ИКТ технологии как средство воспитания экологической культуры у учащихся на уроках биологии
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekolgicheskoe_vospitanie_shkolnikov_na_urokah_biologii.docx | 22.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание экологической культуры
у учащихся на уроках биологии
В последние несколько лет средства массовой информации все чаще поднимают вопросы экологического состояния населенных пунктов, говорят об экологических катастрофах, о глобальном потеплении, о разрушении озонового слоя, о кислотных дождях.
На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. В этих условиях проблема экологического воспитания и обучения подрастающего поколения обретает особую значимость. Исследования показывают, что выпускники школ, владея теоретическими знаниями, не осознают собственной роли в устранении экологических проблем, возлагая их решение на государственные органы. Все это обусловливает необходимость формирования экологической культуры учащихся как личностно-целостного феномена и разработку педагогических условий ее развития. В широком смысле экологическая культура есть новое содержание общечеловеческой культуры. Базис ее составляют универсальные, духовные ценности, экологические и нравственные приоритеты.
Я выбрала это направление в своей работе потому, что тема актуальна, проблематична и требует многих усилий, чтобы получить положительный результат.
Школьный предмет биологии, занимает особое место в воспитании экологической культуры школьников, т.к. включает: систему знаний о взаимодействии общества и природы; ценностные экологические ориентации; систему норм и правил по отношению к природе; умения и навыки по изучению природы и ее охране. Практически во всех разделах программы по биологии затрагиваются вопросы экологического плана: взаимосвязь организма и среды, влияние различных факторов на организм и адаптация его к определенным условиям обитания.
Экологическое воспитание школьников опирается на методы учебной деятельности: проблемные, частично-поисковые, исследовательские, метод проектов. В урочной деятельности практикуются уроки-лекции, уроки-семинары, «круглые столы», практические и лабораторные работы; анализ научной литературы, дискуссии, экскурсии. Формированию экологической культуры учащихся способствует применение различных средств обучения - таблиц, картин, микропрепаратов, влажных препаратов, транспорантов, ИКТ средств.
При изучении биологии следует обращать внимание не только на красоту природы и бережное отношения к ней. Важнейшая задача учителя - заложить в детях потребность к сохранению природы и ее богатств. На уроках биологии формируется убеждение о том, что природа – целостная и саморегулирующаяся система.
Широкими возможностями формирования экологической культуры являются также внеурочная деятельность и предметные недели. К внеурочной деятельности привлекаются желающие ученики, интересующиеся биологией, а к предметной неделе привлекаются все ученики, каждому из них предлагается несколько вариантов участия. Здесь раскрывается творчество ребенка, свое видение прекрасного, значимого и полезного.
Отношение ребенка к окружающей природной среде в существенной степени определяет три фактора:
1. непосредственное познание природы;
2. школьное экологическое воспитание;
3. средства массовой информации.
Я работаю в Ожулунской средней школе Чурапчинского района. Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания и образования.
Почему именно сельская среда обладает особой силой воздействия на становление экологической культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека?
Особым фактором экологического обучения и воспитания сельских школьников является воздействие на них социальной природной среды. Сельские жители каждодневно испытывают на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающие населенные пункты, природные экосистемы: луга, речки, леса. Сельские ребята близки к природе, их представления более разнообразны и конкретны, чем у городских ребят. Вырастая в селе, дети повседневно наблюдают труд взрослых, работают на полях и огородах, ухаживают за домашними животными. Учитель биологии должен понимать: практические знания сельских школьников, полученные в повседневной жизни, необходимо дополнять социально-ценностными аспектами более высокого уровня.
Существуют два разных термина - «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго, и поэтому образование должно развиваться в контексте второго, тем более, что знания сами по себе ещё не определяют направленность деятельности человека.
В программе биологии выделяются такие вопросы охраны и укрепления здоровья человека, необходимым условием сохранения и улучшения природного окружения.
Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся: соблюдение культуры поведения в природе; изучение и оценка состояния природного окружения; некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (например, озеленение); выполнение посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.
Ведущие идеи содержания экологического образования создают основу для группировки и раскрытия как общих, так и некоторых частных понятий о взаимодействии человека и природы.
К числу самых волнующих, несомненно относятся проблемы связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется всё: воздух, вода, почва. И это в свою очередь, не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье человека,
Изучая учебный материал биологии выясняется, что главными отравителями атмосферы является промышленное и сельскохозяйственное производство, выхлопные газы автотранспорта. К этому следует добавить выбросы, сделанные железнодорожным, авиационным, морским и речным транспортом, сельскохозяйственной и военной техникой, а также большое количество вредных веществ, поступающих в атмосферу при сжигании топлива, мусора, при пожарах.
Изучение собственной истории, истории «малой родины» и своего Отечества, знакомство с природными объектами и правилами их сохранения включает школьника в деятельность по отношению к обществу, людям и к природе, развивает потребность принимать личное участие в охране окружающей среды и в решении экологических проблем на уровне класса, школы, села, района.
Главным результатом такой деятельности становится усвоение ценностей экологической культуры на личностной основе. В этом процессе школа должна стать местом встреч ребёнка с природой и её образами, средой соединения культуры человека и природного мира. Показателем освоения норм экологической культуры должно стать осознание и выполнение нашими учениками норм совместного сосуществования природы и человека.
Но главная задача экологического воспитания не заполнить учащихся знаниями, а сформировать внутри них экологическую культуру поведения.
Использованная литература:
- Айкина Г.А. Как сделать экологическое воспитание эффективным// Начальная школа. – 2008. - №8. – с. 54-57
- Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999 – 124 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.П. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. – с.36-38
- Ефремов К. Самое время соединить экологическое и трудовое воспитание// Народное образование. – 2006. - №6.
- Назаренко В.М. Будущее экологического образования: некоторые предположения// Экология и жизнь. - №3. – с.22-29
- Попова Т.А. Экология в школе: мониторинг природной среды. – М.: Сфера, 2005. – с.5-11
- Симонова Л.П. Об экологизации в системе школьного и дополнительного образования младших школьников и подростков// Дополнительное образование. – 2001. - №9. – с.34-37
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ на уроках биологии.
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ на уроках биологии....
Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников
Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные на уроках технологии,находят свое применен...
Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.
Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...
Развитие экологической культуры у учащихся на уроках географии и биологии через систему заданий.
На протяжении своей работы я собрала сведения, при помощью которых учащиеся смогут изучить природные явления и процессы на примере быта, деятельности народа своей малой Родины. Это вопросы сопоставлен...
экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников
В своей статье автор делится опытом организации проектной деятельности по экологии на уроках технологии в 5-7 классах общеобразовательной школы. Кроме этого автор приводит примеры реализованных проект...
Методическая работа по теме " Экологический компонент на уроках географии как средство воспитания экологической культуры.
Работа содержит описание целей, задач, принципов экологического воспитания, возможности формирования экологической культуры в общеобразовательном учреждении на уроках географии и в каждом курсе геогра...