Воспитательное занятие «Секреты вежливых людей»
план-конспект на тему

Дутова Татьяна Сергеевна

Цель занятия: обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sekrety_vezhlivyh_lyudey.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательное занятие «Секреты вежливых людей»

Цель: обучать детей общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу.

Задачи:

  • Познакомить детей с историческим значением слова “здравствуйте”.
  • Объяснить значение слова “доброта”, организовать работу над словом,

способным воздействовать на чувства и поведение людей.

  • Развитие умений вести диалог, употребляя различные обращения в зависимости от ситуации (разговор по телефону, правила поведения в общественном транспорте);
  • Обогащать словарный запас; развивать логическое мышление и речь,

познавательный интерес к языку.

  • Воспитывать доброе, уважительное отношение друг к другу.
  • Воспитывать культуру общения.

Ход занятия:

       1.Орг. момент.

Создадим хорошее настроение.

-Улыбнитесь друг другу! Садитесь.

-Руки?

-На месте!

-Ноги?

-На месте!

-Локти?

-У края!

-Спина?

-Прямая!

        2.Мобилизующий этап.  Целеполагание и мотивация

     (Звучит припев песни «Где водятся волшебники?»)

      - Ребята, кто такие волшебники, и где они живут?

        Сегодня на занятии мы постараемся ответить на этот вопрос. Для этого я предлагаю вам совершить путешествие в город Волшебников. В этом городе живут люди, которые понимают друг друга без слов, помогают в трудной ситуации, поддерживают добрым словом. Они не пользуются волшебными палочками и заклинаниями. Все получается у волшебников быстро и легко, потому что они знают секреты и умело ими пользуются.  Давайте путешествуя по городу Волшебников, играя и выполняя задания попробуем открыть секреты вежливости и определить:

1) какие слова помогают людям общаться;

2) какие полезные привычки украшают человека;

3) что необходимо делать, чтобы тебя понимали сверстники и взрослые.

        Итак, мы начинаем. Отгадайте загадку, на каком транспорте мы совершим наше увлекательное путешествие?

Кто мне скажет, что за птица
В небесах, как ветер, мчится,
Белый чертит за собой
След в лазури голубой?
А ведёт её пилот! –
Что же это? – … 
(Самолёт)!

Дидактическая игра «Самолет»

        3.Актуализация знаний.

        Ребята, а вот и город. Наше путешествие мы начнем с улицы Волшебных слов.

      - С  каких слов обычно люди начинают общение?

(Люди начинают свое общение со знакомства и слов приветствия)

       -Правильно, люди начинают знакомиться со слова «здравствуйте». Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.

      -А что значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?

(Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья).

У каждог слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда появилось это слово. 

       В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни «здравствуйте», ни «до свидания». Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:

– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.

“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.

С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.

-Богат и прекрасен наш родной русский язык. Много в нем замечательных слов: добрых и ласковых, смелых и суровых, чистых и ясных. Но есть особые, волшебные слова.

          Максим Г. читает стихотворение М. Танича «Волшебные слова».

Извини, пожалуйста,

Прости и разреши.

Это не слова, а ключик от души.

Кроме нашей спутницы -

Таблицы умножения-

Есть еще таблица -

Таблица уважения!

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

"Спасибо" и "пожалуйста" -

Волшебные слова!

Всюду, где нескромному

Укажут от ворот,

Вежливый попросит

И пройдет.

Перед словом вежливым

Двери отворяются!

Пусть оно почаще всюду повторяется.

Помните, как азбуку,

Как дважды два:

"Спасибо" и "пожалуйста" -

Волшебные слова.

         Почему эти слова называют волшебными? Какой совет дала нам писатель В. Осеева в своём рассказе «Волшебное слово»? Как нужно говорить такие слова?

( …. Волшебные слова должны быть «от всего сердца».)

         Игра «Назови волшебное слово».

        Давайте послушаем, какие простые, но дорогие слова знают ваши сердечки. А для этого мы будем передавать символическое сердечко из рук в руки и называть волшебные слова.

(Дети передают из рук в руки маленькое сердечко, которое светится изнутри)

(Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста, и т.д.).

- Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!

         Игра «Наоборот»

       -  Ребята, у меня был волшебный цветок, но вот беда он рассыпался. Помогите, пожалуйста, собрать все лепестки. Дети я буду говорить отрицательные слова, а вы должны подобрать положительные слова. Если все слова мы подберем правильно, то у нас получится волшебный цветок.

 Грубый - ласковый

Слабый – сильный

 Больной – здоровый

 Злой – добрый

 Плохой – хороший

 Ленивый – трудолюбивый

 Горе - счастье

 Глупый – умный

 Грустный – веселый

  Воспитатель переворачивает цветок — получается схема.

        - Ребята, а что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются? Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова?
Каждый из нас любит, когда к нему обращаются вежливо, но и мы не должны забывать о словах- помощниках. Мы должны разговаривать с любым человеком так, как бы вы хотели, чтобы разговаривали с вами.

          Итак, первый секрет вежливых людей... Правило 1: «Разговаривай с любым человеком так, как бы ты хотел, чтобы разговаривали с тобой».

         Ангелина Е. читает стихотворение

Слова «До свиданья!»,
«Спасибо!», «Простите!»,
«Пожалуйста!», «Здравствуйте!»
Щедро дарите.

Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.

Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.

Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.

        - Ребята, мы не заметили, как оказались на бульваре «Доброты».

         Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”

        - Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой – закрываете лицо ладошками.

Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас –Барабас, Красная шапочка, Баба – яга, Золушка, Мальвина.

       - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

       - Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

В жизни капельки добра, сливаясь превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.

       - Значит, не только слова должны быть добрыми, но и дела.

        Сейчас мы с вами поиграем в игру «Доброе солнышко».

         В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание. Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время. (Воспитатель выборочно дотрагивается “Волшебной палочкой” до ребят.)

        Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.

         «Творить добро - это нести радость другому человеку, посадить дерево, подарить цветы маме, не причинять бабушке никаких обид, стараться жить дружно со всеми людьми, сочувствовать, сопереживать чужой беде».

        - Какие стихи вы знаете о доброте?

        Артем Г. читает стихотворение «Добрым быть совсем непросто»

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета.

Доброта – не пряник, не конфета.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

        Второй секрет вежливых людей... Правило 2: «Научись приносить людям добро. Тогда ты будешь жить счастливо и будешь, окружен друзьями».

         Музыкальная переменка (Песенка о доброте)

       - Вот мы с вами повеселились и оказались на аллее Общения.

       - Мы с вами, ребята, вспомнили вежливые слова, которые помогают людям общаться. Но способов правильного общения множество.

       -Посмотрите на экран. Вы видите разные жизненные ситуации, с которыми нам приходится ежедневно сталкиваться. На какой картинке герои ведут себя правильно? Почему?

      - На аллее общения мы будем учиться общаться так, чтобы всем, кто с нами взаимодействует, было приятно, комфортно.

     - Давайте теперь послушаем, как девочка Даша звонила на работу своей маме.

 Даша звонит маме на работу:
– Это кто, а?
– А кто вам нужен?
– Мне маму позовите!
– Чью маму?
– Мне надо мою маму.

-  Как вы считаете, была ли Даша вежлива, разговаривая по телефону?
(Нет. Она не сказала вежливые слова «здравствуйте», «пожалуйста»).
- Как вы думаете, поговорила ли Даша по телефону со своей  мамой? Почему? (Ответы детей).
- Это означает, что необходимо быть вежливым и при этом знать правила телефонного разговора, чтобы получить желаемый результат.
Давайте все вместе составим правила, которые помогут вам правильно позвонить родителям на работу. Что вы должны сделать после того, как набрали телефонный номер и услышали, что трубку сняли?
(Поздороваться).
 - Ребята, а  какие фразы приветствия вы знаете? (Ответы детей).

- Что необходимо сказать после того, как вы поздоровались?
(Нужно представиться).
-
 Что ещё необходимо сказать? (Вежливо попросить пригласить к телефону маму или папу, называя их фамилию, имя, отчество и поблагодарить за это).

- Давайте поможем Маше правильно позвонить маме на работу.

 (Работа в парах).

        Каждая пара готовит свой разговор по телефону, исправляя ошибки Маши. После того, как все будут готовы,  разыграть несколько сценок у доски, используя телефонные аппараты.

         Как вы думаете, какой третий секрет вежливых людей мы можем раскрыть?

         Правило 3: «Научись общаться с людьми. Тогда ты будешь жить счастливо и будешь окружён друзьями».

Ребята, мы не заметили, как оказались на проспекте Настроения.

         - Чтобы проявлять заботу, внимание к людям, нужно понимать эмоциональное состояние людей: грустит человек или радуется, гневается или испытывает страх. Сейчас мы потренируемся в определении настроения людей.

       - Посмотрите, пожалуйста, на эти  лица? Что они выражают?

(Радость, огорчение, страх, гнев, удивление…)

       - С кем вам было бы приятнее общаться?

(Нам приятнее общаться с весёлым человеком)

    -Какими чаще всего бываете вы?

        Игра «Изобрази эмоции».

-Знаете игру «Море волнуется раз»?

1. Настроение меняется раз, настроение меняется два, настроение меняется три:   на месте замри и эмоцию гнева мне покажи! 

2. Настроение меняется раз, настроение меняется два, настроение меняется три: на месте замри и эмоцию радости мне покажи! Молодцы!

         И так ребята, правило 4: «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся». Это четвёртый секрет вежливых людей.

(Песня «Улыбка)

         4. Подведение итогов.

- Ребята, мы сегодня с вами побывали в городе Волшебников.  А сейчас я хочу проверить, чему они вас научили, какие правила вы запомнили?

(Ученики называют правила общения, вежливости).

- Ну вот, пришло время прощаться. Но прежде давайте ответим на главный вопрос нашей встречи: «Где живут волшебники?»

(Там, где люди не обижают друг друга. В тех классах, где ребята учатся и играют дружно. Волшебники живут среди нас. Мы тоже можем стать волшебниками.)

- Как стать волшебником?

(Нужно помогать друзьям, защищать слабых и помогать пожилым людям, стараться не говорить грубых слов, внимательно смотреть на окружающих и приходить им на помощь.)

- Мне бы хотелось узнать, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия. У вас на столах лежат рисунки девочек и мальчиков. Дорисуйте, пожалуйста, их лица. Покажите мне, что вы сейчас чувствуете.

- Я рада, что у вас отличное настроение.

        Вы сегодня так хорошо мне помогали, вы были добрыми, приветливыми хозяевами. И я хочу вам в подарок подарить вот это весёлое солнышко. Каждый раз, когда вам будет грустно, трудно, подойдите к нему, приложите ладошку, и вам сразу станет легче и веселее.

А в заключение сегодняшнего занятия послушайте стихотворение.

Не стой в стороне равнодушно, 
Когда, у кого - то беда. 
Рвануться на выручку нужно 
В любую минуту, всегда 
И если кому — то, кому — то поможет 
Твоя доброта, улыбка твоя, 
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, 
Что годы живешь ты не зря.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 секретов удачливых людей

Консультация специалиста...

Конспект воспитательного занятия «Поговорим о вежливости»

Воспитательное занятие для детей 5 класса школы VIII вида...

Коррекционно-развивающее занятие "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"

Цели:• формировать умение употреблять в речи вежливые слова с учётомситуации общения;• ввести в словарь учащихся новые этикетные формулы обращенияс просьбой, их назначением, особенностями уп...

социальный проект "Вежливые люди"

Данный проект создан для обучающихся школы и социума города. Проект направлен на профилактику асоциальных явлений, пропаганду вежливого поведения и культуры речи в молодёжной и подростковой среде....

Внеклассное занятие " Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть".

Внеклассное занятие "Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть " для 7 классов....

Рабочая программа "Секреты успешных людей"

рабочая программа для детей группы риска...

День вежливых людей

Цель мероприятия: воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа.Задачи:Образовательная: побуждать воспитанниц к изучению военной истории России.Воспитательная...