Сценарий школьного мероприятия, посвящённому Дню Победы-"Год памяти и славы"
методическая разработка (5 класс)

Калужина Лариса Александровна

В преддверии 75-летия Великой Победы актуальность темы обуславливается тем, что   в последнее время имеется тенденция фальсификации фактов Великой Отечественной войны, попытки ее переписать. Война, затронувшая практически каждого в нашей стране, оставила большой след в наших душах. Нам же, как потомкам Победителей, предстоит помнить о Великой Победе, воспитывать своих детей, исходя из ее уроков. От этого зависит наше будущее. Ведь, как сказал известный русский историк Василий Осипович Ключевский: "Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_maya.docx31.13 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Год памяти и славы»

для учащихся 5 класса

Цель: Совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей формирование у учащихся высокого патриотического сознания на примере событий Вов.

Задачи:

- Развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих возрасту видов деятельности, возрождения традиционных нравственных ценностей.

- Осознание учащимися нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

-Формирование гражданской и активной жизненной позиции.

Предварительная работа.

Экскурсия на Аллею Славы, в районный краеведческий музей, музей им. А.И. Родимцева, беседа об улицах, названных в честь героев-земляков и виртуальное путешествие, встреча с ветераном Болотовым И.С., классный час «Пионеры – герои», участие детей и родителей в районном  «Кроссе Наций», посвящённый Дню Победы, выставка работ и рисунков учащихся «Этих дней не смолкнет слава», проект «Герои земли Шарлыкской», конкурс стихов и песен о войне.


Звучат позывные праздника.
Диктор: Вам, герои нашей страны, живые и павшие, известные и безымянные, посвящается этот праздник.
Звучит фонограмма песни 
«Те, кто брал Берлин».
1-й. Помните, люди, кровавые годы,
Налёты фашистов, словно зверей,
2-й. Помните смертные битвы, походы,
И слёзы невинных детей, матерей.
3-й. Помните, люди, солдат поимённо…
Мы жизнью своей обязаны им.
4-й. Они ведь в стране, войной опалённой,
Вселили нам мир под небом святым.
5-й. Помните, люди, мир кровью достался,
Герои пусть вечно будут в цветах.
6-й. И чтоб смерч войны в пути не встречался,
Пусть память о прошлом не меркнет в веках!
на фоне музыки  

1-й. 1941!
2-й. 1942!
3-й. 1943!
4-й. 1944!
5-й. 1945!
6-й. Пять лет… … Пять огненных лет!

Вед 1. 72 год пошёл. Война постепенно уходит в прошлое, становится, страницей в учебниках истории. Почему же мы вновь и вновь вспоминаем о ней, почему так волнуют кадры этой кинохроники?

Вед 2. Есть память, которой не будет конца, вот поэтому мы в светлый праздник Победы проникновенно кланяемся великим тем годам. Время не властно придать их забвению.
Вед 3. Эхо войны до сих пор не затихает в людских душах, потому что у времени есть своя память – история. 
Так давайте же перелистаем несколько страниц той далёкой войны и вспомним, как это было…

Звучит вальс
Ведущий 2:

Пришел июнь – румянец года,
Обилие света и тепла,
И зацвела вокруг природа
Палитрой красок ожила. 

Ведущий 1:

И тополиный пух метелью
Следы дорог запорошил,

И хор кузнечиков свирелью
Поля и рощи огласил. 

Ведущий 2:

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось…
(С. Щипачев)

Звучит вальс; (Осенний сон)юноши и девушки ходят по сцене, танцуют, разговаривают)


Юноша: 
- Какое сегодня чудесное утро, какое голубое небо! Да, вот и пролетело детство золотое. Прощай, школа, учителя! Что нас ждет впереди?! Неизвестность…

Девушка:

Почему неизвестность? Ты станешь капитаном дальнего плавания.
Ой, ребята, как представлю, лет пять пройдёт, мы все институты закончим. Вырастем. Может кто-то даже замуж выскочит. 
Юноша : Ага, или женится. Нет, это потом. Я геологом буду, в тайгу поеду. Романтика!

Девушка: Саша, о чем ты мечтаешь?

Юноша: 
- Я… Я хочу поступить в институт, а потом…, наверное, буду врачом. А ты? 

Девушка: А я хочу быть учителем. А еще я хочу, чтобы этот мир был таким же светлым и солнечным, как сегодня!

Звучит гул бомбардировщика, музыка останавливается 

Девушка:

Что случилось, скажи мне, ветер?
Что за боль у тебя в глазах?
Разве солнце не так же светит,
Или вянут травы в садах? 

Юноша:

Почему люди все на рассвете вдруг застыли, раскрыв глаза?

Девушка и юноша (вместе):

Что случилось, скажи нам, ветер?

Неужели это – война?! 

Звучит Голос Левитана» Начало войны».Звучит песня «Священная война»; (1 куплет)

Ведущий 1:

Четыре долгих года, 1418 дней,34000 часов шла на нашей земле самая кровопролитная и страшная война в истории человечества.

Брест первым принял на себя удар фашистской армии. Три с половиной тысячи человек против целой вражеской дивизии, усиленной танками, самолетами, артиллерией. 28 дней длилась героическая оборона Брестской крепости, почти все ее защитники пали смертью храбрых. Оборона крепости – это поистине подвиг воинов-патриотов.

Кадры из к\ф «Брестская крепость» (со слов : «Так началась война…»

Я крепость (6 раз) (чтец 1,2,3)
Я бьюсь
Я не сдамся врагу.
А смерть – это просто нелепость,

Её я принять не могу.

__________________

Я – Брест. Я стою обожженный.
Я бьюсь за солдатскую честь.
И нету здесь, нету сраженных, 
Здесь только убитые есть.

Мой дом окружен и отрезан.
Мне трудно. Опять и опять.
И если не хватит железа –
Я буду камнями стрелять.

Сквозь смертную эту свирепость, 
Сквозь гиблую бурю огня.
Я крепость! (3 раза)
Потомок, ты слышишь меня?

Ведущий 2:

И с болью, и с памятью вместе.
В солдата Победы глядишь,
Победу он выстрадал в Бресте,
Ему до земли поклонись. 
(чтецы и ведущие кланяются) 


Вед 1. Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в перерывах между боями, в тесных землянках и холодных окопах, у костров в партизанских лесах. Они верили, что мир, спасённый от фашизма, будет прекрасным.

Вед 2. На костре в дыму трещали ветки, 
В котелке дымился крепкий чай.
Ты пришёл усталый из разведки,
Много ел и столько же молчал.
Синими, замёрзшими руками
Протирал вспотевший автомат
И о чём -то думал временами,
Головой откинувшись назад.

Звучит фонограмма песни «Последний бой», или «Письмо с фронта»

на сцене появляется мать солдата

Ведущий 2: 
В железной печурке угли догорают, 
Подёрнуты пеплом седым. 
Окончился ужин. Бойцы отдыхают. 
Густеет махорочный дым.


Ведущий 1: 
На улице полночь, свеча догорает, 
Высокие звёзды видны. 
Ты пишешь письмо, мне, моя дорогая, 
В пылающий адрес войны.


Ведущий 2: 
Как живётся и служится, милый сынок, 
Мать напишет, вздыхая печально. 
А в ответ драгоценный тетрадный листок: 
«Не грусти, у меня всё нормально». 
Мой сынок (песня)
Ведущий 1: 
Я читаю письмо, что уже пожелтело годами, 
На конверте в углу номер почты стоит полевой 
Его в 43-ем парнишка писал своей маме 
Перед тем, как уйти в свой последний, решительный бой. 

На сцене под музыку появляется солдат.

Юноша: 
Мама, тебе эти строки пишу я. 
Тебе посылаю сыновний привет. 
Тебя вспоминаю, такую родную, 
Такую хорошую, слов даже нет! 
За жизнь, за тебя, за родные края 
Иду я навстречу свинцовому ветру, 
И пусть между нами сейчас километры, 
Ты здесь, ты со мною, родная моя! 

Юноша: 
Мы стали суровыми людьми, мама. Редко смеёмся, мы не имеем права смеяться, пока горят наши города и сёла.  Мы побеждаем смерть, потому что дерёмся не только за свою жизнь. Мы выходим на поля сражений, чтобы отстоять Родину. 
Но ты, мамочка, о плохом не думай и не переживай за меня, я обязательно вернусь… Никакая пуля не посмеет пробить моё сердце… 
Я обязательно вернусь мама, ты только жди. 

Жди меня, и я вернусь...

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Клип «Молитва сыну». 

Ведущий 2:
 Был сыном, ребёнком, школьником, мальчишкой, солдатом. Хотел переписываться с соседской девчонкой, хотел вернуться домой, хотел дождаться праздника на своей улице. И ещё он хотел жить …

Ведущий 1:  Но непосильная ноша легла на его еще не окрепшие плечи.

Ведущий 2:  И не дрогнул наш сверстник, храбро сражался он с врагами.

Ведущий 1: После тяжелого кровопролитного боя, сидя в землянке, солдат писал письма родным и близким, вспоминал счастливое мирное время, глядя в небо и мечтая…


Вед 2. Хорошо, товарищ, после боя, 
Вдыхая дым пороховой,
Смотреть на небо голубое-
Облака плывут над головой.

Вед 1. Нынче у нас передышка,
Завтра новый бой,
Милая, боевая подруга,
Потанцуй со мной!


Танец «Смуглянка»

   Инсценировка.

  Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.

Сестра: Как холодно! И мама не идет.

Быть может, хлебушка она нам принесёт.

Ну хоть бы крошечку где отыскать,

Голодной страшно мне идти в кровать.

Брат: А разве я есть не хочу? Хочу!

Но всё равно молчу.

Ведь там, где папа наш сейчас,

Потяжелее чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь

И дом у нас с тобою есть.

А главное - фашисты далеко.

Да и кому в стране легко!

Сестра: А помнишь блинчики с вареньем,

Чай с маминым печеньем,

Которое по праздникам пекла она.

Сейчас я съела б всё одна!

Брат: Опять ты о еде заговорила!

Уж лучше б душу не травила!

Чем чаще вспоминаешь ты о ней

Тем голод чувствуешь сильней.

И мне воспоминанья эти не нужны.

Сестра: А вот и мамины шаги слышны!  

Брат: Не вздумай хныкать перед ней, дай отдохнуть сначала ей.

Сестра: Но мама больше не пришла домой

Настигла пуля её вражеская

Мы не увидели её живой.

Ведущий

В чем были повинны эти дети? Что пришлось пережить всем детям войны? Страх, голод, холод и острую боль, вонзающуюся в детские души, как нож.

Чтоб снова на земной планете не повторилось той беды,

Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:

Ведь эта память- наша совесть. Она, как сила, нам нужна!

Ведущий. Нелегкую солдатскую долю разделили с мужчинами и женщины нашей Родины. Черное крыло войны настигло многих на пороге юности. Едва достигнув возраста восемнадцати лет, уходили девушки на фронт. Туда, где каждый день мог принести смерть.

5 чтец: Как разглядеть за днями

след нечеткий?

Хочу приблизить к сердцу

этот след…

На батарее

были сплошь –

девчонки.

А  старшей   было

восемнадцать лет.

Лихая челка

над прищуром хитрым,

бравурное презрение к войне…

В то утро

танки вышли

прямо к Химкам.

Те самые.

С крестами на броне.

И старшая,

действительно старея,

как от кошмара заслонясь рукой,

скомандовала тонко:

- Батарея а-а!

Ой  мамочка!..

Ой  родная!..

Огонь!

И –

залп!

И тут они

заголосили,

девчоночки.

Запричитали всласть.

Как будто бы

вся бабья боль

России

в девчонках этих

вдруг отозвалась.

Кружилось небо –

снежное,

рябое.

Был ветер

обжигающе горяч.

Былинный плач

висел над полем боя,

он был слышней разрывов,

этот плач!

Ему –

протяжному –

земля внимала,

остановясь на смертном рубеже.

- Ой, мамочка!..

- Ой, страшно мне!..

- Ой, мама!.. –

И снова:

-  Батарея -а –а! –

И уже

пред ними,

посреди земного шара,

левее безымянного бугра

горели

неправдоподобно жарко

четыре черных

танковых  костра.

Раскатывалось эхо над полями,

Бой медленною кровью истекал…

Зенитчицы кричали

и стреляли,

размазывая слезы по щекам.

И падали.

И поднимались снова.

Впервые защищая наяву

и честь свою

( в буквальном смысле слова!)

И Родину.

И маму.

И Москву.

Весенние пружинящие ветки.

Торжественность

венчального стола.

Неслышанное:

« Ты моя – навеки!..»

Несказанное:

« Я тебя ждала…»

И губы мужа.

И его ладони.

Смешное бормотание

во сне.

И то, чтоб закричать

в родильном доме:

«Ой, мамочка!

Ой, мама, страшно мне!»

И ласточку.

И дождик над Арбатом.

И ощущенье

полной тишины…

… Пришло к ним это после

В сорок пятом.

Конечно, к тем,

кто сам пришел

с войны.

Клип «На всю оставшуюся жизнь»


Ведущий 2: И всё-таки долгожданный день пришёл. 9 мая 1945 года - день Победы, день всенародного ликования, радости, но радости  со слезами на глазах. 27 миллионов жизней стоила нам эта победа. 

Ведущий 1: Остановись, время! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас. 
Оглянись на тех, чьи имена высечены у подножия обелисков. На тех, кто отдал за нас с тобой самое дорогое, что имел – весну и первый поцелуй, счастье и жизнь, которая только-только начиналась. 

Ведущий 2: 
Пылает днём и ночью пламя, 
И озаряет шар земной, 
Не утихает наша память 
О тех, кто был убит войной.
 

Ведущий 1: 
Десятки лет легли меж нами, 
Ушла в историю война. 
Мы в сердце вечными словами 
Погибших пишем имена. 

Ведущий 2: 
Неугасима память поколений 
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье 
И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания 

 Детский хор

Ведущая1: В этом огромном, безумном мире есть крошечная точка – мы! 
Выступают взрослые и учащиеся (выходят с табличками на сцену и остаются там, далее исполняют песню «День Победы!»

Мы – поколение, которое называет себя будущим! 
Мы – поколение, ставшее свидетелем рождения ХХI века! 
Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов! 
Мы – будущие защитники Отечества, помним о цене Великой Победы!

Звучит песня Д.Тухмановой «День Победы!» 

Песня «Пусть всегда будет солнце» (последний куплет и припев).

Во время припева выходят дети с воздушными шарами и поют все вместе.

Против беды, против войны

Встанем за наших мальчишек.

Солнце - навек! Счастье - навек! –

Так повелел человек!

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

 Текст песни «Молитва сыну»

Ах, мой сынок,
На какой из чужих дорог
Стынет сердце твое на снегу?
Я молитвой тебе помогу.
Ах, неспроста
Так уныло сияет звезда
Над далекой, чужой стороной
Над твоей и моей судьбой.

Мне бы быть звездой,
Той, что над тобой.
Видеть, что ты рядом, и что живой.
Радоваться б вместе рождению дня, 
Хрупкую надежду в душе храня.
Если снова бой - 
Вся моя любовь
Устремится первой, теряя кровь.
Мы уйдем от нашей с тобой войны
И моей невысказанной вины.

Ах, мой малыш,
Среди улиц, домов и крыш
Неприкаянно, чуть дыша,
Заплутала моя душа.
Ах, неспроста
Так упрямо твердят уста.
Все пройдет, и весенней порой
Ты вернешься, мой сын, мой герой


Мне бы быть звездой,
Той, что над тобой.
Видеть, что ты рядом, и что живой.
Радоваться б вместе рождению дня, 
Хрупкую надежду в душе храня.
Если снова бой - 
Вся моя любовь
Устремится первой, теряя кровь.
Мы уйдем от нашей с тобой войны
И моей невысказанной вины.

Мне бы быть звездой,
Той, что над тобой.
Видеть, что ты рядом, и что живой.
Радоваться б вместе рождению дня, 
Хрупкую надежду в душе храня.
Если снова бой - 
Вся моя любовь
Устремится первой, теряя кровь.
Мы уйдем от нашей с тобой войны
И моей невысказанной вины.

Ах, мой сынок,
На какой из чужих дорог
Стынет сердце твое на снегу?
Я молитвой тебе помогу.

Список литературы.

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в период реализации ФГОС. Методические рекомендации / Авт.-сост.: Паршина Т.Б., Корнеева Т.П. – Пенза, 2016.-116с.

Использованный Интернет-ресурс

http://guoedu.ru/userfiles/Sbornik_%20grazhdanskopatrioticheskoe%20vospitanie1.pdf

https://project.orenlib.ru/heroes/index.php?dn=article&to=town&id=40


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

школьное мероприятие, посвящённое Дню Победы под Сталинградом

УРОК МУЖЕСТВА «ФЕВРАЛЬ - ФЕВРАЛЬ, СОЛДАТСКИЙ МЕСЯЦ...»ПОСВЯЩЁН ДНЮ ПОБЕДЫ СОВЕТСКИХ ВОЙСК ПОД СТАЛИНГРАДОМ       ...

Сценарий школьного праздника, посвящённого Дню Победы и Году литературы «Этих дней не смолкнет слава»

Сценарий  школьного  праздника, посвящённого Дню Победы и Году литературы «Э т и х   д н е й   н е    с м о л к н е т  с л а в а»...

"Письма военных лет" Сценарий к мероприятию, посвящённому Дню победы в Великой Отечественной войне

Сценарий к мероприятию, посвящённому Дню победы в Великой Отечественной войне, созданный на основе документальных материалов: писем и воспоминаний жителей Алтайского края....

Сценарий школьного мероприятия "Женское лицо Победы"

Сценарий школьного мероприятия "Женское лицо Победы"...

Сценарий патриотического мероприятия, посвящённого Дню Победы "ГЕРОИЧЕСКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ"

  Концепция проекта – синтез времён (путешествие по страницам истории).В картину современности постепенно вплетаются нити исторических событий, образы знаменитых лиц прошлых веков. Э...

Методическая разработка - сценарий школьного мероприятия, посвящённого годовщине снятия Блокады Ленинграда

Сценарий школьного мероприятия, посвящённого годовщине снятия Блокады Ленинграда. Сценарий разработан учителем музыки Ворошик Наталией Ивановной. В мероприятии исполнили песни ученики МОУ "СОШ №4...

Сценарий общешкольного мероприятия, посвящённого Дню Победы « А песни тоже воевали»

Методическая разработка посвящена проблеме патриотического воспитания в школе. Сценарий  мероприятия  ориентирован на формирование патриотического сознания учащихся 1-11 классов и углубление...