"Русский солдат, сам черт ему не брат"
план-конспект
Предварительный просмотр:
Конспект воспитательного занятия на тему
« Русский солдат, сам черт ему не брат»
Выполнила:
Петрунина Екатерина Владимировна
Конспект открытого занятия (Игра – соревнование)
« Русский солдат, сам черт ему не брат»
для учащихся 7-8 классов.
Цели:
Ознакомить детей с героическими страницами истории России, способствовать формированию положительной и нравственной оценки таких качеств характера, как упорство, настойчивость, верность присяге, воспитывать уважение к истории своей страны, помогать детям социализации, в осознании себя частью русской истории и культуры.
Предварительная подготовка :
Изготавливаются костюмы участников и атрибуты для проведения конкурсов. Аудиторию украсить плакатами с русскими пословицами о солдаткой службе. Из картона вырезать силуэты солдатиков и чертиков для поощрения игроков в соревнованиях. Разучиваются сценки для конкурса о мошенниках, готовятся стулья и их расстановка для конкурсов. Подготавливаются списки предметов для конкурса «Собери рюкзак».
Участники:
Два ведущих, солдат, черт, две команды школьников с произвольным числом человек.
План мероприятия:
- Вступительное слово;
- Информационный блок;
- Игра – соревнование;
- Игра со зрителями;
- Подведение итогов игры;
- Награждение;
- Заключительное слово.
Звучит спокойная музыка, на фоне музыки звучат слова в записи (на экране название мероприятия)
Страны ты патриотом будь
Легендой выслан Славный путь,
Историю ты не забудь,
Победы страны большие.
И для себя сумей понять
С кого пример по жизни брать.
Жизни со строки начни писать:
«Отчизна моя - Россия».
Под музыки русской народной песни «Солдатушки», выходят ведущие.
Ведущий
Нет в мире солдата, честнее и смелее, чем солдат России. Об этом немало книг написано и песен спето. Посмотрите, какие прекрасные пословицы и поговорки украшают наш зал. Давайте прочитаем их все вместе.
Школьники по очереди читают пословицы и расшифровывают их содержание :
- Офицер – доблести пример;
- Солдат честь не кинет, хоть головушкой сгинет.
- Где есть дисциплина, там враги показывают спину.
- Для вражьего танка у нас готова запеканка.
- Крепкий флот - Родины оплот.
- Наша армия готова разгромить врага любого.
- Нынче в поле тракторист, завтра в армии танкист.
Звучит музыкальная заставка. Маршируя, появляется солдат.
Солдат:
Эх, кто тут про армию рассуждает, да нас, солдат, вспоминает.
Ведущий:
Здравствуй, солдат. Это мы с ребятами решили поговорить про воинскую доблесть да про защитников Родины.
Солдат:
Я слышал, вы тут пословицы про армию вспоминали. Да,немало хороших высказываний придумано. А мне нравится такая: «Бей врага винтовкой, бей врага сноровкой, а без толку стрелять – только чертей пугать», «Смел русский солдат сам черт ему не брат».
(Появляется черт)
Ведущий:
Ой, кто это?
Солдат:
Кто, как ни сам Черт Иванович к нам пожаловал. Давай, заходи, поговорим, поспорим.
Черт:
Эх, Солдат – солдатушка,
На шинели заплатушка,
А в котомке –
Лишь сухая корка!
А хитер ли ты и ловок ли, что при такой жизни ты и в тепле все равно и в сытости бываешь?
Солдат:
Не хитер и не ловок,
А всегда имею кусок хлеба
И немного обновок.
Черт:
Так ты, Солдат,
Может мне брат?
Я тоже ловок, и хитер,
И умом востер.
Отвечай, Солдат,
Чертов ты чумазый брат?
Солдат:
Ни когда русский солдат черту братом не был.
Черт:
А чем докажешь это?
Солдат:
А хоть бы историей. Давным – давно, когда еще дед мой солдатом был, пришел к нему Черт.
на Черт (горделиво). Это, видать, мой дедушка. (Резвится.) Вот сейчас мой-то твоего-то, ой, хи-хи-хи!
Солдат:
И говорит ему Черт: ты что на моей земле обосновался, давай плати за эту землю! А Солдат ему отвечает: «Хорошо, заплачу. Только пока мне платить-то нечем. Вот посею картошку, так как она отцветет, забирай ее себе!» «Согласный», - ответил Черт. «А мне пахать не на чем», - сказал Солдат. «Экий ты бестолковый! - рассмеялся Черт, - так и быть, удружу я тебе в счет будущей оплаты - запрягай меня, и паши! Но учти, как картошка поспеет - ничего тебе не оставлю, все заберу». Запряг Солдат Черта и вспахал на нем огромное поле. Пашет, да время от времени плеткой его бьет. «Что это? - жалуется Черт, - Мне больно!» «А это рабочий пот с тебя льет дождем. А когда пот льет, всегда больно», - ответил Солдат. Ушел Черт к себе в преисподнюю. А у Солдата уродилась картошка. Пришел Черт, увидел картошку и давай требовать: «Расплачивайся, солдат! А не то шкуру с тебя сдеру, а мясцо своим деткам-чертеняткам на обед снесу!» «Вот картошка, а вот лукошко, - сказал Солдат, - бери, сколько унесешь!». Выкопал солдат картошку. И стал Черт радостно ботву от картофелин собирать да в лукошко совать. «Смотри, второй раз не являйся, не то худо тебе будет!» - предупредил Солдат. А Черт распробовал дома, что картофельные стебли несъедобные, разозлился и собрался Солдату отомстить. А Солдат-то это предвидел. Поэтому он купил поросенка и заперся с ним в сарае. Как только услыхал Солдат, что Черт рядом с сараем остановился, стал он поросенка стегать прутом. Поросенок визжать начал диким голосом. А Солдат, знай себе, приговаривает: «Давай, давай, визжи громче, Чертов отец! На твой голос и младший Черт придет. Вот я вас обоих и сцапаю, пытать да мучить начну, наше солдатское ремесло суровое! Только сначала мне младший Черт поле вспашет!» Подумал Черт, что захватил Солдат его отца, испугался, и пустился наутек. С тех пор больше Черт с Солдатом не связывался, а боялся его как огня.
Потому что Солдат и умнее, и предприимчивее. Что, Черт, будешь со мной бороться?
Черт:
Нет уж, не хочу!
Солдат:
Тогда уходи отсюда! А я позову Ведущую, и мы устроим соревнования между ребятами, будущими солдатами.
Черт:
А я не уйду. Вдруг ребята плохо справятся с заданиями, может я себе брата и сыщу?
Солдат:
Нет, не сыщешь!
Ведущая:
Я объявляю соревнование между двумя командами, команды, прошу сцену.
Команды выходят на сцену.
Ведущая:
Давайте дадим нашим командам названия.
Солдат:
Предлагаю назвать одну команду «Ловкость», а вторую - «Умение».
Ведущая:
огласна. За свою победу в каждом конкурсе команда-победитель будет получать силуэт солдатика. (Показывает.)
Черт:
А тот, кто проиграет, не должен расстраиваться: ему достанется силуэт чертика, вот такой. (Показывает.)
Ведущая:
Итак, команды готовы. Первый конкурс - лабиринт: представитель какой команды скорее пробежит по лабиринту, составленному из стульев.
Солдат и Черт составляют из стульев лабиринты. Проводится соревнование. Выбирается победитель, который получает силуэт солдатика. Вторая команда получает от Черта силуэт чертика.
Ведущая:
Теперь с теми же лабиринтами мы проведем игру под названием «Штурман». В ней участвуют по два человека от каждой команды: один игрок с закрытыми глазами идет по лабиринту, другой подает ему команды, выбирая маршрут. Кто будет первым?
Проводится соревнование.
Ведущая:
Третье наше соревнование непростое. Оно называется «Борьба с мошенниками». Ведь в бою немалая роль принадлежит не только силе, но и смекалке. А что делать, если противник хочет тебя обмануть? Вот, например, за последнее время развелось великое множество злоумышленников. Герои детских книг Бура- тино и Красная Шапочка в свое время стали их жертвами. Давайте поочередно посмотрим сценки из всем хорошо известных сказок «Золотой ключик» и «Красная шапочка». Обратите внимание на то, как не должны дети разговаривать с неизвестными. Какие ошибки они допустили? Ваши ответы надо записать на бумаге и отдать для проверки Солдату и Черту.
Идет показ инсценировок. Для первой команды - отрывок из сказки «Золотой ключик» (встреча Буратино с лисой Алисой и котом Бази- лио), для второй команды - отрывок из сказки «Красная шапочка» (встреча Красной шапочки с волком).
Команды отмечают ошибки главных героев. (Никогда не надо хвалиться тем, что имеешь; не ходи один по лесу; не разговаривай с неизвестными; не рассказывай своих планов и маршрутов; и т. д.)
Идет чтение и обсуждение ответов.
Музыкальная пауза.
Звучит песня в исполнении группы «Солнышко»,
«Вместе весело шагать»
Солдат:
А теперь давайте перейдем к вопросам о военных походах.
Вот мое первое задание: собери рюкзак. Вот вам списочки предметов из 30 вещей. Надо найти в этом списке предметов те, которые действительно нужны для похода.
Пока команды выполняют задание, можно провести игру со зрителями.
- Что является матерью победы? (Дисциплина);
- Рулевое колесо на корабле. (Штурвал);
- Повар на корабле (Кок);
- Как называется деревянная честь винтовки? (Приклад);
- Кто добывает сведения о противнике? (Разведчик)
Солдат:
Еще одно мое задание - трудный поход. Сначала проверим, кто из представителей команд ловчее пройдет по скамейке.
Идет выполнение задания.
Солдат:
А теперь - задание на силу: кто больше сделает отжиманий в опоре на сиденье стула.
Идет выполнение задания.
Ведущая:
Следующее задание: собери аптечку. Составьте список препаратов для походной аптечки.
Идет выполнение задания.
Черт:(жалобно).
Можно и мне поучаствовать в игре. Вот мое задание: вы оправились в лес и потеряли компас. По каким приметам определяются стороны света?
Команды поочередно дают свои ответы. (Мхи и лишайники покрывают стволы деревьев с севера, муравейники строятся к югу от дерева и т. д.)
Солдат:
Мой вопрос на наблюдательность. Пусть выйдут ко мне по одному самому наблюдательному представителю команд и по одному зрителю. Вот ваше задание: в течение 30 секунд вы смотрите на человека. Затем отворачиваетесь и описываете его внешность. Кто запомнит больше подробностей.
Идет выполнение задания.
Ведущая:
Последнее задание - на быстроту соображения. Назовите виды военного транспорта. Ваши ответы давайте по очереди - сначала одна команда, затем другая.
Команды выполняют задание. В числе ответов можно вспомнить дирижабль, дельтаплан, подводную лодку. Затем идет выяснение победителя конкурса и общего итога встречи - по подсчетам фигурок солдатиков. Победитель награждается аплодисментами.
Ведущая:
Ну, вот, дорогие ребята, вы и убедились, что при определенной тренировке и смекалке можно выйти победителем из любой трудной ситуации.
Черт:
И я в этом убедился.
Солдат:
Я уверен, что все, кто принимал участие в этом соревновании, вырастут отличными защитниками Родины. И не будут
бояться ни врага, ни черта.
Музыкальный номер
Песня «О дружбе»
Список литературы
- Классные часы: 7 класс / Авт – сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО,2008. -256С.
- Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1_11 классы. М.: ВАКО, 2008. -368С. – (Педагогика. Психология. Управление).
- Родительски собрания 1-11 классы, ВАКО, Г.Г.Кулинич,2009.
- Я- гражданин России!, Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию.: ВАКО, 2009, О.Е.Жиренко.
- Творческое решение воспитательских задач 5 -11 классов, / Авт – сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО,2008. -256С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Образ русского солдата - победителя" А.Т. Твардовский "Василий Теркин"
Открытый урок "Образ русского солдата - победителя " А.Т. Твардовский "Василий Теркин" Цели урока:1) раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войн...
Величие духа русского солдата. По рассказу Е.Носова "Красное вино победы".
Урок литературы в 11 классе по теме "лейтенантская проза" - вся правда о Великой Отечественной войне...
Конкурсно-развлекательная программа "Русский солдат умом и силою богат"
Сценарий посвящён 23 февраля -Дню защитника Отечества, содержит интересные конкурсы для ребят 5-х классов....
Стихотворение М.Ю. Лермонтова о войне 1812 года "Бородино". Тема патриотизма русского солдата в Отечественной войне 1812 года.
Урок изучения и первичного зкрепления новых знаний с использованием ЦОР....
Внеклассное мероприятие, посвященное военным подвигам русских солдат
Мероприятие построено на основе синтеза литературы и истории....
"Слава русскому солдату!"
Классный час проводят учащиеся среднего звена для учащихся начальной школы. Тема Война 1812 года....
Русский солдат
с днем защитника Отечества.......