Классный час - посиделки "Зимняя мозаика."
классный час по музыке (6 класс)
Цель данного занятия: Расширить знания детей о русских традициях, обычаях, праздниках. Формировать нравственные качества личности ребенка, понятия о добре и зле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_posidelki.docx | 30.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Классный час - посиделки "Зимняя мозаика."
Цели: Расширить знания детей о русских традициях, обычаях, праздниках. Формировать нравственные качества личности ребенка, понятия о добре и зле.
Воспитательные задачи: воспитание нравственности, патриотизма;
- воспитание любви к отчему краю, к Родине;
- организация интересной, содержательной внеурочной деятельности;
- обеспечение нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического, культурного развития, а также саморазвития личности ребенка;
- развитие творческих способностей и творческой инициативы детей;
- развитие коллективно-творческой деятельности.
Актуализация темы.
Учитель: Как это ни удивительно, но зима с её ранними сумерками и жестокими морозами издавна была в России самым веселым временем года. Не случайно в самое холодное и суровое время года на Руси всегда были самые веселые и захватывающие праздники. Они врывались в повседневный быт яркими красками, шумными многолюдными забавами. Разве можно представить нашу зиму без ледяных горок, расписных санок, катания на тройках, взятия снежных городков, хороводов и переплясов?
Наши древние предки были наблюдательны и знали, что будущий урожай во многом зависит от зимних месяцев. Верили в то, что природой управляют особые боги и их можно задобрить.
Зиме старались всячески угодить. Именно этим и объясняется обилие народных праздников зимой . ВИДЕО (Краткий рассказ о зимних праздниках)
Уч. 1: На Руси было принято обращаться к Зиме в уважительной форме. Величава Зима – Называть её хочется Не по имени просто, А по имени – отчеству. Ой, Зима, ты – Морозовна! Ой, Зима, ты – Метельевна!
Уч. 2: Основной формой проведения досуга зимой были посиделки. Обратимся к словарю В.Даля: «Посиделки – есть сборище крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, а более для россказней, забав, песен».
Складно и весело проводили зимние посиделки наши предки.
Считали, что посиделки – это, прежде всего повод для общения. И он должен быть лёгким, радостным, приятным.
Уч.3: Действительно, каждый из нас стремится познать окружающий мир, узнать много нового и интересного. Но сделать шаг вперёд можно лишь тогда, когда отталкиваешься от чего – то, а именно, от многовекового опыта людей, которые жили до нас.
Много славных и добрых праздников Нам досталось от старины Передать их в наследство правнукам По традиции мы должны.
Учитель: Я предлагаю вам свой вариант посиделок. Давайте посидим рядком, да поговорим ладком.
Основная часть занятия.
Уч. 4: Долог зимний вечер. Горит-потрескивает березовая лучина, тени бегают по стене, разливается тепло от русской печи…
Складно и весело проводили зимние посиделки наши предки. Знали – ведали они свой секрет веселья. Они понимали: чтобы подружиться с удачей, надо быть не только ловким, но и умным. Кроме упражнений на ловкость и выносливость, они любили испытания на сообразительность, например, загадки.
Зимние загадки.
- Что же за девица: Ни швея, ни мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год? (ёлка)
- Ни ведерка, ни кисти, ни рук, А побелит все крыши вокруг. (зима)
- Пришёл на день, а ушёл через год. (новый год)
- Вырос лес, белый весь, Пешком в него не войти, На коне не выехать. (морозный узор)
- Гость гостил, мост мостил, Без пилы, без топора мост вымостил. (мороз)
Уч. 5: Загадка – это маленький ключик от тайны. С её помощью легче всего узнать, что за человек твой знакомый, как у него с чувством юмора, догадлив ли он, сообразителен, как поведёт себя в трудных обстоятельствах. Загадки пришли к нам из древности. Особой популярностью пользуются на праздниках «весёлые» вопросы.
Весёлые вопросы.
- Почему львы едят сырое мясо? (не умеют готовить)
- Может ли петух назвать себя птицей? (нет, не умеет говорить)
- Кто с головой окунается в работу? (водолаз)
- Как зовут женщину, которая первой поднялась в ночное небо? (Баба - Яга)
- Что портится от слов? (настроение)
А какой же праздник без песни? ПЕСНЯ «Кабы не было зимы!»
Кабы не было зимы
В городах и селах,
Никогда б не знали мы
Этих дней веселых.
Не кружила б малышня
Возле снежной бабы,
Не петляла бы лыжня,
Кабы, кабы, кабы...
Не петляла бы лыжня,
Кабы, кабы, кабы..
.
Кабы не было зимы, -
В этом нет секрета, -
От жары б увяли мы,
Надоело б лето.
Не пришла бы к нам метель
На денек хотя бы,
И снегирь не сел на ель,
Кабы, кабы, кабы...
И снегирь не сел на ель,
Кабы, кабы, кабы...
Кабы не было зимы,
А все время лето,
Мы б не знали кутерьмы
Новогодней этой.
Не спешил бы Дед Мороз
К нам через ухабы,
Лед на речке б не замерз,
Кабы, кабы, кабы...
Лед на речке б не замерз,
Кабы, кабы, кабы...
Кабы не было зимы
В городах и селах,
Никогда б не знали мы
Этих дней веселых!
ИГРА «НАРИСУЙ СНЕГОВИКА»
( Дети рисуют снеговика на доске с завязанными глазами)
Уч. 6: Очень часто на посиделках звучали русские пословицы и поговорки. Это настоящие маленькие художественные произведения! Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знакомы с этим видом народного творчества.
(Дети должны продолжить пословицу)
Дерево ценят по плодам, а человека... (по делам)
Поспешишь - людей .. .(насмешишь)
Недаром говорится, что дело... (мастера боится)
Что посеешь,... (то и пожнешь)
Землю солнце красит, а человека... (труд)
Без труда жить,... (только небо коптить)
Береги нос в ….(большой мороз.)
Любишь кататься, ….(люби и саночки возить).
Долог день до вечера,…..( коли делать нечего). Труд человека кормит,…..( а лень портит).
Умелые руки …..(не знают скуки).
Сделал дело –….( гуляй смело).
Учитель: Зима, зима! Мороз трещит; Луна в кольце на тверди синей; Звездится снег; лазурный иней На черных деревах блестит…
В удивительное время года мы собрались на посиделки. Это ею – русскою зимою восхищаются поэты.
Дети читают стихи о зиме
Зима особое время года. Все становится вокруг белым, чистым, искрящимся, все изменяется, как в сказке. А.С.Пушкин назвал зиму волшебницей: «Вот сама идет волшебница-зима». Чудесное время года!
Хорошо мы пели песню, Други и подружки, Только что за посиделки Без весёлой уж частушки? (Дети исполняют частушки)
Частушки.
Начинаем петь частушки, Просим не смеяться, Тут народу очень много, Можем растеряться.
Я плясала в три ноги, Потеряла сапоги, Оглянулась я назад, Сапоги мои лежат!
Не хотела я плясать, Стояла и стеснялася. А гармошка заиграла, Я не удержалася.
А у нас во дворе Квакали лягушки, А я с печки босиком, Думала – подружки.
Вместе: Мы пропели вам частушки Хорошо ли, плохо ли, А теперь мы вас попросим, Чтоб вы нам похлопали.
Учитель: Мы с вами спели частушки, а сейчас я хочу предложить вам сочинить частушки самим. (Учитель раздает детям листочки, на которых написаны первые три строчки. (См. приложение) Детям необходимо сочинить последнюю строчку. По истечении времени 5 минут дети зачитывают свои частушки.)
Учитель: Много сказок было рассказано на зимних посиделках! Их герои до сих пор живут в нашей памяти.
Сказка – ложь, да в ней намёк, Добрым молодцам урок. За героями тайком В сказки русские войдём. Добро пожаловать на сказочную викторину!
Викторина по сказкам
1.- «Скатали они снежный ком, ручки, ножки приладили, сверху снежную голову приставили. Вылепили носик, ротик, подбородок. Смотрит она и улыбается». «Снегурочка».
2- «Делать нечего, взял ведра и пошел на реку за водой. Подошел он к проруби, зачерпнул воды, и попала ему щука в ведро.Обрадовался… »«По щучьему веленью».
4.- «Добрался крестьянин до места и стал рубить дерево, махать топором. От работы ему все жарче, все с себя снял, рукавицы даже бросил. А я забрался в дырявую шубу, в шапку, в рукавицы и давай их морозить… »«Два Мороза».
5.«Пришла зима студёная, со вьюгой да снежными сугробами. Зайка с холода и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить…» (Лиса и заяц»)
6.«Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в прорубь, сиди да приговаривай: «Ловись, рыбка. И мала, и велика!2» («Лисичка-сестричка и серый волк»)
7.«Придумала мачеха падчерицу со двора согнать: «Вези, старик, её куда хочешь, чтобы глаза мои её не видели … во чисто поле на трескучий мороз». (Морозко»)
Чей это портрет?
- Сладких яблок аромат Заманил ту птицу в сад. Перья светятся огнем, И светло в ночи, как днем (Жар-птица)
- Эта скатерть знаменита Тем, что кормит нас досыта. Что сама собой она, Вкусных кушаний полна (Скатерть самобранка)
- Летела стрела, попала в болото, И в этом болоте поймал её кто-то, Кто, распростившись с зеленою кожей, Сделался милой, красивой, пригожей (Василиса Прекрасная или Царевна -лягушка).
Итог:
- Каково значение слова «посиделки»?
- В какое время года собиралась молодежь на посиделки? Почему?
- Назовите виды устного народного творчества наиболее популярные на посиделках.
- Какие забавы были на зимних посиделках?
Приложение «Сочини частушку»
Мы частушки сочиняли,
Каждый постарался.
Слушай, Дедушка Мороз,
____________________________________________________________________
Ах, какие украшенья
Елочка развесила.
Мы споем частушки всем,
_____________________________________________________________________
Елочки, сосеночки,
Радужные шарики.
Озорные девочки,
______________________________________________________________________
Засверкай, огнями елка,
Hac на праздник позови!
Все желания исполни,
______________________________________________________________________
Поглядите, сколько снега -
На диване, под столом!
Жаль, закончилась вся вата –
_____________________________________________________________________
А наш Дедушка Мороз
Cтаренький-престаренький.
К нам на елку так спешил,
_________________________________________________________________________
Ох, и щиплется Мороз,
Старый забияка.
У Иришки на щеках
__________________________________________________________________________
Лапки елочки-красы
Крепко держат свечи.
Их зажжет нам Дед Мороз
__________________________________________________________________________
За окном снежинок стая,
Тоже водят хоровод.
Попрощавшись с годом старым,
___________________________________________________________________________
Я под елочкой плясала
И ногами топала,
С веток пряники срывала
___________________________________________________________________________
Становиться нам, ребята,
Надо быстро в хоровод.
Песней и веселой пляской
___________________________________________________________________________
Старый год пусть заберет
«Неуды» и «двоечки».
Новый – с радостью несет,
__________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная мозаика по творчеству Н.В. Гоголя
Данная викторина - интересное и увлекательное путешествие по страницам произведений Гоголя (много иллюстративного материала). Лучше всего использовать как материал повторения в 10 классе!Начинается ви...
Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.» Урок психомоторики 2 класс Тема «Мозаика из рваной бумаги. Птицы.»
урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" предназначен для учащихся 1-4 классов коррекционной школы VIII вида. Урок "Мозаика из рваной бумаги.Птицы" развивает мелкуюмоторику, мышление,...
Классный час "Весенняя мозаика"
Поздравление девочек класса с Международным женским днем...
Практическое применение графического редактора Paint. Конструирование из мозаики: "Объемная мозаика"
практическое занятие по информатике с использованием графического редактора Paint....
Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов «Психологическая мозаика»
Программа внеурочной деятельности «Психологическая мозаика» для учащихся вторых классов...
Классный час "Интеллектуальная мозаика" для 6-7 классов
Разработка представляет собой интеллектуальную игру в ходе которой класс может показать свои знания в разных областях : экономика.биология,математика,история,география и литература. Игра расчита...
Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики (С. Г. Тер-Минасова).
Презентация по теме "Обоснование целесообразности метафорического сравнения реального мира с мозаикой, а слова – с кусочком мозаики"...