Методическая разработка "ТЕХНОЛОГИЯ РОЖДЕНИЯ СЦЕНАРИЯ КУКОЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ"
методическая разработка по теме
Данная разработка предназначена для педагогов, работающих с детскими кукольными коллективами. Цель: помочь педагогу-кукольнику в организации сценического пространства сказки.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ РОЖДЕНИЯ СЦЕНАРИЯ
КУКОЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Методическая разработка
Автор – составитель: Голикова Г.В.,
педагог дополнительного образования
Данная разработка предназначена для педагогов, работающих с детскими кукольными коллективами.
Цель: помочь педагогу-кукольнику в организации сценического пространства сказки.
Дети – самые творческие люди на свете, поэтому им интересен кукольный театр. Почти во всех школах города вы найдете складную ширму и набор кукол-игрушек. Почему кукла так любима? Дело в том, что, развлекая детей, кукла развивает в них творческие способности.
Дети прекрасно лепят, рисуют, мастерят разные поделки, хорошо фантазируют. Кроме того, с куклой в руках, да еще спрятанный за ширмой, ребенок лучше читает стихи, говорит и поет. Не каждый потом станет артистом, но развить в человеке артистичность, музыкальность, фантазию и чувство юмора кукольный театр может. Сочиняйте, дерзайте.
Для постановки лучше всего взять очень известные, любимые детские стихи или сказку в стихах, которые легко превратить в кукольное представление, где мало слов, но много действия не только с куклами, но и с предметами. Важно пробудить детскую фантазию, выстроить яркие образы, возможные только в кукольном театре, чтоб был и хор, и балет, и оркестр народных инструментов, которыми владеют ребята. Пояснить можно на конкретном материале. Взять можно любую сказку Чуковского. Например, известную и очень любимую сказку «Мойдодыр» определенными театральными, сценическими методами можно превратить сказку в кукольную сказку.
Первый этап
Прежде всего, следует переписать текст сказки, подчеркивая в ней одной чертой образы будущих кукол и волнистой чертой игровые, т.е. «очеловеченные» предметы.
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня,
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал как от огня.
Хор. Что такое?
Что случилось?
Отчего же
Все кругом
Завертелось,
Закрутилось
И помчалось колесом? (и т.д.)
Второй этап
Следует определить действующих лиц.
Куклы: Грязнуля
Мойдодыр
Крокодил
Тотоша
Кокоша
Куклы-предметы: одеяло
простыня
подушка
самовар
Кукла-вертушка – обобщенный образ многих предметов (утюги, сапоги, пироги, щетки, мыло, мочалка – она крепится на проволоке, летает оса).
Анализ текста дает понять, что помимо кукольных героев нужен еще и чтец – это живой план, ребенок, стоящий перед ширмой: читает пояснительный текст сказки. Следовательно, действие будет развиваться в двух планах: на ширме и перед ней. Кроме того, сказка так музыкальна, что можно ввести и хоровые партии, их можно отметить в тексте. Можно придумать и шумовой оркестр, он тоже возможен. Надо тщательно обдумать музыкальное оформление спектакля.
В музыке явно намечается три темы:
а) Главная тема красоты, чистоты, гармонии мира; в эту тему входит и хор: «Рано утром на рассвете Умываются мышата…»
б) Вторая тема: гневная тема Мойдодыра и Крокодила;
в) Марш – исполняется хором в финале.
Третий этап
Далее надо разбить текст на игровые эпизоды – это превращение стихотворения в пьесу. Можно предложить такое построение действия.
Вступление.
Перед ширмой появляется Чтец с книгой в руках и объявляет название спектакля.
По бокам выстраивается хор. Звучит главная лирическая тема спектакля в исполнении хора (аккомпанемент – рояль или струнная группа оркестра народных инструментов).
Рано утром на рассвете
Умываются мышата,
И котята, и утята,
И жучки, и паучки.
Раскрывается занавес, на котором изображены умывающиеся мышата, и мы видим чистую кровать с белоснежным бельем, и вдруг музыкальная тема сменяется тревожными звуками (может быть ксилофон).
Из-под чистого одеяла появляются грязные ноги. Хор разбегается, перед ширмой чтец комментирует происходящее на ширме.
Чтец: Одеяло убежало,
Улетела простыня.
Грязнуля (кукла на ширме):
И подушка, как лягушка
Ускакала от меня.
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал как от огня.
Тут можно придумать много смешных действий на ширме с куклами-предметами. Вступление кончается вторым выступлением хора, который поет за ширмой, а видна только вертушка – кружение предметов вокруг героя на ширме.
Хор: Что такое?
Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?
Утюги за сапогами,
Сапоги за пирогами,
Пироги за утюгами,
Кочерга за кушаком –
Все вертится, и кружится
И несется кувырком…
(Удар в гонг, бой барабана – все исчезает.)
Эпизод «Гнев Мойдодыра».
Чтец: Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой.
Мойдодыр: Ах, ты, гадкий, ах, ты, грязный,
Неумытый поросенок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки,
Убежали от тебя.
Я – Великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр.
Умывальников Начальник
И мочалок Командир.
Чтец: Он ударил в медный таз
И вскричал «Кара-Барас».
Мойдодыр исчезает – появляется огромный таз. Выбегают две щетки, мыло, и влетает Мочалка – музыкальная интермедия.
Эпизод второй «Головоломка».
Чтец: И сейчас же щетки, щетки,
Затрещали, как трещотки,
И давай его тереть,
Приговаривать.
Хор: Моем, моем трубочиста,
Чисто, чисто, чисто, чисто.
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!
Интермедия как грязнуля вырывается от мочалок.
Чтец: Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлило, и мылило,
И кусало, как оса…
Хор: Будет, будет трубочист,
Чист, чист, чист, чист…
Эпизод третий «Побег».
Грязнуля: А от бешенной мочалки
Я помчался как от палки,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.
(Сцена драки с мочалкой.)
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил
(Появляется Крокодил и его дети.)
Чтец: Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил.
И мочалку, словно галку,
Словно галку проглотил.
(Грязнуля прячется за спиной у Крокодила.)
Грязнуля: И мочалку, словно галку,
Словно галку проглотил!
А потом как зарычит
На меня
Как ногами застучит
На меня!
Крокодил: Уходи-ка ты домой!
Тотоша и Кокоша: Говорит.
Крокодил: Да лицо свое умой!
Дети: Говорит.
Крокодил: А не то как налечу,
Растопчу и проглочу!
Дети: Говорит!
Чтец: Как пустится он по улице бежать,
Прибежал он к умывальнику опять,
Мылом, мылом, мылом, мылом,
Умывался без конца.
Эпизод четвертый «Гимн чистоте».
В тазу на ширме должен быть дубль кукла – чистый герой, который с удовольствием моется.
Мойдодыр: Вот теперь тебя люблю я,
Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил.
Перед ширмой выходит Хор, и звучит марш.
Хор: Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!
Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
(Занавес. Конец.)
Определив количество эпизодов, осмыслив взаимодействие кукол в них, а также соединение с помощью музыки всех компонентов сценария – монологов чтеца, песня хора и движений кукол, - можно переходить к воплощению сценария в кукольны спектакль. Тут очень важно решить все художественные вопросы. Главное – какой системы куклы у вас будут, как они отличаются в масштабе, например, папа Крокодил и его дети? Наверно, Крокодил должен быть куклой «на гапите», он большой и, конечно, одет в костюм, как очень важный господин.
А детки – куклы-петрушки – тоже одеты как очень приличные дети: одна из них, наверное, девочка, а другой – мальчик. Прекрасной куклой, если пофантазировать, может получиться сам Мойдодыр. Его можно сделать плоским, но, чтобы он мог жестикулировать, привязать ему подобия рук из полотенец. Очень оживят его глаза, которые открываются и закрываются по бокам носа-крана.
А главный герой должен быть представлен двумя куклами: чистой и грязной (дубль).
Таким образом, на примере сказки в стихах К. Чуковского «Мойдодыр» можно создать сценарий кукольного представления.
Литература
- Волгина В. Игры в рифмы. С.-П., 1997 г.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991 г.
- Чуковский К. Сказки. Д. литература, 1994 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка педагога: сценарий кукольного театра "Зайчик, который все время хвастался"
Сценарий кукольного театра: "Зайчик, который все время хвастался"....
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов. Тема: Особенности русского национального кукольного театра ( с кукольным представлением «Петрушка Уксусов»).
На занятии рассматриваются особенности русского национального кукольного театра, рассказывается о самой главной кукле - Петрушке, рассматриваются образы кукол других национальных театров, показывается...
Методические разработки к конкурсу знатоков Отечественной истории "Золотое кольцо России": вопросы заочного-очного туров, сценарий кукольного театра об Александровской слободе
Ежегодный конкурс знатоков Отечественной истории - один из самых любимых для детей и взрослых. В 2016-2017 учебном году он был посвящён 50-летнему юбилею туристического маршрута ...
Кукольное представление "Петрушка-помощник"
Кукольный театр для постановки с детьми 1-го года обучения....
Методическая разработка сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит и семеро котят
Сказка о здоровом образе жизни по мотивам известной сказки Корнея Чуковского "Айболит"....
Методическая разработка мероприятия Сценарий новогоднего представление для 1-4 классов «Сказки гуляют по свету»
Методическая разработка мероприятияСценарий новогоднего представление для 1-4 классов «Сказки гуляют по свету»...