Урок Доброты
учебно-методический материал (5 класс) на тему

духовно-нравственное воспитание учащихся; формирование у детей толерантного отношения к «особенным» людям, понимания, что все люди разные и каждый ценен по-своему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dobroty_22.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Доброты

«Делать людям хорошее – хорошеть самому!»

Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся; формирование у детей толерантного отношения к «особенным» людям, понимания, что все люди разные и каждый ценен по-своему.

Задачи: 

  • Личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной деятельности, социальной мобильности и познавательной компетенции; формирование ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, самоуважения и взаимоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию.
  • Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей (особенность необычных людей не является основанием для отторжения человека, что они такие же, как и все остальные, и должны иметь равные права и возможности), развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.
  • Познавательное развитие – развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.
  • Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, развитие чувства доброты, милосердия и сострадания.

Основная идея "Уроков доброты" – рассказать о жизни общества, дать понятие о том, какие разные бывают люди, как они живут, и кем могут работать, с какими трудностями и проблемами сталкиваются в семье, в обществе, то есть показать здоровым людям, что инвалид – такой же человек, как все, различие лишь в том, что при необходимости он вынужден затрачивать усилий и времени больше, чем здоровые люди, но он имеет равные права и возможности в реализации своих потребностей.

Ожидаемые результаты:

Занятие «Урок доброты» позволит детям не только получить новую информацию о людях с особенностями развития и расширить свой кругозор, но и изменить свой внутренний мир, ценностные установки, своё поведение: стать более терпимыми и готовыми принимать людей, которые отличаются от них в силу инвалидности и ОВЗ.

Контингент: учащиеся 5 - 7 классов.

Форма занятия: просмотр мультфильма, дискуссия, мини-лекция, обсуждение, проект-презентация, игровые упражнения.

Оборудование: мультимедийные презентации, мультфильм «Про Василия Блаженного», плакаты с высказываниями, выставка книг и рисунков.

Ход урока

Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, любовь
В своем сердце хранить!

  1. Вступительное слово (1мин.)

-Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости!

Сегодня мы предлагаем вам принять участие в Уроке Доброты, который мы назвали «Делать людям хорошее – хорошеть самому!», и поговорить об особенных людях (об образе особенного человека в православной культуре, художественной литературе и в жизни), о нашем отношении к тем, кто не похож на других, кто не такой, как все, с особым поведением, интеллектуальным и психическим развитием, с ограниченными возможностями здоровья. Поговорить о том, как мы можем им помочь, и нужна ли им наша помощь. Поговорить о доброте и милосердии.

В конце нашего разговора я предлагаю вам ответить на вопрос: «Помогая нуждающимся в помощи, кому мы помогаем в большей степени – им или себе?»

Вместе с нами в уроке Доброты примет участие Настоятель храма Михаила

Архангела отец Виталий. Ведь церковь всегда молилась и молится не

только о здоровых людях, но и особенно о тех, кто нуждается в помощи.

  1. Выступление отца Виталия (10 мин.)

- Начать наш разговор я предлагаю с образа святого человека, память о котором жива до сих пор. И сохранена она в великом русском соборе, который является одной из главных достопримечательностей Москвы. Другое его название - Собор Покрова Пресвятой Богородицы, но более известен он как храм Василия Блаженного.

- Передаю слово отцу Виталию.

(Житие повествует, что Василий Блаженный после шестнадцати лет и до самой смерти совершал подвиг юродства. Он круглый год ходил без одежды, ночевал под открытым небом, постоянно соблюдал пост, терпел лишения, обличал ложь и лицемерие. Это был чуть ли не единственный человек, которого чтил и боялся царь Иван Грозный)

  1. Просмотр мультфильма «Василий Блаженный» (13 мин.)

- Сейчас мы с вами посмотрим мультфильм «Василий Блаженный» Ребята, как вы думаете, почему он так называется? (в честь святого)

- У слова «блаженный» есть синоним «юродивый». Блаженный ("счастливый"). В Новом Завете Иисус называет блаженными людей, нищих духом. Быть нищим духом означает иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго мы не можем сделать без Божией помощи. Это люди, жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем. Подробнее о Василии Блаженном мы узнаем из мультфильма. Давайте его посмотрим.

  1. Беседа по мультфильму. (15 мин)

- Ребята, какое впечатление произвел на вас мультфильм? (Светлое, доброе, весёлый мультфильм)

- Какой момент понравился вам больше всего?

- Что вам показалось необычным в этом мультфильме? (Необычные в этом мультфильме цвета, ведь мультфильмы обычно ярко раскрашены )

- Как вы думаете, зачем использованы приглушённые, неяркие цвета? (Чтобы выразить какую-либо идею, заинтересовать зрителя своей необычностью.)

-А как вы думаете, зачем героев сделали ярче, чем фон? (Чтобы они выделялись на фоне).

- А чем Василий Блаженный отличается от других героев? (Василий – бледно-серого цвета, что отличает его от всех остальных, но в то же время он не выделяется на фоне, потому что он не такой как все: он видит ангелов, ходит босиком, раздетый.)

- Ребята, а вы заметили, что в конце мультфильма одежда Василия становится белой? Как вы думаете почему? (После смерти его изображают в белой рубахе, т.к. он стал святым.)

- Какие ещё персонажи окрашены в белый цвет? (Ангелы)

- Значит белый цвет означает чистоту, святость. Но в мультфильме есть почти черные цвета. Черный цвет связывается со злом, грехом. В мультфильме символом греха является образ почерневшего дома, где люди пьют, гуляют. Цвет дома передаёт поведение хозяев, которые грешат. Даже ангелы уходят из этого дома)

- Какое чудо совершает Василий, чтобы помочь людям выйти из состояния греховности? (Василий может противостоять злу, греху. Так он жалеет (сострадает) грешных людей, обнимает стену их дома и ангелы возвращаются. Дом становится светлым.)

- Еще одним значимым цветом является золотой. Что в мультфильме окрашено в золотой цвет? (Ангелы, монеты, одежда царя, купола храма)

- Золочение куполов присутствует только в православных традициях, в других конфессиях вы этого не встретите. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы.

Так же и ангелы имеют жёлтое свечение.

Считалось, что власть царю дана Богом. Говорили, что царь – помазанник Божий, даже существовал специальный обряд, таинство, такой же как крещение, венчание, принятие монашества. Совершитель Таинств - Бог, совершающий их руками священнослужителей.

-Как вы думаете, почему лицо Василия озаряется золотистым сиянием? (Возможно, он видит Бога или будущий Храм, ведь он обладает пророческим даром.)

- Вы правы, в последних кадрах мы наблюдаем, как видение Василия превращается в реальность – строится храм. Опять же, предвиденье- это Божий дар, отсюда и цвет сияния – золотой.

-Мы с вами выяснили, что символика цвета в этом мультфильме помогает нам понять идею. Давайте же отметим, какие черты юродства мы можем выделить у главного героя:

  1. Обладает даром пророчества, проницательностью и понимает язык животных (видит будущий храм, знает, что хлеб испорчен, разговаривает с животными)
  2. Чистый сердцем – видит ангелов
  3. Милосерден (отпускает вора)
  4. Миротворец (примиряет базарных баб и даже собак)
  5. Сострадателен (жалеет малыша, загулявший народ)
  6. Нищий духом (всё отдаёт на постройку храма, не имеет ничего своего) т.е. полностью полагается только на Господа

- Мы с вами выяснили, что Василий Блаженный не был обычным человеком. Эпатаж юродивого – средство заставить общество задуматься о смысле бытия, смысле учения Христова и о пути спасения через доброту и милосердие.

  1. Просмотр проекта-презентации «Образ юродивого в художественной литературе» (10 мин.)

- Отношение к таким людям всегда было неодинаковым: кто-то их жалел, кто-то равнодушно проходил мимо, кто-то ненавидел и злился, а кто-то восхищался и даже благоговел. Юродивые своим примером пытались вразумить людей, доводя до абсурда те пороки, которые свойственны многим из нас. Они, будучи очевидно святыми людьми, сподобившимися от Бога дара чудотворения, в карикатурной форме изображали мелочную обидчивость, зависть, сварливость, давая людям возможность посмотреть на себя со стороны. Посмотреть и устыдиться.

- Образ особенного человека широко распространен в художественной литературе. Давайте посмотрим проект, выполненный ученицей 6 класса Светиковой Ангелиной.

6. Физминутка. (1 мин.)

Доброта должна идти от сердца. Положите руки на сердце.

Закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.

Поделитесь своей добротой с другом. Прикоснитесь ладонями к другу.

- Посмотрите на эмблему нашего занятия. Как вы понимаете ее смысл? (Дети с инвалидностью или ОВЗ нуждаются в нашей доброте, но и дарят частичку своего сердца нам)

«Нужно, чтобы как можно больше людей узнало о людях с особенностями, впустило их в свое сознание и сердца. Если каждый из нас будет знать чуть-чуть больше о людях с особенностями, общество изменится»

7. Работа в группах (10 мин.)

- 3 декабря – Международный день людей с инвалидностью, главной задачей которого является привлечь внимание общества к необходимости оказывать помощь и поддержку людям с ограниченными возможностями здоровья. Эти люди живут совсем рядом с нами. Но их стараются не замечать. Они живут в особом мире, о существовании которого могут не догадываться даже ближайшие соседи. Они могут быть невероятно талантливыми и душевно богатыми людьми, но их подчас отвергают, потому что они другие. Когда ты отличаешься от других, в твоей жизни все иначе: общение, взгляды, взаимопонимание, отношение к этой жизни. Поэтому сегодня людям важно смотреть вокруг и быть внимательнее друг к другу, а ребята с ограниченными возможностями здоровья не должны чувствовать себя одинокими. Они такие же, как и мы с вами. А мы своей добротой, милосердием по возможности должны помочь им, должны согреть своим теплом и вниманием. Показать, что особенность необычных людей не является основанием для отторжения человека, они должны иметь равные права и возможности.

- Поэтому сейчас активно внедряется инклюзивное образование, т.е. включение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду. . Но я предлагаю вам использовать не термин «инклюзия», а назвать наши взаимоотношения с такими детьми лучистыми. Почему? ( Потому что солнце – это символ жизни, радости, счастья. Оно светит всем и всех любит, греет. Доброта, что солнце. А добрые люди, как лучи этого солнца, добротой своей согревают людей.)

Мы с вами не раз говорили о принципах, на которых должно основываться такое взаимодействие

- Так на каких же принципах базируется такое взаимодействие?

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений
  • Каждый человек способен чувствовать и думать
  • Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
  • Все люди нуждаются друг в друге
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
  • Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
  • Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека

- А сейчас поработаем в группах. Давайте сотворим себе солнце. Перед вами солнечные лучи. Ваша задача на этих лучиках написать, как вы понимаете слова, вынесенные в тему урока (любить, помогать, совершать добрые поступки, сотрудничать, сопереживать, быть на равных, уметь слушать, уметь видеть, поделиться последним; накормить голодного; утешить плачущего; напоить жаждущего; не мстить за зло; одеть бедного; предупредить об опасности; прощать обиды; творить добро не на показ; навестить больного; дать добрый совет) и написать синквейн на одну из тем «Доброта», «Здоровье», «Особенные дети»» ,Терпимость», «Солнце», «Права ребенка с ОВЗ».

8. Рефлексия. «… и вырастет сад».

- Ребята сегодня  мы с вами говорили об особенных людях, о людях с ограниченными возможностями, инвалидах. А особенно трудно в нашем мире жить «особым детям».

- Я,  думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее.

- Что же такое доброта?

Ученик1. Что такое добро? Это счастья кусочек,
Это свежего воздуха, ветра глоточек.
Ты его подари, и оно возвернется,
У кого-то сильней просто сердце забьется.
Не купить это слово и не продать,


Ученик2. Подарить его можно иль просто отдать...
Безвозмездно, не требуя денег обратно,
Это все очень просто и очень понятно.
Я сегодня хочу подарить всем добро,
Как вам, люди, на сердце - Стало тепло?
Пусть же каждый его ощутит, улыбнется,
И улыбкой оно к вам тот час же вернётся!


Ученик3. Доброта – она не увядает 
И не ждёт взаимности в ответ… 
Никогда не жжёт, а согревает, 
Оставляя в душах яркий свет… 

- Если вы хотите сеять добро вокруг себя, тогда возьмите сердечки, на которых написаны ваши пожелания,  прикрепите  их  на елку.

9. Подведение итогов

Как же мы ответим на проблемный вопрос, поставленный в начале занятия? (Это нужно в большей мере нам, потому что, помогая другим, мы помогаем себе становиться лучше) .

-Урок Доброты заканчивается, но данная проблема остается и хотелось бы, чтобы вы не оставались равнодушными и старались окружать заботой и вниманием людей: родных и близких, знакомых и незнакомых, всех, кто нуждаются в нашей помощи.

- Но как бы жизнь ни летела,

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело,

Ради счастья людей.

- Спасибо за внимание.

(стихотворение Елены Туррка)

Благодарить?


Благодарить...


За боль?


За боль еще важнее!


Простить обидчика?


Простить...


Он слаб и в страхе. Ты сильнее.


Принять скорбящего?


Принять его все скорби и тревоги...


Поднять упавшего?


Поднять... Он твой собрат. Один из многих.


Благословить?
Благословить...
И проклинающих?


Их тоже...


Любить жестокий мир?


Любить...
Его спасти ЛЮБОВЬ лишь может...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Уроки доброты в школе". Доброе введение «Путями доброты»

ПРОЕКТ «УРОКИ ДОБРОТЫ В ШКОЛЕ» Цель: воспитание в детях чувства доброты, чуткости, побуждение учащихся к творчеству. Задачи проекта: - учить внимательному, чуткому отношению к слову;- развивать р...

Урок литературы по теме: "«Он доброту черпал из Ангары..» (литературный портрет В.Г. Распутина. «Уроки доброты».)"

Цели:·            Познакомить учеников с писателем-земляком В.Г. Распутиным;·            П...

Что такое доброта, или Уроки доброты и милосердия по фильму М.Можар "За имя моё"

Урок по анализу кинопроизведения на морально-нравственную тему рассчитан на 2 часа. Рекомендуется провести в 7, 8, 9 классах. Поможет научиться анализировать фильм и отбирать материал для характеристи...

Урок доброты по литературе (7 класс). «Доброта лучше красоты» - по произведениям Л. Андреева «Кусака», А. Платонова «Юшка», Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».

воспитание чуткого, доброго отношения людей к животным, друг к другу, ответственности человека за свои поступки, осознания необходимости сострадания и милосердия ко всему живому....

Технологическая карты урока литературы "Уроки французского- это уроки доброты" (про произведению В.Г.Распутина "Уроки французского"

Технологическая карта итогового урока литературы по произведению  В.Г.Распутина "Уроки французского"...