Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Спасибо, лес, тебе за всё»
классный час (7 класс)
Тематическое направление внеклассного мероприятия «Спасибо, лес, тебе за всё» определено в соответствии с направлениями воспитательной деятельности, обозначенными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации – это экологическое воспитание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spasibo_les_tebe_za_vsyo.docx | 39.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Спасибо, лес, тебе за всё»
Тематическое направление внеклассного мероприятия «Спасибо, лес, тебе за всё» определено в соответствии с направлениями воспитательной деятельности, обозначенными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации – это экологическое воспитание.
Актуальность
Понять проблемы окружающей среды во всей их сложности, определить пути их разрешения для обеспечения устойчивого развития очень трудно. Для этого требуется новый этап образования – экологическое образование, которое носит мировоззренческий характер и строится на осознании человека как части окружающей среды.
В настоящее время, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с раннего возраста заботиться об окружающей природе, в частности, о лесе.
Лес – ценнейшее национальное богатство, т.к. является главной производительной силой Земли, энергетической базой биосферы. Однако люди наносят лесу огромный экологический ущерб: засорение, пожары, загрязнение. Как следствие, происходит усыхание лесов и гибель лесной экосистемы
Целевая аудитория воспитательного мероприятия
Внеклассное мероприятие «Спасибо, лес, тебе за все» предназначено для учащихся 7-9 классов общеобразовательных школ.
Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя
Воспитательное мероприятие «Спасибо, лес, тебе за все» является частью системной работы классного руководителя по экологическому воспитанию с целью формирования познавательных способностей учащихся в формировании основ экологической культуры детей и активного подхода к решению экологических проблем
Цели
-формирование экологической культуры, экологических знаний у учащихся, вовлечение их в природоохранную деятельность, привитие любви к родному краю;
-знакомство учащихся с профессией лесника, развитие живого интереса к миру профессий, расширение и углубление знаний учащихся о лесе и его богатствах.
Задачи
- воспитание уважительного отношения к труду лесника.
- усвоение учащимися знаний о профессии лесника.
- воспитание ответственного отношения к общенародному делу охраны леса, привитие любви и уважения к нашей Родине, к лесу, к родной природе.
Планируемые результаты:
- личностные: воспитание экологического отношения к природе, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
- метапредметные: ставить учебную цель, общение в группе, использование устной речи для своих выводов и умозаключений, овладение навыками смыслового чтения текста (эпистолярный жанр), готовность слушать собеседника и вести диалог, определение общей цели, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
- предметные: улучшение техники чтения, понимания и осознания текста, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.
Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Формой проведения воспитательного мероприятия «Спасибо, лес, тебе за все» является клубный час.
Данное мероприятие соответствует основным направлениям воспитательной работы Оржевского филиала МБОУ «Умётская СОШ», уровню развития данного коллектива, возрастным особенностям обучающихся.
Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов
В проведении внеклассного мероприятия «Спасибо, лес, тебе за все» использовались такие формы работы, как коллективная и индивидуальная- это наблюдения, исследования, рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий растений, занесенных в «Красную книгу» Тамбовской области, чтение художественной литературы о природе, работа в книжном уголке, тематические выставки работ, взаимодействие с семьей .
Основные методы данного мероприятия: словесный, наглядный, поисковый.
При проведении мероприятия используются следующие методические приёмы: литературная композиция; мультимедийная презентация (показ слайдов).
Используемые технологии: ИКТ, активные методы обучения, элементы технологии ТРИЗ, здоровьесберегающая технология.
Оборудование
1. Актовый зал со сценой, оформленной к мероприятию.
2. Музыкальное оформление.
3. Компьютерное оформление для показа презентации.
Описание этапов подготовки и проведения мероприятия
Клубный час «Спасибо, лес, тебе за все» проводится с целью расширения знаний учащихся о лесе и его богатствах, о сохранении экологического равновесия в природе, знакомства с профессией лесника.
I этап.
Предварительная работа:
Примерно за 1-2 недели перед занятием была организована работа учащихся на поисковую работу по сбору материала, подготовке выставок, предварительно разбив детей на группы. Необходимо, чтобы собранная детьми информация была значима, лаконична, интересна учащимся. Было организовано заочное путешествие по лесу.
II этап. Коллективное планирование и подготовка внеклассного мероприятия.
Оформление зала для проведения мероприятия:
- аудиозапись музыкального произведения Глазунова А.,
- симфоническая фантазия «Лес»;
- выставка детских рисунков на тему «Лес – наше богатство» и «Мое любимое дерево»;
- выставка научно-познавательной и художественной литературы;
- иллюстрация леса;
- набор открыток «Зеленая аптека» и «Лекарственные растения леса»;
- плакат «Лес – это кладовая, отдающая свои дары».
III этап. Проведение внеклассного мероприятия.
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодняшнюю нашу встречу, мы посвятим теме леса.
Любить природу думаю, что у нас заложено еще с рождения. И не ошибусь, если скажу, что каждый из нас старается, хотя бы на немного побывать в лесу. Ведь он для нас - это совершенно другой мир, в котором живут вековые деревья и мягкий мох, цветут цветы и слышится пение птиц…Это здесь растут ягоды и грибы, живут лесные звери и прекрасные птицы.
Ученик:
Я иду тропой лесною, справа лес, и слева лес.
Гляну вверх, а надо мною, свет Божественных небес!
То кукушка закукует, то услышу дятла стук
И душа моя ликует, слыша каждый новый звук,
И на травушке дождинки, расстилаются ковром,
И гуляет по тропинке, солнца лучик огоньком.
Всё до боли здесь знакомо, в этой сказке вольно мне,
Ощущаю чувство дома, в милой сердцу стороне.
Сяду скоро на пенёчек, крик услышу журавля,
Чудный, райский уголочек, - Это Родина моя!
Ведущий:
Очень часто леса называют «легкие планеты». И это правда. Деревья выделяют много кислорода и поглощают очень много углекислого газа. Один гектар леса поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании двухсот человек. Лес очищает воздух и от пыли. Она оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Лес защищает и почву. Если, например, лес вырубить, то ветер и вода разрушат почву в этих местах. Без лесов Земля быстро превратится в одну большую пустыню, населённую небольшим количеством выживших видов диких животных. Людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека.
Ученик:
У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса!
В них здоровья и мудрости кладези,
В них несказанная краса,
В них источник естественной радости,
Это – жизни основа — леса!
Ведущая:
Лесам и лесным насаждениям в Тамбовской области уделяли и уделяют огромное внимание. Ведь это – и защита посевов, и великолепное место для отдыха, и лёгкие всей области. И какие бы фильтры ни ставились на заводские трубы, по-настоящему очистить воздух способен только лес, который к тому же предоставляет возможность поохотиться, войдя под его таинственную сень.
Ученик:
Лес помогает нам прекрасно жить,
Все силы нам восстановить.
Лесным ты воздухом вдохнёшь,
К берёзке русской ты прильнёшь.
И сразу сил появится так много,
И пыла очень пылкого и боевого.
Но надо постоянно лес же охранять,
От браконьеров вредных защищать.
Ведущий:
Такая задача – задача охранять и защищать лес ложится на плечи человека по профессии лесник. Профессия лесника это особенная профессия. И скорее это даже не профессия, а призвание. Ведь кто еще дни напролет проводит в лесу, переживает за незаконные вырубки леса, болезненно реагирует на каждый не потушенный костер в лесу и каждую брошенную бутылку или пакет.
Ученик:
Работник леса — уникальный человек,
Ведь он работает всегда с природой,
Проводит он свой длинный век
В лесу- ну иль с древесною породой.
Ведущий:
Люди этой профессии занимаются благородным делом - спасают легкие планеты. Профессия трудная, но интересная. Интересна тем, что в лесу можно встретить великана лося, тонконогую косулю, пугливую куницу, беспокойные семьи кабанов и других животных. Жизнь лесных животных зависит от растений, благодаря которым они получают пищу и укрытия. Но и сами животные влияют на эти растения. Например, распространяют семена и плоды. Но люди этого не понимают. Из-за неумеренной охоты лоси, кабаны почти полностью истреблены. Их удалось спасти только благодаря строгой охране.
Ученик:
Вам благодарны животные –
Вы бережете их дом!
Вам благодарны растения –
Творите порядок кругом!
Вам благодарны люди –
Вы бережете планету!
Спасибо, работники леса,
За Землю зеленого цвета!
Ведущий:
А как романтична профессия лесника – человека, посвятившего себя охране леса, заботе о нем.
Ученик:
Работник леса – как звучит!
Как будто пенье птиц, ручья журчанье.
В лесу порядком он руководит,
И на ногах уж самым утром ранним.
Его волнуют жизнь и красота.
Он хочет, чтоб деревья долго жили.
Чтоб звери не страдали – вот мечта,
И чтоб леса друзьями людям были.
Ведущая:
Есть таланты, которые проявляются лишь при непосредственном соприкосновении с делом. И профессия лесника относится именно к их числу. Ведь лес, в котором постоянно трудишься, приходится знать досконально.
Ученик:
Ты каждый день в лесу проводишь,
Порядок в нем ты вмиг наводишь,
Ведь лес – твой дом, а ты в нем – царь,
Лесник ведь леса государь.
Ведущий:
Лесник – это посредник между природой и обществом. И неудивительно, что люди этой профессии глубоко почитаемы и уважаемы в обществе. Заслужить такое доброе отношение способен только честный, культурный, трудолюбивый, добросовестный человек. Леснику присущи такие качества, как любовь к природе, выносливость, находчивость, смелость. Таким человеком является лесник Ирского лесхоза Кирсановского района Тамбовской области Трушкина Вера Николаевна.
Ученик:
Однажды Вера Николаевна познакомилась с мастером леса Виктором Васильевичем Полетухиным. Он попросил: «Помогите мне найти ответственного, любящего лес человека. Мне нужен лесник». На что Вера Николаевна ответила шутя: «А возьмите меня на эту должность!» С тех пор прошло более 20 лет. Она любит свое дело. И привила эту любовь мужу и всем детям. Глава семейства Трушкин Александр Константинович и средний сын Михаил – лесорубы. Младший сын Никита, в свободное от учебы время, помогает им. Уже с трех лет родители его часто брали с собой в лес.
Ведущий:
Семью Трушкиных интересует жизнь леса и его обитателей. Для них лес - это-то место, где они забывают про все заботы, проблемы. В лесу они отдыхают душой. Их тянет в это святое место.
Ученик:
Вы – скорая помощь деревьям, лесам,
Красу на земле бережете.
Вы, радуясь птичьим в лесу голосам,
Природой одною живете.
Ведущий:
Но в наше время люди варварски относятся к лесу. Вырубают его. Раньше людям казалось – лесов так много, что вырубить их просто невозможно. А теперь стало ясно: леса в опасности! Каждую минуту с Земли исчезает столько леса! А за 10 минут? А за час? А за год? Не случится ли так, что на Земле совсем не останется лесов? Нужно бережно, по-хозяйски использовать их, а вырубленные места обязательно восстанавливать.
Именно этим занимается вся семья Трушкиных. Сначала они собирают желуди, семена березы и ясеня. Затем в питомнике выращивают саженцы. После питомника высаживают саженцы на делянках, где через несколько лет зашумят березовые рощи и зеленые дубравы.
Ученик:
Защищая наш мир, экологию всю
Не щадите себя, постоянно на службе
Патрулируя лес ежедневно вовсю.
Охраняете лес, столь прекрасный и нужный
Что нам дарит не только грибы и дрова,
А еще кислород, без которого быстро
Вся планета исчахнет и станет мертва.
Ведущий:
Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он в гостях у природы. Но люди забывают, а те, кто и помнят, не выполняют правила поведения в лесу. А ведь и правила то очень простые: нельзя оставлять мусор и нельзя разводить костры. Если лес захламлен, то он теряет свою красоту. Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если, будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ученик:
Зеленый лес и свежий воздух
Нам сохранить совсем не просто.
Чтоб на планете мирно жить,
Должны природу мы любить.
Ведущий:
А как опасны костры. Одна маленькая искра или тлеющий уголек могут вызвать большой пожар. Иногда люди разводят костер просто ради развлечения. Если и не возникнет пожара, то все равно на земле остается некрасивое черное пятно. Оно не зарастает травой много лет. Можно ли наносить лесу эту рану?
Ученик:
Сколько раз приходилось наблюдать, как туристы забывают погасить костер или делают это кое-как, и огонь разгорается. Все это приводит к пожару. Однажды семейная бригада Трушкиных от пожара спасла не только лес, но и человека. Это был бомж. Он уснул на поляне, наверное, закурил. В результате этого загорелась сухая трава. Мужчина проснулся, закричал, но выбраться самостоятельно из огненного круга не мог, пламя было очень высокое. Вера Николаевна со своей семьей неподалеку сводили делянку. Увидев дым и услышав крики, все бросились на помощь. Так спасли человека и отстояли лес.
Ученик:
Зеленый патруль — ваша помощь в охране.
В лесу они смолоду, словно как в храме.
А лес — он и есть храм природы, чудес.
Любите, храните зеленый наш лес
Ведущий:
Лесники они не только помощники, но и защитники леса. А лес – наше богатство. И об этом должен помнить каждый человек.
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Ученик:
Каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная птичка или бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. Природе очень трудно залечить даже самые маленькие раны.
Ученик:
Хозяева мест, лесники, егеря!
Сажайте леса, поднимайте леса!
Пускай не скудеет земная краса,
Лесами так славится наша земля.
Ведущий:
Хочется обратиться ко всем людям: посмотрите, как он неповторим, как уютно и приятно быть в лесу. Прошу Вас, Люди, не трогайте его своими грубыми алчными руками, не грабьте красоту, а немного побудьте среди нее, и вы сами станете лучше, а мысли ваши чище.
Ученик:
С тобою, лес, нам не расстаться никогда,
В судьбе моей твоя судьба всегда,
Я призываю, берегите люди лес,
Он столько дарит нам сказочных чудес!
Ведущий:
Возможно, кто-нибудь из вас ребята в будущем свяжет свою жизнь с лесом, а может быть, и нет. Но мы все должны знать, что охрана леса дело каждого из нас. Россия является Великой лесной державой и пусть она ею остается всегда.
Ученик:
Спасибо, лес, тебе за всё:
За тишину уединенья,
За россыпь птичьих голосов,
И теплоту прикосновенья,
За воздух, что пахуч, как мёд,
За аромат полян цветущих,
За всё живое, что живёт,
За всех свистящих и поющих.
За бескорыстье бытия,
За щедрость до самозабвенья.
Прошу прощенья у тебя
За все людские прегрешенья.
Прости, что погулял топор
В твоём еловом полумраке,
Что не потушенный костёр
Промчался бешеной собакой,
Что не смогла предотвратить
Я подлый выстрел на рассвете.
За всё прошу меня простить,
Не виновата, а - в ответе.
Ведущий:
Наша встреча завершена. До новых встреч! До свидания!
IV этап. Заключение.
В ходе мероприятия осветили актуальные экологические проблемы лесов.
Повысили уровень знаний о роли каждого человека в защите леса.
Активизировали гражданскую позицию обучающихся по вопросу защиты леса.
Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения внеклассного мероприятия
- Азбука экологии/под ред. О.Г. Завьялова и др. – Курск: Парус, 1997.
- Бахарева А.С. / Формы экологического воспитания детей. – М., 1996.
- Петров В.В. Лес и его жизнь: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 159 с.
- Петров В.В. Лесные тайны. – М.: Лесная промышленность, 1989. – 126 с.
- http://forest.ru/rus/publications masters/index.html;
- интервью с семьей Трушкиных.
Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей
Мероприятие углубляет и расширяет знания по экологическому состоянию окружающей среды и экологическим проблемам общества. Оно воспитывает чувство любви к Родине, стремления к охране ее природы, формирование экологической культуры. Может осуществляться в рамках воспитательной деятельности ОУ (в ГПД) для организаторов детского досуга, педагогов дополнительного образования. Также можно провести как обобщение по теме «Растительный и животный мир» в 8 классе по биологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: “Этот день в истории” – урок Мира 1 сентября.
Цели урока: Учить заботится о других, помогать своим товарищам, уважать их мнение;Учить детей жить по законам добра и справедливости, соотносить свои интересы с интересами своих товарищей;Воспитывать,...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "St. Valentine\'s Day"
Данная разработка может использоваться как на уроке по теме "Традиции празднования Дня Святого Валентина в англоязычных странах", так и в рамках предметной недели....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме "Merry Easter!"
Данная методическая разработка может быть реализована в рамках предметной недели по теме "Праздники и традиции англо-говорящих стран"....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ НА ТЕМУ: "УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ПРИРОДЫ"
Методические рекомендации по подготовке и проведению Тематического устного журнала «Удивительный мир природы» (областное мероприятие).ВведениеФорма проведения: устный журнал (час общения).Место ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...
Методическая разработка внеклассного мероприятия"Я русский-спасибо,Господи"!
«Россия – самобытный, великий мир, полный силы неисчерпаемой, созданный медленною работой веков, упорной борьбой, счастливой или бедственной, под громом древних междоусобиц, под шумом половецких...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме « Твоя прическа скажет все за тебя »
rdquo;Твоя прическа все скажет за тебя”- внеклассное мероприятие, для учащихся 6-10 классов. Целью данного мероприятия является содействие к сплочению коллектива ш...