Классный час "3 МАРТА - ОСВОБОЖДЕНИЕ СУДЖИ ОТ HEMEЦKO- ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ"
классный час (10, 11 класс) по теме
Сценарий классного часа "3 марта - освобождение суджи от немецко-фашистских захватчиков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_3_marta.docx | 36.51 КБ |
Предварительный просмотр:
"3 МАРТА - ОСВОБОЖДЕНИЕ СУДЖИ ОТ HEMEЦKO- ФАШИСТСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ"
Цели:
-Развивать чувство патриотизма и любовь к мирной жизни;
-Изучать историю родного края;
-Прививать чувство гордости за свой народ;
-Формировать у школьников уважительное отношение к ныне живущим ветеранам и памяти павших в боях за Родину.
Оборудование: ноутбук с колонками, проектор.
Вступительное слово учителя: С каждым годом все дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Чем дальше от нас по времени война, тем пристальнее вглядываемся мы в ее суровое и горькое лицо. Стали взрослыми и состарились дети войны, постепенно уходят из жизни ветераны, вдовы, участники тех трагических событий… Неумолимо время.
Никогда не померкнет подвиг солдата, стоящего насмерть и подвиг труженика, ковавшего Победу. Мы – дети, внуки и правнуки солдат Великой Победы, знаем, какой ценой она досталась нашему народу. И наш долг – передать будущим поколениям память об этом немеркнущем подвиге и уважение к стойкости и мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству. Благодарная память потомков – не только дань прошлому, она опора настоящему и будущему.
Ежегодно, 3 марта, мы отмечаем День освобождения города Суджи от немецко – фашистских захватчиков. Давайте перелистаем страницы истории и вспомним, как это было.
Музыка "Вставай, страна огромная"
Чтец 1: Великая Отечественная война... Эти три слова знает и помнит каждый человек в нашей стране. Они вписаны в историю нашей Родины как один из самых тяжёлых и в то же время самых славных, героических периодов жизни нашего государства.
Чтец 2: Война против фашистского нашествия длилась почти четыре года: 1418 дней и ночей гремела буря кровавых сражений. Не обошли стороной эти страшные годы и нашу малую родину - Суджу.
Чтец 3: Многие суджане добровольно ушли на фронт. Вскоре через город хлынул поток беженцев из Украины, Белоруссии, пошли колонны с эвакуированным имуществом. Вести были одна тяжелей другой. Войска Красной Армии с тяжёлыми кровопролитными боями вынуждены были отступать.
Чтец 4: По призыву центральных органов власти страна превращалась в единый лагерь. Лозунги тех дней «Наше дело правое, победа будет за нами!», «Все для фронта, все для победы!» были восприняты суджанами как руководство к действию.
Чтец 5: Через два дня, 24 июня, в Судже был создан истребительный батальон, куда вошли коммунисты и беспартийный актив. Более ста человек ежедневно после работы собирались для прохождения военной службы. Чуть ли не каждую неделю из Суджи уходили большие партии мобилизованных в Советскую Армию.
Чтец 1: 2 сентября прекратилась учеба в школах. Районные организации готовились к эвакуации.
Чтец 2: 4 октября самолёт с чёрным крестом пролетел вдоль улицы Ленина и сбросил 5 бомб.
Чтец 3: Первые разрушенные дома. Первые человеческие жертвы...
Чтец 4: Истребительный батальон, созданный для обороны города, перешёл на казарменное положение. В районе началась эвакуация имущества и оборудования предприятий в глубь страны.
Чтец 5: 26 октября 1941 года на пустынных городских улицах появились первые гитлеровцы. Жизнь людей сразу была оторвана от мира. Не стало газет, радио, закрылись магазины. Даже воду приходилось брать из реки.
Чтец 1: Оккупанты принялись устраивать свой «новый» порядок. Уже в первые дни гитлеровские оккупанты установили виселицу на центральной площади города. Фашистскими палачами повешены были несколько граждан города, заподозренных в содействии партизанам. Одну голодную женщину повесили за то, что она собирала в поле мерзлые картофелины.
Чтец 2: В Судже немцами создаётся городская управа и проводится реквизиция одежды, продуктов питания, ценных вещей у населения. Идёт «охота» на коммунистов, партизан, выполняются наряды на отправку молодёжи в фашистскую Германию.
Чтец 3: «Война скатилась камнем с плеч, но в детской памяти отсняты чужая лающая речь и треск чужого автомата...», - так написал о годах оккупации суджанский поэт П. Витошкин.
Чтец 4: Не выразить сердечной боли, не перечесть лишений и испытаний, выпавших на долю жителей Суджи. Не было ни дня спокойной жизни. Сколько раз сгоняли людей на площадь, ставили под дула автоматов стариков и женщин с детьми.
Чтец 5: На столбах, заборах, стенах зданий были развешены листовки, приказы о введении комендантского часа, немедленной сдаче оружия и средств передвижения, о выдаче коммунистов, партизан, и всяческом содействии германским властям. Заканчивались одинаково: «За неповиновение -смертная казнь! Расстрел! Повешение!».
Чтец 1: В конце января 1943 года советские войска разгромили под Воронежем 2-ю венгерскую армию. Напомним: Венгрия была союзницей гитлеровской Германии. Солдат и офицеров в этой 2-й армии было 205 тысяч. А спаслись из "котла", устроенного войсками Воронежского фронта, лишь 57 тысяч венгров. Остальные были убиты или сдались в плен. Эти спасшиеся больше не хотели воевать.
Чтец 2: Венгры попытались выбраться из окружения самостоятельно, в санитарном эшелоне. Большинство из них были ранены. Эшелон двигался по железной дороге через Суджу, где немцы его остановили. Их войска тоже готовились к отступлению, и эшелон был крайне необходим им для отправки в тыл своих раненых солдат.
Чтец 3: Мадьяров, которых, по словам очевидцев тех событий, было порядка тысячи человек, согнали в храм города Суджа и не кормили, обрекая на голодную смерть, не оказывали никакой медицинской помощи.
Местные жители кормили раненых венгров. Женщины варили похлебку из гороха и тайком от немцев носили в храм венграм.
Чтец 4: Февраль 1943 года. До освобождения Суджанского района оставалось несколько дней. Ивница…Страшная история освобождения досталась именно ей. Судьба всемирно известной белорусской Хатыни повторилась на Суджанской земле.
Всё видала здесь земля-кормилица,
Но такого зверства не снилось и во сне –
Выжженная маленькая Ивница
Второй Хатынью стала на земле!
Чтец 5: Ранним утром 22 февраля в Ивнице появились наши разведчики. Они постучали в окно хаты одной из местных жительниц, расспросили о немцах. Та указала им избы, где были расквартированы фашисты. Разведчики перестреляли в одном из домов около сорока немцев, после чего скрылись. Одному немецкому солдату удалось бежать. Он, вероятно, принял напавших за партизан и доложил о случившемся своему командованию. В Ивницу был срочно вызван отряд карателей.
Чтец 1: Ивницкая трагедия унесла жизни 197 мирных жителей. От разъяренных карателей не было пощады ни старым, ни малым. Расстрелянных, заколотых штыками, сгоревших заживо некому было похоронить, село обезлюдело на несколько дней. Все, кому чудом удалось выжить, разбежались по окрестным сёлам. Дымились догоравшие постройки, земля была усеяна трупами убитых стариков, женщин, детей.
Земля содрогалась от стонов людских,
Подобного зверства не зная.
Навеки останется в сердце живых
Бессмертная память святая.
Просмотр ролика :рассказ очевидца о Ивницкой трагедии http://gtrkkursk.ru/lenta-novostei/20150303170747_l.html
Чтец 2: Долгих 17 месяцев город находился в оккупации. 7 февраля 1943 года командующий 50-й армией генерал Черняховский отдал приказ об освобождении городов Льгова и Суджи.
Чтец 3: 3 марта 1943 года войска 167 пехотной дивизии под командованием генерал-майора Мельникова и 180 танковой бригады выбили фашистские войска из города Суджи.
Земля горела под ногами,
Мы жгли мосты и поезда!
И день за днем освобождали
Свои деревни, города.
И город мой, нашу Суджу
Освободили от врага!
И как же радовались люди
Смеялись, плакали тогда.
Показ презентации
Чтец 4: СТРАШНЫЕ ЦИФРЫ ОККУПАЦИИ
Чтец 5: 3а время оккупации было разрушено и сожжено 101 здание (педучилище, больница, аптека, средняя школа, школа глухонемых, почта, детский дом, маслозавод и др.)
Чтец 1: Угнано в Германию 2223 человека.
Чтец 2: Без суда и следствия расстреляно 242 человека.
Чтец 3: На главной площади города повешено 1 1 человек.
Чтец 4: Заживо сожжены в Троицкой церкви более 350 венгерских солдат. Среди останков были найдены и детские черепа. Во время оккупации в Судже существовала гестаповская тюрьма, в которой содержались евреи, партизанские жёны и дети. Тюремных узников тайно ночью загнали в церковь к венграм и сожгли вместе с ними.
Чтец 5: В Королевском саду расстреляны 16 еврейских семей.
Чтец 1: В Ивнице сожжено и расстреляно 183 человека.
Чтец 4: В далёкое прошлое уходят суровые годы Великой Отечественной войны.
Чтец 2: Наша страна в Великой Отечественной войне потеряла 27 миллионов своих сыновей и дочерей.
Чтец 3: Из Суджанского района на фронт ушло 11275 человек, из них не вернулось 4831 солдат.
Чтец 4: Немало воинов – суджан участвовали в разгроме немецко – фашистских захватчиков. В кровопролитных битвах под Москвой и на Волге, у стен Ленинграда и в самом логове фашисткого зверя они показали свою высокую доблесть и отвагу.
Чтец 5: Сопряженный с опасностью солдатский труд наших земляков отмечен высокими правительственными наградами. Более 4500 человек награждено орденами и медалями…
Ученик 1: А одиннадцать, совершивших особо выдающиеся подвиги, Родина назвала своими Героями.
1. Дьяконов Николай Максимович
Родился в селе Александровка Пензенской области. За героизм, проявленный в боях по уничтожению Брестской группировки гитлеровцев, летом 1944 года указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание героя Советского Союза.
2. Винниченко Петр Дмитриевич
Родился в селе Мартыновка. Указом Президиума Верховного Совета СССР в боях за село Селец – Холопеев посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
3. Телевинов Анатолий Романович
Родился в 1914 в селе Дарьино. В октябре за форсирование Днепра было присвоено звание героя Советского Союза.
4. Павлюченко Александр Петрович
Год рождения 1912, уроженец с. М. Локня. За мужество и героизм , проявленные в боях с немецко – фашистскими захватчиками при форсировании Днепра в 1943г. Указом Президиума Верховного Совета СССР присвоено звание Героя Советского Союза.
5. Пугачёв Терентий Давыдович
Родился 15 июня 1897 года в селе Кругленькое Суджанского района. Участник 1 Мировой и гражданской войны.
В боях за Днепр присвоено звание Героя Советского Союза.
6. Романенко Иван Георгиевич
Родился в 1908 году в г. Суджа. Участник Советско – финской войны. Совершил около 29 боевых вылетов на разведку и бомбардировку военных объектов врага. Звание Героя Советского Союза присвоено в 1940 году.
7. Крапивный Федор Андреевич.
Год рождения 1916. Уроженец села Замостье. За участие в боях с японскими империалистами в 1945 году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945года командиру штурмового авиационного полка присвоено звание Героя Советского Союза.
8. Пикин Иван Назарович
Родился в селе толстый Луг в 1928 году. Командир пулеметного расчета.
За форсирование Днепра в 1943 году присвоено звание Героя Советского Союза.
9. Волков Василий Григорьевич.
Родился в 1924 году в городе Суджа. Полный кавалер ордена Славы. Награжден медалью «за отвагу». Погиб в бою 1 мая 1945 года.
В честь Василия Волкова в городе названа улица.
10. Ковалев Александр Устинович.
Родился в Смоленской области. В 1957 уволен в запас в звании капитана, поселился в городе Суджа.
Награжден двумя орденами Красной звезды. Полный кавалер ордена Славы.
11. Кириченко Иван Яковлевич.
Родился 5 апреля 1924 года в селе Черкасское – Поречное. Награжден орденом Ленина, Октябрьской Революции, Отечественной войны 1 СТЕПЕНИ. Полный кавалер ордена Славы.
Чтец 1: Воздавая должную память и почести павшим в самой ожесточённой из войн двадцатого века, мы не вправе забывать и о тех, кому суждено было выжить, и случилось так, быть может, именно потому, что погиб находившийся рядом. Им выпало жить, так распорядилась судьба
Ученик 2
Рассказ ветерана.
Мой недальний сосед, боевой ветеран,
Кто «поджарен был в танке, как в печке»,
Плохо спит по ночам из-за ноющих ран.
Вот мы снова сидим на крылечке,
И ведёт он рассказ: «Получили приказ
Высоту обходным взять маневром
На заре, но фашисты заметили нас -
И ударили, гады, по нервам
До того, как мы с флангов ещё не зашли
В тыл, гоня свои «тридцатьчетвёрки»:
Ничего не видать ни в дыму, ни в пыли,
Хоть и был я механиком зорким, -
Так горела, вздымалась под нами земля,
А когда уж почти затянулась
Вокруг той высоты броневая петля, -
На снаряд наша башня наткнулась...
Я остался в живых, был поскольку внизу,
А ребята с тех пор только снятся...» -
То одну, то другую стирает слезу,
Но они всё струятся, струятся.
Головой к седине прикасаюсь его,
Обнимаю костистые плечи,
В утешенье сказать не могу ничего
- Комом в горле спекаются речи...
В. Золоторёв
Чтец 2: Мы все в вечном долгу у тех, кто сражался на фронтах и в тылу врага. Будем же верны их памяти! Наш земляк, известный публицист
А.Ю.Кривицкий писал: «Вечен народ, и память его вечна. В этом и есть бессмертие смертных».
Просмотр ролика: рассказ А.Я. Трухан об освобождении Суджи
Чтец 3: Сразу же после освобождения Суджи, его жители, не теряя времени, принялись за восстановление разрушенного города. Эта работа проводилась в неимоверных трудных условиях, руками женщин, стариков и подростков.
Чтец 4: Возрождались предприятия и артели. Целыми эшелонами привозили в мастерскую старую военную одежду, её стирали, реставрировали и затем снова отправляли на фронт. Рядом был цех обувщиков, где молодые подростки ремонтировали обувь и также отправляли на фронт .
Чтец 5: Также было подсобное хозяйство, где выращивали картофель, свеклу, зерно, выкармливали поросят – для фронта. Помогали колхозу: убирали зерно, молотили всё вручную, копали картошку. Накануне Курской битвы суджане участвовали в строительстве окопов, оборонительных объектов. Своим трудом суджане приближали долгожданную победу!
Чтец 2: Отгремели бои, прошла пьянящая радость Победы, фронтовикам предстояло возвратиться к мирной жизни. Каждый из них знал, что, вернувшись домой, отдыхать не придётся, надо поднимать разрушенные города и сёла. Это было велением жизни, и к этому взывал долг перед павшими.
Чтец 3: Первые послевоенные годы были не менее трудны, чем военные. И здесь требовались те лучшие человеческие качества, которыми обладали фронтовики - чувство ответственности за успех общего дела, готовность прийти на помощь. Они героически восстанавливали разрушенное народное хозяйство, прибавляли к боевым подвигам трудовые. Послевоенные успехи - это предмет их гордости и образец мужества и стойкости для последующих поколений.
Чтец 4: После оккупации изо дня в день, из месяца в месяц благодаря стараниям жителей наш город залечивал раны, благоустраивался и хорошел. День освобождения Суджи навсегда останется в благодарной памяти Суджан.
А теперь послушаем стихотворение о нашем любимом суджанском крае
Ученик 3:
Люблю тебя суджанский край!
Твои березы и дубравы,
Твои луга, где шепчут травы,
Поля, где зреет урожай.
Я никогда не разлюблю
Над речкой синие туманы,
Луга, овраги и поляны,
И песню звонкую твою.
Со мною в сердце навсегда
Твои рассветы и закаты,
В садах белеющие хаты,
И в небе первая звезда.
До боли мил и дорог мне
Ручей, журчащий под горою
Скрип снега зимнею порою
Свет лампы в маленьком окне.
Просмотр ролика о современной Судже.
Ученик 4
Снова в Судже мы. Улицы эти
И приветливый русский народ
Мне напомнили год сорок третий
Переломный и памятный год
Под Касторною, Суджею, Тимом
В сорок третьем, в жестоком бою
Умирали сыны России
За свободу, Россия, твою
Полыхала здесь Курская битва
Разливая горящий свинец
В сорок третьем в боях под Суджей
Смертью храбрых погиб мой отец.
Викторина о Судже.
Итоги классного часа подводит учитель.
Поздравляя жителей и, в первую очередь, ветеранов и тружеников тыла с этой датой, пожелай те всем крепкого здоровья, мирного неба над головой, счастья и благополучия. «В нашей памяти, и в нашем сердце всегда будут места для тех, кто совершил уникальный подвиг во имя нашей Родины, защищая ее ценою своей жизни, беззаветно служа Отечеству!». Любите свой край, уважайте окружающих вас людей, охраняйте памятники истории, культуры, никогда не забывать о тех, кто подарил нам мир ценой собственной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий классного часа, посвященного Дню освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков
сценарий общешкольного классного часа, посвященный 70-летию освобождения Воронежа...
Методическая разработка литературного воспитательного классного часа для 5-6 классов, посвященного Дню освобождения Брянщины от немецко-фашистских захватчиков
Мероприятие проводилось в рамках патриотического воспитания, приурочено к Дню освобождения Брянщины от немецко- фашистских захватчиков. К проведению мероприятия привлекался учитель литературы....
Разработка классного часа на тему: "Освобождение Адыгеи от немецко-фашистских захватчиков"
С каждым годом - все дальше от нас героические и трагические годы ВОВ. Эта война была одним из самых тяжелых испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Мы никогда ни забудем подвиг наших...
Презентация классного часа «Освобождение Адыгеи от немецко-фашистских захватчиков»
Время неузнаваемо преобразило поля былых сражений. Меняется наше отношение к Германии. Но есть то, что неподвластно времени. Память о тех, кто сражался за Родину в годы Великой Отечественной войны....
Классный час "75 лет Освобождению Кубани от немецко-фашистских захватчиков"
Классный час "75 лет Освобождению Кубани от немецко-фашистских захватчиков" 9 класс...
Классный час "Освобождения Ставрополя от немецко–фашистских захватчиков"
Сегодня особенный день для каждого жителя нашего города. 21 января 1943 года город Ставрополь был освобожден от немецко-фашистской оккупации. Много лет прошло с тех пор. Но мы не забываем тех, кто жер...
3 марта - освобождение Суджи от немецко - фашистских захватчиков
Сценарий общеобразовательной линейки...