План-конспект урока "Гипсовые отливки".
план-конспект урока технологии (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ Багаевская СОШ № 1
Урок – путешествие
по русскому языку в 6 классе
по теме:
«Употребление деепричастий в речи»
Учитель русского языка
и литературы
Гунина Людмила Николаевна
2011 год
Методическое руководство к уроку.
Урок-путешествие «Деепричастия в стране Русская речь».
Тема урока: «Употребление деепричастий в речи»
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения.
Метод обучения: частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности:
- парная;
- индивидуальная;
- групповая.
Целеполагания.
Образовательные:
- активизировать знания по теме “Деепричастие”;
- формировать умение нахождения деепричастий в тексте, вычленения деепричастного оборота;
- определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями;
- уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к творчеству донских писателей и родному краю посредством дидактического материала (форма урока, применение ИКТ, задания занимательного характера),
- воспитывать чувство такта, умение слушать учителя, умение анализировать и обобщать.
Развивающие:
- работа по развитию речи: формулировка выводов, саморефлексия;
- работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения;
- формировать языковое чутье, лингвистическую интуицию;
- развивать речевую культуру и речевое творчество.
Методическое обеспечение:
- просмотр презентации с помощью компьютера и проектора,
- экран,
- оценочные листы
Урок «Употребление деепричастий в речи» является четырнадцатым при изучении темы «Деепричастие». Цели, поставленные на уроке, соответствуют уровню подготовки учащихся. Урок разработан на основе технологии критического мышления через чтение и письмо. Характерными, устойчивыми особенностями развитого критического мышления являются оценочность, открытость новым идеям, целостное рассмотрение ситуации. Стремление к разносторонней осведомленности. Поиск альтернатив, выбор точки зрения, позиции, склонность к применению навыков критического мышления в жизни.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
- Вызов - мозговой штурм и работа с кластером.
- Осмысление:
А) работа у доски;
Б) работа с перфокартами;
В) работа с текстом;
Г) работа с учебником
- Рефлексия.
1. Стадия вызова.
Учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их знаниям. Эта стадия состоит из двух элементов: мозгового штурма и работы с кластером. Мозговой штурм - это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения. Кластер - это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связи между объектами или явлениями.
2. Осмысление.
Этот этап предполагает закрепление полученной информации.
3.Стадия рефлексии (размышления). В результате итоговой беседы систематизируется полученная информация.
На уроке реализован метод демократичности, метод поисковой направленности, метод моделирующего обучения, метод наблюдения и анализа, прием группировки и обобщения (кластер).
Урок-путешествие «Деепричастия в стране «Русская речь».
Тема урока: «Употребление деепричастий в речи»
Целеполагания :
знать:
- способы образования деепричастий;
- морфологические признаки деепричастия;
- правописание не с деепричастиями;
- постановку знаков препинания при одиночных деепричастиях, деепричастных оборотах, фразеологизмах с деепричастиями
уметь:
• употреблять деепричастия в речи;
• находить деепричастия и деепричастные обороты в тексте;
• находить фразеологизмы с деепричастиями.
воспитывать: любовь к творчеству донских писателей, родному краю
Оборудование:
- учебник под редакцией М.М.Разумовской «Русский язык. 6 класс»;
- презентация;
- перфокарты;
- текст.
Слайд №3: Сегодня на уроке надо
знать: постановку знаков препинания при одиночных деепричастиях и деепричастных оборотах
уметь: - определять и употреблять деепричастия в речи;
- находить деепричастия и деепричастные обороты в тексте;
- находить фразеологизмы с деепричастиями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроя.
Учитель: «Сегодня мы отправляемся в путешествие. Но, прежде чем отправиться, вы должны сдать экзамен для поступления в команду. Для этого необходимо ответить на вопросы»
«Мозговой штурм» Работа по кластеру. Фронтальный опрос. (У доски учащийся работает по слайду № 4)
- Назвать особую форму глагола.
- Назвать часть речи, признаки которой имеет деепричастие.
- Назвать особенности этой части речи.
- Какие признаки глагола имеет деепричастие?
5. Какой морфемы не имеет деепричастие?
6. При помощи чего образуется деепричастие?
7. Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении?
Учитель:
♦ Ответив на вопросы, что мы повторили? (Морфологические признаки деепричастия)
♦ А теперь, когда сдали экзамен, мы можем отправиться в путешествие вместе с деепричастием в страну «Русская речь». (Слайд №5) (Учитель называет и показывает по карте - путеводителю пункты назначения: «Поляна «Эврика», «Аллея Мыслителей», «Бухта Изменений», «Проблемная гора», «Пик Знаний»).
Первая наша остановка на «Поляне «Эврика».
♦ Объясните термин «Деепричастие». Как образовался этот термин и что
означает? (Причастное к действию и обозначает добавочное действие к основному)
♦ Скажите, «вид» деепричастия - это термин? (Да).
Назовите виды деепричастия, на какие вопросы они отвечают? (Совершенный вид, несовершенный вид; что сделав? что делая?)
2. Подтвердите свои знания, работая по перфокартам. (Слайд №6)
Задание. | |
Определите крестиком только деепричастия несовершенного вида. | |
1. рисуя, клевеща | Х Х Х Х Х Х Х Х |
2. играя, отправившись | |
3. строя, выплывая | |
4. употребив, решая | |
5. отправляя, делая |
-Достаньте листочки и поставьте себе отметки. (На листочках должна быть цифра«5»). (Оценки выставить в журнал только тем ученикам, у которых цифра «5»)
3. Работа с текстом.
- Справившись с заданием на «Поляне «Эврика», отправляемся на «Аллею Мыслителей» (учащиеся знакомятся с текстом) (Слайд №7)
(1) Мишка за ужином кое-как наспех поглотал хлёбова и опрометью побежал в горницу. (2) Раздевшись (1) с разбегу (2) нырнув в постель (3) он притаился (4)ожидая (5) прихода батяньки.
В это время дед стоял на коленях перед образами нашептывая молитвы отстукивая поклоны. (Не) нарушая тишины Мишка приподнял голову и увидел, как дед трудно сгибая спину упирается лбом в пол - стук! А Мишка нарочно локтем в стену - бух!
1) 1,2,3 2)1,3,4 3) 1,3,5 4)2,3,5
Беседа по тексту, анализ.
- Это можно назвать текстом? Почему?
- Определите тип и стиль речи этого текста? Докажите.
- Назовите автора и название произведения. (М.Шолохов « Нахаленок ») (Слайд 8)
- Лексическая работа. (Знакомство с диалектным словом)
- - Какие слова вам незнакомы? (хлёбово)
- Это слово из лексики донских казаков, означает - жидкая пища. (Слайд 9)
4. Фронтальный опрос.
- Какова роль деепричастий в данном тексте?
- Что такое деепричастный оборот?
- Рассказать о знаках препинания при нем?
5. Работа у доски: (одновременно 2 учащихся)
а) Задание. Раскрыть скобки, расставить знаки препинания во втором абзаце (устно). Объяснить постановку знаков препинания.
б) Работа по модели слова (весь класс одновременно).
- Найти во II абзаце текста слово по модели, рассказать о способе его образования. ( модель написана на доске)
6. Проблемная ситуация, переходим на «Проблемную гору».
Задание. Списать второе предложение. (Слайд 10)
-Чем интересно оно? Какую может представить проблему? (Много запятых).
-Расставить запятые. Выбрать правильный ответ.(Элемент задания А ЕГЭ) (2).
-Прокомментировать и объяснить роль деепричастий в предложении.
7. Работа по учебнику. Отправимся в «Бухту Изменений».
а) Исследование синтаксиса предложений. Редактирование предложений.
Игра «Улыбнемся ошибкам».
Какую роль выполняют деепричастия? Упражнение 408 ( предложения 2,5)
Задание: Отредактировать предложения, сохранив деепричастные обороты.
б) Самостоятельная работа. Упражнение 406 ( выписать фразеологизмы, составить одно предложение с фразеологизмом; рассказать о знаках препинания).
- Какую роль выполняют фразеологизмы с деепричастиями в речи?
III. Рефлексия. Поднимемся на «Пик Знаний». (Слайд 11)
-Для чего необходимо употребление деепричастий в речи?
(Рефлексивный прием по принципу незаконченного предложения)
- «На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался….»
- «На уроке мне особенно понравилось…»
- «Сегодня нам удалось…»
IV. Выставление отметок.
V. Домашнее задание. (Слайд 12) 1) Составить связный письменный рассказ по плану:
- Что такое деепричастие?
- Признаки каких частей речи оно имеет?
- Какова синтаксическая роль деепричастий
в предложении?
Карта – путеводитель
Пик Знаний
Эвр
Проблемная гора
Поляна «Эврика»
Аллея Мыслителей
Бухта Изменений
Аллея Мыслителей
Бухта Изменений
ПЕРФОКАРТА
I II III IV
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
У каждого учащегося лежит на столе
Приложение 1
(1) Мишка за ужином кое-как наспех поглотал хлёбова и опрометью побежал в горницу. (2) Раздевшись (1) с разбегу (2) нырнув в постель (3) он притаился (4)ожидая (5) прихода батяньки.
В это время дед стоял на коленях перед образами нашептывая молитвы отстукивая поклоны. (Не) нарушая тишины Мишка приподнял голову и увидел, как дед трудно сгибая спину упирается лбом в пол - стук! А Мишка нарочно локтем в стену - бух!
1) 1,2,3 2)1,3,4 3) 1,3,5 4)2,3,5
Приложение 2
Домашнее задание.
Составить связный письменный рассказ по плану:
- Что такое деепричастие?
- Признаки каких частей речи оно имеет?
- Какова синтаксическая роль деепричастий в предложении?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока "Планы на будущее"
План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики....
«Лето на память» (Выполнение рельефной отливки из гипса). План – конспект Открытого урока по лепке в 3 классе ДПОП «Живопись»
Тема проекта: «Лето на память».Цель занятия: познакомить с методикой создания рельефного панно из гипса на занятиях лепкой. Выполнить форму из пластилина и сделать по ней отливку из г...