Сценарий окружной игры по творчеству С. Г. Писахова.
методическая разработка (5, 6 класс)

Игра в форме квеста для учащихся 5-6 классов может быть использована как внеклассное/внешкольное мероприятие, позволяющее ученикам не только показать свои знания,но и узнать кое-что новое из истории родного города и творчества С. Г. Писахова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhnaya_igra_po_tvorchestvu_s._g._pisahova.doc121.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий окружной игры по творчеству С. Г. Писахова.

Учитель – Осенихина Людмила Павловна.

МБОУ СШ №77

 г. Архангельска.

Цель: обобщить знания детей о творчестве северного писателя С.Г.Писахова.

Задачи:

  1. формировать познавательный интерес к творчеству писателей своего родного края;
  2. расширить кругозор учащихся;
  3. развивать   интеллектуальные и коммуникативные   способности детей: память, речь, наблюдательность, умение работать в команде.

Игра проводится по станциям. В игре принимают участие сборные команды учащихся 5-6 классов (по одной от каждой школы).

На каждой станции команды выполняют задания, чтобы набрать определённое количество баллов и получить слово-подсказку.

Подготовительный этап.

Школы получают приглашение на игру. Формируют команды. Участники команд должны знать биографию Писахова, его картины, сказки. А также особенности «северной говори».

Для проведения игры понадобится компьютер, экран, презентация, раздаточный материал (в Приложении). В качестве ведущих на станциях задействованы учащиеся 9 классов. В жюри приглашаются педагоги из школ.

Начало игры.

Все команды с педагогами собираются в зале или кабинете для инструктажа, который проводит один из организаторов игры.

Добрый день, уважаемые участники игры, уважаемые педагоги. Сегодня мы опять вспоминаем творчество нашего замечательного земляка – Степана Григорьевича Писахова. (На экране портрет писателя.) Начать наш разговор хочется словами Ю. Мориц. (На экране воспроизводится текст стихотворения с пропусками:

А что Степан Писахов нам ….,

Слагая сказочки на … языке,

Останется … в русской прозе

Сиять, как …, на жестоком сквозняке,

Где гаснут откровенья …,

Слагающих цитатный пантеон,

Но свеж , как небо, нецитатный … -

Степан Писахов, он из ряда вон!

Да вот беда: из текста стихотворения исчезли некоторые слова. Что же нам делать? Ну конечно! Здесь же собрались знатоки творчества Степана Григорьевича! Ребята, вы сможете восстановить этот текст. Но для этого надо пройти по станциям и выполнить задания, чтобы получить слова-подсказки. Готовы? Тогда в путь! Каждая команда получит маршрутный лист и отправится по станциям. А когда пройдёте все испытания, мы встретимся здесь и подведём итоги. Удачи!

Команды получают у организатора маршрутные листы и отправляются в путь.

1 станция. Биография.

Задание по биографии С. Г. Писахова. 10 вопросов – 13 балов. Слово – подсказка(«сморозил») даётся за 5 баллов.

  1. Год Пейсах – что означают эти слова и какое отношение имеет к ним Писахов? ( Отец писателя, еврей Год Пейсах, крестился в православие и стал Григорием Михайловичем Писаховым.)

1 балл

  1. Какое отношение имеет Писахов к купечеству? ( В Архангельске Григорий Писахов женился, записался в купеческую гильдию.)

1 балл

  1. Писахов должен был стать профессиональным сказочником. Почему? (Брат бабушки, дед Леонтий, был профессиональным сказочником-рассказчиком.)

1 балл

  1. Согласно материалам Первой Всероссийской переписи населения 1897 года, в семье 49-летнего купца были жена Ирина Ивановна, 45 лет, сын Степан, 17 лет, и дочери Таисья, Серафима и Евпраксинья, соответственно 18, 13 и 11 лет. Но ведь у Писахова был старший брат. Почему о нём нет упоминания в этом документе? (Старший брат Павел в переписи не указывался: к тому времени он сбежал в Америку.)

1 балл

  1. Отец пытался приучить мальчика к ювелирным и граверным делам. А чего не одобрял отец? ( Увлечения живописью и чтения.)

2 балла

  1. Какая книга поразила детское воображение писахова? («Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Сервантеса.)

2 балла: название и автор

  1. Книга Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» подогревала желание Писахова убежать из-под опеки отца. Назовите первое место, куда отправляется Писахов – путешественник? (Соловки.)

1 балл

  1. В Риме, в Академии святого Луки, Писахов выставил свои работы, они потрясли зрителей. Чем? (Серебряным сиянием.)

1 балл

  1. Писахов очень много путешествовал по свету, однако всегда возвращался на Север. Какое место особенно привлекало его? (Очень любил бывать на Кий-острове.)

1 балл

  1. Когда была опубликована первая сказка Писахова и как она называлась? (В 1924 году в сборнике «На Северной Двине» была опубликована первая сказка Писахова «Не любо — не слушай…». )

2 балла

2 станция. Улицы Архангельска.

Командам задаются вопросы. 4 блока по 4 вопроса. Ведущие, получив правильный ответ, отмечают на карте Архангельска угаданную улицу. Всего за вопросы команда получает 21 балл. Слово-подсказка («звёздном») даётся за 9 баллов.

1 блок

Поморская – самая известная улица Архангельска.

  1. Как раньше называлась Поморская?

Проезжая, т.к. пронизывала весь город от реки до «мхов»;

Буяновская(Буянова)

2 балла

  1. Почему Буяновская?

Буяновская, т.к. берёт своё начало от пристани (буяна). Есть мнение, что название улица получила по фамилии стрельца, чей дом стоял в начале улицы;

  1. балла
  1. Здесь стоял дом Писаховых. Назовите номер дома?

27

1балл

  1. На углу Поморской и Троицкого проспекта находилась лавка отца Писахова.

Чем занимался отец?

Ювелир.

1 балл

2 блок

1)В Москве есть пешеходная улица Арбат .  А в Архангельске - …?

Чумбаровка.

1 балл

2) Как раньше называлась эта улица?

Большая Мещанская. А затем – Псковский проспект.

  1. балла
  1. Здесь селились купцы и состоятельные горожане. Дом какого промышленника сейчас сохранён как музей?

Усадьба Куницыной.

1 балл

  1. Что связывает эту улицу с именем Писахова?

Памятник самому Писахову. Автор – Сергей Сюхин. И его же проект – памятник Сене Малине.

3 балла

3 блок

  1. В сказке «Налим Малиныч» Сеня отправился посмотреть парад на площадь.

Какую?

Соборную

  1. балл
  1. Почему она так называлась?

Располагалась напротив Троицкого собора

1 балл

     3)Что теперь располагается на месте собора?

Драмтеатр

1 балл

4) Возле собора на берегу располагалась пристань.

Как она называлась?

Соборная, или Красная

1 балл

4 блок

  1. От Соборной площади  по набережной возвращаемся к Поморской.

Как называлась раньше эта улица?

Торговая

1 балл

  1. Почему так называлась?

Здесь шла бойкая торговля , располагались базары и лавки купцов, а также монастырские подворья

  1. балл
  1. На углу Поморской и Торговой улиц  сохранилось историческое здание, ставшее ещё одной частью музейного комплекса Архангельска. Чей это дом?

Дом Плотниковой.

1 балл

4)        Как назывался спуск от Поморской к реке?

Юрьев звоз

  1. балл

3 станция. Переведи слово.

В сказках Писахова часто встречаются диалектные слова. Вам надо их перевести на современный язык.

Команды получают карточку. Где даны слова. Напротив каждого диалектного слова надо написать современное. 10 слов-10 баллов. Слово-подсказка («небесно») даётся за 5 слов.

уйма

паужна

гунушки

шаркунок

взаболь

дакосе

быванье

потемень

вызнялась

штофник

     4  станция. Картины.

Презентация по картинам Писахова(в Приложении). Слово-подсказка («праздник») даётся за 3 балла.

  1. станция. Найди слова.

Даётся фрагмент из сказки. Задание: найти в тексте слова и формы слов, характерные для северного говора.

Я вот сам на лодчонке выскочил в океан (тоже на Мурмане дело было), от артели поотстал да вздремнул, и сон такой ладной завидел, да лодка со всего ходу застопорила разом. Я чуть за борт не вытряхнулся. Протер глаза — я со всего парусного да поветренного ходу на косяк трески налетел.

В беспокойство не вошел: не к чему себя тревожить. Оглядел косяк, глазами смерил — вышло километров на пятьсот. Длинной палкой толшшину узнал — вышло двадцать пять метров. Дело подходяшше: ехать можно. А на тресковой косяк лесу всякого нанесло. Смастерил избушку, огонь развел, уху сварил. Рыба тут. На рыбе еду, рыбу варю. Поел да поспал, поспал да поел. Меня треска и кормит и везет.

Пора бы к дому сворачивать. А весь косяк хвостом мотнул да на север повернул. И понеслись мы мимо Новой Земли, в океан Ледовитой. На льдинах встречных алыми платочками, что жоне с Мурмана вез, знаки свои поставил. Погулял, и домой пора. Досками отгородил от всего косяка клин километров в пять. Высмотрел вожака-рыбу, накинул узду. И так ладно вышло! Правлю, куда надо, весь косяк вожжой поворачиваю. К дому свернул. Шибче парохода шел.

В городе у рыбной пристани углом: пристал. Пристал и почал торговать свежей треской: на что свежее — живая в воде.

  1. слов – 8 баллов. Слово-подсказка («поколений») даётся за 5 слов.

6 станция. Веришь – не веришь.

Командам предлагаются вопросы, на которые надо ответить «верю» или «не верю» и объяснить почему.

Верите ли вы, что…

Пейзажи – это не только картины природы, но бывают и пейзажи души?

(Да.  

Так Писахов называл свои картины)

   

Верите ли вы, что…

Писахов был награждён золотой медалью?

    (Нет.

 Серебряной. За выставку своих  картин «Север в картинах». Петербург. 1912 г.

Верите ли вы, что…

Слова имеют свой цвет?

   (Да.

Сказка Северно сияние»

Верите ли вы, что…

Белое море так назвали из-за того, что в него пролили сметану?

  (Нет.

Молоко. Сказка уже стала»)

Верите ли вы, что…

Писахов был колдуном?

   (Да.

 Его называли Словесный колдун ( Демьян Бедный)

Верите ли вы, что…

Писахов отправился в путешествие по дальним странам после окончания училища?

  (Нет.

Он не закончил учёбу, т.к. его исключили за вольнодумство и запретили учиться в России)

Верите ли вы, что…

Писахов учился в художественном училище в Санкт-Петербурге?

  (Нет.

В Петербурге)

Верите ли вы, что…

Можно выспаться в воздухе, на весу, как в невесомости?

  (Да.

Сеня зацепился пуговицей за дождевой жёлоб и уснул. Сказка «как наряжаются»)

Верите ли вы, что…

Мода бывает высокой и громкой?

  (Да.

 Сказка «Громка мода»)

Верите ли вы, что…

что у Сени есть семья: жена и дети, семеро по лавкам?

(Нет. 

Семеро на лавке, пять на печи. Сказка «Угольно железо»)

Верите ли вы, что…

в реке можно выращивать  фрукты?

(Да.

Сказка «Апельсин»)

Верите ли вы, что…

радугу можно использовать в быту?

(Да.

Вместо освещения. Сказка «Своя радуга»)

Условия задания: 1) угадать ответ – 1 б.

2) прокомментировать, почему и из какой сказки – 1 б.

Всего – 24 балла. Слово-подсказка даётся за10 баллов.

Итоги.

Команды возвращаются в зал, где начиналась игра. Сдают жюри маршрутные листы.  Получают листы с текстом стихотворения(с пропусками) и вписывают полученные слова-подсказки. Жюри  в это время подводит итоги по маршрутным листам. Затем добавляют по 5 баллов за составленное стихотворение. Если команда собрала не все слова, то она может придумать подходящие по смыслу слова. Но за это получит не более 2 баллов. Жюри зачитывает авторский текст стихотворения и подводит окончательные итоги.

Наибольшее количество баллов за игру – 89.

Приложение.

1.

Маршрутный лист команды  (название или № школы)

                              Станции

Баллы.

1

2

3

4

5

6

Итог

2.Напечатанные на отдельных карточках слова(для каждой станции столько карточек с одним словом, сколько команд участвует в игре).

 Сморозил. Звёздном. Небесно. Праздник. Поколений. Гений.

Таблица для 3 станции.

уйма

очень много

паужна

полдник

гунушки

губки бантиком

шаркунок

погремушка

взаболь

на самом деле, правда

дакосе

таким образом, в таком случае

быванье

случай, событие

потемень

темнота, сумерки

вызнялась

поднялась

штофник

старинный сарафан

  1. станция. Найди слова.

Окончание  -ой вместо  -ый: ладной, тресковой, Ледовитой.

Удвоение шипящих звуков: толшшину, подходяшше.

Твёрдый звук «Ж»: жоне.

Диалектные слова: шибче, почал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блиц-игра по творчеству А. С. Пушкина в 9 классе (заключительный урок по теме).

Цель:    - повторить творчество А. С. Пушкина;    - научить проводить литературоведческий анализ произведений поэта;    - активизировать...

Сценарий литературной гостиной, посвященной творчеству Р.Л.Стивенсона

Литературная гостиная проводится на английском языке. Рассказ о творчестве писателе сопровождается презентацией PowerPoint. Учащиеся рассказывают стихи Р.Л. Стивенсона, показывают инсценировку из "Ост...

Интеллектуально-познавательная игра, посвящённая творчеству М.В.Ломоносова

В игровой форме учащиеся закрепляют знания по творчеству М.В. Ломоносова....

Сценарий окружного этнофестиваля "Славянский мир"

Сценарий составлен для проведения окружного фестиваля с участием четырех школ ЮЗАО. В него включены информационные блоки о славянских богах, о традициях, обычаях славянских народов....

Окружной фестиваль детского творчества "Хрустальная капелька"

На окружном фестивале "Хрустальная капелька" в номинации Музееведение мы представляли работу школьного музея: "XX  век. Это было недавно, это было давно..." по двум направлениям - военно...

Сценарий Окружной благотворительной акции «Коробка радости» по сбору подарков к Новому году для воспитанников детских домов Восточного административного округа г. Москвы

Окружная благотворительная акция «Коробка радости» по сбору подарков к Новому году для воспитанников детских домов Восточного административного округа г. Москвы....

Интерактивная игра по творчеству А.Н.Островского. Пьесы "Свои люди - сочтёмся!", "Гроза", "Бесприданница". Критика о творчестве драматурга.

Интерактивная игра-урок разработана на основе игры "Своя игра". Можно ипользовать в качестве повторения пройденных тем по творчеству А.Н. Островского. В игре учащиеся вспомнят три пьесы...