Классный час - посиделки "Зимняя мозаика."
классный час по музыке (6 класс)

Цель данного занятия: Расширить знания детей о русских традициях, обычаях, праздниках. Формировать нравственные качества личности ребенка, понятия о добре и зле. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimnie_posidelki.docx30.17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Классный час - посиделки "Зимняя мозаика."

Цели: Расширить знания детей о русских традициях, обычаях, праздниках. Формировать нравственные качества личности ребенка, понятия о добре и зле.

Воспитательные задачи:                                                                                                                    воспитание нравственности, патриотизма;

  • воспитание любви к отчему краю, к Родине;
  • организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;
  • обеспечение нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического,  культурного развития, а также саморазвития личности ребенка;
  • развитие творческих способностей и творческой инициативы детей;
  • развитие коллективно-творческой деятельности.

Актуализация темы.

Учитель: Как это ни удивительно, но зима с её ранними сумерками и жестокими морозами издавна была в России самым веселым временем года. Не случайно в самое холодное и суровое время года на Руси всегда были самые веселые и захватывающие праздники. Они врывались в повседневный быт яркими красками, шумными многолюдными забавами. Разве можно представить нашу зиму без ледяных горок, расписных санок, катания на тройках, взятия снежных городков, хороводов и переплясов?

Наши древние предки были наблюдательны и знали, что будущий урожай во многом зависит от зимних месяцев. Верили в то, что природой управляют особые боги и их можно задобрить.

Зиме старались всячески угодить. Именно этим и объясняется обилие народных праздников зимой .    ВИДЕО   (Краткий рассказ о зимних праздниках)

Уч. 1:  На Руси было принято обращаться к Зиме в уважительной форме.                                     Величава Зима –                                                                                                                     Называть её хочется                                                                                                                        Не по имени просто,                                                                                                                           А по имени – отчеству.                                                                                                                   Ой, Зима, ты – Морозовна!                                                                                                               Ой, Зима, ты – Метельевна!

Уч. 2:  Основной формой проведения досуга зимой были посиделки. Обратимся к словарю В.Даля: «Посиделки – есть сборище крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия,  а более для россказней, забав, песен».

Складно и весело проводили зимние посиделки наши предки.

Считали, что посиделки – это, прежде всего повод для общения. И он должен быть лёгким, радостным, приятным.

Уч.3: Действительно, каждый из нас стремится познать окружающий мир, узнать много нового и интересного. Но сделать шаг вперёд можно лишь тогда, когда  отталкиваешься от чего – то, а именно, от многовекового опыта людей, которые жили до нас.

Много славных и добрых праздников                                                                                          Нам досталось от старины                                                                                             Передать их в наследство правнукам                                                                                           По традиции мы должны.

Учитель: Я предлагаю вам свой вариант посиделок. Давайте посидим рядком, да поговорим ладком.

Основная часть занятия.

Уч. 4: Долог зимний вечер. Горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печи…

Складно и весело проводили зимние посиделки наши предки. Знали – ведали они свой секрет веселья. Они понимали: чтобы подружиться с удачей, надо быть не только ловким, но и умным. Кроме упражнений на ловкость и выносливость, они любили испытания на сообразительность, например, загадки.

Зимние загадки.

  1. Что же за девица:                                                                                                                     Ни швея, ни мастерица,                                                                                                  Ничего сама не шьёт,                                                                                                                А в иголках круглый год? (ёлка)
  1. Ни ведерка, ни кисти, ни рук,                                                                                               А побелит все крыши вокруг. (зима)
  1. Пришёл на день, а ушёл через год. (новый год)
  1. Вырос лес, белый весь,                                                                                                 Пешком в него не войти,                                                                                                        На коне не выехать. (морозный узор)
  1. Гость гостил, мост мостил,                                                                                                    Без пилы, без топора мост вымостил. (мороз)

Уч. 5: Загадка – это маленький ключик от тайны. С её помощью легче всего узнать, что за человек твой знакомый, как у него с чувством юмора, догадлив ли он, сообразителен, как поведёт себя в трудных обстоятельствах. Загадки пришли к нам из древности. Особой популярностью пользуются на праздниках «весёлые» вопросы.

Весёлые вопросы.

  1. Почему львы едят сырое мясо? (не умеют готовить)
  1. Может ли петух назвать себя птицей? (нет, не умеет говорить)
  1. Кто с головой окунается в работу? (водолаз)
  1. Как зовут женщину, которая первой поднялась в ночное небо? (Баба - Яга)
  1. Что портится от слов? (настроение)

А какой же праздник без песни?  ПЕСНЯ «Кабы не было зимы!»

Кабы не было зимы

В городах и селах,

Никогда б не знали мы

Этих дней веселых.

Не кружила б малышня

Возле снежной бабы,

Не петляла бы лыжня,

Кабы, кабы, кабы...

Не петляла бы лыжня,

Кабы, кабы, кабы..

.

Кабы не было зимы, -

В этом нет секрета, -

От жары б увяли мы,

Надоело б лето.

Не пришла бы к нам метель

На денек хотя бы,

И снегирь не сел на ель,

Кабы, кабы, кабы...

И снегирь не сел на ель,

Кабы, кабы, кабы...

Кабы не было зимы,

А все время лето,

Мы б не знали кутерьмы

Новогодней этой.

Не спешил бы Дед Мороз

К нам через ухабы,

Лед на речке б не замерз,

Кабы, кабы, кабы...

Лед на речке б не замерз,

Кабы, кабы, кабы...

Кабы не было зимы

В городах и селах,

Никогда б не знали мы

Этих дней веселых!

ИГРА «НАРИСУЙ СНЕГОВИКА»

( Дети рисуют снеговика на доске с завязанными глазами)

Уч. 6: Очень часто на посиделках звучали русские пословицы и поговорки. Это настоящие маленькие художественные произведения! Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знакомы с этим видом народного творчества. 

(Дети должны продолжить пословицу)

Дерево ценят по плодам, а человека... (по делам) 
Поспешишь - людей .. .(насмешишь) 
Недаром говорится, что дело... (мастера боится) 
Что посеешь,... (то и пожнешь) 
Землю солнце красит, а человека... (труд) 
Без труда жить,... (только небо коптить) 

Береги нос в ….(большой мороз.) 
Любишь кататься, ….(люби и саночки возить).

Долог день до вечера,…..( коли делать нечего).                                                                    Труд человека кормит,…..( а лень портит).

Умелые руки …..(не знают скуки).

Сделал дело –….( гуляй смело).

Учитель: Зима, зима! Мороз трещит;                                                                                             Луна в кольце на тверди синей;                                                                                                  Звездится снег; лазурный иней                                                                                                         На черных деревах блестит…

В удивительное время года мы собрались на посиделки.                                                           Это ею – русскою зимою восхищаются поэты.

Дети читают стихи о зиме

Зима особое время года. Все становится вокруг белым, чистым, искрящимся, все изменяется, как в сказке. А.С.Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идет волшебница-зима». Чудесное время года!

Хорошо мы пели песню,                                                                                                       Други и  подружки,                                                                                                              Только что за посиделки                                                                                                                        Без весёлой уж частушки?   (Дети исполняют частушки)

Частушки.

Начинаем петь частушки,                                                                                                     Просим не смеяться,                                                                                                                  Тут народу очень много,                                                                                                         Можем растеряться.

Я плясала в три ноги,                                                                                                             Потеряла сапоги,                                                                                                            Оглянулась я назад,                                                                                                              Сапоги мои лежат!

Не хотела я плясать,                                                                                                             Стояла и стеснялася.                                                                                                                  А гармошка заиграла,                                                                                                                     Я не удержалася.

А у нас во дворе                                                                                                                     Квакали лягушки,                                                                                                                            А я с печки босиком,                                                                                                            Думала – подружки.

Вместе:  Мы пропели вам частушки                                                                                                   Хорошо ли, плохо ли,                                                                                                                     А теперь мы вас попросим,                                                                                                       Чтоб вы нам похлопали. 

Учитель: Мы с вами спели частушки, а сейчас я хочу предложить вам сочинить частушки самим. (Учитель раздает детям листочки, на которых написаны первые  три  строчки. (См. приложение)  Детям необходимо сочинить последнюю строчку. По истечении времени 5 минут дети зачитывают свои частушки.)

Учитель:  Много сказок было рассказано на зимних посиделках! Их герои до сих пор живут в нашей памяти.

Сказка – ложь, да в ней намёк,                                                                                                  Добрым молодцам урок.                                                                                                                 За героями тайком                                                                                                                           В сказки русские войдём.                                                                                                     Добро пожаловать на сказочную викторину!

Викторина по сказкам

1.- «Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепили носик, ротик, подбородок. Смотрит она и улыбается». «Снегурочка».

2- «Делать нечего, взял ведра и пошел на реку за водой. Подошел он к проруби, зачерпнул воды, и попала ему щука в ведро.Обрадовался… »«По щучьему веленью».

4.- «Добрался крестьянин до места и стал рубить дерево, махать топором. От работы ему все жарче, все с себя снял, рукавицы даже бросил. А я забрался в дырявую шубу, в шапку, в рукавицы и давай их морозить… »«Два Мороза».

5.«Пришла зима студёная, со вьюгой да снежными сугробами. Зайка с холода и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить…» (Лиса и заяц»)

6.«Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка. И мала, и велика!2» («Лисичка-сестричка и серый волк»)

7.«Придумала мачеха падчерицу со двора согнать: «Вези, старик, её куда хочешь, чтобы глаза мои её не видели … во чисто поле на трескучий мороз». (Морозко»)

Чей это портрет?

- Сладких яблок аромат                                                                                                     Заманил ту птицу в сад.                                                                                                         Перья светятся огнем,                                                                                                                    И светло в ночи, как днем (Жар-птица)

- Эта скатерть знаменита                                                                                                          Тем, что кормит нас досыта.                                                                                                    Что сама собой она,                                                                                                          Вкусных кушаний полна (Скатерть самобранка)

- Летела стрела, попала в болото,                                                                                                И в этом болоте поймал её кто-то,                                                                                           Кто, распростившись с зеленою кожей,                                                                           Сделался милой, красивой, пригожей (Василиса Прекрасная или Царевна -лягушка).

Итог:

  1. Каково значение слова «посиделки»?
  2. В какое время года собиралась молодежь на посиделки? Почему?
  3. Назовите виды устного народного творчества наиболее популярные на посиделках.
  4. Какие забавы были на зимних посиделках?

Приложение «Сочини частушку»

Мы частушки сочиняли,
Каждый постарался.
Слушай, Дедушка Мороз,


____________________________________________________________________

Ах, какие украшенья
Елочка развесила.
Мы споем частушки всем,


_____________________________________________________________________

Елочки, сосеночки,
Радужные шарики.
Озорные девочки,


______________________________________________________________________

Засверкай, огнями елка,
Hac на праздник позови!
Все желания исполни,


______________________________________________________________________

Поглядите, сколько снега -
На диване, под столом!
Жаль, закончилась вся вата –

_____________________________________________________________________

А наш Дедушка Мороз
Cтаренький-престаренький.
К нам на елку так спешил,


_________________________________________________________________________

Ох, и щиплется Мороз,
Старый забияка.
У Иришки на щеках


__________________________________________________________________________

Лапки елочки-красы
Крепко держат свечи.
Их зажжет нам Дед Мороз


__________________________________________________________________________

За окном снежинок стая,
Тоже водят хоровод.
Попрощавшись с годом старым,


___________________________________________________________________________

Я под елочкой плясала
И ногами топала,
С веток пряники срывала


___________________________________________________________________________

Становиться нам, ребята,
Надо быстро в хоровод.
Песней и веселой пляской


___________________________________________________________________________

Старый год пусть заберет
«Неуды» и «двоечки».
Новый – с радостью несет,


__________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная мозаика по творчеству Н.В. Гоголя

Данная викторина - интересное и увлекательное путешествие по страницам произведений Гоголя (много иллюстративного материала). Лучше всего использовать как материал повторения в 10 классе!Начинается ви...

Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»

урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII  вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...

Классный час "Весенняя мозаика"

Поздравление девочек класса с Международным женским днем...

Практическое применение графического редактора Paint. Конструирование из мозаики: "Объемная мозаика"

практическое занятие по информатике с использованием графического редактора Paint....

Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов «Психологическая мозаика»

Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов...

Классный час "Интеллектуальная мозаика" для 6-7 классов

Разработка представляет собой интеллектуальную игру в ходе  которой класс может показать свои знания в разных областях : экономика.биология,математика,история,география и литература. Игра расчита...

Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики (С. Г. Тер-Минасова).

Презентация по теме "Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики"...