27 января - День воинской славы России. Снятие блокады Ленинграда
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Шадрина Ирина Савельевна

Цель воспитательного мероприятия - создать условия для формирования:

- гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины через сохранение исторической памяти о мужестве советского народа в годы Великой Отечественной войны;

- общекультурной литературной компетенции через слушание и выразительное чтение стихотворений, просмотр документальных фильмов о блокадном Ленинграде, прослушивание фрагмента 7-ой симфонии Шостаковича.

Вызвать чувство сопереживания трагической судьбе ленинградцев, восхищение и гордость за народ, проявивший стойкость и мужество в борьбе с врагом;

развивать познавательную активность в области знания  истории своей страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon blokada_leningrada.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

27 января  - День воинской славы России

Блокада Ленинграда

Сценарий урока

(для учащихся 5 –7 классов)

Цель: создать условия для формирования:

- гражданского самосознания, уважения к историческому прошлому нашей Родины через сохранение исторической памяти о мужестве советского народа в годы Великой Отечественной войны;

- общекультурной литературной компетенции через слушание и выразительное чтение стихотворений, просмотр документальных фильмов о блокадном Ленинграде, прослушивание фрагмента 7-ой симфонии Шостаковича.

Вызвать чувство сопереживания трагической судьбе ленинградцев, восхищение и гордость за народ, проявивший стойкость и мужество в борьбе с врагом;

развивать познавательную активность в области знания  истории своей страны.

Учитель: 

«Все может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может:
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой».  
А. Митяев

Маша:

В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно,
И ею с тобой мы сильны.

(под звучание музыки «Священная война» говорит учитель)

Учитель: Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду - трупы людей, еще недавно думавших о будущем, мечтавших о любви и счастье.

Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться в жизни отдельного человека и в истории всего человечества.

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.

Звучит голос Левитана о начале войны. Слышен звук летящих фашистских самолетов, разрывы бомб

Гитлер намеревался захватить нашу страну за 6 недель.

Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Долго учить детей в школах не собирались. (Правила уличного движения, чтобы не мешали двигаться машинам, умели подписываться, знали таблицу умножения до 25).

Маша. Чтобы поработить наш народ, надо было захватить столицу нашего государства - Москву. Гитлер хотел, чтобы от города ничего не осталось. Решено было затопить Москву, поставив огромные плотины вокруг города.

К середине октября немцы были у стен столицы. Они уже мечтали поставить памятник Гитлеру. С собой они взяли для сооружения памятника гранитные плиты и блоки.

Но Москва не сдалась. День и ночь люди готовились к обороне. 600 самолетов - истребителей охраняли небо Москвы.

Битва за Москву продолжалась с 30 сентября 1941 года по 20 апреля 1942 года. Население довоенной Москвы – 4 млн. 215 тыс. людей, после призыва в армию осталось 2,5 млн. человек.

Учитель:  27 января 1944 года - что это за дата?

27 января 1944 года – это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.

Учитель:  Что такое блокада?

Окружение города, крепости, армий войском неприятеля с целью отрезать их от внешнего мира и этим прину́дить к сдаче или парализовать их деятельность.

Маша. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.

Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Учитель.  Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы – более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов. Немцев поддерживала 200 - тысячная финская армия «Голубая дивизия»,  фашистская Испания, легионеры Нидерландов, Бельгии, Норвегии.

На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе с взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги.

На защиту родного города поднялись все ее жители. В короткий срок он был превращен в город-крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Маша.  Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более ста тысяч зажигательных бомб.

8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

Учитель. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 граммов, а служащие и дети по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, жмыха, целлюлозы, соды. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками,  жили в неотапливаемых домах.

Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Маша.   Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.

             Этот дневник на процессе Нюрнбергском

Был документом, страшным и веским.

Плакали люди, строчки читая.

Плакали люди, фашизм проклиная.

Танин дневник – это боль Ленинграда,

Но прочитать его каждому надо.

Словно кричит за страницей страница:

«Вновь не должно это все повториться!»

Учитель. При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

Маша.  Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и, в конце концов, сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Учитель. Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду,  до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Маша.  Про школы. В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

Учитель. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Маша.  Девочка руки протянула -
           Уснула…
           А оказалось - умерла..
          Никто не обронил ни слова,
          Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
          Учитель выдавил, что снова
          Уроки после похорон (Ю. Воронов)

Учитель.

Ольга Бергольц писала: «сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам».

Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2 тысяч  танков, полутора тысяч самолетов, 150 тяжелых орудий, 12 тысяч минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

Маша.  Но рабочих требовалось еще больше, так как прежние уходили в народное ополчение.

На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Учитель. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла,  и эта единственная ниточка, связавшая город со страной,  оборвалась.

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.

22 ноября 1941 года по еще не окрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Маша. 

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)

Учитель. Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Ученик

И было так: на всем ходу
машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
— Ну, так и есть — мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта — не угроза,
да рук не разогнуть никак:
их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны? Он спасет
шестнадцать тысяч ленинградцев.—
И вот — в бензине руки он
смочил, поджег их от мотора,
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
…О, мы познали в декабре —
не зря «священным даром» назван
обычный хлеб, и тяжкий грех —
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.

 (Ольга Берггольц — «Ленинградская поэма») 

Маша.  Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Скольких людей спасла эта дорога! Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».

Учитель. Наконец наступила весна 1942 года, но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.

Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.

Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Полтора миллиона ленинградцев были представлены к награде. Из них 15 249 детей.

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду!

Маша.  13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год.

13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более восьмисот городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

                     Просмотр документального фильма «Блокада Ленинграда» 

Учитель. В блокадном городе работали театры, музеи. Во время блокады не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели.

Голос Ольги Берггольц  стал голосом долгожданного друга в застывших и тёмных блокадных ленинградских домах. В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно вела радиопередачи.

Маша:  2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая была исполнена оркестром Радиокомитета в осаждённом Ленинграде. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре.

Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов.

Несмотря на это, концерты начались уже в апреле.

Звучит 7-ая симфония Дмитрия Шостаковича – «Ленинградская» 

Ученик: Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)

Минута молчания

Маша:  В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Ученик: Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…(В. Рождественский)

Маша:  Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут
А ленинградцы тихо плачут…
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
(Ю. Воронов) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия "27 января- день воинской славы России"

материал включает в себя сценарий мероприятия " 27 января- день воинской славы России"...

Сценарий мероприятия "27 января- день воинской славы России"

Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).Подвигу советских людей в Великой Отечественн...

День воинской славы России. Снятие блокады Ленинграда.

Методическая разработка классного часа патриотического направления для 8-9 классов. Основные задачи: дать представления учащимся о героической обороне Ленинграда; способствовать развитию чувства сопер...

вопросы викторины-теста День воинской славы России- День снятия блокады Ленинграда(1944год)

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕНННАЯ ВОЙНАЗловещая статистика войны:1418 дней и ночей.Каждый день наша страна теряла 14.104 человек.Каждый час погибало 588соотечественников.Каждую минуту – 10 человек.Каждые...

Классный час: «День воинской славы России: 11 сентября – День воинской славы России. Сражение у мыса Тендра».

Классный час проводился с воспитанниками 91 класса в День воинской славы России - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. ушакова у мыса Тендра....

Классный час "27 января - День воинской славы России"

Классный час посвящен дню снятия блокады Ленинграда...

27 января - День воинской славы России. День снятия блокады Ленинграда. Данному событию были посвящены классные часы :

Отчёто воспитательной  работе,проведённая в 1 – 9 классах в начале 3 учебной четверти  соответствовала общешкольному плану воспитательной работы...