Литературно-игровая программа "Приключения на острове чтения"
классный час (5 класс)
Предварительный просмотр:
Сценарий литературно-игровой программы
«ПРИКЛЮЧЕНИЯ НА ОСТРОВЕ ЧТЕНИЯ»
Оформление: книжная выставка «Книжный букет лета», карта маршрута, названия маршрутов: «Остров Чтения», «залив Стихов», «река Приключений», «поле Рассказов», «гора Сказок».
ВЕДУЩАЯ: Здравствуйте, юные друзья! Мы рады приветствовать вас в нашей библиотеке. Сегодня в этом зале, я очень на это надеюсь, собрались любители книги и чтения, которые очень часто ходят в библиотеку и прочитали немало книг. Ребята, вы догадались, что сегодня мы с вами будем говорить о книгах. Книга – это самое лучшее, что когда-либо создавал человек. В ней всегда найдешь ответ на любой вопрос. Книги, как добрые друзья, вводят нас в удивительный мир. Читая, мы становимся умнее, сильнее, добрее. Джонатан Свифт – автор приключений о Гулливере говорил: «Когда я читаю книгу, мне кажется, что она живая и беседует со мной».
Средь разных увлечений
Нет лучшего, чем чтенье.
Не сможет книгу заменить
Ни фильм, ни Интернет.
Читать всегда престижно.
Полезнее, чем книга,
Полезнее, чем книга
В мире не было, и нет.
Ведь книга – друг надежный,
Утешит и поможет,
Всегда сумеет дать совет
И выручит всегда.
Развеселить сумеет,
Сомненья все развеет.
Вам с книгою, друзья,
Не будет скучно никогда!
Ребята, сегодня мы с вами отправимся на необычный остров. Называется он – остров Чтения.
Его вы не найдете на глобусе и карте,
О нем вы не прочтете в учебниках своих.
На остров попадают лишь только те ребята,
Что прочитали сами немало детских книг.
Остров Чтения. А где это? Ни в одном учебнике, ни в одном указателе он не упоминается. Его нет ни на одной карте. Но дети, любящие читать, нисколечко не сомневаются, что он существует. Они даже могут побывать на нём! А вы хотите?
(Дети хором отвечают: «Да!»)
ВЕДУЩАЯ: Скажите, что чаще всего ищут на острове отважные мореплаватели и коварные пираты?
(Дети отвечают: «Сокровища!»)
ВЕДУЩАЯ: А чего нам не хватает для его поисков?
(Дети отвечают: «Карты!»)
ВЕДУЩАЯ: Карта хранится в сундучке. Но чтобы ее достать, нужно правильно ответить на вопросы литературной викторины. Ведь вы любите книги, правда?
(Ответы детей.)
ВЕДУЩАЯ: Давайте вспомним некоторые из них:
● В какой сказке девушка заснула на 100 лет? (Спящая красавица Ш. Перро.)
● В какой книжке девочка могла поднять лошадь? (Пеппидлинныйчулок А. Линдгрен.)
● В какой сказке девочка поменялась местами с куклой? («Три толстяка» Ю. Олеши.)
● В какой книге обычный мальчишка из 6 класса спас настоящего волшебника? («Старик Хоттабыч» Л. Лагина.)
● В какой сказке мальчика за грубость заколдовал гном? («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» С. Лагерлеф.)
● В какой сказке был ворон Абрахас? («Маленькая Баба-Яга» О. Пройслера.)
● В какой книге герой посеял макароны и получил зеленые всходы? («Приключения капитана Врунгеля» А. Некрасова.)
● В какой книге рассказано, как огромный орел утащил героя вместе с домиком и бросил в море? («Путешествие Гулливера» Д. Свифта.)
● В какой повести мальчишка, храбро сражаясь, пел песенку «У них мундиры синие и сабли на боку. Ку-ка-ре-ку!»? («Гаврош» В. Гюго.)
● В какой книге мальчик в письме вместо адреса написал «На деревню к дедушке»? («Ванька» А. Чехова.)
ВЕДУЩАЯ: А сейчас мы проверим, хорошо ли вы помните фамилии писателей. Я буду называть фамилии известных людей, а вы должны будете хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите фамилию писателя. Итак, начинаем!
Пушкин, Стивенсон, Успенский, Чайковский, Айвазовский, Чуковский, Маяковский, Кобзон, Михалков, Дюма, Твен, Шишкин, Барто, Крапивин, Вивальди, Бельмондо, Даль, Киплинг, Крылов, Дарвин, Брюсов, Бунин, Зощенко, Каспаров, Верн, Свифт, Погодин, Коваль, Пантелеев, Пугачев, Емец, Ньютон, Яснов.
ВЕДУЩАЯ: Молодцы, ребята! На все вопросы вы ответили правильно, и сундук открылся. А вот и карта! Посмотрите, где нам с вами предстоит побывать: в заливе Стихов, реке Приключений, поле Рассказов и, наконец, горе Сказок. Сначала мы попадаем в залив Стихов. Каких детских поэтов вы знаете?
(Ответы детей.)
ВЕДУЩАЯ: Предлагаю вам продолжить четверостишия и назвать их авторов:
● Крошка сын к отцу пришел, И спросила кроха:
- Что такое «хорошо», и что такое «плохо»? (В. Маяковский)
● Жил человек рассеянный на улице Бассейной.
Сел он утром на кровать, стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки, оказалось – это брюки. (С. Маршак)
● Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик.
Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч. (А. Барто)
● Кто на лавочке сидел, кто на улицу глядел,
Толя пел, Борис молчал, Николай ногой качал. (С. Михалков)
Дети, а у вас есть любимые стихи?
(Дети читают стихи.)
ВЕДУЩАЯ: Ребята, вам предоставляется возможность увидеть настоящего писателя и пообщаться с ним. У нас в гостях педагог и писатель Николай Францевич Дик.
(Выступление Н.Ф. Дика.)
ВЕДУЩАЯ: Мы преодолели многоводный залив Стихов и теперь приближаемся к реке Приключений. Нам надо проплыть вверх по стремительному течению, где встречаются пороги, а вы знаете, как это трудно! Узнайте героя приключенческой книги по событию, которое случилось в его жизни:
● Он работал врачом на корабле, который однажды потерпел крушение, и оказался в плену у маленьких человечков. (Гулливер.)
● Как рассказывал сам герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу. (Барон Мюнхгаузен.)
● Этот мальчик в наказание за невежливость был превращен гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей. (Нильс.)
● Героиня этой английской книжки побежала за Белым Кроликом, но потом провалилась в глубокий колодец и оказалась в необычной стране. (Алиса.)
●Единственный мальчик на свете, который никогда не взрослел и сумел победить коварного пирата Крюка. (Питер Пэн.)
И с этим заданием вы справились на «отлично»! А теперь я предлагаю вам 3 варианта имени героя книги, а вы называйте правильный:
● Добрую волшебницу из книги «Волшебник Изумрудного города» звали: Селина, Виллина, Марина;
● Сову из сказки «Доктор Айболит» звали: Пумба, Бумба, Авва;
● В сказке Пушкина о Золотом петушке царя звали: Дадон, Гвидон, Салтан;
● Правильное имя Старика Хоттабыча: Хоттаб ибн Дурухман, Гассан Абдурахман ибн Хоттаб, Хасан ибн Кегельбан;
● Теленка кота Матроскина звали: Тимоша, Гаврюша, Витюша;
● Харчевня из сказки А. Толстого «Золотой ключик» называлась: Три охотника, Три пескаря, Три поросенка;
● Князь Гвидон, оборотившись в шмеля, укусил за нос: Бабариху, Ткачиху, Повариху;
● В книге «Алиса в стране чудес» есть герой по прозвищу мартовский. Это:
кот, заяц, волк;
● Стихотворение А. Барто о плачущей девочке называется: ревушка, мячик, плакса;
● Кто украл ключ у Бармалея: собака Авва, попугай Карудо, Айболит;
●Кого Пеппидлинныйчулок называла Господин Нильсон: лошадь, попугая, обезьянку;
● Какой предмет забросил на Луну Мюнхаузен: ружье, топорик, сапог;
● Птица, на которой отправился в Африку доктор Айболит: орел, лебедь, ворон;
● Что съел крокодил из стихотворения «Мойдодыр»: мочалку, тряпку, утюг;
● Что вырубал из скалы Данила-мастер: каменный уголь, каменное сердце, каменный цветок;
● Кем не пробовал быть Незнайка: художником, альпинистом, музыкантом.
Вот мы с вами попали на поле Рассказов, которые для детей писали многие авторы. Но самые известные среди них: Николай Носов и Виктор Драгунский. Я думаю, вы помните их веселые истории про Мишку, Дениску Кораблева и других ребят. А теперь узнайте, из какого рассказа этот диалог. (Проводится чтение по ролям детьми отрывков из рассказов писателей: Н. Носова «Живая шляпа», «Телефон» и В. Драгунского «Тайное становится явным», «Он живой и светится...».)
ВЕДУЩАЯ: Мы успешно пересекли поле Рассказов и приблизились к высокой горе Сказок. Прежде чем взобраться на нее, мы должны вооружиться для последнего препятствия волшебными словами. Какие волшебные слова говорили герои сказок?
● Емеля (По щучьему веленью, по моему хотенью.)
● Али-Баба, чтобы открыть пещеру с сокровищами (Сим-Сим, откройся!)
● Девочка Женя, когда отрывала лепесток (Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели!)
● Иванушка-дурачок (Сивка-Бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!)
● Девочка из сказки «Горшочек каши» (Раз, два, три! Горшочек, вари!)
● Буратино (Крекс, фекс, пекс!).
Чтобы нам благополучно обойти все преграды, нужно выполнить интересные задания. Я предлагаю поиграть в игру «Да-нет»:
● Муха-цокотуха в конце сказки вышла замуж за паука. (Нет, за комара.)
● Голова Винни-Пуха была забита ватой. (Нет, опилками.)
● Злой тигр Шерхан из сказки «Маугли» боялся красного цветка. (Да.)
● В сказке «Снежная королева» было письмо, написанное на сушеной рыбе. (Да.)
● Самым страшным врагом стойкого оловянного солдатика была крыса. (Нет, тролль из табакерки.)
● Князь Гвидон превращался в комара, муху и муравья. (Нет, в шмеля.)
● Волшебница Бастинда боялась воды. (Да.)
● Принцессе Эльзе спасти ее 11 братьев помогла волшебная книга. (Нет, рубашки из крапивы.)
● Поросенок Фунтик сбежал от злого директора цирка. (Нет, от Беладоны.)
ВЕДУЩАЯ: Ребята, вот мы с вами, не испугавшись трудностей, успешно добрались до замечательного острова Чтения. Главное его сокровище – это книги, из которых вы можете узнать еще немало интересных историй.
(Проводится обзор книг у книжной выставки.)
ВЕДУЩАЯ: Наша встреча с замечательными писателями и их книгами подошла к концу.
Пусть будет весело вокруг,
Пусть будет рядом верный друг,
И каждый книжный переплет
В страну чудесную ведет!
Желаю вам продолжать дружить с книгами и библиотекой!
До новых встреч!
(Показ мультфильма по рассказу Н. Сладкова «Мальчик и лягушонок».)
Использованная литература:
1. Галактионова, А.Ф. Верные друзья / А.Ф. Галактионова // Читаем, учимся, играем.- 2004.- №1.- С. 57-60.
2. Горшкова, Л.В. Кто они такие? / Л.В. Горшкова // Читаем, учимся, играем.- 2004.- №7.- С. 56-57.
3. Дик, Н.Ф. Веселые классные часы во 2-3 классах // Н.Ф. Дик.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- 331 с.- (Сердце отдаю детям).
4. Тунгулукова, С.А. В гостях у литературных героев // С.А. Тунгулукова // Читаем, учимся, играем.- 2008.- №1.- С. 4-5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературная игра "Приключения на Островах Чтения"
Методические рекомендации по организации и проведению литературной игры "Приключения на Островах Чтения" среди воспитанников Дворца....
Литературная игра "Приключения на Островах Чтения"
Методические рекомендации по организации и проведению литературной игры "Приключения на Островах Чтения" среди воспитанников Дворца....
Литературная игра "Приключения на Островах Чтения"
Методические рекомендации по организации и проведению литературной игры "Приключения на Островах Чтения" для воспитанников Дворца. Возраст участников 5-8 класс. Игра рассчитана на учебный год (ка...
Сценарий литературно-игровой программы "Путешествие в Королевство книг"
Литературно-игровая программа для детей 5 - 6 лет, посвященная Международному Дню детской книги.Цель: создать условия для формирования у детей позитивной мотивации к чтению.Задачи:- привлечь детей к ч...
Литературно-игровая программа "Мультизнайка", посвященная детскому писателю Н.Н.Носову
Была проведена викторина по произведениям Н.Н.Носова с показом презентации, мероприятие завершилось показом мультфильма "Незнайка и его друзья"....
Литературно-игровая программа "Вперёд, мальчиши!"
Литературно-игровая программа "Вперёд, мальчиши!" предлагается как игра-соревнование для младших школьников. Её можно провести в канун 23 февраля, на классном вечере и пр....
Литературно-игровая программа "Вперед, мальчишки!"
Отечество - однокоренное слово –отец. Синонимы к слову «отечество» - Родная земля, отчизна, Родина, земля народа, край, место, где родился...