«Великие воины и святые». Классный час- игра для учащихся 8-9 классов
классный час (8, 9 класс)
«Великие воины и святые».
Классный час- игра для учащихся 8-9 классов
Цель: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к прошлому на примере исторических личностей.
Задачи: познакомить учащихся с жизнью великого князя Александра Невского, Игоря Черниговского, Дмитрия Донского, Владимира Святославовича (Красное Солнышко), адмирала Ф.Ушакова и других защитников великой Руси;
воспитывать чувство уважения и благодарности к нашим великим предкам; способствовать формированию духовно-нравственных идеалов.
Форма мероприятия: игра в формате «Что, где, когда».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Великие воины и святые». Классный час- игра для учащихся 8-9 классов | 27.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Великие воины и святые».
Классный час- игра для учащихся 8-9 классов
Цель: формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к прошлому на примере исторических личностей.
Задачи: познакомить учащихся с жизнью великого князя Александра Невского, Игоря Черниговского, Дмитрия Донского, Владимира Святославовича (Красное Солнышко), адмирала Ф.Ушакова и других защитников великой Руси;
воспитывать чувство уважения и благодарности к нашим великим предкам; способствовать формированию духовно-нравственных идеалов.
Форма мероприятия: игра в формате «Что, где, когда».
Подготовительная работа.
Составить вопросы к игре.
Подготовить презентацию.
Оборудование: слайдовая презентация, мультимедийный проектор.
Ход мероприятия :
- Вступление – (5 минут)
- Игра-викторина -(40 мин)
- Заключение.– (5 минут)
Вступление.
«Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.
На том стоит и стоять будет земля Русская!»
Кому принадлежат эти слова?
Святому благоверному князю Александру Невскому, которому мы уже посвящали тематический классный час. Ему также приписывают изречение «Не в силе Бог, а в правде». Слова эти можно считать девизом его жизни. Когда силы были, он обрушивался на врага всей своей мощью. Когда их не было, он проявлял терпение, выдержку, смирял гордыню и ехал к врагу на поклон, чтобы тот не уничтожил Русь. В нем проявлялись качества великого полководца, дипломата и христианина.
А есть ли среди святых еще великие воины?
Да. Среди святителей Руси много полководцев, которое сделали все для того, чтобы Русь была крепкой, сильной могучей и великой. Об этих защитниках Родины мы и поговорим сегодня. А чтобы вам было интересно, я проведу игру- соревнование между 8 и 9 классом «Великие воины и святые».
Игра будет проходить в формате ответов на вопросы. Вопросы вы выбираете с помощью волчка. На обдумывание ответа дается 1 минута. Каждая команда выбирает капитана, который несет ответственность за ответ команды. В случае, если команда не ответила, мы дадим возможность ответить второй команде. Игра идет до 6 очков.
Вопросы к игре.
1. Кем приходится Дмитрий Донской Александру Невскому?
(праправнуком)
2. Когда и где родился великий князь Александр Невской? (Александр Невский родился в городе Переславль-Залесский 13 мая 1220 года. Его отец, Ярослав Всеволодович, тогда занимал в этом городе княжий стол. Мать будущего полководца звали Ростиславой Мстиславовной, она была торопецкой княжной.)
3. Этот великий князь был женат один раз, на Евдокии Московской, которую считают идеальной женой и матерью. Их встреча произошла очень рано. Невеста – 13-летняя девочка и жених – 15-летний юноша, были связаны духовным союзом. В этом браке родилось двенадцать детей, среди которых самая большая известность ждала второго сына – Василия, который взошел на трон сразу после смерти отца.
Супруги занимались благотворительностью, возводили храмы и церкви.
На Руси существовала традиция, согласно которой супруга умершего монарха должна принять монастырский постриг. Так вот, Евдокия Московская не стала этого делать сразу, она участвовала в управленческих делах княжества, была на троне, когда сын Василий отправлялся воевать. Некоторые пытались обвинить ее в предательстве супругу, но народ правильно понял Евдокию. Они назвали ее прекрасной матерью, которая живет только ради счастья своих детей. Только после того, как все ее дети обзавелись семьями, она ушла в монастырь, и носила имя благоверной Ефросиньи. О чьей супруге идет речь? (Дмитрий Донской)
4. Уже с ранних лет Он понимал, что значат в правлении военные походы. В 7-летнем возрасте впервые поехал с отцом, чтобы обеспечить защитой Изяслава Давидовича при восходе на трон Киева. Тот приходился мальчику двоюродным дядей.
Первый серьезный поход состоялся в 1169 году, когда юноше было
17 лет. Под стягом Андрея Боголюбского вооруженная армия вошла в столицу. Победа будущего князя и соратников была безоговорочной.
Спустя пару лет, в 1171 году, юноша организовал набег на половецкие территории. Тогда состоялась битва русского войска с армией хана Кобяка возле реки Воркслы. И вновь сражение закончилось победой. Ученые считали его грамотным военачальником, исходя из этого события. Через 11 лет, когда мужчине исполнилось 30 (в 1180 году), по наследству ему досталось Новгород-Северское княжество. И с этого момента началось правление одного из самых загадочных князей истории Древней Руси. Он укрепился на престоле на 18 лет. Храм в честь этого Святого есть у нас во Владивостоке.
( Игорь Черниговский. Церковь святого благоверного князя Игоря Черниговского расположена около стадиона «Динамо» в сквере памяти милиционеров, погибших в горячих точках.)
5. О какой битве говорится в данном произведении?
Был первый натиск немцев страшен.
В пехоту русскую углом
Двумя рядами конных башен
Они врубились напролом.
Как в бурю гневные барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки,
Бараньи шапки мужиков.
В рубахах стираных нательных,
Тулупы на землю швырнув,
Они бросались в бой смертельный,
Широко ворот распахнув.
Так легче бить врага с размаху,
А коли надо умирать,
Так лучше чистую рубаху
Своею кровью замарать.
Они с открытыми глазами
На немцев голой грудью шли,
До кости пальцы разрезая,
Склоняли копья до земли.
И там, где копья пригибались,
Они в отчаянной резне
Сквозь строй немецкий прорубались
Плечом к плечу, спиной к спине.
(это строки из поэмы Константина Симонова «Ледовое побоище». А вы помните, когда и где оно произошло? 5 апреля 1242 года на Чудском озере)
6. Этот легендарный русский флотоводец, адмирал, командовал Черноморским флотом и русско-турецкой эскадрой в Средиземном море. Участвуя в 43 сражениях, он не знал поражения, не потерял не одного судна в бою.
Родной дядя Адмирала был монахом. Его влияние и воспитание родителей послужили основанием к глубокой вере, и личному благочестию адмирала: он регулярно посещал службы, был весьма скромен в быту, а свои деньги неоднократно жертвовал на обустройство быта нижних чинов и семьям погибших матросов. Уже в отставке, в период Отечественной войны 1812 года он пожертвовал всё своё состояние на госпиталь для раненых русских солдат и формирование Тамбовского пехотного полка. О ком идет речь?
(Праведный Феодор Ушаков) А вы знаете, что у нас в городе находится часовня Федора Ушакова на территории госпиталя Тихоокеанского флота.
7. В дружине киевского князя он много лет охранял границы Руси, где прославился воинскими подвигами и невиданной силой. Достоверных известий о его жизни сохранилось немного, но его подвиги послужили основанием для целого цикла русских былин. В преклонных летах богатырь поступил в Киево-Печерский монастырь, где принял постриг и провёл свои последние годы в духовных подвигах. В 1643 году преподобный был официально канонизирован в числе еще шестидесяти девяти угодников Киево-Печерской лавры. Русское воинство издавна считает святого своим покровителем.
(Преподобный Илия Муромец) Где у нас во Владивостоке находится памятник Илье Муромцу? В адмиральском сквере, где мы были на панихиде в память о погибших 9 мая.
8. Этот князь серьёзно укрепил и расширил доставшееся ему по наследству государство, присоединив к нему земли вятичей и радимичей, земли ятвягов на берегу Балтийского моря и земли белых хорватов в Прикарпатье. Кроме того, он сумел утихомирить беспокойных восточных соседей из Великой степи, ранее докучавших постоянными грабительскими набегами: в нескольких походах он разбил волжских булгар и хазар и заключил выгодный мир, обложив кочевников данью. За его апостольскую деятельность, благочестивую жизнь после принятия крещения и заботу о благе и безопасности своих подданных Церковь причислила его к лику святых. (Святой равноапостольный великий князь Владимир Святославич. Великий князь Владимир Красное Солнышко)
9. Кто из русских царей особо почитал благоверного великого князя Александра Невского и сам участвовал в перенесении его мощей из города Владимира?
(Петр Первый) (Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути (от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря) Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа.) А где у нас расположена часовня в честь Александра Невского? В Марфо-Мариинской обители.
10. История помнит имена двух иноков Троице-Сергиевой лавры, которые по благословению своего игумена преподобного Сергия Радонежского в виде исключения (церковные правила запрещают воевать лицам духовного звания) приняли участие в Куликовской битве. Оба схимника до принятия монашества были воинами и служили в княжеских дружинах, а их присутствие на поле боя по мысли преподобного Сергия должно было воодушевить русскую рать. Перед началом сражения один из них вступил в единоборство с татарским поединщиком Челубееем, который по преданию владел оккультными магическими практиками и мог вселить страх в любого противника. Но в схватке с православным монахом, который даже не надел доспехов, оставаясь в схиме, ему это не помогло. После сшибки оба поединщика пали мёртвыми, но Челубей был выбит из седла в сторону противника, что считалось несомненной победой. Второму схимонаху, по жребию брошенному между двумя иноками, выпало находиться в бою возле князя Дмитрия Донского и оберегать его от татарских сабель. Свою задачу он выполнил до конца и пал в бою, однако князю Димитрию благодаря его помощи удалось уцелеть. (Преподобный Александр Пересвет, Преподобный Андрей Ослябя)
11. В житие какого святого рассказывается о чуде, случившемся при его погребении «Когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего». (А. Н.)
12. О ком говорится в данном произведении?
Встал на защиту князь Московский,
Он бросил клич другим князьям,
На бой священный, судьбоносный,
Цепей ордынских сбросить срам.
Высокий, крепкий и плечистый,
Он целомудрием светил.
Взгляд дивный, мягкий и лучистый,
"Забавы" строго не любил.
Был черновлас, благочестивый,
С короткой чёрной бородой,
Душою лёгкий, незлобливый,
Умён, талантливый, простой.
Но пробил час кровавой сечи,
Туманным утром сентября,
К двенадцати часам он встретил,
Мамая - лютого врага!
(Дмитрий Донской)Это отрывок из стихотворения Людмилы Лидер «Дмитрий Донской»
Заключение.
Вот и подошла к концу наша игра. В ней со счетом __ победила команда __ класса.
Я надеюсь, что вы не только вспомнили, но и узнали что-то новое о великих людях, вся жизнь которых является ярким подтверждением их верности православной вере, любви к своей Родине и народу, что можно назвать одним словом – ПАТРИОТИЗМ.
А закончить наше мероприятие, мне хочется таким вот замечательным стихотворением, которое обобщит всё, о чём мы сегодня говорили.
Быть патриотом… Что же это значит?
А это значит Родину любить.
А это значит честно, бескорыстно
Отечеству любимому служить.
Любить его историю седую,
Святые лики русских матерей,
Которые не раз в годину злую
В бой провожали собственных детей.
Учить детей гордиться своим родом
И честь его блюсти и сохранять,
Быть лучшей частью русского народа,
Которую не смог никто подмять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как сделать Россию великой» Мероприятие для учащихся 8-9 классов
Цель: используя полученные знания и навыки, на занятиях по изучению права, расширить представления учащихся об основах конституционного строя РФ и государственных символах России.Задачи:- обобщение зн...
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции письменной речи для учащихся 6-8 классов по теме "Великие творцы Победы"
Логопедические занятия, проводимые в школе, направлены не только на устранение недостатков устной и письменной речи, но и на развитие познавательных способностей учащихся, расширение их кругозора, фор...
Единый классный час для учащихся 5-7 классов «Хоть война не детское дело…», посвященный годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Классный час посвящен детям войны, героям - пионерам, о которых современные дети очень мало знают. К данному мероприятию подготовлена и презентация....
Методическая разработка встречи с воинами «афганцами»: «Никто не создан для войны» для учащихся 8 – 10 классов
17 выпускников нашей школы служили в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан. Памятью ли о близких, воспоминаниями о пережитом, чувством ли товарищест...
Разработка волонтерской акции к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Эти главные слова» для учащихся 1-4 классов
Данная волонтёрская акция была разработана и проведена в рамках городской волонтёрской акции «70-летию Победы – 70 добрых дел». Основной идеей акции было создание условий для воспитания патриотических...
Внеклассное мероприятие\'\'Великий Воин Земли Русской\'\',-посвящённый А.В.Суворову
Праздник,посвящённый А.В.Суворову....
Сценарий встречи воинов-афганцев с учащимися 9-11 классов "Солдат войны не выбирает"
Сценарий встречи воинов-афганцев с учащимися 9-11 классов "Солдат войны не выбирает"...