Конспект классного часа в рамках недели профориентации «Труд украшает человека»
календарно-тематическое планирование (9 класс)
Обстановка на современном рынке труда сегодня очень специфическая. В связи с особенностями современной экономики, а также политической ситуации, сам труд несколько изменил, как свой характер, так и свои цели.
Особое внимание во время воспитательного процесса необходимо уделять профессиональной ориентации школьников, актуальность которой также возросла в несколько раз. Она должна отталкиваться от глубоких знаний всей системы и факторов, влияющих на формирование профессиональных намерений.
Основной целью профориентационной работы является помощь учащимся с выбором, как профиля обучения, так и дальнейшей профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение, свободный, но при этом сознательный выбор, который может опираться на вполне основательные аргументы – все это и есть первоначальными целями работы по профориентации.
К задачам же можно отнести такие:
- Получение объективных и полноценных данных об учащихся, их способностях, предпочтениях для успешного и правильного разделения их по профилям обучения.
- Использование нестандартных методов, а также форм для профессионального самоопределения с целью дать молодежи широкий диапазон вариантов для своего выбора профессии. Такие методы должны проводиться комплексно и регулярно применяются в воспитательной работе. Сегодня существует не один инновационный метод, что дает педагогу широкое поле для выбора.
- Поддержка школьников, у которых прогнозируются проблемы профориентации и в будущем трудоустройстве. К ним могут относиться ученики коррекционных классов, ученики с очень плохой успеваемостью и т.д.
- Построение системы взаимодействия с городскими и районными учреждениями дополнительного профессионального образования.
- Профориентация для школьников 5-7 классов.
- На этом этапе каждый ученик должен уловить личный смысл, как в познавательном опыте, так и в интересе к профессиональной деятельности. Ученики уже должны представлять собственные интересы, формировать свое собственное «Я» и иметь представление о своих возможностях. Пи этом параллельно им нужно приобрести опыт в различных сферах деятельности: культуре, технике, искусстве, медицине и т.д.
- Профориентация школьников 8-9 классов.
- Это один из самых ответственных этапов обучения в школе со стороны профессиональной ориентации учащихся. Ведь именно в восьмом и девятом классе преподаватели должны уточнить образовательный запрос посредством факультативных занятий, а также различных курсов по выбору будущей специальности. Есть также необходимость в проведении индивидуальных консультаций для адекватного решения о будущей профессии и другие подобные мероприятия. Главная цель – это помочь ребенку выбрать будущий профиль в соответствии с интересами, а также способностями.
- Профессиональная ориентация старших 10-11 классов.
- Этот этап является подведением итогов предыдущей работы. Программа по профориентации в этих классах должна преследовать следующую цель: коррекция и оценка готовности к выбранной специальности, а также дальнейших планов ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kitaeva_konspekt_proforientir_na_publikatsiyu.docx | 38.6 КБ |
review_-_00004082112594_4954.pdf | 320.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» имени Б.Т. Куропаткина
Полысаевский городской округ
Конкурс методических разработок профориентационного содержания
Конспект классного часа в рамках недели профориентации
«Труд украшает человека»
Исполнитель:
Китаева Елена Викторовна
Педагог дополнительного образования
Полысаево
2021
Введение
Обстановка на современном рынке труда сегодня очень специфическая. В связи с особенностями современной экономики, а также политической ситуации, сам труд несколько изменил, как свой характер, так и свои цели.
Особое внимание во время воспитательного процесса необходимо уделять профессиональной ориентации школьников, актуальность которой также возросла в несколько раз. Она должна отталкиваться от глубоких знаний всей системы и факторов, влияющих на формирование профессиональных намерений.
Основной целью профориентационной работы является помощь учащимся с выбором, как профиля обучения, так и дальнейшей профессиональной деятельности.
Профессиональное самоопределение, свободный, но при этом сознательный выбор, который может опираться на вполне основательные аргументы – все это и есть первоначальными целями работы по профориентации.
К задачам же можно отнести такие:
- Получение объективных и полноценных данных об учащихся, их способностях, предпочтениях для успешного и правильного разделения их по профилям обучения.
- Использование нестандартных методов, а также форм для профессионального самоопределения с целью дать молодежи широкий диапазон вариантов для своего выбора профессии. Такие методы должны проводиться комплексно и регулярно применяются в воспитательной работе. Сегодня существует не один инновационный метод, что дает педагогу широкое поле для выбора.
- Поддержка школьников, у которых прогнозируются проблемы профориентации и в будущем трудоустройстве. К ним могут относиться ученики коррекционных классов, ученики с очень плохой успеваемостью и т.д.
- Построение системы взаимодействия с городскими и районными учреждениями дополнительного профессионального образования.
- Профориентация для школьников 5-7 классов.
- На этом этапе каждый ученик должен уловить личный смысл, как в познавательном опыте, так и в интересе к профессиональной деятельности. Ученики уже должны представлять собственные интересы, формировать свое собственное «Я» и иметь представление о своих возможностях. Пи этом параллельно им нужно приобрести опыт в различных сферах деятельности: культуре, технике, искусстве, медицине и т.д.
- Профориентация школьников 8-9 классов.
- Это один из самых ответственных этапов обучения в школе со стороны профессиональной ориентации учащихся. Ведь именно в восьмом и девятом классе преподаватели должны уточнить образовательный запрос посредством факультативных занятий, а также различных курсов по выбору будущей специальности. Есть также необходимость в проведении индивидуальных консультаций для адекватного решения о будущей профессии и другие подобные мероприятия. Главная цель – это помочь ребенку выбрать будущий профиль в соответствии с интересами, а также способностями.
- Профессиональная ориентация старших 10-11 классов.
- Этот этап является подведением итогов предыдущей работы. Программа по профориентации в этих классах должна преследовать следующую цель: коррекция и оценка готовности к выбранной специальности, а также дальнейших планов ученика.
Конспект классного часа в рамках недели профориентации «Труд украшает человека»
Цели: расширить представления детей о значении труда в жизни общества; способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость; побуждать детей к развитию своих трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.
Задачи: пробудить интерес к профессиям посредством общения со специалистами (гостями) урока, через просмотр презентации и видеороликов о профессиях.
Дать первоначальные знания с помощью нетрадиционных технологий обучения.
Средства обучения (материалы или оборудование): медиапроектор, презентация, видеоролики про профессии.
Тип занятия: применение знаний, умений, навыков;
- комбинированное занятие.
Форма организации классного часа: Проблемно-ценностное общение дискуссионная беседа с гостем классного часа, менеджером по персоналу кадрового агентства «Персона», показ слайдов, просмотр видеороликов, объяснение.
Методы обучения: наглядные, словесные, репродуктивные.
Место данной темы в общей системе работы: тема занятия является составляющей перспективного плана детского объединения «Следопыт на 2020-2021 учебный год.
Предварительная работа с начальным звеном учащихся:
А) В рамках внеурочной деятельности занятия на тему «Все профессии нужны-все профессии важны» у начального звена, предложить детям подготовить четверостишие на тему «Профессии родителей», «Кем я быть хочу», оформить выставку рисунков «Профессии Кузбасса».
-Чем занимаются ваши родители на работе?
-Кто они по профессии?
-Кем хочешь стать ты?
-Чем привлекает вас эта профессия?
Б) По желанию детям предложить снять небольшой видеоролик о том какую профессию он хочет выбрать в дальнейшем. (эти ролики и выставку в дальнейшем применить для дискуссии в старших классах.
В) Организована встреча со специалистом по профессии: была проведена встреча с ветеринарным врачом города Ленинска-Кузнецкого заведующей центральной ветеринарной лечебницы О.В. Титовой.
Подготовительная работа по проведению мероприятия в 7-х-9-х классах.
А) Подготовить презентацию на тему «Мир рабочих профессии», видеоролик с сообщениями от детей о том кем хотят стать они.
Б) Подготовить помещения для проведения мероприятия предварительно оформив его холл рисунками детей на тему «Мир профессий».
В) связаться с менеджером кадрового агентства по поводу встречи связанной с мероприятием «Труд украшает человека»
Место проведения: МБОУ ДО ДДТ Полысаевского городского округа, зрительный зал.
Категория учащихся 7-9 класс
План работы классного часа
I. Проблемная ситуация «Два плуга».
II. Интерактивная беседа.
III. Мини-лекция «Что труд даёт человеку»
IV. Игра «Ринг профессий»
V. Блиц-интервью «Моя любимая профессия».
VI. Устные рассказы «Профессии наши».
VII. Заключительное слово.
VIII. Подведение итогов(рефлексия).
Ход урока
I. Проблемная ситуация «Два плуга»
Педагог. Тема нашего сегодняшнего классного часа «Труд украшает человека». И начать разговор я хочу с небольшого рассказа К.Д. Ушинского, который называется «Два плуга». Послушайте пожалуйста этот рассказ.
Читает. Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны 2 плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошёл в работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через некоторое время, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца блестел, как серебро, и был ещё лучше, чем, в то время как он только вышел из мастерской; плуг же пролежавший без дела в лавке, потемнел и покрылся коррозией.
Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?
-Спросил ржавый плуг у старого знакомого.
-От труда, мой миленький, - отвечал тот.
-А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому что бы всё время пролежал без дела, ничего не делаю, никому не нужный.
II.Интерактивная беседа
Педагог. Думаю что вы все хорошо поняли о том какое отношение имеет этот рассказ к теме нашего сегодняшнего классного часа.
-Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро» (потому что он трудился).
-Что случилось с тем плугом который пролежал на боку без дела? (Потемнел и ржавчиной покрылся).
Как вы думаете о ком этот рассказа? О ком подразумевает К.Д.Ушинский, говоря о работе плугов? (Труженика и лентяя).
-какой вывод можно сделать послушав этот рассказ?
II. Интерактивная беседа
Педагог. Наверняка все хорошо поняли, какое отношение имеет этот рассказ к сегодняшней нашей встречи.
Далее ответы учащихся.
III. Мини-лекция «Что труд даёт человеку»
Педагог. Издревле люди придавали большое значение труду. Русская традиция-это благоговейное отношение к труду. Многие древние авторы рассматривали труд как нравственный подвиг, как обязанность, святой долг человечества. Вспомним поучение Мономаха?! В нём труд высшее мерило благоугодности человека. Ещё один древний источник - «Домострой». По этой книге устраивали свою жизнь и князья, и крестьяне. Идеал трудовой жизни наших предков-это трудолюбие, бережливость, порядок и чистота в хозяйстве. Нигде не говорится, что человек должен работать, чтобы окружить себя роскошью и излишествами. И в настоящее время человек в обществе ценится по труду.
Труд-источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе учатся общению с другими людьми, получают возможность ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем как счастливы люди которые умеют всё делать своими руками, и как несчастны беспомощные те которые ничему не научились.
IV. Игра «Ринг профессий»
- Сейчас мы с вами узнаем себя, достаточно ли вы ориентированы в мире профессии.
начали!
«Бреин-ринг»!
Задание№1
Учащиеся делятся на команды из 10-12 человек, в течении 5ти минут выбирают капитана команды, и решают, как назовут свою команду.
1 раунд
1 вопрос: Назвать минимум пять профессий на букву «П»
2 вопрос: назвать минимум 5 профессий на букву «К»
(крановщик, кочегар, кутюрье, кровельщик, копирайтер)
3 вопрос: слушаем задание ведущего и отвечаем, о каких специалистах идет речь?
Проектирует дома, города, участки, скверы, парки?
(архитектор)
- Особенный доктор, любящих животных?
(ветеринар)
Специалист, который применяет меры по отношению к загрязнению окружающей среды, чтобы уменьшить негативное влияние на окружающую среду
(эколог)
4 вопрос: назовите профессии на букву «Ф»
(фтизиатр, фармацевт, фрезировщик, фокусник)
5 вопрос: Специалист, ведущий работу с текстами, проверяющий информацию о правильности текста, вносящий коррективы в текст, готовит к печати возможные издания (журналы, газеты, книги и многое другое).
(редактор)
6 вопрос: Кто такой МЕРЧЕНДАЙЗЕР?
(Человек продвигающий продукцию в основном в гипер, супер маркетах города)
7 вопрос: ГРУМЕР-кто это?
(специалист, похожий по обязанностям ветеринара, однако он больше, как парикмахер для животных, моет, делает модельные стрижки, подстригает когти).
2 раунд
1 вопрос: «Пазл из пословиц»
(одинакового размера бумажные кубики перемешаны на них написан текст с пословицами. Комплекты таких кубиков в находятся конвертах, которые раздаёт педагог.)
Пословиц всего по 3 время на задание по 10 минут, побеждает та команда которая справилась быстрее и без ошибок.
Без дела жить, только небо коптить.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Кто рано встает, тому Бог подает.
Была бы охота, а работа найдется.
Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
Глаза устрашаться, а руки делают.
Есть терпенье - будет и уменье.
Кто не работает, тот и не ест.
Семь раз отмерь, один отрежь.
Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.
Не боги горшки обжигают.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лесть.
- по окончании заданного времени капитаны команды поднимают руку о готовности своей команды и зачитывают пословицы.
Подведение итогов по двум конкурсам. команды, набравшие большее количество баллов проходят в финал, а команды, набравшие меньшее количество баллов выбывают.
3 раунд – финальный
1 вопрос: с какого возраста можно трудоустроиться (с 14 лет).
2 вопрос: Какова продолжительность работы подростка в учебное время?
(14 – 16 лет – не более 2,5 часов день; 16 – 18 лет – не более 3,5 часов в день)
3 вопрос: Какие особые условия есть при устройстве на работу подростков?
- Подросток должен учиться. 2) согласие родителей (опекунов), так как работа не должна мешать здоровью и обучению)
4 вопрос: сколько максимально часов в день в период каникул может работать подросток?
(5 часов в день и 24 часа в неделю – для 14 – 16 летних
7 часов в день и 36 часов в неделю – для 16 – 18 летних)
5 вопрос: В чем заключается работа специалиста – тестировщика?
(работа тестера или тестировщика заключается в том, чтобы выявить все ошибки программного продукта до того, как он выйдет на рынок. Тестированием продукта занимается целая команда, которая должна не только найти все «баги», но и уложиться в срок. В компании МАКРАСОФТ на одного программиста приходится два тестировщика).
6 вопрос: Специалист, отслеживающий цены на продаваемую продукцию, анализирующий ее конкурентоспособность, собирающий информацию о текущем состоянии рынка. (маркетолог)
7 вопрос: Основная задача этого специалиста – достижение взаимопонимания между той компанией, на которую он работает и ее клиент, партнерами, властями всех ровней, журналистами, населением и т.п. (пиар-менеджер, специалист по связям с общественностью)
Если за три конкурса у команд-финалистов набирается одинаковое количество баллов, им задаются дополнительные вопросы.
Дополнительный вопросы:
1 вопрос: Какому типу темперамента меньше всего подходит работа, требующая подвижности, частой смены обстановки? (флегматик)
2 вопрос: Как называется специалист, свидетельствующий верность копий документов?
(нотариус)
Подведение итогов брейн-ринга. Называются победители.
V. Блиц-интервью «Моя любимая профессия».
Педагог: А сейчас мы встречаем нашего гостя это Менеджер по персоналу кадрового агентства «Персона».
Педагог представляет гостя предлагает присесть и просит рассказать о том какие профессии сейчас более востребованы. Менеджер рассказывает:
- Специалисты по маркетингу. В ситуации экономической нестабильности, перенасыщения рынка, падения потребительского спроса многие компании заинтересованы в грамотных маркетологах, способных продвинуть товар или услугу и довести его до конечного потребителя.
- Медицина. Если предмет труда напрямую связан с основными потребностями человека, то его актуальность всегда будет на высоте. Старение общества и экологическая обстановка, реформа медицины увеличивают спрос на медицинских работников - врачи, фельдшеры, медсестры;
- Финансы, бухгалтерия - экономисты, бухгалтера, кассиры, менеджеры, специалисты;
- Банки, инвестиции - менеджеры, аналитики, бухгалтеры, специалисты;
- Сервисное обслуживание - мастера, авто мойщики, автослесари, автомеханики, автоэлектрики;
- Управление персоналом - менеджеры, специалисты по кадрам, инспекторы кадров, рекрутеры, руководители;
- Персонал для дома - няни, гувернантки, сиделки, домработницы, уборщицы;
- Искусство, культура, развлечения - администраторы, дизайнеры, флористы, фотографы;
- Наука, образование - педагоги, воспитатели, няни, помощники воспитателей;
- Юриспруденция - юристы, помощники юриста, консультанты.
В целом современная сфера труда предлагает широкие возможности по реализации индивидуальных способностей независимо от возраста и пола. Однако при желании можно назвать и топ-5 наиболее востребованных женских профессий 2020, среди них:
- Медицинские работники;
- Специалисты и инспекторы по кадрам, рекрутеры;
- Психологи;
- Специалисты в сфере торговли и услуг;
- Педагоги;
- Специалисты индустрии красоты - парикмахеры, мастера маникюра и педикюра, косметологи, специалисты по массажу лица.
Все перечисленные профессии требуют высокой стрессоустойчивости, развитых коммуникативных навыков и эмпатии, что делает их более подходящими для женской части работающего населения. Кроме того, многие «женские» профессии предоставляют такие преимущества как свободный график и частичная занятость, что упрощает совмещение профессиональных и семейных обязанностей.
VI. Устные рассказы «Профессии наши».
Педагог. Многие ребята мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звёзды шоу-бизнеса, герои телевизора, которые любят, скандалы, рекламы и тусовки. А ведь истинные герои живут среди нас это ваши родители, бабушки, дедушки, тёти, дяди, братья и сёстры. Ежедневно они исполняют каждый свою работу, лечат, учат, убирают, готовят, стирают, моют. В целом делают всё то необходимое без чего мы с вами не можем жить.
-А сейчас я попрошу вас рассказать о том, чем занимаются ваши родные люди? Каковы их профессии и кем хотите стать вы?
Учащиеся рассказывают о профессиях своих родителей. Далее педагог включает видеоролики ранее, которые выполнили ученики начальной школы, то кем хотят стать они.
Педагог. Внимание на экран!
VII. Заключительное слово.
Педагог. В наше непростое время, к сожалению, упала ценность труда. Современное общество стремиться заработать много денег наиболее лёгкими способами на их взгляд. Надеясь выиграть в лотерею, или позвонив на 4-х значный номер телефона якобы назвав комбинацию можно выиграть больших денег. Но никакой приз или выигрыш ни даст человеку той радости, того счастья, которое дарит труд. Мы начали нашу встречу со слов К.Д. Ушинского и закончим его словами великого педагога, который писал о том, что: «Воспитать детей нужно не для счастья, а для труда — это и принесёт им счастья».
VIII. Подведение итогов (рефлексия).
Педагог. Наша беседа подошла к концу. Благодарим нашего гостя на развёрнутую информацию о мире профессий. Благодарим и наших героев видео за подготовку своих видео.
Какие моменты остались в вашей памяти?
Какие мысли запомнились?
Над чем придётся задуматься?
Ответы учащихся.
-Сказка про два плуга.
-Заставили задуматься о земледелии.
-О каких профессиях стоит задуматься.
Список используемой литературы
1. https://workking.ru/proforientatsiya/notes/shkolnikov.html
2. https://kamai.schools.by/pages/materialy-igry-brejn-ring-professii-21-veka-5-9-klass
4. Москва «ВАКО» 2010 Классные часы.
5. Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» Методические рекомендации по оформлению плана-конспекта учебного занятия педагога дополнительного образования. Кемерово 2015 Составитель: Е. В. Протасова, методист кафедры проблем воспитания и дополнительного образования КРИПКиПРО
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа, проведенного в 7 б классе в неделе толерантности.
Цели: формировать толерантное и уважительное отношение к одноклассникам; учить находить компромисс в решении конфликтных ситуаций; развивать навыки разрешения конфликтов....
Наследие Шухова. Классный час в рамках Недели науки.
Материалы к классному часу, посвященному выдающемуся русскому советскому инженеру, консткуктору, архитектору В.Г.Шухову....
План-конспект классного часа "Права ребёнка - права человека".
Ознакомить обучащихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с основными положениями «Конвенции о правах ребенка»,спобствовать формированию у подростков правовой культ...
конспект классного часа на тему "Качества человека"
конспект классного часа "Качества человека"...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...
Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"
РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...
Классные часы в рамках недели психологии для 1- 4 классов
Классные часы в рамках недели психологии для 1- 4 классов...