В моем доме дизайнер-я!
план-конспект урока технологии (5 класс) на тему
Урок технологии,где подробно рассказывается об устройстве русской избы,изготавливается макет дома,украшается причелинами,наличниками,коньком и рядом прикрепляется народная кукла из лоскутков,как оберег нашего жилища.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_moem_dome_dizayner-ya.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шафнер.
В народе говорят, что нет дерева без корней, дома- без фундамента. С ростом национального самосознания происходит возрождение национальной культуры, желание приобщится к миру ценностей.
Сейчас очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. И чем в более раннем возрасте ребенок соприкоснется с народным творчеством, тем неразрывной будет его связь с ним. Родная культура должна стать неотъемлемой частью души растущего человека, началом , формирующим личность.
Урок ставит целью знакомство с традициями русского народа, его культурой, бытом, обычаями, а также желание разбудить интерес ребят к прошлому своего народа, воспитать гордость за его историю и культуру.
Обращение к своим истокам необходимо , в первую очередь, для того, чтобы, по словам К.Д.Ушинского , «не быть иностранцем посреди своей Родины».
Народное искусство во всем его многообразии служит отражением национального характера- это мощное средство в формировании эстетического вкуса, правильных понятий о прекрасном.
Предлагаемый урок рассчитан на 2 учебных часа в 5-ом классе и позволяет подробно познакомить учениц с народными традициями в оформлении русской избы, деревянных домов снаружи и внутри, побольше узнать о профессии дизайнера.
Урок можно проводить и как итоговое занятие раздела «Швейное дело» в 5 классе, и как обобщающий урок по лоскутной мозаике, и как отдельное внеклассное мероприятие по технологии.
Урок технологии по теме «В моем доме дизайнер -я»
Цель урока :познакомить учащихся с оформлением домов на Руси, научить изготовлять куклу- талисман, прививать любовь к родному краю, трудолюбие, аккуратность, эстетический вкус.
Тип урока: комбинированный;
Оборудование: 10 лоскутков ситца размером 10*10 см, нитки, вата, ножницы, цветная бумага, картон, клей ПВА, гофрированная бумага.
Предварительная работа: заготовка картона с приклеенными травой, небом и каркасом дома.
Оформление класса. На доске висят плакаты «Надо помнить традиции , чтобы оставаться народом», « В доме нет такой вещи, к которому не прикоснулась рука дизайнера», плакаты с терминами по теме.
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы занятия.
3. Повторение пройденного материала.
4. Объяснение нового материала.
5. Словарная работа с объяснениями.
6. Практическая работа «Оформление русской избы».
7. Оценка работы учащихся.
8. Дополнительные сведения о куклах.
9. Практическая работа «Изготовление куклы- талисмана».
10. Подведение итогов.
11. Обобщение изученного на уроке.
12. Задание на дом.
Методические приемы.
- Беседа по пройденному материалу.
- Демонстрация образцов и иллюстраций.
- Рассказ учителя.
- Постановка проблемы и поиск решения.
- Объяснение, пояснение, индивидуальная работа.
- Самоанализ, выявление недостатков.
- Метод поощрения (объявление лучших работ, похвала).
Оргмомент.
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы овладеем новой для вас профессией ,узнаем много нового и интересного , и даже станем волшебниками. Да- да, вы не ослышались, настоящими волшебниками, ведь мы сегодня изготовим настоящий талисман, который убережет вас от всех напастей, а это , согласитесь, под силу только сильным волшебникам.
Итак, приступим.
Сообщение темы занятия.
Повторение пройденного материала.
Приближается к концу самая плодотворная и интересная четверть , где мы изучали основы швейного дела. Скажите мне , пожалуйста, что вы успели узнать нового и что успели сделать за эту четверть?
Ученицы отвечают.
Объяснение нового материала.
Сначала давайте выясним, что означает слово «дизайнер».
Дизайн – от англ.слова- означает замысел, проект, чертеж- вид художественной деятельности, проектирование зданий, одежды, ландшафта, квартиры и т. д. Дизайнер-это человек, который занимается проектированием и воплощает свои фантазии на бумаге. Почему же вдруг дизайнерами становимся мы с вами? Потому что сегодня мы будем сами проектировать дом , где будем жить.
Внимательно прочитаем первый плакат на стене- «Нужно помнить традиции , чтобы оставаться народом». Давайте поговорим о том, согласны ли вы с этим? Почему важно помнить традиции своего народа? Конечно, для того чтобы передать это наследие следующему поколению- то есть своим детям и внукам. Это называется преемственность поколений.
Смотрим второй плакат- «В доме нет такой вещи, к которому не прикоснулась бы рука дизайнера». И это действительно так.
Итак , мы начинаем работу дизайнера , начинаем проектировать и создавать дом своей мечты.
Но вот проблема- мы не знаем с чего начать, что куда разместить. Что делать? Наверно, сначала надо познакомиться с теми традициями русского народа в построении и украшении домов, а затем и попробовать создать что-то свое.
Словарная работа с объяснениями.
Учитель зачитывает и объясняет значение слов и понятий по интерьеру избы снаружи и внутри.
Ребята записывают в тетрадь.
Изба снаружи -улица, наличники, чело, причелина, конек.
Изба внутри- горница, светлица, люлька, прясло, пряжа, ткацкий станок, утварь.
Текстиль- занавески, полотенца, подзоры, дорожки, куклы, одежда, белье.
Одежда- рубаха, юбка- понева, навершник (жилетка), кокошник, платок- сорока, кичка, лапти.
Обработка ткани- отбеливание, цветное ткачество, крашение, набойки, продергивание нитей, мережка, аппликация, лоскутная техника.
Промыслы- резьба по дереву, посуда, ложки, матрешки, игрушка, гжель, жестово, хохлома, городец.
Кукла- безликая, завертка, оберег.
Практическая работа «Оформление русской избы».
Перед началом работы ребята вспоминают технику безопасности при работе с ножницами.
Ребятам раздаются технологические карты. Под руководством учителя ребята приклеивают причелины, конек, наличники.
Учитель демонстрирует образцы русских изб, украшенных резьбой. Девочки находят самостоятельно на них изученные атрибуты избы.
Оценка работы учащихся.
Посмотрите , какие красивые дома получились, мы с удовольствием поселимся в них. Поднимем их все вверх- вот какая красивая улица получилась! Молодцы!
Дополнительная информация о куклах.
Но наша работа не завершена. Мы должны изготовить свой талисман- куклу- Неболуху. Само ее имя говорит, что имея такую куклу человек никогда не болеет.
Талисманы и обереги изготавливались всегда на Руси. Это идет к нам с первобытных времен. Куклы были безликие, чтобы злой дух не встретился с ней глазами и не вселился в них. Кукла- завертка называлась так потому , что в куклу заворачивали талисман внутрь.
Игрушки делали из березы- по преданию, она забирала болезнь. Куклу прикладывали к больному ребенку. И болезнь отступала.
Практическая работа «Изготовление куклы-Неболухи».
Учитель раздает технологические карты. Под руководством учителя ребята изготавливают талисман.
Прикрепляем куклу рядом с домом проволокой или нитками. Сзади клеим петельку, чтобы повесить на стену.
Подведение итогов.
Мы сегодня хорошо потрудились. Да, тяжела работа волшебника! Молодцы!
Обобщение пройденного материала на занятии.
Наш урок подходит к концу. Что нового и интересного вы сегодня узнали?
Как вам это пригодится в будущем?
Домашнее задание.
Запомнить все новые сведения, услышанные на уроке.
Обязательно повесить наш оберег на видное место в доме и самое главное- очень сильно верить в волшебную силу талисмана. Тогда у вас все получится!
Спасибо за сотрудничество, всем удачи.
Урок закончен, до свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фауна моего дома
В реферате собран материал о комнатных животных - хомячки, птицы, рыбки, кошки, собаки и т. д. Какое влияние оказывают домашние животные на человека? Что они могут сказать о своих владельцах? Непрошен...
Фауна моего дома
В статье собран материал о домашних животных - кошки, собаки, хомячки, птицы и т. д. Какое влияние оказывают домашние питомцы на человека? Что они могут скказать о своем хозяине? Непрошенные гости в д...
По пути к моему дому
Развитие и социализация детей, которые остались без попечения родителей....
План работы над проектом "Энергосбережение в моем доме"
Это практико - ориентированный проект для учащихся 8-го класса....
Сочинение "Память Великой Отечественной войны в моем доме"
Сочинение написано на основе семейного архива Гусаровых, составленного моей тетей Женей и мамой по воспоминаниям....
Урок "Будущий интерьер моего дома."
Цели урока: образовательная - актуализировать знания учащихся о понятии "интерьер", о его истории, о требовании к оформлению помещений;воспитательная - воспитывать у учащихся чувство ответственно...