Сценарий музыкальной гостиной "Звуки и краски"
методическая разработка по музыке по теме

Останина Валентина Аркадьевна
Идея музыкальной гостиной, основанной на взаимодействии музыки и живописи, появилась в результате размышлений над тем, как научить детей выразительнее исполнять музыкальные произведения. Для этого нужно,
чтобы ученики поняли настроение произведения, раскрыли его художественный образ.
В произведениях искусства люди всегда пытались передать свои мысли и чувства. Только делали они это разными художественными средствами: звуками, красками...
Художник выражает свои чувства зрительным образом,
и по нему можно понять настроение. А музыка композитора передает настроение и по нему можно воссоздать зрительный образ.
К каждому музыкальному произведению можно подобрать произведение живописи, которое выражает те же настроения. Поиски общего между двумя видами искусства помогает лучше понять художественный образ музыкального произведения и произведения живописи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_muzykalnoy_gostinoy.doc43 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества  Московского района Санкт-Петербурга                                                                                  

Музыкальный отдел  

Сценарий

Музыкальной гостиной

"Звуки и краски"

                                        Автор-составитель:  Останина В.А. -

                                        педагог дополнительного образования

                                                           Консультант: Павлова С.В. –

                                                           методист музыкального отдела

2012

                        Информационная карта

                                         открытого мероприятия

1.Ф.И.О.  Останина Валентина Аркадьевна

2.Стаж работы: 23 года

3.Квалификационная категория: Первая

4.Место проведения: ДД(Ю)Т Московского района, 43 каб.

5.Дата и время проведения: 26 мая 2012г., 11.00.

6.Возраст детей: 7-14 лет

7.Количество детей: 10

8.Продолжительность мероприятия: 1 час 15 минут

9.Форма мероприятия: музыкальная гостиная

10.Название мероприятия: «Звуки и краски»

11.Образовательная программа: «В музыку с радостью»

12.Раздел программы: Воспитательно-познавательный


Пояснительная записка

        

        Идея  музыкальной гостиной, основанной на взаимодействии музыки и живописи, появилась в результате размышлений над тем, как научить детей выразительнее исполнять музыкальные произведения. Для этого нужно,

чтобы ученики поняли настроение произведения, раскрыли его художественный образ.

        В произведениях искусства люди всегда пытались передать свои мысли и чувства. Только делали они это разными художественными средствами: звуками, красками...

        Художник выражает свои чувства зрительным образом,

и по нему можно понять настроение. А музыка композитора передает настроение и по нему можно воссоздать зрительный образ.

        К каждому музыкальному произведению можно подобрать произведение живописи, которое выражает те же настроения. Поиски общего между двумя видами искусства помогает лучше понять художественный образ музыкального произведения и произведения живописи.

        Цель: Способствовать развитию образного мышления детей.

        Задачи:

  • Развитие восприятия художественного образа музыкального произведения и произведения живописи.
  • Развивать артистизм при исполнении музыкальных произведений.
  • Познакомить с выдающимися художниками, с произведениями живописи.
  • Формировать интерес к познанию и пониманию художественных произведений разных видов искусства: музыки и живописи.
  • Способствовать формированию музыкального  вкуса.
  • Дать представление о тембрах разных музыкальных инструментов — виолончели, флейты, синтезатора.

        Методы:

  • словесный (рассказ)
  • наглядный (показ слайдов)
  • наглядно-слуховой (исполнение музыкальных произведений)

        Результат:

  • дети повысят уровень исполнительского мастерства
  • повысится интерес детей к учебной деятельности
  • расширится кругозор
  • родители повысят культуру воспитания ребенка-музыканта
  • учреждение пополнит содержание педагогических технологий новой формой деятельности.

         Особенности реализации.

Место проведения: ДД(Ю)Т Московского района, каб. №43.

Временные рамки: 1 час 15минут

Количество участников: 30 учащихся, родителей и гостей.

        Особенности художественного оформления.

Над роялем на стене — большой экран телевизора. Рассказ и исполнение музыкальных проведений сопровождается показом слайдов картин.

        Особенности музыкального оформления.

Музыкальные проведения исполняются на рояле, виолончели под аккомпанемент рояля, на флейте в сопровождении синтезатора.

        Необходимое оборудование:

  • кабинет со стульями
  • музыкальные инструменты (рояль, виолончель, флейта, синтезатор)
  • ноутбук
  • экран (телевизор)

 


Сценарий

        (На экране — Н.Рерих «Твердыня Тибета»)

Вступительное слово педагога: Добрый день, дорогие друзья. Мы сегодня собрались на отчетный концерт, подвести итоги за год. Дети успешно сдали академический экзамен и сегодня мы, как всегда, проведём концерт в форме музыкальной гостиной. Дети за полгода выучили по две разнохарактерных пьесы. А чтобы лучше понять настроение, характер музыки, мы решили к каждой пьесе подобрать произведение живописи, найти общее между  музыкой и живописью.

        Н.А.Римский-Корсаков говорил: «Живопись дает образ и мысль, и нужно создать в своём воображении настроение. А музыка даёт настроение, и по нем надобно воссоздать мысль и образ.»         Музыкальные образы вызывают у слушателей внутренние видения, которые можно «увидеть» на экране нашего воображения. И эту картину можно нарисовать. А у хорошего художника сама картина приобретает музыкальность, с полотна как бы звучат мелодии.

        «Хорошая живопись — это музыка, это мелодия» - говорил великий итальянский художник Микеланджело Буонаротти.

        (На экране — картина Микеланджело Караваджо «Лютнист»).

        Рассматривая картину, мы включаем все наши органы чувств. И мы слышим, а не только видим, что происходит на полотне. Если внимательно всмотреться в картину итальянского художника эпохи Возрождения  Микеланджело Караваджо «Лютнист», мы можем услышать нежные звуки  мадригала.

        (На экране —  Эжен Делакруа «Портрет Шопена).

        О музыкальности живописи всерьез стали думать живописцы-романтики начала 19 века. Музыка жила в композиции полотен, в гармонии красок, в музыкальности ритмов, в игре светотени, в колорите. У романтиков звучал пейзаж, исторические картины и  особенно портреты. Глядя на картину французского живописца Эжена

Делакруа «Портрет Шопена» можно сразу догадаться, что на ней изображен музыкант. На огненном фоне — напряженное лицо аскета.

Живописными мазками обозначены контуры головы, выступающей словно из пламени. И мы невольно ощущаем этот музыкальный напор, который вырывается с полотна, слышим звуки его романтически-мятежной проникновенной музыки.

        (На экране — А.Рублев «Троица»).

        Лучшей в истории иконописи по праву считается «Троица» Андрея Рублева. От картины веет миром и согласием. Она излучает тишину. И тишина эта музыкальна. Певучесть передается живописными средствами. Силуэты ангелов вписаны в круг, линии плавно закруглены, гармоничен колорит, выдержанный в голубых, зеленоватых и золотистых тонах. Во всем этом, по определению исследователя творчества художника Виктора Лазарева, есть нечто столь певучее, столь мелодичное, что воспринимается как переложенная на язык живописи музыка.

        ( На экране — Джемс Уистлер «Симфония в белом»).

        Американский художник Джемс Уистлер свои картины называл симфониями, аранжировками, ноктюрнами. Музыкальность в его картинах проявляется в колорите, в игре красок. Художник считал, что главному цвету должен соответствовать весь остальной ансамбль.

Основной цвет определяет и название картины. «Симфония в белом».

        (На экране — Джемс Уистлер «Симфония в красном»).

        Портрет «Симфония в красном». Цвет, краски художника вызывают у зрителей те же или похожие эмоции, что и музыкальные произведения.

        (На экране — Джемс Уистлер «Аранжировка в сером и черном №1»).

        Даже портрет матери Уистлер обозначил как «Аранжировка в сером и черном №1». Картина выдержана в строгой серебристо-черной гамме. Не соответствует ли это минорной тональности музыки?

        (На экране — Джемс Уистлер «Ноктюрн в голубом»).

        Пейзажи художник называл ноктюрнами. Каждый имел свою тональность. То это «Ноктюрн в голубом», то в «синем и серебряном», то в «черном и золоте».

        (На экране — Клод Моне «Корабли»).

        Художники-импрессионисты, как и Клод Моне, старались передать природу, как она есть, вернее, воспроизвести на холсте своё впечатление от природы, капризной и переменчивой в каждое мгновение жизни.

        (На экране — Клод Моне «Весна в Живерни»).

        (На экране — Клод Моне «Стог сена»).

        Не случайно Клод Моне написал один и тот же стог сена 15 раз. И на каждом холсте это был другой стог сена — то залитый розовыми   лучами утренней зари, то подернутый туманной дымкой.

        (На экране — И.Левитан «Весна. Большая вода»).

        Музыкальны картины русских художников. Исаака Ильича Левитана часто сравнивают с Чайковским. Его живопись поет. Поют краски, линии, сама природа. Про картину Левитана «Весна. Большая вода» искусствовед Михаил Алпатов говорил: «У Левитана все запело, зазвучало, прониклось музыкальным строем... Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо».

        (На экране — К.Коровин «Пристань в Гурзуфе»).

        Певцом радости называли Константина Коровина. Он мечтал о создании своей симфонии красок. Его полотна, написанные широкими, вдохновенными красочными мазками, звучат, как ликующая музыка Жоржа Бизе.

        (На экране — К.Коровин «Охотино. Сентябрь»).

        И осень на его холстах пушкинская. Праздничный солнечный свет, словно звуки медной группы оркестра окрашивают пейзаж в мажорные тона. Краски у Коровина подобно голосам различных инструментов в оркестре, дополняя и обогащая друг друга, сливаются на его полотнах в гармоническое звучание целого.

        (На экране — К.Чюрлёнис «Соната моря. Аллегро»).

        Музыкальным волшебником называют литовского художника Константинаса Чюрлёниса. Он считается основателем литовской национальной музыки, её классиком. За свои 36 лет он оставил более 350 сочинений (симфоническая поэма «Море», «В лесу», фортепианные прелюдии). Его музыка мягка, лирична, красочна. Сочиняя музыку, он так ярко видел внутренним взглядом картины, что захотел перенести их на полотно. Музыкант становится учеником живописной школы и создает одну картину за другой. И каждая — это философская поэма в красках, симфония живописных ритмов, музыкальных видений. Чюрлёнис даже в названиях своих картин подчеркивал их родство с музыкой.

        (На экране — К.Чюрлёнис «Соната моря. Анданте»,

                                                  «Соната моря. Финал»).

        «Соната моря. Анданте» - морская стихия утихомирилась.

        «Соната моря.        Финал» - стихия разыгралась вовсю.

        (На экране — К.Чюрлёнис «Соната солнца. Финал»,                                                                                «Соната весны. Скерцо», «Звездная соната»).

        В картинах литовского художника слышны отзвуки других миров, которые тогда не мог увидеть человек своими глазами. И только в наш космический век мы узнаем на его картинах реальные очертания Вселенной, какая предстала перед нами на фотографиях, полученных из космоса. Так возникли его живописные сонаты солнца, весны, звезд. Изобразительное искусство в его творениях вступило в союз с музыкой.

        На нашем концерте музыкальные произведения будут сопровождать картины, которые мы выбирали вместе с детьми.

        Выступает Саргсян Кристина.

К.Лоншан-Друшкевичова «У медвежонка на именинах».

(На экране —И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»)

Русская народная песня «Дождик». (На экране — Ф.Васильев «После дождя. Проселок»)

Чешская народная песня «Ну-ка, кони». (На экране - «Кони»)

        Выступает Морозова Ксения.

Б.Берлин «Пони Звездочка».

  (На экране — Стефано ди Джовани «Шествие волхвов»)

С.Ляховицкая «Где ты, Лёка?». ( На экране — И.Левитан «Осенний день. Сокольники»).

В.Кикта «Ой, звоны звонят». (На экране — К.Коровин «Русская зима»).

        Выступает Колосова София.

С.Сперонтес «Менуэт». (На экране — Иероним Янсене «Менуэт»).

Й.Гайдн «Анданте из симфонии «Сюрприз». (На экране – Д.Северини «Классический ритм»).

Белорусская народная песня «Янка». (На экране –И.В.Свиридова «Бабочки»).

        Выступает Прадченко Анна.

В.Ребиков «Аннушка». (На экране — П.Сезанн «Гора Сент-Виктаур).

Ю.Литовко «Два кота». (На экране – В.Пермяков  «Кот в сапогах»).

Д.Кабалевский «Полька». (На экране — В.Э.Борисов-Мусатов «Майские цветы»).

        А сейчас вы услышите красивый тембр виолончели. Перед вами выступит наша гостья – ученица 1-ого класса музыкальной школы им. Мравинского Филимонова Катя.

В.Калинников «Журавель».

Чешская народная песня «Богатый жених».

        Выступает Кудрявцев Иван

Д.Кабалевский «Медленный вальс». (На экране — Клод Моне «Тополя на Епте»).

Э.Градески «Мороженое». (На экране — В.Кандинский «Мурнау-горный пейзаж с церковью»).

        Выступает Шашко Елизавета

П.Чайковский «Мазурка». (На экране —Алексей Де Луамине «Танец»)

        Выступает Лосев Александр

Э.Григ «Вальс». (На экране — М.С.Сарьян «Озеро фей»).

Э.Градески «По дороге домой из школы». (На экране — П.В.Кузнецов «Мост через Сену»).

        Выступают Шашко Елизавета и Лосев Александр

И.Дунаевский «Полька». (На экране — К.Чюрленис «Соната солнца. Аллегро»).

        Выступает Ерпилев Григорий

Л.Бетховен «Соната № 14». 1-ая часть. (На экране — А.Куинджи                                              «Лунная ночь на Днепре»).

С.Джоплин «Рег кленового листа». (На экране – Пабло Пикассо «Гитара и скрипка»).

        Выступает Лисай Виктория

Р.Глиэр «Прелюдия №43». (На экране — И.К. Айвазовский «Наполеон на острове св. Елены»).

И.Бриль «Вальс». (На экране — И.И.Левитан «Золотая осень»).

        Выступают Лисай Виктория и Ерпилев Григорий

П.Чайковский «Анданте» из балета «Щелкунчик». (На экране — А.А.Рылов «В голубом просторе»).

        Выступает Шишлякова Надежда

М.Таривердиев «Забытый вальс». (На экране — К.Ф.Богаевский «Корабли. Вечернее солнце»).

Вл.Косма «Я знаю-это неправда». Мелодия из к/ф «Беглецы». (На экране — П.Боннар «Лазурный берег»).

        Выступают лауреаты I степени районного конкурса «Музыкальная радуга» в номинации семейные ансамбли Шашко

Елизавета и её папа Шашко Алексей Александрович.

Д.Роблес «Полёт кондора». (На экране — Н.Рерих «Пейзаж» из серии «Гималаи»).

        Наш концерт закончен. Поздравляю всех с успешным окончанием учебного года. Благодарю всех родителей, бабушек и дедушек за помощь в нашем нелёгком деле — обучении игре на фортепиано. Приглашаю к творческому сотрудничеству. Желаю хорошего отдыха, восстановления сил для новых творческих достижений.


Список используемой литературы

1.Л.Тарасов «Музыка в семье муз». Ленинград, «Детская литература», 1985.

2.Н.Абдурахманова, Н.Регинская «Звуки и краски».

Санкт-Петербург, «Союз художников», 2011.

3.Электронное издание «Мастера пейзажа». Издательский дом

«Равновесие», 2008.

Resource id #5190

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкального праздника для начальной школы "Музыкальный птичник"

В конце учебного года в нашей школе проходит неделя предметов эстетического цикла. Моей традицией стало проведение музыкальных праздников для начальной школы. Такие мероприятия охватывают большое коли...

Музыкально-литературный час "Краски осени"

Сценарий составлен совместно с учителем чтения и ОПК Бузоверовой Н.А.Цель: через синтез искусств (музыка, поэзия, изо- и фотоискусство) прививать детям любовь к русской природе....

сценарий игры" Щедра осень красками"

Игра "Щедра осень красками " составлена на основе игр по станциям для детей 1-4 классов. Для организации работы станций привлекаются родители и старшеклассники. Игра проводится в помещении школы....

Литературно-музыкальная композиция "Волшебные краски России"

Литературно-музыкальная композиция "Волшебные краски России" была подготовлена для выступления на конкурсе "Я люблю тебя, Россия".  Воспитанники отделения дополнительного обра...

Литературно-музыкальная композиция "Все краски осени"

В начале учебного года как камертон будущих свершений может быть проведена (в рамках уроков литературы или в качестве внеклассного мероприятия) литературно-музыкальная композиция, посвященная осени, с...

Сценарий школьного фестиваля "Все краски Ямала"

Чтобы быть гражданином страны, необходимо любить Родину, уважать ее законы, традиции, почитать ее культуру и каждый день надо трудиться ради ее блага. Воистину, прав тот, кто сказал: "Если талант...

Сценарий игровой программы "Яркие краски детства"

Конкурсы и игры для детей на 1 июня...