Воспитание толерантности
методическая разработка на тему

Карлова Юлия Евгеньевна

 

Познакомить обучающихся с понятием «толерантность», с основными чертами то­лерантной и интолерантной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnostotkrytyy_urok.docx91.61 КБ
Файл tolerantnostotkrytyy_urok.docx91.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей города Новосибирска

«Санаторная школа – интернат № 133»

C:\Users\Администратор\Desktop\фото Юлия Евгеньевна\IMG_0670.JPG 

Заместитель директора по ВР

                                                                         Юлия Евгеньевна Карлова

«Воспитание толерантности»

(занятие с подростками)

Занятие первое.

             Цель: познакомить обучающихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

              - Добрый день. Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви. (Звучит музыка, рассказывается сказка).

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на

свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

        А кого выбрали бы вы?    Почему? (Звучит музыка и продолжается сказка):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

      Почему Любовь выбрала Доброту?

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек -это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

  Что же такое толерантность?

            Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.

  Терпимость к чужим мнениям,        Прощение               Уважение прав других

верованиям,

поведению    

  Уважение  человеческого

 достоинства                            Сострадание

   Принятие  другого                                                                         Сотрудничество,  

   таким, какой он есть                                                                       дух партнерства

      Милосердие

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара. Сообщение подготовила...

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным,

выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-

либо).

   Какое из определений вам импонирует более всего? Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? Что же объединяет эти определения? Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

              Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

                В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма,

агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

               В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

               Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

               Упражнение 1 «Перед вами две дороги выбирайте».

 Цель:  развитие  чувства милосердия на основе примера.

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

    - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

    - Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

    - Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

    -А нам-то что? Он сам виноват.

    - Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

    - Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

     - Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.

     - Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

     - Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет,  ты не понимаешь!

              Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

      - Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

      - Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и аде в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

       - Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

      -Спасибо, леди, спасибо...

      - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

      - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

      - Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

      Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

      - У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача.

Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

      - Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

   Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае? Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь? Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

             Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во •взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты,

               Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интоле-рантный.

             Упражнение 2 «Сказочка о счастье».

 Цель:   формирование  бережного  чувства счастья.

     Сейчас мы разделимся на 2 группы. I группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, II группа — черты, присущие интолерантной  личности.

   Интолерантного человека характеризуют собственное представление о своей исключительности, низкий уровень воспитанности, чувство дискомфортности существования, желание власти, непринятие противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что-либо делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость, любознательность

Снисходительность

Доверие, гуманизм

Непонимание,  Равнодушие

Игнорирование

Эгоизм, Цинизм

Нетерпимость

Выражение пренебрежения

Раздражительность

Немотивированная агрессивность

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

              На свете жил один король, Богатый и могучий. Всегда грустил он. И порой.  Бывал мрачнее тучи. Гулял он, спал, обедал, А счастья он не ведал!

              Но вечно хныкать и тужить.  Бедняге надоело. Вскричал король: «Нельзя так жить!» - И с трона спрыгнул смело. Да вмиг порушить свой удел. Не в королевской власти?

              И вот король в карету сел. - И покатил за счастьем. Король в окошечко глядит, Карета бодро катится. Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

       - О всемогущий мой король, Подать хоть грошик мне изволь. - Эй, попрошайка, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду!

       Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл... Карета мчится наугад Бог весть, в какую сторону. Вдруг на пути стоит солдат, Израненный, оборванный.

     - О мой король, - вскричал солдат, - Тебя я видеть очень рад! Прошу покорнейше: устрой. Меня ты в услужение, Я за тебя стоял горой, Я, право, бился, как герой, Я выиграл сражение.

       - А ну, служивый, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! - Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл...

       Карета мчит во весь опор, Конь скачет, что есть духу. Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха.

       - Прости, любезный мой король, Старуху одинокую. Мой дом - вон, видишь, за горой, С утра ушла далеко я. Ношу из лесу я дрова - Тяжелая работа. Гляжу вокруг, едва жива: А вдруг поможет кто-то...

       - А ну, старуха, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! - Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл...

      Вот лето кончилось. Жара. Сменяется ненастьем. Король торопит: - В путь пора, Еще немного - и ура! Свое настигну счастье!

      И все бы кончилось бедой - Сомнений в этом нету. Да старец с белой бородой Остановил карету. Перекрестившись, не спеша, Торжественно и строго Сказал: «Заблудшая душа, Король, побойся Бога!

               Ты ищешь счастье для себя, Ты странствуешь по свету. Но, только ближнего любя, Найдешь ты счастье это. Скорей послушайся меня: Обратно разверни коня,

      Дитя согрей и накорми, Солдата в сторожа найми, Все это сделай, но сперва,  Старушке ты поможешь: До дома довезешь дрова. Распилишь и уложишь...».

      Тут вышла полная луна.  И осветила путь она. Нелегкий путь, обратный

путь. Путь к счастью, не куда-нибудь. Король поныне во дворце.   Всем людям помогает. И счастье на его лице,    Как ясный день, сияет!

?    Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?                                          

?    Как вы думаете, почему изменился король?

?    Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

?    Чему насучит эта сказка?

          Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

Упражнение 3  « Волшебная рука».                                                                  

Цель:  соотнести  хорошие  и плохие  качества  в себе.

Обведите на листе свою руку. Напишите на пальчиках хорошие качества, а на ладошке - то, что хотелось бы изменить в себе. Спасибо.

            Упражнение  4 «Правила толерантного общения».                                              Цель: развить способности адекватно и полно познавать себя

Мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения и запишем их на плакат.

1. Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

3. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

            В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

    ?     А что же для этого нужно?

       Упражнение  5  «Китайская притча Ладная семья». 

Цель:  дать представление о значимых вещах.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни. Боже упаси, драк и раздоров.

              Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Релаксация: «Корабль и ветер».

Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он  становился. Давайте поможет ему, и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!

Занятие второе.

Цель: Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению); Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.

         Упражнение 1 «Звали, зовут, будут звать...» 

Цель: учащиеся должны осознать неодинаковость людей.

               Рассядьтесь по кругу и все по очереди, начиная с меня, произнесите: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

      Упражнение  2 «Сходства и различия».

Цель: научиться  различать между людьми сходства и различия.

Материалы: На доске записывается слово «ЛЮДИ» и доска делится на две половины, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ».

Называйте, а  я буду записывать  сходства и различия людей, живущих на планете Земля.

  • Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
  • Национальность влияет на взаимоотношения людей?
  • Лица людей, каких рас и национальностей вам трудно различить?
  • Какие религии вы знаете?
  • Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?
  • Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
  •  Как общаются между собой старые и молодые люди?

О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры - весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

Упражнение  3 «Давайте пофантазируем...»

Цель:  научить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.).

  • Каким будет этот мир?
  • Как люди в нем будут жить?
  • Хорошо или плохо, что мы все разные?
  • Как жить в мире, где столько разных людей?

Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.       

Упражнение 4  «Учимся ценить индивидуальность».

Цель:    повысить самооценку учащихся.

      ?    А какие мы сами?

      ?    Чем мы отличаемся друг от друга?

   Рассядьтесь по кругу, у каждого есть бумага и карандаш.

               Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить

           Напишите  о каких-то трех признаках, которые отличают его от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер.) Запишите  свои имена   и выполняйте задание (3-5 минут).

           Я буду зачитать записи вслух, а вы  будете отгадывать, кто автор утверждений.

       Люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг Другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.

Зачитываю по очереди листочки, вы   определяете автора, если это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам.

Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать инакость партнера.

Люди не похожи друг на друга. Только поэтому мы становимся интересными друг другу, находим нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.

Релаксация:                                                                                                                      

               Дети садятся на стульчики. Ноги и руки расслаблены, глаза закрыты.          Под сопровождение тихой, спокойной музыки, говорит: “Представьте себе солнечную полянку (пауза), на поляне много цветов (пауза), поют птички (пауза), летают бабочки (пауза), поляну окружают деревья (пауза) – березы, сосны, ели (пауза).  На поляне хорошо и уютно. Но нам пора назад. На счет три вы откроете глаза. Раз, два, три. Открыли глазки”. Затем происходить обсуждение увиденного детьми.                                                                        

Занятие третье.

Цель: Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии. Познакомить учащихся с Декларацией принципов толерантности.

        Упражнение 1  «Мои положительные черты»

Цель:   научиться  отмечать,  видеть положительные черты в других.

              Ученики  садитесь в круг. Каждый  получит  карточку, на которой написаны его положительные качества, отмеченные одноклассниками. После вы   познакомитесь  с содержанием этих карточек.  А сейчас пусть поднимет руку тот, кого одноклассники считают добрым человеком... Вы видите, что в каждом из вас кто-то отметил доброту... Теперь еще раз прочтите то, что написано на вашей карточке. Все эти положительные качества в вас видят другие. Главная задача каждого — подтверждать своим поведением и делами все то положительное, что отметили в вас одноклассники.

  • Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?
  • Что вы сделаете с вашей карточкой после занятия?

 Постарайтесь сохранить эту карточку. В трудные минуты жизни прочтите то, что на ней написано, — и вам станет легче.

              Упражнение 2  «Формулируем  определение толерантности»                         Цель:  закрепить определение  толерантности.

Очень часто проблемы, с которыми сталкиваются ученики, это непонимание, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

Жизнь - театр, у каждого свои роли.

Запишите на листочке: КТО Я? И после этого напишите все свои жизненные «роли»:  ученик,  сын,  внук, друг, помощник и т. д.

               Давайте посмотрим на то, что вы написали. Можно наверняка добавить к списку ролей и «сосед», и «знакомый», и «пассажир»... У каждого из нас их очень много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться.

              Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький не подумал», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному. А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам?

       Например, мы увидели, что соседка несет тяжелую сумку.

  • Что сделаем? Поможем, даже если она и не просит о помощи.
  • А что бывает, когда мама просит вынести ведро с мусором или сходить в магазин?
  • Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?

         Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности,

симпатии, понимания относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.

                На рубеже ХУШ-Х1Х веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Давайте определим, что значит «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

  • Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам.
  • Стремление к полноценной реализации своих способностей.
  • Умение понимать и познавать других людей.
  • Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.

             Упражнение 3  «Волшебное озеро»

Цель:   дать разграничение понятий  уникальный  и неповторимый.

              Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы. Все  ученики  садитесь в круг и закрывайте глаза. Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.                                                                                                                                        

После того как в шкатулку заглянет каждый, я  задам  вопросы:

  •  Как вы понимаете значение слова         «уникальный»?
  •  Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?         
  •  Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?         
  •  Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой  личности?

              Мы выяснили, что каждый человек — это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность». Давайте вслушаемся в это слово: «То-о-ле-е-ра-а-нт-ность».

  • Как, по-вашему, звучит это слово?

              Обратимся к Большому энциклопедическому словарю: «Толерантность — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».

Упражнение 4  «Дерево толерантности» 

Цель:  создать школу толерантности.

На листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева напишите, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своей школе и не забудут  о «Дне толерантности».

              Упражнение  5  «Похвали себя и других»

Цель:  развитие способности делать приятное.

Ученики делятся на две подгруппы. Одна подгруппа образует внешний круг, другая — внутренний. Ученики стоят лицом друг к другу. Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы не увидим ничего положительного и в другом человеке.  Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать: «, кроме того, я...» — и продолжить говорить комплименты в свой адрес. Например, Саша говорит Вере: «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде». Вера продолжает: «А, кроме того, я настойчивая, щедрая...» Затем Вера должна похвалить Сашу.

              После обмена комплиментами ученики, стоящие во внешнем круге, передвигаются по часовой стрелке и повторяют задание с новым партнером.

  • Что ты чувствовал(а), когда говорил(а) комплименты другим участникам?
  • Что ты чувствовал, когда тебе говорили         комплименты?
  • Легко ли было похвалить себя?

Релаксация «Подснежник».                                                                                                   

                         В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны, (дети садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову). Солнце стало пригревать, сильнее. Лучики солнца постепенно пробуждают цветок. Он медленно растет, пробиваясь сквозь снежный сугроб (дети медленно встают).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение санаторного типа для детей города Новосибирска

«Санаторная школа – интернат № 133»

C:\Users\Администратор\Desktop\фото Юлия Евгеньевна\IMG_0670.JPG 

Заместитель директора по ВР

                                                                         Юлия Евгеньевна Карлова

«Воспитание толерантности»

(занятие с подростками)

Занятие первое.

             Цель: познакомить обучающихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

              - Добрый день. Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви. (Звучит музыка, рассказывается сказка).

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на

свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. - одну зовут Радость, другую - Удача, третью - Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

        А кого выбрали бы вы?    Почему? (Звучит музыка и продолжается сказка):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

      Почему Любовь выбрала Доброту?

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек -это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

  Что же такое толерантность?

            Давайте вместе обобщим все сказанное. Слово «толерантность» я изобразила в виде солнца. Давайте изобразим ваши ответы в виде лучиков.

  Терпимость к чужим мнениям,        Прощение               Уважение прав других

верованиям,

поведению    

  Уважение  человеческого

 достоинства                            Сострадание

   Принятие  другого                                                                         Сотрудничество,  

   таким, какой он есть                                                                       дух партнерства

      Милосердие

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давайте послушаем, как слово толерантность определяется на разных языках земного шара. Сообщение подготовила...

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;

во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

в английском - готовность быть терпимым, снисходительным;

в китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

в арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным,

выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-

либо).

   Какое из определений вам импонирует более всего? Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? Что же объединяет эти определения? Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

              Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...

                В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма,

агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

               В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

               Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.

               Упражнение 1 «Перед вами две дороги выбирайте».

 Цель:  развитие  чувства милосердия на основе примера.

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.

    - Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

    - Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав ее руку.

    - Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

    -А нам-то что? Он сам виноват.

    - Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

    - Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

     - Я все равно подойду. - Девушка вырвала руку.

     - Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со «всякими». Пойдем отсюда, - он попытался увести ее.

     - Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет,  ты не понимаешь!

              Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать ее. Она решительно одернула руку.

      - Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой.

      - Я сломал ее... кровь у меня. Я не знаю, что делать и аде в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

       - Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую».

      -Спасибо, леди, спасибо...

      - Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошел к ним, - у тебя нет «мобильника»?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.

      - Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

      - Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

      Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошел прочь.

      - У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача.

Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

      - Девушка! - окликнул ее мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась. - Вы обязательно найдете себе счастье.

   Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае? Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь? Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?

             Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во •взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты,

               Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интоле-рантный.

             Упражнение 2 «Сказочка о счастье».

 Цель:   формирование  бережного  чувства счастья.

     Сейчас мы разделимся на 2 группы. I группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, II группа — черты, присущие интолерантной  личности.

   Интолерантного человека характеризуют собственное представление о своей исключительности, низкий уровень воспитанности, чувство дискомфортности существования, желание власти, непринятие противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что-либо делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость, любознательность

Снисходительность

Доверие, гуманизм

Непонимание,  Равнодушие

Игнорирование

Эгоизм, Цинизм

Нетерпимость

Выражение пренебрежения

Раздражительность

Немотивированная агрессивность

Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

              На свете жил один король, Богатый и могучий. Всегда грустил он. И порой.  Бывал мрачнее тучи. Гулял он, спал, обедал, А счастья он не ведал!

              Но вечно хныкать и тужить.  Бедняге надоело. Вскричал король: «Нельзя так жить!» - И с трона спрыгнул смело. Да вмиг порушить свой удел. Не в королевской власти?

              И вот король в карету сел. - И покатил за счастьем. Король в окошечко глядит, Карета бодро катится. Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

       - О всемогущий мой король, Подать хоть грошик мне изволь. - Эй, попрошайка, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду!

       Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл... Карета мчится наугад Бог весть, в какую сторону. Вдруг на пути стоит солдат, Израненный, оборванный.

     - О мой король, - вскричал солдат, - Тебя я видеть очень рад! Прошу покорнейше: устрой. Меня ты в услужение, Я за тебя стоял горой, Я, право, бился, как герой, Я выиграл сражение.

       - А ну, служивый, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! - Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл...

       Карета мчит во весь опор, Конь скачет, что есть духу. Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха.

       - Прости, любезный мой король, Старуху одинокую. Мой дом - вон, видишь, за горой, С утра ушла далеко я. Ношу из лесу я дрова - Тяжелая работа. Гляжу вокруг, едва жива: А вдруг поможет кто-то...

       - А ну, старуха, пропусти Скорей мою карету. Сойди немедленно с пути, Ведь я за счастьем еду! - Сказал король и укатил, А в синем небе месяц стыл...

      Вот лето кончилось. Жара. Сменяется ненастьем. Король торопит: - В путь пора, Еще немного - и ура! Свое настигну счастье!

      И все бы кончилось бедой - Сомнений в этом нету. Да старец с белой бородой Остановил карету. Перекрестившись, не спеша, Торжественно и строго Сказал: «Заблудшая душа, Король, побойся Бога!

               Ты ищешь счастье для себя, Ты странствуешь по свету. Но, только ближнего любя, Найдешь ты счастье это. Скорей послушайся меня: Обратно разверни коня,

      Дитя согрей и накорми, Солдата в сторожа найми, Все это сделай, но сперва,  Старушке ты поможешь: До дома довезешь дрова. Распилишь и уложишь...».

      Тут вышла полная луна.  И осветила путь она. Нелегкий путь, обратный

путь. Путь к счастью, не куда-нибудь. Король поныне во дворце.   Всем людям помогает. И счастье на его лице,    Как ясный день, сияет!

?    Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?                                          

?    Как вы думаете, почему изменился король?

?    Всегда ли в жизни происходят такие изменения?

?    Чему насучит эта сказка?

          Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок.

Упражнение 3  « Волшебная рука».                                                                  

Цель:  соотнести  хорошие  и плохие  качества  в себе.

Обведите на листе свою руку. Напишите на пальчиках хорошие качества, а на ладошке - то, что хотелось бы изменить в себе. Спасибо.

            Упражнение  4 «Правила толерантного общения».                                              Цель: развить способности адекватно и полно познавать себя

Мы с вами много говорили о толерантности, о толерантной личности. Давайте попробуем составить правила толерантного общения и запишем их на плакат.

1. Уважай собеседника.

2. Старайся понять то, о чем говорят другие.

3. Отстаивай свое мнение тактично.

4. Ищи лучшие аргументы.

5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.

6. Стремись учитывать интересы других.

            В конце мне бы хотелось сказать, что наш класс - это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.

    ?     А что же для этого нужно?

       Упражнение  5  «Китайская притча Ладная семья». 

Цель:  дать представление о значимых вещах.

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая - мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни. Боже упаси, драк и раздоров.

              Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго - видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Релаксация: «Корабль и ветер».

Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он  становился. Давайте поможет ему, и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки. А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать, как шумит ветер!

Занятие второе.

Цель: Создать условия для формирования терпимости к различиям между людьми (индивидуальным, различиям по полу, возрасту, социальному положению, национальности, расе, мировоззрению); Способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации.

         Упражнение 1 «Звали, зовут, будут звать...» 

Цель: учащиеся должны осознать неодинаковость людей.

               Рассядьтесь по кругу и все по очереди, начиная с меня, произнесите: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич».

Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух, звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.

Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

      Упражнение  2 «Сходства и различия».

Цель: научиться  различать между людьми сходства и различия.

Материалы: На доске записывается слово «ЛЮДИ» и доска делится на две половины, одна из которых подписывается «СХОДСТВА», другая «РАЗЛИЧИЯ».

Называйте, а  я буду записывать  сходства и различия людей, живущих на планете Земля.

  • Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
  • Национальность влияет на взаимоотношения людей?
  • Лица людей, каких рас и национальностей вам трудно различить?
  • Какие религии вы знаете?
  • Разные вероисповедания объединяют или разъединяют людей?
  • Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
  •  Как общаются между собой старые и молодые люди?

О человеке судят по тому, какая у него профессия, как он строит отношения в семье и с окружающими. Выделяют особенности речи, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры - весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

Упражнение  3 «Давайте пофантазируем...»

Цель:  научить подростков внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя.

Представим себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.).

  • Каким будет этот мир?
  • Как люди в нем будут жить?
  • Хорошо или плохо, что мы все разные?
  • Как жить в мире, где столько разных людей?

Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.       

Упражнение 4  «Учимся ценить индивидуальность».

Цель:    повысить самооценку учащихся.

      ?    А какие мы сами?

      ?    Чем мы отличаемся друг от друга?

   Рассядьтесь по кругу, у каждого есть бумага и карандаш.

               Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность. Ее можно и нужно ценить

           Напишите  о каких-то трех признаках, которые отличают его от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. (Информация должна носить позитивный характер.) Запишите  свои имена   и выполняйте задание (3-5 минут).

           Я буду зачитать записи вслух, а вы  будете отгадывать, кто автор утверждений.

       Люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг Другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.

Зачитываю по очереди листочки, вы   определяете автора, если это не удается сделать, то тот, чей листок прочитан, называет себя сам.

Если бы мы ценили собственную индивидуальность, нам было бы легче принимать инакость партнера.

Люди не похожи друг на друга. Только поэтому мы становимся интересными друг другу, находим нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.

Релаксация:                                                                                                                      

               Дети садятся на стульчики. Ноги и руки расслаблены, глаза закрыты.          Под сопровождение тихой, спокойной музыки, говорит: “Представьте себе солнечную полянку (пауза), на поляне много цветов (пауза), поют птички (пауза), летают бабочки (пауза), поляну окружают деревья (пауза) – березы, сосны, ели (пауза).  На поляне хорошо и уютно. Но нам пора назад. На счет три вы откроете глаза. Раз, два, три. Открыли глазки”. Затем происходить обсуждение увиденного детьми.                                                                        

Занятие третье.

Цель: Развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, осознание многообразия проявлений личности каждого участника в групповом взаимодействии. Познакомить учащихся с Декларацией принципов толерантности.

        Упражнение 1  «Мои положительные черты»

Цель:   научиться  отмечать,  видеть положительные черты в других.

              Ученики  садитесь в круг. Каждый  получит  карточку, на которой написаны его положительные качества, отмеченные одноклассниками. После вы   познакомитесь  с содержанием этих карточек.  А сейчас пусть поднимет руку тот, кого одноклассники считают добрым человеком... Вы видите, что в каждом из вас кто-то отметил доброту... Теперь еще раз прочтите то, что написано на вашей карточке. Все эти положительные качества в вас видят другие. Главная задача каждого — подтверждать своим поведением и делами все то положительное, что отметили в вас одноклассники.

  • Что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение?
  • Что вы сделаете с вашей карточкой после занятия?

 Постарайтесь сохранить эту карточку. В трудные минуты жизни прочтите то, что на ней написано, — и вам станет легче.

              Упражнение 2  «Формулируем  определение толерантности»                         Цель:  закрепить определение  толерантности.

Очень часто проблемы, с которыми сталкиваются ученики, это непонимание, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

Жизнь - театр, у каждого свои роли.

Запишите на листочке: КТО Я? И после этого напишите все свои жизненные «роли»:  ученик,  сын,  внук, друг, помощник и т. д.

               Давайте посмотрим на то, что вы написали. Можно наверняка добавить к списку ролей и «сосед», и «знакомый», и «пассажир»... У каждого из нас их очень много. Одни роли приходят и уходят, другие остаются навсегда. Одни нам нравятся, а другие нет, и мы хотим от них скорее избавиться.

              Например, попал мячом в окно, разбил стекло. Мама скажет: «Он маленький не подумал», а сосед скажет: «В десять лет мог бы догадаться, что стекло разобьется, взрослый уже!» Просто все нас воспринимают по-разному. А как мы сами ведем себя по отношению к чужим людям и родственникам?

       Например, мы увидели, что соседка несет тяжелую сумку.

  • Что сделаем? Поможем, даже если она и не просит о помощи.
  • А что бывает, когда мама просит вынести ведро с мусором или сходить в магазин?
  • Почему мы скорее помогаем чужому человеку и не всегда внимательны к просьбам родных?

         Если бы мы с большей долей терпения, уважения, предрасположенности,

симпатии, понимания относились друг к другу, то и роли в жизни нам исполнять было бы проще.

                На рубеже ХУШ-Х1Х веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ». Давайте определим, что значит «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

  • Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам.
  • Стремление к полноценной реализации своих способностей.
  • Умение понимать и познавать других людей.
  • Устойчивость жизненной позиции, ценностей и идеалов.

             Упражнение 3  «Волшебное озеро»

Цель:   дать разграничение понятий  уникальный  и неповторимый.

              Для упражнения понадобится шкатулка, в которую психолог заранее кладет небольшое зеркало круглой формы. Все  ученики  садитесь в круг и закрывайте глаза. Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в «маленьком волшебном озере», вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.                                                                                                                                        

После того как в шкатулку заглянет каждый, я  задам  вопросы:

  •  Как вы понимаете значение слова         «уникальный»?
  •  Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?         
  •  Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?         
  •  Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой  личности?

              Мы выяснили, что каждый человек — это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом «терпимость» является слово «толерантность». Давайте вслушаемся в это слово: «То-о-ле-е-ра-а-нт-ность».

  • Как, по-вашему, звучит это слово?

              Обратимся к Большому энциклопедическому словарю: «Толерантность — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».

Упражнение 4  «Дерево толерантности» 

Цель:  создать школу толерантности.

На листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева напишите, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «ДЕРЕВА ТОЛЕРАНТНОСТИ», узнают о проблемах в своей школе и не забудут  о «Дне толерантности».

              Упражнение  5  «Похвали себя и других»

Цель:  развитие способности делать приятное.

Ученики делятся на две подгруппы. Одна подгруппа образует внешний круг, другая — внутренний. Ученики стоят лицом друг к другу. Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы не увидим ничего положительного и в другом человеке.  Поэтому сейчас каждый должен сказать партнеру, что вам в нем нравится. Партнер, выслушав вас, должен сказать: «, кроме того, я...» — и продолжить говорить комплименты в свой адрес. Например, Саша говорит Вере: «Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде». Вера продолжает: «А, кроме того, я настойчивая, щедрая...» Затем Вера должна похвалить Сашу.

              После обмена комплиментами ученики, стоящие во внешнем круге, передвигаются по часовой стрелке и повторяют задание с новым партнером.

  • Что ты чувствовал(а), когда говорил(а) комплименты другим участникам?
  • Что ты чувствовал, когда тебе говорили         комплименты?
  • Легко ли было похвалить себя?

Релаксация «Подснежник».                                                                                                   

                         В лесу под сугробом спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки, чтобы не погибнуть от холода. Уснул до весны, (дети садятся на корточки, обнимая руками плечи, прижимая голову). Солнце стало пригревать, сильнее. Лучики солнца постепенно пробуждают цветок. Он медленно растет, пробиваясь сквозь снежный сугроб (дети медленно встают).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К Международному Дню толерантности. Приемы по воспитанию толерантности.

ВИКИПЕДИЯ: Международный день, посвящённый терпимости (на других официальных языках ООН: англ. International Day for Tolerance, исп. Día Internacional para la Tolerancia)...

Цикл классных часов по направлению Духовно-нравственное воспитание "Воспитание толерантности"

Здесь представлен цикл из трех классных часов,посвященных воспитанию терпимого отношения учащихся друг к другу, что способствует формированию позитивного, продуктивного климата в классном коллективе....

«Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания и воспитания толерантности детей»

Декоративно-прикладное искусство играет огромную роль в развитии детей. И это не только творческое развитие, эстетическое, духовное, но еще и патриотическое воспитание, а также воспитание толерантност...

Статья:"Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"

На основе давно сложившихся традиций в гимназии мы формируем мир отношений и общения детей и взрослых, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими. Наша школа возникла более 30 лет назад на пустом ...

статья "Воспитание толерантности как элемент воспитания общекультурной образованности"

На основе давно сложившихся традиций в гимназии мы формируем мир отношений и общения детей и взрослых, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими. Наша школа возникла более 30 лет назад на пустом ...