Освобождение Суджи
классный час
Сценарий к мероприятию, посвящённого освобождению Суджи от немецко-фашистских захватчиков: «Мы помним! Мы гордимся!».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osvobozhdenie_sudzhi.docx | 30.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий мероприятия, посвящённого освобождения Суджи от немецко-фашистских захватчиков: «Мы помним! Мы гордимся!»
Цель:
- расширить исторические знания детей;
- воспитывать у учащихся интерес к истории своего края, любовь к Отечеству, чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, почтение ветеранам;
- развивать творческие способности учащихся;
- способствовать сплочению дружного коллектива.
ЗВУЧИТ ФОНОГРАММА ПЕСНИ «Я СЕГОДНЯ ДО ЗАРИ ВСТАНУ».
Ведущий 1: мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война — история. Далёкая и не очень. Эта война для нас является историей нашей Родины, наших родных и близких. Никогда не померкнет подвиг каждого солдата, стоявшего насмерть. И наш долг – помнить об этом всегда! Во имя жизни на земле!
Ученик 1:
Чтоб снова на земной планете не повторялось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:
Ведь эта память - наша совесть,
Она, как сила нам нужна ...
Ведущий 2: день освобождения - один из самых важных наших праздников. Это – день радости, скорби, памяти. Давайте задумаемся о том, что было бы, если бы те, кого мы называем ветеранами Великой Отечественной войны и защитниками тыла, не выстояли, не выдержали. Да просто не было бы нас с вами, нашей мирной жизни. Снова и снова мы говорим ветеранам «спасибо» за то, что они выстояли. И сегодня мы вспоминаем события, благодаря которым 75 лет назад наш город был освобожден.
Ученик 2:
Средь многих дат одна есть дата,
Которая так сердцу дорога.
В тот день советские солдаты
Освободили город от врага.
Ученик 3:
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы наш разум
дорогой победы пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес,
Конечно, мы смотрим иными глазами,
Такими же, полными слез.
Ученик 4:
Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах её сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала она,
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…
Голос уверенно-строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала война…
Звучит фонограмма «Вставай, страна огромная».
ХРОНИКИ ВОЙНЫ
Ведущий 1: ранним утром 22 июня 1941 года фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война - самая тяжелая и жестокая из всех войн, когда-либо пережитых нашей Родиной.
Страшная весть быстро разнеслась по стране. Утром многие услышали о начале войны по радио, а в те населённые пункты, где не было ни радио, ни телефонов, послали пеших и конных связных. В этот же день Указом Президиума Верховного Совета в СССР было объявлено военное положение, в том числе и в Курской области.
Молодёжь стала осаждать военкоматы.
На второй день войны началась мобилизация военнообязанных. В Суджанском районе в начале войны тысячи жителей потянулись к зданиям военкомата и правлениям колхозов.
Многие желали идти добровольцами на фронт.
Ученик 5:
…Война! В сердцах тревожно, смутно,
С повестками вмиг прибыл верховой,
И в каждый дом входил он на минутку
И сообщал, что немцы под Москвой.
Листок в две строчки: «Срочно быть с вещами»,
Звала своих защитников страна,
И бабы с горя слёзы вытирали,
Все понимали: началась война!
Запричитали матери и жёны,
Ещё не знала горя детвора,
А на Суджанской станции вагоны
Отправки ждали с самого утра.
Пронзителен свисток у паровоза,
Тревогу накликает и беду,
По телу дрожь, как будто от мороза,
Знать, им судьба такая на роду.
Ведущий 2: вскоре через Суджу хлынул поток беженцев из Украины и Белоруссии, пошли колонны с эвакуированным имуществом. Вести были одна не веселее другой, войска Красной Армии с тяжелыми кровопролитными боями вынуждены были отступать. 4 октября на город упали первые фашистские бомбы. Самолет с черным крестом пролетел вдоль улицы Ленина, сбросив пять бомб. Первые разрушенные дома, первые жертвы.
Для охраны предприятий, колхозных полей и других объектов, для борьбы с диверсантами были сформированы истребительные батальоны и отряды народного ополчения. Они состояли из лиц, способных владеть оружием, не подлежащих мобилизации.
Под натиском немецко-фашистских войск Красная Армия вынуждена была отступать. В октябрьские дни 1941 года велись оборонительные бои в юго-западной части Курской области (Глушковский, Кореневский, Суджанский районы).
В Суджанском районе активные боевые действия не велись. По территории района в направлении на Тим отходили части третьего воздушно-десантного корпуса, находившегося в районе Суджи.
Ведущий 1: 26 октября 1941 года немецкие войска заняли Суджу и села района. Вот как вспоминает это ветеран труда, бывший работник Суджанского госархива Н.И. Павлюченко: «Когда фашисты напали на нашу страну, мне, работнику районного госархива, было дано задание в случае опасности уничтожить архив. Часть бумаг мы всей семьей сожгли в Гончаровском яру, остальной, мелкий архив, я сжигала в печах райисполкома. Здесь впервые в окно я увидела немцев. Они подъехали на лошадях, о чем-то поговорили и уехали. Я облегченно вздохнула. В этот же вечер огородами добралась домой. На следующий день немцы свирепствовали, отбирая у суджан все, что попадалось под руку.»
На 16 месяцев установился кровавый режим немецко-фашистских оккупантов. Много злодеяний совершили фашисты за этот период. Не стало газет, радио, магазинов. Оккупанты принялись устанавливать свой новый порядок. Создалась городская управа. Полновластными хозяевами были военная и сельскохозяйственная комендатуры, занявшие лучшие школьные здания, и полевая жандармерия, размещавшаяся в здании, где сейчас находится суд.
Карательные функции оккупантам помогала выполнять полиция, сформированная из местного населения.
В течение всего периода оккупации район находился, по существу, на военном положении: хождение по улицам всех населенных пунктов в вечернее и ночное время было строго запрещено. Также запрещены были самовольные выезды за пределы района
Ведущий 1: была проведена новая паспортизация населения. Жители, появившиеся в Судже после 22 июня 1941 года, должны были регистрироваться в полиции.
Жители города, пережившие черные дни оккупации, вспоминают множество всяких объявлений, приказов, расклеенных по заборам и другим местам. Как правило, заканчивались они словами «расстрел» или «смертная казнь».
«Все, кто знает, где скрываются партизаны и советские работники, обязаны донести в комендатуру. За сокрытие – смертная казнь».
«Кто сообщит о месте нахождения партизан, тому за голову каждого партизана будет выплачено 100 рублей или 2 килограмма соли.»
«В каждого, кто появится на улице после 8 часов вечера, стреляют без предупреждения».
И фашисты приводили в исполнение свои приказы. Вскоре на городской площади, как символ «нового порядка», установили виселицу. За короткий срок было повешено 7 человек. В Королевском саду расстреляли 3 человек, подозреваемых в связи с партизанами. 16 еврейских семей, не успевших эвакуироваться, расстреляли без суда и следствия. Одну голодную женщину расстреляли за то, что она собирала на поле оставшиеся в земле гнилые картофелины и корни сахарной свеклы.
Проводили гитлеровцы и идеологическую обработку населения: распространяли слухи о разгроме Красной Армии, захвате Москвы и т.д. Пытались они открывать школы, а в Судже даже гимназию и таким образом повлиять на умы молодежи. Однако это не давало результатов.
Ведущий 2: характерной чертой оккупационного режима был угон советских людей на принудительные работы в Германию. Эта акция началась весной 1942 года и продолжалась в течение всех последующих месяцев этого года. В начале немцы пытались завербовать на эти работы на добровольных началах, но соглашались лишь немногие. И тогда немецкие власти стали широко использовать метод принуждения. Из района было угнано 2223 человека, в том числе 34 ребенка. Работали они там в основном на промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве в имениях зажиточных помещиков. некоторые, не выдержав издевательств, кончали жизнь самоубийством, другие вернулись домой искалеченными, больными. Немало людей умерло от голода, болезней на территории Германии.
Вот как вспоминает это А. Филипцова – жительница села Толстый Луг:
Ученик 6:
«Весть о том, что немецкие оккупанты угоняют насильственно в Германию юношей и девушек, докатились и до нас. Каждый знал, что ехать в Германию – это умереть от нужды и голода. Немецкие холопы, староста и полицаи, обходили дома тех, кому были вручены повестки. Среди них была и я. Нас отвезли в Суджу, погрузили в вагоны и повезли. До Львова мы ехали четверо суток, съев по 200 граммов хлеба и тарелку супа за все время. Там прошли еще одну медкомиссию. Больных, среди которых оказалась и я, повезли в специальный лагерь, в Дубно. Отбыв там срок, направили в лагерь в Киев. Чудом я осталась жива».
Ведущий 1: В.В. Шаховой удалось бежать из направлявшегося в Германию эшелона
Ведущий 2: (Презентация (Слайд1))
Пожалуй, самой черной страницей в истории оккупации Суджанского района является трагедия села Ивница.
Ученик 7: 27 февраля 1943 года ранним утром в Ивницу пришли бежавшие в лес железнодорожники станции Анастасьевка и привели советских разведчиков, которые уничтожили сорок спящих гитлеровцев. Но одному из них удалось бежать. Он добрался до немецкого штаба в деревне Камышовка. В три часа дня в Ивницу уже скакал отряд карателей. Фашисты согнали в помещение сельсовета стариков, женщин, детей и расстреляли их, на месте закололи штыками М.С. Моргунову, так как она вырывалась и просила отпустить к детям. П.И. Лобова, пытаясь спасти своих детей, стала выбрасывать их через выбитое окно сельсовета, но у окна стоял эсесовец и на лету расстреливал их. На утро, скрывая следы своих преступлений, фашисты облили помещение бензином и подожгли. Внутри было тридцать человек
Ведущий (Презентация (Слайды2-9))
Шестнадцать месяцев (с 26 октября 1941 года по 3 марта 1943 года) продолжался немецко-фашистский оккупационный режим. Много злодеяний совершили немцы за это время. Они разрушили сельское хозяйство, промышленность, расстреляли 242 человека мирных жителей, в том числе 25 детей, повесили 11 человек, сожгли 59 человек, в том числе 18 детей, угнали в Германию 2223 человека.
Ведущий 2:
Но ни массовые расправы, ни жестокие пытки не заставили людей смириться. На территории района было сформировано 2 партизанских отряда, начало складываться подполье. Молодые люди под страхом смертной казни собрали радио и ночами после прослушивания от руки писали, а затем расклеивали листовки с информацией о реальном положении дел на фронте.
Ученик 8:
В этот день были злые снега
По неделе метели! Метели!
И мороз не искал берега.
В его вздохе и птицы горели.
А дорога гудела войной,
Мне казалось, не выдержат нервы.
И за этой снежной чертой,
Ждали люди в судьбе перемены.
Ведущий 1:
7 февраля 1943 года над Суджей появился советский самолет и сбросил тысячи листовок, в которых сообщалось о важнейшей победе над врагом – разгроме немецко-фашистских войск, окруженных под Сталинградом, о захвате девяносто одной тысячи пленных и богатых трофеях.
В это время бои загремели уже и на Курской земле. 10 февраля командующий войсками 60-й армии генерал Черняховский отдал приказ об освобождении городов Льгова и Суджи:
Ведущий 2: наступило 3 марта. С приближением зари усилился ветер. Около пеньков, ямок закрутились венки поземок. Танкисты уточнили задачи, порядок атаки, взаимодействия. Ровно в 14 часов поступил условный сигнал и подразделения бригады двинулись в атаку.
Около 17 часов обозначился успех наступления. Мотострелковый батальон под командованием Савченко завязал бой на подступах к Судже. Снежные покровы стеной встали на пути наступающих подразделений. Танки с трудом передвигались вперед. Фашисты упорно сопротивлялись, стараясь зацепиться за каждую складку местности, на отдельных участках переходили в контратаки.
Уходя, фашисты произвели большие разрушения: они спалили здание педагогического училища, больницы, аптеки, городской библиотеки, средней школы, школы глухонемых, дома колхозников, почты, детского дома, райисполкома, райкома партии, райотдела милиции, маслозавода, мельницы, Троицкой церкви, семьдесят четыре жилых дома, из которых пять двухэтажных.
Расправлялись они и со своими союзниками, среди части которых после поражения немецких войск под Москвой и Сталинградом возникла неуверенность в победе. В здании кирпичного завода после освобождения Суджи были обнаружены трупы шестидесяти расстрелянных немцами солдат венгерской армии.
«Немцы отступали! Трудящиеся города и сел вылезли из погребов и подвалов, вышли на улицу для встречи с освободителями.
Первыми вышли навстречу бойцам девушки. Они целовали их, крепко жали им руки. У многих из них выступали слезы радости на глазах.
-Товарищ красноармеец, - громко спросила одна девушка, - правда это или нет, что вы пришли? Ей почему-то не верилось. После тяжелых, сумрачных дней «хозяйничания» немцев она не могла осознать, что они пришли.
До позднего вечера на улицах города толпился народ. Части Красной Армии шли вперед, так же тепло и радостно, как при встрече, провожали горожане бойцов, продвигающихся вперед на запад».
Ученик 9:
Бегут фашисты! Путь их долог.
На перекрестке городов
Освобожденный встал наш город,
Родных приветствует сынов.
Ведущий 1: И вот долгожданная Победа!
Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе, в каждом селе. Нет в России ни одной семьи, которую не опалила бы Великая Отечественная война.
В период подготовки к Курской битве 25 тысяч суджан участвовало в строительстве оборонительных сооружений, более 12 тысяч уроженцев района сражались с врагом на различных участках фронта, около 7 тысяч суджан погибло на полях войны. Они до конца выполнили свой священный долг по защите Отечества.
Более 5 тысяч уроженцев Суджи были отмечены орденами и медалями, 8 человек стали Героями Советского Союза:
(Слайд 10) Виниченко Петр Дмитриевич,
(Слайд 11) Дьяконов Николай Максимович
(Слайд 12) Телевинов Анатолий Романович
(Слайд 13) Павлюченко Александр Петрович,
(Слайд 14) Пугачев Терентий Давидович,
(Слайд 15) Романенко Иван Георгиевич,
(Слайд 16) Крапивный Федор Андреевич,
(Слайд 17) Пикин Иван Назарович,
Трое - полными кавалерами орденов «Славы» (1-й, 2-й, и 3й степеней):
(Слайд 18) Волков Василий Григорьевич,
(Слайд 19) Ковалев Александр Устинович.
(Слайд 20) Кириченко Иван Яковлевич
На фоне музыки «Нет в России семьи такой…»
Ученик 10: (Слайд 21, 22, 23, 24, 25)
Две старых фотографии, два деда,
Со стен, как будто смотрят на меня.
Один погиб, почти перед победой,
Другой - пропал в немецких лагерях.
Один дошел до самого Берлина,
В апреле сорок пятого - убит.
Другой - пропал без вести, словно сгинул,
И, даже неизвестно, где лежит.
Защитники Отечества родного,
Две разных жизни, но с одной судьбой.
Со старых фотографий смотрят снова,
Те, кто отдали жизнь за нас с тобой.
Ведущий :
Но, к сожалению, случается так, что от наших родных не осталось даже фотографий. И у нас нет возможности хотя бы заочно познакомиться с ними. К счастью, есть замечательная книга, где можно найти хотя бы несколько строк о наших родных, которые не вернулись с полей сражений. Это Книга Памяти- своеобразный реквием погибшим.
Ученик 11: (Слайд 26-30)
Мой посёлок – под небом чистым
Ты помнишь грозные бои.
Под синевой, под обелиском
Лежат защитники твои.
Касаясь мрамора могильных плит,
Как шрамы под рукой шершавы даты…
Здесь спят в лесу погибшие солдаты,
Но наша память никогда не спит.
Никто не заставлял, они шли сами,
Хотя имели жизнь всего одну,
Но покидали мать, детей, жену,
Чтоб мы под мирным небом жили с вами.
Итоги классного часа подводит учитель.
Поздравляя жителей и, в первую очередь, ветеранов и тружеников тыла с этой датой, пожелай те всем крепкого здоровья, мирного неба над головой, счастья и благополучия. «В нашей памяти, и в нашем сердце всегда будут места для тех, кто совершил уникальный подвиг во имя нашей Родины, защищая ее ценою своей жизни, беззаветно служа Отечеству!». Любите свой край, уважайте окружающих вас людей, охраняйте памятники истории, культуры, никогда не забывать о тех, кто подарил нам мир ценой собственной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Освобождение Пятигорска"
Уважаемые коллеги предлагаю разработку классного часа по военно-патриотическому направлению....
А знаете ли вы, что 3 марта - день освобождения Болгарии от османского ига.
Здравствуйте друзья! А знаете ли вы, что 3 марта - день освобождения Болгарии от османского ига. В 1878 году был подписан мирный Сан-Стефанский договор между Россией и Османско...
Практическая конференция "Освобождения г.Калинина"
Чем дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны, тем острее необходимость сохранения исторической и человеческой памяти об этих героических и трагических годах, о наших соотечественник...
Классный час "3 МАРТА - ОСВОБОЖДЕНИЕ СУДЖИ ОТ HEMEЦKO- ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ"
Сценарий классного часа "3 марта - освобождение суджи от немецко-фашистских захватчиков"...
Технологическая карта урока по теме «Роль Советской армии в освобождении стран Восточной Европы от фашизма (на примере освобождения Польши)»
Технологическая карта урока по теме "Роль Советской армии в освобождении стран Восточной Европы от фашизма (на примере освобождения Польши)"...
внеклассное мероприятие " День освобождения Суджи"
внеклассное мероприятие " День освобождения Суджи"...
3 марта - освобождение Суджи от немецко - фашистских захватчиков
Сценарий общеобразовательной линейки...