Интеллектуальная игра
методическая разработка
Вспоминая Н.В.Гоголя…
(Интеллектуальная игра
по творчеству писателя)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vspominaya_n.v.gogolya._meropriyatie_k_yubileyu.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Иркутской области
МКУ УО Балаганского района
МБОУ Коноваловская СОШ
Вспоминая Н.В.Гоголя…
(Интеллектуальная игра
по творчеству писателя)
Учитель русского языка и литературы
Сташкова О.В.
Коновалово
2009 год
Н.В. Гоголь (1809-1852)
200-летию со дня рождения посвящается (сл.1)
Тема: Вспоминая Н.В.Гоголя…
Цель: 1. Вспомнить творчество писателя накануне юбилея. 2.Воспитание любви к миру художественной литературы, произведений Н.В.Гоголя 3.Способствовать развитию устной речи 4.Развивать нравственные качества 5.Развитие мыслительной деятельности, уважение к мнению товарищей, умение высказывать свои мысли
Пушкин и Гоголь - вот поэты, о которых нельзя сказать:
«Я уже читал!», но которых чем больше читаешь,
тем больше приобретаешь»
В.Г.Белинский
Слово учителя. Сегодня нам предстоит путешествие по страницам произведений Гоголя, многим из которых почти 200 лет. (2) «Гоголем невозможно начитаться» И.Андронников. Творчество писателя вызывает живой интерес, эмоциональный отклик. Он показал романтический мир «Вечеров на хуторе близ Диканьки», героическую атмосферу «Тараса Бульбы», раскрыл загадочную неповторимую русскую душу. (3) И.С.Тургенев говорил «Для нас он был больше, чем просто писатель: он раскрыл нам нас самих». Сегодня мы позволим вспомнить незабываемые страницы гоголевских произведений.Чтобы вспомнить нам поможет крылатая фраза.
1.Крылатая фраза (4) На экране фразы, назовите произведения.
Нет уз святее братства! (Тарас Бульба)
Божественная ночь! Очаровательная ночь! (Майская ночь или утопленница)
Тому не надо далеко ходить, у кого черт за плечами. (Ночь перед Рождеством)
Пусть каждый возьмет в руки по улице… (Ревизор)
Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой. (Мертвые души)
Оставьте меня, зачем вы меня обижаете. (Шинель)
Таким образом мы вспомнили все произведения, которые изучали
(5) – Что привлекает нас в произведениях Н.В.Гоголя
Например, - Добро, верность, дружба (Майская ночь или утопленница, Ночь перед Рождеством)
- Знакомство с историей страны (Тарас Бульба, Ревизор, Мертвые души)
- С бытом, обрядами, обычаями народа (Майская ночь или утопленница, Ночь перед Рождеством)
- Увлекательность сюжетов (все)
- Бунт души (Шинель)
- Высокое мастерство в описании природы
- Мягкий юмор
- Интересный язык произведений, русский человек, Россия, русская душа и т.д.
2. «Один пошлее другого»
«Творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстною, нервистою, кровною любовью к плодовитому зерну русской жизни, творение необъятно художественное по концепции и выполнению, по характерам действующих лиц и подробностям русского быта и в то же время глубокое по мысли, социальное, общественное и историческое»,- так Белинский охарактеризовал «Мертвые души» в 1842 году. Это творение и сегодня в центре внимания. Работая над поэмой «Мертвые души» писатель пишет Жуковскому из Швейцарии «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого»
В самой поэме читаем «И долго еще определенно мне чудной властью идти об руку с моими странными героями, озирать всю громадно несущуюся жизнь, озирать её сквозь видный миру смех и незримые неведомые ему слёзы!»
(6) – О каком герое идет речь? Можно угадать по первой подсказке. Их три. Этот герой…
(стр. 7 № 11, 2008 год Приложение «Уроки литературы»)
3.(7) Кушать подано!
«Все, что есть в печи, все на стол мечи»- гласит русская пословица, приглашая нас быть гостеприимными. Русское хлебосольство известно всему миру.
Давайте вспомним гоголевскую кухню, его кулинарные изыски.
-Вспомните сцены из произведений Гоголя:
А) - Завтрак был очень хорош, я совсем объелся. Что у вас каждый день такой бывает… Как называлась эта рыба?
-Лабарданс.» «Ревизор»(Свежепросоленная треска)
Б) Колядка. Щедрик, ведрик!
Дайте вареник,
Грудочку (мисочку) кашки,
Кильце ковбаски! (кольцо колбасы)
Миска с галушками (Пацюк). (Клёцки – кусочки теста, сваренные в воде или молоке)
В) Приходя домой, он садился тотчас за стол, хлебая наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком. (Акакий Акакиевич «Шинель»)
Г) Пампушек, медовиков, Маковиков и других пундиков не нужно, а прямо так и тащи целого барана на стол. («Тарас Бульба»)
Д) На столе уже стояли грибки, скородумки (пирожки), шанежки (ватрушки), пряглы (пышки, оладьи), блины, лепешки со всякими припеками: с луком, смаком, с творогом, со сняточками и невесть чего не было.(«Мертвые души» стр.58)
Из словаря В.И.Даля. Пряжить – жарить в масле. Припёк – посыпка, технология.
Из словаря Похлебкина . Припек – на поверхность блина тонким слоем наносится пастообразный пищевой продукт (творог, фарш) и быстро припекается к блину на разогретой сковородке.
В.И.Даль. Сняток (снеток) – рыбка вандыш, в продаже сушеная. Вандыш – корюшка, озёрная форма корюшки – снеток.
Похлебкин в «Кулинарном словаре» и Костомаров в книге «О жизни, быте и нравах русского народа» поясняют: «Сушеную рыбу отварить, выбрать кости, мелко изрубить, смешать с мелко нарубленным луком, гречневой или рисовой кашей (треть объема) и поджарить на подсолнечном масле. Эту рыбную кашу можно класть в пироги»
- Из меню каких героев эти угощения?
1) «Ватрушки, каждая из которых была больше тарелки» (Собакевич)
2) «Сухарь из кулича» (Плюшкин)
3) «Бараний бок с кашей» (Собакевич)
4) «Просто щи по русскому обычаю, но от души» (Манилов)
4. (8) Мой дом – моя крепость
Приоткрывая секреты своего мастерства Гоголь признавался: «Это полное воплощение в плоть, это полное округление характера совершалось у меня только тогда, когда я соберу в уме своем весь этот прозаический существенный дрязг жизни, когда, содержа в голове своей все крупные черты характера, соберу в то же время его все тряпье до мельчайшей булавки, которое кружится ежедневно вокруг человека» Таким образом, описание домашней обстановки, вещей, окружающих гоголевских героев, различные бытовые детали – все это играет огромную роль в создании образов.
(Набор карточек. Даны элементы интерьера. Определить, жилищу какого персонажа принадлежат предметы и что лишнее? Обучающиеся делятся на 2 группы)
1.а) «Глиняные кувшины, синие и зеленые фляжки, серебряные кубки, позолоченные чарки»
«Печь разъехавшаяся на полкомнаты, как толстая русская купчиха»
«Картинки с какими-то птицами»- лишнее. («Тарас Бульба»)
б) стр.8 №11, 2008 (приложение «Уроки литературы») (Манилов, лишнее – оружие Ноздрева)
2. а) «Небольшой ящичек, запертый на ключ, с прорезанною дырочкою для бросания туда денег», «книжка, заложенная закладкою на 14 странице», «пучок гусиных перьев, десть белой казенной бумаги, три пары носков, две-три пуговицы»
б) стр.8 №11, 2008 (Акакий Акакиевич. Лишнее – книга Манилова)
5. (9) Persona grata
Главного героя «Мертвых душ» В.Г.Белинский счел «гениальным в смысле плута-приобретателя, но совершенно пустым и ничтожным во всех других отношениях» Современные литературоведы высказывают о нем подчас противоположные суждения. Так Кожинов признает его «по-настоящему сильной личностью». А такие исследователи как П.Вайль и А.Генис говорят «о заурядности, серости Чичикова» «Главный герой мелок во всех проявлениях, ограниченность – главная черта Чичикова». Сегодня этот герой, удостоившийся столь разноречивых оценок, предстанет перед нами. Чичиковым будете – вы. Итак, вы Чичиков. Ответьте на вопросы.
1) Родители ваши дворяне, но столбовые или личные - неизвестно. Удалось получить сведения о том, что детство ваше было не безоблачно. Среди материалов на эту тему найдено следующее: «Маленькая горенка с маленькими окнами не отворявшимися ни в зиму, ни в лето, отец больной человек, вечное сидение с пером в руках…. Вечная пропись перед глазами. А каким было содержание письменной заповеди?» стр. 234 «Мертвые души»
(- Не лги, послушествуй старшим, носи добродетель в сердце)
2)Вы помните, как отец привез вас в город. Перед отъездом он дал наставление. В чем оно состояло? Стр. 235
3) При расставании слез не было пролито из родительских глаз. Дана была полтина меди на расход. Как вы приумножали капитал. Расскажите… Стр. 235
4)Некто господин Гоголь сообщил о вас отцовское наставление « береги и копи копейку» пошло впрок. Но в нем не было привязанности собственно к деньгам для денег, им не владело скряжничество и скупость. Нет ни они владели им, а что владело вами господин Чичиков? (Ему мерещилась впереди жизнь во всех довольствах, со всеми достатками: экипажи, дом, отлично устроенный, вкусные обеды, чтобы вкусить все то, для чего береглась копейка)
6. (10) Творчество. Клякса.
Мы сказали, что очень хорошо характеризуют вещи, которые окружают героя
Назовите вещи, предметы, связанные с героями произведений Н.В.Гоголя и назовите их хозяина. (Достаю чистые листы, раздаю детям, делаю из пипетки кляксу)
- А клякса откуда? Да, это та самая клякса, которая принесла столько переживаний Акакию Акакиевичу. Давайте превратим кляксу в предмет, таким образом, уберем её, уничтожим. Ведь она принесла столько душевных страданий. (Рисуют из кляксы: трубку Тараса, снегиря Чичикова, перо Башмачкина и т.д.) Устраиваем выставку работ с комментарием.
7.Анкета для родителей. Детям было дано д.з.. Задать вопрос папе, маме, бабушке, дедушке и др. Что читали из произведений Гоголя, где познакомились с его произведениями?
Вывод: Гоголь вечен, творчество гоголя не стареет. Все поколения знают и любят произведения писателя.
8. (11) Синквейн.
Начинаем с существительного Гоголь.
9. «Гоголем невозможно начитаться» И.Андронников. Выставка.
У вас с собой книги Н.В.Гоголя, выносите их, сделаем выставку.
Вывод: большая нам досталась ценность – читать, узнавать, беречь и передать творчество писателя.
10.Итог. Вручение сертификатов «Знаток творчества Н.В.Гоголя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов
Цели математического мероприятия: 1. Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2. Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...
интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"
Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...
интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"
Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...
интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"
Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...
интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"
Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...
Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)
Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...
«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы
«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...