Сценарий "Праздник русской старины"
учебно-методический материал на тему
Сценарий "Праздник русской старины"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_prazdnik_russkoy_stariny.docx | 33.56 КБ |
Предварительный просмотр:
«Посиделки в русской избе»
( Зал оформлен под русскую избу. Вдоль стены стоят лавки, покрытые домоткаными половиками, посреди «избы» стоит стол с самоваром)
Муз. 1. СЛ.1
(звучит русская народная мелодия, в зал входят дети )
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые! Рада вас видеть в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будет праздник большой, праздник радостный! По обычаю, да по-старинному посиделками называется.
Праздник так и называется - посиделки в русской избе! Пригласила я гостей со всех волостей.
Сегодня на занятии мы попробуем представить, как на Руси проводили свободное время, обучали молодых, соревновались в остроумии, смекалке, сообразительности, красноязычии.
Всему этому способствовали произведения устного народного творчества, с некоторыми из них мы уже знакомы.
Слайд 2. (Фото избы.)
Когда работа в поле и по хозяйству была окончена, собирались наши предки: мужчины и женщины, юноши и девушки, старики и дети в большой избе, которую и строили специально для того, чтобы в ней могла собираться вся деревня, все кому хочется.
Слайд 3. (Фото печи).
Так вот, собирался и стар, и млад в избе, центром которой была… (Дети хором: - Печка!) Да, русская, теплая, и уютная печка.
Слайд 4. (Фото печи).
И…
Ой, погодите! Никогда на Руси не было невеж. Давайте и мы последуем примеру наших предков. Ведь русские славятся своей приветливостью, гостеприимством. Посмотрите, сколько гостей сегодня в нашей «горнице».
Слайд 5. (Фото горницы).
Хозяйка: А сейчас посте, как в стразли гости и ха. Пожалуйте, гости дорогие! Будьте, как дома! У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.
Учитель 1: Гости-люди подневольные, где посадят, там и сидят
Хозяйка: Проходите, гости дорогие! Гостю - почёт, хозяину - честь!
Учитель 2: Туда голуби летают, где их привечают!
Хозяйка: Давно вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Учитель 3: Дома сидеть - ничего не высидишь. Решили мы на людей посмотреть да себя показать!
Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие! А мы вас уже заждались!
Учитель 4 : Благодарствуем за приглашение!
Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно? Всем ли места хватило?
Учитель1: Гостю-то, известное дело, хватило места, а не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка: В тесноте да не в обиде! Ребята, давайте с другом поздороваемся!
(дети здороваются)
Хозяйка: Ещё раз здравствуйте, люди добрые, гости званные да желанные!
В старину, и сейчас гостей встречаем
Вкусным, румяным караваем!
Хозяйка: Вот какой знатный каравай! Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба - соли, гости дорогие!
( звучит музыка 2,
девочки 8 «Б» кл. в русских костюмах вносят каравай и угощают им присутствующих)
( исполнение песни «Каравай»)
Каравай, каравай
Выпекай, выпекай!
Каравай, каравай
Всех гостей угощай!
Хозяйка: Вот какой знатный получился каравай! Как полагается, по русскому обычаю, отведайте хлеба - соли, гости дорогие!
А теперь будем праздник русский продолжать!
Будем петь, шутить, играть!
Небылицы.- сл. 6
Ну а дальше начинались забавы. «Небылицы в лицах, сидят в теремах светлицах, щелкают орешки, да творят насмешки!» О каком жанре пойдет речь? (Ответы детей: небылицы).
И сейчас мы вам небылицы расскажем!
Егор: Здорово, кума!
Никодим: Здорово, кума! Откуда идешь?
Егор: С Кудыкиных гор.
Никодим: А как у вас, кума, поживают?
Егор: На босу ногу топор надевают.
А лошади наши с усами,
Бегают в подполье за мышами.
Никодим: Да это же кошки!
Егор: Комара тебе в лукошке!
Наши кошки живут в гнезде,
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор: «Как! Кар!»
Никодим: Да ведь это же вороны!
Егор: Мухомор тебе вареный!
Наша-то ворона ушаста,
В огороды шастает часто.
Скок да скок через мосток,
Белым пятнышком хвосток!
Никодим: Да ведь это же зайчишка!
Егор: В нос тебе еловая шишка!
Наш зайчишка под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит!
Никодим: Да ведь это налим!
Егор: Нет, не налим!
Мы про налима так говорим:
Хозяйка: Как у нашего соседа
Весела была беседа,
А у нас на весь двор
Еще лучше разговор:
- Утки
Дети : В дудки!
Хозяйка: Кошки
Дети: В ложки!
Хозяйка: Тараканы
Дети: В барабаны!
Хозяйка: Чайки
Дети: В балалайки!
Хозяйка: Кукушки
Дети: В колотушки!
Хозяйка: А веселые скворцы
Заиграли в бубенцы!
Играют, играют,
Всех потешают!
Скоморохи –сл.7
Ребенок: Инструменты возьмем в руки
И, чтоб не было здесь скуки,
Мы сыграем при народе:
« Калинку-малинку!»
«Муз.3» - русская народная песня
(исполняет детский ансамбль русских народных инструментов + балалайка)
Хозяйка: Молодцы, позабавили меня, но и я в долгу не останусь!
Отгадайте-ка, ребятки,
Музыкальные загадки!
Морщинистый Тит
Всю деревню веселит!
Что это за Тит?
Дети: Гармошка
Хозяйка: А теперь немножко
Поиграем на гармошке.
( муз. 4, дети имитируют игру на гармошке)
Хозяйка: А вот моя вторая загадка:
Деревянная девчонка
Петь умеет звонко- звонко.
А ну-ка, угадай- ка, что это?
Дети: Балалайка.
(муз.5, дети имитируют игру на балалайке)
Хозяйка: Этот славный инструмент
Отгадаете в момент!
Звук у неё громкий, чёткий!
А зовут её ТРЕЩОТКА!
(муз. 6, дети имитируют игру на трещотке)
Хозяйка: Заиграет инструмент – слышат все в один момент!
То ребята – молодцы! Удалые БУБЕНЦЫ!
(муз. 7, дети имитируют игру на бубенцах)
Хозяйка: Ребята, я слышу какой-то шум за дверью… Кто –то, видимо, опоздал на наши посиделки.
( в зал вбегают две соседки, говорят, перебивая друг друга)
Соседки: Вы слыхали? Вы слыхали?
Хозяйка: Что слыхали? Ничего не пойму…
Вы, соседки, отдохните,
Да все толком расскажите.
Соседка 1: У Иванова двора
Загорелася вода.
Всем селом пожар тушили,
А огонь не загасили.
Соседка 2: Пришел дедушка Фома,
Расседая борода,
Он народ погнал в овин,
Затушил пожар один.
Соседка 1: Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной,
Что тушил он бородой!
Хозяйка: Проходите, соседушки, в нашу горницу. С нами посидите, отдохните. Ребята, а такие вот стишки в старину назывались нескладушками! – сл.8
«Чепуха»-частушки- русская народная мелодия
Хозяйка: Вы послушайте, ребята,
Нескладуху будем петь.
На дубу свинья пасется,
В бане парится медведь!
Дети: Хи-хи-хи! Ха-хаха1
Чепуха, чепуха!
- На заборе чепуха
Варила варенье.
Увидала паука-
Потеряла зренье!
Дети:
- На столе лежит арбуз,
На арбузе - муха!
Муха злится на арбуз,
Что не лезет в брюхо!
Дети:
- На горе верблюд пасется
В белых вышитых штанах.
А за ним блоха несется
На высоких каблуках!
Дети:
Соседки: Нескладушки дружно пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь себе мы все
Дружненько похлопаем!
Хозяйка: Спасибо, ребятки, за частушки потешные! А теперь ещё загадку послушайте!
- Какими инструментами можно щи хлебать?
Дети: Ложками!
Хозяйка: Встречайте новых гостей праздника – ансамбль ложкарей «Горошина»
( ансамбль исполняет композицию «Вишня»)
ИГРЫ С Лукошком – сл.9
Частушки – сл.10.
ЗАГАДКИ – сл11
СКАЗКИ – сл.16
Хозяйка: Где песня льется,
Там легче живется!
Самое время сеть нам весёлую русскую народную песню! Сл17
( дети исполняют свои песни)
Хозяйка: Но в старину на посиделках не только пели да плясали, но ещё и трудились. И в моей горнице работа найдется. Пока мы пели, мой котенька - коток все клубочки с нитками размотал. Нужно клубочки смотать, чтобы можно было вязать.
Ну – ка, девицы - рукодельницы, выходите,
Свое уменье покажите!
( игра «Намотай нитку в клубок») – муз.
Хозяйка: Девочки поработали! А мальчики нам сейчас покажут русскую народную игру «Петушки»!
( игра «Петушки») – муз.
Хозяйка: А теперь, ребятки, самая-самая трудная загадка, слушайте:
Срезали ветки острыми ножами,
Запела каждая семью голосами.
Что же за инструмент получился?
Дети: Дудочка.
Хозяйка: Заиграли дудки,
Дудки-самогудки !
(дети имитируют игру на дудочке)
Хозяйка:(достает дудочку)
Ой, ду- ду, ой, ду –ду,
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку отдала! (отдает дудочку ребенку).
Как без дудки, вот беда,
Ходят ноги не туда,
А как дудочку почуют-
Сами ноженьки танцуют!
Хозяйка: Что вы, гости, тут сидите?
Аль плясать вы не хотите?
В круг скорее становитесь,
Крепче за руки беритесь! Сл. 18 -Змейка
( ставлю детей в 4 хоровода – змейку)
(«На зеленом лугу»- русская народная песня) – играет Н.В.
Воспитатель 1: Ох и здорово мы повеселились, поиграли, попели! Старину свою родную русскую вспомнили!
На этом наши русские посиделки подошли к концу! У русского народа свои традиции, своя культура, где многогранно раскрывается характер и быт людей. Давайте подведем итог всему сказанному. Какие жанры устного народного творчества мы сегодня вспомнили? (Ответы детей: небылицы, пословицы, потешки, игры, считалки, загадки, частушки, сказки). Вот какими умельцами-мастерами были наши предки! И постарайтесь, как говаривали на Руси, «Славу ее множить!», чтобы все, что прозвучало сегодня на занятии, не забылось, а узнали бы об этом и дети ваши, и внуки, и правнуки…
Хозяйка: Ведь не красна изба углами, а красна - пирогами! Видите,
Самовар уже пыхтит,
Мне на ушко говорит:
«Пора к столу приглашать,
Гостей чаем угощать!» сл.19
Дети: Любим чай мы с пирогами,
С сахарными кренделями!
Хозяйка: Самое время почаевать! Но сначала скажем друг другу «До свидания!» Понравилось вам на празднике? Ещё придёте?
Теперь проходите в другую горницу, садитесь за столы дубовые, скатерти узорчатые, да угощайтесь на здоровье! (дети уходят в класс на чаепитие.)
( муз. Дети уходят красиво из змейки в класс)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Слава русской старине!
Интеллектуально-познавательная игра по истории древней России...
"Путешествие по страницам русской старины"
Внеклассное мероприятие для 5-классников, сопровождаемое презентацией с заданиями....
Внеклассное мероприятие "Слава русской старине"
Показ особенностей быта и традиций русского народа в игровой форме- игра "Колесо истории".Мероприятие направлено на воспитание патриотизма, чувства гордости за свой родной край, на сохранение культурн...
Игра-соревнование"Слава русской старине! Слава нашей стороне!"
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов во время проведения декады истории в школе. Способствует закреплению и обобщению знаний по истории России в 9-15 в.в....
Исторический вечер для старшеклассников "Слава русской старине"
Интеллектуальный вечер по истории. Такой вечер можно провести на методической неделе истории. На вечере создается атмосфера русской старины, ученики в русских национальных костюмах....
Экскурсия в "Музей русской старины".
Экскурсия в "Музей русской старины", созданный при Поздеевском СДК....
«Слава русской старине»: быт и нравы русских людей XVII века. Урок-проект по курсу Истории России в 7 классе.
Конспект и презентация урока-проекта по Истории России в 7 классе. Дидактические материалы....