Разработка урока "Подвиг защитников и жителей города Ельни в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 года"
план-конспект урока по истории (7 класс)
Урок посвящён событиям 1941-1943 годов на Ельнинской земле, которая была освобождена героическими усилиями солдат, партизан, ополченцев и жителей этого края. Их подвиг оценён правительством и навсегда остался в памяти ельнинцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs_fomenkovoy_g.a.docx | 35.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ельнинская средняя школа №2 им. К.И. Ракутина
Методическая разработка урока истории в 7 классе на тему:
«Подвиг защитников и жителей города Воинской славы Ельни в годы Великой Отечественной войны»
Выполнила: Фоменкова Галина Алексеевна,
учитель истории, обществознания и немецкого языка
Ельня, 2016 год
Тема урока: «Подвиг защитников и жителей города Воинской славы в годы Великой Отечественной войны »
Образовательные цели: расширить знания учащихся о боевом и трудовом подвиге жителей города Ельни в годы Великой Отечественной войны и сформировать представление о городе Воинской славы и его достопримечательностях.
Задачи: Образовательные: - продолжать знакомство с героическими страницами истории края; - знакомство с военными памятниками города Ельни.
Развивающие: - уметь самостоятельно работать с материалами книг и СМИ; - использовать навыки самоорганизации своей работы; - усилить коммуникативные свойства речи (экспрессивность, выразительность…);
Воспитательные: - воспитывать у подрастающего поколения чувства уважение, восхищение и гордости за великие победы и героизм жителей города Ельни в Великой Отечественной войне 1941-1945 годах;
- продолжить формирование представления учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;
- воспитывать уважение молодёжи к подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;
- способствовать формированию у молодёжи готовности к защите Родины патриотизма, любви к Родине и ответственности за будущее нашей Родины, нашего города.
Тип урока: комбинированный с элементами проектной и ИКТ- технологий.
Формы и методы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная, интерактивная; проблемно-поисковый.
Планируемые результаты (предметные): - овладение знаниями об истории своего края в годы Великой Отечественной войны и подвиге защитников и жителей города Ельни в 1941-1943 годах.
Личностные результаты: - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
Универсальные учебные действия (метапредметные результаты):
регулятивные - самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения;
познавательные – владение навыками познавательной деятельности и разрешения проблем; проявление готовности и способности к самостоятельной и ответственной информационной деятельности;
коммуникативные – умение продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе групповой работы, учитывать позиции другого; владение языковыми средствами: умение чётко, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме.
Основное содержание темы: боевой и трудовой подвиг жителей города Ельни в годы Великой Отечественной войны, достопримечательности города Воинской славы.
Информационно-методическое обеспечение урока:
карта Ельнинского района, фотографии, презентации, записи песен, выставка книг, карточки с вопросами и заданиями.
В гуле вьюги смертельной,
В диком визге шрапнельном
Вознеслись высоко на гвардейских штыках
Подвиг города Ельни,
Сила города Ельни,
Слава города Ельни,
Что не смолкнет в веках!
А. Панасечкин
Сценарий урока:
1. Организационный момент.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися - подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе - способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задача: создать положительный эмоциональный настрой;
Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные
2. Подготовка к восприятию проблемы – актуализация знаний.
Звучит запись песни «С чего начинается Родина».
Учитель предлагает учащимся по песне и эпиграфу к уроку сформулировать тему урока. (Заслушиваются все варианты учащихся).
В результате выбранной темы учащиеся формулируют учебную задачу урока.
3. Стадия осмысления.
Цель:
- вспомнить тех, кому мы обязаны жизнью, формирование основ патриотического самосознания и любви к Отечеству
Задачи:
• воспитание у учащихся любви и уважения к защитникам Отечества, чувства благодарности и памяти к воинам-освободителям;
• развитие стремления к познанию истории своего народа в Великой Отечественной войне;
• развитие эмоционально-нравственной сферы, чувства гордости за доблесть и отвагу ельнинцев в победе над фашизмом.
Учитель: - Мы часто слышим такие слова: совершил героический поступок, совершил подвиг, патриот. А что мы подразумеваем под этими определениями? - Что такое подвиг? Что такое героический поступок? - Кого называют героем, патриотом?
Одна группа учащихся даёт определение, другая приводит примеры героических поступков.
Учитель: Ребята, а что вы знаете о подвиге защитников и жителей нашего города в годы Великой Отечественной войны?
1). Боевой героизм защитников города Ельни в годы Великой Отечественной войны:
а).Ельнинская наступательная операция 1941года; б). Второе освобождение города Ельни (презентация).
2). Ельня – родина Гвардии (приём синквейн:
- Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
- 1-я строка – существительное (название темы).
- 2-я строка – два прилагательных (определение темы).
- 3-я строка – три глагола, показывающих действия в рамках темы.
- 4-я строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение автора к теме.
- 5-я строка – вывод, завершение темы, выраженной любой частью речи.
Например: 1.Конституция РФ 2.Пятая, демократическая 3.Устанавливает, гарантирует, обязывает 4.Хорошо бы все соблюдали 5.Основной закон государства)
3). Партизаны и ополченцы в борьбе против оккупантов на ельнинской земле (Презентация).
Учитель: Страшная картина предстала перед бойцами, когда они вступили на территорию Ельнинского района. Фашисты уничтожили тысячи патриотов, оставили после себя груды развалин… Но они не сломили волю ельнинцев, их веру в возрождение счастливой жизни на своей родной земле.
Прошла война, прошла страда, Но боль взывает к людям: Давайте, люди никогда Об этом не забудем!
А.Т.Твардовский
Вспомним тех, кому мы обязаны жизнью, мирным небом над головой. (Минута молчания).
4). Ельня - город Воинской славы: а). презентация; б). «приём «ПОПС-формула»: П - позиция (в чём заключается ваша точка зрения): «Я считаю, что …» О – обоснование (на чём основываетесь, довод в поддержку вашей позиции): « … потому, что… »;
П – пример (факты, иллюстрирующие ваш довод): «… например, …); С – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции): «… поэтому …».
Выступление может состоять из нескольких предложений и занимать 1-2 минуты).
5). Подвигам жить в веках: как ельнинцы чтут память погибших защитников и героев своей земли (о памятниках города Ельни (презентация).
4. Закрепление знаний и умений:
Цель, которая должна быть достигнута учащимися - учиться создавать опорный конспект
Цель, которую ставит перед собой учитель - выяснить, насколько правильно учащиеся поняли новый материал.
А). Викторина: «Знаете ли вы, … ?) (учащиеся делятся на группы и дают ответы на вопросы по теме урока);
Физкультминутка: Отложите ненадолго свои работы и карандаши, пришло время отдохнуть. Раз – поднялись, потянулись. Два – согнулись, разогнулись. Три- в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть – за парту тихо сесть.
Б). Составление кластора (группового или индивидуального по теме урока)
5.Итоги урока. Рефлексия:
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.
Методы организации работы: словесные.
Методы стимулирования: похвала.
Методы оценивания: самооценка, отметка.
С помощью метода «Микрофон» подводим итоги урока: в импровизированный микрофон учащиеся делятся своими впечатлениями, оценивают выступления одноклассников.
6. Домашнее задание: Мини-сочинение «Письмо сверстнику о героях-ельнинцах».
Образовательные ресурсы:
1.Ельня. Рождение гвардии. Составитель И. Д.Михаленков. М., «Московский рабочий».1975
2.В.С.Орлов, А.В.Чернобаев. Города Смоленщины. Ельня. Смоленское книжное издательство, 1955.
3. М.В.Воробьёв, В.В.Усов. Подвигам жить в веках. – 2-е, доп.изд. – Смоленск: Московский рабочий. Смол. отд-ние, 1985. – 319 с.
4. Справочник учителя истории и обществознания / авт.-сост. Т.И.Сечина и [др.]. Волгоград: учитель, 2015.-219с.
5. Ельня // Великая Отечественная война, 1941-1945 : энцикл. / гл. ред. М. М. Козлов. - М. : Сов. энцикл., 1985. - С. 259.
6. 8.Ельня // Города России : энциклопедия / [под ред. Г. М. Лаппо]. - [Репр. изд.]. - Москва, 2008. - С. 134. - (Золотой фонд).
7.Ельня [Электронный ресурс] http://srgvs.ru/elnya-v-vov // Союз городов воинской славы [Сайт]. - Режим доступа : http://ordenrf.ru/geroi-rossii/goroda-voinskoy-slavy/elnya.php
8.https://ru.wikipedia.org/wiki/Ельня
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечер памяти, посвященный защитникам и блокадникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. "Как вы выдержали?"
Вечер памяти, посвященный защитникам и блокадникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. "Как вы выдержали?"Эпиграф:Что мы пережили, расскажет историк,Был сон наш тревожен, и хле...
Информационно-исследовательский проект" Наши родные- защитники Родины в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г."
Наша работа о наших родных, которые защищали нашу Родину в годы Великой Отечественной войны 1941-1945г.г....
«Они приближали Победу. Подвиг учёных физиков в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов»
Методическая разработка урока – конференции по физике для учащихся 8, 10 классов....
Методическая разработка. Проект: «Кронштадтские форты на защите Ленинграда в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Военная история нашей страны полна героики, истинного патриотизма, насыщена интереснейшими, драматическими событиями и представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дает богатейший матер...
Казахстан в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы).
Казахстан в годы в Великой Отечественной войны в 1941-1945гг....
Трудовой подвиг тружеников города Балаково и Балаковского района в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Творческий урок по теме "Единство фронта и тыла" в годы Великой Отечественной войны...
Сетевой проект «Краеведческий веб-квест «Город Балашов в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.»» как средство разработки и реализации творческого взаимодействия обучающихся г. Балашова
Проект разработан с целью привлечение обучающихся к изучению значения города Балашова в годы Великой Отечественной войны, повышение интереса обучающихся к изучению истории родного края через сет...