Разработки мероприятий
методическая разработка на тему
Разработки мероприятий в рамках реализации плана воспитательной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс на тему "Масленица" | 2.62 МБ |
Методическая разработка на тему "Народный праздник "Починки" | 29.56 КБ |
План воспитательной работы, 2015 год | 18.53 КБ |
Методическая разработка "Посиделки на Покров" | 27.63 КБ |
Сценарий мастер-класса | 1.09 МБ |
Разработка экскурсии "Русская изба" | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
«Починки»
Цели:
Познакомить с одним из народных праздников «Починки», способствовать формированию интереса к культуре и рукоделию; совершенствовать эстетические взгляды, способствовать развитию творческих способностей личности.
Задачи:
- знакомство с народным праздником «Починки»;
- познакомить учащихся с различными видами ручных работ;
- обобщить и расширить представления детей о рукоделии;
- создание атмосферы доброжелательности и сотрудничества, развитие творческого мышления;
- формировать у обучающихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.
Оформление и оборудование
На столах выложены швейные принадлежности, шкатулки с пуговицами, клубки ниток, бумага, лоскутки, нитки хлопчатобумажные, иголка, ножницы, шерсть и иглы для валяния.
Музыкальное оформление – фонограммы с народной музыкой.
План проведения мероприятия:
- Вступительное слово.
- Рассказ об истории праздника.
- Задания на смекалку, выполнения практических работ, творческое задание.
- Подвижные игры.
- Подведение итога.
1. Вступительное.
Ведущий. На свете существует очень много праздников многие из них, возникнув в глубокой древности, дошли до наших дней. Речь идет о народных праздниках, которые не отмечаются на государственном уровне, но их помнят и любят очень многие.
Наша сегодняшняя встреча посвящена тому, чтобы познакомить вас с интересным праздником «Починки». Что это за праздник, как его отмечали, вы сейчас и узнаете.
2. Сценарий праздника
Звучит фонограмма с народной музыкой.
Ведущий. Починки - известный народный праздник, который проходит 16 февраля. В этот день по русскому обычаю устраивали латание дыр в одежде. Вроде бы проза жизни, но наши предки умели из всего сделать праздник. Праздник будничного бабьего труда. А что для праздника надо? Собраться вместе, ознаменовать событие каким-то волшебным действом, например, гаданием, заговором приворотом — чисто женскими развлечениями, имеющими тайный смысл, А потом угоститься особым ритуальным блюдом, приготовленным специально для этого дня.
Ведущий. Накануне, 15-го, праздновали Сретенье, когда зима с весной встречаются, устраивались кулачные бои, деревня на деревню шла, брали выстроенные снежные крепости. Поэтому вслед за активным времяпровождением приходилось не один кафтан да тулуп в порядок приводить, да и пора было перед весной перебрать всю одежку, подготовиться к смене погоды.
О том, что необходимо было использовать для этого, мы узнаем в нашем первом задании.
Заддание 1.
Приглашаются 5 участников.
Ведущий. Я раздаю вам клубки ниток, внутри которых лежат записки с загадками. Ваша задача — размотать клубок, отгадать загадку.
- То назад, то вперёд ходит, бродит пароход.
Остановишь горе. Продырявит море.
(Утюг.)
- На полянке шерстяной. Пляшет тонконожка,
Из-под туфельки стальной
Выползает стёжка.
( Швейная машинка)
- Два братца — одно сердце.
( Ножницы)
- Тонка, длинна, одноуха, остра — всему миру красна.
( Игла)
- Кого с пола за хвост не поймаешь?
(Клубок)
Ведущий. Справная жена заранее собирала все, что нужно для Починок, и хранила с трепетной бережливостью в своем заветном ларце или большой шкатулке, где было много накоплено самых разных безделушек для рукоделия: тесьмы, ленточек, бантиков, золотых шнурков-завязок, бисера и разноцветных камушков, когда 16-го февраля этот ларчик тождественно открывался для обозрения всей семьи, над ним с затаенным дыханием и любопытством склонялись девочки — что за сокровища там припасены?
Задание 2.
Ведущий. А наше следующее задание покажет, кто из вас не только самый быстрый, но и внимательный. Перед каждым участником стоит коробка, в которую насыпаны различные пуговицы. Перед коробкой лежит одна-единственная пуговица. Как только зазвучит музыка, вы должны найти у себя в коробке по 10 таких же пуговиц, которые лежат на столе. Победителем же, конечно, станет тот, кто правильно и быстро выполнит задание.
Звучит фонограмма с народной музыкой.
Ведущий. Часто на Починки созывались и представители сильного пола. Их труд был иным подшить валенки, заделать кожей сапоги, привести в порядок лошадиную упряжь. Забрав свою половину требующих ремонта вещей, мужчины, как правило, уходили вглубь дома, поближе к
печке, а вся женская «часть населения» усаживалась у окошек, разделив
- между собой работу. Залатать старенькие кафтаны и фуфайки старались так искусно, чтобы стали лучше новых. В этом был весь смысл рукоделья
на Починки так исхитриться, чтобы заплатки выглядели украшением, чтобы люди со стороны сказали: «Что за мастер-портной шил? Ни у кого в округе ничего подобного нет!».
Ведущий. Недаром гласила народная мудрость: «Не все ходить в заново строченом, но иногда и в платаном», то есть заштопанном, заплатанном. Был и приговор специальный для Починок. Иголка сновала, а бабёнка нашептывала: «Не носить плаченого, не видеть злаченого. Ныне в рубахе простой, а завтра - что у царевны самой».
В верхнюю одежду под ту или иную заплатку обязательно зашивали монетку, причитая: «Придет времечко, и на счастье найдется эта копеечка», Когда наставал черный день, ощупывались кафтаны да телогрейки, извлекались денежки, которые бывали очень кстати, выручали семью - ведь раньше копейка была дорога.
Задание 3.
Ведущий. Следующее задание у нас будет изготовление заплатки в различных техниках. Необходимо разделиться на 2 команды при помощи жеребьёвки. Для одной понадобятся лоскутки, иголка с ниткой, мелкая монетка, бисер. А для другой непряденая шерсть, иглы для валяния, поролоновые губки. Представьте, что вы находитесь в крестьянской избе и штопаете заплатку. Пока звучит музыка, вы это задание должны выполнить.
- Перед началом выполнения задания дети повторяют технику безопасности при работе с принадлежностями для рукоделия.
(демонстрация призентации)
Динамическая пауза
КОНЧИЛ ДЕЛО, ГУЛЯЙ СМЕЛО», «ДЕЛУ ВРЕМЯ-ПОТЕХЕ ЧАС!» Давайте мы свами немножко отдохнём и поиграем в русскую народную игру «Пирог»
Игра «пирог»
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» Все поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его, да ешь.
Во время пения, при словах «высокинький» - поднимают руки вверх, «широкинький»- разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая «пирог».
Звучит фонограмма с народной музыкой.
Ведущий. Бытовало поверье, если кто-то из женщин 16-го февраля никому из близких ничего не зашил, не починил, весь год одежда домочадцев будет рваться, трещать по швам, казаться неприглядной. Так что отметиться с иголкой надо было во что бы то ни стало.
Очень почиталась в народе игла, бережно с ней обращались и ценили высоко, потому, наверно, поговорок и загадок об игле, да шитье немало сложено. Сейчас проверим, знают ли наши участницы загадки об игле.
Задание 4.
Ведущий. (Выдает каждой участнице карточки). На одной из карточек первая половина загадки, на другой – вторая половинка. Нужно составить полный текст шести загадок.
1. Держится подружка
За мое ушко,
Стежкою одною
Все бежит за мною.
2. Тонкий длинный паровозик
За собой вагоны возит,
Где проехал, дырки нет,
Только шпал и рельсов след.
3. Бежит свинка – золотая щетинка,
носочек стальной, а хвостик льняной.
4. Шагает мастерица по шелку и по ситцу,
очень мал ее шажок, а зовут его стежок.
5. Тонконогая Ненила
Всех одела – нарядила,
на самой бедняжке
даже нет рубашки.
6. Стальная лошадка,
хвостик нитяной,
мелькает птицей
по дороге ситцевой.
Звучит фонограмма с народной музыкой.
Ведущий. Сызмальства девочки помнили, что иголка не только весь белый свет помогает одеть, но и на сокровенные девичьи вопросы дает ответ. Поэтому шили девушки и вопрошали: «Иголка-сестричка, покажи мне личико суженого. Перед кем явлюсь не в латаном, а в сосватанном?». Или: «Иголка, иголка, на кого буду шить, кого буду любить?», «Иголка, иголка, справно сшивай, синичкой летай от меня к милому, крепко-накрепко, долго-надолго связывай!». От сосредоточенности на зеркальной поверхности иглы и от монотонной работы девицы впадали в особое состояние, в котором их «посещали» видения. А так как думали они о женихах, вот и являлся им суженый на кончике иглы.
Ведущий. Девушки с Починок начинали сшивать приготовленные лоскутки, набирая из них, выстегивая себе в приданое ватное или пуховое одеяло. Эта традиция сохранилась в деревнях до сих пор. А в городах искусные мастерицы создают настоящие шедевры, используя в работе разные по цвету, размерам и формам кусочки ткани. Если раньше в этой технике изготавливали в основном одеяла, то сейчас изделия из лоскутов находят применение в сувенирах, игрушках, одежде и других изделиях.
Задание 5.
Ведущий. Перед вами лежат картонные заготовки и отдельные элементы будущего лоскутного одеяла. Вам необходимо продикорировать готовое одеяла. Пока наши гости выполняют задание, предлагаю зрителям тоже поработать. Закончите предложенные пословицы или поговорки.
-Дома и стены ... (помогают).
-По одежке встречают ... (по уму провожают)
- На бога надейся ...(а сам не плошай).
- Семь раз отмерь ...(один раз отрежь,)
- Мал золотник ... (да дорог,).
-Без труда ... (не вытащишь и рыбку из пруда,)
- Один в поле…(не воин,).
- С миру по нитке …(голому рубашка).
- Дом вести …(не лапоть плести или не рукавом трясти).
-Не выбирай жених невест ... (выбери тещу).
-Один пашет, семеро ... (‘руками машут).
-Каков поп… (таков и приход)
Ведущий.
Заключительное слово ведущего.
Ребята сегодня я мы Вас познакомили с традициями ещё одного народного праздника «Починки». Как вы уже узнали обычаи и традиции русского народа в основном связаны и с календарем, с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами.
Ребята давайте повторим чем мы сегодня занимались на занятии? С какими новыми техниками рукоделия вы познакомились? Чем больше всего вам понравилось заниматься?
И теперь одна из этих традиций может стать вашей семейной. Традиции, с любовью и пониманием проводимые в семье, наполнят жизнь красотой и богатством, укрепят связь поколений. Приумножайте традиции и передайте их следующим поколениям!
Предварительный просмотр:
План воспитательной работе педагога отдела эстетики быта
Симон Натальи Владимировны
Детское объединение: «Художественное валяние из шерсти»
на 2015 – 2016 учебный год
№ п/п | Направления воспитательной работы | Мероприятие (название, форма) | Примерная дата проведения (месяц, год) |
Гражданско-патриотическое | Беседа «День народного единства» Посещение уголка Боевой славы. Беседа «23февраля» Беседа «9 мая» Акция - «Подарок своими руками» (изготовление сувениров). | ноябрь февраль май | |
Нравственное и духовное воспитание | Посещение музея декоративно-прикладного творчества «Жар-Птица», уголка Боевой славы, выставочного зала Центра детского творчества. | на протяжении всего учебного года | |
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству | Трудовая акция - уборка в учебном кабинете после занятия Подготовка и участие в мероприятиях «Страна рукоделия», «Профи-шоу» | на протяжении всего учебного года октябрь апрель | |
Интеллектуальное воспитание | Участие в научно - практической конференции «Будущий потенциал России» | апрель-май | |
Здоровьесберегающее воспитание | Проведение Инструктажей в детских объединениях, бесед на тему: «Здоровым быть здорово», просмотр фильмов по технике безопасности, проведение физ. минуток на занятиях в творческом объединении и проветривание классных комнат. | на протяжении всего учебного года | |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | Проведение бесед посвященных теме межнационального согласия и гражданского мира, на развитие социального партнерства, на предупреждение социальной агрессии в коллективе. | на протяжении всего учебного года | |
Культуротворческое и эстетическое воспитание | Подготовка, участие и посещение выставок: «Осенний листопад» «Мы на Севере живём» «Лучшая новогодняя игрушка» «Новогодний карнавал кукол» «Русь мастеровая» «Весенняя капель» | октябрь ноябрь декабрь декабрь март апрель | |
Правовое воспитание и культура безопасности | Проведение тематических бесед, учений и игр по основам безопасности, оказания первой медицинской помощи, проведение комплекса мероприятий по информационной и психологической безопасности, направленные на повышение правовой грамотности обучающихся. | на протяжении всего учебного года | |
Воспитание семейных ценностей | Организация и проведение мастер-классов посвященных Дню матери «Для тебя мама», Организация и участие праздников рукоделия для детей и родителей: «Кузьминки» «Новогодний калейдоскоп» «Починки» «Традиционные весенние праздники» | ноябрь ноябрь декабрь февраль март | |
Формирование коммуникативной культуры | «Игры на сплочение детского коллектива» Подготовка и участие в мероприятиях: «Страна рукоделия» «Ура, каникулы!» | на протяжении всего учебного года октябрь январь, март | |
Экологическое воспитание | Посещение «Живого уголка» и «Зимнего сада» центра детского творчества. | на протяжении всего учебного года |
Предварительный просмотр:
«ПОСИДЕЛКИ НА ПОКРОВ»
Пояснительная записка.
Данное мероприятие знакомит учащихся с народным декоративно-прикладным искусством, с его истоками. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость добросовестного труда, уважение и бережное отношение к человеку.
Цели:
- Пропаганда промыслов и ремесел, пробуждение интереса и приобщение учащихся к народной культуре, к декоративно-прикладному творчеству, пониманию его истоков;
- Воспитание уважения к истории народов, проживающих на территории нашей страны, воспитание национального самосознания;
- Формирование художественного вкуса, эстетического чувства.
- Развитие самостоятельной художественной деятельности, фантазии, творчества.
Демонстрационный материал:
Выставка творческих работ детей, выполненных на занятиях в творческом объединении, кружковых и факультативных занятиях: компьютерная презентация,
изделия народного декоративно-прикладного творчества;
Литературный ряд:
Народные придания, стихи, высказывания русских писателей, поэтов, художников, исторические справки.
Музыкальный ряд:
Народные песни, народная музыка, старинные русские песни, частушки.
Оборудование:
Демонстрационный экран, проектор, стенды, столы, магнитофон.
Шерсть, иглы для валяния. ;
1. Беседа по теме.
В старину люди по вечерам собирались на веселые посиделки: пели любимые песни, водили хороводы, рукодельничали. Вот ия сегодня приглашаю вас на наши веселые посиделки. Милости просим, гости дорогие!
1 октября по старому стилю, 14 октября по новому — праздник Покрова Пресвятой Богородицы Покров в народе считали началом зимы.
С Покрова крестьяне начинают конопатить свои избы, затыкают окна, приговаривая при этом: «Захвати тепло до Покрова», то есть почини избу, «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а меня добром».
В этот день в первый раз топят печки. Пекут блинцы. Это называется «запекать углы».
Покров – время посиделок. На них девушки пели частушки:
Скоро, девушки, Покров,
Скоро нам гуляночка.
Скоро, скоро заиграет
Милая тальяночка!
Кабы не было погоды –
Не крутил бы белый снег.
Кабы не было милого –
Не пошла б в беседу ввек.
- Откуда же пришёл этот праздник?
В 910 году жители Константинополя потеряли всякую надежду на спасение: враги окружили их город. Оставалось только молиться Богородице. И вдруг во время ночной службы во Влахернском храме в воздухе появилась Богородица Мария и, сняв с головы покров (платок), простёрла его над людьми, будто говоря им: «Не бойтесь, я с вами!» Поверив в победу, жители города прогнали врагов.
В память об этом событии и был установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы. ( репродукция картины В.Гурьянова «Покров. Икона. 1902г»)
Однако Константинополь далеко, и наши предки, русские крестьяне, никогда его не видели. Зато они были зорки и приметливы к окружающей их родной природе, а потому всё переиначили на свой древнерусский лад: в этот день уставшую землю Богородица покрывает первым снегом, кутает, баюкает её…И нет больше осенней грязи – земля становится белой, чистой.
«До обеда осень, а после обеда зима», - говорили крестьяне.
В этот день сжигали старые соломенные матрасы и лапти, приговаривая:
«Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров».
Потом всё мыли и чистили, а чтобы отогнать болезни, ребятишек обливали на пороге дома водой.(А.Рябушкин «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии» и «Сцена в крестьянской избе» неизвестного художника)
На Покров играли свадьбы: урожай убран, в хозяйстве достаток, появилось свободное время. Так что в день Покрова девушки пораньше бежали в церковь и ставили Богоматери праздничную свечу. Какая раньше других поставит, та первой и замуж выйдет. (репродукция картины Ю.Сергеева «Покров день. Красное село».)
Покров. Верно замечено. Покров землю покроет где листом, где снежком. На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается. С Покрова пряхи по ночам засиживаются. Покров - время начала посиделок.
Зазимье пришло - засидки привело.
Покров - конец хороводам, начало посиделкам.
На посиделки молодежь собиралась или поочередно в тех избах, где жили молодые парни и девушки, или на весь беседный период нанимали специальную избу.
Прясть собирались все девки по понедельникам, средам и пятницам. Девки собираются и прядут при лучине до полуночи, и кавалеры тут же, и родители уже не следят, потому как они работают. Парни нередко приходили с работою: лапти плели, веревки вили, а кто просто сидел с девушкой и крутил самопряху.
Любит русский народ озорную шутку
И на все найдет ответ в трудную минуту.
И пословицу сказать, и придумать басню
И загадку разгадать он великий мастер
Загадки, говорят, загадывать
Всегда любили наши предки.
Мы загадки знаем,
Мы их загадаем,
Раз у нас сегодня посиделки.
- Отгадывание загадок (2)
Загадки:
И у бабушки есть,
И у дедушки есть,
И у мамы есть,
И у папы есть,
И удочки есть,
И у внучки есть,
У коровы есть, у собаки есть,
Чтоб его узнать, надо вслух назвать.
(Имя)
Слаще меда, мягче пуха,
Отдохни — все шепчет в ухо.
Тот, кто будет с ней дружить,
Будет очень плохо жить.
(Лень)
Бежит свинка, истыкана спинка.
Круглая гора, что ни шаг, то нора.
На одной яме — сто ям с ямой.
(Наперсток)
Мы на них стоим и пляшем,
Ну, а если им прикажем,
Нас они бегом несут,
Подскажи, как их зовут.
(Ноги)
И комковато, и ноздревато, и кисло,
И ломко, а всех милей.
(Хлеб)
То худеет, то толстеет, а на весь дом голосит.
(Гармонь)
Сидит барыня в ложке, свесив ножки,
(Лапша)
В небе - дыра, в земле - дыра,
А посередине огонь да вода.
(Самовар.)
Что мокнет, когда сушит.
(Полотенце.)
Хоть мы сами не едим,
Но другим поесть дадим.
(Ложка.)
На сушку баранка похожа,
Но отгадка другая все же.
(Бублик.)
- А ну-ка, добры молодцы да красны девицы, составьте нам пословицы из двух частей. (3)
- «Без труда……………..(не вынешь рыбку из пруда)».
- «Делу время,………….(а потехе час)».
- «Любишь кататься……(люби и саночки возить)».
- «Глаза бояться,……….(а руки делают)».
- «Скучен день до вечера…….. (коли делать нечего)».
- «Землю красит солнце………..(а человека труд)».
- «Труд кормит…………………(а лень портит)».
- «Где терпенье……………….(там и уменье)».
- «Кто мало говорит…………(тот много делает)».
- «Сделал дело…………………(гуляй смело)».
- «Что посеешь…………………(то и пожнешь)».
- «Поспешишь…………………..(людей насмешишь)».
- А сейчас конкурс скороговорок «Мисс Трындычиха». (4)
И для всех гостей, званых да почетных, наш домовенок приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд?
Домовой: Коробок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей.
Итак, бой скороговорок разрешите нам начать. Кто-то пусть скороговорит, остальных прошу молчать. (Раздать участникам карточки со скороговорками, нужно произнести 3 раза с разными отношениями.)
Скороговорки.
- У осы не усы, не усищи, а усики.
- Мамаша Ромаше дала сыворотки из-под простокваши.
- Щетина у чушки, чешуя у щучки.
- У тети Тины — тюлевое платье.
- Шел с козой косой козел.
- У пенька пять опят.
- Чешуя у щуки, щетинка у чушки.
- На дворе погода размокропогодилась.
- Архип осип, Осип охрип.
- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
В старину не только пели и плясали, но и в игры русские играли.
( Динамическая пауза) (5)
ИГРА «ПИРОГ»
Дети стоят в двух шеренгах друг к другу лицом. Между шеренгами садится участник, изображающий «пирог» Все поют:
Да экий он высокинький,
Да экий он широкинький,
Да экий он мякошенький,
Режь его, да ешь.
Во время пения, при словах «высокинрький» - поднимают руки вверх, «широкинький»- разводят в стороны, «мякошенький» - гладят по животу. Сразу после слов «Режь его, да ешь» к пирогу бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснется «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остается изображать «пирог». Выигрывает команда, забравшая «пирог».
Молодцы, задорно поиграли-удаль свою показали!
Вот так веселился народ в старину.
А мы к столу всех приглашаем
Рукоделье начинаем.
В станину на Руси женщины должны были обеспечить всю семью одеждой. Девушка готовила себе приданое. К дню своего совершеннолетия она должна была иметь будничную и праздничную одежду, необходимое число скатертей, простыней, рушников и десятки метров холста для изготовления одежды мужу и детям.
А мы с вами сегодня на посиделках будем изготавливать валяные из шерсти цветы и листья. Готовыми цветами украсим жилет .
Войлоковаляние - древнейшее текстильное искусство, которое в наше время переживает поистине второе рождение, во многом превращаясь из жизненно необходимого ремесла в яркую форму художественного выражения.
История войлоковаляния уходит далеко вглубь веков. Первые войлоки найдены на территории современной Анатолии, они относятся к 3 тыс. до н.э.
Для многих народов, особенно кочевых, войлок был единственным известным видом текстиля и сопровождал человека всю жизнь. Люди спали на войлоке, одевались в войлочную одежду, коней укрывали войлочной попоной. Войлок оберегал от злых духов и вражеских стрел, спасал от зноя и холода..
С древних времен выработано два способа сваливания шерсти : это при помощи воды и мыла, и при помощи специальной иглы для валяния. Последний способ называется как вы уже знаете техникой фильцивания. Именно в этой технике мы с вами будем изготавливать декоративные цветы и листья для украшения жилета.
Педагог показывает презентацию по изготовлению полу объемных цветов и листьев в технике фильцевания. При этом обсуждает вместе с обучающимися все нюансы поэтапного изготовления цветов и листьев.
Приступая к выполнению изделия , обучающиеся повторяют технику безопасности при работе с острыми инструментами (ножницами, иглами)
6.Самостоятельная работа.
7. Итоговая часть
По завершению работы обучающиеся с изделием подходят к педагогу и украшают жилет цветами и листьями. Подводят итоги, анализируют и обсуждают готовое изделие. Повторяют и закрепляют теоретическую часть занятия.
рефлексия
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
В чем испытали затруднения?
Кому сегодня было легко?
Кому ПОКА было трудновато?
Кто доволен сегодня своей работой?
Как бы вы оценили свою работу?
Проговаривание критериев оценки. Самооценка. Дети поднимают карточки с самооценкой.
Мы сладко сегодня попели,
Откушали сладко не раз,
Но время кончать посиделки,
До встречи, друзья! В добрый час!
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Экскурсия в мини-музей «Русская изба»
Приобщать детей к истокам русской народной культуры необходимо с детства. Часто мы забываем о своих корнях, не знаем обычаев и народных праздников. С этой целью в детском саду был создан мини-музей «Русская изба» и создана система работы с детьми по этому направлению.
Детям очень интересны экскурсии в мини-музей, т. к. они узнают там много нового и интересного. Они с удовольствием рассматривают посуду из глины, слушают рассказ о том, как жили раньше люди. Задают очень много вопросов: почему дети спят в люльках, зачем нужна прялка и как с нею обращаться, почему у самовара и утюга нет провода и т. д. Невозможно на вербальном уровне объяснить ребятам значение давно вышедших из употребления слов, таких как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и т. д. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти вещи становятся знакомыми, узнаваемыми.
Цель: формирование личностной культуры у детей на основе ознакомления с особенностями материальной и духовной культуры русского народа.
Задачи: продолжать знакомить детей с бытом и жизнью русского народа, развивать у детей интерес к национальной культуре русского народа.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок, былин, заучивание пословиц, поговорок, рассматривание музейных экспонатов. Изготовление различных украшений на занятиях художественного творчества.
Словарная работа: изба, печь, горнило, лежанка, подпечье, ухват, люлька, кочерга, чугунок, веретено, лапти, кудель, самовар, красный угол,
Оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского быта, клубочек, русский народные костюмы, самовар.
Игра с лентой (в группе)
Вышел Ваня погулять
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать,
Кому ленточку отдать,
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись!
Воспитатель: ребята, вам понравилось играть в русскую народную игру «Вышел Ваня погулять»? А в старину было очень много интересного. Вы хотите отправиться в путешествие в старину? Поможет нам в этом клубочек, скажем ему вместе волшебные слова:
Ты катись, катись клубок,
Путь-дорожку укажи
С овражка на мосток
Только сильно не спеши
А мы пойдем за ним! (выходят за клубком из группы).
Вот мы и пришли! Догадались, ребята, куда мы с вами попали? (в русскую избу)
Ход экскурсии:
Дети заходят в музей «Русская изба», их встречает хозяюшка.
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу в мою избу! Горница у меня небольшая, а красивая какая! Проходите, проходите, хорошо все обглядите. А чтобы узнать, о чём мы сегодня будем разговаривать. Отгадайте загадку:
« Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
А зато, когда сыта
От Федоры теплота…» (печь)
Хозяюшка: Правильно, гости дорогие! Самое главное в деревенской избе – это печь.
Печь – без печи хата не хата. Печь была неотъемлемой частью жилища. Она служила источником тепла и света. Занимала большую часть дома. Даже загадка есть о печи: «Чего из избы не вытащишь?». На печке можно было спать, или лежать греться. Место, где люди спали на печи называлось полати. Складывали печь из кирпича и обмазывали глиной, а клал печь печник. Но на печи не только можно было спать и греться возле неё, а еще в ней пекли хлеб, готовили пищу. Этот рогатый ухват нужен был для того, чтобы горячий чугунок с супом или кашей вытащить, а эта лопата для того, чтобы хлеб из печи доставать.
Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна изба пирогами». По тому, какой была мастерицей хозяйка, судили о семье. И всё это хозяйство называлось бабьим углом. Здесь было всё, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить скотину. А готовить приходилось много, в то время семьи были большие. Посмотрите, что это стоит? Это посуда, которой пользовались люди. Сделана она из дерева, из глины. В них хранили продукты. А вот кувшин для молока, называется он крынка.
Хозяюшка: А еще в каждой избе был «красный угол». В этом углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем.
В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Красный угол - самое почётное место в доме. Человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название угла «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». В углу стоял стол и лавки, где располагалась вся семья.
Хозяюшка: Ой, ребята! Кто-то плачет в люльке. Как выдумаете, кто там? (ребёнок)
- Раньше, в старину, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее. Люльку закрывал полог. Это не просто ограждение от света и мух, а ещё и от злых духов препятствие. Строго-настрого запрещалось качать пустую люльку, якобы ребёнок будет спать беспокойно.
В русской избе почти все было сделано руками самих крестьян. Мебель была самодельная, деревянная, очень простая. Всё было сделано с любовью, передавалось из поколения в поколение.
Хозяюшка: Где русские хозяйки хранили одежду?
Дети: В сундуке (рассматриваем сундук)
Хозяюшка: Давайте в него заглянем.
- Чтобы сшить такие наряды девушки должны были вечерами рукодельничать, но вот беда - электричества не было и люди придумали что, кто мне скажет? (Лучину, свечи.)
- Что подставляли под свечи, чтобы они не падали и стол не пачкали (Подсвечники (рассматриваем, обсуждаем). Из чего делали лучину народные мастера? (Из щепочки, отколотой от полена).
Хозяюшка: Русский народ очень трудолюбивый. Летом в поле, в огородах трудились. Зимой пряли, шили, вязали, из дерева вырезали, рукодельничали, да лапти плели.
Хозяюшка: Вы, наверное, устали: много интересного узнали.
Присаживайтесь к столу, гости дорогие.
А на столе - выпуская жаркий пар древний чайник (самовар).
Да, любили люди из самовара чай попить. Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения.
А у меня для вас и угощение есть. (Хозяйка угощает детей пирогами, баранками, чаем и петушками.)
- Пора вам отдохнуть. А мне делами заняться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка мероприятия в 9-х классах в рамках недели английского языка
Данное мероприятие проводилось в рамках недели английского языка среди учащихся 9-х классов. От каждого класса была представлена команда из пяти человек. Были даны разнообразные задания по лексике, гр...
Разработка мероприятия на тему: "Девичья краса - русая коса".
Конкурсная программа...
Разработка мероприятия "Жизнь и творчество В.И.Даля"
Мероприятие, посвященное жизни и творчеству В.И.Даля может использоваться как для проведения внеклассного праздника, так и для урока...
Разработка мероприятия "Масленица"
Внеклассное мероприятие в рамках проекта "Народная культура в образвании"...
методическая разработка мероприятия "Языковой марафон"
Внеклассная работа является неотъемлемой частью современного процесса обучения, в том числе и обучения иностранным языкам. Она усиливает мотивацию учащихся, позволяет им проявить себя не только в рамк...
разработка мероприятия ко дню народного единства
День народного единства очень значим для нас всех!Ведущий 1:Добрый день, уважаемые гости! С 2005 года граждане России впервые начали отмечать праздник 4 ноября - День народного единства. В основ...
Разработка мероприятия
Разработка мероприятия ко дню леса...