Сценарий внеклассного мероприятия "День птиц"
методическая разработка

Разделы: Внеклассная работа

 

Цель: на примерах выяснить значение птиц в природе и жизни человека; воспитывать любовь, заботу и интерес к пернатым друзьям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnek_mer-e_den_ptits.docx26.35 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие "День птиц"

  • Макарова Наталья Юрьевна, педагог - организатор

Разделы: Внеклассная работа

Цель: на примерах выяснить значение птиц в природе и жизни человека; воспитывать любовь, заботу и интерес к пернатым друзьям.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедийный проектор;
  • плакаты-призывы по охране птиц (больше птиц – меньше насекомых, птицы –волшебное украшение природы, охраняйте птиц – крылатую защиту наших лесов, полей и садов!);
  • маска грача, дятла, совы, синицы, кукушки;
  • музыкальное оформление – голоса птиц: пение скворца;
  • песня А. Пахмутовой «Раненая птица. Просьба».

Ход внеклассного мероприятия

На фоне музыки и голосов птиц начальное выступление I и II ведущего.

        Ведущий1: Весна - прекрасная пора для всего живого. пробуждается природа и мы с нетерпением ждем наших друзей - пернатых странников. Птицы дороги нам как часть нашего чудесного мира. Их мелодичные, веселые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва. Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремлении научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.

        На Земле обитает более 8000 видов птиц, а на территории нашей страны более 700 видов. Они встречаются в любом уголке природы и радуют нас. Люди, которые занимаются изучением птиц, называются орнитологами. В России существует организация "Союз охраны птиц России", которая проводит акцию "Птица года". Каждый год один из представителей пернатых становится символом года. В этом году такую возможность получил сокол - кобчик.

        Ведущий2: Сокол-кобчик (Falco vespertinus) — маленький, отважный, изящный и стремительный. Орнитологи считают его самым мелким дневным пернатым хищником России. Состояние популяции кобчиков вызывает у учёных тревогу — численность их в Европейской России составляет около 20 тыс. пар и неуклонно снижается. Во многих регионах нашей страны кобчик занесён в Красные книги.

        Взрослого самца-кобчика не спутаешь ни с каким другим представителем мелких соколов. В его оперении изысканные тёмно-пепельно-серые тона на спине и крыльях оттеняются кирпично-красным цветом низа брюшка и "красными штанами" — яркими перьями на ногах. Насыщенность их цвета — знак достижения птицей половой зрелости. У самок окраска более скромная — охристо-серая с продольными пестринами на животе. Голову украшает изящная тёмная "маска", переходящая в тёмный "ус".

        Кобчик — неутомимый охотник. Но маленькие — меньше голубя — размеры и довольно слабый и короткий клюв не позволяют ему убивать крупную добычу. Кобчик — гроза крупных насекомых — саранчи, жуков, кузнечиков, бабочек, стрекоз, пчёл и ос, которые составляют около 80% его рациона — очень питательного и богатого белком. У кобчика поистине удивительная координация движений, позволяющая ловить даже очень мелкую добычу и в воздухе, и с земли. Как и сокол-пустельга, он зависает в воздухе в трепещущем полёте, высматривая добычу. Есть наблюдения, как птицы сопровождают пасущиеся стада, хватая выпугиваемых насекомых. Впрочем, если повезёт, маленький крылатый хищник не откажется и от мелкого грызуна или ящерицы — особенно важно это для птицы в период выкармливания птенцов.

        Несмотря на маленькие размеры, у кобчика — задорный, отважный и даже слегка "нахальный" нрав. По отдельным наблюдениям, стремясь отвоевать выгодную гнездовую территорию, крохотный кобчик может вступить в единоборство с цаплей. Кобчики часто селятся колониями, насчитывающими от десятков до сотен пар, например в жилых или брошенных грачевниках. Это птицы с высокоразвитой социальной системой — если опасность грозит кладке или птенцам, то все взрослые птицы будут отважно защищать своих. Кобчики — очень ответственные родители. Самец никогда не бросит самку, сидящую на яйцах или воспитывающую птенцов. Он будет ловить столько добычи, сколько будет нужно семейству.

        В гнездовых колониях формируется и костяк будущей перелётной стаи, которая берёт курс на юг в начале октября. Кобчик хорошо приспособлен к умеренно континентальному климату, но не выдерживает даже лёгких морозов, предпочитая проводить зиму в тёплых странах. К своим местам гнездования они возвращаются к середине апреля. Их излюбленные биотопы — открытые: степи, лесостепи, сельхозугодья. А вот в больших лесных массивах кобчик не селится — его полёт не приспособлен к маневрированию между деревьями.

        Ареал обитания кобчиков огромен — от европейских стран до Казахстана, Урала, Западной Сибири. На Дальнем Востоке, в Монголии и Китае нашего кобчика сменяет близкий вид — кобчик амурский (Falco amurensis). Общая численность амурского кобчика оценивается в 40 тыс. особей.

        Сокращение численности кобчиков связано не только с истреблением во время миграций, но и с тем, что, добывая насекомых на сельхозугодьях, птицы сталкиваются с отравлением пестицидами и иной сельхозхимией. Эти вредные вещества накапливаются в теле кобчиков и спустя некоторое время вызывают тяжёлые болезни и смерть. И эта проблема актуальна не только для кобчиков, выходом могло бы быть развитие экологического сельского хозяйства. Ещё один важный фактор сокращения численности кобчика — это вырубка пригодных для гнёзд высокоствольных деревьев и отсутствие необходимой кормовой базы вблизи гнездовий.

        Ведущий1: Помните, ребята, что нельзя разорять  гнезда птиц, стрелять в них из рогаток. Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая. Берегите птиц! Птицы - наши верные друзья!

     На нашей планете живут
                Чудесные созданья.
                Они летают и поют
                И землю свято берегут.
                Скажите, дети,
                Можно жить без птиц на свете?
                Что случится, если птицы
                На земле вдруг пропадут?

1 реб. Букашки, жучки, червячки
                На деревья нападут
                И съедят кору, листочки,
                Обглодают ветки, почки -
                Вот что будет,
                Если птицы, если птицы,
                Все исчезнут - пропадут!

  2 реб. И не будет щебетанья,
                Дивных трелей соловья,
                И сороки стрекотанья,
                Чик - чирика воробья...
                Скучно будет, знают дети,
                Жить без птиц на белом свете!

      3 реб. Знаешь ты, и знаю я,

Как пернатые друзья

Песенки в лесу поют,

Мошек, червяков клюют.

Плохо, если нет друзей.

У лесов, садов, полей.

      4 реб. Если б перестали птицы

Есть букашек на обед,-

Черви, мыши, гусеницы

Нанесли б огромный вред.

5 реб. Я, ребята, птиц люблю.
Никогда их не ловлю
Ни ловушками,
Ни в сети.
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки,
Ни вороны,
Ни скворца,
Ни воробья
Не обидел в жизни я!

6 реб. Пусть птицы нам поют без нот,
Пускай поют без слов,
Я знаю всё, о чем поёт
Щегол и реполов.
Поёт на ветке соловей,
Малиновка и дрозд:
Ты гнезда разорять не смей,
Не трогай птичьих гнёзд.

7 реб. Не пугайте резвых птичек!
Пусть они вокруг порхают,
Крылья их при ярком свете,
Словно радуга сверкают.
Вы послушайте их песни,
Что поют они на воле!
Пусть певуньи украшают
Нам леса, сады и поле.

8 реб. И в работу очень важной
Нам полезны эти крошки:
Истребляя на растеньях
Червяков и вредных мошек,
И сады, и нивы наши
Нам они оберегают,
Не пугайте ж резвых птичек!
Пусть они вокруг летают!

9 реб. Птицы все - мои друзья.
Их оберегаю я.
Честное даю я слово,
Что нигде и никогда
Им не сделаю плохого
И не трону их гнезда!

ПЕСНЯ "Раненая птица. Просьба".

10 реб. В пришкольном саду или в поле
Всё в свой появляется срок.
Подснежник, пробившись на волю,
Как синий горит огонек.
Мы слышим их песни в дали
О том, что скворцы прилетели

  На крыльях весну принесли.

 11 реб.  Вот весна, весна, весна,

  К нам опять пришла она,

  К нам опять пришла она,

  Раскрасавица весна.

ФОНОГРАММА "Весна".

Ученица - весна:

А вот и я Весна-красна

Кому я здесь была нужна?

Я, весна -красна,

Бужу землю ото сна,

Наполняю соком почки

На лугах рожу цветочки,

Прогоняю с речки лед,

Светлым делаю восход.

Всюду в поле и в лесу -

Людям радость я несу!

12 реб.  Мы встали ночью даже

  Из окна смотрели в сад,

  Ну, когда же, ну когда же

  Гости наши прилетят?

  Ну, когда же звонкой стаей

  Защебечут у окна?

  Может быть, они не знают,

  Что вернулась к нам весна?

  Что скворечник ждет их новый?

  Что проснулись луг и сад?

  Все гостей встречать готовы,

  Что же гости не летят?

ФОНОГРАММА "Скворцы прилетели".

Ученик-Скворец: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? А тем, кто не узнал, разрешите представиться.

Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец,

Я рад увидеться с друзьями!

Ну а зовут меня……

Ученик- грач: Мы спешили к вам, ребята, на праздник. Весна идет. Пора браться за дела: заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнезда, высиживать и растить птенцов.

Ученик-дятел: Мой клюв как долото, и я выдалбливаю себе в дереве отличное жилье.

Ученик-мухоловка: Я обязательно поселюсь  в вашем домике, ребята, и обещаю вам каждый день ловить по 300 мух и комаров.

Ученик-сова: Я съедаю за сутки 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и таким образом спасла 20 тонн зерна.

Ученик-синица: Я круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых и их личинки.

Ученик-кукушка: Я съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука и много муравьиных яиц.

Заключение.

Ведущий2: Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей обширной, чудесной Родины. Чтобы создать хорошие условия нашим пернатым друзьям, надо каждому из нас мастерить для них домики, кормушки, подкармливать их зимой. Мы должны сделать всё, чтобы пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия «ДЕНЬ ПТИЦ»

Познакомить  учащихся с многообразием  пернатых; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережно...

Сценарий внеклассного мероприятия: «День птиц»

Сценарий внеклассного мероприятия: «День птиц»...

Сценарий внеклассного мероприятия "День птиц"

                           Внеклассное мероприятие  (5-е  классы) ...

Сценарий внеклассного мероприятия "День птиц"

Сценарий мероприятия разработан в соответствии с программой кружка эколого-биологического направления...

Сценарий внеклассного мероприятия "Здравствуйте, птицы!"

Повышение познавательного интереса к предметам естественно – научного цикла, расширение кругозора и развитие логического мышления учащихся, привлечение подрастающего поколения к изучению и охране леса...

Сценарий внеклассного мероприятия: «День птиц»

Сценарий внеклассного мероприятия: «День птиц»...