Методическая разработка "ТЕХНОЛОГИЯ РОЖДЕНИЯ СЦЕНАРИЯ КУКОЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ"
методическая разработка по теме

 

Данная разработка предназначена для педагогов, работающих с детскими кукольными коллективами. Цель: помочь педагогу-кукольнику в организации сценического пространства сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ РОЖДЕНИЯ СЦЕНАРИЯ

КУКОЛЬНОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Методическая разработка

Автор – составитель: Голикова Г.В.,

педагог дополнительного образования

        Данная разработка предназначена для педагогов, работающих с детскими кукольными коллективами.

        Цель: помочь педагогу-кукольнику в организации сценического пространства сказки.

        Дети – самые творческие люди на свете, поэтому им интересен кукольный театр. Почти во всех школах города вы найдете складную ширму и набор кукол-игрушек. Почему кукла так любима? Дело в том, что, развлекая детей, кукла развивает в них творческие способности.

        Дети прекрасно лепят, рисуют, мастерят разные поделки, хорошо фантазируют. Кроме того, с куклой в руках, да еще спрятанный за ширмой, ребенок лучше читает стихи, говорит и поет. Не каждый потом станет артистом, но развить в человеке артистичность, музыкальность, фантазию и чувство юмора кукольный театр может. Сочиняйте, дерзайте.

        Для постановки лучше всего взять очень известные, любимые детские стихи или сказку в стихах, которые легко превратить в кукольное представление, где мало слов, но много действия не только с куклами, но и с предметами. Важно пробудить детскую фантазию, выстроить яркие образы, возможные только в кукольном театре, чтоб был и хор, и балет, и оркестр народных инструментов, которыми владеют ребята. Пояснить можно на конкретном материале. Взять можно любую сказку Чуковского. Например, известную и очень любимую сказку «Мойдодыр» определенными театральными, сценическими методами можно превратить сказку в кукольную сказку.

        Первый этап

        Прежде всего, следует переписать текст сказки, подчеркивая в ней одной чертой образы будущих кукол и волнистой чертой игровые, т.е. «очеловеченные» предметы.

        Одеяло убежало,

        Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня,

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал как от огня.

Хор.         Что такое?

       Что случилось?

        Отчего же

        Все кругом

       Завертелось,

       Закрутилось

      И помчалось колесом? (и т.д.)

Второй этап

Следует определить действующих лиц.

Куклы:                Грязнуля

                        Мойдодыр

                        Крокодил

                        Тотоша

                        Кокоша

Куклы-предметы: одеяло

                         простыня

                         подушка

                         самовар

        Кукла-вертушка – обобщенный образ многих предметов (утюги, сапоги, пироги, щетки, мыло, мочалка – она крепится на проволоке, летает оса).

        Анализ текста дает понять, что помимо кукольных героев нужен еще и чтец – это живой план, ребенок, стоящий перед ширмой: читает пояснительный текст сказки. Следовательно, действие будет развиваться в двух планах: на ширме и перед ней. Кроме того, сказка так музыкальна, что можно ввести и хоровые партии, их можно отметить в тексте. Можно придумать и шумовой оркестр, он тоже возможен. Надо тщательно обдумать музыкальное оформление спектакля.

        В музыке явно намечается три темы:

а) Главная тема красоты, чистоты, гармонии мира; в эту тему входит и хор: «Рано утром на рассвете Умываются мышата…»

б) Вторая тема: гневная тема Мойдодыра и Крокодила;

в) Марш – исполняется хором в финале.

        Третий этап

        Далее надо разбить текст на игровые эпизоды – это превращение стихотворения в пьесу. Можно предложить такое построение действия.

        Вступление.

        Перед ширмой появляется Чтец с книгой в руках и объявляет  название спектакля.

        По бокам выстраивается хор. Звучит главная лирическая тема спектакля в исполнении хора (аккомпанемент – рояль или струнная группа оркестра народных инструментов).

        Рано утром на рассвете

        Умываются мышата,

        И котята, и утята,

        И жучки, и паучки.

        Раскрывается занавес, на котором изображены умывающиеся мышата, и мы видим чистую кровать с белоснежным бельем, и вдруг музыкальная тема сменяется тревожными звуками (может быть ксилофон).

        Из-под чистого одеяла появляются грязные ноги. Хор разбегается, перед ширмой чтец комментирует происходящее на ширме.

Чтец: Одеяло убежало,

        Улетела простыня.

Грязнуля (кукла на ширме):

        И подушка, как лягушка

        Ускакала от меня.

        Я хочу напиться чаю,

        К самовару подбегаю,

        Но пузатый от меня

        Убежал как от огня.

        Тут можно придумать много смешных действий на ширме с куклами-предметами. Вступление кончается вторым выступлением хора, который поет за ширмой, а видна только вертушка – кружение предметов вокруг героя на ширме.

        Хор:        Что такое?

                Что случилось?

                Отчего же все кругом

                Завертелось, закружилось

                И помчалось колесом?

                Утюги за сапогами,

                Сапоги за пирогами,

                Пироги за утюгами,

                Кочерга за кушаком –

                Все вертится, и кружится

                И несется кувырком…

(Удар в гонг, бой барабана – все исчезает.)

        Эпизод «Гнев Мойдодыра».

Чтец:        Вдруг из маминой из спальни,

                  Кривоногий и хромой,

                  Выбегает умывальник

                  И качает головой.

Мойдодыр: Ах, ты, гадкий, ах, ты, грязный,

                Неумытый поросенок!

                Ты чернее трубочиста,

                Полюбуйся на себя:

                У тебя на шее вакса,

                У тебя под носом клякса,

                У тебя такие руки,

                Что сбежали даже брюки,

                Даже брюки, даже брюки,

                Убежали от тебя.

                Я – Великий Умывальник,

                Знаменитый Мойдодыр.

                Умывальников Начальник

                И мочалок Командир.

Чтец:         Он ударил в медный таз

                 И вскричал «Кара-Барас».

        Мойдодыр исчезает – появляется огромный таз. Выбегают две щетки, мыло, и влетает Мочалка – музыкальная интермедия.

        Эпизод второй «Головоломка».

Чтец: И сейчас же щетки, щетки,

        Затрещали, как трещотки,

        И давай его тереть,

        Приговаривать.

Хор:        Моем, моем трубочиста,

        Чисто, чисто, чисто, чисто.

        Будет, будет трубочист

        Чист, чист, чист, чист!

Интермедия как грязнуля вырывается от мочалок.

Чтец:        Тут и мыло подскочило

        И вцепилось в волоса,

        И юлило, и мылило,

        И кусало, как оса…

Хор:         Будет, будет трубочист,

        Чист, чист, чист, чист…

        Эпизод третий «Побег».

Грязнуля:        А от бешенной мочалки

                Я помчался как от палки,

                А она за мною мчится

                И кусает, как волчица.

        (Сцена драки с мочалкой.)

                Вдруг навстречу мой хороший,

                Мой любимый Крокодил

        (Появляется Крокодил и его дети.)

Чтец: Он с Тотошей и Кокошей

        По аллее проходил.

        И мочалку, словно галку,

        Словно галку проглотил.

        (Грязнуля прячется за спиной у Крокодила.)

Грязнуля:        И мочалку, словно галку,

                Словно галку проглотил!

                А потом как зарычит

                На меня

                Как ногами застучит

                На меня!

Крокодил:        Уходи-ка ты домой!

Тотоша и Кокоша:        Говорит.

Крокодил: Да лицо свое умой!

Дети:        Говорит.

Крокодил:        А не то как налечу,

                Растопчу и проглочу!

Дети:        Говорит!

Чтец:        Как пустится он по улице бежать,

        Прибежал он к умывальнику опять,

        Мылом, мылом, мылом, мылом,

        Умывался без конца.

Эпизод четвертый «Гимн чистоте».

        В тазу на ширме должен быть дубль кукла – чистый герой, который с удовольствием моется.

Мойдодыр: Вот теперь тебя люблю я,

                Вот теперь тебя хвалю я!

                Наконец-то ты, грязнуля,

                Мойдодыру угодил.

        Перед ширмой выходит Хор, и звучит марш.

Хор:        Надо, надо умываться

        По утрам и вечерам.

        А нечистым трубочистам –

        Стыд и срам! Стыд и срам!

        Да здравствует мыло душистое

        И полотенце пушистое,

        И зубной порошок,

        И густой гребешок!

        Давайте же мыться, плескаться,

        Купаться, нырять, кувыркаться

        В ушате, в корыте, в лохани,

        В реке, в ручейке, в океане,

        И в ванне, и в бане,

        Всегда и везде –

        Вечная слава воде!

        (Занавес. Конец.)

        Определив количество эпизодов, осмыслив взаимодействие кукол в них, а также соединение с помощью музыки всех компонентов сценария – монологов чтеца, песня хора и движений кукол, - можно переходить к воплощению сценария в кукольны спектакль. Тут очень важно решить все художественные вопросы. Главное – какой системы куклы у вас будут, как они отличаются в масштабе, например, папа Крокодил и его дети? Наверно, Крокодил должен быть куклой «на гапите», он большой и, конечно, одет в костюм, как очень важный господин.

        А детки – куклы-петрушки – тоже одеты как очень приличные дети: одна из них, наверное, девочка, а другой – мальчик. Прекрасной куклой, если пофантазировать, может получиться сам Мойдодыр. Его можно сделать плоским, но, чтобы он мог жестикулировать, привязать ему подобия рук из полотенец. Очень оживят его глаза, которые открываются и закрываются по бокам носа-крана.

        А главный герой должен быть представлен двумя куклами: чистой и грязной (дубль).

        Таким образом, на примере сказки в стихах К. Чуковского «Мойдодыр» можно создать сценарий кукольного представления.

Литература

  1. Волгина В. Игры в рифмы. С.-П., 1997 г.
  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991 г.
  3. Чуковский К. Сказки. Д. литература, 1994 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка педагога: сценарий кукольного театра "Зайчик, который все время хвастался"

Сценарий кукольного театра: "Зайчик, который все время хвастался"....

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-7 классов. Тема: Особенности русского национального кукольного театра ( с кукольным представлением «Петрушка Уксусов»).

На занятии рассматриваются особенности русского национального кукольного театра, рассказывается о самой главной кукле - Петрушке, рассматриваются образы кукол других национальных театров, показывается...

Методические разработки к конкурсу знатоков Отечественной истории "Золотое кольцо России": вопросы заочного-очного туров, сценарий кукольного театра об Александровской слободе

Ежегодный конкурс знатоков Отечественной  истории - один из самых любимых для детей и  взрослых. В 2016-2017 учебном году он был посвящён 50-летнему юбилею туристического маршрута ...

Кукольное представление "Петрушка-помощник"

Кукольный театр для постановки с детьми 1-го года обучения....

Методическая разработка сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит и семеро котят

Сказка  о здоровом образе жизни по мотивам известной сказки Корнея Чуковского "Айболит"....

Методическая разработка мероприятия Сценарий новогоднего представление для 1-4 классов «Сказки гуляют по свету»

Методическая разработка мероприятияСценарий новогоднего представление для 1-4 классов «Сказки гуляют по свету»...