Что такое элективные курсы.
элективный курс по алгебре (10 класс) по теме

Материал содержит текст выступления на заседании районного методического объединения, разработку элективного курса по математике для 10-11 классов «Теория и практика решения текстовых задач» и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_elekt.kursy_.doc37 КБ
Файл tekst.docx24.48 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx87.15 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое элективные курсы?

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы обязательны для старшеклассников.

В соответствии с одобреной Минобразованием России "Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования" дифференциация содержания обучения в старших классах осуществляется на основе различных сочетаний курсов трех типов: базовых, профильных, элективных. Каждый из курсов этих трех типов вносит свой вклад в решение задач профильного обучения. Однако можно выделить круг задач, приоритетных для курсов каждого типа.

Базовые общеобразовательные курсы отражают обязательную для всех школьников инвариативную часть образования и направлены на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся.

Профильные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию.

Элективные же курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они по существу и являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательных программ, т.к. в наибольшей степени связаны с выбором каждым школьником содержания образования в зависимости от его интересов, способностей, последующих жизненных планов. Элективные курсы как бы "компенсируют" во многом достаточно ограниченные возможности базовых и профильных курсов в удовлетворении разнообразных образовательных потребностей старшеклассников.

Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов.

Одни из них могут являться как бы "надстройкой" профильных курсов и обеспечить для наиболее способных школьников повышенный уровень изучения того или иного учебного предмета.

Другие «элективы» должны обеспечить межпредметные связи и дать возможность изучать смежные учебные предметы на профильном уровне.

Примером таких элективных курсов могут служить курсы: "Математическая статистика" для школьников, выбравших экономический профиль, "Компьютерная графика" для индустриально-технологического профиля или "История искусств" для гуманитарного профиля.

Третий тип элективных курсов поможет школьнику, обучающемуся в профильном классе, где один из учебных предметов изучается на базовом уровне, подготовится к сдаче ЕГЭ по этому предмету на повышенном уровне.

Еще один тип элективных курсов может быть ориентирован на приобретение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда. Примером подобных курсов могут служить курсы "Делопроизводство" или "Деловой английский язык", курсы по подготовке к работе в сфере обслуживания и т.д.

Наконец, познавательные интересы многих старшеклассников часто могут выходить за рамки традиционных школьных предметов, распространяться на области деятельности человека вне круга выбранного ими профиля обучения. Это определяет появление в старших классах элективных курсов, носящих "внепредметный" или "надпредметный" характер. Примером подобных курсов могут служить элективы типа "Основы рационального питания" или "Подготовка автолюбителя".

Оценивая возможность и педагогическую целесообразность введения тех или иных элективных курсов,  следует помнить и о таких важных их задачах, как формирование при их изучении умений и способов деятельности для решения практически важных задач, продолжение профориентационной работы, осознание возможностей и способов реализации выбранного жизненного пути и т.д.

Элективные курсы реализуются в школе за счет времени, отводимого на компонент образовательного учреждения.

Вводя в школьное образование элективные курсы необходимо учитывать, что речь идет не только об их программах и учебных пособиях, но и о всей методической системе обучения этим курсам в целом. Ведь профильное обучение - это не только дифференцирование содержания образования, но, как правило, и по-другому построенный учебный процесс.

Именно поэтому в примерных учебных планах отдельных профилей в рамках времени, отводимого на элективные курсы, предусмотрены часы в 10-11 классах на организацию учебных практик, проектов, исследовательской деятельности. Эти формы обучения, наряду с развитием самостоятельной учебной деятельности обучающихся, применением новых методов обучения (например, дистанционного обучения, учебных деловых игр и т.д.), станут важным фактором успешного проведения занятий по элективным курсам.

Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы. Особую роль в успешном внедрении элективных курсов сыграет подготовка учебной литературы по этим курсам.

Подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы также учебные пособия по факультативным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.



Предварительный просмотр:

МОУ «ВСОШ №2»

Выступление

на РМО

учителя математики

Пушкаревой Н.В.

14 мая 2012 г.

Элективный курс «Теория и практика решения текстовых задач»

Пояснительная записка.

Математика играет важную роль в общей системе образования. Наряду с обеспечением высокой математической подготовки учащихся, которые в дальнейшем в своей профессиональной деятельности будут пользоваться математикой, важнейшей задачей обучения является обеспечение некоторого гарантированного уровня математической подготовки всех школьников независимо от избранной ими специальности. Для продуктивной деятельности в современном информационном мире требуется прочная базовая математическая подготовка. Все больше специальностей связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, психология и многое другое).

Важным является формирование математического стиля мышления, особенно алгоритмического мышления, воспитания умений  действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач – основной учебной деятельности на уроках – развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Решение задач является и целью, и средством обучения и математического развития школьников. Теоретический материал осознается и усваивается именно в процессе решения задач.

Традиционный раздел элементарной математики представляют собой задачи на составление уравнений, или текстовые алгебраические задачи. Они являются обязательным заданием на вступительных экзаменах в вузы по математике, а также входят в перечень тем, проверяемых на ЕГЭ. Проводимый элективный курс призван помочь учащимся, и особенно тем из них, кто собирается поступать в высшие учебные заведения, разобраться в типах и методах решения таких задач. 

Элективный курс  «Теория и практика решения текстовых задач»  разработан для обеспечения старшеклассников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в старшей профильной школе. Предлагаемый элективный курс позволяет осуществлять задачи профильной подготовки старшеклассников.  

Курс позволяет выпускнику средней школы приобрести необходимый и достаточный набор умений в области решения задач.

Цели и задачи.

  • Способствовать развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности,
  • Развивать умение учащихся самостоятельно осуществлять небольшие исследования;
  • По возможности дать необходимые знания о сущности задач и их решений для осознания школьниками своей собственной деятельности;
  • Вырабатывать отдельно умения и навыки в действиях, входящих в общую деятельность по решению задач;
  • Стимулировать постоянный анализ учащимися своей деятельности по решению задач и выделению в них общих подходов и методов, их теоретического обоснования;
  • Способствовать воспитанию таких качеств как терпение и упорство, а также взаимопомощь и умение работать в коллективе, выслушивать мнения товарищей, умение отстаивать свою точку зрения;
  • Усилить интерес к математике в целом.

Содержание.

Всё многообразие задач на составление уравнений можно разбить на основные группы: на движение, на совместную работу, на проценты, на смеси и сплавы, на прогрессии, на числовые зависимости, на составление неравенств, на оптимальное решение, т.е. на нахождение экстремума функции, некоторые другие виды задач.

На занятиях будут рассматриваться все этапы решения текстовых задач: выбор переменных, составление уравнения (системы уравнений), неравенства, решение полученных уравнений (неравенств), отбор решений по смыслу задачи, запись ответа.

Тематическое планирование элективных занятий

по курсу «Теория и практика решения текстовых задач»

1 урок в неделю, всего 34 урока

Содержание

Количество часов

Примерные сроки

1

Задачи на движение

6

            02.09.-15.10.

2

Задачи на совместную работу

7

17.10.-10.12.

3

Задачи на проценты

7

12.12.-04.02.

4

Задачи на прогрессии

7

06.02.-24.03.

5

Задачи на числовые последовательности

7

02.04.-25.05.

Итого:

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 час в неделю, всего 34 часа

п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся (знания и умения учащихся)

Количество часов

1-2

Вступительное занятие,  виды задач на движение, задачи на движение по реке.

Этапы решения текстовых задач, виды задач, допущения, принимаемые при решении задач на движение

Знать основные этапы решения текстовых задач,

уметь выбирать величину, обозначаемую х, определять вид задачи на движение, составлять уравнение или систему уравнений, решать их, выбирать корни в зависимости от условия задачи.

2

3-4

Задачи на движение навстречу друг другу

2

5-6

7

Задачи на движение, когда объекты догоняют друг друга

Решение задач на разные виды движения

2

8-10

Задачи, в которых кто-то выполняет некоторую работу

Работа, производительность, время работы, аналогия с задачами на движение

Знать понятия: работа, производительность, время работы, зависимость между ними,

Уметь находить аналогию с задачами на движение, пользоваться формулами, выражающими зависимость между работой, производительностью, временем

3

11-13

Задачи, связанные с наполнением или опорожнением резервуаров

3

14

Решение задач на различные виды задач на работу

1

15

16

Задачи на нахождение процентов от числа

Процент, процентное отношение двух чисел, процент от процента.

Знать определение процента, уметь находить процент от числа, число по известным его процентам, процентное отношение двух чисел. Уметь выбирать величину, обозначаемую х, составлять уравнение или систему уравнений, решать их, выбирать корни в зависимости от условия задачи.

2

17

18

Задачи на нахождение числа по его процентам

2

19

20

21

Задачи на нахождение процента от процентов

Решение различных задач на проценты

2

1

22-25

Задачи на арифметическую прогрессию

Последовательность, арифметическая, геометрическая прогрессии, формулы членов прогрессий, суммы нескольких членов прогрессий, бесконечная прогрессия, характеристическое свойство арифметической, геометрической прогрессий

Знать определение последовательности, арифметической, геометрической прогрессий, уметь пользоваться формулами для нахождения члена прогрессии, суммы прогрессии

4

26

28

Задачи на геометрическую прогрессию

3

29

-33

Задачи на числовые зависимости

Термины «число», «цифра», числовая зависимость, десятичная система счисления, разряды чисел, деление с остатком

Знать числовые разряды, понимать разницу между терминами «число», «цифра», уметь записывать любое число с помощью цифр и разрядов, делить с остатком.

5

34

Итоговое занятие

1

Список использованной литературы:

  1. Алгебра: Текстовые задачи / Т.М.Ерина. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО  «Издательство АСТ», 2004. – 78, [2] с.: ил. – (Школьная программа).
  2. А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницин  и др.   Алгебра и начала анализа,  10-11, М. «Просвещение», 2006.
  3. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика, 5 – 11 кл. / Сост.      Г.М. Кузнецова,     Н.Г. Миндюк. / 4-е изд., стереотип.  М.: Дрофа, 2004. – 320с.
  4. Алгебра: сборник  заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе/ Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова,  Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2008.
  5. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Математика/Л.О.Денищева, Ю.А.Глазкова, К.А.Краснянская и др. – М.: Интеллект-Центр, 2004.
  6. разноуровневые дидактические материалы по алгебре. 9 класс/М.Б.Миндюк, Н.Г.Миндюк – М.: Издательский дом «Генжер», 1997.
  7. дидактические материалы по алгебре для 9 класса / В.И. Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк. – М.:Просвещение,2001 и послед. годы изд.
  8.  Алгебра: 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А45 [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 271 с.: ил.
  9. Разноуровневые материалы по алгебре. 8 класс/М.Б.Миндюк, Н.Г.Миндюк – М.: Издательский дом «Генжер»,1996
  10. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б.  «Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений» под ред. Теляковского С.А.-  М.,  «Просвещение», 2009.
  11. Дидактический материал по алгебре для 8 класса/В.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк. – М.: Просвещение, 2001 и послед. годы изд.

__________Пушкарева Н.В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Элективный курс «Теория и практика решения текстовых задач»

Слайд 2

Цели и задачи.

Слайд 3

●Способствовать развитию логического мышления, сообразительности и наблюдательности, ●Развивать умение учащихся самостоятельно осуществлять небольшие исследования; ●По возможности дать необходимые знания о сущности задач и их решений для осознания школьниками своей собственной деятельности; ●Вырабатывать отдельно умения и навыки в действиях, входящих в общую деятельность по решению задач; ●Стимулировать постоянный анализ учащимися своей деятельности по решению задач и выделению в них общих подходов и методов, их теоретического обоснования; ●Способствовать воспитанию таких качеств как терпение и упорство, а также взаимопомощь и умение работать в коллективе, выслушивать мнения товарищей, умение отстаивать свою точку зрения; ●Усилить интерес к математике в целом.

Слайд 4

Содержание. Всё многообразие задач на составление уравнений можно разбить на основные группы: на движение, на совместную работу, на проценты, на смеси и сплавы, на прогрессии, на числовые зависимости, на составление неравенств, на оптимальное решение, т.е. на нахождение экстремума функции, некоторые другие виды задач. На занятиях будут рассматриваться все этапы решения текстовых задач: выбор переменных, составление уравнения (системы уравнений), неравенства, решение полученных уравнений (неравенств), отбор решений по смыслу задачи, запись ответа.

Слайд 5

Тематическое планирование элективных занятий по курсу « Теория и практика решения текстовых задач » 1 урок в неделю, всего 34 урока

Слайд 6

Содержание Количество часов Примерные сроки Задачи на движение 6 02.09 .-15.10. Задачи на совместную работу 7 17.10.-10.12. Задачи на проценты 7 12.12.-04.02. Задачи на прогрессии 7 06.02.-24.03. Задачи на числовые последовательности 7 02.04.-25.05. Итого: 34

Слайд 7

№ п / п Тема урока Тип урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся (знания и умения учащихся) Количество часов 1-2 Вступительное занятие, виды задач на движение, задачи на движение по реке. Этапы решения текстовых задач, виды задач, допущения, принимаемые при решении задач на движение Знать основные этапы решения текстовых задач, уметь выбирать величину, обозначаемую х , определять вид задачи на движение, составлять уравнение или систему уравнений, решать их, выбирать корни в зависимости от условия задачи. 2 3-4 Задачи на движение навстречу друг другу 2 5-6 7 Задачи на движение, когда объекты догоняют друг друга. Решение задач на разные виды движения 2 8-10 Задачи, в которых кто-то выполняет некоторую работу Работа, производительность, время работы, аналогия с задачами на движение Знать понятия: работа, производительность, время работы, зависимость между ними, Уметь находить аналогию с задачами на движение, пользоваться формулами, выражающими зависимость между работой, производительностью, временем 3 11-13 Задачи, связанные с наполнением или опорожнением резервуаров 3 14 Решение задач на различные виды задач на работу 1 15 16 Задачи на нахождение процентов от числа Процент, процентное отношение двух чисел, процент от процента. Знать определение процента, уметь находить процент от числа, число по известным его процентам, процентное отношение двух чисел. Уметь выбирать величину, обозначаемую х , составлять уравнение или систему уравнений, решать их, выбирать корни в зависимости от условия задачи. 2 17 18 Задачи на нахождение числа по его процентам 2 19 20 21 Задачи на нахождение процента от процентов Решение различных задач на проценты 2 1 22-25 Задачи на арифметическую прогрессию Последовательность, арифметическая, геометрическая прогрессии, формулы членов прогрессий, суммы нескольких членов прогрессий, бесконечная прогрессия, характеристическое свойство арифметической, геометрической прогрессий Знать определение последовательности, арифметической, геометрической прогрессий, уметь пользоваться формулами для нахождения члена прогрессии, суммы прогрессии 4 26 28 Задачи на геометрическую прогрессию 3 29 -33 Задачи на числовые зависимости Термины «число», «цифра», числовая зависимость, десятичная система счисления, разряды чисел, деление с остатком Знать числовые разряды, понимать разницу между терминами «число», «цифра», уметь записывать любое число с помощью цифр и разрядов, делить с остатком. 5 34 Итоговое занятие 1 ПОУРОЧНОЕ П ЛАНИРОВАНИЕ 1 час в неделю, всего 34 часа

Слайд 8

Список использованной литературы: Алгебра: Текстовые задачи / Т.М.Ерина. – М.:ООО «Издательство Астрель »: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 78, [2] с.: ил. – (Школьная программа). А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницин и др. Алгебра и начала анализа, 10-11, М. «Просвещение», 2006. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика, 5 – 11 кл . / Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк . / 4-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2004. – 320с. Алгебра: сборник заданий для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе/ Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова, Е.А. Бунимович и др. – М.: Просвещение, 2008. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Математика/ Л.О.Денищева , Ю.А.Глазкова, К.А.Краснянская и др. – М.: Интеллект-Центр, 2004. разноуровневые дидактические материалы по алгебре. 9 класс/ М.Б.Миндюк , Н.Г.Миндюк – М.: Издательский дом « Генжер », 1997. дидактические материалы по алгебре для 9 класса / В.И. Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк . – М.:Просвещение,2001 и послед. годы изд. Алгебра: 9 класс: учеб. для общеобразоват . учреждений / А45 [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк , К.И. Нешков , С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского . – 17-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 271 с.: ил. Разноуровневые материалы по алгебре. 8 класс/ М.Б.Миндюк , Н.Г.Миндюк – М.: Издательский дом « Генжер »,1996 Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И., Суворова С.Б. «Алгебра. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений» под ред. Теляковского С.А.- М., «Просвещение», 2009. Дидактический материал по алгебре для 8 класса/В.И.Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк . – М.: Просвещение, 2001 и послед. годы изд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ТАКАЯ РАЗНАЯ МАТЕМАТИКА» (элективный курс для учащихся 9 класса, 34 часа)

Данный элективный курс адресован учащимся 9 класса, собирающимся продолжить обучение в классах естественнонаучного профиля, а также учащимся, ориентированным на гуманитарный профиль, но интересу...

Элективный курс по алгебре "Функция...такая простая и сложная"

Элективный курс по алгебре "Функция...такая простая и сложная"...

Элективный курс "Есть такая профессия: историю писать"

Учебная программа для учащихся 9-х классов. Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на гуманитарный и социально- экономический профили. Содержание учебного материа...

Презентация к уроку элективного курса "Что такое параметр?"

Данная работа является электронным приложением к уроку №1 "Что такое параметр?" в рамках элективного курса для 10 класса "Уравнения и неравенства с параметром".  Работа со слайдом №8 (тренировочн...

Программа элективного курса "Такая разная информация"

Курс ориентирован  на прдпрофильную подготовку учащихся, строится на основе информатики.  Главная цель курса - дать ученикам практические навыки работы с информацией, кото­рые способств...

Дополнительная презентация "Что такое фитодизайн?"к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс

Дополнительная презентация "Что такое фитодизайн?" к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс...