Сценарий внеклассного мероприятия «ДЕНЬ ПТИЦ»
методическая разработка по биологии по теме
Познакомить учащихся с многообразием пернатых; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy_2.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий внеклассного мероприятия «ДЕНЬ ПТИЦ»
Цели: познакомить учащихся с многообразием пернатых; научить выделять признаки сходства и различия у птиц; формировать понятия о происхождении названий некоторых птиц; прививать любовь и бережное отношение к родной природе.
Оборудование: фотографии и рисунки птиц, карточки с заданиями, запись «Голоса птиц».
- Вступительная часть.
Учитель. Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами!
Что ни шаг, то для вас новое чудо!
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» между деревьями мчится,
Летит по полям за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкой скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.
Учитель: Тема нашего классного часа спрятана в загадке.
Сниться ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).
- Знакомство с многообразие названий птиц.
Учитель. Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалеку от дома, надо знать.
Звучит запись «Голоса птиц».
Учитель ( продолжает рассказ). Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Давайте послушаем. Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.
- Синь-синь!- посвистывает синица.
- Чи –чи ! Чи-чи!- вторит ей чиж.
- Гра-гра!- представляется грач.
- Сквор – сквор! – поют скворцы.
- Ку-ку! Ку-ку!- зовёт кукушка.
Птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины. Их мелодичное, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Без птиц природа мертва.
Несомненно, первые мысли о воздухоплавании, стремление научиться летать зародились у людей при взгляде на птиц.
Помните, ребята, что нельзя разорять гнёзда птиц, стрелять в них из рогаток! Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду. Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.
Ученик читает стихотворение.
Пусть прилетят, чтоб торопливо
С утра до ночи хлопотать,
Я двум скворцам приют счастливый
Хочу до осени создать.
Быть может, им на чужбине снился
Мой домик среди ветвей густых.
Пусть доброе гостеприимство
В краю знакомом встретит их.
Учитель. Мы рады, что к нам летят наши верные пернатые друзья !
В класс входят в театральных костюмах ребята, изображающие разных птиц.
Звучит запись «Голоса птиц» .
- Представление птиц.
Грач. Меня вы не забыли?
Переносье с белым кругом,
Важно я хожу за плугом,
Огороду, полю – врач,
Глянцевитый черный грач.
Мы спешили к вам, ребята, на праздник. Весна идет. Пора браться за дела: заселять домики, приготовленные вами, устраивать гнезда, высиживать и растить птенцов.
Дятел. Мой клюв как долото, и я выдалбливаю себе в дереве отличное жилье.
Мухоловка-пеструшка. У меня нет такого крепкого клюва, как у дятла. Я обязательно поселюсь в вашем домике, ребята, и обещаю вам каждый день ловить по 300 мух и комаров. Я хоть и очень маленькая, но аппетит у меня большой.
Сова. Я съедаю за 7-8 мышей. Только одна моя семья уничтожила за год 10 тысяч мышей и таким образом спасла 20 тонн зерна.
Синица. Я круглый год отыскиваю на деревьях вредных насекомых и их яйца и личинки. Трудно нам, синицам, бывает зимой, когда деревья покрыты снегом. Не можем мы в это время найти насекомых, и если бы не вы, юннаты, то умерли бы от голода. Спасибо вам, ребята, за птичьи «столовые».
Ученик. Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый скворец.
Кукушка. Я съедаю за день 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки-капустницы, 5 личинок майского жука, 3 куколки бабочки, 4 паука и много муравьиных яиц.
Ученик. Кукушка, ты нам дорога!
Уничтожаешь гусениц мохнатых
И охраняешь леса и поля.
Учитель. Большое спасибо нашим птицам! Просим вас занять почетные места в жюри и оценить знания наших ребят.
4. Игра «Наши пернатые друзья».
Учащиеся делятся на 3 команды и выбирают капитанов.
1-й конкурс: «Приветствие».
Каждая команда должна придумать себе название, девиз и нарисовать эмблему.
2-й конкурс: « Разминка»
Учитель задает вопросы.
- Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? (Грачи)
- Какие птицы выводят птенцов зимой?( Клесты)
- Какие птицы ночуют, зарываясь в снег?( Тетерева, рябчики)
- Какая из птиц наших хвойных лесов самая маленькая? (Королек)
- Какая птица делает запасы, накалывая добычу на колючки кустарников?(Сорокопут)
- У каких птиц самцы красные, а самки зеленые? ( У клестов)
- Какая птица к зиме белеет? ( Белая куропатка)
- Чем сорочье гнездо отличается от вороньего?( Сорочье гнездо плоское, а воронье – круглое с крышкой)
- Какие птицы устраивают гнезда в земляных норах ? ( Береговая ласточка, щурка, зимородок)
- Какие наши птицы не садятся ни на землю, ни на воду? ( Стрижи)
- Какая птица самая большая в мире? ( Африканский страус)
- Какая из наших птиц быстрее всех летает? ( Стриж)
- Какая птица самая маленькая в мире? ( Колибри)
- Почему глухаря называют так: глухарь? ( Во время токования птица ничего не слышит)
- Какая птица делает гнездо из рыбьих костей? ( Зимородок)
3-й конкурс: « Почтовый ящик».
Учитель. Ребята, на наш адрес пришло три письма . Угадайте, кто их написал.
Учитель читает письмо – описание для каждой команды.
- « У меня на голове черная шапочка, спинка, крылья, хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескромицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я?»
Ответ: синица.
- «Меня называют смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто будить всех ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда, вверх-вниз по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелетать с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена. Осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?
Ответ: полозень.
- «Я необыкновенно нарядная птица. В моей окраске присутствуют цвета: красный, черный, коричневый, желтый, белый. Чаще всего меня можно увидеть на кустиках репейника и чертополоха, где я кормлюсь. Я изумительно пою. Мои звонкие трели преображают лес. Кто же я?»
Ответ: щегол.
Жюри оценивают конкурс.
4-й конкурс: «Птичьи разговоры»
Команды получают карточки:
Гуси крякают
Соловьи кричат
Журавли гогочут
Утки свистят
Вороны ухают
Ласточки воркуют
Голуби каркают
Синицы щебечут
Совы пищат
Учащиеся с помощью стрелок показывают, кто как разговаривает. Побеждает команда, которая первой даст верные ответы.
Ответы: гуси гогочут, соловьи свистят, журавли кричат, утки крякают, вороны каркают, ласточки щебечут, голуби воркуют, синицы пищат, совы ухают.
Жюри оценивает конкурс
5-й конкурс: «Птичьи профессии»
Учитель. А сможете ли вы узнать птиц по характерному признаку, по их делам?
Капитаны команд получают карточки:
Птица – рыболов соловей
Птца – плотник ласточка
Лесная кошка поползень
Птица – строитель баклан
Птица – акробат иволга
Пернатый солист кукушка
Ночной хищник дятел
Легкомысленная мамаша сова
Капитаны команд должны соединить стрелками признаки и названия птиц.
Ответ: птица – рыболов (баклан). Баклан прекрасно ныряет на глубину до 5 м и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти и самой ловкой рыбке.
Птица – плотник (дятел). Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых, поэтому и говорят: «Заладил, как дятел».
Лесная кошка (иволга). Иволга действительно умеет кричать кошкой. А перед грозой иволга обычно сидит на макушке высокого дерева среди густой зелени, издавая звуки, напоминающие игру на флейте.
Птица – строитель (ласточка). Самым искусным строителем считают ласточку. Гнезда ласточек – саланган съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп
Птица – акробат (поползень). Поползень лазает по деревьям вниз головой.
Пернатый солист (соловей). Об этой птице говорят: «В лесном оркестре он первая скрипка – самая трепетная и самая звонкая».
Ночной хищник (сова). Совы глотают мышей целиком, охотятся ночью.
Легкомысленная мамаша (кукушка).
Жюри оценивает конкурс.
6-й конкурс: «Восемь птиц»
Учитель. В тексте затаилось восемь птиц. Отыщите их названия. Время на выполнение задания – 5 минут.
Команды получают карточки с текстом.
Восемь птиц.
Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вышла, убрала в углу мусор. Оказалось, тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.
Жюри оценивает конкурс.
4. Игра «Прилетели птицы»
Учитель. А сейчас отдохнем и поиграем в игру «Прилетели птицы». Я буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши. Начинаем.
Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи… (дети хлопают)
Учитель. Что неправильно, почему?
Ученики. Мухи – это насекомые.
Учитель. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Дети хлопают
Учитель. Прилетели птицы: голуби, куницы… (дети хлопают)
Учитель. Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, комары, кукушки…
Дети хлопают
Учитель. Молодцы, не разу не ошиблись! А сейчас жюри объявит тоги конкурсов. Победители получают награды.
Ученик. Не трогай ласточку! Она
Издалека летит сюда,
У нас растит своих птенцов.
Не разоряй ее гнезда.
Будь другом птиц!
Пусть под окном
Поет весною соловей,
И над просторами Земли
Летают стаи голубей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "День птиц"
В нашей школе традиционно проводится День птиц.В данном мероприятии закрепляются знания о пользе птиц, которую они приносят человеку, о бережном отношении к птицам, воспитывается бережное отношен...
Сценарий внеклассного мероприятия: «День птиц»
Сценарий внеклассного мероприятия: «День птиц»...
Сценарий внеклассного мероприятия "День птиц"
Внеклассное мероприятие (5-е классы) ...
Сценарий внеклассного мероприятия "День птиц"
Сценарий мероприятия разработан в соответствии с программой кружка эколого-биологического направления...
Сценарий внеклассного мероприятия: «День птиц»
Сценарий внеклассного мероприятия: «День птиц»...
Сценарий внеклассного мероприятия "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!"
Цель мероприятия: Расширить знания учащихся о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним....
Сценарий внеклассного мероприятия "День птиц"
Разделы: Внеклассная работа Цель: на примерах выяснить значение птиц в природе и жизни человека; воспитывать любовь, заботу и интерес к пернатым друзьям....