программа элективного курса "Пасхальные хлопоты"
элективный курс по технологии (9 класс) по теме
Программа курса рассчитана на 17 часов, включает в себя пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание курса, методические рекомендации, ключевые понятия и используемую литературу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса «Пасхальные хлопоты»
1. Пояснительная записка
Одним из приемов формирования интереса учащихся является использование исторического материала, что позволяет активизировать учащихся, повысить их интерес к русской истории, культуре, обычаям.
Чуткое и внимательное отношение к прошлому имеет не только познавательное значение, но и воспитывает нравственные качества личности.
Однако воздействие исторического материала на формирование интереса учащихся к развитию русской культуры на Руси может быть наиболее эффективным только при комплексном подходе к проектированию учебно-воспитательного процесса с использованием наряду с традиционными формами и методами обучения — проблемного обучения, метода проектов, игровых элементов, разнообразного дидактического материала, экспонатов старины и современных предметов и вещей, в которых использованы знания и умения наших предков.
Православный храм, православные иконы, православное богослужение, православная кухня... Этот смысловой ряд вполне закономерен, поскольку православная культура несет на себе печать своеобразие во всех своих проявлениях, в том числе кулинарных. Веками создавались, доводились до совершенства, подавались и в богатых, и в крестьянских домах, и в монастырских трапезных вкусные, полезные, простые, а в особых случаях довольно сложные в приготовлении блюда, рецепты которых вошли во многие кулинарные книги.
Элективный курс «Пасхальные хлопоты» разработан на основе разделов «Технология приготовления пищи» и «Художественная обработка материалов» базовой программы по технологии. Программа курса предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов общеобразовательной школы (вариант - девочки) с ориентацией на универсальный профиль. Предложенная курс включает материал, не содержащийся в базовой программе по технологии, содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся к традициям христианской культуры, способствует развитию интереса к богатейшей истории православной кухни.
Элективный курс позволяет совершить профориентационные пробы в системе «человек-человек», развивает познавательный интерес обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
Цель курса:
- способствовать выбору универсального профиля, приобщению к национальной культуре;
- создание условий для формирования и развития творческих способностей учащихся в кулинарии и художественной обработке материалов.
Задачи курса:
- активизировать творческий потенциал, мыслительную деятельность, моторные навыки;
- развитие самостоятельности и познавательной активности учащихся;
- создание условий для самостоятельного самоопределения;
- воспитание уважения к народным традициям;
- познакомить с особенностями русской православной кухни;
- познакомить с историей празднования Пасхи, сервировкой пасхального стола;
- научить готовить и оформлять блюда пасхального разговения, декорировать пасхальные яйца.
Курс состоит из двух взаимосвязанных частей теоретической и практической. Примерно 40% учебных часов отводится на теоретическую часть и 60% на практическую.
Теоретическая часть содержит информацию из истории русской православной кухни, обрядового праздника Пасхи, оформления праздничного стола; современных способов декорирования пасхальных сувениров; планированию работы, организации трудового процесса, правилам безопасной работы, проектной деятельности и основам профессиональной ориентации.
В практическую часть входят занятия, на которых учащиеся овладевают приемами изготовления пасхальных блюд, сервировкой стола, росписи и окраски пасхальных яиц.
Программа курса состоит из трех взаимосвязанных разделов и предполагает освоение и совершенствование основ кулинарии и художественной обработки материалов в преемственности с программой обучения по технологии в 5-8 классах.
- Теоретическая часть. Русская православная кухня.
- Практическая часть. Приготовление блюд пасхального стола.
- Творческий проект «Пасхальные хлопоты».
Содержание первого раздела знакомит с историей русской православной кухни, традициями и обычаями празднования Пасхи на Руси, планированием работы, организацией рабочего места, правилами безопасного труда, развивает художественный вкус при оформлении пасхального стола.
Содержание второго раздела приобщает к народной культуре посредством выполнения практических работ по приготовлению блюд пасхального стола.
Содержание третьего раздела позволяет учащимся самостоятельно осуществить работу над проектом «Пасхальные хлопоты», применить полученные знания и проявить свое творчество.
Основные методы: иллюстрированный рассказ, беседа, инструктаж, исследовательская деятельность, игровая деятельность, практическая работа, метод проектов.
Основные формы обучения: индивидуальные и в малых группах.
По окончании элективного курса учащиеся выполняют творческий проект «Пасхальные яйца». В ходе работы над творческим проектом могут быть использованы следующие технологии: лоскутная техника, украшение бисером и лентами, соленое тесто.
Элективные курс рассчитан на 17 часов подряд, режим занятий 2 часа в неделю.
В результате изучения курса учащиеся должны:
знать/понимать
правила санитарии и гигиены при кулинарных работах, безопасные приёмы работы с кулинарным оборудованием и инструментами;
требования к организации рабочего места;
обычаи и традиции русской православной кухни;
квалификационную характеристику профессий: повара, пекаря, официанта, дизайнера и пути получения этих профессий;
правила сервировки пасхального стола и способы складывания салфеток;
уметь
планировать работу, рационально организовывать свое рабочее место, использовать инструменты и оборудование с учетом безопасных проемов работы;
готовить блюда пасхальной кухни;
определять доброкачественность продуктов;
пользоваться современным кухонным оборудованием и инструментами;
самостоятельно готовить современные русские блюда по рецептам из кулинарных книг;
составлять меню пасхального стола;
эстетично оформлять блюда;
сервировать стол, складывать салфетки;
сопоставлять свои способности и возможности с требованиями профессии;
находить и обрабатывать информацию по кулинарии с использованием современной техники;
выдвигать творческие идеи, сотрудничать в коллективе;
выполнять самостоятельно творческие проекты.
Элективный курс может помочь более детально познакомить школьников с профессией: повара, кулинара-кондитера, дизайнера.
2. Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Всего часов | В том числе | Вид деятельности | |
теорет | практ. | ||||
1. | Теоретическая часть. Русская православная кухня. | 6 | |||
1.1. | Особенности русской православной кухни | 1 | 1 | Лекция, беседа | |
1.2. | История праздника Пасхи. | 2 | 1,5 | 0,5 | Лекция, сообщения учащихся, практическая работа |
1.3. | Сервировка пасхального стола | 2 | 1 | 1 | Беседа с применением ИКТ. Практическая работа |
1.4. | Пасхальные забавы | 1 | 1 | Игры пасхальной недели | |
2 | Практическая часть. Приготовление блюд пасхального стола. | 6 | |||
2.1. | Кулич — украшение пасхального стола | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, практическая работа |
2.2. | Творожная пасха | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, практическая работа |
2.3. | Традиционные способы окрашивания пасхальных яиц | 2 | 0,5 | 1,5 | Беседа, практическая работа |
3. | Творческий проект «Пасхальные яйца» | 5 | |||
3.1. | Декорирование яиц | 4 | 1 | 3 | Практическая работа |
3.2. | Защита проекта | 1 | 1 | Публичное выступление | |
Итого: | 17 | 7,0 | 10,0 |
3. Содержание курса (17 часов)
1. Русская православная кухня (6 часов)
1.1. Основы русской православной кухни (1ч)
Цели и задачи курса. Содержание программы. Культура питания православных в России XVI–ХVII вв., правила приготовления и подачи блюд к столу православного царя и Патриарха. Профессия повара и кулинара-кондитера.
1.2. История праздника Пасхи (2ч)
История христианского праздника Пасхи, Иисус Христос сын божий. Предание о первом красном яйце. Пасхальные традиции верования.
Практическая работа: найти в книгах с рецептами постные блюда и блюда для пасхального стола.
1.3. Сервировка пасхального стола (2ч)
Цветовая гамма для оформления стола; атрибуты Пасхи(заяц пасхальный, птицы, ручная верба, свечи); традиции дарения.
Практическая работа: сервировка пасхального стола, складывание тканевых салфеток в виде «зайчика».
1.4. Пасхальные забавы (1ч)
Игры на Пасху: катание яиц, игра в «битки», сбей приз, найди яйцо и др.
2. Приготовление блюд пасхального стола. (6 часов)
2.1. Кулич — украшение пасхального стола (2ч)
Артос, кулич, секреты приготовления и украшения куличей
Практическая работа: приготовление кулича по технологическим картам
2.2. Творожная пасха (2ч)
Пасочницы, сырная пасха, символика творожной пасхи, традиции и способы приготовления пасхи творожной
Практическая работа: приготовление пасхи творожной по технологическим картам.
2.3. Традиционные способы окрашивания пасхальных яиц (2ч)
Красное яичко, способы окраски яиц, техники росписи пасхальных яиц.
Практическая работа: окрашивание яиц предложенными способами.
3. Творческий проект «Пасхальные яйца» (5 часов)
Сбор и анализ необходимой для проектирования информации. Формулирование проблемы проекта, постановка целей, выбор способов деятельности. Работа над проектом. Оформление проекта. Защита проекта. Оценка качества выполненного проекта.
4. Методические рекомендации
Концепция предпрофильной подготовки в первую очередь направлена на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом потребностей рынка труда, в связи с предстоящим переходом старшей школы на профильную подготовку.
Программа курса построена так, чтобы дать возможность учащимся 9-х классов выбрать дальнейший профиль обучения и помочь в правильном выборе дальнейшей профессии.
Содержание курса реализуется на основе взаимосвязи теории и практики. Теоретические сведения излагаются в форме лекций. В программе значительное место отводится практическим занятиям, необходимым для овладения навыками работы с кухонными инструментами и художественного проектирования. Практические задания носят репродуктивный и продуктивный (творческий) характер.
В творческой мастерской складываются уникальные условия для общения учащихся между собой, с учителем. Здесь закладываются основы культуры труда, культуры поведения, технологической и информационной культуры. Занятия в творческой мастерской отличаются от традиционных форм уроков и способов организации учебной работы. Учителю, руководителю курса следует уделять особое внимание индивидуальной и коллективной работе с учащимися, подбору индивидуальных творческих заданий, не оказывать психологического давления, создавать обстановку доверия, применять в обучении различные формы и методы обучения.
Текущей формой контроля во время изучения элективного курса служит выполнение практических работ по технологическим картам.
Итоговой формой контроля служит выполнение проекта, обязательного для каждого учащегося.
Примерная тематика проектной работы: разработка эскизов и выполнение декорирования пасхального яйца, выполненного в какой-либо технике декоративно-прикладного искусства.
После завершения работы над проектом производится его публичная защита. Так как тематика проектов одинакова, предлагаю для оценки качества проектов выделить три группы критериев оценки:
- критерии качества выполнения декоративной работы (технологические и декоративные),
- критерии качества документационной части проекта;
- критерии качества выступления (защиты учащейся своего проекта).
Оценку проекта по каждому критерию можно производить с помощью рейтинга, который суммируется внутри каждой группы критериев, а затем находится его средний показатель (как среднее арифметическое от используемых при оценке групп критериев). Таким образом возможно привести оценку разнообразных проектов к единой форме и выделить лучшие проектные работы обучающихся.
После проведения защиты проектов необходимо устроить выставку проектных работ школьников и рекомендовать лучшие из них для участия в конкурсах ученических проектов (общешкольных, общегородских и т.д.).
5. Ключевые понятия
Артос (греч. Áρτος – квасной хлеб), всецелая просфора, большой церковный квасной (дрожжевой) хлеб с изображением креста и тернового венца, печется специально для празднования светлого Воскресения Христа, на Пасху.
«Бабкины пирожки» - это булочки, крендельки, пирожки, плюшки, т. е. Мелкие изделия, которыми одаривали детвору.
Драпанки - яйца, которые сначала красят одним цветом , а потом сверху острым предметом (например, иголкой ) выцарапывают рисунок;
Крапанки - яйца, на которые сначала воском наносят крапинки, а затем опускают в краситель.
Крашенки - яйца одного цвета, которые постоянно готовят наши мамы и бабушки;
Кулич — домашний аналог артоса, обрядовый пасхальный хлеб.
Пасочница — деревянная (березовая) форма в виде четырехгранной пирамиды на стенках которой вырезались узоры и буквы для приготовления творожной пасхи.
Пасха (исход) — важнейший праздник иудеев, установленный в честь «исхода» из Египта и тем самым освобождением из Египетского рабства.
Писанки - яйца, имеющие много цветов, рисуются воском;
Рисованки - расписывают кисточкой, фломастером, карандашом;
Яйчата - яйца, изготовленные из различных материалов (напр., выполненные из дерева, глины, мрамора).
6. Литература
1. Бакланов В.Н. Современное домоводство. Советы со всего света о том, как вести дом, укреплять семью и здоровье. 3-е изд. М.: Воскресенье, 1998.
2. Ковалёв. В.М. Кулинарные рецепты.– М.: Экономика, 1991.
3. Ковалев Н.Н. Рассказы о русской кухне: о блюдах, их истории, названиях и пользе ими приносимой, а также об утвари, посуде и обычаях стола. – М., 1989.
4. Коринфский А. Народная Русь. Сказания, поверия, обычаи и пословицы Русского народа. М.: Белый город, 2007
5. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. М.: Русское слово, 1998.
6. Лагутина Л.А., Лагутина С.В. Русская кухня – от закусок до заедок. Сборник кулинарных рецептов. – Ростов н/ Д: Феникс, 2000.
7. Ляховская Л.П. Основы кулинарного мастерства. – Спб., 1997.
8. Могильный Н.П. Русская кухня. М.: ООО Гамма Пресс 2000, 2001
9. Русская кухня. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005
10. Рябцев Ю. С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XVIII – XIX вв. М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1997.
11. Сомов И.Н. Русская домашняя кулинария. Москва: Вече. 2003.
12. Юдина Н. А. Русские обычаи и обряды. М.: Вече, 2006
13. Дмитрий Алексеев: Тайны православной кухни http://vz.ru/columns/2008/4/16/160141.print.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)
Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...