Урок-конкурс,повторение, обобщение
методическая разработка по технологии (7 класс) по теме
Открытый урок-конкурс. "Выполнение творческих мине- проектов по моделированию и художественному оформлениб одежды на примере ночной сорочкис цельнокроенным рукавом"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dlya_publikacii.docx | 46.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«Выполнение творческих мини-проектов по моделированию и художественному оформлению одежды на примере ночной сорочки с цельнокроеным рукавом» 7класс.
Иовенко Татьяна Юрьевна , учитель технологии
Статья отнесена к разделу: Преподавание технологии
___________________________________________________________________________________
Цели урока:
Образовательная - повторение, обобщение понятий конструирования и моделирования плечевого изделия на цельнокроеной основе.
Развивающая - развить кругозор и навыки модельера, а также воображение и эстетический вкус.
Воспитательная - воспитать умение работать в коллективе быстро, аккуратно, учитывая мнение товарища.
Методы обучения: объяснение, повторение, деловая игра, работа с карточками.
Материалы и инструменты: карандаши, фломастеры, линейки, цветная бумага, кружево, тесьма, ткань, булавки.
Тип занятия: комбинированный.
Профориентация: художник-модельер, конструктор, технолог.
Межпредметные связи: математика, ИЗО, черчение, русский язык.
Организационный момент
Проверка наличия и готовность детей к уроку.
Основной работой на уроках технологии в этом учебном году в 7 классе было конструирование и моделирование простейшего плечевого изделия с цельнокроеным рукавом на примере ночной сорочки.
Все, на мой взгляд, достаточно успешно справились с этой задачей и сегодня есть возможность обобщить полученные знания, а также обратить особое внимание на отдельные темы.
•
Чтобы успешно выполнить это, необходимо определить конкретные задачи сегодняшнего урока, а именно:
- закрепить умение снимать мерки и правильно их записывать;
- закрепить названия конструктивных линий выкройки;
- запомнить приемы экономичной раскладки выкроек на ткани;
- запомнить названия используемых швов;
и, наконец:
- научиться использовать на практике приемы моделирования и художественного оформления изделия.
Для успешного выполнения этих задач в классе были созданы две творческие группы, между которыми пройдет турнир под условным названием "Модель сезона".
Представляю первую группу "Модные девчонки" во главе с (Ф.И. ученицы)
Вторая группа "Парижские модницы" во главе с (Ф.И. ученицы)
Оценивать работу будет уважаемая экспертная комиссия в составе: (3-4 ученицы)
Руководит этой работой (ученица) - победитель школьной олимпиады по технологии.
(Приложение №3, №4, №5)
И так мы начинаем!
I) Прежде всего, вспомним некоторые ключевые понятия, и в этом нам помогут члены экспертной группы.
Ночная сорочка, как известно, принадлежит к бельевой группе.
И вот мой первый вопрос: какими свойствами должны обладать ткани, из которых шьется белье.
Ответ:
- гигиенические - высокая воздухопроницаемость и гигроскопичность;
- технологические - малая осыпаемость нитей;
- физико-механические - прочная, стойкая к истиранию;
- эстетические - красивая прочная окраска, стойкая к многочисленным стиркам. •
А) На основании всего перечисленного для наших сорочек мы выбираем? ....
Ответ: натуральную хлопчатобумажную ткань - ситец или бязь.
Б) Но у этой ткани есть один существенный недостаток?
Ответ: большая усадка!
В) Вопрос: как его устранить?
Ответ: ткань намочить, высушить, прогладить.
Г) Вопрос: и эта операция называется?
Ответ: декатировка.
II) Ткань мы выбрали и теперь приступаем к конструированию.
Вопрос к экспертной группе: что такое конструирование?
Ответ: конструирование - построение чертежа основы изделия по снятым меркам.
Правильно, и вот первое задание для наших творческих групп.
1. Перечислите мерки, необходимые для построения чертежа ночной сорочки:
Сш, СгII, Cт,Сб, Дтс, Оп, Др, Ди.
2. При измерении, какие из снятых мерок записываются в половинном значении и почему:
Сш, СгП, Ст, Сб.
Чертеж строится на половину фигуры.
От каждой творческой группы приглашается по одному человеку.
В это время оставшиеся члены групп выполняют задания по карточкам.
Приложение №1. Карточка № 1 - снятие мерок.
Девочки, ваше задание: я показываю карточку, на которой написано обозначение мерки, одна из вас измеряет, а соперница - называет мерку и говорит как правильно ее снимать. И наоборот.
Потренируемся: Ст, Сб
- Сш 2) СгП
Взу ДтсиП
И так! Мерки сняли, по расчетам построили чертеж и сделали выкройку и теперь вспомним основные конструктивные линии.
К доске приглашается по одному представителю групп.
Перед вами на листах силуэт выкройки ночной сорочки. Справа скрыты названия конструктивных линий под номерами.
По моей команде вы должны вписать номер конструктивной линии в соответствующий кружок. Повернитесь к классу. Убираю шторки.
Внимание, начали!
Молодцы, надеюсь, судьи все успели зафиксировать в своих протоколах. Подготовьте, пожалуйста, доску для дальнейшей работы.
III) Следующий этап создания сорочки - раскрой.
Приглашаю к доске по одному человеку от каждой команды.
По традиции в это время оставшиеся будут выполнять задания по карточкам.
Приложение №2. Карточки № 2
У доски: нужно разложить на ткани для раскроя выкройку спинки сорочки. Условие: ткань по ширине достаточно широкая. У меня в руках два задания - правильный вариант и неправильный. Красным мелом зачеркнуть неправильный.
А) Вопрос: по каким срезам делаем припуск 1 см?
Ответ: горловина.
Б) Вопрос: по каким срезам припуск 2 см?
Ответ: все остальные.
После раскроя приступаем к пошиву.
Вспомните пожалуйста все швы, которые мы использовали при пошиве сорочки.
Вопрос к экспертам:
Напомните нам пожалуйста как называются виды швов (их 2 группы), есть еще третья, отделочные, но мы их практически не использовали.
и так? (вспоминаем, этот вопрос был на недавней олимпиаде)
Стачные - которые соединяют детали и краевые - обрабатывают край изделия.
Правильно!
А вот теперь вы должны дать названия этих швов. Сколько вспомните, столько и баллов, соответственно, получите:
а) стачные - расстрочной, накладной, двойной;
б) краевые - обтачной (горловина), в подгибку с закрытым срезом.
Заключительным этапом работы над любым швейным изделием является окончательная отделка и ВТО.
А) Вопрос: Какие операции включает в себя заключительная отделка изделия?
Ответ:
- Проверить не осталось ли иголок и булавок.
- Удалить наметку.
- Проверить концы ниток в швах и при необходимости закрепить их.
- Тщательно отутюжить.
Б) Вопрос: Какой заключительный пункт я вам говорю всегда при завершении работы?
Ответ: носить с удовольствием.
Итак, работа по пошиву ночной сорочки завершена.
IV) Но существует еще один важнейший этап в создании любого швейного изделия.
Это ... ?
Пожалуйста эксперты ... ?
Моделирование
А) Вопрос: Какой процесс называется моделированием?
Ответ: Моделирование - создание новой модели путем нанесения новых фасонных линий на чертеж основы, а так же в результате использования различных видов отделки.
Б) Вопрос: Что можно изменить в нашем случае?
Ответ: Длину сорочки, длину рукава, форму горловины, различные виды отделки.
Хорошо!
В процессе создания своих изделий вы в подавляющем большинстве выполнили простейший вариант, изменив, разве что, длину изделия, превратив ночную сорочку в летнюю кофточку. И никто, кроме Даши и Тани, не прельстился дополнительной пятеркой, которую я посулила всем, кто использует в своей работе какую-либо отделку.
Именно поэтому мы и займемся сейчас моделированием и выполним мини творческий проект.
Термин моделирование происходит от слова "модель", т.е. образец, создаваемый художником-модельером и разрабатываемый конструктором.
На дом каждой творческой группе было дано задание нарисовать эскиз модели ночной сорочки и сейчас за 15 минут вам необходимо осуществить задуманное, и преобразить ваши простейшие изделия с помощью различных видов отделки.
Хочу обратить ваше внимание на технику безопасности:
- осторожно обращаться с булавками;
- вкалывать их только в подушечку.
Помните, вы работаете не с манекеном, а с живой манекенщицей!
Приступайте!
Экспертная группа пока подводит предварительные результаты, но окончательные итоги будут учитывать оценки, полученные после демонстрации готовых моделей.
- Ну что же, свою модель готова представить и прокомментировать группа .
- Смотрим, что нам предложат девочки из команды
Пока наши эксперты подводят окончательные итоги, покажем модели ночных сорочек и кофточек, которые были сшиты в этом году.
Готовы? Слово предоставляется Саше для оглашения имен победителей. •
Спасибо!
Поздравляю!
Ну, а теперь мне хотелось бы подвести некоторые итоги.
По результатам сегодняшнего урока и всей нашей работы в целом, могу сделать вывод, что вы овладели тем набором знаний и умений в области конструирования, моделирования и технологии изготовления, которые необходимы для самостоятельного пошива простейшего плечевого изделия, с чем я всех и поздравляю.
Желающие могут попробовать летом сшить что-нибудь подобное для себя или своих близких.
Как видите, использовав различные виды отделки, можно легко создать симпатичную модель легкой кофточки, которая займет достойное место в вашем летнем гардеробе.
Сегодняшний урок завершает нашу работу в классе, и через неделю мы уже выходим на пришкольный участок.
Поэтому, задание на дом повторить правила техники безопасности при работе на пришкольном участке. Буду спрашивать на оценку. Не забудьте принести спецодежду.
Всем спасибо, до свидания!
Приложение:
Приложение №1. Карточки задания № 1. (2 штуки) •
Приложение №2. Карточки задания № 2. (2 штуки)
Приложение №3. Памятка для членов экспертной группы.
Приложение №4. Протокол оценок команды "Модные девчонки".
Приложение №5. Протокол оценок команды "Парижские модницы"
Приложение №6. Итоговый протокол.
Приложение №1
Карточка №1
Задание по теме " СНЯТИЕ МЕРОК" для творческой группы " Парижские модницы"
Установите соответствие между условным обозначением мерки и её названием. В пустую ячейку возле каждого условного обозначения мерки впишите буквенное обозначение соответствующего ему названия мерки:
.
Условные обозначения мерок | Название мерок | |
| А) Полуобхват талии. | |
| Б) Обхват плеча | |
| В) Полуобхват груди второй. | |
| Г)Полуобхвот бедер. | |
| Д) Полуобхват шеи | |
| Е) Длина спины до линии талии вторая |
Приложение №1
Карточка №1
Задание по теме " СНЯТИЕ МЕРОК" для творческой группы «Модные девчонки».
Установите соответствие между условным обозначением мерки и её названием. В пустую ячейку возле каждого условного обозначения мерки впишите буквенное обозначение соответствующего ему названия мерки:
.
Условные обозначения мерок | Название мерок | |
| А) Полуобхват талии. | |
| Б) Обхват плеча | |
| В) Полуобхват груди второй. | |
| Г)Полуобхвот бедер. | |
| Д) Полуобхват шеи | |
| Е) Длина спины до линии талии вторая |
Приложение №2
Карточка №2
Задание по теме «РАСКРОЙ ИЗДЕЛИЯ» для творческой группы «Парижские модницы»
Отметьте знаком "+" все правильные ответы (один или несколько)
1. При раскрое ткани пользуются ножницами:
а) маникюрными;
б) садовыми;
в) канцелярскими;
г) портновскими.
2. При раскрое изделия необходимо учитывать:
а) расположение рисунка на ткани;
б) направление нитей основы;
в) ширину ткани;
г) величину припусков на швы;
д) направление ворса.
Приложение №2
Карточка №2
Задание по теме «РАСКРОЙ ИЗДЕЛИЯ» для творческой группы «Модные девчонки»
Отметьте знаком "+" все правильные ответы (один или несколько)
- При раскрое ткани пользуются ножницами:
а) маникюрными;
б) садовыми;
в) канцелярскими;
г) портновскими.
2. При раскрое изделия необходимо учитывать:
а) расположение рисунка на ткани;
б) направление нитей основы;
в) ширину ткани;
г) величину припусков на швы;
д) направление ворса.
Приложение №3
Памятка для членов экспертной группы
- Перечислить мерки: полный ответ - 2 балла, неполный ответ – 0,5
балл, дополнение со стороны противника - плюс 1 балл. - Снятие мерок (практическая работа): полный ответ - 2 балла, неполный ответ – 0,5 балл, дополнение со стороны противника - плюс 1 балл.
- Карточка № 1 (мерки): количество баллов равно количеству правильных ответов - максимум 6 баллов.
- Назвать конструктивные линии: количество баллов равно количеству правильных ответов - максимум 8 баллов, дополнительно 1 балл за скорость.
- Карточка № 2 (раскрой): количество баллов равно количеству правильных ответов - максимум 6 баллов, дополнительно 1 балл за скорость.
- Вариант раскроя на доске: 1 балл, дополнительно 1 балл за скорость.
- Названия швов: количество баллов равно количеству правильных
ответов - максимум 5 баллов (по количеству швов).
- Заключительная отделка: количество баллов равно количеству
правильных ответов - максимум 4 балла (по количеству пунктов),
дополнительно 1 балл за сообразительность.
- Эскиз модели: максимум 10 баллов.
- Готовая модель: максимум 10 баллов.
Приложение №5
Протокол оценок
творческой группы "Парижские модницы"
№№ пп | Название (содержание) конкурса | Кол-во баллов | Дополни-тельный балл * и** | Сумма баллов |
1. | Перечислить мерки | |||
2. | Снятие мерок (практическая работа) | |||
3. | Карточка №1 * (мерки) | |||
4 | Назвать конструктивные линии* | |||
5. | Карточка №2 * (раскрой) | |||
6. | Вариант раскроя* (на доске) | |||
7. | Названия швов | |||
8. | Заключительная отделка * * | |||
9. | Эскиз модели | |||
10. | Готовая модель * | |||
Итоговый результат |
Примечание:
Дополнительный балл за скорость* и сообразительность**.
Приложение №4
Протокол оценок
творческой группы "Модные девчонки"
№№ пп | Название (содержание) конкурса | Кол-во баллов | Дополни-тельный балл * и** | Сумма баллов |
1. | Перечислить мерки | |||
2. | Снятие мерок (практическая работа) | |||
3. | Карточка №1 * (мерки) | |||
4 | Назвать конструктивные линии* | |||
5. | Карточка №2 * (раскрой) | |||
6. | Вариант раскроя* (на доске) | |||
7. | Названия швов | |||
8. | Заключительная отделка * * | |||
9. | Эскиз модели | |||
10. | Готовая модель * | |||
Итоговый результат |
Примечание:
Дополнительный балл за скорость* и сообразительность**.
Приложение №6
Итоговый протокол
№№ пп | Название творческих групп | Суммы баллов | Место |
1 | «Модные девчонки» | ||
2 | «Парижские модницы» |
Председатель экспертной группы __________________________________
Члены экспертной группы __________________________________
__________________________________
___________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
Приложение к уроку "Обобщение по теме: "Имя числительное". (Технология КСО при обобщении знаний по теме: "Имя числительное".)
Приложение к уроку по русскому языку: "Обобщение по теме: "Имя числительное". Представленный материал служит источником контроля знаний учащихся на уроке....
Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""
Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...
“Сложносочинённые предложения.Обобщение” урок-обобщение по русскому языку в 9 классе.
Урок русского языка в 9 классе по теме "ССП" с использованием НРК...
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...