Сценарий мероприятия «Кузьминки»
материал
Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленогорская общеобразовательная школа-интернат»
Сценарий мероприятия
«Кузьминки»
Выполнила: воспитатель
Дарбека Л.А.
Зеленогорск 2016г.
Цель мероприятия:
Знакомство и приобщение детей к народной традиционной культуре.
Задачи:
дать представление о народном календаре, в частности о празднике «Кузьминки»;
развитие навыков коллективной работы, внимания, памяти, логического мышления;
развитие творческих способностей, навыков импровизации через их собственную художественную деятельность;
воспитать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре.
Оформление сцены: оформлено небольшое окно, за которым осенний пейзаж. Возле окна – стол, накрытый скатертью, сервированной деревянной расписной посудой, самовар, баранки, горшок. Возле стола с обеих сторон – скамьи. На них вышивки, платки, сундучок с шерстяными клубками, у стены – прялка. На полу корзина, дорожка в русском национальном стиле.
Оборудование: русские народные костюмы для детей; скрепки, стаканчики, крупы, клубки ниток, бумажные детали горшка, напечатанные разрезанные слова пословиц, горшочки с конфетами. Музыкальное сопровождение – русские народные напевы.
Подготовительный период:
Готовится сценарий, детям раздаются слова, проходит работа над каждым эпизодом; разучиваются слова, условия конкурсов; проходит репетиция сценария. Подбираются костюмы.
План мероприятия:
1.Орг. момент
2.Вступительное слово воспитателя
3.Выступление уч-ся по ролям
4.Конкурсы
5.Заключительный этап
Ход мероприятия
(Вступительное слово воспитателя)
Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Мы рады вас видеть на нашем мероприятии «Кузьминки». Сегодня мы с вами познакомимся и узнаем много интересного и нового о первом зимнем празднике «Кузьминки» , перенесемся в старину. Скажите, пожалуйста, какой месяц за окном? Ноябрь за окном, месяц студеный, с долгими тёмными вечерами, да грудами замерзшей земли. Не зря в народе называли этот месяц – грудень. Русский народ и поговорки о ноябре придумал: « Не сковать реку зиме без ноября – кузнеца», « Ноябрь гвоздит, а декабрь мостит».
На Руси этот праздник связывали с проводами осени и встречей зимы. В церковном сознании православной Руси этот день стал праздником кузнецов Кузьмы и Демьяна, днем рукомеслиника.
Я предоставляю слово ребятам старшей интернированной группы, которые поведают нам об истории праздника «Кузьминки»
Вед. 1 . Здравствуйте, гости дорогие! «Кузьминки» - по осени поминки. А зиме встреча. Осень надо с почетом проводить, чтоб она к нам вернулась с богатым урожаем, а зиму встретить хорошо, чтобы лютыми морозами нас не заморозила да метелями не закружила!
Вед. 2. 14 ноября на Руси праздновали память святых Космы и Дамиана, а назвали их Кузьма и Демьян.
Вед.1 А кто это Кузьма и Демьян? Что-то я про них не слышала. И почему в их честь праздник?
Вед.2 Много веков назад жили-были святые Кузьма и Демьян. Славились они мастерством своим, знали кузнечное и плотницкое дело. Ходили они по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. И считали их покровителями всех мастеров и мастериц. А к мастеровым отношение особое было. Ведь в деревне все делалось своими руками: и изба, и печь, и стол, и ложки, и плошки. Вот в честь святых мастеров Кузьмы и Демьяна и назвали этот праздник Кузьминки
Вед.1 В народе их считают покровителями ремесел, главным образом, кузнечного искусства и, как ни странно, женского рукоделия. В народе рассказывают, что святые эти за работу денег не брали ни с кого, а просили, чтобы их кормили кашей, поэтому иногда их именуют «кашниками».
В день, посвященный памяти этих святых – бессребреников варят кашу, отведать которую приглашают и святых угодников: «Кузьма – Демьян, приходите к нам кашу хлебать!»
Вед.2 Кузьминки слыли на Руси еще и девичьим праздником. Девушка-невеста устраивала в этот день угощение для всех родных и знакомых, становилась как бы хозяйкой дома. На Кузьминки молодежь на три дня снимала помещение, устраивала посиделки в складчину. Веселье длилось до утра.
Вед. 1 – Кузьма и Демьян – покровители женского рукоделия и различных женских работ. Ко дню Кузьмы и Демьяна женщины готовили изделия вечерами, при этом рассказывая сказки, изделия потом продавали, а полученные деньги раздавали нищим и странникам.
Вед. 1 . Кузьма – Демьян, два добрых брата,
Жили в Азии когда-то
И по доброте своей
Исцелять могли людей
Вед. 2 . Врачевали от недугов,
Изгоняли вредных духов
Милосердием души
Очень были хороши!
Вед. 1 Хоть и были небогаты,
Но с больных не брали платы,
Не просили ни гроша
Братья – добрая душа.
От того их святый труд
Бессеребрянным зовут.
Вед. 2. Дружно все сейчас вдохнем,
Братьев в гости позовем! (кричат: Кузьма, Демьян)
Выходят Демьян и Кузьма.
Демьян. Друзья, мы подарить хотим
Вам все, что нам дано.
Лишь отдавая – обретешь:
Проверено давно!
От хворей всяческих народ
Мы можем исцелять.
Кузьма: И, стало быть, настал черед
Вам поговорки и пословицы назвать
. «Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать»,
В старину примечали: «Если на Кузьму дороги развезет грязью – не жди мороза до самого декабря».
А знаете ли вы, какие поговорки и приметы про Кузьминки? Про осень и зиму?
(дети в зале называют)
Демьян. Скажи как друг ты мой, Кузьма,
В народе правду ль говорят,
С Кузьминок будто б начинали
наукам обучать ребят?
Кузьма. Праздник каждому помог
В учении изрядно:
Идет учеба детям в прок –
Все ясно, все понятно!
Мы – покровители ремесел и ученья!
Чтоб было радостью оно, а не мученьем!
Демьян. А коль талантов нам не занимать,
Попробуйте загадки отгадать.
Слушайте внимательно.
Не шагает, а ходит.
По сеням и так и сяк,
А в избу-никак ( Дверь)
Стоит столбом, горит огнем;
Ни жару, ни пару, ни угольев. (Свеча)
Старик у ворот тепло уволок,
Сам не бежит, стоять не велит. (Мороз)
Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули поутру-нет ничего.(Звезды на небе)
В избе – изба, на избе – труба,
Зашумело в избе, загудело в трубе,
Видит пламя народ, а тушить не идет. (Печка)
Кузьма. А сейчас проверим, какие вы ловкие и проворные. Приглашаем ребят принять участие в конкурсах (по 2 человека из класса, формируется 2 команды – «Кузьма» и «Демьян»)
(Демьян) 1.На Кузьминки отмечался День кузнецов Кузьмы и Демьяна. К этому дню кузнецы в честь святых изготавливали священное изделие. Предлагаем нашим участникам проявить себя в кузнечном мастерстве
Конкурс 1 «Серебрянная цепь»
Командам раздается одинаковое количество звеньев-скрепок.
Задание: нужно собрать-сковать цепь из звеньев-скрепок.
Команда собравшая цепь первой, является победителем.
Кузьма: На Кузьминки хозяйки готовили кашу в горшке-чугунке, но вот беда наш горшок разбился, заданием для следующего конкурса будет собрать горшок из осколков.
Конкурс 2 «Разбитый горшок»
Командам раздаются осколки-детали (из бумаги) горшка
Задание: собрать из осколков-деталей горшок и закрепить их на ватмане с помощью клея.
Команда собравшая горшок первой – победитель
Демьян: без каши на Руси не обходились, поэтому предлагаем нашим командам приготовить кашу
Конкурс 3 «Каша»
В миску высыпается несколько разных круп (перловка, горох, рис)
Задание: Команда «Кузьма» готовит кашу из перловки, нужно отобрать перловку в стакан до определенной метки.
Команда «Демьян» готовит кашу из гороха, нужно отобрать горох в стакан до определенной метки.
Команда отобравшая первой крупу в стакан до метки – победитель
Демьян.
Праздник этот – ремесла,
домашнего очага,
праздник не безделья,
праздник рукоделья!
Следующий конкурс «Рукодельница»
Конкурс 4 «Рукодельница»
Командам раздается по 2 клубка ниток
Задание: нужно обматать-связать руковичку. 2 участника в каждой команде обматывают нитками ладонь руки 2 другим участникам (1 участник обматывает левую руку, другой правую). Затем в обратной последовательности разматывает.
Конкурс 5 «Собрать из слов пословицу»
Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать.
- Не заковать реку зиме без Козмодемьяна.
Кузьма: Конкурсы наши закончились, спасибо всем участникам. В завершении предлагаем каждому классу отведать карамельной каши (вручает горшок с карамелью)
ВЕД.1
Сегодня на празднике звучали пословицы и поговорки,
Конкурсы мы щелкали, как орешки
Были рады вспомнить обычаи и обряды
Потому что старое нового не портит
- Недаром говорят, что день сегодняшний – ученик вчерашнего.
Вед.2
К тому же наукой доказано, что чем больше люди смеются или улыбаются, тем лучше у них спорится работа.
- Хоть шуткой, хоть смехом, да было бы дело с успехом.
Демьян. Час общенья к делу века
Отдыхать – то всякий рад.
Славно будет, коль потехе
Не потратим весь заряд.
Кузьма. Мы делились тем, что знали,
Попытались всех увлечь,
Но прощаемся мы с вами,
Словом:
Все: всем до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий мероприятия посвященного закрытию лагерной смены
Конспект воспитательного мероприятия«Новые приключения Буратино или В поисках ключика от летнего лагеря…» Тема мероприятия:закрытие 2 смены 2009 г. ЛГОЛ «Улыбка» при МОУ лицей г.о. ЭлектрогорскЦель: ...
Сценарий мероприятия, посвящённого Великой Победе
Это сценарий литературно - музыкальной композиции под названием "Одна Победа". На этом мероприятии звучат строки о войне и учащиеся исполняют песни военных лет. К сценарию прилагается презентаци...
Сценарий мероприятия "200 дней и ночей Сталинграда"
Сценарий мерпориятия, посвященного Сталинградской битве....
Сценарий мероприятия "Наполним музыкой сердца!"
Сценарий внеклассного мероприятия в форме презентации «Наполним музыкой сердца» для учащихся 6 – 8 классов Цели: 1. Приобщение и привлечение учащихся к миру музыки, расширение кругозора детей; ...
Сценарий мероприятия, анализ воспитательного мероприятия" Без друзей меня чуть - чуть"
Мероприятие направлено на то, чтобы научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях....
Методические разработки сценариев мероприятий по проведению спортивных и культурно-массовых мероприятий.
Методические разработки сценариев мероприятий по проведению спортивных и культурно-массовых мероприятий....
Открытое внеурочное мероприятие по СБО по теме «Питание» Сценарий мероприятия «Кулинарный поединок».
Цели:Дидактические: знать - ТБ при кулинарных работах;- санитарные требования при приготовлении пищи;- способы нарезки различных продуктов;- сервировку стола.Уметь – применять правила ТБ при выполнени...