доклад на тему "Что такое элективный курс"
элективный курс по технологии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Выступление Демидовой Таисии Васильевны
на РМО учителей технологии
на тему: «Элективные курсы профильного обучения»
В настоящее время одной из самых актуальных проблем является пере ход полной (средней) школы на профессиональное обучение учащихся. Анализ зарубежного опыта показывает, что во всех развитых странах общее образование на старшей ступени является профессиональным. Это обстоятель ство не случайно. В современных условиях такое образование является востребованным старшеклассниками и эффективным. Кроме того, оно способствует формированию целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной работы обучающихся. Оно также имеет достаточные возможности для выстраивания у учащихся индивидуальной образова тельной траектории, преемственности между школой и вузом, общим и про фессиональным образованием, а также успешной адаптации выпускников в социуме с учетом реальных потребностей рынка труда (Ермаков Д.С., 2004).
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и качественным.
В 2002 году принята Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (Ермаков Д.С, 2005). В ней понятие профильное обучение определяется как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организа ции образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.
Организация профильного обучения предусматривается по следующим направлениям: гуманитарному, естественно-математическому, общеобразовательному (вариант 1); гуманитарному, социально-экономическому, физико-математическому, естественному, техническому (вариант 2). Кроме того, модель общеобразовательною учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Система профильного обучения должна включать в себя следующие типы учебных предметов: базовые, общеобразовательные, профильные и элективные.
Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения. Профильные общеобразовательные - предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения.
Элективные курсы - обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Они реализуются за счет школьного компонента учебного плана и выполняют две функции. Одни из них поддерживают изучение основных профильных предметов на заданном профильном стандартном уровне. Другие служат для внутрипрофильной специализации обучения и для построения индивидуальных образовательных траекторий. Кроме того, их рекомендуется также использовать для предпрофильной подготовки учащихся. Процентное соотношение объема учебного времени по указанным типам учебных предметов составляет примерно 50:30:20.
Основная цель преподавания элективных курсов заключается в ориентации учащихся на индивидуализацию обучения и социализацию, на подго товку к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессио нальной деятельности.
Элективные курсы выполняют различные функции:
- изучение ключевых проблем современности;
- ознакомление с особенностями профессиональной деятельности;
- ориентация на совершенствование навыков познавательной, организационной деятельности;
- дополнение к углублению базового предметного образования;
- компенсация недостатков обучения по профильным предметам.
При разработке элективных курсов необходимо соблюдать психолого-педагогические требования, которые заключаются в логике отбора учебного материала и реализации личностно-ориентированного образования. На основе изучения литературы можно выделить несколько таких требований:
- систематизация и выделение «базового ядра» информации из той или иной области человеческой (профессиональной) деятельности;
- целеполагание и (или) создание целевого проекта;
- трансформация содержания профессиональной деятельности в дидактическое содержание;
- проектирование технологии изучения курса;
- инструментализация, оформление отобранного содержания и технологии его освоения в виде программ, учебных и методических пособий.
При отборе содержания элективного курса необходимо использовать как морфологический, так и функциональный анализ. В ходе морфологического анализа выясняется взаимосвязь предметного содержания элективного курса с содержанием базовых и профильных курсов с компетентностной, научной и профессиональной точек зрения. На следующем этапе необходимо провести анализ функций учебного содержания, которое должно обеспечивать описание изучаемых объектов, процессов, явлений, их качественное объяснение в теоретическом и практическом аспектах преобразования дейст вительности.
Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения и особенностям учащихся. В соответствии с этим ос новные приоритеты методики изучения элективных курсов следующие: меж дисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного миро воззрения; обучение через опыт и сотрудничество; интерактивтюсть (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, метод проек тов); личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход. Ведущее ме сто в обучении следует отвести методам проблемно-поискового и исследова тельского характера.
При выборе форм организации учебных занятий следует исходить, прежде всего, из целей курса. Важно предусмотреть использование таких ме тодов и форм, которые давали бы представление об условиях и процессах будущей профессиональной деятельности в соответствии с выбранным про филем обучения (Яворук О .А., 1995).
Не менее важно продумать систему контроля уровня достижений уча щихся и критерии оценки. Следует разработать типы промежуточного кон троля и формат итоговой зачетной работы по курсу. Оценка может выстав ляться как в форме «зачтено / незачтено», так и по балльной шкале. Жела тельно, чтобы параметры и содержание контроля уровня достижений уча щихся в рамках элективных курсов согласовывались с требованиями кон трольно-измерительных материалов ЕГЭ по базовым предметам. Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех пред ложенных заданий оцениваются в баллах и суммируются по окончании кур са.
Таким образом, основные требования к содержанию и разработке элек тивных курсов следующие:
- актуальная личностно и социально значимая тематика;
- поддержка базовых курсов, а также возможность для углубленной профилизации и выбора индивидуальной траектории;
- опора на методы и формы организации обучения, отвечающие обра зовательным потребностям учащихся, а также адекватные будущей профес сиональной деятельности;
- включение учащихся в практическую деятельность, которая соответ ствует профилю обучения;
- обеспечение формирования и развития общеучебных, интеллектуаль ных и организационных способностей и умений;
- система диагностики и оценивания, стимулирующая стремление к
личному росту и профессиональному самоопределению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ТАКАЯ РАЗНАЯ МАТЕМАТИКА» (элективный курс для учащихся 9 класса, 34 часа)
Данный элективный курс адресован учащимся 9 класса, собирающимся продолжить обучение в классах естественнонаучного профиля, а также учащимся, ориентированным на гуманитарный профиль, но интересу...
Элективный курс по алгебре "Функция...такая простая и сложная"
Элективный курс по алгебре "Функция...такая простая и сложная"...
Элективный курс "Есть такая профессия: историю писать"
Учебная программа для учащихся 9-х классов. Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на гуманитарный и социально- экономический профили. Содержание учебного материа...
Что такое элективные курсы.
Материал содержит текст выступления на заседании районного методического объединения, разработку элективного курса по математике для 10-11 классов «Теория и практика решения текстовых задач» и пр...
Презентация к уроку элективного курса "Что такое параметр?"
Данная работа является электронным приложением к уроку №1 "Что такое параметр?" в рамках элективного курса для 10 класса "Уравнения и неравенства с параметром". Работа со слайдом №8 (тренировочн...
Программа элективного курса "Такая разная информация"
Курс ориентирован на прдпрофильную подготовку учащихся, строится на основе информатики. Главная цель курса - дать ученикам практические навыки работы с информацией, которые способств...
Дополнительная презентация "Что такое фитодизайн?"к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс
Дополнительная презентация "Что такое фитодизайн?" к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс...