Блокадная ласточка
классный час (7 класс)
Сценарий мероприятия, посвященного блокаде Ленинграда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokadnaya_lastochka.docx | 31.66 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Урок истории: Блокада Ленинграда
2. Тема: Блокадная ласточка
3.Цели:
- Познакомить детей с жизнью города во время блокады.
-Показать детям силу духа, веру в победу людей, оказавшихся в кольце блокады.
-Воспитывать у детей гордость, уважение к людям, отстоявшим наш город, не сдавшим его врагу.
4. Место проведения: Музей «Наши земляки – защитники Ленинграда» МАОУ СОШ №9
5. Экспонаты и оборудование: осколок гранаты, письма, фотографии, значок «Блокадная ласточка», проектор.
Ход урока
Учитель: Данный урок проходит в рамках изучения Великой Отечественной войны. В истории Великой Отечественной войны немало горестных, но одновременно героических страниц. И такой страницей является оборона и снятие блокады Ленинграда. В Ленинграде, как нигде фронт и город, родственно соединились на все девятьсот дней и ночей.
Ученик:
Внимание! Внимание! Внимание!
Звучит запись фонограммы речи Левитана о прорыве блокады Ленинграда 18 января 1943 года
Ученик:
Все ждали прорыва блокады,
Полтысячи дней и ночей,
Ловя дальний гул канонады,
Тревожась и радуясь ей.
Как медленно он приближался,
Прорыва святой этот час,
И этого дня не дождался
Почти каждый третий из вас.
Учитель:
18 января исполнилось 75 лет со дня начала прорыва блокады, а 27 января исполнится 74 года со дня полного снятия блокады Ленинграда. Этот день Российское правительство объявило Днем воинской славы России - днем снятия блокады города Ленинграда. Дата отмечается на основании федерального закона «О днях воинской славы и памятных дат России» от 13 марта 1995 г. Невозможно без слез и содрогания вспоминать о событиях Великой Отечественной войны, которые стали победной, героической и трагичной страницей истории нашего народа. Одним из таких событий явилась блокада Ленинграда, которая длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы. Возможно, в истории человечества были примеры, когда осажденные древние города держались в блокаде и дольше, но в новейшей истории блокада Ленинграда считается самой страшной и самой продолжительной.
Ученик:
Всем, героическим защитникам Ленинграда,
Всем, участникам прорыва и снятия блокады любимого города,
Всем, пережившим страшную 900-дневную блокаду,
Всем ныне живущим и павшим смертью храбрых … ПОСВЯЩАЕТСЯ Под музыку Альбинони «Адажио» выходят семеро человек со свечами руках
Ученик:
Блокада!
Скудный ломтик хлеба –
Обычный суточный поёк.
Ученик:
Блокада!
Воющее небо,
Коптилки смутный огонёк.
Ученик:
Блокада!
Выстоять,
Не сдаться,
Собой всю Родину прикрыв…
Кто знает лучше ленинградца
Святого мужества порыв?
Ученик:
«Опять война, опять Блокада, —
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ученик:
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
Ученик:
И может показаться: пра́вы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда не права́!
Ученик:
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна. ….»
Ученик: Страшные дни блокады начинают свой отсчёт от 8 сентября 1941 года.
Сорок первый, сентябрь, восьмое число.
В этот день нас блокады огнём обожгло.
Мы не знали ещё, что сомкнулось кольцо
И что смерть нам уже заглянула в лицо.
Ученик:1941 год. На второй день войны в городе была объявлена первая воздушная тревога. А уже 10 июля - началась битва за Ленинград. В августе рухнул последний, Лужский рубеж обороны. Части вермахта вышли на западе к станции Лигово, на юге - вошли в Чудово. 8 сентября пал Шлиссельбург. Кольцо замкнулось.
Ученик:
Какого цвета беда?
Какого цвета война?
Какого цвета холод?
Какого цвета голод?
Какого цвета блокада?
Какого цвета круги ада?
Никакой палитры не надо,
Жизнь бесцветна в кольце Ленинграда.
Ученик:
871 день продолжалась блокада Ленинграда. Почти 900 дней ада, боли и страдания, мужества и самоотверженности.
Ученик: Ужасную участь уготовил Гитлер Ленинграду. Он решил стереть город с лица земли. Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков, 1500 самолетов. Вражеские войска значительно превосходили наши силы.
Ученик:
На Ленинград обхватом с трех сторон
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон.
Не приостановил ни на мгновенье,
Он сердце ленинградского биенье.
Ученик: Но главным врагом ленинградцев стал голод.
Ученик: Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пайка составлял:
Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки;
Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;
Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов — 300 граммов
Войскам первой линии — 500 граммов.
Муки в этом хлебе почти не было. Его выпекали из мякины, отрубей, целлюлозы. Это было почти единственное питание ленинградцев.
(Выходят ученики с кусочками хлеба на ладошках)
-Я - хлеб. У меня есть душа.
Я - хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
Я слышу осколков удушливый свист.
Я - ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони как лист,
Голодный блокадный ребенок.
Я - хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
Большие глаза. Цвет лица восковой
С трудом поднимает ручонку.
Я - хлеб. И пока я живой
Не дам умереть я ребенку.
Я – хлеб. Я живой .Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к груди материнской.
Я - хлеб.
У меня есть душа.
Я – хлеб… (Уходят)
Ученик: В эти трудные для Ленинграда дни, страна помогала в его героической борьбе. 21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни ».
«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Ученик: В эти тяжёлые дни, в перерывах между обстрелами, бомбежками чтобы жители города понимали, что они не одни, день и ночь работало радио. Постоянно транслировался равномерный, четкий как приказ- стук метронома. Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется.
Ученик:
Это просто счётчик ритма-
Метроном.
Звук Блокады.
Ритм пощады
входит в дом.
Иногда бывает страшно
Слышать звук.
Это холод .
Это голод.
Сердца стук.
Это знак, что есть живые.
Звук в стене.
Это там, они больные
Верят мне.
Верят, что спасёт от смерти
Метроном.
Верят, что беда в конверте
Верят, что наступит счастье
Навсегда.
Метроном - войны участник.
Ученик: Неугасима память поколений.
И память тех, кого так свято чтим.
Давайте ж, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим…
Ученик: Минута молчания – в ней не 60 секунд. В ней 900 блокадных дней и ночей. В ней 4 года страшных боёв и лишений Великой войны… Эта минута – самая тихая, самая скорбная, самая гордая…
Ученик: Закончилась суровая зима 1942 года. А уже весной года у многих ленинградцев на груди появился жетон с изображением ласточки. Это был маленький жестяной значок – ласточка с письмом в клюве. Этот знак стал ответом на заявления фашистов о том, что теперь в город даже птица не пролетит. Таким образом, жители осажденного Ленинграда показывали, что ждут хороших вестей с фронта, что не теряют связи со своей страной. «Блокадная ласточка» – символ надежды на лучшее, на скорую встречу с родными и близкими.
Ученики читают письма (приложение 1)
Ученик: Позже ласточки стали и живыми символами надежды блокадного города. Осенью 41-го в целях маскировки на шпиль Адмиралтейства надели чехол. К лету 43-го в его парусине зияли дырки, прорванные осколками бомб и снарядов. В это время блокада уже была прорвана, но еще не снята, фашисты по-прежнему стояли у стен города и продолжали обстреливать и бомбить его. Для починки чехла на шпиль Адмиралтейства поднялись музыканты и альпинисты — Ольга Фирсова и Михаил Шестаков.
Когда трудная и опасная работа была закончена, что под чехлом, чуть ниже шпиля под карнизом, оказались жилые гнезда ласточек.
Верхолазы снова принялись за дело: распороли чехол снизу и затем зашили его выше гнезд. Обессилевшие люди потратили дополнительно несколько часов, чтобы спасти птенцов от голодной смерти – ради жизни птиц, которая стала символом жизни блокадного города.
Ученик: Эта птица без труда залетала в осаждённый город, и тем самым служила жителям символом доброй вести, письма. Этот образ сохранился в стихотворении «Блокадная ласточка», написанном ленинградской поэтессой Ольгой Берггольц.
Блокадная ласточка
Сквозь года, и радость, и невзгоды
вечно будет мне сиять одна —
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна.
Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: «Жду письма».
Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой родины дойдет.
…Сколько писем с той поры мне было.
Отчего же кажется самой,
что доныне я не получила
самое желанное письмо?!
Чтобы к жизни, вставшей за словами,
к правде, влитой в каждую строку,
совестью припасть бы, как устами
в раскаленный полдень — к роднику.
Кто не написал его? Не выслал?
Счастье ли? Победа ли? Беда?
Или друг, который не отыскан
и не узнан мною навсегда?
Или где-нибудь доныне бродит
то письмо, желанное, как свет?
Ищет адрес мой и не находит
и, томясь, тоскует: где ж ответ?
Или близок день, и непременно
в час большой душевной тишины
я приму неслыханной, нетленной
весть, идущую еще с войны…
О, найди меня, гори со мною,
ты, давно обещанная мне
всем, что было,- даже той смешною
ласточкой, в осаде, на войне…
Ученик: До настоящего времени не сохранилось изображения этого жетона, поэтому мы попытались для вас, нарисовать его таким, как мы его видим. А учащиеся написали весточку детям блокадного Ленинграда.
Письма (3 письма) детей
Ученик: Это говорит о том, что мы помним эти страшные дни, и сочувствуем людям, которые это пережили. Эти люди совершили подвиг во имя жизни и мира на Земле.
Ученик: 4 января 1944 год. Советские войска перешли в наступление. Навеки вошли в историю Синявинские высоты и Невский пятачок. По данным военных историков, здесь в ходе боев погибло более 360 тысяч человек. 27 января блокада была снята. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта, а по радио, вместо метронома раздается голос Левитана «Величайшее событие в жизни Ленинграда полное освобождение его от блокады. И тут у меня, не хватает слов. Я просто говорю: Ленинград свободен. И это все» В эти минуты плакали все, даже те, кто не проронил ни одной слезинки за всю блокаду.
Ученик: Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость слишком велика -
Но боль
Заговорила и прорвалась.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня Ленинградцы
Плачут.
Ученик: Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Эта легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в памяти грядущих поколений.
Нам наше прошлое свято и дорого.
Гордость победами - горечь утрат...
Вечная память защитникам города,
Вечная слава защитникам города,
Вечная слава тебе, Ленинград!
Рефлексия
– я узнал, что …
– самым интересным было …
– оказывается, что
– для меня было новым …
Приложение 1
Письмо матери к сыну
Только вчера послала тебе, мой мальчик,письмо. А сегодня вечером пишу снова. Знаешь, Пашенька, я давно хотела написать тебе РАДОСТНОЕ письмо . Думала, что так и не смогу. Смерть папы, бабушки, Валечки. Казалось, ничего в жизни не обрадует меня, кроме встречи с тобой .А сегодня был день чудес, радостных ,нежданных .Поверишь ,я была на праздновании дня рождения Пушкина! Музей был закрыт с начала войны... И вдруг получаю розовенький листочек- приглашение в музей!
Ты не представляешь, Румянцевский садик разбили на квадратики ...под огороды! А на набережной разрыхлили газон для ЦВЕТОВ!Милый ,меня так взволновал запах парной земли... Я целыми пригоршнями подносила ее к лицу и до головокружения вдыхала ее запах- запах жизни! А я , Павлик, поверила сегодня, что у нас будет ЖИЗНЬ. И ты вернешься, сынок! Я это ЗНАЮ,ЗНАЮ, ЗНАЮ!! Мы с твоей Лелей( чудесная девочка) часто сидим у тебя в комнате.....С ТОБОЙ! Твоя Леля давно мне дочь. А знаешь, что у Лели в сумочке, кроме документов и карточек? Не догадаешься!!! - Узелок со свадебным платьем и туфельками, которые ты ей купил 20 июня 41года! Голодала, а на хлеб не поменяла. Знает, девочка, что наденет свой свадебный наряд! Видишь, сынок, получилось !!!! у меня РАДОСТНОЕ письмо. Будем жить , Павлик, уже втроем. И внуки у меня будут.Красивые и добрые,как ты и Леля!
Целую тебя, мой ненаглядный мальчик, кровиночка моя,надежда, жизнь моя ! Береги себя, сынок!
Твоя мама
Письмо сына к матери
Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, моя дорогая!... Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское - воюем. Стараемся поскорее добить фашистов…Ты все пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мам, но это невозможно. Я командир. А с кого будут брать пример солдаты, если их командир начнет в бою думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Поведение береговых ласточек в период гнездования"
Территория европейской части России сильно подвержена антропогеннному воздействию и наблюдается сокращение численности популяции многих видов пернатых. 2 вида береговых ласточек уже занесены в К...
Сценарий внеклассного мероприятия "Блокадный хлеб" (в рамках проведение Акции – Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»)
Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб» проводился по всей стране 27 января 2020 года в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 1944 года (День воинской славы Р...
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Блокадная ласточка, лети сквозь века» Никто не забыт и ничто не забыто!
Сценарий литературно-музыкальной композиции«Блокадная ласточка, лети сквозь века»Никто не забыт и ничто не забыто!для учащихся 3-9 класса...
Блокадная ласточка (на английском языке)
сообщение на английском языке про блокадную ласточку...
Буклет Блокадная ласточка.
Буклет "Блокадная ласточка" посвящен Блокаде Ленинграда – одному из самых страшных и трагических событий в истории нашей страны....
Акция: «Блокадная ласточка». 27.01.2023 год
Когда фашисты весной 1942 года объявили, что в осажденный город и птица не пролетит, многие ленинградцы стали носить на груди жестяную ласточку с письмом в клюве. Жетон назывался «Жду письма&raq...
Акция: «Блокадная акция». Доклад: « Блокадный хлеб». 29.01.2024 год
27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от фашистской блокады. Почти 900 дней страха, боли, невосполнимых потерь, беспримерного мужества и жажды мирной жизни.Героической победе мы обяза...