Тематический классный час "Крещенские посиделки"
классный час (7 класс)
Классный час об обычаях и православных традициях , святочных гадания, водосвятии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kreshchenskie_posidel.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
II Всероссийский дистанционный конкурс
среди классных руководителей на лучшие методические разработки
воспитательных мероприятий
Тематическое направление: духовно нравственное воспитание
Тема: «Крещенские посиделки»
Автор:
Орлова Галина Дмитриевна,
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №27,
Городского округа город Воронеж
Воронежской области
2021 год
Пояснительная записка
Тематический классный час « Крещенские посиделки» рассчитан на учащихся 5-7 классов. Сценарий праздника представлен в рамках проведения тематических классных часов духовно нравственного направления..
Актуальность:
Целесообразность использования предложенного дидактического материала в продвижении православных традиций, в осуществлении информационно- просветительской деятельности для детей и родителей, в организации совместной творческой деятельности в классе, а также между семьей и школой.
Учащиеся совместно с родителями и педагогом готовят представление. Дети разучивают стихи, роли,
песни, родители помогают смастерить праздничные костюмы.
На основе технологии «Коллективное творческое дело» мною был разработан тематический классный час, приуроченное к православному празднику Крещение (19 января).
Актуальность проведения такого мероприятия в том, что детям предоставляется возможность не только демонстрировать свои творческие способности, но и осуществлять организаторскую, познавательную деятельность, выступить в различных социальных ролях (ведущие, организаторы, артисты, оформители).
Цель: способствовать формированию деятельностного интереса к национальной культуре и традициям.
Задачи:
- воспитание уважения к обычаям и традициям русского народа;
- сплочение детей и родителей через совместную творческую деятельность;
- развитие творческих способностей учащихся.
Планируемые результаты:
Предметные – расширение представлений о христианских праздниках, об их месте в жизни православного человека.
Метапредметные: результаты и деятельность учащихся;
Познавательные: ориентироваться в системе знаний; находить ответы на вопросы;
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, родителей;
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами.
Личностные результаты: учить детей осмысливать нравственные ценности и высказывать собственное суждение; воспитывать бережное отношение к наследию предков.
Форма мероприятия: праздник с элементами игры (комбинированный)
Методы и технологии, используемые на занятии:
- здоровьесберегающие технологии;
-методы стимулирования и мотивации (создание эмоциональных ситуаций);
-методы организации познавательной деятельности (наглядные, словесные)
Оборудование: оформить информационные стенды с иллюстрациями картин русских художников, ноутбук (музыкальное и видео сопровождение), проектор, презентация.
Этапы подготовки классного часа.
I этап. Беседа педагога с детьми на классном часу «Наши мероприятия в 3 четверти»
Совместное решение о проведении дела.
-Ребята, какие важные дела можно запланировать на эту учебную четверть?
-Кто может организовать для вас эти дела?
-Какие праздники хотелось бы провести в этой четверти ?
-Какие праздники мы традиционно отмечаем в 3 четверти ?
-В нашей школе традиция – отмечать Масленицу, давайте подготовим мероприятие о святках.
-Когда соберѐмся, чтобы начать подготовку к этому полезному и интересному делу?
Дети предлагают самые разнообразные дела: конкурсы, загадки и т.д.
Оформить выставку рисунков, информационные стенды. Предлагается привлечь учителя музыки.
II этап. Коллективное планирование
При планировании на общем собрании детского коллектива отвечали на вопросы:
Что будем делать?
Кто будет организатором? Кто и кому будет помогать?
III этап. Коллективная подготовка. Организовано творческое деление на группы, распределение поручений по группам в соответствии с интересами обучающихся.
1 группа: выпуск рекламного плаката для 1-х,2-х классов о подготовке к праздничному мероприятию.
2группа: разработка сценария, распределение ролей.
3 группа: подбор репертуара, договор с учителем музыки
4 группа: подготовка и оформление информационных стендов.
IV этап. Проведение самого дела. Проведение праздничного концерта (с приглашением учащихся других классов). (сценарий прилагается).
V этап. Коллективный анализ (после круглого стола - чаепитие с ребятами).
Сценарий «Крещенские посиделки»
Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы поздравляем Вас с праздником и приветствуем на «Крещенских посиделках». Мы собрались с вами в удивительные дни. 12 дней после Рождества Христова до Крещения, которое празднуется сегодня, в народе их называют «святки», святочные дни. У нас сегодня совсем не обычный праздник. Мы надеемся, что он приоткроет нам дверцу в интереснейший мир истории России. Каждый культурный человек обязательно должен знать прошлое страны, в которой живёт.
Ведущий 2 И эпиграфом к нашему празднику послужили слова Вадима Шафрана:
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Ведущий 1 Кто знает, какие праздники мы отметили недавно? (ответы детей)
Как вы думаете, эти праздники празднуются с давних времён или это новые праздники? (ответы детей)
Из всех перечисленных праздников Новый год самый молодой – его ввёл Пётр 1. А Рождество и Крещение на Руси праздновались издавна. Почему они так называются?
Ведущий 2. РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО - великий христианский праздник, установленный в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме. Празднуется в ночь с 6 на 7 января.
1 чтец. Спал Вифлеем, забывший про дела.
И только пастухи стада пасли.
В ту ночь Мария Сына родила
Дитя, похожее на всех детей земли.
Младенец в колыбельке сладко спал,
А в яслях было ясно, словно днем.
Огромный мир, казалось чуда ждал,
А это чудо заключалось в нем.
2 чтец. Три пастуха и Ангел впереди,
Исполненные радости вошли, -
И видят: прижимает Мать к груди-
Дитя, похожее на всех детей земли.
Мария замерла, Иосиф чуть привстал -
На лицах их застыл немой вопрос...
3. чтец. И на Младенца Ангел указал:
Смотрите, люди к вам пришел Христос.
Волхвы свой караван вели в песках,
Верблюды плыли словно корабли,
Туда, где Мать качает на руках,
Дитя, похожее на всех детей Земли.
(И. Языкова)
Ведущие1: Светлый праздник Рождества – один из самых главных христианских праздников. Его любят и взрослые и дети. Шутки, смех, веселье слышны повсюду! Радость наполняет сердца людей! И без веселых песен не обойтись!
Ведущий2. С праздником Рождества связано немало радостных обычаев. Этот праздник начинает святки. А заканчиваются святки еще одним христианским праздником – Крещением Господним или Богоявлением - 19 января.
В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель. Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения. На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. А сейчас послушайте выступление патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Отрывок видео «Слово пастыря. Патриарх Кирилл» 1 https://www.youtube.com/watch?v=yacO6DiJ734
Отрывок видео «Слово пастыря. Патриарх Кирилл» 2
https://www.youtube.com/watch?v=5e0vRwkffiE
Ведущий 1. Итак, эти два праздника Рождество и Крещение являются одними из самых значительных дней года и одними из главнейших христианских праздников. А период между Рождеством и Крещением называется святые недели или Святки.
Выходят скоморохи.
Скоморох 2.
- А что такое «Святки»?
Скоморох 1.
- Праздник этот самый длинный.
Он веселый и старинный.
Наши предки пили, ели,
Веселились две недели.
Скоморох 2.
- От Рождества и до Крещенья,
Приготовив угощенье,
Пели разные колядки,
По дворам ходили в Святки.
Скоморох 1.
-Наряжались и шутили.
Праздник ждали и любили.
Так давайте же сейчас
Встретим мы его у нас!
Ведущий 2. Святки – это двухнедельные новогодние празднества, которые исстари отмечали наши предки. По древнему верованию, в дни святок новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары; о чем попросишь в молитве, то и получишь. Считалось, что в это время исполнялись самые заветные желания. Святки – праздник особенный! Волшебный! Чудесный!
Ведущий 1. В это время было принято на Руси проводить праздничные гуляния, в эти дни ходили по дворам колядовщики, славили Христа, пели обрядовые песни, желали счастья и благополучия хозяевам, собирали дары. Это называлось колядование или колядки.
Выходят первые ряженые.
1.Коляда, коляда! А бывает коляда
Накануне Рождества!
Коляда пришла —
Рождество принесла!
2.А дай Бог тому,
Кто в этом дому:
Ему рожь густа,
Рожь ужиниста!
3.Ему с колосу осьминка,
Из зерна ему коврига,
Из полузерна — пирог!
Наделил бы вас Господь
4.И житьем, и бытьем,
И богатством!
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!
5.Дай вам, Господи,
Скота, живота,
корову с теленочком,
овцу с ягненочком,
лошадь с жеребеночком,
свинью с поросеночком!
Хором.
Открывайте сундучок,
Подавайте пятачок!
Хоть блина, хоть сала клин,
Хоть печенья, хоть варенья.
Нам на угощенье!
Хозяйка. Здравствуйте, люди добрые! Просим в избу! Красному гостю – красное место!
Ряженые (обсыпают углы дома зерном и приговаривают):
Сеем, сеем, посеваем,
С Рождеством вас поздравляем,
Уродись, пшеничка, на поле стогами,
На столе – пирогами!
Счастье будет вам горой,
Урожая воз большой!
Всем людям добрым желаем добра,
Золота и серебра!
Пышных пирогов, медовых блинов!
Чтоб здоровые все были,
Чтобы много лет прожили!
Хозяйка. Вот вам угощенье –
Пироги да печенье,
Пряники, конфетки,
Покушайте детки!
Ряженные. Благодарствуем добрым хозяевам и дальше пойдём.
Видео отрывок «Ночь перед Рождеством». https://www.youtube.com/watch?v=0d-LgIGN6Gs
Ведущий 2. Рождество отмечается во всём христианском мире. Вот, например, отрывок из «Рождественской песенки» на английском языке.
Видео отрывок. https://www.youtube.com/watch?v=zMKcoKZtsxs
Ведущий 1. В давние времена у людей не было ни телевизоров, ни магнитофонов, даже радио не было, поэтому они сами умели себя развлекать – пели, танцевали, хороводы водили, играли. А теперь давайте поиграем в игры.
Игры на святки.
Игра 1. «Силачи» .
Кто хочет проверить силу-силушку. Приглашаются 5 мальчиков. (надуть шары)
Игра 2. «Ловкачи». Накинуть кольцо на предмет.
Игра 3. «Шустряки». Проговорить скороговорку
Загадки на святки.
Ведущий 1. А вы загадки умеем разгадывать? Да не простые, а с закавыкою!
Ведущий 2. У нянюшки, у нянюшки
Сорок восемь детушек,
Малы были - все дружили,
Подросли – рассыпались.
(Колосок)
Ведущий 1: По синему озеру плывут гуси с гусятами. (Облака)
Ведущий 2. Домик деревянный, в домике - водица. (Колодец)
Ведущий 1. Плачет, плачет рёвушка,
Бедная головушка.
Плачет летом и весной,
А осеннею порой так рыдает, так рыдает,
Что почти не высыхает! (Дождь)
Ведущий 2: Белая овечка,
Золочёны рожки.
Днём ей не пасётся,
По ночам не спится! (Месяц)
Ведущий 1. Не лёд, не снег, а тает. (Свеча)
Ведущий 2. Чудной Сашка - зелёная рубашка:
Летом оделся, к зиме разделся! (Дерево)
Ведущий 1: Деревянный великан
По лесам-полям шагал.
Через реченьку шагнул
Да над реченькой уснул! (Мост)
Зрители отгадывают, получают маленькие призы.
Святочные гадания
Ведущий1 : Безусловно, одним из святочных действ было гадание. Вы, я надеюсь, познакомились с данным стендом и обратили внимание какие художники писали на тему святочных обрядов. Назовите художников. Назовите поэтов, которые обращались к теме гаданий.
Молодые девушки хотели узнать, как сложится их жизнь, кто станет спутником жизни, суженым.
В.А.Жуковский «СВЕТЛАНА»
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали; (1 способ)
Снег пололи; под окном(2 способ)
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном; (3 способ)
Ярый воск топили; (4 способ)
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны; (5 способ)
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.
Ведущий1: а также было гадание на спичках, гадание с петухом, гадание с воском и свечой (комментарий ведущего).
Ведущий 2: Вот так интересно проходили все двенадцать дней Святок в России в прошлые века.
Знаете теперь, что такое Святки? Вот мы и вспомнили наши с вами традиции, наши с вами обычаи. Что и говорить, древние понимали толк в веселье! Но и мы от них не отстаём, правда? Такими были на Руси святки - с ряжением, гаданием, праздничным гулянием.
Ведущий 2 А заканчивались эти весёлые дни водосвятием на Крещение. До сих пор сохранился обычай ходить в полночь за водой к проруби. Люди верят, что, если в простую воду добавить хоть капельку крещенской, она вся становится целебной. Набирая святую воду, нельзя ссориться, ругаться, допускать тёмные мысли: вода теряет святость. Купание в проруби — тоже народный обычай, который не является церковным таинством, но очень популярен.
Будьте же здоровы и счастливы, дорогие друзья! Дай вам Бог всего самого светлого и прекрасного! Наслаждайтесь праздниками и берегите друг друга!
Видео «Светлый праздник Рождества» https://www.youtube.com/watch?v=spo-XOjJynQ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый тематический классный час: «Война в Афганистане. 1979-1989 г.г. Память и боль».
15 февраля 2009 года – памятное событие в истории Советской Армии и его боевых традиций. Двадцать лет назад в 15:00 – 15 февраля 1989 года – последний солдат Ограниченного контингента Советских войск ...
Тематический классный час "Ненормативная лексика"
Разработка тематического классного часа по направлению: культура речи. Подборка материалов о ненормативной лексике....
Методическая разработка тематического классного часа «Мы – за здоровый образ жизни».
Здоровый образ жизни и вредные паривычки несовместимы. Пропаганда здорового образа жизни - насущное требование дня.Одним из видов пропаганды факторов,способствующих сохранению здроровья, является пров...
Тематический классный час "Увидеть, чтобы понять..." Памяти детей - жертв Холокоста посвящается.
В связи с приближающимся праздником Великой Победы мы вспоминаем имена героев, которые защищали нашу Родину на фронте и в тылу, вспоминаем тех, кто погиб, заплатив ценою своей жизни за наш мир и свобо...
Тематический классный час "Русские посиделки"
Русские праздники, если сделаны «по правде», погружают детей в стихию традиционной народной жизни – красочной и многообразной. Именно поэтому у каждого праздника свои особые песни, танцы, обычаи, обря...
Примерные тематические классные часы по ПДД для классных руководителей
Здесь представлены Примерные тематические классные часы по ПДД для классных руководителей 1-11 классов...
Классный час - посиделки "Зимняя мозаика."
Цель данного занятия: Расширить знания детей о русских традициях, обычаях, праздниках. Формировать нравственные качества личности ребенка, понятия о добре и зле....