Литературная композиция В мир приходит женщина
материал
Литературная композиция к 75 летию Победы в Великой Отечественной войне
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_kompozitsiya.docx | 628.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«В мир приходит женщина, чтобы мир спасти»
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 75 годовщине Великой Победы.
Продолжительность мероприятия: 20-30 минут.
Сцена оборудована в соответствии с содержанием композиции.
Выступление сопровождается показом презентации в электронном варианте.
Музыкальное сопровождение указано в содержании композиции.
ВЕДУЩАЯ (1): Женщина и война…. Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы. Женщина и война….
В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.
(Выходят девушки, одна за другой. Музыкальное сопровождение. «Молитва»).
ДЕВУШКА (1)):
В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
ДЕВУШКА (2):
В мир приходит женщина,
Чтоб любимой быть.
ДЕВУШКА (3):
В мир приходит женщина,
Чтоб дитя родить.
ДЕВУШКА (4):
В мир приходит женщина,
Чтоб цветам цвести.
ДЕВУШКА (5):
В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.
Л. Патракова
ВЕДУЩАЯ (2): Женщинам грозных 1940-х довелось спасти мир. Они, защищая Родину, шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли.
(танец под музыку «До свиданья, мальчики»)
В один день мир разделился для них на прошлое – то, что было ещё вчера: последний школьный звонок, новое платье к выпускному балу, первая любовь, мечты о будущем…. И войну. То, что называлось войной, обрушилось, прежде всего, необходимостью выбора. И выбор между жизнью и смертью для многих из них оказался простым как дыхание.
ЧТЕЦ:
Не плакала, не голосила –
Спасала других от огня.
- Как звать тебя? Может, Россия?
- Я – Лида. Так кличут меня…
Ах, Лидочки, Настеньки, Тани,
Сиянье доверчивых глаз!
Откуда в часы испытаний
Вдруг силы берутся у вас?
Так хочется счастья и мира!
Но ежели… Нам не впервой…
Припала вдова командира
К планшетке его полевой.
Припала, губу закусила,
А плакать нельзя – ребятня…
- Как звать тебя? Может, Россия?
- Я – Лида. Так кличут меня…
Сквозь трудные слезы, сурово,
Любовью и гневом полны,
Вдове улыбаются вдовы
Великой священной войны…
ДЕВУШКА (1): У нас всех было одно желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: «Подрастите девушки, вам еще рано на фронт…» Нам по 16 лет было. Но я добилась своего, меня взяли.
(Звучит отрывок из песни «Ах, война, что ты сделала подлая», сл.Б.Окуджавы)
ЧТЕЦ:
Какие удивительные лица
Военкоматы видели тогда!
Текла красавиц юных череда –
Казалось, выпал жребий им
родиться
В пуховиках «дворянского гнезда».
Казалось, благородство им столетья
Вложили в поступь, в жесты,
в легкий стан.
Где взяли эту стать
Рабочих дети
И крепостных
Праправнучки крестьян?..
Всё шли и шли они –
Из средней школы,
С филфаков,
Из МЭИ и из МАИ –
Цвет юности,
Элита комсомола,
Тургеневские девушки мои!
ДЕВУШКА (2): Выстроили нас по росту, я самая маленькая. Командир идет, смотрит. Подходит ко мне: «Это что за дюймовочка? Что ты на фронте будешь делать? Может, вернешься к маме, подрастешь?» А мамы у меня уже не было…
ДЕВУШКА (3): Нам перед отправкой на фронт, помню, два часа дали на сборы. Так я побежала в магазин, накупила конфет, какие еще были, набила ими чемодан, да еще положила фотографии родных. С этим чемоданом и отправилась на фронт.
ДЕВУШКА (4): А я взяла на фронт любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие, на каблуке. А еще духи взяла. Думала, ненадолго еду, война быстро кончится.
ВЕДУЩАЯ (2): У каждой из них была своя дорога на фронт. Но цель одна – защищать Родину.
ДЕВУШКА(1):
Я ушла из детства в грязную
теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный
взвод.
Дальние разрывы слушал и
не слушал
Ко всему привыкший 41-й год.
Я пошла из школы в блиндажи
сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать»
и «перемать»,
Потому что имя ближе,
чем Россия,
Не могла сыскать.
Ю. Друнина
ВЕДУЩАЯ (1): Пожилые люди ехали на фронт молча, сосредоточенно, а они, молодые, смеялись, пели песни.
(Девушки исполняют песню «Катюша», муз.М.Блантера, сл. М. Исаковского)
Как же эти обыкновенные девчонки становились необыкновенными солдатами? Они были готовы к подвигу, но не были готовы к армии. Не сразу и нелегко давалась им солдатская наука.
ДЕВУШКА (2): Стоим мы как-то с подругой на посту. А в уставе говорится, что если кто идет, надо останавливать словами: «Стой, кто идет?» Подруга моя увидела командира полка и кричит: «Стойте, кто идет? Вы меня извините, но я буду стрелять!»
ДЕВУШКА (3): А я навсегда запомнила свой первый бой, хотя действовала автоматически: перевязывала одного раненого, второго, третьего. Но тут услышала крики: «Танк! Танк!» - и увидела бегущих солдат… Я мчалась через лес, спотыкаясь и падая, расшибаясь и не чувствуя боли…. А потом надо мной смеялся весь батальон, потому что оказалось, что я убегала, не от фашистского, а от нашего танка.
ДЕВУШКА (4): А я когда впервые увидела раненого, упала в обморок. Когда первый раз полезла под пули за бойцом, кричала так, что, казалось, перекрывала грохот боя. А потом ничего, привыкла. Через десять дней меня саму ранило, так и осколок вытащила сама, и перевязалась.
Я не привыкла, чтоб меня жалели,
Я тем гордилась, что среди огня
Мужчины в окровавленных шинелях
На помощь звали девушку – меня…
ЧТЕЦ:
Побледнев, стиснув зубы до хруста,
От родного окопа,
Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна.
Ты должна.
Хоть вернешься едва ли,
Хоть «Не смей!»
Повторяет комбат.
Даже танки
(Они же из стали!)
В трех шагах от окопа горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притвориться
Пред собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадежно
«Сестрица!»
Кто-то там,
Под обстрелом, кричит…
ВЕДУЩАЯ (1): Война заставляла их многое увидеть, многое из того, что лучше бы вообще не видеть человеку, тем более женщине.
ДЕВУШКА (4): Самое невыносимое для меня были ампутации… Часто такие высокие делали, что отрежут ногу, и я её еле держу, несу, чтобы положить в таз, несу, как ребенка. Знаешь, теперь я никому не поверю, если скажут, что было не страшно на войне…. Здесь страшно…. Вчера вытаскивала раненых с поля боя. К последнему подползла, а у него рука совсем перебита. Ему надо срочно отрезать руку и перевязать. Иначе перевязку не сделаешь. А у меня нет ни ножа, ни ножниц. Сумка болталась на плече, когда я ползла, вот они и выпали. Что делать! Но он посмотрел на меня. И я зубами грызла эту мякоть. Перегрызла, забинтовала. А он мне в горячке шепчет: «Скорей. Сестра, я ещё повоюю…»
ВЕДУЩАЯ (2): Военная профессия – сестра милосердия. Милосердие – мучительное сострадание к чужой боли – является, пожалуй, самым важным в этой профессии.
ЧТЕЦ:
Глаза бойца слезами налиты,
Лежит он, напружиненный и белый,
А я должна присохшие бинты
С него сорвать
одним движеньем смелым.
Одним движеньем – так учили нас,
Одним движеньем –
только в этом жалость…
Но встретившись со взглядом
страшных глаз,
Я на движенье это не решалась.
На бинт я щедро перекись лила,
Стараясь отмочить его без боли.
А фельдшерица становилась зла
И повторяла: «Горе мне с тобою!
Так с каждым церемониться – беда,
Да и ему лишь прибавляешь муки».
Но раненые метили всегда
Попасть в мои медлительные руки.
Не надо рвать присохшие бинты,
Когда их можно снять почти без боли
Я это поняла, поймёшь и ты…
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам
В школе научиться
ДЕВУШКА (5): Когда вспоминаю атаки, рукопашные схватки, стоит в ушах хруст, хруст хрящей, костей человеческих. Со всех сторон режут, колют, душат, убивают – и все на моих глазах.
ДЕВУШКА (1):
Я только раз видела рукопашный,
Раз – наяву и сотни раз – во сне,
Кто говорит, что на войне
не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
ВЕДУЩАЯ (1): Какой бы ужасающей не была действительность, но и на войне женщина остается женщиной. Где бы ни была женщина, она стремится создать уют. Подснежники в консервной банке, занавесочки из портянок, мелочи военного быта вызывали улыбки окружающих.
ДЕВУШКА (2): Однажды после боя, я увидела в лесу фиалки и не удержалась, нарвала букетик. Нарвала и привязала к штыку. Пришли в лагерь. Командир построил всех и вызывает меня. Я выхожу… и забыла, что у меня фиалки на винтовке. А он меня начал ругать: «Солдат должен быть солдат, а не сборщик цветов…» Ему было странно, как это в такой обстановке можно о цветах думать.
ДЕВУШКА (3): А у нас командир понимающий был, берег нас, заботился. Под Москвой – отступление, самое страшное время, а он нам говорит: «Девушки, Москва рядом. Я привезу парикмахера. Красьте брови, ресницы, завивки делайте. Я хочу, чтобы вы были красивыми…» - и представляете, привез.
(Звучит «Вальс фронтовых подруг», все девушки танцуют)
ВЕДУЩАЯ (2): В окопах переднего края с неожиданной быстротой столько всего постигали, сколько в другое время не узнали бы и в несколько десятилетий. В свои 17 лет им хотелось бы краем полудетской ладошки прикоснуться к тому неиспытанному счастью, которое взрослые называют любовью.
ДЕВУШКА (5):
Ко мне в окоп сквозь мины и разрывы
Незваной гостьей забралась любовь.
Не знала я, что можно
стать счастливой
У дымных Сталинградских берегов.
ВЕДУЩАЯ (1): (голос за сценой): Молодость и война, любовь и смерть… Какие несовместимые понятия! Но было именно так… А ещё вера в силу любви!
ДЕВУШКА (1): 12 июля прибыла машина с ранеными. Самым тяжелым был офицер-танкист. Побледневший от потери крови, весь в копоти и пыли, он находился в шоковым состоянии и невнятно произносил: «Вперед, давай!» Сняв окровавленную повязку, я увидела обнажённую почку. Он был на волоске от смерти. Я знала, что только свежая, тёплая моя кровь спасёт его жизнь. Я не запомнила тогда его лица. Сколько таких прошло… Я просто выполнила свой долг. Спустя месяц он захотел увидеть тех, кто спас ему жизнь. Я не узнала его. Передо мной стоял красивый стройный офицер с задумчивыми голубыми глазами. Он благодарно посмотрел на меня: «Наконец я нашёл вас…» Мы долго говорили что-то друг другу, но поняли главное: мы не расстанемся – это любовь, это судьба…
Звучит песня «Молитва», на её фоне читается стихотворение.
ДЕВУШКА (3):
Ты рядом, и всё прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, м ой ясный,
За то, что ты есть на свете.
Спасибо за эти губы,
Спасибо за эти руки.
Спасибо тебе,
мой любимый,
За то, что ты есть на свете.
Ты – рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить…
Единственный мой, спасибо,
За то, что ты есть на свете.
Ю.Друнина.
ВЕДУЩАЯ1
На фронтах Великой Отечественной войны воевали наши землячки.
Ринчинэ Эрна Ринчиновна родилась в 1918 году. В1941 году закончила Улан-Удэнскую фельдшерско-акушерскую школу. В 1942 году она призвана в армию на должность старшего военного фельдшера. В подразделении артполка II-го Белорусского фронта в течении всех боевых действий находилась на передовых позициях. Принимала участие в обороне г. Москва, в освобождении Восточной Пруссии. День победы встретила в г. Берлин в звании старшего лейтенанта медицинской службы.Награждена «Орденом Красной Звезды», «Орденом Отечественной войны степени», многими боевыми и юбилейными медалями.
ВЕДУЩАЯ 2
Мыжитова Цыцык Эрдыниевна родилась в 1920 году в улусе Угнасай Курумканского района в семье кузнеца Эрдыниева Мыжита. Перед войной окончила медучилище в г. Улан-Удэ. Когда началась война, ушла на фронт. Работала старшей медсестрой в эвакуационной части, затем КСПВ Улан-Удэ до июля 1945 года. Затем была отправлена на Восточный фронт с военными частями перешла через Хинган, работала в инфекционном госпитале. Вернулась с войны в 1946 году в чине лейтенант. Награждена медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией» и юбилейными медалями.
ВЕДУЩАЯ1
Цыденова Дулгар Арданиевна родилась в 1907 году. Откликнувшись на призыв ВЛКСМ принять участие в строительстве пролетарской столицы, ушла пешком до Улан-Удэ с группой комсомольцев из Курумкана. В 1937 году добровольно вступила в армию и военным хирургом прошла Финскую и Великую Отечественную войны.С Финской войны вернулась Дулгар Ардановна вернулась с медалью «За боевые заслуги» С первых дней ВОВ военный врач II ранга Цыденова на Украинском фронте спасла жизнь бойцов и командиров Красной Армии.Награждена Орденом Отечественной войны II степени «За оборону Кавказа» Орденом Отечественной войны I степени получила к 40-летию Победы.
ВЕДУЩАЯ (2): Женщины отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно – в благодарной памяти, в цветах, весеннем сиянии березок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "В мир приходит женщина, чтобы мир спасти"
В материале представлен сценарий литуратурно-музыкальной композиции "В мир приходит женщина, чтобы мир спасти" о неоценимой роли прекрасной половины человечества во время Великой Отечественной войны....
Литературно-музыкальная композиция "Самая прекрасная из женщин - женщина с ребенком на руках"
Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов....
Литературно-музыкальная гостиная "В мир приходит женщина..."
Сценарий музыкально-литературной гостиной....
Литературно-музыкальная композиция "В мир приходит женщина, чтобы мир спасти"
Приводится сценарий литературно-музыкальной композиции...
В мир приходит женщина, чтобы мир спасти (музыкальная композиция)
Девушка (1): У нас всех было желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: "Простите девчонки вам ещё рано на фронт " Нам по 16 лет было, Но я добилась своего, меня взя...
Литературно-музыкальная композиция "В мир приходит женщина..."
Мероприятие к празднику Победы. Женщины в годы ВОВ....
Композиция «В мир приходит женщина, чтобы мир спасти»
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 75 годовщине Великой Победы....