Мы - граждане великой России.
методическая разработка (7 класс)
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия «Мы - граждане великой России»
Цели:
1) углубление знаний об истории возникновения символов России;
2) развитие интереса к историческому прошлому нашей страны;
3) воспитание чувства патриотизма и гражданственности.
Целевая аудитория: обучающиеся основной школы (10-15 лет)
Ход мероприятия
Чтец: Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка - скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной отцовский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
(Песня о России)
Ученица: Наша Родина – Россия. Страна, в которой мы родились, живем и учимся. Трудно рассказать о величии и красоте родной страны, любви к ней обыкновенными словами. Не потому ли такое множество прекрасных стихотворений посвятили ей поэты, так много песен сложил народ. А ещё Родину называют матерью, потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от врагов.
(Видео ролик «Россия – мой дом»)
Ученица: Россия, Русь, ты знала набеги монголо-татар, ты выстояла в годы гражданских войн, ты победила фашизм. А сегодня, в 21 веке, ты, Россия, наряду с другими государствами строишь демократию. Твой народ живет, подчиняясь главному закону страны – Конституции.
Много, много лет назад,
Как нам люди говорят,
Был придуман Он -
Конституции Закон,
И с тех пор за годом год
Его чествует народ,
За мораль и за порядок,
И не страшен нам упадок,
Кто законы соблюдает,
Тот, конечно, уважает
Конституцию, страну,
Родину свою одну!
Звучит музыка и песня из кинофильма «Бриллиантовая рука»- «На проклятом острове…» и на сцене появляются дикари.
1 дикарь. Опять ничего не получается! Крокодил не ловится. Не растет кокос.
2 дикарь. Дети с криком носятся - помогите SOS. И никто никого не слушается!
В зал вбегает 3 дикарь и кричит
3 дикарь. Поймал, поймал, человека поймал. Он прямо с неба ко мне в руки упал.
На шесте в зал дикари вносят ученика. Все окружают их и снимают с шеста.
1-ый дикарь. Свеженький!
2-ой дикарь. Пухленький!
3-ий дикарь. Вкусненький! Съедим?
Все дикари хором, окружая. Съедим!
Ученик кричит. Меня есть нельзя - это не по закону!
1 дикарь. А кто такой Закон?
2 дикарь. А что такое Закон?
3 дикарь. Съедим, и без всяких законов!
Все дикари дружно потирают животы и облизываются.
Ученик. Что вы, что вы ребята — это запрещено! Понимаете!?
1 дикарь. Это кем запрещено? Наш бог нам все разрешает!
Ученик. А по закону Российского государства есть людей запрещено!
3 дикарь. А где это государство? Мы о таком не знаем.
Дикари дружно пожимают плечами и качают головами.
Ученик. Это государство Россия. Россия занимает самую большую территорию в мире. У нас в стране живёт 143 миллиона человек.
1 дикарь. А миллиона это столько? Показывает 10 пальцев.
Ученик. Это много раз по столько. Показывает несколько раз по 10.
2-ой дикарь. И кто же может ими всеми управлять?
Ученик. Ими управляет Закон! А вы разве не по закону живёте?
Все дикари мотают головами и разводят руками.
3 дикарь. Поэтому мы так плохо и живем?
Ученик. Тогда, тогда давайте я вас приглашу к нам в страну, в Россию, в гости. Как раз у нас праздник сегодня день Конституции!
3 дикарь. Хорошо мы согласны пойти к вам в гости. (дикари присаживаются в зале)
В зал входит Конституция
Ученик. Вот, уважаемая Конституция, я привел Вам гостей на праздник. Но только они совсем не знают, что такое закон и как люди могут жить по закону.
Конституция. Ну, тогда слушайте и запоминайте!
Как страною управлять. И людей всех защищать
Я учу всех по закону. Как нам в мире вместе жить. И на выборы ходить
Я учу всех по закону. И премьер, и президент. И рабочий и студент-
Все живут и подчиняются закону.
Дума есть в стране у вас, что заботится о нас. Там напишут все законы.
1 дикарь. И как давно ты управляешь?
Конституция. В 1993 году 12 декабря Конституция была принята всенародным голосованием! И сегодня в нашей стране праздник в честь меня!
2 дикарь. И кто же тебе помогает справляться с такой большой страной?
Конституция. А в помощницах у меня 9 глав и 137 статей.
На сцену выходят главы, в руках у них листы с названиями глав.
Мои главы называются:
- Основы конституционного строя
- Права и свободы человека и гражданина
- Федеративное устройство
- Президент Российской федерации
- Федеральное собрание
- Правительство Российской федерации
- Судебная власть
- Местное самоуправление
- Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
Главы выходят по очереди и говорят:
Глава 1. В ней говорится, что правит в нашей стране народ. Что в России есть республики, края, области. Во главе государства стоит президент.
2 дикарь. И все президента слушаются?
Конституция. Все выполняют его распоряжения.
Глава 2. В ней говорится, что у нас в стране все равны и всем гарантируется свобода и защита от врагов.
3 дикарь. И никого нельзя обижать и есть?
Конституция. Нет, есть людей нельзя.
Глава 3. Федеративное устройство. В ней говорится, что столицей нашей родины является Москва, у нас в стране 83 республик, краёв и областей и обязательным языком для всех жителей является изучение русского языка.
Глава 4. Президент страны. Он избирается всем народом на 6 лет и клянется ему честно служить и работать на благо страны.
1 дикарь. А если он плохо будет работать, то его съедят?
Конституция. Нет, его просто переизберут.
Глава 5. Федеральное собрание- так называется Парламент Российской Федерации. В возрасте 21 года граждане имеют право избираться в Государственную Думу. Дума состоит из 450 депутатов, может быть распущена Президентом РФ
Глава 6. Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны на всей территории страны.
Глава 7. Правосудие в России осуществляется только судом. Высшим судебным органом является Верховный Суд РФ. Генеральный прокурор назначается и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента.
Глава 8. Посвящена местному самоуправлению
Глава 9. Как и кем вносятся Конституционные поправки и как осуществляется пересмотр Конституции
1 дикарь. Да, много у тебя помощников и все такие умные и все знают, что им делать. А у нас на острове всё плохо: кокос не растёт, крокодил не ловится, никто никого не слушается - вот и живем плохо. Почему?
Ученик. Это потому, что у вас нет такого закона, как у нас- нет Конституции.
2 дикарь. И у нас никогда не будет порядка, не будет кокосов…
Конституция. Почему? Мы подарим вам нашу конституцию, вы её изучите и напишите свою, и у вас будет порядок.
Она собирает листы у Глав и отдает их дикарям.
Конституция. А я хотела бы спросить ребят, что нового они узнали о Конституции?
- Что такое Конституция?
- Когда была принята действующая Конституция?
- Сколько в ней глав?
- Сколько статей?
- На сколько лет избирается президент страны?
Ученик: В Конституции РФ определено 5 групп прав граждан - это личные или гражданские права, политические, социально- экономические, экологические и культурные права. Я предлагаю называть известные вам права граждан РФ. И так…
- А сейчас давайте определим содержание пословиц и вид прав человека.
- “Не мудрено голову срубить - мудрено приставить” - право на жизнь (Личные (гражданские) права)
- “Мой дом - моя крепость” - право на неприкосновенность жилища (Личные (гражданские) права)
- “Честь лучше богатства” - право на защиту чести и достоинства (Личные (гражданские) права).
- “Рабом стать легко, человеком - трудно”- право на свободу (Личные (гражданские) права)
- “Живи и жить давай другим” - право на жизнь (Личные (гражданские) права
- “Наука - родник учения, знания - светильник жизни” - право на образование и использование научных достижений (культурные права)
- Гора с горой не сойдется, а человек с человеком сойдется” - право на объединения (политические права).
- “Кто не работает, тот не ест” - право на труд и достойный уровень жизни (социально экономические права).
- “ “Глас народа - глас божий” - право участвовать в управлении государством (политические права).
10. “Сначала хлеб, потом вера” - право на социальное обеспечение (социально экономические права).
11. “Только свободный гражданин имеет Отечество” - право на гражданство (Личные (гражданские) права)
12. “Цензура, в конце концов, приводит к тому, что запрещены все книги, кроме тех, кто никто не читает”- право на свободу печати.
13. “Искусство любить, что свежую воду пить”- право на пользование культурными ценностями (культурные права)
14.“Чье поле, того и воля” - право на собственность (социа льно экономические права)
15. “Жизнь коротка- искусство вечно”- право на пользование достижениями культуры (культурные права).
16. “Умел дитя родить, умей и обучить”- право на образование (ответственность родителей за образование детей) (культурные права)
Конституция. В нашей Конституции много законов, но есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование». Какие же права есть у вас, школьников? Прочитайте.
1.Право на учебу.
2.Право на отдых между уроками.
3.Право на каникулы.
4.Право на занятия в кружках и секциях.
Конституция: В Конституции записаны не только права, но и обязанности.
Какие же обязанности у школьника? Прочитайте.
1. Уважать друг друга.
2. Культурно вести себя.
3. Ходить опрятным.
4. Выполнять устав школы.
Устав школы – это правила, по которым живет наша школа, которые мы с вами должны знать и будем соблюдать.
Конституция: А вы знаете ребята, с чего начинается Конституция? На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Как и все страны, Россия имеет государственные символы, они прописаны в Конституции Российской Федерации.
Чтец: Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия-любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны.
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Конституция: когда исполняется Государственный гимн Российской Федерации?
- При вступлении в должность президента РФ и руководителей субъектов после принесения им присяги.
- Во время официальных церемоний, проведения воинских ритуалов.
- Ежедневно – перед началом и по окончании вещания.
- Перед началом спортивных соревнований.
- Во время подъема государственного флага РФ, присутствующие при этом поворачиваются к нему лицом.
Конституция: в каждой стране существует определённая государственная символика - это не только гимн, но и флаг. Государственный флаг РФ поднимается над правительственными зданиями и венчают дипломатические представительства, автомобили послов. В торжественные и праздничные дни флагами украшают дома и улицы. Государственному флагу отдают воинские почести и чтят как святыню.
Чтец: В синем небе над Москвой реет флаг наш дорогой.
В каждой русской деревеньке ты увидишь флаг родной.
Флаг российский наш окрашен в белый, синий, красный цвет.
Он трепещет в небе ясном, и его прекрасней нет.
Белый – символ мира, правды и душевной чистоты.
Синий – верности и веры, бескорыстной доброты.
Боль народа, кровь погибших отражает красный цвет.
Будем Родину любить мы и хранить её от бед.
Конституция: Символы России… Герб, флаг и гимн… Они сопровождают каждого из нас на всем жизненном пути. Герб изображен на свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, на паспорте, на трудовой книжке. Герб и флаг изображены на скафандрах наших космонавтов, на форме российских спортсменов, защищающих честь Родины на международных соревнованиях. На каждом пограничном столбе, словно щит, символы России.
Чтец: На герб посмотрим: здесь орёл,
Да непростой - двуглавый,
Символизирует страну—
Могучий, величавый.
В Европе с Азией страна
Раскинулась широко —
Меж океанов и морей, от запада к востоку.
Вот и взирает птица-царь
В две стороны внимательно:
В порядке ль всё, не шёл чтоб враг,
Следит он обязательно.
В руках держава, скипетр есть,
Над главами — короны.
И всадник на коне верхом,
И змей, копьём сражённый.
Дополните фразы. Каждый гражданин своей страны должен
- знать (права)
- выполнять (обязанности)
- любить (свою Родину)
- охранять (территорию)
- беречь (природу)
- гордиться (культурой, языком)
- приумножать (богатства)
Учитель: Ребята! Важно понять необходимость Конституции для граждан государства. Конституция определяет устройство государства, взаимоотношения государства и граждан, гарантирует права и свободы граждан.
А ещё у нашей огромной Родины есть национальные символы. Что это такое?! Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Но ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы: луга, поля, леса; кому- то на ум придут сувениры: матрешки, самовары… Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле, о знаках царской власти. Конечно же, не забудут и русские святыни:
*Собор Василия Блаженного был построен в 1555-1560 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани. Собор - одна из самых известных достопримечательностей России. Для многих жителей планеты Земля он является символом Москвы. Собор состоит из 8 храмов. Куполов всего 10. 9 куполов над храмом плюс 1 купол над колокольней.
*Под руководством архитектора Е. В. Вучетича на Мамаевом кургане воздвигнут памятник-ансамбль "Героям Сталинградской битвы". Скульптура "Родина - мать зовет" является кульминацией всего ансамбля. Это - женщина, держащая в руке меч, и стоящая в позе призыва к борьбе. Ее высота 85 м. вместе с мечом и 52 м. без меча.
*Петергоф - дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива в 29 км. от Санкт-Петербурга. Декоративным подножием дворца служит Большой грот с обрамляющими его каскадами. Большой каскад спускается к бассейну и морскому каналу. В центре бассейна - фонтан со скульптурой "Самсон, разрывающий пасть льва". Важная часть ансамбля - парки с фонтанами: Верхний парк с 5 фонтанами и Нижний парк, где находится крупнейший в мире комплекс фонтанов. Площадь парка 102,5 га, фонтаны питаются от ключей в районе Ропши по водоводу длиной 22 км
* Останкинская телебашня. Высота телебашни со шпилем составила 540,1 м. На 2015 год телебашня остаётся самым высоким отдельно стоящим сооружением в Европе
* Царь-колокол. Крупнейший в мире колокол массой около 200 тонн. Изготовлен в 1733-1735 годах на Пушечном дворе в Москве. Находится в нерабочем состоянии в частично расколотом виде, размещён на территории Московского Кремля. Является уникальным памятником колокольного искусства.
*Царь-пушка. Крупнейшая в мире пушка-бомбарда и вообще самая крупнокалиберная пушка всех времён и народов калибром 890 мм. Пушка, предназначенная для стрельбы каменными ядрами массой около 800 кг была изготовлена из бронзы в 1586 году на Пушечном дворе в Москве.
*Среди природных национальных ценностей можно назвать Байкал - озеро в южной части Восточной Сибири, глубочайшее озеро планеты Земля, крупнейший природный резервуар пресной воды. По площади Байкал занимает 6 место среди крупнейших озёр мира. Площадь водной поверхности составляет 31 722 км., что примерно равно площади таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания. Запасы воды в Байкале просто гигантские - около 19 % мировых запасов пресной воды.
*Береза. Нет дерева милее и роднее. И не только потому, что она встречается в нашей стране по всюду. Скорее всего потому, что она вызывает чувства, созвучные с отзывчивой и доброй душой русского человека. Березка и России - эти два понятия неразделимы.
Россия — это наш общий дом. Дом, который имеет своё прошлое, настоящее и будущее. Дом, который имеет свои законы, ценности и традиции.
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, это хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию – без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть!
Любить свою Родину – это значит быть патриотом. А патриотизм – это убеждения, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился. Будем достойными гражданами своей Родине.
Песня (Газманов. Единая Россия)
Используемая литература:
1. Бутромеев В.П. Великая Россия. - М. : ОлмаМедиаГрупп, 2012.
2. Головин, Н. Н. Моя первая русская история в рассказах для детей – М. :
Поликом, 1993.
3. Леонтьев Г. А., Шорин П. А.,
Кобрин В. Б. Путешествие в геральдику – М. : Просвещение, 1994.
4. Иващенков C. М., Государственные символы России. - М; Просвещение, 2003г.
Интернет ресурсы
1. www.duma.gov.ru\
2. www.prezident.Rf\
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мы граждане великой России
Открытый классный касс...
программа профильной смены «МЫ ГРАЖДАНЕ ТВОИ, РОССИЯ»
Общественное развитие современной России все отчетливее показывает возрастающее значение молодежи в политической жизни страны. Именно в молодости...
Классный час-беседа: "Мы граждане-великой России"
Презентация к классному часу о России....
Мы граждане великой России
Мероприятие гражданско-патриотической направленности...
«Мы – граждане великой России»
Будущее России в руках подрастающего поколения. Это истина, но, к сожалению, в последнее время и избитая оскомина. Неверие в собственное Отечество – это трагедия нынешнего поколения. Нигилизм взрослых...
Презентация "Мы граждане Великой России"
презентация" Мы граждане Великой России" позволяет закрепить знания обучающихся о символах РФ, о подвигах великого русского народа, воспитывает любовь к своей стране....
Дополнительная образовательная программа "Рождённые в России, мы - граждане великой страны!"
Выпускники школ должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви как к малой Родине, так и к России. Необходимо воспитывать у них чувс...