Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы).
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему
Казахстан в годы в Великой Отечественной войны в 1941-1945гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klass_52.docx | 27.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс 5
Дата:
Тема: Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы.
Цель: показать значение Казахстана в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
Образовательная: создать условия для усвоения учащимися знаний о ситуации в Казахстане в годы Великой Отечественной войны, о роли Казахстана в победе над фашистской Германией и последствиях войны для Казахстана.
Развивающая: – отработать навыки выделения главного от косвенного, составления методов наглядной конкретизации мыслительных операций.
Воспитательная: создание условий для воспитания патриотизма, любви к своему Отечеству и гордости за свой народ и историю государства.
Наглядные пособия: карта Республики Казахстан, схемы-классификаторы по вопросам: Термины, даты. Глоссарий
Тип урока: комбинированный
Ход урока
I.Организационный момент (приветствие, проверка готовности учеников к уроку, проверка школьных принадлежностей) II.Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях III.Объяснение новой темы
КАЗАХСТАНЦЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Перестройка экономики Казахстана на военный лад.
Начало войны
18 декабря 1940 г. фашисткой Германией был разработан план по захвату СССР «Барбаросса».
Цель плана:
• Вероломное нападение и захват СССР.
• Завершение войны к осени 1941 г.
• Создание на захваченной советской территории рейхкомиссариатов:
1. Остланд (Белоруссия и Прибалтика).
2. Украина. З.Московия (Россия). 4. Кавказ. 5.Идель-Урал.
6. Гросс Туркестан (Большой Туркестан).
По плану «Барбаросса», главари фашисткой Германии рассматривали СССР как:
• «Искусственное и рыхлое объединение огромного числа наций»;
• «Этнический конгломерат, лишенный внутреннего единства».
Немецкая высшая разведывательная школа, прикрытаявывеской«Научно-исследовательский институт «Арбайтегемайншафт Туркестан», подготовила проект карты будущей колонии «Большой Туркестан». В нее были включены Казахстан, Средняя Азия, Татария, Башкирия, Азербайджан, Северный Кавказ, Крым, Синьцзян, северная часть Афганистана.
Экономические и политические задачи Герма-нии, по Меморандуму от 2 апреля 1941 года:
• Превращение страны Советов в колонию, а ее народов - в рабов.
• Беспощадное истребление советских людей по политическим и расовым мотивам.
• Образование мощной, сырьевой,
дополнительной и продовольственной базы для велико-германской империи».
22 июня 1941 года гитлеровская Германия вероломно, фашистские полчища без объявления войны, вторглись в пределы: Советского государства.
Отношение населения Казахстана к войне Начавшаяся агрессия фашизма всколыхну-; всю страну, в том числе и казахстанцев:
• Мысли и чувства казахского народа. выразил в следующих словах колхозные из сельхозартели «Енбек» Восточый Казахстанской области Рахим Кондыбаев «У казахского народа жив боевой Амангельды. В наших степях не перевелись лихие джигиты и добрые кони. Клянемся, что в Отечественной войне казахи о последней капли крови будут бороться против поработителей».
• Рабочие и служащие промысла Доссора также заявили, что в любую минуту готовы выступить на защиту священных рубежей первого в мире социалистического: государства.
• «Фашистский агрессор. гитлеризма волей советского народа, патриотическое -социалистической Родины будут уничтожены», - гласила резолюция митинга трудящихся села Вишневка Акмолинской области.
«Так как послать на фронт (из семы, некого, нет ни брата, ни сестры, поэту прошусь сача», - так писала в своем заявлении студентка Алма-Атинского медицинского института Маншук Маметова.
Военная мобилизация населения Казахстана
Ярким проявлением патриотизма народа явились массовые заявления трудящихся ( добровольном вступлении в ряды защитников Родины. В военные комиссариаты и партийные комитеты обращались ветераны Октябрьской революции и гражданской войны, коммунисты и комсомольцы, люди разных возрастов и профессий, представители различных национальностей.
• Развернулось всеобщее обязательное обучение военному делу. В республике получили военную подготовку свыше 2 млн. человек.
• На первом этапе войны в Казахской ССР были сформированы, обучены и отправлены на фронт 14 стрелковых и кавалерийских дивизий, 6 бригад.
• Формируемые составы в основном были многонациональными. Так, в состав Казахстанской 36-ой отдельной стрелковой бригады входили бойцы более чем 30 национальностей.
• В ряды сражающейся армии влились 1.196. 164 казахстанца.
• Более 700 тысяч трудящихся Казахстана были призваны в трудовые колонны, которые трудились на строительстве объектов оборонного значения Урала, Сибири.
• Более 700тысяч человек были мобилизованы в трудовые армии.
• За годы войны 27 военных учебных заведений подготовили 16 тыс. офицеров. В числе выпускников Чугуевского военного авиаучи-лиша, находящегося в годы войны в Чимкенте, был будущий трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб.
• Более 45 тысяч молодых казахстанцев были направлены в военные училища.
Тем самым, Казахстан обеспечил высокую мобилизационную готовность народа к защите своего Отечества. Самостоятельная рапбота учащихся с учебником, составить хронологическую таблицу участие казахстанцев в боях за Москву и Ленинград.
Казахстанцы на фронтах Великой Отечественной войны Битва за Москву (с 30 сентября - по 6 декабря 1941г.) С первых же дней Отечественной войны на всех фронтах советские воины, в рядах вторых сражались тысячи казахстанцев, если ожесточенные бои с фашистскими захватчиками. Оборона Бресткой крепости. героизм, невиданную падкость, непреклонную волю к победе заявили защитники Бреста -крепости на Буге, среди которых были представители более 30 наций и народностей СССР:
• Первыми удар вероломного врага приняли пограничники 485 застав, охранявших западную границу.
• У Тираспольской башни мужественно сражались бойцы взвода лейтенанта Алексея Наганова.
• Мужество и отвагу проявили защитники крепости - казахстанцы В. Фурсов, К. Турдыев, комсорг 204-го артиллерийского полка Ш. Чультуров и многие другие.
• В 1965 г. Бресткой крепости присвоено звание героя-крепости.
Проявление героизма казахстанцев с первых дней войны:
• 24июня1941г. -первыми южнее литовского г. Шяуляя вступили в бой солдаты, сержанты и офицеры 219-го стрелкового полка из Казахстана.
• В сентябре 1941 г. - в смертельном бою в роще Шумейково Полтавской области пал дивизионный комиссар, член Военного Совета Юго-Западного фронта уроженец Прииртышья Е.П. Рыков.
• Указом от 22 июля 1941 г. Президиума Верховного СССР присвоено звание Героя Советского Союза нашим землякам генерал-майору танковых войск К. А. Семенченко и контр-адмиралу Черноморского флота, сыну гурьевского учителя Л. А. Владимирскому.
Казахстанцы в боях за Москву. Советские Вооруженные Силы, преодолев огромные трудности, выстояли, сумели мобилизоваться и нанесли врагу первое крупное поражение под Москвой.
• Большую роль здесь сыграла прославленная 316-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора И. В. Панфилова и полкового комиссара Л. С. Егорова, сформированного в г. Алма-Ате. С 26 октября по 18 ноября они мужественно сражались с врагом под Москвой. 18 ноября пал смертью храбрых генерал Панфилов.
Закрепление. Устный фронтальный опрос.
1. Какие изменения произошли в экономике Казахстана перед Великой Отечественной войной? Чем можно объяснить стремление масс к труду в тот период?
2. Как вы понимаете процесс перестройки экономики Казахстана на военный лад?
3. Как шла военно-мобилизационная работа в казахстанском тылу?
4. Какова была роль науки и искусства в годы войны?
5. Дайте характеристику перестройке экономики Казахстана на военный лад.
Рефлексия: что нового вы узнали сегодня на уроке? Что интересного было на уроке?
Домашнее задание: параграф 13 внимательно читать. Выучить даты, глоссарий, ответить на вопросы в конце параграфа.
Оценки за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов (1945 год).
Методическая разработка классного часа патриотической тематики. Расчитана на учащихся 8-9 классов. Основной целью является расширение знаний учащихся о героизме советского народа в годы Великой Отечес...
«Они приближали Победу. Подвиг учёных физиков в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов»
Методическая разработка урока – конференции по физике для учащихся 8, 10 классов....
Методическая разработка. Проект: «Кронштадтские форты на защите Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Военная история нашей страны полна героики, истинного патриотизма, насыщена интереснейшими, драматическими событиями и представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дает богатейший матер...
Классный час «Вклад тувинских добровольцев в ход ВОВ 1941-1945гг», посвященный 75 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Воспитательное мероприятие для кадетов 7 "в" класса ГБОУ "РШИ "ТКК"Подготовила воспитатель Монгуш С.Э....
Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»
Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...
Разработка урока "Подвиг защитников и жителей города Ельни в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года"
Урок посвящён событиям 1941-1943 годов на Ельнинской земле, которая была освобождена героическими усилиями солдат, партизан, ополченцев и жителей этого края. Их подвиг оценён правительством и навсегда...
Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»
Мероприятие нацелено на формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же труженик...