Методическая разработка "День рождения леса"
методическая разработка
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования, осуществляющих образовательную деятельность по программам естественнонаучной направленности.
Материал рассчитан на детей дошкольного возраста, проявляющих интерес к природе.
Методическая разработка составлена с целью обобщения знаний детей о лесе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом пионеров и школьников Кувандыкского городского округа
Оренбургской области»
Методическая разработка мероприятия
для детей дошкольного возраста
«День рождения леса»
Составитель:
Шухлина Людмила Александровна,
методист первой кв. категории
г. Кувандык 2020 г
Тема занятия: «День рождения леса»
Возраст: 6-7 лет
Цель: Обобщить знания детей о лесе.
Образовательные задачи:
-расширить имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях;
-формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.
Развивающие задачи:
-развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).
-развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному посредством музыки и с помощью театрализованных этюдов.
-развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
-воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.
- воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.
Словарная работа : березовая роща, березняк, хвойный лес, ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес, дубовая роща, дубрава, дубравушка, лиственный лес, смешанный лес, этажи леса.
Предварительная работа: беседа о лесе, о его пользе, о его многоэтажности; рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного, смешанного лесов, альбомов: «Звери леса»; «Времена года», «Дикие животные», «Вот так птички – птички невелички», «Насекомые», «Съедобные и ядовитые грибы», «Ягоды», «Царство цветов», заучивание стихов, пословиц, песен о лесе; отгадывание загадок на лесную тематику; обыгрывание разных ситуаций в лесу; изготовление поделок из природного, бросового материала, овощей и фруктов, рассматривание географической карты, глобуса.
Материал к занятию: домик, скамейка, заборчик; лес (ель, береза, клен, кустарник, цветы); лесные птицы из картона; лозунги («Защити друзей леса», «Не причиняй вреда природе», «Природа – великая волшебница»); солнце, колодец; атрибуты на голову: Деду Спиридону, Сороке, Лисе, Зайцу, Лягушке, Ящерке, Бабочке, Муравью; аптечка с пластырем; музыка леса для Сороки; диск «Волшебство природы», «Музыка природы»; конверт с письмом; шары белые и голубые – имитация неба; мультимедийная презентация «Голоса птиц»; телевизор; компьютер; DVD; 2 подноса, на которых по количеству детей красные и зеленые листочки; стулья по количеству детей;3 мольберта; фланелеграф; магнитики; плоскостные фигуры с липучками диких животных (белка, заяц, волк, медведь, ёж, лиса, полярный медведь, кенгуру, морской котик, морж, слон, тигр); деревьев (дуб, береза, сосна, ель); кустарников (шиповник, акация); травы; ягод (клубника, земляника); грибов (подосиновик, подберезовик, белый); цветов (василек, колокольчик, ромашка); птиц (дятел, кукушка, скворец, сова); насекомых (бабочка, божья коровка, муравей);морковь, капуста, лук; солнышко, облака; картины с изображением деревьев (береза, дуб, сосна, ель – с ошибками) для дидактической игры «Ботанические ошибки»; проектор, экран, слайды на тему «Лес».
Ход занятия:
Звучит музыка леса, пение птиц, (диск «Музыка природы» мелодия № 5), на экране меняются мультимедийные слайды на тему «Лес» на протяжении всего занятия, педагог вместе с детьми гуляют по лесу, читают лозунги про лес, любуются красотой и музыкой леса.
Чтение стихотворения детьми по ролям:
Нас в любое время года
Учит мудрая Природа
Птицы – учат пению
Паучок – терпению
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости:
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас - чистоте
Учит солнце – доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У природы круглый год
Обучаться нужно
Нас деревья всех пород
Весь большой, лесной народ
Учат крепкой дружбе!
Педагог:
Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
И загадку отгадать.
Загадка
Дружу я с дубом, с вербой, с кленом,
Зверей понятен мне язык.
Зовусь я дедом Спиридоном.
Я не волшебник, я — …
Дети: Лесник.
Педагог: Молодцы, ребята, загадку правильно отгадали. Письмо пришло от Лесничего — от дедушки Спиридона. Вот что он пишет: «Дорогие ребята! Приглашаю вас на день рождения Леса. Я знаю от лесных обитателей, что вы их большие друзья. И Лес будет рад видеть вас у себя в гостях. Жду вас у колодца! До встречи. Дед Спиридон».
Педагог: Ну что, принимаем приглашение дедушки Спиридона? Отправляемся на день рождения Леса!
(в лесу их встречает сказочный персонаж — Сорока).
Сорока: Тра-та-та! Привет ребяткам!
Спиридон меня позвал,
Проводить вас на полянку,
Сквозь кустарник наказал.
По тропиночке пойдем,
Песню звонко запоем.
Педагог: Ребята, вам понравилось гулять в лесу? (ответы детей)
- А давайте создадим картину в подарок лесу!
Составление картины «Удивительный Лес» на фланелеграфе.
- Скажите, что растёт в лесу? (деревья, кусты, трава, цветы, грибы, ягоды, орехи и т.д.)
Ребята, лес – это всё равно, что многоэтажный дом, в котором живут много жильцов. Они хорошо приспособлены к жизни в лесу, все они нужны друг другу.
- Как вы думаете, сколько этажей в лесу и как они называются? (ответы детей)
- Ребята, значит, куда мы поселим травянистые растения? (на первый этаж)
(дети выбирают и прикрепляют на фланелеграф траву).
- Дети, получился ли у нас лес? (нет) - Почему? (потому что в лесу растёт не только трава)
- А что же растёт в траве? (ягоды, грибы)(дети прикрепляют изображение грибов и ягод)
- А что же ещё растёт в лесу? (цветы) (дети прикрепляют изображение цветов)
- Дети, получился ли у нас лес? (нет) - Почему? (потому что в лесу ещё растут деревья (дети прикрепляют изображение деревьев)
- А куда поселим мы кусты? (рядом с деревьями) – Почему?(потому что кустарники рядом растут, под деревьями и не дают дождям размывать почву, так как вода, скатываясь по листьям и веткам медленно всасывается в землю) (дети прикрепляют изображение кустарников)
- Ребята, посмотрите, а какие же растения у нас остались? (морковь, капуста, лук) – Почему? (потому что это садовые растения, они в лесу не растут)
- Дети, а сейчас у нас получился лес? (нет) - Почему? (потому что в нашем лесу нет животных, птиц, насекомых)
- Давайте же поселим в наш лес животных, птиц и насекомых. Кто хочет поселить их в наш лес? (дети прикрепляют изображения животных, птиц и насекомых)
- Ребята, а теперь получился у нас лес? (да)
- А что бы было всем тепло, светло на нашей картине, пусть светит солнышко, плывут облака. Хорошо теперь в лесу! Птички поют, бабочки летают!
Сорока: Очень я люблю, ребята,
Слушать музыку в лесу,
И кузнечика, и дятла,
И пчелу, и стрекозу.
Трели птиц, шепот листвы.
Что смогли услышать вы?
Педагог: Ребята, давайте закроем глаза и послушаем музыку леса, а потом расскажем Сороке, что мы услышали?
(Включается диск №1 «Волшебство природы» мелодия №8, дети, слушают лесные звуки, закрыв глаза).
Психологическая разгрузка.
Педагог: Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат свежей листвы деревьев, чудесных трав. Мы защитники этих растений. Мы будем внимательны ко всему живому на нашей планете и будем с друзьями оберегать все живое.
Педагог: Дети, что вы услышали в лесу? (пение птиц, журчание ручья, жужжание
пчелы, стрекотание кузнечика, кукование кукушки, полёт стрекозы, кваканье лягушки…).
- Да, в лесу приятно бывать, общаться с животными и растениями, наблюдать за ними. Ведь Лес – это общий дом для растений и животных, которые в нем находят пищу, места для гнёзд и нор. Лес – это не только украшение земли, её великолепный и удивительный наряд, но и источник здоровья. Это огромная земная лаборатория, которая вырабатывает кислород и поглощает пыль и ядовитые газы.
- Ребята, как вы думаете, что даёт лес человеку, животным и птицам? (людям лес даёт чистый и свежий воздух, спасает от жары, зноя, даёт тень и прохладу, дарит грибы и ягоды, дрова…Животным и птицам – жилище и корм).
- Дети, а пословицы о лесе вы знаете?
Чтение пословиц о лесе.
Спиридон: Здравствуйте, ребята! Слышу, слышу ваши замечательные пословицы о лесе. Мы лесники – важные для леса люди. Мы заботимся о лесе – бережем его от пожара, помогаем животным в трудную минуту – зимой в бескормицу, весной в половодье. Мы очищаем лес от старых деревьев, намечаем посадку новых, боремся с браконьерами не покладая рук. Поздравляю вас с днем рождения леса!
- Дети, а как называется лес, в котором растут березы? (березняк, березовая роща). Молодцы!
- А как называется лес, где растут ели и сосны? (хвойный лес, ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес). Правильно!
- А как же называется лес, где много дубов? (дубовая роща, дубрава, дубравушка). Молодцы!
- Дети, как вы думаете, что такое лиственный лес? (лес, где растут лиственные деревья: береза, дуб, клен, осина, рябина, липа, ясень, лещина…).
- Скажите, а что такое хвойный лес? (лес, в котором растут хвойные деревья: сосны, ели, пихта, лиственница). Молодцы! - Тогда, что же такое смешанный лес? (лес, в котором растут и лиственные и хвойные
(лес, в котором растут и лиственные и хвойные деревья).
Педагог: Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Ботанические ошибки». Для этого вам нужно разделиться на группы. Каждая группа получит картинку. Вы должны её внимательно рассмотреть и, если есть ошибки, найти их и рассказать нам. А остальные дети будут оценивать. Правильно ли найдены ошибки?
Игра «Ботанические ошибки»
Работа детей с картинками по группам.
Спиридон: Ай, да молодцы, ребятки! А сейчас я загадаю вам очень сложное задание. Надо хорошо подумать, быть внимательными и правильно ответить:
- Где труднее зайцу спрятаться от лисы в смешанном лесу или в сосновом бору? Почему? (в сосновом бору, так как там нет густой травы). Молодцы!
- А где построит гнездо сова в березняке или в дубраве? Почему? (в дубраве, так как там есть желуди, а где желуди, там мыши.Ведь сова питается мышами).
Педагог :Дедушка Спиридон! А хотите, мы вам расскажем стихотворения о лесе?
Спиридон:Конечно, буду очень рад!
Чтение стихотворений о лесе.
Спиридон: Спасибо, дети, какие замечательные стихотворения вы знаете о лесе. А вы знаете, что в лесу есть санитары? Кто они? (муравьи, дятлы). Правильно!
- В лесу живу я, и с утра до вечера дежурю, обхожу свои владения и осматриваю все вокруг меткими глазами. И вот, однажды, мне довелось наблюдать такую картину. Сижу тихо-тихо в тенёчке и вижу, как к большому муравейнику прилетели птицы и стали над ним танцевать, лапками топотать, крыльями махать. Много, детки, я прожил на свете, многое повидал, а такого не видел. Почему птицы прилетают к муравейнику и танцуют над ним? Они что хотят разорить его? Как вы думаете? (у птиц на теле между перьями заводятся вредные насекомые, которые птицам доставляют неудобства.Тогда птицы летят к муравейникам, машут крыльями, танцуют, муравьишек пугают, а те выскакивают из муравейника и по лапкам птичек прямо в перышки и вычесывают у них всех насекомых).
- Ребята, а вы знаете, какие птицы живут в лесу? (ответы детей).
- А хотите послушать, как они поют? Тогда я приглашаю вас на птичий концерт!
Мультимедийная презентация «Голоса птиц».
- Понравилось ли вам, ребята, пение птиц?
Педагог :Спасибо вам огромное, дедушка Спиридон, за доставленное удовольствие!
Спиридон :Вижу я, ребята вы знающие, природу любящие. Хорошая смена нам растет. А сейчас мне пора обходить свои владения, а вы продолжайте праздновать день рождения Леса, да меня не забывайте, заходите. До встречи!
Литература:
1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
2. Баряева Л.И., Вечканова И.И., Загребаева Е.А., Зарин А.А. Театрализованные игры-занятия с детьми: - учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001.
7. Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М.: ВАКО, 2007.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
СТИХИ О ЛЕСЕ, О ПРИРОДЕ.
1. «Улыбка»
Нынче я дарю улыбки воробьям, цветам, улитке
Кошкам и собакам, и деревьям всяким.
Вот и стали все вокруг мне друзья, и я им друг.
Ведь улыбка добрая, как волшебный мостик,
По которому придешь ты к любому в гости.
2. Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережет.
Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет.
Мухомор сшибать не станет и костер не разведет.
Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину!!!
3. Кусты и деревья, листочки на ветках – лиственный лес это, помните, детки.
Дуб в нем, березки, липы, рябинки, лещина, шиповник, ясень, осинки.
Если иголочки вместо листвы, - хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва и хвоинки, рядом и ели растут и осинки,
Смешанным лес тот зовется, друзья – тут все деревья от «А» и до «Я».
4. Лес – это сказка, лес – это дом, лес – это друг, с которым вдвоем
Всегда интересно и радостно быть, забыв про невзгоды, обиды забыв.
Лес – это книга, лес – это мир, лес – словно счастье увидеть хотим
Все тайны свои лес откроет тебе и радостней станет от них вдвойне.
5. «ЛЕСНЫЕ ПРАВИЛА»
Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай.
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать!!!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги! Ведь они нам не враги!!!
6. Как чудесен наш лес на заре: все сверкает, блестит в серебре,
Подорожник умылся росой, одуванчик горит золотой.
У забора крапива стоит, в бриллиантах сияет, блестит.
Легкий ветер вдруг тронет листву, и уронит росинку в траву.
Солнце выше вкатит в небеса – бриллиантов исчезнет краса.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1. СЦЕНКА «ЛЯГУШОНОК И ЯЩЕРКА».
Лягушонок: Здравствуй, Ящерка! Ты, почему без хвоста?
Ящерка: У щенка в зубах остался.
Лягушонок: Хи-хи! У меня, у Лягушонка, и то хвостик маленький есть. А ты уберечь не смогла!
(пауза)
Ящерка: Здравствуй, Лягушонок! Где же твой хвостик?
Лягушонок: Отсох у меня хвостик…
Ящерка: Хи-хи! А у меня, у Ящерки, новый вырос!
2. СЦЕНКА «ЛИСИЧКА И ЗАЙЧИК»
Лисичка:Слыхал, Заяц, как охотники мой лисий хвост называют? Трубой! Хи-хи-хи!
Зайчик: А мой заячий хвост охотники прозвали цветком. Цветком, цветиком, цветочком.
Лисичка: Да ну-у! А ну дай-ка мне цветочек понюхать.
Зайчик: Но, но, но! Я твою лисью породу знаю! Цветок понюхаешь, а ногу откусишь. Проходи, проходи со своей трубой!!!
Приложение №3
ПЕСНИ О ЛЕСЕ, О ПРИРОДЕ.
Песня «Милый лес».
С этим другом прямо с детства
Познакомиться спешим.
Здесь нас ждут деревья, травы,
Муравьишки-малыши.
Нам зелёной веткой машет
Наш знакомый добрый друг.
С ним земля милей и краше,
С ним красивее вокруг!
Припев: Милый лес, добрый лес!
Полон сказок и чудес он до небес!
Здесь черничные поляны
И орешника кусты,
Здесь рассветы так румяны,
А туманы так густы.
В чаще сказочного царства,
В заколдованном краю,
Встретят волки и лисицы
Земляничную зарю!
Припев.
Говорим тебе «спасибо»
За прекрасный воздух твой,
За рябину и калину,
За ромашку, зверобой.
На одной большой планете
Нам с тобою вместе жить.
Будем, взрослые и дети,
Дружбой с лесом дорожить!
Припев.
Песня: «Мы гуляли по лесу целых три часа».
Мы гуляли по лесу целых три часа,
Слушали чудесные птичьи голоса.
Прыгали через ручей, песню соловей запел,
Прыгали мы целый день, прыгать нам совсем не лень.
Мы гуляли по лесу целых три часа,
Налетели комары, начали кусать.
Комаров нам не понять, мы их стали обгонять,
Люли-люли, ай люли, мы их гнали, как могли.
Мы гуляли по лесу целых три часа,
На поляне ягоды - дивная краса.
Ягоды мы те срывали и в корзину к себе клали.
А когда пошли домой, ели мы их по одной.
Мы гуляли по лесу целых три часа,
Налетела, прямо на нас страшная гроза.
Аханьки и оханьки, засверкали огоньки,
Ой-ой-ой, эй-эй-эй – побежали мы скорей!!!
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
“ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "День матери" 2011
Интерактивная программа проведения Дня матери в ЦДТ "Росинка" с участием детей и родителей....
Методическая разработка "День училища"
Методическая разработка посвящена празднованию дня Профессионального училища № 93...
методическая разработка "День науки"
Материал разработан для проведения в детской эколого-краеведческой экспедиции "Шерна". Массовое мероприятие на 100 учащихся....
День рожденья леса
Интегрированное занятие в подготовительной группе " День рожденья леса"...
методическая разработка урока "Рождение Греческой культуры"
данная методическая разработка посвящена уроку в 5 классе . составлена в свете ФГОс вторго поколения,основа урока: системно-деятельностный подход....
Методическая разработка "ТЕХНОЛОГИЯ РОЖДЕНИЯ СЦЕНАРИЯ КУКОЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ"
Данная разработка предназначена для педагогов, работающих с детскими кукольными коллективами. Цель: помочь педагогу-кукольнику в организации сценического пространства сказки....
Методическая разработка «Животные наших лесов» (технологии: ИКТ, ЭОР, развивающие, здоровьесберегающие.)
Развитие фонематических процессов....