Литературно-игровая программа "Мультизнайка", посвященная детскому писателю Н.Н.Носову
материал на тему

Исраэлова Татьяна Витальевна

Была проведена викторина по произведениям Н.Н.Носова с показом презентации, мероприятие завершилось показом мультфильма "Незнайка и его друзья".

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ   ИГРА:

«ДЕНЬ  РОЖДЕНИЯ  ДЕТСКОГО  ПИСАТЕЛЯ –

 НИКОЛАЯ  НИКОЛАЕВИЧА  НОСОВА»

Добрый день, уважаемые гости! Здравствуйте, дорогие ребята!

Я вас приветствую в нашем зале.

Сегодняшняя встреча посвящена 105-летию со дня рождения  детского писателя

Николая Николаевича Носова.

Я надеюсь, вы прочитали немало его рассказов, просмотрели большое количество  детских фильмов, мультфильмов, снятых по сюжету детского писателя. И я думаю, что вы хорошо подготовились к игре, и к непростой игре, а интеллектуальной, которая посвящена к юбилейной дате.

Настроение у вас хорошее? Отлично!

Тогда мы отдохнем и поиграем с пользой для ума. Ведь ум на нашей игре ценится очень дорого, т.к. вместо баллов вы, ребята, будите набирать умы.

Благодаря вашим знаниям вы сможете количество умов увеличить.  Как? Для этого я вас познакомлю с правилами игры,  которая будет состоять из четырех туров:

1 тур – отборочный;

2 тур – индивидуальный – это викторина с тремя вариантами ответов;

3 тур – «Правда ли это…»;

4 тур – творческий.

В каждом туре правила игры будут меняться. В отборочном туре мы выберем 4 команды по 5 человек в каждой, которые будут сформированы по мере ответов на вопросы.

Наши учителя, гости превращаются в общественных наблюдателей и,  не в коем случае,  не подсказывают командам.

1 ТУР – «ОТБОРОЧНЫЙ»

  1. Вертвлявое жилье Бабы Яги? – Избушка
  2. Местожительство Бармалея? – Африка
  3. Каким фруктом отравили Царевну из сказки А.С.Пушкина? –  

                     Яблоко

  1. Где спрятался седьмой козленок? – В печке.
  2. Как погиб Царь в сказке «Конек-Горбунок»? – Он сварился
  3. На каком транспорте увез Иван Царевну-Забаву? –

                        На летучем корабле

  1. На какое слово Незнайка не мог найти рифму? – Пакля
  2. Когда борода старика Хоттабыча не работала? –

                      Когда была мокрой

  1. Круглый, желтый сказочный герой – Колобок
  2. Главный герой сказки Г.Х.Андерсена «Огниво» - Солдат
  3. Сколько раз забрасывал старик невод, прежде чем поймал    

   Золотую рыбку – Два

  1. Сколько просьб старика выполнила Золотая рыбка? –

     Четыре (корыто, изба, дворянка, царица)

  1.  Как начинается сказка А.С.Пушкина «Сказка о царе  Салтане»?

«… Три девицы под окном

      Пряли поздно вечерком…»

  1. Как звали трех медведей из сказки  Л.Толстого «Три медведя»? – Михаил Потапович, Настасья Петровна, Мишутка.
  2. Осколок чего попал Каю в глаз? – Зеркала
  3. Знаете ли вы героя сказки Шарля Перро совсем маленького, сумевшего проглотить великана? – Кот в сапогах
  4. Почему падчерицу Злой мачехи называли Золушкой? –

     Сидела у очага на золе

  1. Кем была крестная Золушки? – Феей
  2. Что нужно было сделать, чтобы попасть в дом к бабушке Красной Шапочки? – Дернуть за веревочку.
  3. Где находится смерть Кащея  Бессмертного? –

                  На конце иглы, игла – в  яйце, яйцо – в утке.    

  1. В какой русской народной сказке есть слова «Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе, красная»? – «Морозко»
  2. Кого в русской народной сказке называют Кумушкой? – Лису
  3. Кто написал сказку «Снежная королева»? – Г.Х.Андерсен
  4. Сколько лет черепахе Тортиле? – 300 лет
  5. У какого слона нет хобота? – У шахматного
  6. Что случилось 31-го февраля? – Такого дня нет
  7. В какой сказке зимой девочка отправляется за цветами в лес? – «Двенадцать месяцев»    
  8. Сама пестрая, ест зеленое, а дает белое? – Корова
  9. Подземная железная дорога – Метро  
  10. Детский юмористический журнал – «Ералаш»
  11. Какой жук носит название того месяца в котором родился? - Майский            

Итак, команды подобраны, каждому игроку вручены по три таблички с цифрами «1», «2», «3». Если вы подняли табличку с правильным вариантом ответа, то вы получаете 1 ум. Ваша задача – получить как можно больше умов. Вопросы есть? Всем все понятно? Тогда начинаем, но прежде, чем перейти к вопросам я предлагаю вам провести разминку, т.е. зарядку для ума.

РАЗМИНКА:

  1. Назвать слова во множественном числе:

Дуга            Житель                    Грек                   Бедро                 Цыпленок

Рука            Любитель                Узбек                Ведро                 Козленок  

Мука           Учитель                   Человек            Метро                Бочонок

  1. Назвать слова из множественного числа в единственное:

Певцы         Орехи

Венцы         Успехи

Концы         Доспехи

Щипцы

  1. Слова мужского рода преобразовать в слова женского рода:

Повар                            Купец

Портной                       Храбрец

  1. Слова женского рода преобразовать в слова мужского рода:

Жница                           Львица

Жрица                           Коза

Чтица                             Оса

  1. Преобразовать глаголы неопределенной формы в глаголы первого лица:

Мечтать – мечтаю                                      Кромсать

Блистать                                                       Кусать

Свистать                                                        Писать

Бросать

  1. Прилагательные преобразовать в существительные:

Суровый – суровость                 Сосновый              Мерзлый            Ясный

Новый                                            Черный                  Красный             Полный

  1. Глаголы  преобразовать  в существительные:

Знать – знание                      Полить

Сиять                                       Молить

Гулять                                      Молотить

Спать                                        Хвалить

  1. Глаголы преобразовать  в  деепричастие:

Ломать – ломая                              Гулять

Вспоминать                                     Мять

  1. Расшифровать фразы словами, оканчивающимися на «-ец»:

Умный человек – мудрец

Торговал на Руси – купец

Делает подковы – кузнец

Остался без жены – вдовец

Венчает дело – конец

Не самка – самец

Школьная сумка – ранец

Горькое растение – перец

Скрывается от милиции – беглец.

             

   

2 ТУР – «ВИКТОРИНА С ТРЕМЯ ВАРИАНТАМИ ОТВЕТОВ»

  1. В каком году родился Н.Н.Носов? –

                   в 1928,                       в 1918,                    в  1908

  1. В каком городе родился писатель? –

                    в Москве,                в Киеве,                    в Минске

  1. Н.Н.Носов написал роман-сказку? –

    «Незнайка на дне»,      «Незнайка в ведре»,     «Незнайка на Луне»

  1. Какой рассказ им написан? –

           «Так-так-так»,              «Тик-тик-тик»,                   «Тук-тук-тук»

  1. В каком году Н.Н.Носов умер? –

            в 1973,                       в 1975,                    в 1976

  1. Как  назывался город, в котором жили коротышки?

       Конфетный,                 Цветочный,                    Малышкин

  1. Как был одет Незнайка? –

рванные  джинсы, футболка, бейсболка;

строгий черный костюм,  белая  рубашка,  галстук-бабочка;

голубая  шляпа,  желтые брюки, оранжевая рубашка, зеленый галстук.

  1. Какого роста были коротышки? –

ростом  с гриб,                  ростом с огурец,                  ростом с арбуз

  1. Н.Н.Носов написал рассказ –

                     «Метро»,           «Бедро»,                      «Ведро»

  1. Как называется рассказ Н.Н.Носова?

«Помидоры»,    «Бананы»,    «Огурцы»

3 ТУР – «ПРАВДА ЛИ…»  (командный),

 табличку поднимает один из игроков – это может быть капитан команды – если ответ положительный – табличку поднимаете, если отрицательный, то не поднимаете.

  1. В один колодец можно уронить ведро, веревку, чайник? – Да. («Мишкина каша»)
  2. Из телефона можно сделать звонок? – Да.  («Телефон»)
  3. Дружка привезли в чемодане на машине? – Нет, его привезли в поезде. («Дружок»)
  4. Шляпа может быть живой? – Да.  («Живая шляпа»)
  5. Н.Н.Носов написал сказку «Мальчик с пальчик»? – Нет. (Шарль Перро)
  6. Все герои в произведении «Приключения Незнайки  и его друзей»  имеют рост 2 метра? – Нет
  7. Воровать огурцы – это положительный поступок? – Нет.
  8. В метро можно заблудиться? – Да.
  9. Верно ли, что Мишутке 95 лет? – Нет.
  10. Акулу убить одним ударом кулака? – Нет.
  11. Правда ли, что словосочетание полтора кило в творительном падеже будет полторой килой? – Нет.
  12. «…Надо, надо умываться

     По утрам и вечерам..»

      Правда ли, что эти строчки из произведения Н.Н.Носова   «Фантазеры» - Нет («Мойдодыр» К.И.Чуковского)

4 ТУР – «ТВОРЧЕСКИЙ» - (командный)

  1. Каждой команде раздали листы бумаги и карандаши. Ваша задача за определенное количество времени написать как можно больше названий рассказов и повестей писателя.

«Заплатка», «Огурцы», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Метро», «Мишкина каша», «Дружок», «Телефон», «Тук-тук-тук», «Огородники», «Три охотника», «Шурик у дедушки», «Про репку», «Карасик», «Ступеньки»

А пока команды работают, зрители могут заработать наши умы  - угадать название рассказа, отгадав загадку:

На грядке – длинный  и зеленый,

А в кадке – желтый и соленый – (Огурец)

День-деньской у нас трезвон

Ох, болтун наш … (телефон)

С хозяином дружит, дом сторожит,

Живет под крылечком, хвост колечком – (Дружок)

Без ног приходит,

Без языка рассказывает -  (письмо «Дружок»)

Птичка-невеличка:

Носик стальной, хвостик – льняной – (нитка с иголкой, «Заплатка»)

В любое время года

И  в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Проведу вас под землей – («Метро»)

На малину налетели,

Поклевать ее хотели,

Но увидели урода –

И скорей из огорода!

А урод стоит на палке

С бородою из мочалки. – (огородное пугало - «Огородники»)

  1. Незнайка очень любил сочинять стихи и каждый из вас  помнит эти строки:

«… Знайка шел гулять на речку,

      Перепрыгнул через овечку…»

И ваша задача – сочинить стихи на заданные рифмы:

Огурец – молодец;

Подушка – ватрушка;

Бочка – точка;

Котенок – ребенок;

Речка – печка.

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ – 2   КОНКУРС  «СКАЗОЧНЫЕ СОСЕДИ»

Н.Н.Носов дал имена коротышкам, связав х с профессией или характером. Я буду называть профессию, а вы – имена коротышек.

Музыкант - Гусля

Охотник – Пулька

Милиционер – Караулькин

Милиционер – Свистулькин

Механик – Винтик

Помощник механика – Шпунтик

Астроном – Стекляшкин

Астроном – Звездочкин

Художник – Тюбик

Врач – Компрессик

Врач – Пилюлькин

Врач – Медуница

Поэт – Цветик

Ученый – Знайка

А теперь наоборот,  я называю имена, а вы – характер героев:

Молчун

Ворчун

Растеряйка

Незнайка

Торопыжка

Сиропчик

Пончик

Авоська

Небоська

Итак, наши поэты готовы? Давайте их послушаем, а жюри пусть оценит.

Выступление членов команд.

Пока жюри подсчитывает очки, мы с вами поиграем, а для этого встали и…

Руки дружно мы подняли,

Правой кистью помахали,

Ну, а левая рука опускается пока

На колено, не свое, а соседа своего

Правой ручкой горячо

Мы соседское плечо

Обнимаем неприлично

Вам понравилось? Отлично!

Покачались влево, вправо

Катаетесь отлично. Браво!

Подтянули все живот

Руки тянем мы вперед.

Все погладили живот

Улыбнулись во весь рот,

Мы соседа подтолкнем

И немного ущипнем,

А теперь, народ хороший,

Дружно хлопайте в ладошки!

И пришло время подвести итоги. Каждый игрок должен подсчитать свои заработанные умы.

Награждение. Подведение итогов.

  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Николай Николаевич Носов Родился в Киеве 23 ноября 1908 года

Слайд 2

Отец - актер кино, мама – домохозяйка. В семье было четверо детей. Какое-то время семья жила в маленьком посёлке Ирпень , потом снова вернулась в Киев .

Слайд 3

В школьные годы мальчик мечтал стать музыкантом , потом химиком , но к двадцати годам всё же поступил на режиссерский факультет, где уже учился его старший брат Пётр

Слайд 4

Николай Носов многие годы работал кинорежиссёром , художником-мультипликатором. В годы Великой Отечественной войны он снимал фильмы на линии фронта

Слайд 5

В литературу, как говорил и писал Носов, пришёл он случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему всё новые и новые сказки, забавные рассказы.

Слайд 6

Книги Николая Носова

Слайд 7

Книги Николая Носова

Слайд 8

Николай Носов

Слайд 9

внучки - ручки тигрица – злится соседа - людоеда сон – слон ребята – котята кошки - горошки Сочини четверостишие

Слайд 10

Словесный портрет Внешность Характер Поступки Как автор относится к своему герою

Слайд 11

Пётр Носов В гостях у Незнайки

Слайд 12

А.Б. Хвольсон «Царство малюток: Приключение Мурзилки и лесных человечков» Мурзилка В гостях у Незнайки

Слайд 13

Мурзилка (художник А.М.Каневский) В гостях у Незнайки

Слайд 14

Художник Алексей Михайлович Лаптев

Слайд 16

В гостях у Незнайки

Слайд 17

Физминутка

Слайд 18

В и к т о р и н а

Слайд 19

Вспомните название рассказа: «Живая … «Мишкина … « Три … Федина … Шурик у … Про … Викторина

Слайд 20

Восстановите название рассказов: ж р о у к д а з к а з м а к а р к а и с Викторина д р у ж о к з а м а з к а к а р а с и к

Слайд 21

Выбери правильный вариант ответа: Рассказ « Мишкина каша » - воду из колодца не поднимали: чайником ведром самоваром кружкой Викторина

Слайд 22

Рассказ «Карасик» - на что променял Виталик карасика? фонарик конфета монета свисток Викторина

Слайд 23

«Заплатка». Штаны у Бобки были замечательные: школьные солдатские спортивные джинсовые Викторина

Слайд 24

Рассказ « Шурик у дедушки ». Кого не было в банке с рыбой после рыбалки? пескари щука окуньки ершик Викторина

Слайд 25

Рассказ « Ступеньки ». На какой ступеньке остановился Петя? 4-й 5-й 6-й 7-й Викторина

Слайд 26

Это вполне может заменить почтовый ящик на калитке Из чего можно сделать электрический звонок? С каким оружием не страшна даже живая шляпа? Викторина калоша из телефона кочерга и лыжная палка

Слайд 27

М о л о д ц ы !

Слайд 28

Николай Носов

Слайд 29

Игорь Петрович Носов

Слайд 30

Плоды – дело прошло плодотворно, полезно. Цветок – довольно неплохо. Листик –ни то ни сё, пропащий день. Подведем итоги

Слайд 31

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по творчеству современного детского писателя Эдуарда Успенского

Данный урок знакомит учащихся с творчеством детского писателя, формирует речь детей, используя элементы “критического мышления”.Развивает  творческую фантазию ребят через иллюстрирование прочитан...

Презентации стихов детских писателей о доброте

Красочные презентации на стихи поэтов А. Кондратьева, Овсея Дриз, В.Друк....

"Его книги с нами рядом". Театрализованная программа, посвященная детскому писателю И.Д. Василенко.

Сценарий для школьников 5-6 классов о творчестве детского писателя И.Д. Василенко...

Презентация немецкие детские писатели

Презентация "Немецкие детские писатели" по немецкому языку для учащихся 8-9 классов...

Интерактивная игра "Детские писатели"

Интерактивная игра "Детские писатели"...

Конкурс детского рисунка, посвященный столетию писателя Алана Милна.

В проекте представлены рисунки ученикво 3-х классах, выполненные в программе "ЛогоМиры"...

Статья «Живой автограф», посвященная встрече с детским писателем Николаем Николаевичем Бутенко.

Пояснительная запискаВ рамках месячника школьных библиотек и обращению серьезного внимания к проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы в школе проходит встреча с детским писателем Н...