«России грозит графическая немота». Выступление куратора Кузьмина В.А. на методическом совете на кафедре «Технология обработки материалов потоками высоких энергий» на факультете №3 «МАТИ» - РГТУ имени К. Э. Циолковского.
материал по технологии по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stat-ya-cherchenie.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
«России грозит графическая немота»
Выступление куратора Кузьмина В.А. на методическом совете
на кафедре «Технология обработки материалов потоками высоких энергий»
на факультете №3 «МАТИ» - РГТУ имени К. Э. Циолковского.
Учителя школ, преподаватели ПУ, ССУЗов, ВУЗов, родители, общественность не первый месяц пытаются защитить о предмет черчение от «гуманитаризации образования».
Наши предложения: черчение должно найти достойное место в базисном учебном плане для 11 - летки. Иначе «окно в Европу», над которым так много трудились Петр I и русские инженеры, придется прорубать заново. Если, конечно, будет кому …
Так уж сложилось, что мы живем в мире, который имеет как минимум три измерения. Любой созидатель или архитектор, инженер или геолог имеет дело с реальными предметами, у которых есть длина, ширина и высота. Но для передачи и сохранения информации её необходимо перевести на лист бумаги или экран монитора, которые имеют только длину и ширину. Куда спрятать «лишний» размер?
Черчение принято относить к предметам политехнического цикла, так как все технические и нетехнические специалисты (например, хирург, астроном, модельер и др.) используют графические документы - чертежи, понятные в любом уголке мира. Поэтому знания международного графического языка техники необходимы каждому человеку, независимо от того, какую специальность он изберет после окончания школы.
Психолого-педагогические исследования (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Кабанова-Меллер, И.С. Якиманская и др.) показали, что черчение – единственная дисциплина, в максимальной степени развивающая у детей пространственное представление, воображение и мышление, без которых невозможно техническое творчество. Кроме того, психологами доказано, что развитие пространственных представлений и воображения заканчивается к 15-16 годам. Следовательно, если средняя школа не решит проблемы развития пространственных представлений и воображения своевременно, в более поздние сроки они уже не разовьются. А это грозит тем, что выпускники такой школы окажутся не способными к диалогу с компьютером на основе графических построений, к техническому творчеству.
Черчение нельзя отнести к области «Технология» в силу его политехнического характера и того, какую помощь оно оказывает школьникам в восприятии математики, физики, химии, труда и других предметов, то есть всех учебных дисциплин, в которых используются различные графические изображения. Поэтому черчение должно иметь в учебном плане свое обособленное место как уникальная политехническая дисциплина.
Чтобы подготовить выпускников школы к выбору технических специальностей, облегчить их усвоение, необходимо, чтобы черчение изучалось в объеме, раскрывающем школьникам не только различные виды графической документации (проекционные чертежи, машиностроительные, рабочие и сборочные, аксонометрические проекции, архитектурно-строительные чертежи, схемы), но и обеспечивающем формирование у них умения выполнять чертежи технических деталей, форма которых образована сочетанием пересекающихся поверхностей, что очень нужно инженерам , конструкторам, дизайнерам и пр. Обозреваемый круг вопросов требует 3-4-годичного обучения, рассчитанного на 102-136 часов, как это было в образовательной программе средней школы, составленной Н.К. Крупской и А.В. Луначарским, когда черчение изучалось с 5-го по 10-й класс (20-30-е годы). Результатом такой подготовки подрастающего поколения явился всплеск технического творчества (авиастроения, например, конструкторские бюро Антонова, Микояна, Поликарпова, Туполева, Яковлева; танко- и кораблестроения; ракетостроения и пр.), которое 70-80-м годам преобразовалось в научно-техническую революцию, сошедшую на нет в годы перестройки (80-90-е годы - двухлетнее обучение черчению).
Россия ждет момента своего возрождения, которое всегда начинается с развития тяжелой индустрии и легкой промышленности. А для этого стране нужны технически грамотные кадры. Поэтому курс черчения в школе должен быть достаточно полным.
Знаменитый оружейник пишет: «Дальнейшее сокращение технического направления в школьной программе (БУП - наша разрядка) может привести к снижению исходного уровня подготовки абитуриентов технических высших заведений, что повлечет утрату потенциала российской инженерной школы».
Овладение школьниками различными средствами визуализации информации становится актуальным, поскольку в ближайшее время от 60% до 70% информации будут иметь графическую форму предъявления. Как показывает опыт ведущих стран мира (США, Англии, Франции, Германии, Японии), в них большее время уделяется графической подготовке подростков, которая представлена в учебных планах не только самостоятельными дисциплинами «Черчение» (Германия), но и как большие разделы дисциплин «Коммуникация» (США), «Технология» (Англия). Исследования, проведенные в США (Мичиганский университет и др.), России (МАИ, НГТУ и др.), показали недостаточно высокий уровень сформированности пространственных представлений обучающихся по техническим специальностям в высших учебных заведениях. Эту проблему в США вынуждены решать введением дополнительных пропедевтических курсов, обеспечивающих подготовку к изучению «Технической графики» и «Начертательной геометрии». В России же эту проблему пытаются усугубить сокращением и без того малого количества часов, отводимых на изучение курса «Черчения»!
«Черчение и графика» - один из немногих предметов, где перед учащимися целенаправленно ставятся задачи, требующие использования наглядно-образного мышления. Огромный круг проблем наиболее оптимально решается именно в образной форме, не требующей перекодирования исходной информации. Кроме того, наглядно-образное мышление включает в себя универсальные элементы для развития различных видов мышления. Черчение имеет большое значение для формирования логического, абстрактного и пространственного мышления школьников в процессе оперирования пространственными образами плоских и объемных предметов, решения творческих задач с конструкторским и проектным содержанием.
Перечисленные аргументы, на наш взгляд, со своей очевидностью показывают необходимость принятия взвешенных решений, которые не позволят расшатать сложившуюся систему графической подготовки, а будут направлены на её дальнейшее совершенствование. Устранение предмета «Черчение» из БУПа станет еще одним шагом на пути снижения качества образования в России.
За всю историю своего существования человечество придумало всего несколько способов изображения реальных объектов на плоскости. Так архитекторы и художники, которым нужна наглядность, используют для этого тени и перспективу, геологи и географы – числовые отметки, а инженеры и строители всю информацию об объектах закладывают в чертежи, позволяющие точно передать форму и размеры. Знакомство с основными графическими способами хранения и передачи информации, изучение графического языка издревле является основой графической культуры человека, которая закладывается на уроках черчения.
Однако у многих черчение ассоциируется с нудным, неинтересным построением непонятных линий, окружностей, углов. Что вызывало непонимание и неприязнь к предмету? Нужно разобраться, исправить ошибки, но не отменять черчение как предмет. Тем более сейчас, когда специальные компьютерные программы по черчению открывают широкие просторы для творчества и создания, сводят к минимуму рутинную работу.
В те времена, когда у нас в стране успешно развивались наука и техника, промышленность и производство, черчение в школах считалось обязательным предметом. Был даже период, когда его преподавали с 7-го по 10-й класс. Тогда мы первыми летали в космос, строили свои самолеты и заводы. Но об этом уже мало кто вспоминает, так как в последние годы преподавание черчения в большинстве школ велось или плохо, или вообще не велось. В результате резко снизился уровень знаний, из учебных заведений уходят специалисты.
Черчение – это сложный предмет, его теоретическая основа – раздел математики – начертательная геометрия, которая, как известно, «не служанка, госпожа Его Величество Черчения». Не понятно только, почему в школах черчение преподают не математики, а художники? Рисование – это искусство, а черчение – наука. Вот и запрягают вместе «коня и трепетную лань». Хорошо, что никому еще не пришло в голову добавить в эту компанию филологов. Ведь графические изображения – это язык, состоящий из знаков и символов.
О том, что чертежи являются языком техники, писал еще ХХVII веке Гаспар Монж: «…Это язык, необходимый инженеру, создающему какой-либо проект, а также всем тем , кто должен руководить его осуществлением, и, наконец, мастерам, которые должны сами изготавливать различные детали». Причем лаконичный язык чертежей является единственным способом передать размеры, формы, взаимное расположение деталей с любой необходимой степенью точности. Вот почему графический язык чертежей занял превалирующие место в представлении научно-технической информации, стал профессионально ориентированным языком в инженерной деятельности. Ведь нужна именно особо высокая степень точности, любые ошибки и неточности там кончаются авариями и катастрофами. Таким образом, умышленно или нет, но в новый учебный Базисный план заложено снижение кадров , которые могли бы в ближайшем будущем создавать реальные материальные ценности, а не покупать готовую продукцию за границей. Удар наносится прежде всего по инженерно-техническим работникам, которым предстоит создавать российскую технику в новом веке, тем самым уменьшаются шансы самостоятельно, без помощи Запада, восстанавливать хозяйство и развивать новые производства в России.
Предмету «Черчение» достойное место в базисном учебном плане для 11-летней школы.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Лицей № 23» Воскресенского муниципального района Кузьмин В.А.
Учителя школ, преподаватели ПУ, ССУЗов, ВУЗов, родители, общественность не первый месяц пытаются защитить предмет черчение от «гуманитаризации образования».
Наши предложения: черчение должно найти достойное место в базисном учебном плане для 11 - летки. Иначе «окно в Европу», над которым так много трудились Петр I и русские инженеры, придется прорубать заново. Если, конечно, будет кому …
Так уж сложилось, что мы живем в мире, который имеет как минимум три измерения. Любой созидатель или архитектор, инженер или геолог имеет дело с реальными предметами, у которых есть длина, ширина и высота. Но для передачи и сохранения информации её необходимо перевести на лист бумаги или экран монитора, которые имеют только длину и ширину. Куда спрятать «лишний» размер?
Черчение принято относить к предметам политехнического цикла, так как все технические и нетехнические специалисты (например, хирург, астроном, модельер и др.) используют графические документы - чертежи, понятные в любом уголке мира. Поэтому знания международного графического языка техники необходимы каждому человеку, независимо от того, какую специальность он изберет после окончания школы.
Психолого-педагогические исследования (Б.Ф. Ломов, Е.Н. Кабанова-Меллер, И.С. Якиманская и др.) показали, что черчение – единственная дисциплина, в максимальной степени развивающая у детей пространственное представление, воображение и мышление, без которых невозможно техническое творчество. Кроме того, психологами доказано, что развитие пространственных представлений и воображения заканчивается к 15-16 годам. Следовательно, если средняя школа не решит проблемы развития пространственных представлений и воображения своевременно, в более поздние сроки они уже не разовьются. А это грозит тем, что выпускники такой школы окажутся не способными к диалогу с компьютером на основе графических построений, к техническому творчеству.
Черчение нельзя отнести к области «Технология» в силу его политехнического характера и того, какую помощь оно оказывает школьникам в восприятии математики, физики, химии, труда и других предметов, то есть всех учебных дисциплин, в которых используются различные графические изображения. Поэтому черчение должно иметь в учебном плане свое обособленное место как уникальная политехническая дисциплина.
Чтобы подготовить выпускников школы к выбору технических специальностей, облегчить их усвоение, необходимо, чтобы черчение изучалось в объеме, раскрывающем школьникам не только различные виды графической документации(проекционные чертежи, машиностроительные, рабочие и сборочные, аксонометрические проекции, архитектурно-строительные чертежи, схемы), но и обеспечивающем формирование у них умения выполнять чертежи технических деталей, форма которых образована сочетанием пересекающихся поверхностей, что очень нужно инженерам , конструкторам, дизайнерам и пр. Обозреваемый круг вопросов требует 3-4-годичного обучения, рассчитанного на 102-136 часов, как это было в образовательной программе средней школы, составленной Н.К. Крупской и А.В. Луначарским, когда черчение изучалось с 5-го по 10-й класс (20-30-е годы). Результатом такой подготовки подрастающего поколения явился всплеск технического творчества (авиастроения, например, конструкторские бюро Антонова, Микояна, Поликарпова, Туполева, Яковлева; танко- и кораблестроения; ракетостроения и пр.), которое 70-80-м годам преобразовалось в научно-техническую революцию, сошедшую на нет в годы перестройки (80-90-е годы - двухлетнее обучение черчению).
Россия ждет момента своего возрождения, которое всегда начинается с развития тяжелой индустрии и легкой промышленности. А для этого стране нужны технически грамотные кадры. Поэтому курс черчения в школе должен быть достаточно полным.
Знаменитый оружейник пишет: «Дальнейшее сокращение технического направления в школьной программе (БУП - наша разрядка) может привести к снижению исходного уровня подготовки абитуриентов технических высших заведений, что повлечет утрату потенциала российской инженерной школы».
Овладение школьниками различными средствами визуализации информации становится актуальным, поскольку в ближайшее время от 60% до 70% информации будут иметь графическую форму предъявления. Как показывает опыт ведущих стран мира(США, Англии, Франции, Германии, Японии), в них большее время уделяется графической подготовке подростков, которая представлена в учебных планах не только самостоятельными дисциплинами «Черчение»(Германия), но и как большие разделы дисциплин «Коммуникация» (США), «Технология»(Англия). Исследования, проведенные в США (Мичиганский университет и др.), России (МАИ,НГТУ и др.), показали недостаточно высокий уровень сформированности пространственных представлений обучающихся по техническим специальностям в высших учебных заведениях. Эту проблему в США вынуждены решать введением дополнительных пропедевтических курсов, обеспечивающих подготовку к изучению «Технической графики» и «Начертательной геометрии». В России же эту проблему пытаются усугубить сокращением и без того малого количества часов, отводимых на изучение курса «Черчения»!
«Черчение и графика» - один из немногих предметов, где перед учащимися целенаправленно ставятся задачи, требующие использования наглядно-образного мышления. Огромный круг проблем наиболее оптимально решается именно в образной форме, не требующей перекодирования исходной информации. Кроме того, наглядно-образное мышление включает в себя универсальные элементы для развития различных видов мышления. Черчение имеет большое значение для формирования логического, абстрактного и пространственного мышления школьников в процессе оперирования пространственными образами плоских и объемных предметов, решения творческих задач с конструкторским и проектным содержанием.
Перечисленные аргументы, на наш взгляд, со своей очевидностью показывают необходимость принятия взвешенных решений, которые не позволят расшатать сложившуюся систему графической подготовки, а будут направлены на её дальнейшее совершенствование. Устранение предмета «Черчение» из БУПа станет еще одним шагом на пути снижения качества образования в России.
За всю историю своего существования человечество придумало всего несколько способов изображения реальных объектов на плоскости. Так архитекторы и художники, которым нужна наглядность, используют для этого тени и перспективу, геологи и географы – числовые отметки, а инженеры и строители всю информацию об объектах закладывают в чертежи, позволяющие точно передать форму и размеры. Знакомство с основными графическими способами хранения и передачи информации, изучение графического языка издревле является основой графической культуры человека, которая закладывается на уроках черчения.
Однако у многих черчение ассоциируется с нудным, неинтересным построением непонятных линий, окружностей, углов. Что вызывало непонимание и неприязнь к предмету? Нужно разобраться, исправить ошибки, но не отменять черчение как предмет. Тем более сейчас, когда специальные компьютерные программы по черчению открывают широкие просторы для творчества и создания, сводят к минимуму рутинную работу.
В те времена, когда у нас в стране успешно развивались наука и техника, промышленность и производство, черчение в школах считалось обязательным предметом. Был даже период, когда его преподавали с 7-го по 10-й класс. Тогда мы первыми летали в космос, строили свои самолеты и заводы. Но об этом уже мало кто вспоминает, так как в последние годы преподавание черчения в большинстве школ велось или плохо, или вообще не велось. В результате резко снизился уровень знаний, из учебных заведений уходят специалисты.
Черчение – это сложный предмет, его теоретическая основа – раздел математики – начертательная геометрия, которая, как известно, «не служанка, госпожа Его Величество Черчения». Не понятно только, почему в школах черчение преподают не математики, а художники? Рисование – это искусство, а черчение – наука. Вот и запрягают вместе «коня и трепетную лань». Хорошо что никому еще не пришло в голову добавить в эту компанию филологов. Ведь графические изображения – это язык, состоящий из знаков и символов.
О том, что чертежи являются языком техники, писал еще ХХVII веке Гаспар Монж: «…Это язык, необходимый инженеру, создающему какой-либо проект, а также всем тем , кто должен руководить его осуществлением, и, наконец, мастерам, которые должны сами изготавливать различные детали». Причем лаконичный язык чертежей является единственным способом передать размеры, формы, взаимное расположение деталей с любой необходимой степенью точности. Вот почему графический язык чертежей занял превалирующие место в представлении научно-технической информации, стал профессионально ориентированным языком в инженерной деятельности. Ведь нужна именно особо высокая степень точности, любые ошибки и неточности там кончаются авариями и катастрофами. Таким образом, умышленно или нет, но в новый учебный Базисный план заложено снижение кадров, которые могли бы в ближайшем будущем создавать реальные материальные ценности, а не покупать готовую продукцию за границей. Удар наносится прежде всего по инженерно-техническим работникам, которым предстоит создавать российскую технику в новом веке, тем самым уменьшаются шансы самостоятельно, без помощи Запада, восстанавливать хозяйство и развивать новые производства в России.
В статье приведены высказывания следующих авторов:
- Галины Анисимовой, старшего преподавателя Российского Университета Дружбы Народов;
- Валентины Степаковой, доктора педагогических наук, профессора МПГУ;
- Михаила Калашникова, доктора технических наук;
- Р. Захаренковой, заслуженного учителя школы РФ, кандидата педагогических наук;
- В. Петрова, заслуженного работника высшей школы РФ;
- В. Петруленкова, заслуженного учителя школы РФ;
- преподавателей технических дисциплин факультета № 3 «МАТИ» - РГТУ имени К. Э. Циолковского.
ЗАСЕДАНИЕ
12.11.2008г
методического совета на кафедре «Технология обработки материалов потоками высоких энергий на факультете №3 «МАТИ» - РГТУ имени К.Э.Циолковского.
ТЕМА: «России грозит графическая немота»
Присутствовали:
преподаватели технических дисциплин
факультета №3 «МАТИ» - РГТУ
имени К.Э.Циолковского, кураторы
образовательных учреждений, входящих
в комплекс «Школа – ВУЗ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАТИ РГТУ им.К.Э Циолковского. Факультет «Информационные системы и технологии».
25 октября профильный курс физики 10 – 11 классов посетил МАТИ РГТУ им.К.Э Циолковского. Факультет «Информационные систем...
Тема выступления на методическом совете: «Современные педагогические технологии в сфере дополнительного образования детей»
Любая деятельность может быть либотехнологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции,технология на науке.С искусства все начинается,технологией - заканчивается,чтобы затем все началось сначал...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Технология обработки материалов. Обработка древесины»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Технология обработки материалов. Обработка древесины» Содержание.Пояснительная записка………………&helli...
Программа дополнительного образования «Технология обработки материалов. Обработка древесины.»
Программа дополнительного образования «Технология обработки материалов. Обработка древесины.» Срок реализации: 3 годаВозраст обучающихся: 8-16 летРазработал педагог дополнительн...
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1,2,3 - ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ По программе дополнительного образования «Технология обработки материалов. Обработка древесины.»
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1,2,3 - ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯПо программе дополнительного образования «Технология обработки материалов. Обработка древесины.» 1/КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСК...
Дидактические материалы по предмету "Технология" по разделу «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» 5 класс.
Дидактические материалы содержат готовые разработки рабочиих листов, кейсовых заданий, лабораторных и практических работ по разделу «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов&raqu...
Дидактические материалы по предмету "Технология" по разделу «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» в 5 классе.
Дидактические материалы содержат готовые разработки рабочих листов,лабораторных и практических работ по разделу «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов» в 5 классе....