Сценарии мероприятий
материал

Мартынова Анастасия Владимировна

для аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_lenty_na_sayt.docx116.85 КБ
Файл afisha_na_13.10_23.pptx1.14 МБ

Предварительный просмотр:

I этап. Подготовка к проведению внеурочного мероприятия. Для успешного проведения внеурочного мероприятия «Музыкальный брейн-

ринг» необходима подготовительная работа. Родительским активом на родительском собрании принимается решение о выборе в команду родителей; вносятся предложения о приобретении призов – грамоты и сладкие подарки; принимается решение о подготовке оборудования для проведения мероприятия: магнитофон, раздаточный материал для творческих заданий.

  1. этап. Проведение внеурочного мероприятия.

Для выполнения поставленных целей и задач необходимо задействовать в мероприятии учащихся оркестрового отдела и их родителей как основных участников. В качестве зрителей и помощников приглашаются родители и все желающие. Для последующего анализа мероприятия

Сценарий

  • Музыкальный брейн – ринг » Звучит музыка

Музыкальный номер: А. Хачатурян «Вальс» к драме А. С. Пушкина «Маскарад» исполняют преподаватель по классу флейты А.В. Мартынова и концертмейстер Е.А. Перевалова

Включить видеоролик

Выходит ведущий: Добрый вечер! Вашему вниманию компанией «Виртуозы Когалыма» был представлен фильм «Фантазия» на тему: «Искусство быть смешным». Идейный вдохновитель, режиссѐр и оператор – Ивлева Татьяна Викторовна аплодисменты….. Приветствуем участников, зрителей, болельщиков,

одним словом – ценителей прекрасного вида искусства Музыки - на нашем музыкальном брейн – ринге! Мероприятие наше, ставшее традиционным,

ежегодным, выявляет самых музыкальных, эрудированных, веселых и дарит хорошее настроение. Правила игры в этом году немного видоизменились. За звание самых эрудированных по прежнему будут бороться две команды – скрипачей и духовиков. Но в этот раз мы поделили наших участников на 3 возрастные группы. И по многочисленным просьбам решили добавить ещѐ одну возрастную группу наших родителей. По сумме результатов всех групп мы выявим победителей «Музыкального брейн – ринга». И как всегда помогать нам будут наши любимые преподаватели, члены жюри: заместитель директора по воспитательной работе Елена Георгиевна Новосад, преподаватель по классу скрипки Светлана Валериевна Копай, преподаватель по классу фортепиано Евгения Александровна Перевалова, преподаватель по классу фортепиано

Екатерина Васильевна Осипенко, преподаватель по классу фортепиано Виктория Юрьевна Хаертдинова.

Звучат фанфары (участники 1 этапа занимают свои места)

I. И первыми на ринг выходят самые юные участники – учащиеся 1- 2 классов

Команда духовики

Команда скрипачи

Горошко Татьяна

Голуб Константин

Пашинина Ксения

Махмутова Диана

Подворчан Влада

Багатова Тамила

Питухина Мария

Куницына вероника

Еркеева Карина

Халитова Сабрина

Степанов Давид

Гридасова Ангелина

Голуб Александра

Геннатуллина Ляйсан

Ведущий: Я озвучиваю вопрос, который дублируется на экране. Дается время для обсуждения. По окончании обсуждения один участник команды подходит к мольберту и выбирает правильный ответ.

1.К какому семейству инструментов относятся флейта и скрипка?

а) народный б) клавишный в) щипковый г) струнный д) духовой

  1. Определите Лад музыкального произведения (мажор, минор).
  2. Музыкальный знак обозначающий музыкальный звук

а) mf б) пауза в) крещендо        г) нота        д) allegretto

  1. Прохлопайте ритм известной детской песни. (Звучит мелодия песни «Маленькой ѐлочке»)

  1. Для Вас прозвучит мелодия. Вы все ее прекрасно знаете, она из вашего репертуара. Нужно угадать название муз произведения. (Звучит М. Красев «Топ – Топ». Исполняют преподаватели А.В. Мартынова, Р.Ф. Миргалимова концертмейстер Е.В. Осипенко )

а) «Петушок» б) «Топ-Топ» в) «Танец» г) «Как под горкой под горой» Ведущий: Спасибо самым юным участникам. Проходите в зал…

  1. этап: Звучат фанфары (участники 2 этапа занимают свои места)

Ведущий:  переходим  ко  второму  этапу.  На  ринг  выходят  учащиеся  3,  4

классов. Участников просим занять свои места

Команда духовики

Команда скрипачи

Дозморова Елезавета

Оруджева Амина

Севостьянова София

Косьяненко Маргарита

Михайлова София

Ариева Маргарита

Хамзина София

Щербинина Александра

Таранец Елизавета

Ведущий: Первый вопрос для Вас.

  1. Вспомнить композитора и название музыкального произведения, которое каждый из вас будет исполнять на академическом концерте. Написать рядом со своим именем. Время пошло...

  1. Выбрать любое музыкальное произведение из предложенных и исполнить ансамблем с концертмейстером.

  1. Каким ансамблем вы исполнили музыкальное произведение в предыдущем задании.

а) Дуэт        б) Трио в) Соло г) Квартет д)Септет е)Октет ж) Квинтет з) Секстет

  1. На связи из сентиментального девятнадцатого века композитор эпохи "Романтизм". Его самое популярное произведение "Щелкунчик. Вальс цветов" сегодня занимает 1-ю строчку в "Народном рейтинге классики".

(Зашифровано Пѐтр Ильич Чайковский)

Следующий композитор. Гений музыки, прожил совсем немного (1756-1791), всего 35 лет, но всѐ, что он успел сделать за своѐ пребывание на Земле, просто потрясает Вселенную. Все вы наверняка слышали музыку 40-й симфонии, «Маленькой ночной серенады» и «Турецкого марша». Эта и прекрасная музыка в разные времена восхищала самые великие умы человечества.

(Зашифровано Вольфганг Амадей Моцарт)

  1. У вас на столах нотный текст очень известной пьесы, очень известного композитора. Впишите недостающие звуки и затем сыграйте. (В.А. Моцарт «Аллегретто»)

  1. Звучат фанфары (участники 3 этапа занимают свои места)

Ведущий: На этом наш второй этап закончен.  Просим участников пройти на

свои места. Переходим к третьему этапу. На ринг приглашаются учащиеся старших классов.

Команда духовики

Команда скрипачи

Ивлева Анна

Мусс Мария

Красилов Иван

Дмитренко Анна

Осовский Василий

Родионова Яна

Кислицына Виктория

Замыслова Арина

Сокорев Иван

Тимерханов Тимур

  1. По данным определениям и предложенным подсказкам написать названия темпа, штриха, динамического оттенка, музыкального знака и аббревиатуры Д7

а) темп (Аллегро), б) штрих (Легато) в) динамический оттенок (Фортиссимо), г) музыкальный знак (Реприза), д) Д7(Аккорд)

  1. Исполнить мелодию всем известной детской песни в ритме марша и вальса. (звучит песня «В траве сидел кузнечик»)

3.Помните басню И.А. Крылова «Квартет»? Вспомните, какие инструменты входили в этот квартет? (альт, две скрипки, контрабас)

  1. Прослушайте отрывки известных классических произведений и посовещавшись, дайте ответ. Правильный ответ принесѐт команде 5 баллов за название произведения и 5 баллов за фамилию композитора.

В. Моцарт “Турецкий марш”

Н. Римский-Корсаков “Полѐт шмеля” 5.Отгадай ребус на экране и на столе.

Ведущий: Благодарим наших участников, просим занять свои места в зрительном зале. И на ринг приглашаем наших родителей.

IV этап. Звучат фанфары (участники 4 этапа занимают свои места)

Команда духовики

Команда скрипачи

Подворчан О.В.

Голуб В.И.

Горошко А.В

Дмитренко Е.Л.

Пашинина О.Н.

Косьяненко С.В.

Питухина Т.А.

Геннатуллина Ф.Ф.

Сокорева А.А.

Замыслова И.С.

Ивлева Т.В.

Халитова И.И.

Дозморова С.Л.

Куницына Е.В.

Ведущий: Переходим к завершающему этапу нашей сегодняшней встречи.

  1. Видео Вопрос (На экране от учащихся звучит вопрос: «Какие предметы учебного плана изучают учащиеся школы искусств?)

  1. Угадать фамилии певцов и исполняемые песни (Н. Басков «Натуральный блондин», И. Корнелюк «Город которого нет», Д. Маликов «Ты одна»)

3.Исполняется отрывок или всѐ произведение. Посовещаться и дать ответ команда может только после прослушивания: 5 баллов команда получит за название произведения и 5 баллов – за фамилию композитора.

Е. Крылатов “Прекрасное далѐко” Л. Бетховен “К Элизе” В. Шаинский “Голубой вагон”

4. Внимание, Чѐрный ящик! Прослушайте отрывки музыкальных произведений и через минуту дайте правильный ответ на вопрос: что находится в черном ящике? (Инструменты - скрипка, флейта, саксофон, кларнет)

Подведение итогов, жюри объявляет результат. Награждение

Ведущий: Наша встреча подошла к концу. Мы благодарим родительский комитет за помощь в организации, наше уважаемое жюри. Надеемся, что вы получили море позитива и уходите с хорошим настроением. До новых встреч!

  1. этап. Анализ результатов, подведение итогов.

Внеурочное мероприятие «Музыкальный брейн-ринг» является традиционным. Анализ результатов проведенного мероприятия позволяет сделать выводы об эффективности использования такого вида деятельности в учебно-

воспитательной работе. Для определения успешности проведенного мероприятия, для выявления удачных моментов и возможных недочетов проводится анкетирование родителей и будет предложено заполнить книгу отзывов и пожеланий, где они смогут поделиться своими впечатлениями о прошедшем мероприятии. Перед тем, как выйти из зала, ребятам будет предложено оставить музыкальный отзыв в виде исполнения трезвучия любой тональности. Мажор (весѐлый лад) - мероприятие очень понравилось, минор (грустный лад) - ничего особенного.

Рефлексия педагогом осуществляется в конце мероприятия и направлена на осознание, понимание, обобщения и структурирование полученного опыта. Для этого прекрасно подойдет метод неоконченных предложений: на этом мероприятии...

  • я доволен тем, что...
  • мы научились...
  • мне было сложно...
  • я понял, что...

  • я планирую...
  • я в следующий раз учту, что...

Сценарий данного мероприятия удостоен Диплома I степени X Всероссийского педагогического конкурса «Вектор развития» в номинации: «Методические разработки», 2020г.

Сценарий музыкальной игры Брейн ринг

ЗВУЧИТ ЗАСТАВКА НАЧАЛО

Добрый вечер! Становится ежегодной традицией наш музыкальный баттл - Музыкальный брейн-ринг. Сегодня Скрипачи и духовики снова потягаются между собой: чьи интеллектуальные силы сильнее, чья музыкальность музыкальнее и чей командный дух более командный? На ринг приглашаются скрипачи и духовики. (Под фанфарную музыку заходят по очереди)

Мы попросим наших родителей – по 2 человека с каждой команды, и Евгению Александровну Каменную – поучаствовать, стать членами нашего жюри. Наша счетная палата призвана сегодня зорко следить за значительными успехами и незначительными неудачами наших участников. Многоуважаемое жюри будет производить подсчет баллов каждой команды.

Для начала предлагаю поностальгировать и вспомнить, какими мы были. Внимание, на экран. Включаем фильм.  

Итак, наш баттл начинается! Для начала Разминка! Короткие вопросы, на которые надо дать короткие ответы. Вопросы задаю каждой команде по очереди. Первый вопрос! Скрипачи,

- Полёт какого насекомого положен на ноты? Произведение Римского – Корсакова.

А. Осы.                                       В. Мухи.

Б. Шмеля.                                 Г. Комара.

- Как называется оперетта Иоганна Штрауса?

А. «Летучая мышь».                В. «Летучая рыба».

Б. «Летучая собака».                  Г. «Белка-летяга».

- Какая «танцевальная» птица есть в природе?

А. Краковяк.                              В. Мазурка.

Б. Чечётка.                               Г. Чардаш.

Какой колокольный звон бывает?

А. Вишнёвый.                            В. Рябиновый.

Б. Малиновый.                        Г. Земляничный

Кто поет?

КРАН, ОРГАН, ИВАН, СТАКАН

Какое музыкальное произведение широко известно всем начинающим музыкантам?

А. «Кошачья полька».             В. «Собачий вальс».Б. «Коровий полонез».            Г. «Тараканий марш».

Разминка выявила хорошие музыкальные познания. Счетная палата напряженно проставляет баллы, набираем темп. На ринг приглашаются учащиеся 1 – 3 классов. На помощь начинающим скрипачам я попрошу  прийти опытных музыкантов – Пальчинская

I КОМАНДА 1 – 4 КЛАССОВ

Абдуллаева Джулианна        , Голуб Ангелина, Скрыпская Дарья, Голуб Константин, Куницына Вероника, Махмутова Диана, Халитова Сабрина, Оруджова Захра, Исмаилова Амина, Багатова Тамила.        

        

  1. Итак, первый конкурс. ЗВУЧИТ ПРАВИЛЬНЫЙ ГОНГ. На первой картинке найти знаки, которые не являются музыкальными. На второй – провести расследование и узнать на каком инструменте играет бегемот Боря. Время пошло.
  2. Следующий раунд. Маэстро, гонг! ЗВУЧИТ НЕПРАВИЛЬНЫЙ ГОНГ. Маэстро, что с нашим гонгом, почините его, пожалуйста!  ЗВУЧИТ ПРАВИЛЬНЫЙ ГОНГ. О, совсем другое дело, спасибо! Незнайка взял тетрадь и стал стихи писать. Баян, чемодан, рожок, сапожок, копилка, сопилка, очки, пылесос, скрипка и скрепка, гитара, матрос, волынка, картинка, свисток, балалайка. Какие назвал инструменты Незнайка? Незнайка свой блокнот открыл и вот что дальше сочинил. Скрепка, контрубас, буян, клернет, траба и бурибан, ваулинчель, фугот, трюмбон, литувры и аккордеон, тарулки, флайта, булилайка. Опять все путает Незнайка. Нужно скорректировать то, что Незнайка напартачил. Время пошло..  6 МИН
  3. Внимание, следующий конкурс! ЗВУЧИТ ПРАВИЛЬНЫЙ ГОНГ.  Все мы знаем песню Маленькой елочке, все вместе ее сейчас споем. (ПОЕМ) Предлагаю немного повеселиться, спеть эту песню необычным способом. Скрипачи, вам – прокашлять, прощелкать языком, прохлопать себя по плечам, а вам, духовики – пропеть ее зажав нос пальцами, закусив нижнюю губу и вытянув губки трубочкой (ДАЮ ШПАРГАЛКУ КАЖДОЙ КОМАНДЕ). Определитесь, кто из вас будет щелкать языком, а кто вытягивать губки трубочкой. Мы с А.В. поможем своим командам. А.В. будет петь сложив бровки домиком, а я – вытянув губки бантиком. 4 МИН Сначала звучит вступление, затем 1 куплет исполняет команда скрипачей, дальше проигрыш, далее - духовики– и в конце – мы споем все вместе – знатоки и болельщики (показываю на экран, на текст)

  1. Внимательно прослушайте музыкальные отрывки и напишите, сколько инструментов вы слышите, сколько инструментов участвует в ансамбле.
  2. Прослушайте известное произведение, и скажите, написанное в разных тональностях. У скрипачей – в Ре мажор. ИГРАЮ У духовиков – в  фа мажоре.  А.В. ИГРАЕТ АЛЛЕГРЕТТО

Внимание, вопрос. Теперь это произведение прозвучит в другой тональности. Нужно услышать, сколько раз прозвучит нота ля. 4 раза.

Знатоки проходят на свои места. ЗВУЧИТ ЗАСТАВКА МЕЖДУ РАУНДАМИ

Многоуважаемое жюри подсчитывает результат по каждой команде. А у нас музыкальная пауза. Конкурс для родителей. Мне нужны по одному смельчаку от каждой команды. Те, у кого медведь не топтался на ухе и кто давно хотел себя проявить. Короче, выйдите сюда – творческие, талантливые, обаятельные и харизматичные. Конкурс для родителей.

Называется Кулинарная опера. Откроем кулинарную книгу и споем арии на темы Омлет с грибами и Цыпленок жареный в сметане.  РАЗДАЮ ТЕКСТ.

Я постаралась положить либретто на музыку так, чтобы это звучало достаточно стройно, благозвучно, складно, гармонично. Но терпения хватило только на 2 куплета, 3 куплет будет менее гармоничным.  

Вам достается вегетарианская опера.

Для начала маэстро ДАЙТЕ ТОНИКУ.

Опус номер 1, РЕ МИНОР. Либретто на музыку детской песни, переложение Миргалимовой Р.Ф. Омлет с грибами. Исполняет трижды заслуженная, дважды уважаемопочитаемая. Маэстро, музыку.  

Это было шедеврально!

Ваша опера называется Цыпленок жареный в сметане. Вот вам текст. Ваша тональность …… Так же дайте нам тонику, пожалуйста, и в медленном темпе наиграйте.

Браво

II РАУНД

Для старших

  1. Три кита в музыке – песня, танец и марш. Из общего списка нужно выделить каждый из этих жанров и внести в соответствующую колонку. Работайте в команде, совещайтесь коллегиально. А как вы организуетесь у мольберта, это уже на ваше усмотрение. Можете всей командой, можете по одному. Ответы вклеиваем на мольберте. Время пошло. (МУЗЫКА)

Распечатать названия танцев, песен, маршей, на ватмане проставить порядковые числа.

(звучит музыка для фона – танец, песня) Определить где танец, а где песня: Бульба, романс, краковяк, баллада, мазурка, тарантелла, баркаролла, барыня, гопак, ария, хабанера, хоровод, чардаш, серенада, казачок, элегия, кантата, рапсодия, Военно-строевой. Торжественный. Траурный. Спортивный. Сказочный, сиртаки

  1. А теперь – углубляемся в знаниях. Продолжаем тему танцев. Вспоминаем или догадываемся, включаем воображение, ассоциативную память или коллективный разум. Короче, вот вам карточки с названиями стран, в которых зародились эти танцы. Свяжите танец с названием страны. Время пошло. (МУЗЫКА)

     хоровод - ……..Россия

              сиртаки- ……..Греция

Гопак- ………...Украина

Полька- ………Чехия

Вальс – ……….Австрия

Краковяк - ……..Польша

Бульба- ……Белоруссия.

Тарантелла – Италия

Хабанера – Куба

Чардаш - Венгрия

Бульба, романс, краковяк, баллада, краковяк, тарантелла, баркаролла, барыня, гопак, вальс, ария, хабанера, чардаш, серенада, элегия, кантата, рапсодия, сиртаки, Военно-строевой. Торжественный. Траурный. Спортивный. Сказочный.

  1. Внесите “чёрный ящик”! Под музыку вносят “чёрный ящик”. В нём находятся следующие предметы: расчёска, крупа, бумага, стекляная баночка, бутылка, и другие сподручные средства. Уважаемые музыканты, По ритмическому шаблону вам нужно сочинить мелодию так, чтобы в каждом такте была нота ля, дать название сочинению для скрипки с оркестром и для флейты с оркестром, и сыграть. Опус номер 1, сочинение коллективного разума, ……. Для скрипки с оркестром.  Ответ: знатоки демонстрируют звучание “оркестра”.
  2. Теперь следующий конкурс. Эти композиторы жили в разные времена, разные эпохи и писали в разных стилях. Музыка разных эпох очень отличается друг от друга. Прозвучат отрывки из 4 музыкальных произведений. Нужно угадать, кто из этих композиторов - автор музыки? И по возможности - вспомнить название произведения.

Мы с вами точно не прибываем в иллюзиях, что игра на музыкальном инструменте - это легко. Потому что это на самом деле….  легко

Сценарий музыкально- интеллектуальной игры Брейн ринг

Добрый вечер, дорогие зрители! Приветствуем участников, зрителей, болельщиков, мам, пап, бабушек, дедушек, друзей, подруг, всех, кто добрался, одним словом – ценителей прекрасного вида искусства Музыки - на нашем музыкальном брейн – ринге! Восьмой год мы проводим брейн – ринг, формат не меняем – пока – и приветственный текст всегда один и тот же: Мероприятие наше выявляет самых музыкальных, эрудированных, веселых и дарит хорошее настроение. Правила игры в этом году немного видоизменились. За звание самых эрудированных по прежнему будут бороться две команды – скрипачей и духовиков. Но в этот раз мы поделили наших участников на 2 возрастные группы. И по многочисленным просьбам решили подключить наших родителей. По сумме результатов всех групп мы выявим победителей «Музыкального брейн – ринга».

 А. Первая команда – 1-4 классы.

         

  1. Внимательно слушаем задание. Незнайка взял тетрадь и стал стихи писать. «Баян, чемодан, рожок, сапожок, копилка, сопилка, очки, пылесос, скрипка и скрепка, гитара, матрос, волынка, картинка, свисток, балалайка». Какие назвал инструменты Незнайка?

Незнайка свой блокнот открыл и вот что дальше сочинил: «Скрепка, контрубас, буян, клернет, траба и бурибан. Ваулинчель, фугот, трюмбон, литувры и аккордеон. Тарулки, флайта, булилайка» Опять все путает Незнайка!

Нужно скорректировать то, что Незнайка напартачил. (ЗАДАНИЕ ВЫВЕСТИ НА ЭКРАН, ДЕТИ НА ВАТМАНЕ ПИШУТ ИНСТРУМЕНТЫ)

  1. Нужно по подсказке узнать слово. (ЗАДАНИЕ ВЫВЕСТИ НА ЭКРАН) И тест: 4 варианта, догадаться, что такое Кантата и написать на ватмане соответствующую цифру.

По подсказке узнай слово.

Кантата. Что такое кантата? (ВЫВЕСТИ НА ЭКРАН 3 ВАРИАНТА ОТВЕТА)

1. Это вокально – инструментальное произведение

2. Это такой интервал

3. Это музыкальный инструмент.

Первые классы выполняют задание на столе (Внимательно посмотрите на картинки, которые лежат у вас на столах. На первой картинке нужно найти знаки, которые не являются музыкальными. На второе задание – провести расследование и узнать, какие инструменты из представленных на карточках не входят в состав симфонического оркестра)

 В это время 2, 3, 4 классы выполняют следующее задание ( Анастасия Владимировна играет, Резеда Фирдависовна помогает детям у ватмана): «Посмотрите на экран. Перед вами ноты трех пьес. Мы с Анастасией Владимировной будем играть одну из них. Вы внимательно слушаете, следя глазами по нотам, и в конце записываете номер той пьесы, которая прозвучала. НА ЭКРАНЕ И НА СТОЛАХ 3 ПЬЕСЫ 1. 2. 3. ВЫБРАТЬ КАКИЕ – НИБУДЬ. ВСЕГО 6 ПЬЕС, В 2 ЭТАПА

Далее – смотрим на экран. Три вида минора – нат, мел, гарм. Я играю все виды минора, а вы должны угадать, в какой последовательности они звучат - выбрать из предложенных – и уверенной рукой и канцелярским клеем гордо приклеить соответствующий вид минора на ватмане. (Например, сначала я играю гармонический минор, затем натуральный, и в конце гармонический, и вы в таком же порядке наклеивате названия минора на ватмане. Все понятно?)  

Резервное задание, на всякий случай, если быстро справятся.

Что лишнее и почему?

Сейчас на экране появится картинка вы должны сказать, что на ней лишнее и почему? За правильный ответ вы получаете 1 балл.

1 слайд: Скрипка, Гитара, Саксофон, Домра

2 слайд: Рояль, Пианино, Синтезатор, Барабан

3 слайд: Саксофон, Флейта, Труба, Контрабас

4 слайд: Барабан, Тарелки, Бубен, Рояль

5 слайд: Скрипичный ключ, Ноты, Басовый ключ, Смычок

МЕЖДУ РАУНДАМИ БУДЕМ ДЕЛАТЬ КОНКУРС С РОДИТЕЛЯМИ

Б.  Вторая команда – 5-8 классы

1. Ведущий: Итак, уважаемые участники, на экране изображены портреты, как вы догадались, известных композиторов. Задание состоит из двух частей.

1) Под каждым портретом указаны ФИО, но! Верно ли они указаны, вам предстоит вспомнить и на ватмане под каждой цифрой указать правильные ФИО. Но мы решили запутать вас окончательно: возможно, фамилия композитора верная, неверны ИО, либо наоборот…

Вторая часть задания: Все они жили и творили в разное время. Расположите этих композиторов в хронологическом порядке от классиков до современников.

Д. Шостакович, М. Глинка, В. Шаинский, А. Бородин, С. Рахманинов, Моцарт, Бах, ……

2. С родителями: выбрать одного родителя для каждой команды самого смелого а) играть вдвоём на инструменте попевку на одном звуке б) ребёнок играет аккомпанирует

3. Третий вопрос. Внимание на экран! Основные предметы в старших классах…… На каждом из этих предметов вы изучаете разные темы, апеллируете разными понятиями и терминами. Нужно соотнести каждый термин с соответствующим предметом и внести в соответствующую колонку.

СЦЕНАРИЙ

концерта для детских садов «Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Добрый день, дорогие наши гости!

Мы очень рады, что вы пришли к нам. Скажите, пожалуйста, вы знаете куда пришли? Что это за здание?

Конечно, это Детская школа искусств. Школа необычная. Здесь ребята обучаются разным видам искусства: музыкальному, художественному. Сегодня мы вас приглашаем не только на концерт, а также совершить экскурсию по школе искусств. Идем? Но! Давайте договоримся: мы с вами будем вести себя культурно, тихо; будем слушать очень внимательно.

Мы с вами находимся в малом концертном зале нашей школы. Здесь проходят все концерты, посвященные Дню музыки, для мам, посвящение в первокассники и много, много других.

Сегодня вы отправитесь в путешествие в Страну Музыкальных Инструментов и Сказочных звуков.

Каждый день, ребята, мы с вами слышим разные звуки. Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали:

- пение птиц (звучит фонограмма «пение птиц») , шум ветра,  стук дождя,  – это всё шумовые звуки, они не зависят от человека.

А вот когда мы приходим на концерт – мы слышим музыкальные звуки, которые отличаются особой красотой и певучестью.

Есть школа на земле одна,

Всегда в ней музыка слышна.

Поёт там хор, оркестр звучит.

Там кто-то иногда бренчит.

И раздается скрип порой,

И нот фальшивых шумный строй.

Но фея Звуков там летает
И всем в ученье помогает.
Дается с потом мастерство…
Там изучают волшебство!

Откроет наш концерт  совершенно удивительный инструмент, которому подвластно многое. Фортепиано появилось в 1709 году в итальянском городе Падуе. Его изобрёл клавесинный мастер Бартоломео Кристофори. Имя фортепиано – от итальянских слов piano и forte: инструмент, фортепиано может играть и тихо (пиано), и громко (форте). Отсюда и пошло название инструмента — пианофорте, а позднее — фортепиано. Фортепиано – общее название родственных инструментов рояля и пианино. Рояль можно увидеть в концертном зале на сцене. Когда у него поднимают крышку, то рояль становится похожим на огромную диковинную птицу, взмахнувшую крылом. Слово «рояль» в переводе с французского языка означает «король»: рояль такой же великолепный, как и король, и обладает огромными  возможностями.

Ансамбль Балуева - Балуева

Следующий артист на нашей сцене, а вернее артистка. Этот удивительно виртуозный инструмент, с легким, воздушным, как бы «порхающим» звуком, напоминающим пение птиц, относится к группе деревянных духовых. Согласно древнегреческим мифам его изобретение заслуга сына Гефеста – Ардала. Пожалуй, ни один другой инструмент не подвергался таким преобразованиям и совершенствованиям. Звучание флейты напоминает о волшебстве. Мелодичное звучание флейты в руках опытного музыканта способно не только подарить эстетическое удовольствие, но и просто заворожить своей выразительной и пронизывающей музыкой, которая, кажется, попадает нам прямо в сердце. Мягкое и мелодичное звучание флейты может усладить наш слух, смягчить сердце, вызвать самые добрые, светлые чувства, разбудить душу.

Родионова Стефания

Питухина Маша

Дозморова Елизавета

Поблагодарим учеников класса флейты. Такие молодцы. А мы идем дальше.

В симфоническом оркестре этот инструмент  зовут Царицей оркестра. Как думаетет какой инструмент называют так? Конечно скрипка. Не случайно скрипок в симфоническом оркестре  больше, чем других музыкальных инструментов. Это самый высокий по диапазону и самый маленький из струнной смычковой группы. Несмотря на хрупкость и изящество формы, в скрипке кроются огромные возможности и неожиданная сила. Поэтому скрипку считают самым совершенным из всех смычковых инструментов

Скрипка

Путешествуя по миру музыкальных инструментов, не перестаешь удивляться его разнообразию. Но среди этого богатства есть один представитель, который привлекает к себе внимание красивым и благозвучным именем – аккордеон. У нашего инструмента, аккордеона, очень интересная история… Он появился далеко не сразу, и не сразу он назвался аккордеоном. А предшествовало появлению аккордеона ручные и губные гармоники. Само название «аккордеон» означает «ручная гармоника». Наши юные аккордеонисты исполнят всем вам изветсные песенки. Давайте послушаем.

Аккордеон

Домра — старинный русский струнный щипковый музыкальный инструмент. Игроки на домре назывались домрачеями. На Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев властей и в XVII веке скоморохов начали ссылать или казнить. Так же казнили и домру. Она исчезла. Лишь в самом конце XIX века руководитель первого оркестра русских народных инструментов В. В. Андреев, интересовавшийся не только балалайкой, но и другими русскими народными инструментами, нашел изображение домры и по нему восстановил инструмент, а потом создал и целое семейство домр, аналогичное семейству балалаек.

Калинина Елена Валентиновна

А сейчас на сцену выйдут творческий дуэт. Т.е. исполнителей будет двое. С одним из инстрментов этого дуэта мы уже познакомились. Что это за инструмент? Конечно домра. А вот второй…. Баян – русский, традиционный инструмент, иногда его еще называют мини орган - из-за своего могучевого, немного похожего звучания. Музыкальный инструмент, имеет несколько рядов круглых кнопок справа (обычно это 3 или 5-рядные) – для игры отдельными нотами, а также имеется клавиатура слева. Инструмент изготовлен по типу аккордеона, поэтому слева чаще всего можно наблюдать так называемые «готовые аккорды» с басами, хотя в некоторых случаях имеется переключатель – на игру более низкими нотами, чем справа.

Баян

А теперь поиграем.

Я загадываю вам загадки, а вы отвечаете.

У какого инструмента есть и струны, и педаль?

Угадать его несложно, это звонкий наш …

Осипенко Е.В. Перевалова Е.А.

Её голос самый главный,  
Самый нежный и певучий,
Коль смычком проводишь плавно. 
Голос трепетный, высокий 
Узнаем мы без ошибки.
Назовите-ка, ребята,
Инструмент волшебный…
Ансамбль скрипачей

Дорогие ребята и взрослые, на этой веселой ноте наш концерт окончен.

Мы будем рады видеть каждого из вас в новом учебном году среди учащихся наших музыкальных классов. Надеемся, что вы выбрали для себя инструмент по душе. До новых встреч на наших концертах.

Порядок выступлений.

1.Ансамбль пианистов

 Родионова Стефания

Питухина Маша

Дозморова Елизавета

Миргалимова Р.Ф.

Лубащева Т.П.

Калинина Е.В.

Устименко Л.И.

Осипенко ЕВ Перевалова ЕА

Ансамбль скрипачей руководитель Мальцева Т.Г.

Сценарий концерта

«Страницы истории флейты»

Слайд 1.Заставка

- Добрый вечер, уважаемые зрители!

Вас приветствует концертный зал Школы искусств! Перед началом концерта просьба отключить звук мобильных устройств.

После включения света Слайд 2

1.(Звучит К. Дебюсси «Сиринкс» в исполнении А. В. Мартыновой)

Древнегреческая легенда повествует о происхождении флейты Пана – одной из старейших разновидностей флейт.

Слайд 3

Когда бог лесов и полей, покровитель пастухов Пан, сын Гермеса, появился на свет, даже его родная мама, увидев своего младенца, пришла в ужас – столь пугающей была его внешность: рога на голове, копыта на ногах, а тело покрыто шерстью. 

Слайд 4

Однажды Пан, увидев прекрасную нимфу Сирингу (Сиринкс), воспылал к ней страстью и стал её преследовать. Но она испугалась козлоногого поклонника и бросилась бежать. Когда река пресекла ей путь, нимфа упала на колени, взмолилась – и боги превратили её в тростник. А Пан вот уже, казалось, её настиг и попытался обнять, но увидел в своих руках лишь куст тростника.  Слайд 5 Опечалился Пан, срезал несколько стебельков, подул – и с тех незапямятных времён поёт флейта грустные мелодии о его безответной любви. Именем своей возлюбленной назвал Пан музыкальный инструмент, который позже стал именоваться флейтой Пана. Так чудесным образом появился предок всех ныне известных флейт.

Открыла музыкальный вечер сегодня А. Мартынова одним из известных произведений Клода Дебюсси «Сиринкс». Миниатюра, созданная для флейты-соло является маленьким шедевром импрессионизма и неотъемлемой частью репертуара любого профессионального флейтиста. 

Слайд 6

К древнегреческой мифологии обращались многие композиторы 18-19вв. Античный сюжет о преданной любви Орфея и Эвридики — один из самых распространенных в опере. Орфей -величайший музыкант в греческой мифологии был столь великим, что возникла целая религия — орфизм, и Орфею поклонялись как богу. Поэтому его история всегда казалась очень естественной для оперы. И действительно, самая ранняя из дошедших до нас оперных партитур - это «Эвридика» Якопо Пери. Вскоре после этого написано еще несколько опер об Орфее.

2.К. Глюк  Мелодия из о. «Орфей и Эвридика»

Исполняет А. Мартынова, концертмейстер Е. А. Перевалова

Слайд 7

        

Духовые инструменты получили новое осмысление в творчестве И.С. Баха, они стали полноправными носителями богатого эмоционального содержания, которое отличает музыку этого композитора. Баховским произведениям для флейты присущ яркий, эмоциональный тонус, развитая фактура, неординарный ритмический рисунок. Блестящие танцы и яркий звук сольной флейты, вошедшие в «Оркестровую сюиту» N2 си минор, предположительно были написаны по поводу какого-то празднования.

3. И.С. Бах «Менуэт», «Шутка»

Исполняет А. Мартынова, концертмейстер Е. Перевалова

         Слайд 8

Родоначальником русской отечественной школы игры на флейте считается великий российский и советский флейтист, композитор и дирижер, заслуженный деятель искусств РСФСР 19 – 20вв. Владимир Николаевич Цыбин. Он воспитал не одно поколение ярких представителей флейтового мира, работал дирижёром, солистом Мариинского театра, играл в составе ведущих симфонических оркестров Москвы и Санкт-Петербурга, являлся  концертирующим флейтистом и композитором. Одно из его произведений прозвучит сегодня.

4. В. Цыбин «Ноктюрн»

Исполняет Д. Михайлова, концертмейстер Е. А. Перевалова

Слайд 9

Искромётное сочинение австралийского композитора Эрика Кука было написано для тромбона, но и во флейтовом исполнении оно звучит не менее выигрышно.

5. Э. Кук «Боливар»

Исполняет К. Козлова, концертмейстер Е. В. Осипенко

Слайд 10

Камерная музыка Антонина Дворжака занимает в чешской культуре особое место. Композитор в своих сочинениях объединил классические и романтические традиции и принципы на пороге XX века и наполнил их национальным содержанием. В его произведениях отразилось интонационно-ритмическое своеобразие музыкального творчества славянских народов. 

6. А. Дворжак «Славянский танец»

Исполняет ансамбль «Симфониетта», концертмейстер Е. В. Осипенко

Слайд 11

Репертуар  флейтовой музыки составляют произведения зарубежных и отечественных композиторов разных эпох. В репертуаре ансамбля «Симфониетта» современная эпоха представлена  популярным произведением отечественного композитора А. Пахмутовой «Новый день».

7. А. Пахмутова «Новый день»

Слайд 12

        Путешествуя по страницам истории флейты, нельзя не упомянуть

Московскую флейтовую школу, ярким представителем которой является  

Ю. Н. Должиков. Это не только известный флейтист и педагог с мировым именем, но и композитор, чьи произведения считаются базовым репертуаром профессиональных флейтистов.

8. Ю. Должиков «Чувства»

Исполняет С. Хамзина, концертмейстер Е. В. Осипенко

Слайд 13

         Известной представительницей санкт-петербургской композиторской школы является Жанна Лазаревна Металлиди, написавшая не один десяток произведений по  классу скрипки, виолончели, фортепиано, гобоя, трубы, гитары, флейты, кларнета.

9. Ж. Металлиди «Баллада»

Исполняет Елизавета Дозморова, концертмейстер Е. В. Осипенко

Слайд 14

10. Ж. Металлиди «Танец кукол»

Исполняет С. Хамзина, концертмейстер Е. В. Осипенко

Слайд 15

И хочется вновь вернуться к музыке Ю. Должикова.

11. Ю. Должиков «Романс «Ностальгия»»

Исполняет ансамбль «Симфониетта», концертмейстер Е. В. Осипенко

        Слайд 16

        Творчество современного новгородского композитора Владимира Коровицына продолжает лучшие традиции русской  музыки и достойно внимания исполнителей и слушателей.

12. В. Коровицын «Багатель»

Исполняет К. Козлова, концертмейстер Е. В. Осипенко

        Слайд 17

Воспоминания о времени, проведённом на стажировке в Парижской национальной консерватории у Рампаля, Ю. Должиков выразил в звуках произведения «Память о Париже».

13. Ю. Должиков «Память о Париже»

Исполняет Е. Дозморова, концертмейстер Е. В. Осипенко

        Слайд 18

        Можно очень долго путешествовать по океану музыкальной истории, но всегда приятно возвращаться в старый порт В. Коровицына.

14. В. Коровицын «Старый порт»

Исполняет Д. Михайлова, концертмейстер Е. А. Перевалова

        Слайд 19

Не менее трогательной и проникновенной считается музыка американского композитора Дж. Уильямса. Неоромантический стиль музыки основан на традициях классиков. Важной страницей его творчества является музыка к кинофильмам.

15. Дж. Уильямс «Список Шиндлера»

Исполняет ансамбль «Симфониетта», концертмейстер Е. В. Осипенко

        Слайд 20

Завершая наше осеннее путешествие, хочется побывать в Аргентине.

16. А. Пьяццолло «Осень в Буэнос - Айресе»

Исполняет А. Мартынова, концертмейстер Е. В. Осипенко

        Слайд 21

-Дорогие друзья, мы очень рады, что в этот осенний когалымский вечер Вы путешествовали вместе с нами по страницам истории флейты. Музыкальными гидами для Вас сегодня были А. Мартынова, Е. Осипенко, Е. Перевалова, а также учащиеся класса флейты. Надеемся, что чарующие звуки этого инструмента надолго поселились в Вашем сердце. Благодарим за внимание! До новых встреч!

Сценарий концерта-лектория

«…Рахманинов – вселенная!» 27.03.2023

(Слайд 1 – заставка)

Слайд 2

-Добрый день, уважаемые гости музыкальной гостиной!

Перед началом нашего мероприятия просьба отключить звук мобильных устройств.[1]

Мы рады нашей сегодняшней встрече, особенно когда есть такой замечательный повод- празднование дня рождения! 1 апреля 2023 года исполняется 150 лет со дня рождения великого русского композитора, пианиста, дирижёра С. В. Рахманинова.

Он получил первую известность еще студентом, но затем последовал тернистый путь, где наряду со взлетами были и падения. В своем творчестве Рахманинов синтезировал две русские композиторские школы — московскую и петербургскую — и создал неповторимый стиль, ставший жемчужиной классической музыки. Сегодня Сергей Васильевич по праву считается одним из столпов российского музыкального искусства, слава которого распространяется на весь мир.

Будущий музыкант родился 1 апреля 1873г. в Новгородской губернии, но детство его прошло в имении Онег, которое принадлежало его отцу, дворянину Василию Аркадьевичу. Был он родом из-под Тамбова, а фамилия его имела древние корни. Первым ее представителем стал внук молдавского господаря Стефана Великого Василий, прозванный Рахманиным. По отцовской линии дед Сергея был пианистом и выступал с концертами в городах Российской империи. Отец тоже слыл блестящим музыкантом, но играл только в дружеских компаниях.

Мама композитора, Любовь Петровна, была дочерью директора Аракчеевского кадетского корпуса, она и стала первой учительницей музыки для сына. Затем мальчик занимался у приглашенной пианистки, а в девять лет поступил в младший класс Санкт-Петербургской консерватории. После перевода юного Рахманинова в Москву он попал в частный пансион для музыкально одаренных детей, которым руководил Николай Зверев. Ученики этого заведения находились под постоянным надзором, оттачивали игру на инструментах по шесть часов в сутки и в обязательном порядке ходили в филармонию и оперный театр.

Однако через четыре года, поссорившись с наставником, талантливый подросток бросил учебу. В Москве его приютили родственники, и только в 1888 году юноша продолжил занятия — уже на старшем отделении Московской консерватории. Он окончил ее с золотой медалью в 19 лет по двум направлениям, как пианист и как композитор.

Слайд 3

-Одним из сочинений Рахманинова является «Русская песня» в исполнении ансамбля пианистов О. В. Бабушкиной и Е. А. Переваловой.

Слайд 4

Творчество С. Рахманинова вызывало повышенный интерес и не только у профессионалов. Одарённому музыканту едва исполнилось более двадцати лет, а он уже был автором целого ряда замечательных произведений, а также, своим ярким исполнением, вызывал заинтересованность публики, приобрёл популярность как виртуозный пианист.  

В 23 года из-под пера молодого композитора Сергея Рахманинова вышел романс «Островок», на стихи выдающегося английского поэта Перси Биши Шелли в оригинальном переводе Константина Бальмонта вошёл в четырнадцатый опус С. Рахманинова. Это произведение С. Рахманинов посвятил своей любимой кузине Соне Сатиной, которая с юных лет так боготворила природу, что родственники считали её «не от мира сего». Впоследствии данная особа стала известным профессором ботаники и Доктором биологических наук.

Слайд 5

Итак, звучит романс «Островок» в исполнении хора «Каприччио».

Слайд 6

 

1906 год запомнился семье Рахманиновых увлекательным отдыхом в Италии. В один из вечеров к даче подошли уличные музыканты. Итальянец с тростью, его жена, ребёнок и чудесный ослик. Они везли как груз старое механическое фортепиано, напоминавшее по собственному строению большую шарманку. Женщина могла непринужденно завести фортепиано, и тогда оно начинало играть потрясающую по колориту музыку. Мужчина отлично пел и танцевал, выступление получилось по-настоящему красочным.

Итальянский мотив польки крепко запомнился композитору, Рахманинов, имеющий потрясающую музыкальную память, по приезду на Родину первым делом записал услышанную мелодию. Запись была произведена для фортепиано в четыре руки и имела название «Итальянская полька». 

Полька посвящена кузену композитора – Сергею Ильичу Зилоти, который был ярым поклонником творчества Рахманинова.

Именно кузен предложил создать переложение композиции для военного духового оркестра. Сергей Васильевич согласился, создав новый вариант клавира, включающий в себя несколько новых фанфар.

А вот сегодня вы услышите переложение «Итальянской польки» для флейты и фортепиано в исполнении А. В. Мартыновой и Е. А. Переваловой.

Слайд 7

Кстати, еще в нежном возрасте Рахманинов познакомился с Петром Чайковским. Благодаря ему дипломная работа Рахманинова, первая опера юного дарования «Алеко»,  по мотивам произведения Александра Пушкина была поставлена на сцене Большого театра.

Первой задачей, которую Рахманинов поставил перед собой и успешно её выполнил – это окончание композиторского и фортепианного отделения консерватории. Теперь нужно как-то обустраиваться в жизни, ведь материальной помощи молодому музыканту ждать было не от кого. После окончания консерватории молодой человек начал обучать барышень в женских институтах. Преподавал Рахманинов фортепиано и частным образом, хотя быть учителем он всегда не любил. Позднее композитор занял место дирижера в Большом театре и руководил оркестром, когда ставили спектакли из русского репертуара. Музыку он создавал не по заказу, а потому каждое своё творение не просто оттачивал, а полировал. Однако сочинительство больших доходов не давало, да и те гонорары, что он получал, таяли очень быстро, ведь в молодости хочется немного пощеголять, например покататься на лихаче или просто несдержанно проиграть деньги в карты. Концертные выступления тоже были, но стабильного дохода они не приносили. Отрадным в его жизни был только летний отдых, который Сергей частенько проводил в Ивановке Тамбовской губернии у своих родственников Сатиных.

Там композитору было хорошо и спокойно. Он много гулял, купался и рыбачил на пруду. Такая безмятежная обстановка навевала Рахманинову прекрасные музыкальные мысли, которые он затем излагал на нотной бумаге. Так в конце мая 1896 года Сергей вновь отправился в поместье к любимым родственникам. Он, как и прежде настраивался на полноценный отдых, но в то же время и на активный творческий процесс. В планах композитора было сочинить ряд романсов на стихи не только общепризнанных поэтов.

Талантливый и внешне привлекательный Сергей Рахманинов имел всегда много поклонниц. В его творческом наследии насчитывается более восьмидесяти вокальных миниатюр и шестьдесят шесть из них имеют посвящение. Романс «Здесь хорошо» композитор посвятил таинственной «N». Кто была эта представительница прекрасного пола и почему композитор так зашифровал её имя, до сих пор остаётся загадкой.

Слайд 8

Романс «Здесь хорошо» Сергей Васильевич создал на стихи своей современницы, поэтессы Глафиры Николаевны Мамошиной.

Сегодня лдя Вас звучит инструментальное переложение романса «Здесь хорошо» лдя домры и фортепиано в исполнении Е. В. Калининой и Е. А. Переваловой.

Творческое наследие Сергея Рахманинова включает в себя более восьмидесяти романсов. При этом необходимо отметить, что все эти вокальные композиции маэстро создал в России, то есть проживая в эмиграции он не сочинил ни одного романса.

Сергей Васильевич считал жанр романса идеальным для воплощения лирических переживаний. Именно поэтому в его вокальных опусах и преобладает лирическая сфера, а вот юмористические, бытовые и трагические образы в них встречаются очень редко.

Слайд 9

Еще в ранние годы Рахманинов часто обращался к жанру русской лирической песни, что во многом можно объяснить любовью к наследию Чайковского. Эта тема родственна и для восточной поэзии, которая тоже была не чужда Рахманинову. Экзотические» композиции составляют отдельную ветвь в его вокальном творчестве – знаменитом романсе «Не пой, красавица, при мне», который прозвучит сегодня, как инструментальное произведение, в исполнении Д. Михайловой, конц. Е. А. Перевалова.

Слайд 10

В 1893 году композитор подарил Наталье Сатиной романс «Не пой, красавица, при мне». Личная жизнь Рахманинова определилась спустя девять лет — Сатина стала его официальной супругой.

Спустя годы, когда произошла Октябрьская революция 1917 года, Сергей Васильевич ее не принял, поэтому эмигрировал из России. Он воспользовался приглашением дать концерт в Стокгольме и оттуда уже не вернулся.

Нужно отметить, что в Европе композитор остался без денег и имущества, так как иначе его бы не выпустили за границу. Он решил выступать как пианист. Рахманинов давал концерт за концертом и быстро расплатился с долгами, а также завоевал славу. В конце 1918 года музыкант на пароходе отплыл в Нью-Йорк, где его встречали как героя и звезду первой величины. В США Сергей Васильевич продолжил гастролировать как пианист, а изредка и как дирижер и не прекращал этой деятельности до конца жизни. Американцы боготворили русского композитора, за ним всегда следовала толпа фотографов. Ему даже приходилось идти на хитрости, чтобы избавиться от назойливого внимания. Например, он часто снимал гостиничный номер, но ночевал в персональном железнодорожном вагоне, чтобы сбить репортеров с толку.

После эмиграции Сергей Васильевич долго не писал значительных работ. Только в 1927 году он выпустил в свет Концерт для фортепиано с оркестром № 4 и ряд русских песен. За последние годы жизни Рахманинов создал всего три музыкальных произведения: Симфонию № 3, «Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром» и «Симфонические танцы». Примечательно, что все они принадлежат к вершинам мировой классической музыки.

Слайд 11

Говоря о творчестве русского композитора, нельзя не назвать и волшебный по красоте «Вокализ». Это произведение было опубликовано как часть сборника «Четырнадцать песен», но исполняется отдельно и является показателем исполнительского мастерства.

Сегодня существуют версии «Вокализа» не только для голоса, но и для фортепиано, скрипки и других инструментов, в том числе и с оркестром. Сегодня это произведение звучит в исполнении  А. В. Мартыновой (партия флейты) и Е. В. Осипенко (партия фортепиано).

Слайд 12

Несмотря на то что основное время композитор и пианист проводил в США, он часто бывал в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар», с которой открывается вид на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. Название виллы — это аббревиатура имен ее владельцев, Сергея и Натальи Рахманиновых. В этом доме композитор реализовал свое давнее увлечение техникой. Там можно было найти и лифт, и игрушечную железную дорогу, и одну из новинок того времени — пылесос. Был Рахманинов и обладателем патента на изобретение: он создал специальную муфту с присоединенной к ней грелкой, в которой пианисты могут согревать руки перед концертом. Также в гараже музыканта всегда стоял новенький «Кадиллак» или «Континенталь», которые он менял ежегодно.

Слайд 13

Биография Сергея Васильевича была бы неполной, если не сказать о его любви к России. Всю жизнь композитор оставался патриотом, окружил себя в эмиграции русскими друзьями, русской прислугой, русскими книгами. Но возвращаться отказывался, так как не признавал советской власти. Когда фашистская Германия напала на СССР, Рахманинов был чуть ли не на грани паники. Денежные сборы с концертов он стал отправлять в фонд Красной армии и призывал знакомых последовать его примеру.

Всю жизнь Сергей Васильевич много курил, не расставаясь с сигаретами. Скорее всего, именно эта привычка вызвала у него на склоне лет меланому. Правда, сам композитор об онкологическом заболевании не подозревал, работал до последних дней и за полтора месяца до смерти дал грандиозный концерт в США, который стал для него последним. Болезнь прогрессировала быстро, на врачебном совете было принято решение не сообщать Рахманинову о состоянии его здоровья. Супруга и родные композитора хранили его покой и не разглашали тайну.

Великий русский композитор не дожил до 70-летия три дня. Он скончался в калифорнийской квартире в Беверли-Хиллз 28 марта 1943 года. Могила Рахманинова находится на кладбище близ Нью-Йорка.

Образ Рахманинова вдохновлял русских художников на создание портретов. Среди живописцев, запечатлевших образ Сергея Васильевича, выделяются Константин Сомов, Владимир Кириллов, Леонид Пастернак и другие.

В Великом Новгороде исследователями жизни композитора являются семья Демидовых и Татьяна Берфорд. Благодаря сохраненным ими знаниям была составлена пешая экскурсия «Новгород — в жизни великого Рахманинова». Ее появление приурочено к юбилейной дате — 150-летию со дня рождения маэстро, которое запланировано отмечать в апреле 2023 года.

Ранее в городе был открыт памятник Сергею Васильевичу, он установлен за Кремлевским парком. Имя композитора присвоено местному колледжу искусств. Хранят память о маэстро и в Тамбовской области, где в деревне Ивановке расположено родовое поместье Рахманиновых. Здесь тоже был открыт монумент, созданный по фото композитора в молодости. В музее-усадьбе проходят ежегодные музыкальные конкурсы, проводятся мастер-классы для молодых пианистов.

Слайд 14

А в заключении нашего мероприятия прозвучит «Романс «Апрель»» в исполнении Т. Г. Мальцевой(партия скрипки) и Л. В. Корженевской (партия фортепиано).

Слайд 15

-Вот на этой благозвучной гармонии позвольте завершить нашу встречу. Надеемся, что такой формат празднования дня рождения пришёлся Вам по душе и зарядил слушателей лирическими впечатлениями, пробудил чувство патриотизма к Родине и русской  музыкальной   культуре. Творческих Вам успехов! До новых встреч!

Концерт посвящённый творчеству Ж.Металлиди

Выходит ведущий и читает стихи

Мелодии: та хороша,

А эта – прелестна…

Наверно, музыка – душа,

Чем нам и интересна!

Её дыхание – в крови,

Чтоб грудь не задыхалась!

Её страдания – в любви,

А мысль – в молчанье пауз.

И я завидовал не раз

Бегущим быстрым пальцам,

Когда они с тобою нас

Одаривали вальсом…

Когда б я мог, когда б я мог!

Та чаща – не испита.

И сердце съёжилось в комок,

Всё музыкой облито.

  1. Играет Ансамбль скрипачей, Колыбельная Оле Лукойе

Скрипачи садятся на места, ведущая:

Лицо – отражение внутреннего мира: что там – свет или тьма, все написано на лице. Одного взгляда на этот портрет достаточно, чтобы понять, какая Душа отражена в этих глазах.

Выдающийся композитор и педагог Жанна Металлиди была абсолютно гармоничной личностью, в ее характере соединялись и мужество, и доброта, детская непосредственность, увлеченность театральностью и тонкая лирика.

Она была светлым, солнечным человеком. Навсегда запомнились ее короткие и мудрые, меткие остроумные фразы, которые она щедро разбрасывала направо и налево.

Легкость — качество редкое для композиторов. Этой легкостью, светом и оптимизмом наполнено и всё ее творчество. Продолжат концерт наши юные музыканты. Сыграют пьесы

  1. Ханнанова София 1 кл, Кораблик

Горошко Татьяна 4 кл, Вальс Мальвины

Тагирова Дарья 2 кл, Дождик

            Тагирова Дарья с Переваловой Е.А. анс., Танцующие светлячки

Музыку Жаннет Металлиди отличают ясность и простота музыкального языка, безукоризненная форма, яркая образность, выраженная в самих названиях пьес: Танцующие светлячки, Шкатулка с сюрпризом, Колыбельная Оле лукойе, Вальс Мальвины… какая классическая строгость отличает композитора Жанну Металлиди! Она нашла прекрасную форму общения с миром детей и взрослых — небольшие по объему пьесы с очень интересными и запоминающимися названиями подобны россыпи бриллиантов, всегда пользуются неизменным спросом у детей, педагогов и с огромным интересом воспринимаются публикой. Продолжаем дарить радость. На сцене -  

  1. Геворгян Микаел 3 кл, Лесная тропинка

Зайдуллина Адель 2 кл, Мой конь

Махмутова Диана 4 кл, Лунная дорожка

Комментарий музыканта: Иной раз приходишь в нотную библиотеку детской музыкальной школы и не находишь подчас даже одной карточки в нотном каталоге с именами известных композиторов. А у Металлиди целый ящичек с подробным списком изданных ее пьес. И этот каталог постоянно пополняется, каталог востребован музыкантами разных специальностей и разного возраста. Ну как тут не позавидовать!

Никто так щедро не выполнял «заказы» педагогов и учеников, как Жанна Лазаревна: если есть хорошие талантливые дети, она была готова для них написать что угодно! В исполнении Подворчан Влады, Лазухиной Лизы и Козловой Ксении прозвучат три пьесы Жанны лазаревны

  1. Подворчан Влада 4 кл, Грустная корова

Лазухина Лиза 3 кл, Карнавальная полька

Козлова Ксения 3 кл, Шкатулка с сюрпризом,

В основе ее музыки лежит красота. А мелодическая щедрость композитора вызывает у всех восхищение.

Воспоминания коллег Жаннет……: «На сцене всегда представала молодая артистка — светлая, исполненная жизнелюбия, с чертами юного человека, в душе которого нет ни одного седого волоса! Поэтому и дети всегда принимали ее как свою сверстницу.»

И действительно, в ее произведениях много юности, света и непосредственности.

  1. Питухина Мария 4 кл, В гостях

Хасанова Адель 4 кл, и Пилипчак Виктория 5 кл, Веселое шествие

Жаннета Металлиди писала музыку для симфонического оркестра, камерного оркестра, концертную музыку (концерты для флейты, скрипки, трубы), камерную музыку (сонаты для скрипки, тромбона с фортепиано) и музыку для хора. Но известна она прежде всего своими произведениями для детей

  1. Дозморова Лиза 6 кл, Баллада

Хамзина София 7 кл, Танец кукол

Михайлова Дарья 7 кл, Романтический вальс

    С 1963 года Ж. Л. Металлиди была преподаватель детской музыкальной школы № 11 Василеостровского района в Санкт-Петербурге. Более 40 лет она преподавала там композицию и сольфеджио. Её произведения с успехом исполняются, как в России, так и за рубежом. Она является основателем фундаментальной композиторской и теоретической школы для начального этапа обучения музыке. Автор множества учебников для детей. Совместно с А. И. Перцовской создала школу обучения сольфеджио от дошкольного до выпускного класса - «Мы играем, сочиняем и поём».
Среди многочисленных её учеников - известные скрипачи Борис Иоффе, Илья Грингольц, пианисты Андрей Тихомиров, Александр Пироженко, Олег Белов, виолончелист Илья Остромогильский и др.
Была членом Союза композиторов с 1963 года.

В заключение нашего вечера прозвучит музыку Жанны Металлиди в исполнении преподавателей фортепианного и оркестрового отдела.

Миргалимова - Осипенко

Перевалова - Осипенко

Перевалова - Мартынова

Как многогранна музыка! Как юно
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает струны
Любви, печали, памяти, мечты.

Добрая, талантливая музыка Жанны Лазаревны пробуждает в наших душах Свет. За эту музыку наши благодарности Творцу, за ангела по имени Жаннет Металлиди.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

13 октября 19.00 МАЛЫЙ КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ ШКОЛЫ ИСКУССТВ КОНЦЕРТ «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ФЛЕЙТЫ» В концерте принимают участие: лауреаты окружных, всероссийских и международных конкурсов Ксения Козлова, Елизавета Дозморова , София Хамзина, Дарья Михайлова класс преподавателя Мартыновой Анастасии Владимировны концертмейстеры: Осипенко Екатерина Василиевна , Перевалова Евгения Александровна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия посвященного закрытию лагерной смены

 Конспект воспитательного мероприятия«Новые приключения Буратино или В поисках ключика от летнего лагеря…» Тема мероприятия:закрытие 2 смены 2009 г. ЛГОЛ «Улыбка» при МОУ лицей г.о. ЭлектрогорскЦель: ...

Сценарий мероприятия, посвящённого Великой Победе

Это сценарий литературно - музыкальной композиции под названием "Одна Победа". На этом мероприятии звучат строки о войне и учащиеся исполняют песни военных лет.  К сценарию прилагается презентаци...

Сценарий мероприятия "200 дней и ночей Сталинграда"

Сценарий мерпориятия, посвященного Сталинградской битве....

Сценарий мероприятия "Наполним музыкой сердца!"

Сценарий внеклассного мероприятия в форме презентации «Наполним музыкой сердца» для учащихся 6 – 8 классов Цели: 1. Приобщение и привлечение учащихся к миру музыки, расширение кругозора детей; ...

Сценарий мероприятия ко Дню Победы "Я помню, я горжусь"

Сценарий составлен практически из стихотворений учащихся школы. Предшествовала этому мероприятию огромная поисковая работа детей и родителей под руководством классных руководителей. Каждый класс в теч...

Сценарий мероприятия, анализ воспитательного мероприятия" Без друзей меня чуть - чуть"

Мероприятие направлено на то, чтобы научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях....

Методические разработки сценариев мероприятий по проведению спортивных и культурно-массовых мероприятий.

Методические разработки сценариев мероприятий по проведению спортивных и культурно-массовых мероприятий....