сценарий мероприятия "Казачьему роду нет переводу"
материал (7 класс)
Сценарий содержит много стихов о казаках, их подвигах, а так же о красотах Кубанской природы; в рамках знакомства с традициями кубанского казачества, в сценарии есть сценка «Сватовство в кубанской станице»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценарий мероприятия по теме казачьи традиции. | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 44 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район Краснодарского края
КОНСПЕКТ
внешкольного мероприятия
на тему «« Казачьему роду нет переводу!»
Фамилия, имя, отчество:
Сирко Юлия Юрьевна
Должность: учитель истории и
обществознания
г. Кропоткин
2013г.
Тема: « Казачьему роду нет переводу!»
Цель: познакомить учащихся с историей и традициями Кубанского казачества
Задачи: - раскрыть содержание понятия казачество;
- понять и прочувствовать через художественные произведения всю глубину и красоту кубанской казачьей культуры;
- воспитать чувство гордости за свою Малую Родину.
Оборудование: презентации, видеопроектор, декорации для сценки.
Ведущие понятия: казачество, казак, кубанский говор.
Литература:1. Трёхбратов Б.А. «История Кубани.» Краснодар, 2000г.
2. Культура кубанских станиц ( под ред. И.И.Горловой.) Краснодар, 1993г.
Ход мероприятия:
1.Организационная часть.
2.Сообщение темы и цели мероприятия.
- Сегодня мы с вами собрались, чтобы совершить путешествие в прошлое и познакомиться с историей и некоторыми традициями Кубанского казачества.
3.Основная часть:
Ведущий 1: Каждый уголок нашей страны имеет свои неповторимые черты истории и культуры. Наша Кубань – частица Великой России.(Слайд№2)
Ведущий 2:Кубань — жемчужина, любимая дочь нашей великой России. Нет края милее, чем наша Кубань, вечно молодая дочь степного раздолья. Наше южное небо — как синий девичий взгляд. В изголовье Кубани лежат Кавказские горы, у ее ног плещет морская волна. Качаются под ветром колосья пшеницы. Прямо в небо упираются свечки-тополя и тихо шепчут свою песню. На диво хороша наша цветущая земля.(Слайд№3)
Казачок 1:Тебе Кубань родная, отдаю я дань,
Я о тебе сейчас стихи слагаю.
И славлю вольную, могучую Кубань.
Прекрасней края – в мире, я, не знаю.
Твои глаза – два моря голубые.
А брови – виноградная лоза.
Ресницы, то леса твои густые.
Из золотой пшеницы – русая коса.
Казачок 2:А в косу длинную лазурной синевой сияя,
Красивой лентою вплелась Кубань река.
Наряд твой, весь цветами расцветает,
И ковылём степным расшит слегка.
Ты смотришь в мир глазами голубыми
И песнями своими всех с ума сведёшь.
Недаром и зовут тебя «Жемчужина России»
Тебя Кубань и краше в мире не найдёшь.
И где бы, в стороне, какой я ни был,
Мне всё ж милей в краю моём родном.
Твои ладони пахнут тёплым хлебом,
А губы – сладким молодым вином.
Ведущий 1: Сегодня мы перенесёмся в прошлое, к моменту заселения пустующих земель Кубани Черноморским казачьим войском и обратимся к культурным и религиозным традициям кубанских казаков.(Слайд №4)
Ведущий 2: Богата и трагична история нашей кубанской земли. Кубань по праву называют великим перекрёстком прошлого, где сходились пути многих племён и народов.
Ведущий 1: Казачество- явление уникальное, присущее нашей Родине в такой мере, что представить без него прошлое невозможно.
Казак 1: Мы расскажем вам о том,
Как в казачестве живём.
К делу наше отношенье,
Долг наш – Родине служенье.
- Степные рыцари, мы бдим
Кубани приграничье,
Всегда на страже от потуг
Народов заграничных.
Казак 2: - Живою изгородью мы,
Селились здесь от Бога,
Екатеринины сыны
Российского народа.
- Но долг защитников мы чтим,
С клинком прощанья нет
И иноверцев победим,
В бою возьмём победу.
Ведущий 2: Казак – это воин, который бесстрашно сражался за Русь- матушку, стоически перенося все неудобства и невзгоды: не разводил огнище, чтобы согреться, не запаляли люльку, которая помогала бодрствовать, даже не позволяли ржать своим лошадям, часто сидели на одном месте по несколько часов без движения, без единого слова, выжидая единственного необходимого для победы мгновения.(Слайд №5)
Ведущий 1: По внешнему облику казака можно было судить о его натуре. Просторные, не стесняющие движение одежды, удобные и в бою и на пиру, и в обыденной жизни; открытый ясный взгляд, уважающий и в себе и в других человеческое достоинство. Они излучали спокойствие, силу. Уверенность в себе.
Казак 3: В жизни тот один достоин,
Кто на бой всегда идёт
Православный русский воин,
Не считая бьёт врагов.
Что французы, англичане,
Что турецкий глупый строй,
Выходите басурмане,
Вызываем вас на бой.
За царя и за Россию
Мы готовы воевать.
За царя и за Россию
Мы готовы умирать.
Ведущий 2: История Кубанского казачества достаточно сложна и интересна.
О казаках, как о вольных людях, писали уже русские летописи 11-13 веков. Однако формирование крупных казачьих сообществ начинается в основном в 15-16 веке на Днепре и Дону. Казаки осваивали лесные просторы, создавая свои укрепления – «Сечи»- 16 веке- Запорожская сечь. Запорожские казаки после объединения Украины с Россией не раз призывались под знамёна русской армии. Позже за волнения и выступления против императорской власти Запорожская сечь была уничтожена.
Ведущий 1: 1787 г. начинается вторая в царствование Екатерины 2 русско-турецкая война. Воспользовавшись путешествием императрицы по югу России, запорожские старшины Сидор Белый и Антон Головатый преподнесли ей прошение о желании принять участие в войне. Казаки проявили себя как хитрые, бесстрашные воины, одерживая победу за победой. В ознаменование этих побед Войско верных казаков стало называться Черноморским.(Слайд №6)
Ведущий 2: С начало черноморцы расселились между Южным Бугом и Днестром, но так как эти земли не были за ними закреплены законно, они обращают свои взоры на кубанские земли, в то время пустовавшие.(Слайд №7)
Казак 4: Кубань влекла нас плодородием,
(Слайд №8) Безбрежьем, трав степных игрой.
И мы её назвали Родиной,
Назвали матерью родной.
Казак 5: Казак страдал по ней в туретчине,
Страдал, шагая по неметчине,
И плакал в горькую траву
Роняя буйную главу.
- И не просил награды- ордена
Просил лишь, чтоб в последний миг
Над ним светилось небо Родины,
Где слышен вольной птицы крик.
Ведущий 1: В 1792г. в Петербург была направлена представительная казачья депутация во главе с войсковым судьёй Антоном Головатым. Он обладал гибким умом дипломата и эффектной внешностью. Для привлечения на свою сторону столичной знати он взял в Петербург дорогие подарки, зернистую икру и любимую бандуру. Исполнял песни собственного сочинения. Императрица была восхищена необычным видом Головатого и его пением.(Слайд №9)
Ведущий 2: 30 июня 1792 года особой грамотой Екатерина 11 пожаловала Черноморскому казачьему войску земли на Правобережье Кубани от Тамани до устья Лабы. Черноморцам были подарены войсковое знамя и литавры и подтверждено право на собственные казачьи регалии (булаву и пернач) и войсковую печать. Казакам предписывалось охранять кубанские рубежи России. (Слайд№10)
Казачка 1: В вольной степи алеют маки,
И в Кубани бурлит вода.
Защитить вы должны, казаки,
В век наш тяжкий людей труда.
И под небом холодным, синим
В предрассветную эту рань
Защитить вы должны Россию,
Защитить вы должны Кубань.
Вы - частица родной природы
И отныне ваш пробил час:
Это всё воплотилось в вас.
И под небом родным и синим
Нам погибнуть, Господь, не дай!
Защити же, казак, Россию
И кубанский казачий край!
Ведущий 1: 25 августа 1792 г. черноморцы во главе с Сидором Белым прибыли на Тамань. На правом берегу Кубани в Карасунском Куте черноморцы в 1793 г. заложили войсковой град Екатеринодар.
Ведущий 2: История Кубанского казачества неразрывно связана с историей Православной церкви. Не случайно за казаками исторически закрепилось красноречивое название – «Рыцари Православия», т.е. защитники Христовой веры. Постоянные военные походы, жизнь полная опасностей и военных тревог особенно усиливали потребность в вере, которая была «…очень присуща жителям Черномории, а потому при всяких случаях неблагоприятных черноморец обращался к религии…»(Слайд №11)
Ведущий1: В 1796 г. был образован Кубанский линейный полк, который в 1832 году вошёл в состав Кавказского линейного казачьего войска. Началась новая славная страница подвигов казаков черноморцев и линейцев: Отечественная война 1812 года, Крымская война1853-1856 гг., Кавказская война…
Казачка 2: По дороге пыль клубится,
Слышно, кони громко ржут,
И с победой над врагами
Казаки домой идут.
Атаман же первый ехал,
Вёл победные полки,
И под знаменем победы
Шли кубанцы – казаки.
Казачка 3: Едут, едут казачата
По степи широкой
Песня звонкая летит
Далеко, далёко.
Бежит река Кубанушка
Весёлая волна
И гроздьями калинушка
Кубанская сильна.
Выходите подышать
На степном просторе,
Встретить солнечный восход
На казачьей воле.
Казачка 4: Стоят вековые курганы,
Плывут облака на закат.
Обняв свою землю руками,
Под ними герои лежат.
И солнце на рисовых чеках,
О жизни поёт вышина…
Они полегли, чтоб навеки
Была на земле тишина.
Кубань, храни их сон,
Казачью боль, земную соль.
А хлеб растёт, а хлеб шумит,
Росою красною обмыт.
Ведущий 2: В 1860 г. была образована новая административная единица Российской империи – Кубанская область. Черноморские и линейные казаки на территории области образовали Кубанское казачье войско.
Казак 6: Я Кубанский казак с Терской кровью подмешанной
И Кубанских степей я просторы люблю.
И горячих ветров запах терпкий, на травах замешанный
Я всегда с упоеньем и с нежной любовью ловлю.
Ты, бескрайняя степь, и твой край в горизонт упирается.
Много крови казацкой впитала родная земля.
И на этих местах лишь седая полынь разрастается,
Да ковыль в тех местах, где кровавая битва прошла.
Казак 7: Ты широкая степь, для казаков могилою ставшая.
И просторы твои покрывает седая полынь,
Это горечь – трава, горе вдов, матерей всё впитавшая
И всё горе отцов сединой покрывает ковыль
Я Кубанский казак с Терской кровью подмешанной
И земли этой краше я нигде не найду.
Я живу на земле мне моими дедами завещанной,
Здесь родился я, рос и в Кубанскую землю уйду.
Ведущая 1: Разнообразна и богата культура Кубани. Являясь потомками казаков, мы не должны забывать обычаи и традиции казачества.Поверья, обряды, традиции и обычаи чрезвычайно строго соблюдались в казачьих семьях и являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи.
Ведущая 2: Устная разговорная кубанская речь - ценный и интересный элемент традиционной народной культуры. Она интересна тем, что представляет смесь языков двух родственных народов - русского и украинского, плюс заимствованные слова из языков горцев, сочный, колоритный сплав, соответствующий темпераменту и духу народа.
Ведущая 1:Ну-ка, хлопцы и девчата, скажите нам «шо цэ такэ»?
- вечерять (ужинать) бачить (видеть)
- шукать (искать) гарно (красиво)
- цуцыня (щенок) кавун (арбуз)
- качка (утка) цыбуля (лук)
- горище (чердак) пытать (спрашивать)
- качур (селезень) снидать (завтракать)
- тикать (убегать) город (огород)
- драбына (лестница) шкода ( баловаться, безобразничать)
- рэготать ( хохотать, смеяться) балакать (разговаривать)
- рушник (полотенце) пивень (петух)
- глэчек (глиняный кувшин)
Ведущий 2: Молодцы, наши гости справились с заданием и продемонстрировали неплохие знания в области кубанского говора.
Ведущая 1:На Кубани бытовали различные обряды: свадебный, родильный, имянаречение, крестины, проводы на службу, сватовство и многие другие. Одни обряды появлялись, другие исчезали, но оставались те, что наиболее полно отражали бытовые и культурные особенности казаков, сохранившиеся в памяти народа от далёкой старины.
Ведущая 2:И сегодня, дорогие друзья, мы хотим вас познакомить с обрядом сватовства. И сейчас мы предлагаем перенестись в кубанскую станицу…
Сценка «Сватовство».
1:По старинному обычаю в сватовстве главную роль играли мужчины, со стороны жениха всегда приходил отец и родной дядька.
Когда сваты приходили в дом невесты, их встречали родители невесты, а сама невеста стояла в сторонке, чтоб её не заметили.
-Здравствуйте люди добрые, Захар Петрович и Марья Игнатьевна.
-Здоровеньки булы, зачем пожаловали?
-У вас товар, у нас купец, хотим дочь вашу посватать.
2:Хозяева приглашают гостей в хату. В сенях невеста омывает руки гостям, что символизирует чистоту помыслов и чистоту пожеланий. Вытирают руки рушником. Жениху, после омытия рук, невеста предлагает другой рушник, он вытирает руки одним концом, потом жених омывает руки невесте – она вытирает другим концом – этот жест означает, что жених готов признать её хозяйкой.
1:В гостиную входили сваты, а жених дожидался в сенях, пока его не позовут. Главное, что во время переговоров ни жених, ни невеста не должны говорить. Это разрешалось только после того, как сваты договорятся.
2:Гостей усаживали за стол и разговор начинали из далека:
- Як дела у вашей хате, як хозяйство?
-Складно в этом году урожай взашёл, дюже много кавунов, кабаков да гарбузов, квочка много курчат повыводила. А як вашем дому?
-Всё ладно и складно. Дров запасли дюже много на зиму, корова отелилась, забор новый сробыли, даст Бог здоровья, всё будет добре.
1:Оговорив все важные события, переходили к делу:
- Знамо, что в вашем дому голубица живёт и шо нужен ей голубок. А ну кА, хотим побачить вашу дивчину.
2:На просьбу сватов в хату вводят девушку, но это совершенно другая девушка. Жених машет головой, мол, не моя невеста. Тогда входит настоящая невеста, и жених довольный кивает головой.
- Ну ка покажите вашу невесту- не крива ли, не коса ли, не хрома ли ваша дивчина?
- Наша Мила яко гарна дивчина – и румяна, и бела, ручки золотые, хозяюшка добрая, душа ласковая. А ваш жених чем хорош?
- Наш Микола молодец, добре робыть, смелый вояка, заботливый, надёжный.
- Любо, любо.
-Ну шо, Микола, согласен ли взять в жёны Людмилу? – Согласен.
-А ты, Мила , согласна выйти замуж за Миколу? – Согласна.
1:После согласия молодые просят благословения у своих родителей ( становятся на колени около своих матерей)
(Невеста)-Благослови матушка!( мать) – Благословляю моё дитятко, будь счастлива, да хранит тебя Господь!
(Жених)- благослови матушка! (Мать) – Благословляю тебя мой сыночек, будь достойным мужем и мудрым отцом, да хранит тебя Господь!
2:Молодые, получив благословение, кланяются на три стороны- в сторону родителей жениха, родителей невесты и на икону.
1:После этого невесте передают хлеб с солью на рушнике, она разрезает его на 4 части. Первую часть даёт родителям жениха – это означает, что невеста просит их принять её в свою семью, кланяется хлебом, что будет ухаживать и досматривать за ними в старости.
2:Вторая часть хлеба отдавалась родителям невесты – тем самым она просила благословения у своих родителей. Третий кусок получал жених – этим жестом она просила взять её в жёны и жених должен к ней относится с уважением. Последний кусок невеста съедала сама.
1:Соль символизируют слёзы и все, макая хлеб в соль , тем самым клянутся разделить все горечи и трудности новой семьи.
2:Крошки, которые оставались после хлеба, стряхивали в кучку и отцы молодых должны их были съесть, тем самым давая обещание вместе решать семейные дела проблемы. Рушники все складывались и хранились за образами до следующего сватовства детей молодых.
1:В завершении молодые дарили друг другу подарки: жених дарил колечко, а невеста – вышитый платочек, где один край был без вышивки, что являлось символом чистоты невесты.
2:Сватовство считалось удачным, если всё происходило по тем правилам и канонам, предписанными старинными казачьими традициями.
Ведущий 1: Подходит к концу наше выступление и взашершение хотелось бы сказать
- Казак - удалая, отважная неустрашимая голова. По первому зову бросает казак свои мирные занятия и собирается в поход, несётся на своём степном коне-скакуне и первым является на бранное поле.
-В походе и на фронте он терпелив, вынослив и неприхотлив; на ходу скоро ест, мало спит, всегда на чеку, постоянно готов бросится на врага...
-Но чем казак силён и крепок? Он крепок своей вековой, неизменной дружбой с конём. Сильней этой дружбы на всём свете ничего нет.
-Верная казачья жена - драгоценный друг в семье. Она содержит целый дом и скрашивает всю беспокойную казачью жизнь.
-Казак не любит молчать и серьёзничать, когда он в компании шутит и беседует, когда сам - песни поёт. Как среди птиц соловей - лучший певец, так среди людей казак - первый песенник.
Ведущая 2:Таковы были казаки в старые годы, такими они остаются и по сей день. И можно с уверенностью сказать, что славному казачьему роду...
Вместе: Тай нэма пэрэводу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Казачьему роду нет переводу!"
Сценарий выступления на конкурсе "Алло! Мы ищем таланты!".Участники - члены школьного танцевального коллектива "Акцент" и вокальной группы "Школа".Программа составлена для кадетов казачьего класса МОУ...
Мероприятие в казачьем классе "Казачьему роду, нет переводу!"
Цель мероприятия: -знакомство учащихся с историческими фактами освоения Кубани, казачеством, историей заселения казаками станицы Ольгинской её историческими личностями, стоявшими у истоков ...
Исследовательская работа к 300-летию Кубанского казачества "Казацкому роду нэма переводу"
Описание исторических памятников кубанским казакам....
казачьему роду нема переводу
Аннотация.Актуальность темы исследования обусловлена возрастающим научным и практическим интересом к историко- культурному наследию Кубани. В настоящее время значительно возрос интерес молодого ...
Классный час на тему «Славные казачки» (Из цикла «Казачьему роду нет переводу!»)
Расширить знания учащихся об истории, традициях, обычаях казаков; показать роль женщин-казачек в истории и культуре казачества....
игра "Казачьему роду нет переводу"
классный час «Казачьему роду нет переводу» разработан для учащихся младших классов основной школы (5 – 7 классы). Обучающиеся этого возраста хотят быть активными участниками мероприятий, а не пассивны...
Сценарий игры"Казачьему роду нет переводу"
Материал для игры 5-7 классов...