конспект мероприятия "Знатоки речи"
классный час

конспект мероприятия "Знатоки речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая викторина «Знатоки речи».

Цель: развивать интерес к логопедическим занятиям, умение правильно красиво говорить, выражать свои мысли.

Задачи:

Образовательные:

Упражняться в подборе слов с противоположным значением;

Обогащать словарный запас. Повышать культуру речи.

Формировать навыки составления предложения, навыки словообразования;

Вырабатывать умение подбирать слова близкие по смыслу;

Развивать музыкально-ритмические способности, умение отвечать на вопросы полными ответами;

Закреплять навыки чтения.

Коррекционно-развивающие:

Корригировать внимание;

Развивать слуховое восприятие;

Развивать образную и смысловую память;

Корригировать и развивать мыслительную деятельность;

Развивать артикуляционную моторику;

Корригировать и развивать речь;

Воспитательные:

Прививать любовь к родному языку;

Воспитывать доброжелательность, умение работать в команде.

Оборудование: проектор, компьютер. мультимедийная презентация, индивидуальные карточки с заданиями, разрезные пословицы.

Ход занятия.

  1. Приветствую вас на нашей викторине под названием «Знатоки речи».

Поприветствуем наше жюри.

Ребята, от того как человек говорит, зависит то, как на него реагируют окружающие. Если человек употребляет правильные, умные слова, то речь его красиво звучит, его приятно слушать. Про такого человека можно сказать, что он культурный, порядочный. Для того, что бы быть таким человеком, нужно как вы думаете, что… постоянно работать над своей речью, совершенствовать и обогащать её.

Ребята, а давайте вспомним, какие виды речи мы знаем? Взрослые давайте поможем… Письменная и устная речь. Если коротко, то когда говорят и слушают это устная речь, а когда пишут и читают это письменная речь.

Сегодня на нашей викторине мы будем выполнять задания, посвящённые этой теме, и узнаем кто же лучшие знатоки речи. Для этого мы разделимся на две команды. Команда: Занимайте свои места, ребята. Ребята а сейчас придумайте пожалуйста названия своим командам и запишите их на табличках.

Итак, мы начинаем.

  1. Конкурс «Разминка».

Участники команд должны ответить на максимальное количество вопросов за определённое количество времени. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Итак, вопросы 1 команде.

1. Из чего состоит письменная речь?(знаки, буквы. слова)

2. Из чего складываются предложения?(из слов и словосочетаний)

3. Звуки видят или слышат?(слышат)

4. На какие две основные группы делятся буквы русского языка?(гласные и согласные)

5 . Правило: «ЧУ» и « ЩУ» пиши с буквой ответ «У»

#1050;акая речь, устная или письменная, появилась раньше?(устная, сначала древние люди научились издавать звуки только потом писать)

#1050;аких звуков больше гласных или согласных?(согласных, букв больше (гласных-10- а согласных-21)

#1047;акончите правило ЧК ЧН пиши без….(мягкого знака)

#1043;лавные члены предложения это….. Подлежащее и сказуемое

5. Какие правила спряталось в словах: «ш.повник», «ж.раф»? (жи ши пиши с буквой «и»

  1. Конкурс «Скажи наоборот».

(антонимы)

Ребята, а кто помнит, что такое слова антонимы? Антонимы —это слова одной части речи, но имеющие прямо противоположные значения.

(вопросы командам задаю по очереди) За каждый правильный ответ – 1 балл.

Скажу я слово ВЫСОКИЙ

Вы отвечайте НИЗКИЙ

Скажу я слово ДАЛЕКИЙ

Вы отвечайте БЛИЗКИЙ

Понятно вам задание? Тогда внимание!

Быстрый – медленный

Ночь-день

Рассвет-закат

Светлый-темный

Близко-далеко

Тихий – громкий

Чистый – грязный

Тёмный – светлый

Твёрдый – мягкий

Горячий – холодный

Пустой – полный

Толстый – тонкий

Маленький – большой

Длинный – короткий

Глубокий - мелкий

Злой – добрый

Добро- зло

Новый –старый

Широкий-узкий

Злой-добрый

Хорошо, вы отлично справились!

  1. Внимание, а сейчас турнир вежливости!

Команды по очереди называют вежливые слова вот ВСЕ какие вспомните, чем больше тем лучше. За каждое вежливое слово или выражение команда получает 1 балл.

1. Добрый день

#1057;пасибо

  1. Пожалуйста
  2. Здравствуйте
  3. До свидание
  4. Добрый день
  5. Будьте здоровы
  6. Прости, извените пожалуйста
  7. Извините
  8. Хорошего дня
  9. Прошу прощения
  10. Добрый вечер
  11. Спокойной ночи
  12. Разрешите обратиться
  13. Разрешите пройти

Замечательно, ребята, сейчас мы с вами вспомнили вежливые слова, употребляйте их почаще, давайте будем вежливыми друг к другу и к окружающим вас людям!

4. Ребята, а знаете, что в нашей русской речи очень много пословиц. Пословицы ярко и образно украшают русскую речь. Веками люди передавали друг другу небольшие изречения, хранящие народную мудрость.

Конкурс «Пословицы». КАРТОЧКИ

Каждой команде вручаю карточки с пословицами, ваша задача, прочитать и объяснить ее смысл. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

#1061;орошую речь –

хорошо слушать.(приятно слушать человека, когда он грамотно говорит).

#1053;е спеши языком –

торопись делом.(не торопись хвалится, пока дело не сделано).

#1047;а плохие слова –

слетит голова.( что грубость недопустима в общении, она оскорбительна для собеседника. Человек, позволяющий себя грубость, нередко требует наказания. )

#1052;еньше говори –

больше слушай.(больше будешь слушать, больше будешь знать).

#1071;зык мой –

враг мой.(когда говоришь и сам можешь пострадать из-за своих слов).

#1071;зыком болтай,

а рукам воли не давай.(договаривайся языком, а драку не начинай)

  1. Давайте разомнемся, коллеги подключайтесь ФИЗМИНУТКА на внимательность и на быстроту реагирования. «Супермодница». Цель кричалки: Вы, ребята, должны хлопать, если называемые мною вещи можно носить, и топать, если носить нельзя.ДА-хлопать НЕТ -топать

Мне однажды повстречалась

Супермодница одна.

Вам такую не увидеть

И не встретить никогда.

Я на ней увидел юбку…(Хлопки)

Не одну, а сразу две…(Топот)

На плечах из рыбы шубка…(Топот)

И горшок на голове…(Топот)

На ее ногах сапожки…(Хлопки)

На высоком каблуке…(Хлопки)

А в ушах висят сережки…(Хлопки)

И колготки на руке…(Топот)

Шарф болтается на шее…(Хлопки)

На носу очки, как тень…(Хлопки)

В волосах запутан веер…(Топот)

А на поясе ремень…(Хлопки)

А еще на ней есть блуза…(Хлопки)

Зонтик-тросточка в руке…(Хлопки)

На плече висит медуза…(Топот)

И портфель на поводке…(Топот)

Есть на пальчике колечко…(Хлопки)

А на шее котелок…(Топот)

А еще кулон-сердечко…(Хлопки)

И батистовый платок…(Хлопки)

Если встретишь ту девицу,

Вспомни эту небылицу,

Но хочу вам пожелать

Таких модниц не встречать.

Отлично размялись!

6. Конкурс «Крылатые фразы и слова». (СЛАЙД)

Крылатые слова, ребята, — это устойчивые образные выражения, вошедшие в речь из истории, и быта, а также фильмов, басен и литературных произведений. Вы наверняка их слышали, и может быть употребляли в своей речи. Внимание на доску это пример «крылатого выражения». Витать в облаках. Вот насколько хорошо вы их знаете, покажет этот конкурс. Вам нужно по картинке правильно назвать выражение и кратко объяснить его.

Итак начнем. Уважаемые коллеги подключайтесь…Если дети не будут справляться. Ответы не выкрикиваем поднимаем руку!

(СЛАЙД)

  1. Во весь дух! (быстро)
  2. Знать на зубок. ( выучить)
  3. Чесать языком. (болтать)
  4. Зарубить себе на носу! (запомнить)
  5. Водить за нос. (обманывать)
  6. Оказаться у разбитого корыта. ( остаться не с чем)
  7. Принцесса на горошине.( так говорят о изнеженных и балованных особах)
  8. За семью морями. (значит далеко).

  1. Как белка в колесе.(человек который выполняет много дел)

Ну ребята, вы молодцы!

Крылатые фразы и слова, как и пословицы и поговорки, обогащают нашу речь.

Ребята, РЕЧЬ – это драгоценность, владеет ею только человек. Очень важно научиться говорить правильно и красиво, чтобы людям было приятнее слушать вас и легче понимать. Вы все молодцы. Показали хорошие знания.

  1. Подведение итогов.

Ребята, вот и подошло к концу наше мероприятие. Пока наше жюри будет посчитывать баллы, и определять команду победителя, но кто бы не побелил в нашей викторине, могу с уверенностью сказать, что победила дружба, смекалка и находчивость.

Вручение чупа-чупсов. Конфет.

Хорошую речь – хорошо слушать.

Не спеши языком –торопись делом.

За плохие слова – слетит голова.

Мели Емеля – твоя неделя.

Меньше говори – больше слушай.

Язык мой – враг мой.

Языком болтай, а рукам воли не давай.

Не говори гоп, пока не перепрыгнешь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развитие речи урока "Зима"

Конспект урока развитие речи    "Зима" 2 класс ОР...

Конспект. Развитие речи. (игрушка Мишка).

игра для детей с 6-9; с 9-12 месяцев....

Конспект.Развитие речи.Занятия с детьми младенческого возраста (от 1 до 3 месяцев)

Развивать умение держать голову в вертикальном положении, укреплять мышцы шеи, вызывать чувства радости от общения с взрослым, стимулирование отдельных звуков (гукание)...

Коррекционное занятие-конспект: Звуки речи. Гласные звуки и буквы первого ряда (1 класс).

Для коррекции специфических звукобуквенных ошибок в письменной речи учащихся с фонематическим недоразвитием, ФФНР,ОНР....

Конспект урока речи и альтернативной коммуникации

Тема «Заглавная буква в начале предложения и точка в конце».Цели  урока: учить определять  предложения в тексте, указывая на заглавную букву в начале предложения и точку в к...