Особенности работы над проектом в школе
статья по технологии по теме
В данной статья я хочу рассказать о том, как лучше организовать работу над проектом с учащимися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_nad_proektom_v_shkole.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности работы над проектом в школе.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности.
И хотя проектная деятельность все чаще применяется в общеобразовательных школах, до сих пор еще не сформировалось представлений о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания, до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой работы.
Вовлечение учащихся в проектную деятельность происходит постепенно.
Самым важным и на первых порах самым трудным является выбор темы и постановка цели своей работы. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности, хорошим опытом является работа над учебным проектом.
Учебные проекты готовятся и защищаются в рамках школьных предметов, их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос, зачем я собираюсь делать этот проект. Ответив на этот вопрос, ученик определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос, что для этого следует сделать. Решив его, ученик увидит задачи своей работы.
Следующий шаг — как это делать. Поняв это, ученик выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.
Понятно, что ребенок, не имеющий опыта подобной работы, нуждается в помощи педагога именно в этот момент. Для формирования такого алгоритма проектной работы подходят небольшие учебные проекты, которые можно предлагать ребятам уже с пятого класса.
Персональный проект — это самостоятельная работа, осуществляемая учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью педагога составляет план предстоящей работы. Надо ли говорить, сколь важно научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
Есть еще одна сторона проектной деятельности, о которой необходимо упомянуть. Начиная работу над проектом, учащийся должен выбрать и пригласить к сотрудничеству — кого-либо из педагогов школы, с которым ему предстоит длительное и тесное взаимодействие. Инициатором должен являться сам школьник, а не учитель, как обычно это происходит.
Взрослый здесь выступает в роли консультанта, источника информации, вдохновителя. Такое взаимодействие дает ребятам совершенно новый опыт общения с учителем, и это представляется очень важным.
Работая над персональным проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями.
Одной из особенностей работы над персональным проектом является самооценивание хода и результата работы. Это позволяет, оглянувшись назад, увидеть допущенные просчеты (на первых порах — это переоценка собственных сил, неправильное распределение времени, неумение работать с информацией, вовремя обратиться за помощью и т.п.), проанализировать их и не допускать в будущем. Такой опыт представляется очень важным, а его, к сожалению, часто не хватает не только школьникам, но и вполне взрослым людям.
Серьезные требования предъявляются к письменной части проекта. Оформление титульного листа, и библиография, и размещение иллюстраций всё это зачастую вызывает большие трудности у учащихся. И этому тоже надо учить.
Защита проекта дает ребятам замечательный опыт самопрезентации. Она имеет свой строгий регламент — 7–10 минут на выступление и 3–5 минут — ответы на вопросы. Учащийся должен подготовить аннотацию своего проекта, ознакомить с ней представителей жюри, позаботиться об оформлении аудитории, приготовить технику для демонстрации компьютерной презентации и т.п.
Есть много секретов презентации, которые осваивают ребята, защищая свои проекты.
Конечно, во всем этом большую помощь оказывает учитель, но в выпускных классах учащиеся вполне самостоятельно справляются со всеми проблемами.
Подходить к оцениванию результатов проектной деятельности с позиций обычной школьной отметки невозможно. Работа над проектом предполагает значительный творческий компонент, автор проекта имеет право на собственное нестандартное видение проблемы. Все это делает процедуру и результат оценки проекта непохожими на обычное оценивание другой школьной работы.
Демяшкевич Надежда Семеновна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект программы «Особенности работы социально-психологической службы в системном управлении инновационными процессами трех возрастных автономных школ как средство создания оптимальных условий для реализации личностного развития ребенка»
В целях создания необходимых условий для достижения качественного образования в модели «Российское образование 2020»намечены основные приоритетные направления и компле...
Особенности реализации проекта «Основная школа – пространство выбора»
Основная ступень традиционно является наиболее проблемной ступенью школьного образования. У учащихся снижается учебная мотивация, образовательная деятельность теряет для них ...
Работа над проектом "Моя школа" в 8 классе школ с углубленным изучением английского языка
Работа над данным проектом целесообразна в 3 четверти 8 класса, т.к. тема учебника "Образование" открывает возможность говорить о своей школе как о части большой системы и ее роли в этой системе....
Специфические особенности работы концертмейстеров в детской школе искусств
Концертмейстер в Детской школе искусств – кто он: помощник преподавателя, аккомпаниатор, ансамблист или кто-то еще? В чем особенности деятельности этого специалиста и суть многообразия видов деятельно...
Проект.Особенности преподавания русского языка в школе с полиэтническим контингентом
Проект.Особенности преподавания русского языка в школе с полиэтническим контингентом...
Особенности работы учителя – логопеда в школе.
Уровень развития речи – один из важнейших показателей готовности к школьному обучению первоклассников и успешности обучения ребёнка любого возраста. Речь - средство общения, средство получения и...
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ «АСКИЗСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ» ИМ. Н.И. ЧЕБОДАЕВА
Статья посвящена проблеме работы пришкольного интерната с родителями. В статье рассмотрены формы работы и особенности работы с родителями в школе-интернате «Аскизский лицей-интернат» им. М...