«Великие воины и святые». Классный час- игра для учащихся 8-9 классов
классный час (8, 9 класс)

Столярова Лариса Львовна

«Великие воины и святые».

 Классный час- игра  для учащихся 8-9 классов

 

Цель: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к прошлому на примере исторических личностей.

Задачи: познакомить учащихся с жизнью великого князя Александра Невского, Игоря Черниговского, Дмитрия Донского, Владимира Святославовича (Красное Солнышко), адмирала Ф.Ушакова и  других защитников великой Руси;
воспитывать чувство уважения и благодарности к  нашим великим предкам; способствовать формированию духовно-нравственных идеалов.

Форма мероприятия: игра в формате «Что, где, когда».

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Великие воины и святые».

 Классный час- игра  для учащихся 8-9 классов

Цель: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к прошлому на примере исторических личностей.

Задачи: познакомить учащихся с жизнью великого князя Александра Невского, Игоря Черниговского, Дмитрия Донского, Владимира Святославовича (Красное Солнышко), адмирала Ф.Ушакова и  других защитников великой Руси;
воспитывать чувство уважения и благодарности к  нашим великим предкам; способствовать формированию духовно-нравственных идеалов.

Форма мероприятия: игра в формате «Что, где, когда».

Подготовительная работа.

Составить вопросы к игре.

Подготовить презентацию.

Оборудование: слайдовая презентация, мультимедийный проектор. 

Ход мероприятия :

  1. Вступление – (5 минут)
  2. Игра-викторина  -(40 мин)
  3. Заключение.– (5 минут)

Вступление.

«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.

На том стоит   и стоять будет земля Русская!»

Кому принадлежат эти слова?

Святому благоверному князю Александру Невскому, которому мы уже посвящали тематический классный час. Ему также приписывают изречение «Не в силе Бог, а в правде». Слова эти можно считать девизом его жизни. Когда силы были, он обрушивался на врага всей своей мощью. Когда их не было, он проявлял терпение, выдержку, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, чтобы тот не уничтожил Русь. В нем проявлялись качества великого полководца, дипломата и христианина.

А есть ли среди святых еще великие воины?

 Да. Среди святителей Руси много полководцев, которое сделали все для того, чтобы Русь была крепкой, сильной могучей и великой. Об этих защитниках Родины мы и поговорим сегодня. А чтобы вам было интересно, я проведу игру- соревнование между 8 и 9 классом «Великие воины и святые».  

Игра будет проходить в формате ответов на вопросы. Вопросы вы выбираете с помощью волчка. На обдумывание ответа дается 1 минута. Каждая команда выбирает капитана, который несет ответственность за ответ команды. В случае, если команда не ответила, мы дадим возможность ответить второй команде. Игра идет до 6 очков.

Вопросы к игре.

1.         Кем приходится Дмитрий Донской Александру Невскому?

         (праправнуком)

2.         Когда и где родился великий князь Александр Невской? (Александр Невский родился в городе Переславль-Залесский 13 мая 1220 года. Его отец, Ярослав Всеволодович, тогда занимал в этом городе княжий стол. Мать будущего полководца звали Ростиславой Мстиславовной, она была торопецкой княжной.)

3.         Этот великий князь был женат один раз, на Евдокии Московской, которую считают идеальной женой и матерью. Их встреча произошла очень рано. Невеста – 13-летняя девочка и жених – 15-летний юноша, были связаны духовным союзом. В этом браке родилось двенадцать детей, среди которых самая большая известность ждала второго сына – Василия, который взошел на трон сразу после смерти отца.

Супруги занимались благотворительностью, возводили храмы и церкви.

На Руси существовала традиция, согласно которой супруга умершего монарха должна принять монастырский постриг. Так вот, Евдокия Московская не стала этого делать сразу, она участвовала в управленческих делах княжества, была на троне, когда сын Василий отправлялся воевать. Некоторые пытались обвинить ее в предательстве супругу, но народ правильно понял Евдокию. Они назвали ее прекрасной матерью, которая живет только ради счастья своих детей. Только после того, как все ее дети обзавелись семьями, она ушла в монастырь, и носила имя благоверной Ефросиньи. О чьей супруге идет речь? (Дмитрий Донской)

4.         Уже с ранних лет Он понимал, что значат в правлении военные походы. В 7-летнем возрасте впервые поехал с отцом, чтобы обеспечить защитой Изяслава Давидовича при восходе на трон Киева. Тот приходился мальчику двоюродным дядей.

Первый серьезный поход состоялся в 1169 году, когда юноше было
17 лет. Под стягом Андрея Боголюбского вооруженная армия вошла в столицу. Победа будущего князя и соратников была безоговорочной.

Спустя пару лет, в 1171 году, юноша организовал набег на половецкие территории. Тогда состоялась битва русского войска с армией хана Кобяка возле реки Воркслы. И вновь сражение закончилось победой. Ученые считали его грамотным военачальником, исходя из этого события. Через 11 лет, когда мужчине исполнилось 30 (в 1180 году), по наследству ему досталось Новгород-Северское княжество. И с этого момента началось правление одного из самых загадочных князей истории Древней Руси. Он укрепился на престоле на 18 лет.  Храм в честь этого Святого есть у нас во Владивостоке.

( Игорь Черниговский. Церковь святого благоверного князя Игоря Черниговского расположена около стадиона «Динамо» в сквере памяти милиционеров, погибших в горячих точках.)

5.        О какой битве говорится в данном произведении?

Был первый натиск немцев страшен.

В пехоту русскую углом

Двумя рядами конных башен

Они врубились напролом.

Как в бурю гневные барашки,

Среди немецких шишаков

Мелькали белые рубашки,

Бараньи шапки мужиков.

В рубахах стираных нательных,

Тулупы на землю швырнув,

Они бросались в бой смертельный,

Широко ворот распахнув.

Так легче бить врага с размаху,

А коли надо умирать,

Так лучше чистую рубаху

Своею кровью замарать.

Они с открытыми глазами

На немцев голой грудью шли,

До кости пальцы разрезая,

Склоняли копья до земли.

И там, где копья пригибались,

Они в отчаянной резне

Сквозь строй немецкий прорубались

Плечом к плечу, спиной к спине.

(это строки из поэмы Константина Симонова «Ледовое побоище». А вы помните, когда и где оно произошло? 5 апреля 1242 года на Чудском озере)

6.        Этот легендарный русский флотоводец, адмирал, командовал Черноморским флотом и русско-турецкой эскадрой в Средиземном море. Участвуя в 43 сражениях, он не знал поражения, не потерял не одного судна в бою.

Родной дядя Адмирала был монахом. Его влияние и воспитание родителей послужили основанием к глубокой вере, и личному благочестию адмирала: он регулярно посещал службы, был весьма скромен в быту, а свои деньги неоднократно жертвовал на обустройство быта нижних чинов и семьям погибших матросов. Уже в отставке, в период Отечественной войны 1812 года он пожертвовал всё своё состояние на госпиталь для раненых русских солдат и формирование Тамбовского пехотного полка. О ком идет речь?

 (Праведный Феодор Ушаков) А вы знаете, что у нас в городе находится часовня Федора Ушакова на территории госпиталя Тихоокеанского флота.

7.         В дружине киевского князя он много лет охранял границы Руси, где прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Достоверных известий о его жизни сохранилось немного, но его подвиги послужили основанием для целого цикла русских былин. В преклонных летах богатырь поступил в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг и провёл свои последние годы в духовных подвигах. В 1643 году преподобный был официально канонизирован в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство издавна считает святого своим покровителем.

(Преподобный Илия Муромец) Где у нас во Владивостоке находится памятник Илье Муромцу? В адмиральском сквере, где мы были на панихиде в память о погибших 9 мая.

8.         Этот князь серьёзно укрепил и расширил доставшееся ему по наследству государство, присоединив к нему земли вятичей и радимичей, земли ятвягов на берегу Балтийского моря и земли белых хорватов в Прикарпатье. Кроме того, он сумел утихомирить беспокойных восточных соседей из Великой степи, ранее докучавших постоянными грабительскими набегами: в нескольких походах он разбил волжских булгар и хазар и заключил выгодный мир, обложив кочевников данью. За его апостольскую деятельность, благочестивую жизнь после принятия крещения и заботу о благе и безопасности своих подданных Церковь причислила его к лику святых. (Святой равноапостольный великий князь Владимир Святославич. Великий князь Владимир Красное Солнышко)

9.        Кто из русских царей особо почитал благоверного великого князя Александра Невского и сам участвовал в перенесении его мощей из города Владимира?

 (Петр Первый) (Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути (от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря) Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа.) А где у нас расположена часовня в честь Александра Невского? В Марфо-Мариинской обители.

10. История помнит имена двух иноков Троице-Сергиевой лавры, которые по благословению своего игумена преподобного Сергия Радонежского в виде исключения (церковные правила запрещают воевать лицам духовного звания) приняли участие в Куликовской битве. Оба схимника до принятия монашества были воинами и служили в княжеских дружинах, а их присутствие на поле боя по мысли преподобного Сергия должно было воодушевить русскую рать. Перед началом сражения один из них вступил в единоборство с татарским поединщиком Челубееем, который по преданию владел оккультными магическими практиками и мог вселить страх в любого противника. Но в схватке с православным монахом, который даже не надел доспехов, оставаясь в схиме, ему это не помогло. После сшибки оба поединщика пали мёртвыми, но Челубей был выбит из седла в сторону противника, что считалось несомненной победой. Второму схимонаху, по жребию брошенному между двумя иноками, выпало находиться в бою возле князя Дмитрия Донского и оберегать его от татарских сабель. Свою задачу он выполнил до конца и пал в бою, однако князю Димитрию благодаря его помощи удалось уцелеть. (Преподобный Александр Пересвет, Преподобный Андрей Ослябя)

11.        В житие какого святого рассказывается о чуде, случившемся при его погребении «Когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего».  (А. Н.)

12.        О ком говорится в данном произведении?

Встал на защиту князь Московский,

Он бросил клич другим князьям,

На бой священный, судьбоносный,

Цепей ордынских сбросить срам.

Высокий, крепкий и плечистый,

Он целомудрием светил.

Взгляд дивный, мягкий и лучистый,

"Забавы" строго не любил.

Был черновлас, благочестивый,

С короткой чёрной бородой,

Душою лёгкий, незлобливый,

Умён, талантливый, простой.

Но пробил час кровавой сечи,

Туманным утром сентября,

К двенадцати часам он встретил,

Мамая - лютого врага!

(Дмитрий Донской)Это отрывок из стихотворения Людмилы Лидер «Дмитрий Донской»

Заключение.

Вот и подошла   к концу наша игра. В ней со счетом __   победила команда __ класса.

Я надеюсь, что вы не только вспомнили, но и узнали что-то новое о великих людях, вся жизнь которых является ярким подтверждением их верности православной вере, любви к своей Родине и народу, что можно назвать одним словом – ПАТРИОТИЗМ.

А закончить наше мероприятие, мне хочется таким вот замечательным стихотворением, которое обобщит всё, о чём мы сегодня говорили.

Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить.
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,

Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как сделать Россию великой» Мероприятие для учащихся 8-9 классов

Цель: используя полученные знания и навыки, на занятиях по изучению права, расширить представления учащихся об основах конституционного строя РФ и государственных символах России.Задачи:- обобщение зн...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции письменной речи для учащихся 6-8 классов по теме "Великие творцы Победы"

Логопедические занятия, проводимые в школе, направлены не только на устранение недостатков устной и письменной речи, но и на развитие познавательных способностей учащихся, расширение их кругозора, фор...

Единый классный час для учащихся 5-7 классов «Хоть война не детское дело…», посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне

Классный час посвящен детям войны, героям - пионерам, о которых современные дети очень мало знают. К данному мероприятию подготовлена и презентация....

Методическая разработка встречи с воинами «афганцами»: «Никто не создан для войны» для учащихся 8 – 10 классов

17 выпускников нашей школы служили в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан. Памятью ли о близких, воспоминаниями о пережитом, чувством ли товарищест...

Разработка волонтерской акции к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Эти главные слова» для учащихся 1-4 классов

Данная волонтёрская акция была разработана и проведена в рамках городской волонтёрской акции «70-летию Победы – 70 добрых дел». Основной идеей акции было создание условий для воспитания патриотических...

Сценарий встречи воинов-афганцев с учащимися 9-11 классов "Солдат войны не выбирает"

Сценарий встречи воинов-афганцев с учащимися 9-11 классов "Солдат войны не выбирает"...