Коррекционно-развивающее занятие "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"
план-конспект занятия (6 класс) по теме

Оводкова Галина Анатольевна

Цели:

• формировать умение употреблять в речи вежливые слова с учётом
ситуации общения;

• ввести в словарь учащихся новые этикетные формулы обращения
с просьбой, их назначением, особенностями употребления в речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида №3

Коррекционно-развивающее занятие

«Чтобы радость людям дарить,

надо добрым и вежливым быть»

        

                                                               

                                                                Подготовила и провела:

воспитатель Оводкова Г.А.

Цели:

  • формировать умение употреблять в речи вежливые слова с учётом
    ситуации общения;

  • ввести в словарь учащихся новые этикетные формулы обращения
    с просьбой, их назначением, особенностями употребления в речи.

        

      I.    Вводная часть.

        

В речи вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы
называем «волшебными». И это не случайно, ведь они могут даже обиженному или
человеку, которому грустно, вернуть хорошее настроение. Но всегда ли мы можем
применить волшебное слово правильно, и будет ли от этого польза, умеем ли мы
попросить товарища, взрослого о чём-либо, умеем ли обратиться с просьбой? Чтобы узнать, как называется тема нашего занятия, нужно составить слово из букв, которые лежат у вас на столе.

Итак, тема нашего занятия «Просьба».

        

II.

Повторение пройденного материала.        

На прошлых занятиях вы знакомились с некоторыми «волшебными словами».        

  • На какие группы они делятся? (Приветствие, извинение, благодарность, прощание; вывешиваются в колонки на доске).

Сегодня к нам на занятие пришла Мудрая Сова, которая будет давать нам советы и задания.        

Выполните первое её задание: распределите карточки со словами прощания, приветствия, благодарности, извинения в нужные колонки.        

А последнюю колонку с заголовком «просьба» мы будем заполнять в течение нашего занятия. В этом нам поможет Мудрая Сова.

III. Основная часть.

1. Каждому из нас приходилось о чём-то просить - о серьёзном, о большом или о пустяке, 
Всегда ли вы, когда обращаетесь с просьбой, используете «волшебные слова»? Всегда ли выполняли вашу просьбу? Не приходилось ли вам слышать такие слова: «попросить-то толком не умеешь»?        

Послушайте стихотворение «Как его зовут» и скажите, вежлив ли его герой? Захочет ли кто-нибудь выполнить его просьбу?1|

Спасибо, здравствуйте, простите        

Произносить он не привык.        

Простого слова «извините»        

Не одолел его язык.        

Не скажет он друзьям по школе        

Алёша, Таня, Ваня, Толя        

Своих друзей зовёт он только        

Алёшка, Петька, Ванька, Толька.        

Почему никто не захочет выполнить просьбу этого героя?        

Среди нас есть такие, как он?

  •  

2. Задание от Мудрой Совы: игра «Поступи правильно».

Микро-группам раздаются карточки с ситуациями. Каждая группа читает свою ситуацию и отвечает, какие слова они бы использовали при этом. (Слова вывешиваются в колонке «просьба»)

Ситуации:

  • Вы пришли в библиотеку. Попросите у библиотекаря нужную вам книгу.
  • Обратитесь к соседу по парте с просьбой дать ручку или карандаш.
  • Как обратиться к незнакомому прохожему и узнать у него время?








  • Вы пришли в магазин. Спросите у продавца, есть ли в продаже свежий хлеб.
  1. Вежливых слов, которые люди употребляют, обращаясь с просьбой, много.
    Послушайте стихотворение Татьяничевой и скажите, какие ещё «волшебные слова» выражают просьбу?

Сколько просьб начинается с «будьте добры?»

Скажите, который час?

Прочтите, - глаза у меня стары.

Придите, беда у нас!

Будьте добры,

Будьте любезны,

Очень прошу!

(Слова вывешиваются в колонку «просьба»).

4. Вежливые слова вы знаете. Молодцы! Но всегда ли они имеют волшебную силу? Разобраться в этом нам поможет рассказ «Расколдованное слово». Послушайте его.

Работа по вопросам.

  • Почему расколдовалось слово «пожалуйста»?




  • Когда оно сохраняет волшебную силу?


ф
ф
ф


Что должен был сказать маме Саша, когда вернулся домой?
А сейчас послушайте отрывок из стихотворения «День рождения».
Как вы бы поступили в такой ситуации?

Через день мой день рожденья,        
У меня есть предложенье:
Твержу дяде Коле,

  • Прошу дядю Рому,
    Подружек по школе,
    По классу второму,
    Шепчу тёте Рите,
    Позвав её в угол:        
    «Вы мне не дарите,
    пожалуйста, кукол.
    Подарите мне тигрёнка полосатого,
    Удивлённого, смышленого, усатого!»        

В день рождения каждый мечтает получить в подарок что-то очень хорошее, интересное.
Но подумайте, вежливо ли просить приглашённых на твой праздник приносить

определённый подарок? Может быть, подарок пусть будет для тебя сюрпризом?        

  1. Послушайте, ребята, о чём говорят два мальчика.

Сценка.        

- Коля, - наш класс пойдёт в воскресенье в поход. Дай мне, пожалуйста, твой компас.        

  1. - Компас? А луну с неба не хочешь? Заимей свой, тогда и бери в походы.        

  1. - Компас? Жаль, но в это воскресенье он мне будет очень нужен.    Давай я покажу, как можно сделать его самому.        
    Кто ответил на просьбу правильно? Почему?        
  1. Вы, конечно же, помните сказку А. С. Пушкина «О мёртвой царевне и семи богатырях»
    Помните, как «за невестою своей королевич Елисей по свету скачет...        
    И кого не спросит он -
    всем вопрос его мудрён»

Вот как королевич Елисей обращается к Месяцу:

... Месяц, Месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок.

Ты встаёшь во тьме глубокой,        

Круглолицый, светлоокий,        

И обычай твой любя,        

Звёзды смотрят на тебя.

Аль откажешь мне в ответе        

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой        

Я жених ей...

В каких словах заключается просьба королевича Елисея?

  • Какие лестные слова обращает Елисей к Месяцу?
  • Для чего нужны эти слова?

    IV. Подведение итога.

Сегодня мы вспомнили слова, которые имеют волшебную силу, и познакомились с
новыми. А чтобы в этих словах сохранилось волшебство, давайте послушаем советы
Мудрой Совы. (Дети берут карточки и читают высказывания о вежливости).

А чтобы вашу просьбу выполнили, помните следующее (дети вывешивают карточки с правилами вежливости на доске)

  • Говори вежливым тоном.
  • Смотри на собеседника.
  • Используй волшебные слова.
  • Объясни свою просьбу.


Недаром в народе говорят: «Ничто не ценится так дорого, как ... вежливость».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть

Внеклассное мероприятие по этикету...

«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

Классный час для 5 классаЦель: усвоение учащимися правил вежливости в общении со взрослыми, с товарищами....

Литературная гостиная в библиотеке «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

Литературная гостиная в библиотеке «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»....

Сценарий внеклассного меропритятиядля 5 класса "Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть!"

Данное мероприятие направлено на *сплочение классного коллектива;*формирование определенных навыков  культуры   речи; поведения в неформальной обстановке;*формирование доброжелател...

Классный час с презентацией на тему:"Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть"

Подготовлен для учащихся 7 класса, обучающихся по программе 8 вида. Посвящён подведению итогов работы над проектом о подарках....

«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.»

ect;В вежливости проявляется отношение к другим людям.§Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.§Вежливый человек всегда здоровается и прощается.§Вежливый человек не...