага, калька, чертежный инструмент, лекала;
- краски (алкидные, акриловые).
Список литературы, рекомендуемый педагогу.
1. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие.
Спб.: Изд-во РПГУ им. А. И. Герцена, 2002
2. Флеров А. В. Художественая обработка металлов. - М. , 1976
3. Семерак Г. , Богман А. Художественная ковка и слесарное искусство. - М. , 1982
4. Навроцкий А. Г. Кузнечное Ремесло. - М. , 1988
5 .Зотов Б . Н. Художественое литьё. - М. , 1982
6. Васильев Ю. К. , Васильева И. Н. Технология материалов, практикум в учебных мастерских и техника безопасности.
7. Венецкий С. И. Расказы о металлах. - М. , 1986
8. Завгороднев П. И. Болотников В. М. Медницко-жестяницкие работы. - М. , 1978
9. Флеров А. В. , Демина М. Т. , Елизаров А. Н. , Шеманов Ю. А. Техника художественной эмали, чеканки и ковки. - М. , 1986
10. Федотов Г. Я. Звонкая песнь металла. - М. , Просвещение, 1990
11. Навроцкий А. Г. , Белоглазова М. В. Наследники гефеста. , журнал Сделай сам. №1,90
12. Туник Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. - Спб. : Речь, 2003
Список литературы, рекомендуемый учащимся.
1. Василенко В. М. Русское прикладное искусство. - М. , 1977
2. Николаева Т. В. Прикладное искусство Московской Руси. - М. , 1976
3. Постникова-Лосева М. М. Русское декоративное искусство. - М. , 1962-1965
4. Кузнецов Е.В. Послушный металл. - М. , 1988
5. Гуревич Ю. Г. Загадка булатного узора. - М. , 1985
6. Беккерт М. Мир металла. - М. , 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по теме "Обработка металла" (5 класс)
Я считаю, что одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету технического труда является организация их игровой деятельности. В играх различные знания ученик получает с...
Презентация к уроку "Обработка металла"
Для 5 класса поможет при прохождении темы "Правка, разметка и резание тонколистового металла". Своеобразное видение темы и необходимые правила ТБ, также задание для самостоятельного выполнения учащими...
Презентации к уроку (Раздел : технология обработки металлов)
В данных архивах содержатся тематические презентации к урокам по технологии для мальчиков ( 5-9 кл.) . Архив пополняемый!...
Урок технологии 5 кл. обработка металла
Разработка плана - урока по технологии в 5 кл. по разделу (обработка металла) с презентацией....
Технологическая карта по технологии по разделу «Технология обработки металла», 7 класс.
Технологическая карта по технологии по разделу "Технология обработки металлов" - 7 класс...
Технический диктант для 5 класса. Раздел -обработка металлов и сплавов
Пояснительная записка Изучая раздел: «Обработка металлов и сплавов» по предмету Технология ребята знакомятся с новыми определениями, названиями рабочих операций, металлов, сплавов, инструм...
Занимательные задания в 7-8 классах по теме : «Технология обработки металлов"
Цель: Закрепить полученные знания по теме «Технология обработки металлов», «Металлообработка». Повысить интерес к технологии обработки металла и техническому труду взрослых....