Общешкольное мероприятие «Блокада Ленинграда»
материал (7 класс)

Общешкольное мероприятие «Блокада Ленинграда»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie_blokada_leningrada_7-8_klass.docx30.72 КБ

Предварительный просмотр:

Общешкольное мероприятие «Блокада Ленинграда»

Подготовила учитель математики Шалина В.Г.

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

  1. Познакомить ребят с понятием блокада;
  2. Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
  3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Дата проведения: январь

Форма проведения: мероприятие для 7-8 классов

Место проведения: МБОУ СОШ № 2 им.А.Г. Малышкина р.п. Мокшан

 (Слайд 1- Блокада Ленинграда)

Звучит мелодия «Ленинградцы».

Ученики выходят на сцену с опущенными головами и становятся в  виде клина.

1 ученик - Эта  страничка истории нашей страны посвящена городу – герою, городу, память о котором не исчезнет никогда.

2 ученик - Это имя как гром, как град - Петербург - Петроград – Ленинград.

 3 ученик - Ленинградцы сражались 900 дней, это самое продолжительное сопротивление в истории и  они не стреляли  – их оружием были Мужество, Воля, Сила Духа.

Ведущий 1. Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?

Не шумите вокруг - он дышит,
Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: "Хлеба!"
До седьмого доходят неба...

Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон - смерть.

Ведущий 2.

Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории нашего народа. Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы.

Ведущий 1. (Слайды 2-4)

Страшные события опустились на город 8 сентября 1941г., а покинули его лишь 27 января 1944г. В окружение попало 2 млн 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. жителей пригородных районов, войска, защищавшие город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца). 8 сентября 1941 в результате авиационного налета и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А.Е. Бадаева.

Ведущий 2: Январь - месяц особенный для ленинградцев. Именно для ленинградцев, для тех, кто родился и вырос в Ленинграде, кто сражался с фашистами, чтобы отстоять город, кто пережил все тяготы жесточайшей блокады и дождался светлого часа Победы. Хотя уже много лет город называют Петербургом, для многих людей слова Ленинград и ленинградцы остаются святыми. Для жителей блокадного Ленинграда особую роль играл метроном. (Слайд 5 зачитывает со слайда информацию, затем звучит метронома)

Ленинградский метроном- это система оповещения населения о воздушной атаке. Полторы тысячи громкоговорителей по всему городу отбивали ритм, давая жителям знать о ситуации. Своего рода шифровка: быстрый ритм метронома – это воздушная тревога, медленный – отбой.

Ведущий 1. В этот день мы хотели бы вспомнить полную картину страшных событий блокады Великого города. Хотели бы обсудить и показать вам ролики, посвященные определенным этапам блокады, остановиться на каких-то важных моментах. Мы хотели бы передать важность и весь ужас событий тех 900 дней голода, холода и смертей.

/Наши дни. Появляется девочка, что-то напевая Сценка/

Девочка: Ну вот, как январь, так в школе начинается "Опять война, опять блокада:": Это когда было? При царе Горохе! Какое нам до этого дело?! 70 с лишним лет прошло. Нет, ну было, ну война, ну блокада, ну трудно конечно людям приходилось. А сейчас-то что? Сейчас-то все хорошо: А стих какой-нибудь учить все равно придется. Пару получать не хочется, а то мама опять гулять неделю не выпустит. /Раздается телефонный звонок/

Девочка: Кстати, вот и мама: Да, мамочка. Уроки, конечно же, буду делать, я только пришла:

Мама, ну я поем чего-нибудь. Не хочу я твои макароны, а суп - тем более:

Ой, ладно, мам, холодильник на месте стоит, и еда в нем всегда есть. Разберусь:

Мамочка, ты мне лучше вот что скажи: нам опять задали стих про блокаду выучить. У нас есть что-нибудь? Не хочется самой искать: Хорошо, поняла. Спасибо, мама.

/Подходит к книжной полке и начинает искать книгу. Начинает стучать метроном/

Девочка: На полке: с дедушкиной фотографией: серая книжка: Ага, вот она!

/Садится, листает книгу. Из книги выпадает листок/

Девочка: А это еще что такое? Бумажка какая-то:

/Девочка разворачивает письмо и начинает читать. В блокадную комнату проходит мальчик и садится за стол./

"Здравствуй, мама.

Прости, что так долго не писал.

Я и тетя Аня живем в осажденном городе. Враг от нас на расстоянии пушечного выстрела. /тихо звучит Ленинградская симфония Д.Шостаковича, тема Нашествие/ Что означает эта дистанция, мы знаем по разрывам снарядов на улицах. В городе страшно: он пустеет и превращается в призрак. Даже не верится, что это наш город. Люди умирают: очень много людей умирает от холода и от голода."

"Радио у всех работает и днем и ночью. Из-за того, что не хватает электричества, оно иногда не говорит, а шепчет. Иногда просто метроном стучит, и этому тоже рады. Значит, город жив.

По радио передают стихи."

"Это здорово. Иногда идешь и так, шагая, бормочешь строчки Ольги Берггольц:

"Настанет день, и, радуясь, спеша,
Еще печальных не убрав развалин,
Мы будем так наш город украшать,
Как люди никогда не украшали:.
Пускай стоит, всегда зарей объятый:".

Это хорошо. Это отвлекает от думания о еде.

Знаешь, мама, с едой совсем было плохо. В ноябре есть было совсем нечего; тете Ане по рабочей карточке выдавали 250 граммов хлеба, а мне - только 125. Было страшно, берегли каждую крошечку. Потом, когда по Ладоге пошли машины, хлеба стали давать побольше. Но есть хотелось всегда."

"Тетя достала какого-то масла, которое наливали в краску, и мы жарили на нем хлеб. Так его есть плохо. Правда, после этого масла живот немного болел, но это ничего.

Наверное, в декабре, я точно не помню, нам поставили печку, но мы ее топили, когда было что варить. Дров совсем не было, и мы жгли мебель.

А за водой ходили на реку. Далеко, конечно, но ближе воды нет. Пока ее до дома довезешь, она замерзала. Никто не уходил без воды, даже если начинали стрелять."

/Раздаются звуки летящего самолета и обстрела/

"В январе, а может быть в феврале, когда стали эвакуировать из города, мне тоже говорили, что надо уезжать. Что там я смогу ходить в школу и быть с вами. Тетя Аня к тому времени ушла на завод работать и говорила, что если я уеду, то ей будет легче, не нужно будет ходить домой. Только я знаю, что я правильно не поехал. Я здесь пользу принесу. Сначала мы с мальчишками дежурили на крышах, гасили "зажигалки". А потом меня на завод взяли. Я теперь с тетей Аней работаю. На заводе сейчас вообще женщины, старики и дети работают. Делаем оружие и снаряды, чтобы поскорее победить немцев. Тогда всем хорошо будет."

"Мамочка, ты теперь домой не пиши, мы теперь на заводе - на казарменном положении. На заводе и живем и работаем, потому что до завода ходить далеко. Да и легче всем вместе выживать.

Мама, если от отца письмо получишь, ты нам напиши. От него мы ничего не получали.

Мы теперь чаще писать будем. Поцелуй за меня сестренку. Вам привет от тети Ани. Твой сын Петя. 2марта 1942 года."

/Девочка задумчиво вертит письмо в руках, набирает мамин номер телефона/

Мама, я в книжке про блокаду письмо нашла. Там в конце написано "Твой сын Петя": Что? Это дедушкино, он в городе всю блокаду жил:

/убирает телефон/

- Странно так, казалось, это все давно было и меня это никак не касается. А оказывается вот оно все здесь, в моих руках память, память моей семьи, жизнь дедушки (уходит)

Ведущий 1. История сохранила множество фактов, свидетельствующих об ужасном испытании в жизни города на Неве.

Ведущий 2. Не только фашисты были проблемой для горожан, пока длилась блокада Ленинграда. Интересные факты свидетельствуют о том, что в северной столице в огромном количестве развелись крысы. Они уничтожали те мизерные запасы продовольствия, которые оставались в городе. Для того чтобы спасти население Ленинграда от голодной смерти, в него по «дороге жизни» из Ярославской области было переправлено 4 вагона дымчатых котов, считающихся лучшими крысоловами. Животные достойно справились с возложенной на них миссией и постепенно уничтожили грызунов, спася людей от очередного голода. (Слайды 6-7 «Дорога жизни»)

Ведущий 1. Пока не произошло полное снятие блокады Ленинграда, единственным путём, по которому эвакуировали жителей и снабжали город, оставалось Ладожское озеро. По нему зимой переправляли грузовики и конные обозы, а в летнее время круглосуточно ходили баржи. Узкая дорога, совершенно не защищённая от бомбардировок с воздуха, была единственной связью блокадного Ленинграда с миром. Местные жители называли Ладожское озеро «дорогой жизни», ведь если бы не оно, жертв фашистов было бы несоизмеримо больше. 

Ведущий 1. Несмотря на катастрофическое положение, в городе продолжалась жизнь. В Ленинграде даже во время голода были открыты театры и музеи. Боевой дух горожан поддерживали знаменитые писатели и поэты, которые регулярно выступали по радио.

Ведущий 1. Люди сильно голодали. По данным Управления НКВД по Ленинградской области, за употребление человеческого мяса были арестованы в декабре 1941 г. 43 человека, в январе 1942 г. - 366, феврале - 612, марте - 399, апреле - 300, мае - 326, июне - 56. Затем цифры пошли на убыль, с июля по декабрь были взяты с поличным всего 30 людоедов. Трупы крали на кладбищах, похищали из морга, ели умерших родственников. Заманивали в квартиры взрослых под видом обмена вещей на продукты, а детей - под предлогом угощения сладостями, убивали - и в кастрюлю. (Слайды 8-9)

Ведущий 2. Еще до начала осады в Ленинграде ввели продовольственные карточки. Это помогло наладить снабжение. В осаду город вступил с нормальным количеством продовольствия, и по началу карточки отоваривались достаточно солидно. С 15 сентября нормы выдачи продуктов снизили, а до этого, 1 сентября запретили свободную продажу продуктов питания в магазинах.  (слайды 10-11)

Ведущий 1.  (Слайды 14-15)К зиме 1942-1943 годов ситуация в северной столице была уже не такой критичной, как раньше. Несмотря на регулярные бомбёжки, жизнь в Ленинграде стабилизировалась. Заработали заводы, школы, кинотеатры, бани, удалось восстановить водоснабжение, по городу начал ходить общественный транспорт.


Ведущий 2.  (Слайд 16-18)Дети блокады – это особая категория жителей Ленинграда, которых обстоятельства лишили детства, заставили повзрослеть намного раньше и бороться за выживание на уровне взрослых и умудренных опытом людей. В момент замыкания блокадного кольца, помимо взрослых, в городе оставалось 400 тысяч детей разных возрастов.

Многие люди со скептицизмом относятся к детям войны. Считают, что раз они не участвовали в боевых действиях, то не видели той боли и ужаса, не помнят всего этого. Однако это большая ошибка. Врагу не пожелаешь хоть одним глазом запечатлеть то, что навсегда осталось в памяти юных свидетелей этих кровавых событий.

Слайд 19, дети в блокаду, Дневник Тани Савичевой

Ведущий 1.Таня Савичева — простая маленькая девочка, ученица начальных классов из Ленинграда, стала знаменитой на весь мир благодаря своему дневнику.

Сценка «Дневник Тани Савичевой»

Страшную участь готовил Гитлер для Ленинграда – города с четырехмиллионным населением, Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград. Он приказал блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. «С нашей стороны, - говорил он, - нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города.»

Сегодня мы вам расскажем только об одной блокадной ленинградской семье.

Таня Савичева – ленинградская школьница. В 1941 году, когда началась война, Тане исполнилось 11 лет. Семья у неё была большая и дружная: Таня, мама. бабушка, братья Тани – Лёка, Миша, сёстры - Женя и Нина, да ещё в том доме жили два дяди – братья отца.

Музыка постепенно стихает

(Таня сидит, закутавшись в шаль, листает толстую тетрадь.)

Таня. Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесет?

Ну хоть бы крошечку где отыскать,

Голодной страшно мне идти в кровать.

Леша. (ремонтирует табуретку).

А разве я есть не хочу? Хочу!

Но все равно молчу.

Там, где идут бои сейчас,

Потяжелее, чем у нас.

Пусть разрываются снаряды здесь,

Но дом у нас с тобою пока есть.

А главное – фашисты далеко.

Да и кому сейчас легко.

Таня. А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она.

Сейчас я съела б все одна!

Леша. Опять ты о еде заговорила,

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней,

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Таня. А вот и мамины шаги слышны.

Леша. Не вздумай хныкать перед ней.

Дай отдохнуть сначала ей.

(Звук метронома.)

Ведущий 1. 8 сентября 1941 г. фашисты полностью окружили Ленинград. Слышите? Это не орудийные залпы, не рокот самолётов, не лязг гусениц танков - это мерный звук ленинградского метронома. Ленинград… бесконечно долгие и страшные 900 дней блокады.

Ведущий 2. Да, нечего было есть. Взрослому работающему человеку давали 250 граммов хлеба в день,  тем, кто не работал, и детям - по 125г хлеба из смеси опилок и муки в день. (показывает хлеб )

Люди умирали от голода. Умирали целыми семьями. Голод и страшные морозы зимой человек не выносил.

Метроном продолжает звучать, но тихо.

Ведущий 1. Сестра подарила Тане блокнотик. Этот маленький блокнотик стал блокадным дневником, в котором всего 9 записей - 42 строчки.

Ведущий 1. В те жуткие дни зимы 1941, 1942, когда ежечасные обстрелы и бомбёжки, голод и холод блокады уносили тысячи жизней ленинградцев, Таня начала вести в записной книжке страшный дневник. Вот его страницы.

Таня. «Женя умерла 28 декабря в 12 часов утра 1941 года.»

Таня. «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942».

Таня. «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».

Ведущий 2. Казалось - наступит весна, станет легче. Её ждали с надеждой и тревогой. С декабря несколько раз уже прибавлялась норма выдачи хлеба,

Но голод продолжает своё подлое дело: алиментарная дистрофия, цинга, кишечные заболевания, туберкулёз уносят жизни тысяч ленинградцев. И к Савичевым вновь врывается горе.

Таня. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года.

Таня. Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Ведущий 1. Тане становилось всё хуже, но она не сдавалась – жила. Наступила весна, зазеленели деревья. Таня высохла и вымерзла, стала тоненькой и лёгкой. У неё даже дрожали руки и от солнца болели глаза. Фашисты убили половину Тани Савичевой, а может быть, больше половины. Но с ней была мама, и она держалась.

Таня. Поздней весной, когда остались только мы с мамой, я выменяла на рынке лук, чтобы накормить маму, погибающую от цинги. Но та не могла уже есть….

Мама - весёлый, добрый и гостеприимный человек. Сильный и выносливый. Всё всегда у неё ладилось, всё получалось. И вот теперь её нет. Как трудно, как страшно писать слово "умерла" …

"Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г".

Таня. Когда мама была рядом, казалось, что всё можно преодолеть, даже голод. С мамой верилось в победу. Но мамы не стало, всё рухнуло. Горе сковало тело, не хочется шевелиться, двигаться. "Савичевы умерли", "Умерли все", "Осталась одна Таня". Без мамы, без папы, без сестрёнки. Голодная. Под обстрелом. В пустой квартире. Карандаш царапает - уже весь исписан. Пальцы не слушаются, будто деревянные.

Ведущий 2. Когда Таню нашла обходившая квартиры специальная санитарная команда, она была без сознания от голода. Её и ещё 140 других детей удалось эвакуировать из Ленинграда. Два года врачи боролись за её жизнь, но болезнь была уже неизлечимой. 1 июля 1944 года Таня Савичева умерла.

Ведущий 1. (Слайд 20)Ленинград был освобожден 27 января 1944 года. В городе по этому случаю был проведен торжественный салют. ...По расчетам немцев все жители и солдаты, защищавшие Ленинград, должны были умереть от голода и холода. Но Ленинград выстоял, разгромив немцев и отбросив их от своих стен. Ленинград был фронтом, и каждая улица была передовой позицией. В честь этого события в городе установили памятники.(Слайды 21-24)

1 мая 1945 года Ленинград получил звание города-героя. 

8 мая 1965 года северной столице была вручена медаль "Золотая звезда" и орден Ленина. 

Ведущий 2.Люди, пережившие ужас блокадного Ленинграда, получили медали «За оборону Ленинграда», «Житель блокадного Ленинграда». (Слайды 25-26)

Ведущий 1. А сейчас давайте посмотрим небольшой ролик о городе-герое Ленинграде.

Ролик «Помни»

Минута молчания.

Прошу всех встать и почтить помять погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Ведущий 2. На этом все! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий "Блокада Ленинграда"

План мероприятий, посвященных годовщине блокады Ленинграда....

Внеклассное мероприятие Блокада Ленинграда

Данное мероприятие посвященно70 -й годовщине полного снятия блокады Ленинграда.  Проводится в форме устного журнала для учащихся 5-9 классов....

Общешкольное мероприятие "Блокада Ленинграда"

Это мероприятие было посвящено 70-летию снятия блокады с города Ленинграда....

сценарий мероприятия "Блокада Ленинграда"

сценарий мероприятия "Блокада Ленинграда"...

Разработка внеклассного мероприятия "Блокада Ленинграда"

Тема: «Блокада Ленинграда»Цель: расширить представление учащихся о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны. Задачи:Обучающая - обогащать знания детей ...

Внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда"

Внеклассное мероприятие "Блокада Ленинграда"...

Внеклассное мероприятие «Блокада Ленинграда».

Внеклассное мероприятие «Блокада Ленинграда»....